Повышение зарплаты министерство обороны в году. Гражданский персонал военного ведомства россии вновь ждет положенную премию. Реальные цифры и расчет зарплаты

Предельная рациональность и эффективность расходования бюджетных средств - главная цель замминистра обороны Татьяны Шевцовой. Фото предоставлено пресс-службой Министерства обороны РФ

Министерство обороны - крупнейший бюджетополучатель в Российской Федерации. Система финансирования, а главным образом освоения денег у военного ведомства очень объемна и чрезвычайно сложна. Львиная доля государственных денег тратится на перевооружение, примерно 55% от той суммы, что Минфин РФ перечисляет российским военным. Остальные 45% идут на боевую учебу и поддержание боеготовности, всестороннее тыловое обеспечение сил ВКС, флота и войск, строительство объектов военной инфраструктуры и жилья для военнослужащих, денежное довольствие, исполнение социальных программ и на поддержание мобилизационных запасов и мобилизационной структуры. Всего на нужды обороны уходит каждый пятый рубль из бюджета страны, это 3,3 трлн руб., что составляет 4,2% от ВВП.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА

Несколько дней назад заместитель министра обороны Татьяна Шевцова начала встречу с военными обозревателями в своем кабинете с информации о кассовом исполнении расходов федерального бюджета военным ведомством. По ее словам, в 2013 году было освоено 99,6% денежных средств выделенных Минобороны, в 2014 году этот показатель достиг 99,96%, и в ушедшем 2015 году он был несколько ниже, на уровне 99,85%. В прошлом году Минобороны не освоило 2,9 млрд руб. и вернуло их государству, потому что некоторые поставщики не выполнили заказы по поставкам вооружения. Эти деньги Минфин предоставит в распоряжение военного ведомства, как только продукция, недопоставленная предприятиями-должниками, будет готова к отгрузке.

Из-за кризиса, ставшего следствием резкого падения цен на энергоносители, и введенных экономических санкций стран Запада по отношению к России исполнение бюджета в 2015 году было поставлено под угрозу. Министерству обороны РФ даже пришлось незначительно сократить свои расходы. Военным финансистам удалось провести большую работу по их оптимизации. Эти действия позволили в полном объеме предоставить денежные средства на развитие и финансирование ключевых направлений в жизнедеятельности Вооруженных сил. Социальные обязательства были исполнены в запланированном объеме. Более того, не было сорвано ни одного мероприятия по обеспечению повышения интенсивности боевой подготовки и проверки боеготовности всех видов и родов Вооруженных сил России.

За прошлый год был создан новый вид вооруженных сил – Воздушно-космические силы, сформировано новое Объединенное стратегическое командование «Север», проведено около 4000 различного уровня учений и проверок боеготовности, военные игры «АрМИ 2015» и другие состязательные, патриотические и экспозиционные мероприятия. Наполеон говорил: «Деньги – кровь войны». Дополнительной нагрузкой для военных финансов стала операция в Сирии, но надо отдать должное Генштабу и профильным ведомствам, за 2015 год затраты на нее не вышли за рамки бюджета Минобороны.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНОБОРОНЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО БЮДЖЕТА

В этом году Минобороны вышло с предложением по комплексному формированию своего бюджета. Предусматривается разделить его на базовые расходы, направленные на выполнение задач военного строительства в ближней и дальней перспективе, и расходы на внезапно возникающие оперативные задачи. По предложению Министерства обороны любой секвестр расходов на национальную оборону должен рассматриваться только через призму надежного обеспечения безопасности государства.

«Мы считаем, что любое решение о сокращении той или иной статьи оборонного бюджета должно быть обосновано через призму угроз национальной безопасности и получить одобрение Совета безопасности. Данное решение поддержано президентом РФ», – рассказала Шевцова.

В этой связи организована работа по разработке базовых показателей военного бюджета, которые жестко синхронизируют между собой сроки, мероприятия и объемы их финансирования, отметила замминистра.

ЖИЛЬЕ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

На 1 января 2013 года числилось более 49 тыс. очередников-«распоряженцев» на получение постоянного жилья, главным образом для военнослужащих, увольняемых в запас по выслуге лет. Некоторые из очередников отказывались по тем или иным причинам от предоставляемых им квартир. В бюджете Министерства обороны даже появилась статья «расходы на содержание построенных, незаселенных жилых площадей». В связи с этим было принято решение перейти на жилищные субсидии, при помощи которых количество «распоряженцев» за два года снизилось до 5 тыс.

В 2015 году Минобороны перешло на системное, плановое обеспечение жильем. По сути, очереди на получение жилплощади больше нет. Есть категория военнослужащих, увольняемых в запас, которых необходимо обеспечить квартирами по выслуге лет.

К категории «распоряженцев» относятся военнослужащие, подлежащие увольнению в запас, но не получившие жилье или финансовую субсидию для его приобретения. В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» они не могут быть уволены до момента исполнения положений этого закона, их выводят за штат, но они числятся в списках части и получают денежное довольствие на уровне последней занимаемой ими должности, в соответствии с воинским званием и выслугой. Эти военнослужащие находятся в распоряжении командира части до их увольнения в запас, отсюда и происхождение самого термина.

Им также может предоставляться субсидия для приобретения жилья. На эти цели в 2014 году было потрачено 26,5 млрд руб. В 2015 году на эту статью было выделено 37 млрд руб., в новом году планируется выделить 45 млрд руб.

При получении постоянного жилья учитываются следующие нормативы. На одного военнослужащего, состоящего на действительной военной службе или уволенного в запас, выделяется 33 кв. м жилой площади. Семье из двух человек предоставляется жилое помещение площадью 42 кв. м. Если семья состоит из трех и более человек, на каждого члена семьи выделяется дополнительно 18 кв. м жилой площади. Военнослужащим в чине полковника и выше, капитана 1 ранга и выше, командирам воинских частей и выше по должности предоставляется дополнительно 15 кв. м жилья. К категории, имеющей право на такую же дополнительную жилую площадь, относятся военнослужащие, которые имеют почетные звания, и преподаватели средних и высших военных учебных заведений, военных кафедр в государственных образовательных организациях.

Размер субсидий на приобретение жилья определяется из расчета стоимости такового, равной 35 915 руб. за квадратный метр. Также в соответствии с выслугой вводится поправочный коэффициент, увеличивающий сумму субсидии. При выслуге от 10 до 16 лет он равен 1,85; при выслуге от 16 до 20 лет повышается до 2,25; для тех, кто прослужил от 20 до 21 года – 2,375. Военнослужащим, имеющим выслугу 21 год, предоставляется коэффициент 2,45; если срок превышает 21 год, то за каждый дополнительный год службы к указанному коэффициенту прибавляется 0,075. При этом максимальный коэффициент не может превышать значение 2,75.

В 2015 году был продолжен курс на монетизацию льгот. Так, по инициативе Минобороны был значительно повышен размер компенсации за аренду жилья. Сейчас размер этой компенсации устанавливается не в твердой сумме, как это было раньше, а в зависимости от стоимости найма жилого помещения в конкретном субъекте Российской Федерации, где военнослужащий проходит службу. Так, в Москве эта цифра для семьи из четырех человек составляет 40 тыс. руб., а в Екатеринбурге, к примеру, – 23 тыс.

На 1 сентября 2015 года было 75 тыс. очередников на получение служебного жилья, а на 1 декабря их осталось только 9 тыс. При этом Минобороны продолжает строить ведомственное жилье, но уже не в обстановке острой его нехватки. Главным образом строительство ведомственного жилья затрагивает гарнизоны, расположенные в небольших населенных пунктах и вне таковых.

ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ И ЗАРПЛАТЫ

С 2012 года индексация денежного довольствия военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, не проводится, но благодаря эффективной организационно-штатной политике удается повышать денежное довольствие в абсолютном цифровом значении и держать его не ниже уровня средних заработных плат ведущих отраслей российской экономики.

Несмотря на то что в 2016 году не избежать секвестра военного бюджета, выплата денежного довольствия военнослужащим будет обеспечена в полном объеме. В 2015 году его средний уровень составил 62,2 тыс. руб. В текущем году снижение этого показателя не будет допущено. Все ранее введенные надбавки будут сохранены, они предусмотрены для военнослужащих, занимающих командные должности, выполняющих водолазные погружения, работы по разминированию, личный состав премируется за выполнение норм налета, а также прыжков с парашютом, за высокий уровень физической и профессиональной подготовки и т.д. Таким образом, перечисленные надбавки позволяют военнослужащему увеличить свое денежное довольствие до 50%.

Выполняется 597-й указ президента о повышении зарплат для гражданского персонала. В 2015 году на эти нужды было потрачено 7,9 млрд руб., 50% денег государство выделило из бюджета страны, вторую половину нужной суммы удалось изыскать из средств, уже отпущенных Минобороны. Средняя зарплата в минувшем году составила: для работников учреждений культуры 42,4 тыс. руб. (94,7% от средней зарплаты по стране); у педагогов общего образования 67,7 тыс. руб. (201,6% к среднему уровню в России); преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования 58,7 тыс. руб. (121,2% соответственно); для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений 56,8 тыс. руб. (175,4%); для научных сотрудников научно-исследовательских учреждений 65,7 тыс. руб. (150,2%), у врачей 52,9 тыс. руб. (142,2%), у медсестер и фельдшеров 32,3 тыс. руб. (93%), у санитаров 19,9 тыс. руб. (58,9%). В 2016 году снижения зарплат гражданского персонала не будет.

Татьяна Шевцова также рассказала о грядущем сокращении госслужащих военного ведомствана на 10% в соответствии с указом президента. Она отметила, что это сокращение затронет только центральный аппарат Минобороны. И будет проводиться за счет вакантных позиций.

В 2015 году пенсии увеличены на 7,5% в денежном выражении, это от 600 до 1,5 тыс. руб. на пенсионера. С 1 октября увеличена та часть денежного довольствия, которая учитывается при расчете пенсии, – если на январь 2012 года это было 54%, получаемой военнослужащим в месяц, то на сегодняшний день это уже 66,78%.

В феврале 2016 года планируется индексация на 4%, это уже заложено в бюджете. Рассчитываться пенсия будет от 69,45% денежного довольствия военнослужащего перед увольнением в запас. Общее повышение пенсии по сравнению со значениями годичной давности составит порядка 12%. Средний размер военных пенсий на 1 февраля 2016 года достигнет 22,8 тыс. руб.

ИЗМЕНЕНИЯ В КОМПЛЕКТОВАНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Как военное ведомство исполняет 604-й указ президента о комплектовании Вооруженных сил контрактниками, можно проследить по динамике изменения соотношения военнослужащих, набранных по закону о всеобщей военной обязанности, и теми, кто служит в Вооруженных силах по контракту.

На сегодняшний день выполнение этого указа снято с контроля, потому что график набора контрактников соблюдается, кроме того, необходимость в этом графике уже отпала. По данным Минобороны, сейчас на действительной военной службе состоит более 350 тыс. контрактников, что составляет более половины всей численности личного состава. В настоящее время численность набора контрактников регулирует Генштаб, исходя из реальной потребности в военнослужащих определенной военно-учетной специальности. Увеличение доли контрактников среди военнослужащих обусловлено велением времени, современная техника и новейшее высокоточное вооружение требуют высокой квалификации специалистов, работающих с ними. За короткий срок службы призывников можно подготовить лишь резервиста, чье обучение по военно-учетной специальности необходимо будет в дальнейшем продолжить во время краткосрочных военных сборов. Наличие многочисленного мобилизационного резерва является важным фактором для обеспечения обороноспособности страны на случай войны, поэтому от комплектования войск по призыву полностью отказываться нельзя. Кстати, по числу резервистов и в системе мобилизации Россия имеет преимущество по сравнению с блоком НАТО в целом.

ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА «О ГОСОБОРОНЗАКАЗЕ»

В современных условиях, когда есть острая необходимость в быстром и качественном перевооружении, Минобороны было вынуждено авансировать предприятиям от 50% до 80% сметных сумм по контрактам на поставку вооружений. Татьяна Шевцова рассказала, что с этого года военное ведомство перейдет на поквартальное финансирование гособоронзаказа(ГОЗ).

Тем не менее некоторые предприятия ОПК не всегда выполняют свои обязательства в рамках ГОЗ. Минобороны России была организована работа с Росфинмониторингом, в результате чего у некоторых предприятий было выявлено нецелевое использование бюджетных средств. Финансовые средства могли тратиться на производство другой продукции, не связанной с ГОЗ, вкладываться в ценные бумаги, векселя, направляться на обслуживание кредитов и т.д. Когда выделенные на ГОЗ средства заканчивались, предприятие обращалось в Минобороны за дополнительным финансированием.

Изменения, внесенные в Закон «О гособоронзаказе», были инициированы Минобороны, чтобы исключить случаи нецелевого расходования бюджетных денег. При подготовке поправок учитывалась инвестиционная роль военного ведомств в экономике страны. В новой трактовке закона были предусмотрены прямые запреты на нецелевое расходование контрактных денег, создавалась система межведомственного контроля за денежными потоками, предназначенными для исполнения ГОЗ.

В первом квартале 2015 года завершилась подготовка нового закона, во втором квартале он был принят Государственной думой. Формально с 1 июля он вступил в силу, но фактически начал действовать лишь с 1 сентября. Основными действующими лицами межведомственной комиссии стали Минобороны, ФАС, Росфинмониторинг, Счетная палата и Банк России. Был учрежден институт из девяти уполномоченных банков, была создана система спецсчетов, предназначенных для обслуживания только ГОЗ, каждому контракту присваивается свой идентификационный номер, позволяющий отслеживать по нему все движения финансов, комплектующих, материалов и конечных изделий. Начиная с 1 сентября 2015 года по настоящее время через новую систему платежей прошло 439 млрд руб. За 4 месяца апробации этого закона не выявлено ни одной ошибки в его подготовке, соответственно пока в поправках нужды нет.

«Фактически военное ведомство сегодня выступает как государственный заказчик, обеспечивая предприятиям как текущее финансирование, так и гарантированный сбыт продукции, мотивируя их к созданию рабочих мест и развитию производственных мощностей, а также формируя источник уплаты социальных платежей», – отметила заместитель министра обороны РФ.


На сегодняшний день уже существует достоверная информация о размере повышения окладов и зарплат гражданскому персоналу министерства обороны Российской Федерации

По состоянию на сегодняшний день уже вполне четко можно судить о том, на сколько повысятся оклады гражданского персонала министерства обороны, служащих Вооруженных сил Российской Федерации. Эта информация носит достаточно серьезный и объективный характер, так как опирается на документы проекта бюджета 2018-2020, заключение профильного Комитета по обороне Государственной Думы и выступление министра финансов Антона Силуанова на парламентских слушаниях по бюджету в Совете Федерации.

Новости, надо сказать, не утешительные… Рассказывая предысторию вопроса увеличения денежного содержания гражданского персонала министерства обороны, заметим, что оно давным давно не повышалось таким образом, что на него можно было бы достойно существовать. Одно время гражданским выплачивали премию по приказу 1010, которая являлась хорошим материальным подспорьем и давала какую - то стабильность в вопросе денежного обеспечения. Но, в последнее время, выплаты премии по приказу 1010 постепенно сходят на «нет» и носят смехотворный характер. Квартальные премии по этому приказу порой не превышают 2000 рублей и выплачиваются с задержкой. С нарастанием проблемы выплаты 1010 обострились и проблемы низких окладов гражданских служащих.

Достаточно сказать в этом аспекте, что большинству служащих поднимали оклады только после принятия правительством соответствующих постановлений о повышении МРОТ. И повышали опять «тютелька - в - тютельку». То есть на копейки.

Были и многочисленные обращения и многочисленные петиции как к должностным лицам министерства обороны, так и к профсоюзу гражданского персонала. Но воз и ныне там. Такой вот пустой и безрадостный воз гражданских.

Необходимо отметить, что гражданский персонал на своих должностях отнюдь не бездельничает, а выполняет достаточно широкий спектр задач. Но оплата этого труда не идет нив какое сравнение с оплатой и денежным довольствием военнослужащих.

Итак. вернемся к проекту бюджета 2018-2020. На сколько планируется повысить денежное содержание гражданских. Всего на 4%. Это следует и из заключения Комитета по обороне Госдумы. Если после прочтения бюджета еще оставались сомнения в этом вопросе, то теперь их нет. Да, на 4%

Проектом федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрены следующие бюджетные ассигнования (по данным Реестра): на 2018 год – 233,8 млрд. рублей; на 2019 год – 235,8 млрд. рублей; на 2020 год – 245,3 млрд. рублей.

При этом учитывалась ежегодная индексация оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 г. – на 4,0%, с 1 октября 2019 г. – на 4,0% и с 1 октября 2020 г. – на 4,0%.

В этой связи Комитет по обороне отмечает, что в период с 2014 года по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти (за исключением категорий, подпадающих под «майские указы»). При этом с 1 января 2015 года по 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), вырос на 40 % (с 5 554 рублей до 7 800 рублей). Отсутствие решений об индексации фондов оплаты труда для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций «силового блока» в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

Комитет подчеркивает, что обеспокоен таким копеечным повышением, которое ничего не решит в вопросах материального обеспечения гражданских. Но, похоже, дальше «беспокойства» дело не продвинется, как и было все последние несколько лет. Еще одной нерешенной проблемой станет уравнивание труда специалистов низкой квалификации и высокой, что тоже носит несправедливый характер.

Возмущает и огромный перерыв в индексации:

Ежегодная индексация оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 г. – на 4,0%, с 1 октября 2019 г. – на 4,0%.

И вообще, непонятно откуда появился такой разрыв.

Хочется пожелать гражданским вселенского терпения и скорейшего решения этих вопросов!

Реклама

Гражданский персонал Минобороны РФ играет немаловажную роль в работе всего ведомства. Правда, заработная плата гражданских работников практически в 3 раза меньше нежели оклад военнослужащих, что заставляет задуматься о повышении данной цифры или начислении премии.

Напомним, что в октябре 2010 года Министром обороны был выдан приказ о дополнительном материальном стимулировании работников в виде ежеквартальных премий. Однако, если первое время эти выплаты составляли значительные суммы, оправдывающие низкую ставку, с 2016 года они не превышают третьей части основной зарплаты.

Возможными причинами снижения суммы дополнительной премии называют неправильное распределение выплат фонда среди различных категорий работников и рост штатной численности Вооруженных Сил до 6 тысяч человек, и сокращение финансирования при этом. По состоянию на 1 июля 2017 года численность гражданского персонала уже насчитывала 889.423 человек.

По словам заместителя министра обороны Татьяны Шевцовой, в 2017 году бюджет Министерства обороны России сокращен на 6%, что составляет около 100 млрд. Несмотря на это, учитывая тенденции последних лет и численность гражданского персонала МО РФ, дополнительная премия в третьем квартале 2017 года будет составлять около 3,542 рублей. Так что невоенным сотрудникам военного ведомства России сами стоит определить – достойная премия начислена властями или все-таки…

Порядок начисления, а также правила определения размера выплаты определяется порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Итак, дополнительная премия гражданскому персоналу относящемуся к военному ведомству Российской Федерации была введена с 3 октября 2010 года Приказом о дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации от 26.07.2010 г.

Согласно данному приказу военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил из бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие и на оплату труда, надлежит выплачивать дополнительные премии по результатам службы.

Для справки: в последние годы размер так называемой «тринадцатой» зарплаты гражданского персонала МО РФ значительно сократился. Если в 2012 году премия в среднем составляла 30 000 руб, информирует comandir.com., то в первый и второй квартал 2017 года работники Вооруженных Сил получили на руки около 4 000 руб.