Святой благоверный князь вячеслав чешский. Благоверный князь вячеслав чешский Есть ли святой вячеслав

Вячеслав - от. др. русск. большая слава, стар. Вечеслав.

Производные: Вячеславка, Слава, Славуня, Славуся, Славуха, Вяча, Вава.

Народные приметы.

В день Вячеслава обрызгивают детей на пороге из решета - для отвода порчи, сглаза, наговора, вообще для здоровья.

Характер.

Вячеслав крепок, вынослив физически, чего не скажешь о его душевной стойкости: он обидчив, раздражителен, после вспышки гнева обычно испытывает неловкость, становится тихим, покладистым. В семейной жизни надежен, помогает жене, занимается детьми. Но...

Святые с именем Вячеслав согласно православному календарю 2020 поминаются 10 раз в году .

Ближайшие именины Вячеслава

Как правильно определить духовного покровителя и день именин Вячеслава по православному календарю? В качестве вариантов можно рассматривать:

  • по дню рождения;
  • по дню наречения (восьмой день жизни);
  • по дню крещения (сороковой день жизни);

Случается, что в конкретный день не указаны имена святых или день рождения Вячеслава не совпадает с днем поминания “его” святого. Тогда просматривают святцы на три дня вперед от дня рождения или крещения, и определяются с выбором - днем именин Вячеслава по церковному календарю будет считается ближайший поминальный день святого Вячеслава.

Именины Вячеслава в январе

Именины Вячеслава в феврале

Именины Вячеслава в марте

Именины Вячеслава в июне

Именины Вячеслава в августе

Именины Вячеслава в октябре

Традиционно христиане называли детей строго по уставу церкви, поэтому путаницы между Именинами с Днем Ангела не было. Сегодня не все различают эти две памятные даты.

День Ангела Вячеслава – это день его крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного.

А Именины имени Вячеслава – это день почитания одного из святого с именем Вячеслав.

Святые покровители Вячеслава - мужчины с большой силой духа. Их жизни были самоотверженно отданы Богу. Именины Славы - день памяти одного из святых с именем Вячеслав.

Что подарить 🎁 Вячеславу на именины

Талисманом Вячеславов являются такие камни, как:

  1. Топаз. Он считается символом рациональности и мудрости.
  2. Яшма. Она почиталась в христианстве вследствие своей способности отгонять от человка негатив.
  3. Янтарь. Он является символом вдохновения и оптимизма.

Таким образом, в качестве подарка Вячеславу на именины можно подарить такие вещи, как:

  • кулон с одним из вышеперечисленных камней;
  • картина из янтаря;
  • перстень с топазом;
  • настольный набор из яшмы;
  • браслет с одним из камней;
  • шахматы, созданные из яшмы или украшенные янтарем.

Вышеперечисленные подарки могут не только стать хорошим напоминанием о празднике, но и оберегом. Он поможет его владельцу преодолевать трудности, бороться с неприятностями и легко устранять проблемы, которые так или иначе возникает перед каждым на его жизненном пути.

Поздравления 🥳 с именинами для Вячеслава

Тебе желаю, Вячеслав,
Чтоб ты всегда успешен был,
Умен, силен, могуч и здрав,
Чтоб ты в достатке, в мире жил!

Поет пусть весело душа,
А сердце тонет пусть в любви!
Пускай жизнь будет хороша,
Счастливо, Вячеслав, живи!

Поздравить Славу мы хотим
С днем христианских именин.
По имени - наиславнейший,
Но не стремишься быть главнейшим

Ни в дружбе, ни в больших делах.
Во всем на равных ты правах!
Помочь охотно согласишься,
Полезным быть всегда стремишься.

Но тот поддержку не найдет,
Кто за чужой стремится счет,
То есть за Славин, прокатиться,
С таким не станешь ты мириться.

Средь нас ты самый справедливый!
Хотели б, чтоб ты был счастливый,
Успешный, радостный и вольный -
И Ангелом своим довольный!
...

Пусть добрый ангел хранит тебя,
Пускай удача не проходит мимо,
Будь весёлым, жизнерадостным всегда,
Просто, Славик, будь счастливым.
В день именин поздравленья принимай,
Тебе станцуем мы весёлый Каравай,
Здоровья пожелаем, успехов и везенья,
И всегда отличного настроенья.
...

Тебе я, Славик мой, желаю
На праздник именин чудесный
Судьба тебя чтоб баловала,
И жизнь была бы интересной.

Пусть будет твоё утро добрым,
И полон будет день успеха.
Пусть будет каждый день наполнен
Весельем, счастьем, звонким смехом.

Святые покровители 😇 Вячеслава по церковным святцам

В Церковном православном календаре - месяцеслове собраны имена святых, которые были прославлены за подвижническую жизнь.

Каждый христианин может узнать памятью какого подвижника освящен день его рождения. Чтобы найти ответы на важные вопросы собственной жизни и осознать, какое предназначение уготовано ему самому, имеет смысл ознакомиться с подробностями жития и подвижнических подвигов “своего” святого.

† Вячеслав Инфантов, священномученик, иерей

Священномученик Вячеслав Инфантов родился в 1883 году в деревне Мордовское Афонино Самарской губернии. Отец Александр Инфантов работал писарем.

Вячеслав закончил духовную семинарию. После этого его рукоположили в сан священника, выделив один из местных приходов. В 1930 году Вячеслава Инфантова обвинили в антисоветской агитации. Из-за этого он провел около 6 месяцев в Самарской тюрьме.

Через некоторое время Вячеслава Инфантова задержали повторно вместе с Александром Трапицыным и другими. Их обвиняли в создании подпольной церковно-сектантской группы, занимающейся контрреволюционной деятельностью. 21 декабря 1937 году было принято решение о расстреле, который состоялся 8 января. Захоронен священник в общей могиле в Куйбышеве.

Канонизация Вячеслава Инфантова состоялась в 2000 году.

Поминание священномученика происходит 14 января и 12 августа в составе Собора Самарских святых.

† Вячеслав Луканин, священномученик, диакон

Священномученик Вячеслав Луканин родился в 1882 году в Перми. Его отец был священником. Молодой парень получился образование в духовной семинарии. После этого был назначен регентом хора. Спустя определенный период времени Вячеслав решил переехать в Кизел.

Благодаря Луканину местный кизелский хор сумел завоевать лучшего в своем районе. Вследствие этого регент получил большое количество разнообразных наград.

В 1912 году Вячеслав Луканин получил сан диакона. После женитьбы у него родилось 9 детей. Младшая дочь пришла в этот мир спустя 14 дней после смерти собственного отца.

Трагическая смерть произошла в Невьяновске. Именно здесь с марта 1918 года служил Вячеслав Луканин. Однажды перед праздником регент организовал со своим хором встречу для обсуждения дальнейших планов. Вследствие довольно длительной беседы они засиделись до ночи, вследствие чего и нарушили действующий комендантский час. Это послужило формальной причиной ареста. Его осуществил отряд красногвардейцев.

Через день хор во главе с регентом привели к храму. Все нарушителей заставили рыть могилы. Перед своей смертью Вячеслав Луканин попросил о возможности помолиться, из-за чего ему разрешили зайти в церковь. В тот час «красные» срывали иконы, уничтожая тем самым интерьер храма. Регент, несмотря на происходящее вокруг него, стал молиться, прося Господа о благоразумии солдат. В этот момент один из них осуществил выстрел в спину Вячеслава.

К лику святых Луканин был причислен согласно решению Собора РПЦ в 2002 году.

† Вячеслав Чешский, князь, страстотерпец

Священномученик Вячеслав Чешский более известен, как Вацлав. Он был князем Чехии, сыном князя Вратислава и Драгомиры. Вячеслав воспитывался бабушкой, которой была святая княгиня Людмила. Она придерживалась норм благочестия и любви к славянскому обряду. Учителем будущего князя был пресвитер Павел. Его обучением занимался святой Мефодий.

Благодаря хорошему образованию, Вячеслав владел несколькими языками - старочешский, латинский и греческий. С ранних лет он был всесторонне развит.

В 920 году князь Вратислав был убит в сражении с уграми. Вследствие этого престол занял Вячеслав. Несколько лет после этого он находился под опекой своей матери. Она убила Людмилу, которая постоянно боролась с аскетически-религиозными предпочтениями сына. Впоследствии Драгомира была изгнана.

Аскетически-религиозные наклонности Вячеслава касались не только его личной жизни, но и государственного правления. Князь решил отказаться от пыток и смертной казни. Кроме этого, он сделал большое количество дел, которые помогли укрепиться в Чехии христианству. Именно благодаря Вячеславу мощи святого Вита были перенесены в столицу. Для их хранения был построен величественный готический собор.

Знать страны была недовольна политикой Вячеслава. Это обострилось после того, как князь признал себя вассалом короля Генриха I Птицелова. Таким положением дел воспользовался его брат - удельный князь Болеслав I, осуществивший государственный переворот. 28 сентября 935 года он совершил убийство Вячеслава, что произошло на праздник перед дверью в церковь. Сведений о том, что случилось с Збраславом - сыном князя - до наших дней не дошло.

Народ считал Вячеслава мучеником. Именно поэтому Болеславу I пришлось перенести его мощи в собор. Старостерпец вместе с княгиней Людмилой с того времени считаются покровителями Чехии. С того времени почитание этих святых передалось и в Киевскую Русь.

или 935 ?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры .

Память 4 марта , 28 сентября .

Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же - в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия , святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

Отец его, князь Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924 - 925 был под опекой матери, Драгомиры , убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим , монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии . Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу , построил для них великолепный храм во имя святого Вита .

Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова ), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I , государственный переворот.

28 сентября 935 в г. Старом Болеславе на празднике св. Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма. Над его сторонниками в Праге была учинена жестокая расправа. Судьба сына Вячеслава, Збраслава, неизвестна.

Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенес его мощи в Прагу , похоронил их в церкви святого Вита (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта ).

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии .

Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия - все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,- позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба - в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев .

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Ин тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1

С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.


https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Дни памяти святого Вячеслава Чешского приходятся на 11 октября и 17 марта. В основном данные о князе переработаны из церковных источников. Существует мало подлинной информации о существовании его как человека. Это дает основание утверждать историкам, что личность мифическая.

Житие святого Вячеслава Чешского

Князь Вацлав Борживой, дед Вячеслава, был первым христианином княжеского рода во второй половине десятого столетия. Согласно преданию, Сватоплук, который правил соседней страной Великой Моравией, позвал в гости Борживоя. Князь Вацлав рассердился, потому что ему подали гостинцы на полу, хуже собак. Хозяин, видя гнев, объяснил, что он не может обедать рядом с язычником, потому что придерживается христианской веры. Князь Вацлав заинтересовался православием, а затем его вместе с женой Людмилой окрестил равноапостольный Мефодий.

За время правления Чехией супруги внесли весомый вклад в распространение христианства:

  • возводили храмы;
  • приглашали славянских священников;
  • жертвовали денежные средства на благие дела.

Князь Вацлав скончался молодым. Престол занял старший потомок Спытигнев, а после его гибели Братислав, отец Вячеслава, матерью была Драгомира.

Мать князя, княгиня Людмила имела большое влияние на сына и занималась воспитанием внуков Вячеслава (Вацлава) и Болислава. Отец Братислав погиб в бою с венграми, поэтому бразды государственного правления перешли к княжне Людмиле, так как внуки были маленькими. В борьбе за власть невестка Драгомира подослала к княжне наемных убийц, которые ее задушили собственной вуалью. Согласно историческим данным Вячеслав не смог простить матери убийство бабушки и сослал ее в крепость. Княгиня Людмила причислена к лику святых.

Князь Вячеслав был воспитан бабушкой в традициях православной веры:

  • отличался умом и хорошо учился;
  • он освоил три языка — старославянский, латинский и греческий;
  • заботился об образовании, покупал маленьких детей язычников, находящихся в рабстве, и вручал на воспитание священным служителям.

Князь Вацлав перенес останки Вита в Пражский храм, который построил в его честь. Он отличался великим благочестием и добротой. Страной управлял разумно, ответственно и справедливо. Князь уважал духовенство и достаточно средств жертвовал на украшение храмов, трудился для укрепления христианской веры. Время правления Святого Вацлава было периодом роста чешской государственности.

Католические духовники не могли смириться с дальнейшим распространением православия и настроили против него знатных особ и родственника Болеслава. Чтобы лишить жизни родного брата, он позвал его на крестины сыны. Князь Вячеслав не поверил окружению о том, что готовится заговор и отправился на праздник. Болеслав пошел с оружием на него, но тот, не желая гибели брата, оттолкнул его и ушел. У церковных ворот князя Вячеслава поджидали убийцы, один из которых воткнул копье.

Тело долго не погребали, почти три дня оно пролежало на месте убийства. Это обстоятельство вызвало большие волнения в народе. Драгомира, получив весть о гибели сына, предала его земле в княжеском дворе.

После убийства князя Вячеслава его брат Болислав начал борьбу с православием, требовал проводить службы на латинском языке, навязывал католическую веру. Через три года чувство вины и раскаяния заставили его перевезти останки брата в Прагу. Мощи Вячеслава Чешского находятся в соборе Святого Вита.

Князь Вячеслав — покровитель Чехии

Князь Вячеслав и его бабушка Людмила считаются покровителями Чехии. «Святой Вацлав, князь земли чешской” так начинается древний гимн страны. Он заслужил большую любовь народа, останки святого стали местом поклонения. Шлем, меч и панцирь служат священной реликвией. День смерти 11 сентября является праздником чешской государственности

Собор святого Вита культурное и историческое наследие Чехии, где на иконе Святого Вячеслава Чешского изображают в полный рост или по пояс. Одеяние с короной на голове и мечом в руке подчеркивает высокий статус. В левой руке крест свидетельство непреклонной веры.

На территории России храм Вячеслава Чешского построен в 2004 году в Барвихе Московской области.

Текст молитвы князю Вячеславу Чешскому:

О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Текст акафиста Вячеславу Чешскому:

Кондак 1

Богоизбранный княже и кроткий воине Христов, в роде христианскаго князя Богемии Боривоя и блаженней княгини Людмилы рожденный, родителями князем Вратиславом и княгиней Драгомирой с именем Вячеслава крещенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же из младенчества христианскому благочестию наученный от всяких нас бед свободи:

Икос 1

Ангелов Творец посла тя, святче Божий, Церкве Православней в укрепление, жаждущим ведения истины во благое вразумление, благочестивым житием твоим в назидательное окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе Промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти:

Pадуйся, смирением и кротостию показавый стезю духовнаго восхождения.
Радуйся, княже, блаженней Людмилы любимое окормление;
Pадуйся, христианским истинам верное научение.
Радуйся, Духа Святаго в сердце вместивый;
Pадуйся, огнем божественной любви душу свою распаливый.
Радуйся, разума Евангельскаго исполненный;
Pадуйся, землю Чешскую житием благим твоим в вере утвердивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 2

Видяще Господь чистоту помышлений сердца твоего, святый отче наш Вячеславе, избра тя в оружие Свое на земли Чешския в христианское просвещение, да утверждаемые твоими молитвами и наставлениями с надеждой вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Под сению блаженной Людмилы боговедение твое Господь укреплял еси, святче Божий, и в утверждение твое на прародительском престоле княже Вратислав на ступени алтаря пред лице святительское возвел еси тя, глаголя: Преподай, владыко, благословение сыну, наследнику моему. Мы же, видяще Божие благоволение к тебе, с радостию вопием ти сице:
Радуйся, подобно праведным праотцам Аврааму, Исааку и Иакову благословенный;
Pадуйся, в венчании равноапостольным царем Константину и Елене уподобленный.
Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный;
Pадуйся, утверждения Православной веры источниче отрадный.
Радуйся, язычества дивный просветителю;
Pадуйся, аскетического жития ревнителю.
Радуйся, о словесном стаде Христовом земли Чешския попечение;
Pадуйся, о спасении народа твоего непрестанное помышление.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 3

Сила Вышняго служение княжеское твое воистину определила еси, веру в Господа нашего Иисуса Христа народу явно явил еси, днем и ночию храмы Божии для молений посещаяй, растерявших благодать святую к покаянию призываяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Благоволил еси Господь явити Своего светильника миру, тебе, святый отче Вячеславе, истины ведение, изобилие любве и кротости даровал еси, в умножении христианских добродетелей утвердил еси; все были равны пред лицем твоим. Сего ради поем Богу о тебе:
Радуйся, управителю земли Чешския верный;
Pадуйся, носителю духа кротости добропобедный.
Радуйся, богатым и убозим рабе верный;
Pадуйся, светом небесным наполненный.
Радуйся, сирот и вдов упование;
Pадуйся, душ христианских врачевание.
Радуйся, мирнаго духа хранителю;
Радуйся, язычества кроткий обличителю.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 4

Бури безумия и злоречия могущественных вельмож не убоялся еси, козни язычников превозмогаяй и землю Чешскую в Православии соблюдаяй. Мы же, победу духовну зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видящи язычества окружение, святче Божий, прилежно книги церковные изучал еси, духом ведения истины исполняяся, мудрости и твердости княжеской набираяся. Сего ради вопием ти:
Радуйся, чистый источниче вдохновения;
Pадуйся, гонимых за правду неизменное окормление.
Радуйся, убийц любимой наставницы блаженнной Людмилы обличение;
Pадуйся, родительницы твоея Драгомиры, коснеющей в язычестве, удаление.
Радуйся, в утверждении заповеди Божией с матерью примирение;
Pадуйся, греха краткаго отчуждения слезнаго омовение.
Радуйся, в возраст духовней зрелости неизменное восхождение;
Pадуйся, самобытное области твоея устроение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 5

Боготечная звезда всем христианом страны твоея явился еси, святый мучениче Вячеславе, благочестивым житием на покаяние, на путь несения креста смиренно наставляяй. Мы же, верою узревши спасительность смирения и кротости на пути Христа, с радостию вопием ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши вельможи страны Чешския великаго тя благочестия защитника, святый отче, брата твоего Болеслава ложию во искушение ввели, благочестие твое искажали. Мы же вси, твоему боголюбию дивящеся, вопием ти:
Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный;
Pадуйся, врагом рода человеческого, диаволом, поносимый.
Радуйся, к чистоте духовней, к вере в Истину призывавый;
Pадуйся, о любви Христовой житием твоим вещавый.
Радуйся, четырех твоих сестер в жены за князей окрестных стран с радостию отдавый;
Pадуйся, благодатию Святаго Духа страну твою омывавый.
Радуйся, брата Болеслава по-христиански возлюбивый;
Pадуйся, нивочто наговоры его на тя вменивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, богоносне угодниче Христов, о славе Божией и о спасении всем возвещал еси, о благодатном пламенении души житием твоим благовествуяй, научай тем люди твоя благодарственно пети Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светом истины в стране многострадальной, святый княже Вячеславе, любовию твоею образ Христа являеши, гробом гордости, тщеславия и себялюбия себе пред всеми утверждающе. Сего ради воспеваем ти таковая:
Радуйся, княжеское страны твоея окормление;
Pадуйся, всем жаждущим спасения и до ныне благое утешение.
Радуйся, украшением храмов и очищением душ верных ко спасению препровождаеши;
Pадуйся, княжеством твоим и верою православных христиан умудряеши.
Радуйся, стадо Христово святыми молитвами вразумляеши;
Pадуйся, волков в овечьих шкурах доныне обличаеши.
Радуйся, страны Чешские украшение;
Pадуйся, святой Людмилы Чешския достойное последование.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 7

Хотяй веру Православную на земли Чешския в чистоте утвердити, святче Божий, против языческаго князя Куримскаго с войском выступил еси, в желании овладеть страной Богемией его обличаяй и открыто на поединок напавшаго князя вызываяй. Мы же, видяще отважность веры твоея, благодарно со слезами вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Ведуще тя избранника Божия, святый отче наш Вячеславе, безмолвно стояло преданное тебе войско, суда Господня ожидаяй, и вот внезапу князь язычник пред лицем твоим светлый крест узрел еси; пав ниц, твое благодушное прощение обретаяй. Мы же, вси труды твои поминающе непрестанно воспеваем ти сицевая:
Радуйся, благочестия христианскаго попечителю;
Pадуйся, безкровной битвы победителю.
Радуйся, врачу наш скорый и благодатный;
Pадуйся, верных Господу Иисусу Христу защитниче славный.
Радуйся, градов чешских щит и ограждение;
Pадуйся, в вере Православной утверждение.
Радуйся, в нуждах упованию на Бога научаеши;
Pадуйся, богатство лишь на небе собирати призываеши.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 8

Божию милость видим на тебе, святый мучениче Вячеславе, благочестия дела творя на совет имперский опоздал еси, обвинения собравшихся князей смиренно принимаяй. Ангелов окрест тя и крест сияющий на челе твоем Бог кесарю открыл еси внезапно и пред тобою его ниц поверг еси для всех нежданно. Мы же, зря сокровища сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь всем заступниче явился еси, блаженне отче Вячеславе, часть мощей святаго Вита у кесаря, повергшагося пред тобою, испросил еси и в граде Праге церковь в честь святаго освятил еси, на похвалу всех подвизая пети Богу:
Радуйся, престолу и главе духовней в стране Чешстей поревновавый;
Pадуйся, кафедру архиепископскую Божиим смотрением основавый.
Радуйся, подвигами и молитвою народу чешскому ходатаю спасения;
Pадуйся, приводяй всех жаждущих к источнику очищения.
Радуйся, согревающую благодать слуге твоему Подивою открываяй;
Pадуйся, следовати за Христом «след в след» в зимнем поле научаяй.
Радуйся, нощным печением святых просфор Бога славивый;
Pадуйся, детей язычников истинному Богу служити посвящавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися Промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго и теплаго молитвенника и о спасении душ наших пред Престолом Твоим, Господи, попечителя. Кто сочтет, святче Божий, все труды твоя, яже сотворил еси, Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 9

Всего себе Господу предал еси, мир Христов посреде людей утверждаяй и козни сатанинская любовию Христовой побеждаяй. Мы же, благочестивое житие твое зря, с любовию вопием ти:
Радуйся, дар прозорливости стяжавый;
Pадуйся, о перенесении тела святей Людмилы в девичию обитель святаго Георгия откровение Свыше восприявый.
Радуйся, монашество приняти возжелавый;
Pадуйся, будущее твое духом Святым познавый.
Радуйся, Ангельское и наше непрестанное удивление;
Pадуйся, носителю Божия прославления.
Радуйся, добровольной скудости не изменивый;
Pадуйся, Духа самоотвержения и любве приимый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человеком, иже на крове мучеников Своих Церковь основавый, сердцеведец Христос положи тя, отче наш Вячеславе, в сонме святых мучеников во основание храмины страны Чешския, да вси в ней сущия вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Наставниче был еси всем с верою к тебе прибегающим, святче Божий, стране Чешския щит и ограждение, и о чистоте Православныя веры славное попечение. Мы же обетованное святыми духовное возстание богохранимых стран славянских в молитвах призываем и в покаянии вопием сице:
Радуйся, крест страданий на рамена во утверждение Православия приявый;
Pадуйся, сердечную мягкость стяжавый.
Радуйся, отмстителем себе Господа избравый;
Радуйся, образе мытарева смирения.
Pадуйся, кроткий лик небеснаго прозрения;
Радуйся, странники и нищия питавый.
Pадуйся, благость Христовой любви познавый;
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 11

Пение благоуханное непрестанно Святей Троице и Деве Богородице возносяще, всеми помыслами, житием твоим, образом благочестия в стране твоея пребыл еси; подобно братием князиям Борису и Глебу на Святой Руси, предательство от брата Болеслава приял еси. Мы же, возлюбивше Бога за таковую милость, выну зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Богоизбранный воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе, яко светозарное светило возсиял еси, кротость и смирение источаяй, смысл жития и смерти христианстей утверждаяй, любовию на стезю спасения, стезю несения креста во спасение души призываяй. Тем же поем ти:
Радуйся, поныне святые храмы Божии устрояеши;
Pадуйся, с любовию священство в них собираеши.
Радуйся, последний храм твой святому праотцу Аврааму посвятивый;
Pадуйся, брата твоего с благоговением на освящение пригласивый.
Радуйся, созидателю душ христианских славный;
Pадуйся, народа Божия любовь стяжавый.
Радуйся, воине Христов, явленный в подражание;
Pадуйся, отец чадолюбивый, Богом прославленный нам в утешение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 12

К тебе любовь Пречистой Богородицы ведущи, святче Божий, на праздник святых Безсребреников ко брату Болеславу пребыл еси, яко овча, ведомое на заколение, смерть прозрел еси и кровь свою за Христа Бога пролити возжелал еси, словами сие предваряяй: Завтра на утреннем бдении райскаго предстоятеля святаго Михаила буду пити чашу, Владыка, ибо уже Архангеле душу мою Владыце обещал еси; вы же, радостно со мною ныне пиющие вино, ведайте, что от сего часа уже не буду пити оное с вами. Сего ради вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Церковь Божия земная славу небесную утверждаяй, поюще страдания твоя, подобно христопродавцу Иуде, брат твой Болеслав на пир нечестиваго скопища предателей увлек еси тя, великодушный святый мучениче Вячеславе, утром во вратах дома княжескаго смерть от меча брата и клевретов его с кротостию приял еси и на пороге церковном душу Господу предал еси. Мы же все сия зря, со слезами вопием ти:
Радуйся, святый княже, посланный нам во укрепление;
Pадуйся, образе Христов, призванный в покаянное очищение.
Радуйся, любящим тя ходатаю спасения;
Pадуйся, величающим тя и подражающим щит и ограждение.
Радуйся, немощным во благое утешение;
Pадуйся, всем верным победоносное благословение.
Радуйся, всех присных в Небесныя обители с собою призвавый;
Pадуйся, слезы поздняго раскаяния матери твоея Драгомиры познавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 13

О, предивный угодниче Христов, приими малое сие моление наше в похвалу тебе от православной братии возносимое, призри на нас немощных, ко греху преклонных, малопросвещенных, заботами обремененных и, предстоя в небесной славе пред Престолом Царя царствующих, молися о нас, великий княже: проси, святче Божий, да обрящем милосердие Его в день судный, в радости поюще Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом князе Вячеславе Чешском:

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие святого Вячеслава, князя Чешского

Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии 1 , и приходился внуком святой мученице Людмиле 2 ; его родители – Вратислав 3 , князь Чешский и жена его Драгомира имели кроме него еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой.


Икона святого Вячеслава, князя Чешского. Галерея икон .

Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами:

– Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих – Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену.

С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей.

Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер 4 и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: видал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня " (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, так как по смерти отца своего он остался всего восемнадцати лет. И вот, сначала они стали восстанавливать князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку, святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова Апостола Павла: "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием " (Ефес.6:2); вернул мать обратно в свой дом и с горькими слезами каялся, говоря:

– Господи боже мой, не вмени мне сего во грех, – и повторял слова Псалмопевца: "Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай " (Пс.24:7).

С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.

Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его – Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава и он стал помышлять о смерти своего брата, подобно тому, как почти сто лет спустя 5 Святополк Окаянный, желая быть единовластным в Русской земле, задумал избить братьев.

Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с коим совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу 6 , но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневысы, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами:

– Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожити до сего утра.

Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:

– Здравствуй, брат; вчера хорошо…

Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав, по наущению диавола, выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове, со словами:

– Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.

Вячеслав воскликнул:

– Брат, что ты задумал?

И схватив его и повалив на землю, спросил:

– Брат мой, какое зло я сделал тебе?

Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них – Честа и Тира – зарубили его в самых дверях церковных, а третий – Гневыса – пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой.

По убиении князя злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.

Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника это церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов 7 , так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.

Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом 8 .

Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря:

– Я согрешил, и грех мой и беззакония мои я знаю, Боже помоги мне грешному.

Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой. ________________________________________________________________________

1 Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята Кельтским народом – бойями, от которых она носит другое название – Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах – Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны: блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке (память его празднуется 16 сентября). Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужение на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже.

17 марта Святая Церковь почитает день перенесения мощей святого благоверного князя Вячеслава Чешского.

Был внуком святой мученицы княгини Людмилы (память — 29 сентября) и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он начал княжить 18-ти лет после смерти своего отца князя Вратислава († 920). Несмотря на молодые годы, он управлял мудро и справедливо и очень заботился о христианском просвещении народа.

Святой князь был широко образованным человеком, изучил латинский и греческий языки. Святой Вячеслав был миролюбив, строил и украшал церкви, соорудил в столице Чехии Праге великолепный храм во имя святого Вита и почитал духовенство. Завистливые вельможи решили погубить святого и стали сначала восстанавливать его против матери, а затем подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, затем просил его задержаться, погостить еще один день.

Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и предал свою жизнь в волю Божию. Когда на следующий день – 28 сентября 935 года, благоверный Вячеслав шел к утрени, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, нашла его и положила в недавно освящёной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через 3 дня она исчезла сама. Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик. Память благоверного князя Вячеслава издревле чтится в Русской Православной Церкви. (Существует предположение, что кончина благоверного князя Вячеслава произошла в 929 году). Память святого празднуется также 11 октября.

Справедливо ли говорить, что подвиг страстотерпчества благоверного князя Вячеслава Чешского (память 4/17 марта, 28 сентября / 11 октября), «оказавшего сопротивление» убийцам, несопоставим с подвигом «беззлобных» невинно убиенных Бориса и Глеба? И есть ли у страстотерпчества какие-то «критерии»?

В своей известной работе «Святые древней Руси» Георгий Федотов, повествуя о подвиге святыхБориса и Глеба († 24 июля 1015), отмечает, что трагедию их страстотерпчества может напомнить своей кончиной только святой Вячеслав Чешский († 28 сентября 935), убитый старшим братом 1 . Но, по мнению Г. Федотова, «назвать имя святого Вячеслава стоит лишь для того, чтобы подчеркнуть основное различие… Сама смерть его никак не может быть названа вольной. Когда брат бросается на него с мечом, он, как рыцарь, обезоруживает его и бросает на землю, и только подбежавшие заговорщики добивают его на пороге храма. Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа» 2 .

Здесь уместно вспомнить подвиг беззлобия и непротивления врагам, придающий особый характер страстотерпчеству, других святых правителей древности.

Например, в 651 году святой страстотерпец Освин (память 20 августа), король Дейры (область в Англии), узнав о том, что его двоюродный брат, стремясь подчинить Дейру, объявил войну Освину, не пожелал проливать кровь своих подданных и удалился от власти, но был предательски убит 3 .

Или в 1015 году святой страстотерпец Иоанн-Владимир (память 22 мая), король Сербский, уже просвещенный видением о своем мученическом конце, прибыл на встречу с болгарским царем – двоюродным братом своей жены 4 – и был убит им из желания самовластия 5 .

Единый подвиг святых страстотерпцев — Бориса, Глеба и Вячеслава

Представленные примеры показывают, что христианский подвиг непротивления святых правителей древности не носит национальных признаков. Более чем два десятилетия спустя после выхода в свет книги «Святые древней Руси» (издана в 1931 году) святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, отмечал, что «как ни обширны были в России сведения о святых, просиявших вне её, когда совершили великий исход русские из своего Отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам» 6 .

Указанная работа Г. Федотова писалась в эмиграции с целью изучения русской святости в ее истории и религиозной феноменологии, что, по мнению автора, являлось на тот момент «одной из насущных задач христианского и национального возрождения» 7 . С пастырской точки зрения вполне уместно решение миссионерских задач с учетом патриотических чувств. Однако в богословском смысле, памятуя слова апостола Павла о том, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3: 11), уничижительный подтекст следует исключать из любого агиологического исследования подвига того или иного святого.

Рассматривая подвиг беззлобия и непротивления врагам святого Вячеслава Чешского, следует иметь в виду не только то, что он отмел первоначально принятые им в силу неопытной молодости наветы зломысленных вельмож о заговоре против него его матери, но и известие от слуг буквально накануне замысленного младшим братом убийства: он «не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога» 8 .

Также и святой Борис знал, что злые люди подстрекают старшего брата на его убийство. И хотя дружина уговаривала Бориса занять великокняжеский престол, он, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» 9 .

Немаловажной деталью, особенно с учетом традиций того времени, является старшинство в братских отношениях святых страстотерпцев. Преподобный Нестор Летописец отмечает высокую покорность старшему брату святых Бориса и Глеба, которые, если бы противились, то едва ли сподобились дара от Бога 10 . В то же время святой Вячеслав сам являлся старшим братом, и неверно было бы с его стороны проявлять такое же покорное поведение перед младшим братом. Наоборот, справедливо было бы ему ожидать от младшего брата «послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе» 11 .

Таким образом, и святой Вячеслав, и святой Борис приняли вольную смерть, не возжелав поднять руки на брата, хотя в силу своего положения имели для этого все возможности: истинный христианин, даже будучи воином, не будет убивать из личной самозащиты или мщения.

Говоря непосредственно о ситуации, предшествующей мученической смерти святых Вячеслава и Бориса и Глеба, Георгий Федотов акцентирует внимание на поведении чешского святого, которое выразилось в оказанном им сопротивлении в момент его убийства. Но необходимо иметь в виду, что нападение на святого Вячеслава было совершено неожиданно для него по дороге в храм и с психической точки зрения его реакция вполне объяснима.

Во времена средневековья обеспечение военной безопасности являлось одной из основных обязанностей государя, который зачастую воспитывался и действовал при необходимости как воин. Так, в молитве святому Вячеславу упоминается, что он «супостатов полки от отечества своего силою ратною и мудростию управительною отгнал».

Если обратиться к житию другого святого страстотерпца – († 1174, память 4 июля), то можно обнаружить подобную психическую реакцию храброго и умелого воина при неожиданном ночном нападении пьяной толпы убийц. Безоружный князь, вскочив, хотел схватить меч, но накануне ключник предательски похитил меч святого Бориса, постоянно висевший над постелью князя. В такой ситуации святой Андрей, и в старости обладавший мощной силой, успел ударом повергнуть на пол первого из нападавших 12 .

Как отмечал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), со всей нервно-психической деятельностью нераздельно и теснейшим образом связана жизнь духа: «В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты – все то, что происходит в нашем феноменальном сознании… Всё множество старых образов сохраняется почти без изменений, хотя они исчезли из сознания » 13 .

В рассматриваемых случаях защитные действия страстотерпцев можно охарактеризовать как движение, согласное с природой, а не вопреки ей, то есть они не являлись проявлением душевной страсти – гневом 14 . Акт воли имеет в виду желаемую цель, к которой ведет то, о чем можно советоваться для последующего принятия добровольного решения 15 . В момент нападения двигательные реакции святого Вячеслава не являлись вольными, в отличие от его поведения накануне при известии о готовящемся заговоре, но с учетом психической природы человека – адекватными: дать отпор нападавшему. В то же время по мере снижения динамики в развитии опасной ситуации происходит осмысление собственного положения и дальнейшего поведения: «И схватив его и повалив на землю, спросил: “Брат мой, какое зло я сделал тебе?”» 16 .

Именно в этом вопросе, заданном в условиях смертельной опасности, вместо которого воину следовало бы осуществить упреждающее действие на поражение противника, святой Вячеслав проявляет достойное страстотерпца беззлобие . Подобно Христу, Который показал апостолам, что происходившее во время Его ареста есть дело высочайшего Промышления, князь, будучи осведомлен о предательстве, не только не бежал, но пошел даже навстречу предателю. Он, подобно Христу, в час ареста старавшемуся вразумить Иуду, говоря: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого» (Лк. 22: 48), вопросом к брату-убийце пытался образумить того: «Не стыдно ли тебе предавать таким образом?» И, подобно Христу, Который не воспрещал Иуде предавать, допустил лобзание и Сам Себя добровольно предал в руки врагов 17 , святой Вячеслав являет пример непротивления: разделяет с братом-предателем трапезу накануне и не производит по своей воле никаких действий на поражение своих убийц.

В целом реакцию святого Вячеслава при нападении можно представить и как среднее между добровольным и невольным, что хотя неприятно и тягостно, но принимается «ради избежания большего зла» 18 .

В этой связи, продолжая сравнение страданий святых Вячеслава и Бориса, а также святого Андрея Боголюбского, особенно важно иметь в виду, что Борис еще не имел великокняжеской власти, а только мог претендовать на нее, тогда как Вячеслав и Андрей уже были верховными властителями и несли ответственность за свою жизнь как начальники каждый в своем государстве: ибо «когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных?» 19 .

И действительно, по убиении святого Вячеслава злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого князь приютил в своем доме 20 . А после убийства святого Андрея жители Боголюбова разграбили княжеский дом, и много случилось бед: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили; грабители приходили грабить и из деревень; начались грабежи и в самом Владимире 21 .

В богослужебных текстах Церковь равно почитает страстотерпчество, беззлобие и кротость святых Бориса и Глеба и Вячеслава Чешского, указывая на их святые венцы. В молитвах к святым страстотерпцам обращаются единообразно: к святому Вячеславу – научить братолюбию и кротости, а к святым Борису и Глебу – укротить «всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих».

Память благоверного князя Вячеслава духовно связана с мученической кончиной святых русских страстотерпцев – князей Игоря, Бориса, Глеба и Андрея Боголюбского – и глубоко чтится в Русской Православной Церкви 22 .

Церковь равно почитает святого Бориса и Глеба и святого Вячеслава, подвиги которых могут казаться различными, но рассудительный взгляд только подчеркивает единство в святости каждого подвига: их объединяет подвиг ради Христа, никак не ограничиваемый национальностью. Когда «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8), противостоять ему твердою верою следует, не выделяя подвиг того или иного святого на фоне других, а обращая внимание на подлинное единство жизни во Христе в явленных нам примерах святости.

1 Согласно агиографическим и историческим источникам, чешский князь Вацлав Святой был убит младшим братом, впоследствии ставшим князем Чехии, Болеславом I Грозным, или Жестоким (см., напр.: http://www.pravenc.ru/text/161181.html).

2 Федотов Г. Святые Древней Руси // Федотов Г. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 8. М., 2000. С. 25.

3 Жития святых, в землях Британских и Ирландских просиявших / [Сост. Д. Лапы, В. Державиной]. Лондон, 2012. С. 257–258.

4 Согласно историческим источникам, святой Иоанн-Владимир, князь Сербский, был убит племянником его тестя, болгарского царя Самуила, – болгарским царем Иоанном-Владиславом (см., напр.: http://www.pravenc.ru/text/469846.html).

5 Святой мученик Иоанн-Владимир, король Сербский // Минея. Май. Ч. 2 М., 2002. С. 411–412.

6 Иоанн (Максимович) , святитель. О почитании святых, просиявших на Западе: Доклад Зарубежному Архиерейскому Собору 1952 г. // Блаженный святитель и чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). Богословские труды. Изд. Братства прп. Германа Аляскинского (Платина, Калифорния) и Российского отделения Валаамского общества Америки. М., 2003. С. 768–777.

7 Федотов Г. Святые Древней Руси. С. 5.

8 Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых. Сентябрь. Киев, 2010. С. 630.

9 Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб // Минея. Июль. Ч. 3. М., 2002. С. 71–74.

10 Там же.

11 Там же.

12 Святой благоверный князь Андрей Боголюбский // Минея. Июль. Ч. 1. М., 2002. С. 280–283.

13 Лука (Войно-Ясенецкий) , святитель. Дух, душа и тело // http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/dukh-dusha-i-telo.

14 Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение Православной веры. М., 2012. С. 164–165.

15 Там же. С. 169–170.

16 Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых. Сентябрь. С. 630.

17 Иоанн Златоуст , святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 83 // http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/83.

18 Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение Православной веры. С. 181.

19 Иоанн Златоуст , святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 20 // http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/20.

20 Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых. Сентябрь. С. 631.

21 Повесть об убиении Андрея Боголюбского // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 4: XII век. СПб., 1997.

22 Благоверный князь Вячеслав Чешский // Минея. Сентябрь. М., 2002. С. 853.

Вконтакте