Женоподобный фрик. Фрик - это кто? Вся правда о фриках. Процесс смены значения

Современный лексикон постоянно наполняется необычными словами, которые имеют узкое применение. В то же время значение слов может трансформироваться со временем, поэтому многие термины, имеющие чисто специфическое назначение, приобретают широкий характер.

Слово фрик первоначально использовалось для цирковых актеров , внешний вид которых вызывал определенную эмоцию – отвращение, восторг, удивление. Позднее данный термин также начали использовать по отношению к людям, которые одержимы конкретной идеей или целью. Но сегодня все чаще слово фрик распространяется на представителей молодежной культуры.

Немало различных направлений, к примеру, готы или панки, вызывают неоднозначную реакцию среди окружающих. Сами представители субкультур также не ограничиваются в выражениях или средствах донести собственный протест или мнение относительно норм морали.

Человек, которого называют фриком, привык эпатировать окружающих. Подобная привычка становится неотъемлемой частью его образа, который со временем становится сложно воспринимать отдельно от самого человека.

Появление и развитие культуры фриков

Первоначально данное явление стало актуальным для западных стран, где движение неформалов начало быстро набирать обороты с середины прошлого столетия. Невозможно сказать, когда именно они начали активно появляться в обществе, но именно в 50-70 годы прошлого столетия это явление стало носить массовый характер .

Особенностью фриков выступает не только образ жизни, мыслей или поведения, но и стремление модифицировать собственное тело. Для последнего активно применяются:

  • пластические операции;
  • шрамирование;
  • пирсинг;
  • татуаж.

На сегодняшний день данное понятие обзавелось более емким значением. Люди склонны определять в категорию фриков всех, чье поведение или внешний вид не соотносится с их взглядами.

Поэтому к фрикам нередко относят рокеров и панков, а также просто медийных личностей, которые решили эпатировать публику. Истинным фриком будет только тот человек, который нестандартен во всех проявлениях .

Обычно он имеет татуировки и пирсинг в различных частях тела, а также очень яркую, либо наоборот, крайне мрачную одежду. Атрибутом фрика может выступать парик, а также ирокез. Часто такой человек специально перебарщивает с гримом или экспериментирует с собственной внешностью, невзирая на мнение окружающих.

Наибольший шок встреча с фриком вызывает утех, кто отличается консервативными взглядами. Стоит отметить, что фрики часто демонстрируют экзальтированное поведение , которое нельзя вписать в сложившийся порядок. Поэтому человеку со стороны может показаться, что современное общество вырождается на подобном примере.

Но на практике люди, относящиеся к данной категории, просто желают разнообразить привычный образ жизни или сделать окружающий мир ярче. Истинный фрик не играет ролей , в нем внутренний мир и наружный находятся в состоянии равновесия, внутреннего покоя.

Поэтому за диковинной ширмой одежды и грима не редко скрывается интеллектуал, либо человек, имеющий чисто альтруистические взгляды. Также для описания представителей данной культуры нередко используют самые разные эпитеты, которые за редким исключением не отвечают действительности:

  • бешеный;
  • сумасшедший;
  • одержимый.

Это скорее ярлыки, которые любит развешивать большинство, считая несоответствие меньшинства своеобразным отклонением, которое следует порицать в стремлении исправить.

Фрик самостоятельно составляет собственный образ, работая над каждым элементом, поэтому сложно найти двух одинаковых представителей этой субкультуры, если только они не намеренно стремятся к подобному эффекту.

Как и следовало ожидать, среди фриков очень много поэтов, художников, а также других людей, обладающих креативным мышлением . И именно они задают тон тому, что сегодня кажется диковинным, а через несколько лет становится привычным.

Благодаря собственному стремлению самовыразиться, создать образ, которого еще не было, фрик получает шанс выпустить внутреннее Я, которое многие стараются всячески скрыть. Конечно, как и в любой другой субкультуре, ее представители совершенно разные .

Некоторые из них отличаются грубым характером и повадками, порицаемыми другими представителями сообщества, в то время как другие фрики остаются милыми людьми, с которыми приятно вести беседу.

Но многие теряют такую возможность, создавая мысленный барьер между собой и такими эпатажными людьми.

Многие слова в нашем лексиконе, имевшие определённый, часто оскорбительный смысл, со временем меняют или полностью утрачивают своё значение. Особенно это относится к словам, имеющим иностранное происхождение , или же напрямую позаимствованным из других языков.

К примеру, японский термин «отаку», обозначающий фанатичного и странного затворника, является довольно оскорбительным по отношению к японцу. Однако, у нас в России этот термин стал обозначать простого любителя аниме.

Процесс смены значения

Подобную трансформацию претерпели многие англоязычные ругательства. Культура «бунтующей молодёжи», широко распространённая и популярная в Америке с шестидесятых по девяностые годы, намеренно противопоставляла себя так называемой массовой, классической и «социально допустимой» культуре.

В целях эпатажа и вызова общепринятым нормам эта молодёжь с удовольствием примеряла на себя, принимала и использовала в качестве самоопределения те ругательства, которые использовались по отношению к ней обывателями.

К примеру, подобную трансформацию претерпело слово «queer». Изначально это слово, переводящееся как «странный», «ненормальный», использовалось как оскорбление по отношению к геям и лесбиянкам, однако ЛГБТ-культура приняла и ассимилировала это ругательство, и теперь оно является просто общим термином, определяющим любого представителя ЛГБТ-социума.

Ту же участь постигло слово «панк». Слово «Punk», изначально переводившееся как «плохой», «скверный», являлось распространенным ругательством, однако, жанр музыки, взявший за основу своего духа выражение подростково-молодежного бунта и намеренное нарушение всех норм, превратил ругательство в название субкультуры.

Уже многие десятилетия молодые люди с удовольствием называют себя «дрянными», подразумевая, что они принадлежат к культуре панк-музыки.

Так что же такое «фрик»?

Изначально англоязычное слово «freak» опять-таки являлось ругательством, и во многих сферах оно остается оскорблением и по сей день . В давние времена этим словом называли реальных уродцев, выступавших в цирке на потеху публике.

Уродством считалось любое сильное отклонение от средней нормы – к примеру, фриками назывались карлики, бородатые женщины, горбуны, люди, покрытые большими родовыми пятнами или татуировками.

Как видно из примеров, фриком можно было стать в результате неудачной природной мутации или же намеренно искажая свою внешность. В науке и по сей день употребляется термин «фрик» по отношению к сильно мутировавшим живым организмам, а в англоязычной речи «фрикануться» (freaking out) означает «испытать паническую атаку».

Как и многие другие, в том числе уже упомянутые ругательства, термин «фрик» приглянулся американской контркультурной молодежи. Опять-таки, в целях нарушения норм и эпатажа , для того, чтобы бросить вызов скучной и зашоренной буржуазии, молодежь намеренно ассоциировала себя с «уродцами», «не такими, как все».

Подобный бунтующий, антисоциальный посыл вместе с самим словом «фрик» популяризовал музыкант Фрэнк Заппа в шестидесятых годах двадцатого века. Именно его поведение на концертах, совместно с поведением и внешним образом его фанатов, заложили основы для фрик-субкультуры.

Фрик-субкультура, как отдельное, сформированное движение со своими идеями и стереотипами, просуществовала недолго. Она ушла в прошлое, как ушли многие другие – хиппи, битники или «битланутые». Но общее название фрика, как человека, намеренно и вызывающе не вписывающегося в обычные, повседневные социальные нормы, осталось.

Фрики сегодня

В наши дни фрики имеют только отдаленное отношение к музыке. Многие музыканты часто имеют вызывающий, необычный сценический образ, превращая себя во фриков на сцене и в жизни, но их творчество не переносится на термин.

Существует множество приёмов, с помощью которых можно превратиться в искусственного фрика, и многие из них сами по себе стали социально приемлемы. Например:

  • Радикальная хирургия. Изменение формы носа, разделение языка наподобие змеиного, шрамирование – всё это действительно может сделать человека похожим на циркового «уродца»;
  • Эпатажные причёски. Огромные конструкции диких цветов на голове особенно популярны у ЛГБТ-фриков, а высокие гребни являются фирменным знаком панк-фриков;
  • Татуировки. Одна из самых популярных разновидностей фричества, настолько распространённая, что стала почти нормой. Однако, фрики всё ещё находят способ выделиться и здесь, например, татуировкой на лице;
  • Телесные импланты и модификации. Намеренное искажение форм тела, нарощенные рога, клыки, шишки под кожей – «уродства» на любой вкус для максимального эпатажа публики.

Кто такие фрики? Словом «фрик» может обозначаться и цирковой уродец, и одержимый чем-либо человек.

Но чаще всего фриками называют целую молодежную субкультуру, разрывающую в клочья общественные нормы и эпатирующую публику направо и налево .

Первые фрики появились на западе, в среде неформалов и людей, активно модифицирующих свое тело пирсингом, татуировками, шрамированием и пластикой.

Сегодня это более емкое понятие. Люди без разбора определяют в эту категорию всех, кто ведет себя странно и выглядит вызывающе, от панков до рокеров.

Встретив такого «красавчика», можно растеряться. Пирсинг и татуировки по всему телу, одежда нестандартных форм и люминесцентных цветов, парик или ирокез, обилие грима и иные эксперименты с внешностью…

Зачастую это шокирует консервативных прохожих. Добавьте к тому экзальтированное поведение, никак не вписывающееся в заведенный обществом распорядок, и вам покажется, что конец света уже наступил.

Зачем фрики меняют свою внешность и наряжаются в анти-модные вещи? Это своего рода протест – против серых будней, консерватизма, догматизма, правил и норм.

Быть не как все. Да и жить не как все. Истинный фрик не играет эту роль, он такой и есть, снаружи и внутри.

Представителей этой субкультуры часто описывают словами: «сумасшедший», «бешеный», «одержимый», «неформальный», «эпатажный».

Они плюют на традиции и общественное мнение , они сами себе модельеры , стилисты и дизайнеры .

Чаще всего фрики пытаются отразить внешним видом собственное творческое начало, самовыразиться, выпустить наружу истинное «Я».

Поэтому в рядах этих «милых ребят» полно поэтов, художников, музыкантов и иных персонажей креативной направленности.

Фриком быть модно?

Бывает и такое, что образ фрика – всего лишь имидж. Многие музыканты выбирают его для себя, чтобы привлекать внимание и эпатировать публику. А затем вживаются в роль – и становятся истинными фриками.

Если вы видели хоть раз Леди Гагу и Мэрилина Мэнсона, вы представляете, о чем речь.

К числу знаменитых фриков также относят: певиц Жанну Агузарову, Бьорк, Келли Осборн, Эми Уайнхаус, художников Андрея Бартенева и Сашу Фролову, актрису Хелену Бонем Картер, журналисток Анну Пьяджи и Тэви Гевинсон, дизайнера Вивьен Вествуд.

Они надевают невообразимые шляпы, раскрашивают лицо в радугу цветов, шьют наряды из «подножного корма» и шокируют прическами.

Так, Леди Гага не гнушается выйти на сцену в платье из сырого мяса, Бонем Картер годами не пользуется расческой, а Агузарова всю жизнь ищет связь с космосом.

Вествуд претендует на звание самой яркой и эпатажной бабушки планеты, Сашу Фролову легко принять за воздушный шар, а Бартенев щеголяет в костюмах, годных лишь для фантастического мультфильма.

Стоит ли бояться фриков?

Несмотря на эпатажные, вызывающие и глупые на вид поступки, эти юноши и девушки обычно безобидны. Более того – они несут в мир свое понятие о свободе от стереотипов, оптимизме, радости и красоте.

Пытаются показать, что не нужно зависеть от шаблонов модной индустрии и подгонять себя под «идеальные стандарты». Каждый прекрасен таким, каким он себя ощущает. Важно быть собой и выплескивать это наружу.

Настоящие фрики, идущие от головы и сердца, моделируют свою реальность и в ней существуют. Им уже трудно нормально функционировать в нынешнем обществе, соблюдать правила.

Они провоцируют , эпатируют , разрывают стереотипы и видят в этом свою миссию .

Их цель – привлечь внимание, вызвать бурю эмоций у окружения. Поэтому скромных фриков-интровертов просто не существует! Все они готовы к пристальным взглядам, купаются в них.

Поэтому фрики – вовсе не отшельники, без социума их не станет: некому будет себя противопоставлять.

В этом кроется странная взаимосвязь: зрители нужны фрикам так же, как и сами они необходимы обществу – в качестве глотка «свежего воздуха» и как доказательство, что мир может быть очень многогранным!

Необычные люди, выделяющиеся из толпы, существовали всегда, так же, как и интерес общественности к ним. Слово «фрик» довольно плотно вошло в обывательский лексикон, люди активно употребляют его по отношению к ярким персонажам, которые своим внешним видом сильно отличаются от основной массы. Часто этого звания без разбора удостаиваются чудаки, «городские сумасшедшие», представители практических всех «неформальных» субкультур (будь то готы, панки и проч.). Отношение общественности к ним неоднозначно. Одни откровенно осуждают, другие искренне восхищаются их смелостью и силой духа, третьи проявляют явную агрессию. В любом случае никто не остаётся равнодушным. Эти люди всегда привлекают внимание, вызывают эмоции, на них смотрят, о них говорят.

Кто же такие фрики и чего они добиваются своим необычным видом и поведением?

История возникновения понятия «фрик»

Дословно фрик означает «уродец» (от англ. «freak »). Изначально так называли людей с какими-либо физиологическими нарушениями, генетическими заболеваниями. Чтобы считаться фриком, человеку достаточно было иметь какое-то сильное отклонение от нормы во внешности – слишком высокий/низкий рост, большой/маленький вес, буйную растительность на лице и теле и т.п. Такие люди часто выступали в балаганах, так называемых «цирках уродцев», которые были популярны в Америке и Европе, начиная с XIX века. Это и бородатые женщины, и карлики, и чересчур высокие люди (великаны), горбуны, сиамские близнецы, люди, страдающие микроцефалией или не имеющие конечностей, гермафродиты и проч. Серьёзные генетические заболевания делали внешний вид этих людей экзотическим, что всегда привлекало внимание зрителей. «Шоу уродцев» приносили неплохой доход владельцам цирков и просуществовали довольно долго (до середины XX века).

Позже фриками стали называть людей, не имеющих каких-то физиологических особенностей, но шокирующих общество необычным внешним видом или странным поведением. Можно сказать, что одними из первых знаменитых фриков в этом значении слова были: Сальвадор Дали, любивший гулять с муравьедом на поводке и появляться обнажённым в общественных местах; Николай Врубель, красивший волосы в зелёный цвет.

Фрик-культура (фрик-сцена) как субкультура появилась в 60-70-х годах XX века в среде хиппи, панков, рокеров, любителей психоделической музыки и лёгких наркотиков. Цель – противопоставить себя «серой массе», бросить вызов обществу, политическому строю. Члены этого движения называли себя фриками, чтобы подчеркнуть, что они другие. Они были чудаковаты, устраивали лёгкие шалости, хулиганили, носили экстравагантную одежду, делали необычные причёски. Как отдельная субкультура, имеющая чёткую идеологию, просуществовала недолго. Но именно с этого времени слово «фрик» приобретает значение, которое дошло до наших дней.

В современном понимании фрик – это человек, сильно выделяющийся из общества, он шокирует окружающих своим внешним видом (странная, вызывающая одежда, татуировки по всему телу, шрамирование, пирсинг в огромном количестве, всякого рода импланты, рога, нарощенные клыки и проч.). Современные фрики в основном – «freak made », дословно – «сделанные». То есть, если раньше они имели врождённые или приобретённые после какого-то заболевания особенности внешности, то теперь эти люди сами модифицируют свой облик. Помимо экстравагантного, а порой и устрашающего внешнего вида фрики имеют своеобразное мировоззрение и свои собственные, нестандартные взгляды на окружающую действительность, пренебрегают общепринятыми социальными стереотипами. Словом, они моделируют не только свой образ, но и собственный мир, выстраивают свою реальность. Их возраст разнообразен, но начинается всё, как правило, с подросткового возраста. Фрики в большинстве своём миролюбивы, они позитивно настроены к людям, в них нет агрессии. Этим людям необходимо внимание, они яркие экстраверты, в желании привлечь к своей персоне как можно больше взглядов они совершают самые невообразимые чудачества. Чаще фрики не пугают людей, а забавляют, а порой и вызывают сочувствие.

Какие бывают фрики

Всех современных фриков можно условно разделить на группы:

  • «настоящие», убеждённые фрики (люди, имеющие соответствующее мировоззрение, мышление. Для них «фричество» – это образ жизни);
  • поддавшиеся моде, ставшие фриками «за компанию» (такие обычно поверхностно относятся к фрик-культуре, чаще соблюдают только внешний антураж, не углубляясь в суть);
  • использующие свою необычность как способ заработка, их чудачества – это сценический образ, источник дохода (музыканты-фрики, блогеры-фрики и т.п.);
  • люди с психическими отклонениями.

Фрики как субкультура

В наше время назвать фриков субкультурой в полном смысле этого слова нельзя, так как субкультура подразумевает под собой наличие определенных правил, условий, идеологии, особенностей поведения. Сами фрики никак себя не называют, не являются представителями какого-либо движения, они не объединяются на почве каких-то музыкальных увлечений, политических или религиозных убеждений (в отличие от растаманов, рокеров, готов, кришнаитов, скинхэдов и прочих субкультур, представители которых тоже выглядят довольно экстравагантно). Настоящий фрик свободен, он не вписывается ни в какие строгие рамки, он никому ничего не должен. Основная его задача – эпатировать публику, привлекать как можно больше внимания, бросать обществу вызов, пренебрегая всеми социальными устоями и правилами. А уж как он это будет делать – тут полная свобода самовыражения. Но в любом случае фрик-культура объединяет людей, решивших выделиться из толпы. Фрики устраивают свои вечеринки, фрик-парады, шоу. Так как больше всего фриков в подростковой среде, они предпочитают держаться вместе. Так им проще противостоять общественному мнению, которое, безусловно, оказывает на них определённое давление. И, кроме того, фрикам необходимо общение, а люди традиционных взглядов не всегда оказываются готовы подружиться с ними.

Почему подростки становятся фриками

Объединение подростков в ту или иную группу по интересам необходимо для социализации молодого поколения. Это можно назвать репетицией вступления во взрослую жизнь. Именно в подростковый период – переходный этап взросления, — человек начинает процесс самоидентификации.

Подростки часто не хотят быть похожими на людей старшего поколения. Они выходят во взрослый мир, но совсем не знают, как в нём жить, а советов старших не приемлют, вот и пытаются разобраться сами методом проб, ошибок и экспериментов, порой безумных и безрассудных. Это естественный путь взросления. Подросток – это бунт, он противопоставляет себя всему на свете, родители редко являются для него авторитетом, они ничего не понимают, они устарели и отстали. Он готов спорить по любому поводу, доказывать, что чёрное – это белое и наоборот. «Пробующее поведение» характерно для подростков, так они прощупывают дорогу во взрослую жизнь. У них появляется потребность отделиться от родителей, для этого они объединяются в группы своих, равных, создают свой мир, куда родителям вход закрыт. Это может быть любое объединение ребят по интересам – на почве спорта, музыкальных предпочтений.

Какие причины могут склонить подростка к выбору именно фрик-культуры?

  • гиперопека – когда родители чрезмерно контролируют ребенка, следят с пристрастием за каждым его шагом, не дают ему свободы выбора, считают, что они лучше знают, что ему нужно. В таком случае путь в неформальную среду – глоток свежего воздуха. Подросток стремится доказать себе и окружающим, что он самостоятельная личность. Да, зелёный ирокез и тоннели в ушах – это его осознанное решение;
  • недостаток родительского внимания – обратная ситуация. Родители слишком заняты работой, своими проблемами, ребёнок предоставлен сам себе. Странное поведение, вызывающая внешность в этом случае – попытка привлечь к себе внимание, которого так недостаёт;
  • проблемы с учителями или сверстниками (предвзятое отношение, буллинг) – подросток находит отдушину в среде таких же отверженных;
  • уход от реального мира в соцсети. Когда молодой человек большую часть времени проводит в виртуальном мире, он часто не знает, как вести себя в реальности, теряется и пытается от настоящего мира уйти, создавая свой собственный, в котором ему уютно и комфортно. Тут возникает замкнутый круг: чем больше времени подросток проводит в соцсетях, тем меньше он коммуницирует с людьми в реальности и испытывает больше трудностей при живом общении, тем еще больше углубляется в мир соцсетей.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что чаще всего фрик-образ – это защитная маска, помогающая уйти от внутреннего дисбаланса, проблем, конфликтов в школе и дома, непонимания и одиночества.

Как себя вести родителям, чьи дети решили стать фриками?

Далеко не каждый родитель готов к тому, что его ребёнок в один прекрасный день станет фриком. Даже если взрослый сам терпим к фрик-культуре, ему довольно сложно спокойно смотреть на то, как его ребёнок сознательно становится белой вороной. рекомендуют постараться понять и принять желание подростка поэкспериментировать с внешностью и не запрещать ему вступать в какую-либо субкультуру (конечно, если она не имеет агрессивной направленности). Для того, чтобы сохранить контакт и сберечь доверительные отношения с ребёнком, решившим стать фриком, родителям рекомендуется:

  • проанализировать свои взаимоотношения, попытаться понять, что стало причиной, побудившей ребёнка к этому шагу, попытаться её устранить, наладить психологический климат в семье;
  • не пугаться и не паниковать – проблема непонимания отцов и детей существовала всегда. Ребёнок ищет свой способ самовыражения, это всего лишь один из них;
  • не запрещать, не отговаривать сразу же и категорично («Нет, даже знать ничего не хочу, только через мой труп»), сначала внимательно выслушать ребёнка. Поговорить с ним по душам, задавая открытые вопросы: Почему он решил это сделать? Для чего ему это нужно? Как, по его мнению, изменится его жизнь? Чего он ждёт?
  • не обесценивать увлечение ребёнка – не нужно ругать, стыдить, относиться пренебрежительно («это всё временно, перебесишься, вот увидишь, сам потом смеяться будешь над собой» и т.п.) . Даже если так и случится в будущем, в данный момент ребёнок уверен, что это навсегда;
  • ни в коем случае не отзываться негативно о представителях фрик-культуры в целом («все фрики – ненормальные, наркоманы и т.п .»);
  • оценить степень внешних изменений, к которым стремится ребёнок:
    • безобидные эксперименты с имиджем (разноцветные волосы, необычная стрижка, экстравагантная одежда);
    • более серьёзные шаги (пирсинг, одна-две татуировки, дреды);
    • кардинальные изменения внешнего вида (шрамирование, модификация форм тела, радикальная пластическая хирургия – вживление имплантов, наращивание клыков, рогов; тоннели в ушах, разделение языка, удаление зубов, пирсинг, татуировки по всему телу, в том числе и на лице, закрашивание радужной оболочки глаза и т.п.).

Если в первых двух случаях можно пытаться найти компромисс и решить проблему своими силами, то в последнем – лучше обратиться за помощью к специалисту, так как за этим может стоять серьёзное расстройство личности.

Как переубедить ребёнка?

Делать это нужно осторожно и максимально деликатно, руководствуясь логичными доводами:

  • рассказать ребёнку, что фриком быть непросто и далеко не все представители фрик-культуры способны быть такими всю жизнь. Человеку, ставшему на этот путь, приходится противостоять общественному мнению, сносить неодобрительные взгляды, отвечать на провокационные вопросы, терпеть насмешки, а иногда и агрессию. И спокойно пережить всё это под силу немногим;
  • объяснить, что радикальные изменения внешности – это ответственный шаг, который может повлечь за собой серьёзные последствия на всю жизнь, о которых в будущем человек может горько пожалеть («А что, если это увлечение всё-таки пройдёт?» );
  • попробовать «выиграть время». Подростки часто принимают решения импульсивно, на эмоциях, есть шанс, что он и сам передумает, откажется от своей идеи. Родитель может предложить дать желанию некий испытательный срок (полгода, год), а за время этой отсрочки попытаться изменить ситуацию – ненавязчиво предложить ребёнку новое хобби, занятия спортом, путешествие и т.п.

Фрик – это навсегда?

Многие молодые люди экспериментируют с внешним видом, желая не быть, как все, но со временем это становится им неинтересно. Часто для подростков это просто период взросления, поиска себя, становления личности. Этап, который взрослые люди потом вспоминают с улыбкой. Обычно подростки отходят от «фричества» в связи с какими-нибудь значимыми внешними событиями в их жизни (например, окончание школы, поступление в институт, переезд, смена круга общения и т.п.).

Пронести «фричество» через всю жизнь под силу только истинному фрику, у которого внешний образ дополнен соответствующим внутренним содержанием. Чаще всего это люди творческих профессий, которые благодаря своему неординарному облику и мировоззрению заняли определённую нишу в обществе. Им проще поддерживать свой фрик-образ, поэтому они дольше ими остаются. Художник/музыкант-неформал вызывает меньше вопросов, недоумения и осуждения. Но бывает, что представители фрик-культуры с возрастом ощущают эмоциональное выгорание. Это происходит тогда, когда человеку не удалось реализовать себя в творчестве, по-настоящему заявить о себе, он понимает, что вся эта внешняя броскость, неординарность больше не приносит ему тех ярких эмоций и ощущений, которые были раньше. Его начинают терзать вопросы: а ради чего всё это, чего я добился? Поэтому с возрастом многие фрики склонны к депрессиям.

Социальная значимость явления. Зачем обществу фрики?

Чем же фрики могут быть полезны обществу?

Во-первых, они обладают особенной креативностью мышления. Для творческих профессий или развития бизнеса такие люди просто находка. Они находят новые нестандартные решения, у них неординарный взгляд на вещи. Они не ищут подтверждения или одобрения со стороны. Их идеи свежи, интересны и необычны.

Во-вторых, многие их эксперименты с внешним видом и смелые решения со временем могут войти в моду, которая постоянно меняется. Многие стилисты, модельеры и дизайнеры заимствуют нестандартные идеи фриков для создания новых коллекций – и вот ногти, накрашенные тёмным лаком, и разноцветные волосы уже не безумие, а модный тренд.

Нестандартные люди, не вписывающиеся в общепринятые рамки, были, есть и будут всегда. Сложно представить мир, где все люди «абсолютно нормальны», одинаковы и благоразумны – это невозможно, да и не нужно.

В результате отказа от социальных стереотипов . Фрики выделяются в отдельную субкультуру .

Также фриками часто называют людей, сильно, зачастую сверх меры, увлечённых чем-либо, энтузиастов .

История

Изначально слово «фрик» относилось к физически неполноценным, имеющим редкие экзотические заболевания или отличающимся необычным внешним видом людям, то есть к уродам. Часто их показывали в бродячих цирках как участников «шоу уродцев» (англ. freak show ): бородатая женщина, татуированный человек, карлики и т. п. (см. фильм «Уродцы » Тода Браунинга).

В этом смысле «фриком» можно назвать того, кто не подпадает под типовые стандарты отклонений. К примеру, человек небольшого роста не будет классифицироваться как «фрик», если только его рост не ниже - 3 SDS (коэффициент стандартного отклонения); то же правило действует и для людей очень высокого роста. Такие «фрики» могут быть разделены на две группы: люди, родившиеся «фриками», и люди, ставшие «фриками» в процессе своего развития. Причиной появления «фриков» первой группы чаще всего являются генетические отклонения, в то же время «фриком» из второй группы является обычный человек, у которого, по его собственной воле или в силу стечения обстоятельств, произошли изменения во внешнем виде (например, вследствие вживления имплантатов).

По прежнему, слово «фрик» используют для определения генетических мутаций у растений или животных. В английском языке слово «фрик» также употребляется в качестве глагола или прилагательного, например, для описания приступов паники или неконтролируемого поведения вследствие употребления некоторых видов наркотических веществ (freaking, freaking out) или в качестве замены одного нецензурного слова другим (Oh my freaking God!).

«Фрик», помимо прочего, является и фамилией , французского или шотландского происхождения. Одним из её носителей был Риис Фрик (Reece Freak), известный промышленник и филантроп из Аделаиды, Южная Австралия .

Ранее существовало множество теорий относительно природных отклонений, не имеющих под собой реального научного объяснения. Одним из распространённых в 19 веке суеверий было убеждение, что напугавшее беременную женщину животное или человек могут передать плоду те или иные свои качества или свойства (широко распространённая теория относительно врождённых черт характера, имеет, по сути, ту же основу).

Фрики, по мнению Заппы, были далеки от противопоставления правых и левых , доминирующей культуры и контркультуры , консерваторов и хиппи, предпочитая эстетику, свободную от моды или политических догм. Это позволило Заппе и The Mothers of Invention расширить понятие «фрик», до этого употреблявшегося в контексте или являвшегося синонимом выражениям «ошибка природы» и «шоу уродцев». «Бородатые, грубые, грязные и лишённые всяческих приличий, они были… фриками. Это было их предназначением. Они были частью все той же продолжавшейся целую вечность игры, epater le bourgeoisie (рус. эпатировать буржуазию ), но на сей раз это были не дадаисты или экзистенциалисты или битники , это были фрики» .

На концертах The Mothers of Invention зрители следовали его призыву «freak out!» (такое же название носил и первый альбом группы) и свободно выражали свои эмоции, при помощи танцев или спонтанных криков, а участники группы, в свою очередь, поливали публику взбитыми сливками. Такое концертное поведение было взято на вооружение многими другими музыкальными коллективами, появившимися спустя десятилетия после группы Фрэнка Заппы.

Фрики с их воинствующей антисоциальной позицией стали предметом критики, звучащей не только от представителей традиционной культуры, но и из уст представителей других субкультурных течений, в том числе за их "теоретически грамотные, но в то же время тщетные попытки противостоять «лже-цивилизации» . Джон Леннон пел о том, как «фрики по телефону не дают мне покоя» (англ. Freaks on the phone won"t leave me alone ) и о том, что ему «надоели все эти агрессивные хиппи или как они там себя называют, новое поколение… претендующие на мое внимание, как будто я им что-то должен…» . Боб Дилан также страдал от дилан-фриков, «пытающихся заставить его жить и вести себя так, как он должен жить и вести себя по их представлениям» . В ответ на фразы о том, что он «должен отдавать себе отчёт в своих обязанностях как кумира миллионов - ты ведь ДИЛАН, парень, ты предмет поклонения для твоих фанатов, ты ДИЛАН, ДИЛАН, ДИЛАН», Дилан отвечал: «Не я Дилан, а ты» .

К субкультуре фриков также может быть отнесено и движение «Filthy Speech Movement», одним из лидеров которого был Джерри Рубин .

«Искусственные фрики» (англ. Made freaks )

Слово «фрик» часто употребляется по отношению к людям, осознанно изменяющим собственную внешность при помощи различных приёмов. Это может быть как правдой, так и частью жизненного стиля, как мы видим на примере музыкантов Мэрилина Мэнсона или группы Murderdolls , реакцией на обезображивание тела в результате несчастного случая, попыткой остаться молодым или симптомом телесного дисморфофобического расстройства (дисморфофобия). Существует несколько разновидностей «искусственных фриков» (made freaks, англ.), они могут существовать как отдельно, так и вместе друг с другом.