Эскизы изделий с применением различной отделки. Методическая разработка учебного занятия " декоративная отделка швейных изделий". Оборка- Стачным швом

ТЕМА: Обработка оборок

Тема урока: Отделка швейных изделий. Виды отделки.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, познакомить их с темой «Обработка оборок», создать условия:

· для формирования устойчивого интереса к предмету;

· воспитания мотивации к учению, уважения к труду;

· мобилизация знаний и опыта учащихся;

· активизации мышления;

· коррекция речи.

Тип урока: вводный.

Оборудование: Карточки №1, №2; образец оборки; учебники, рабочая коробка, швейная машина , гладильная доска, утюг.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие;

Проверка явки учащихся;

Заполнение учителем классного журнала;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу:

1.1. Определи, двигаясь по стрелкам зашифрованное слово.

Карточка № 1

1.2. Вспомни и проставь последовательность выполнения сборок машинным способом. Карточка № 2

II. Объяснение нового материала.

2.1. Вступительная беседа. В жизни человека одежда играет большую роль. Она влияет на его самочувствие, настроение и работоспособность. Одежда защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. С помощью одежды можно подчеркнуть достоинства фигуры, скрыть её недостатки. К любой одежде предъявляются определённые эстетические требования. Эстетические требования выражаются в том, что одежда должна быть красивой по форме и отделке, соответствовать индивидуальным особенностям человека и современной моде.

Виды отделки

Отделка швейных изделий бывает самой разнообразной. В качестве отделки используют различные отделочные материалы – кружево, ленту, шитьё, пряжки, пуговицы и др. Отделкой могут служить и дополнительные детали – карманы, клапаны, воротники, оборки, воланы (Учебник см. рис. 14 на стр.33).

2.2. Объяснение нового материала.

Оборки

Оборками отделывают женские и детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки, фартуки. Оборка – это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.

В оборках различают срез притачивания и отлетной срез (см. рис. доске).

Оборки раскраивают из основной или отделочной ткани по косому или поперечному направлению нитей.

Ширина ткани для оборки зависит от фасона изделия, она может быть от 15 до 30 см. Длина оборки должна быть в полтора или в два раза больше длины среза, к которому её притачивают. С целью экономии ткани оборку можно составить из нескольких частей. Части оборки складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и стачивают по долевой нити, швы разутюживают. Ширина шва 5-7 мм.

III. Практическая работа «Раскрой оборок»

Учитель. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с практической работой «Раскрой оборок» и повторить правила техники безопасности .

Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы (Ответы детей - ткань, рабочая коробка – игла ручная, булавки, нитки, ножницы, мел портновский; линейка; швейная машина, гладильная доска, утюг).

После того как мы выяснили, что понадобиться для работы. Какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей – организовать рабочее место, убрать лишнее и рационально расположить)

Учитель. - Верно,

-

Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?

Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.

Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление причин.

IV. Закрепление нового материала.

Вопросы к учащимся:

1. Какие виды отделки можно применить при изготовлении швейных изделий?

2. Какой шов может служить для отделки изделия?

3. Продолжите моё предложение: - Оборка – это ………. .

4. Назови срезы детали оборки?

5. От чего зависит ширина ткани для оборки?

7. Если у нас мало ткани, а необходимо раскроить оборку, как это сделать?

V.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАСКРОЙ ОБОРОК

Инструменты, приспособления и принадлежности: игла, ножницы, напёрсток, швейная машина, гладильная доска, утюг, альбом.

Материалы для работы: ткань, швейные нитки.

1. Раскроить оборку из ткани по косому или поперечному направлению нитей.

2. Проложить две параллельные машинные строчки для сборок по срезу притачивания на расстоянии 1 см от среза ткани (1-я строчка); 0,5 см от среза ткани (2-я строчка).

3. Собрать срез притачивания на сборку за нижние нитки машинной строчки, распределяя равномерно сборки.

Тема урока: Обработка отлетного среза оборки швом вподгибку

с закрытым срезом двойной строчкой.

Цель: познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения шва вподгибку с закрытым срезом двойной строчкой; создать условия:

· для формирования навыков его выполнения;

· воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, культуры труда и общения;

· обогащения словарного запаса.

Тип урока: комбинированный (новая тема)

Оборудование: Карточка №1, №2, школьная доска, рабочая коробка, швейная машина, гладильная доска, утюг.

Ход урока

I. Организационный момент.

o - приветствие;

o - проверка явки учащихся;

II. Актуализация опорных знаний.

2.1. Определи, двигаясь по стрелкам зашифрованное слово:

Срез какой? Карточка № 1

https://pandia.ru/text/78/026/images/image005_2.png" width="336" height="276 src=">Карточка № 2

III.

3.1. Вступительная беседа

Предметы одежды часто украшают отделочными строчками и краевыми швами, например окантовочным, а также вышивкой.

Оборки, окантовочный шов, вышивка и другие виды отделки придают изделиям нарядный, привлекательный вид.

Различают несколько видов обработки отлетного среза оборки, его можно обработать ручным и машинным способами: строчками косых стежков, швом вподгибку двойной строчкой (московский), зигзагообразной строчкой, окантовочным швом.

3.2. Рассматривание образцов.

А сегодня на уроке мы познакомимся с обработкой отлетного среза швом вподгибку двойной строчкой (московский шов).

Ход работы

1. Подогнуть отлетной срез детали на изнаночную сторону на 3-5 мм, заметать по сгибу.

2. Проложить машинную строчку по изнаночной стороне на расстоянии 1-2 мм от сгиба.

3. Срезать излишек ткани возле строчки.

4. Подогнуть край детали на изнаночную сторону второй раз на 2-3 мм, застрочить по первой строчке со стороны подгиба.

5. Приутюжить шов.

6. Оформить образец в альбом.

Проверка качества работы : 1) ширина шва не более 3 мм; 2) машинная строчка ровная; 3) влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

Учитель. Следует организовать своё рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.

3.3. - Организация учащимися своих рабочих мест.

IV . Практическая работа «Обработка отлетного среза оборки швом вподгибку и закрепление подгиба двойной машинной строчкой на образце.

4.1. - Работа с учебником (Практическая работа стр. 40

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

(Повторение правил техники безопасности.)

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

IV. Закрепление нового материала

Вопросы к учащимся:

1. Какой шов применяли к обработке отлетного среза оборки?

Ответ: Шов вподгибку двойной строчкой.

2. К какому виду относится данный шов?

Ответ: Шов вподгибку относится к краевым швам.

3. Какой ширины в готовом виде должен быть московский шов?

Ответ: ширина шва не более 3 мм.

V. Уборка рабочих мест.

VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

· - Сообщение о достижении целей урока;

· - объективная оценка результатов труда;

· - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащимся;

· - сообщение о теме следующего урока

· - задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Тема: Втачивание оборки в шов соединения двух деталей на образце.

Цель: Способствовать формированию представления о способе втачивания оборки в шов соединения двух деталей;

· продолжить формировать навыки соединения оборок с основной деталью;

· воспитание самостоятельности, трудолюбия, аккуратности;

· внимание и самоконтроль;

· навыки работы по плану.

Тип урока: урок формирования и закрепления умений навыков.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

o - приветствие;

o - проверка явки учащихся;

o - заполнение учителем классного журнала;

o - проверка готовности учащихся к уроку.

o – настрой учащихся на работу (кроссворд)

Отгадай зашифрованное слово:

1. Головной убор.

2. Полоска ткани для обработки срезов или отделки деталей изделия.

3. Бельевое плечевое изделие.

4. Что стелим, когда ложимся отдыхать.

5. Это не рюкзак и не пакет, это - … .

6. Относится к постельному белью.

II. Актуализация опорных знаний

2.1. Проставь последовательность по порядку:

1. Обработать срезы шва. (4)

2. Необходимо выполнить сборку, собрать срез детали оборки за нитки до размера основной детали. Концы ниток завязать узлом. (1)

3. Шов заутюжить в сторону основной детали. (5)

4. Наложить оборку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, уровнять срез, приколоть, приметать, притачать со стороны оборки между строчками сборки. (2)

5. Удалить нитки примётывания и нитки сборок, рассекая их с изнаночной стороны через 5-7 см. (3).

2.2. Вопрос: Как называется вид соединения оборки с основной деталью?

Ответ: Соединение оборки с основной деталью стачным швом.

III. Изложение нового материала (Объяснительно-иллюстративный метод):

Сегодня мы научимся способу втачивания оборки в шов соединения двух деталей (показ готового образца ).

Ход работы

2. Наложить оборку изнаночной стороной на лицевую сторону одной детали, уровнять срезы, приметать между строчками сборки.

3. Наложить вторую деталь лицевой стороной на деталь с оборкой, уровнять срезы, сколоть, сметать и стачать со стороны первой детали, со стороны смётывания.

4. Удалить нитки смётывания и нитки сборки.

5. Обработать срезы швов.

6. Разложить детали. Шов заутюжить в противоположную от оборки сторону.

Контроль: 1) сборки распределены равномерно по всей длине оборки;

2) срезы шва обмётаны; 3) шов заутюжен в противоположную от оборки сторону; 4) влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

IV . Практическая работа

4.1. - Работа с инструкционной картой.

Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

4.2. - Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы? (Повторение правил техники безопасности.)

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

4.3. Выполнение работы учащимися.

4.4. Текущий инструктаж учителя.

4.5. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление причин.

V . Уборка рабочих мест.

VI . Закрепление пройденного материала (Фронтальный опрос) :

6.1. Вопросы к учащимся:

1. Что такое оборка?

Ответ: Оборка – это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.

2. Какие изделия отделывают оборками?

Ответ: Оборками отделывают женские и детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки, фартуки.

3. Назовите название срезов детали оборки?

Ответ: В оборках различают срез притачивания и отлетной срез.

4. По какой нити раскраивают оборку?

Ответ: Оборки раскраивают по косому и поперечному направлению нитей.

5. С какими видами обработки отлетного среза оборки вы познакомились?

Ответ: Отлетной срез оборки можно обработать ручным и машинным способами, швом вподгибку двойной строчкой, зигзагообразной строчкой. Окантовочным швом.

6. Какими способами оборки могут быть притачаны к срезу основной детали?

Ответ: Оборки могут быть притачаны к срезу основной детали стачным, накладным швами, в шов соединения двух деталей.

6.2. Показ готовых образцов .

VII . Подведение итогов .

7.1. Оценка работы учащихся.

7.2. Заключительная беседа.

Тема урока: Соединение оборки с основной деталью притачным швом.

Цель: Познакомить учащихся с технологией соединения оборки с основной деталью притачным швом; создать условия:

· для совершенствования навыков работы на швейной машине;

· воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, культуры труда.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Кроссворд, школьная доска, образец соединения оборки с основной деталью, рабочие коробки, швейная машина, гладильная доска, утюг.

Ход урока

I. Организационный момент.

o - приветствие;

o - проверка явки учащихся;

o - заполнение учителем классного журнала;

o - проверка готовности учащихся к уроку;

o - настрой учащихся на работу

Среди букв, представленных в форме, найдите ответы на вопросы. В скобках указывается количество букв в слове. Слова могут читаться только по горизонтали и вертикале, по часовой и против часовой стрелки

1. В ткани есть нить утка и нить…….Основы

2. Плечевое бельевое изделие (7). - Сорочка

3. Полоска ткани, один срез которой собран на сборку (6) - Оборка

4. Головной убор (7) - Косынка

5. Комплект плечевого бельевого изделия (6). – Пижама

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы к учащимся:

1. Какие изделия отделывают оборками?

Ответ: женские, детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки.

2. Назовите название срезов детали оборки?

Ответ: срез притачивания, отлетной срез.

3. По какой нити раскраивают оборку?

Ответ: по косому и по поперечному направлению нити.

4. С какими видами обработки отлетного среза оборки мы познакомились?

Ответ: отлетной срез оборки можно обработать ручным и машинным способами: строчками ручных косых стежков, швом вподгибку с закрытым срезом, зигзагообразной строчкой, окантовочным швом.

Ш. Изложение нового материала (Объяснительно-иллюстративный метод):

Вступительная беседа. Оборки могут быть притачаны к срезу основной детали накладным швом, втачаны между двумя деталями или стачным швом. Сегодня мы научимся способу соединения оборки с основной деталью притачным швом (показ готового образца ).

Ход работы

1. Необходимо выполнить сборку, собрать срез детали оборки за нитки до размера основной детали, концы ниток завязать узлом.

2. Наложить оборку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, уровнять срезы, приколоть, приметать, притачать со стороны оборки между строчками сборок.

3. Удалить нитки примётывания и нитки сборок.

4. Обработать срезы шва.

5. Шов заутюжить в сторону основной детали.

Контроль: 1) сборки распределены равномерно по всей длине оборки;

2) шов заутюжен в сторону основной детали; 3)влажно-тепловая обработка выполнена качественно

Учитель. Следует организовать своё рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.

- Организация учащимися своих рабочих мест.

IV . Практическая работа «Соединение оборки с основной деталью притачным швом.» на образце.

4.1. - Работа с учебником (Практическая работа стр. 41 ). Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

4.2. - Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы? (Повторение правил техники безопасности.)

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

4.3. Выполнение работы учащимися.

4.4. Текущий инструктаж учителя.

4.5. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление причин.

V .Закрепление материала

Вопросы к учащимся:

1. Какими способами можно соединить оборку с основной деталью?

2. Какие швы применяют при соединении оборки с основной деталью?

VI . Подведение итогов .

Оценка работы учащихся.

Заключительная беседа.

Сегодня мы закончили большую тему – «Обработка оборок». И я надеюсь, вы теперь сможете не только шить швейные изделия, но и производить отделку швейных изделий.

o - объективная оценка результатов труда;

o - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащимся;

o - сообщение о теме следующего урока

o - задание учащимся на подготовку к следующему уроку.



Как сделать самостоятельно драпировку бусинами, бахрому в джинсовых изделиях, защипы, настрочные складки по талии, полосы (бейки) или трикотажную вставку.
Для декорирования швейного изделия можно использовать практически все, что есть под рукой: бусины, тесьму, ленты, остатки материалов (Журнал "Ателье № 1 2015").

Драпировка бусинами
Этот декор (илл. 1) выполняется на основной детали с помощью бусин среднего размера. Материал изделия должен обладать высокими пластичными свойствами, чтобы образовались красивые складки. Можно использовать шифон, легкие плательные ткани или тонкий трикотаж. Таким декором можно украсить блузку или платье в области груди, придавая дополнительный объем. Технически выполнить декор несложно, сложнее учесть драпировку в конструкции изделия. Для изготовления декора потребуются прочные нитки в тон основного материала, игла для ручной работы и бусины среднего размера. Размер складок, количество бусин зависят от вашего желания и от модельных особенностей изделия. Для закрепления бусин используется нитка в два сложения. Продеть иглу с изнаночной стороны материала на лицевую. Образовать первую складку, продеть иглу через первую бусину. Затянуть стежок. Затем снова складка, бусина и так далее (илл. 2). Завершить декор нужно складкой, затянуть нитку, чтобы складки и бусины декора не распадались. Вывести иглу на изнаночную сторону, закрепить нитку. Декор готов.
***
Бахрома в джинсовых изделиях
Джинсовые изделия не выходят из моды, соответственно, остается актуальной и тема их декора. Отделка джинсовых изделий, как правило, осуществляется с помощью химических реагентов - в домашних условиях это сделать сложно. А вот украсить или обновить любимые джинсовые вещи с помощью бахромы вполне реально. Рассмотрим несколько вариантов отделки бахромой.

Вариант 1
На илл. 3 представлен декор в виде настроченных полос с бахромой по обеим сторонам.
Нарезать полоски из джинсовой ткани шириной 3,0 см. Длина их зависит от необходимого размера декора. Полосы могут отличаться по цвету и фактуре от основной ткани. Предварительно нужно заготовить полосы: сделать бахрому шириной 1,0 см с обеих сторон каждой полосы (илл. 4). Наметить на основной детали положение декора, настрочить каждую полосу по четырем сторонам ее центральной части (на расстоянии 0,1 см от бахромы). Если боковые открытые срезы не войдут впоследствии в швы, то при настрачивании рекомендуется их подогнуть на 0,5 см или также сделать бахрому. Приутюжить. Декор готов.

Вариант 2
На илл. 5 приведен еще один способ декорирования полосами с бахромой. Потребуются полосы шириной 2,5 см. С одной длинной стороны полосы сделать бахрому шириной 1,0 см. Обработка боковых срезов может быть различна: либо сделать бахрому, либо они войдут в швы при дальнейшей обработке, либо оставить необработанными (в джинсовой одежде это допускается). Наметить положение декора на основной детали. Притачать, совмещая лицевые стороны деталей, каждую полосу к основной детали швом шириной 0,5 см (илл. 6). Отогнуть полосы, закрывая швы, и настрочить их, прокладывая строчки на расстоянии 0,7 см (илл. 7). В данном случае припуск шва будет закрыт полностью - «чистая» обработка. Приутюжить.

Вариант 3
Более сложный и трудоемкий вариант отделки бахромой представлен на илл. 8. Здесь показан только один фрагмент. В изделии можно использовать как фрагмент, так и сделать всю модель из стачанных треугольников (илл. 9).
Для одного фрагмента потребуется 6 равносторонних треугольников. Припуски по сторонам треугольника по 1,0 см. Важно при раскрое обратить внимание на направление нитей основы. В данном случае направление нитей основы на треугольниках совпадает с одной из сторон деталей - это внешние срезы. Два других среза деталей выкроены, соответственно, в косом направлении нитей основы. Бахрому из косых срезов сделать сложнее, она будет неравномерной. Но в данном случае это необходимо, чтобы бахрома была одинакова по обеим сторонам детали и внутри шестигранника. Бахрома по внешним срезам шестигранника будет другого цвета (в данном случае белого).
Стачать 6 треугольников между собой швом шириной 1,0 см (илл. 10), складывая их изнаночными сторонами друг к другу (таким образом, припуски швов будут расположены с лицевой стороны). Оставить нестачанными участки по 1,0 см в начале и конце каждой строчки (илл. 11, 12). В центре шестигранника все швы должны сойтись в одну точку. Открытые участки около срезов нужны для того, чтобы сделать бахрому.


После того, как фрагмент собран, сделать бахрому с помощью иглы. Так как срезы швов выкроены по косой, бахрома получится неравномерная. Это неважно, для джинсовой одежды допускается некоторая небрежность.
Если нам нужно для декора несколько фрагментов, то следует заготовить отдельно каждый, а затем уже собрать их между собой по аналогичной схеме - швами наружу. Цвет бахромы по внешним срезам фрагментов будет иной (в данном случае белый). Причина в том, что внешние срезы треугольников выкроены вдоль направления нитей основы, а не по косой. За счет этого каждый шестигранник дополнительно выделится на общем фоне.
СОВЕТ: Срезы детали, выкроенной в косом направлении нитей основы,обладают меньшей осыпаемостью. Бахрому на косых срезах сделать сложнее, она будет неравномерной.
Легче сделать бахрому на срезе детали, расположенном вдоль нитей основы или в поперечном направлении.
***
Защипы
Вариант защипов, представленный на илл. 13, несложный в выполнении, но требует аккуратности и точности. Этот декор может занять все пространство изделия, став ключевой идеей костюма, а может быть небольшим фрагментом - отделкой. Размеры квадратов могут отличаться. Основной материал должен быть со стабильной, неэластичной структурой как в направлении нитей основы, так и в направлении нитей утка (в противном случае при застрачивании защипов ткань может деформироваться).
Наметить положение защипов с лицевой стороны основной детали. В данном случае это квадраты со стороной 4,0 см (илл. 14).
Застрочить по намеченным линиям горизонтальные защипы, прокладывая строчки на расстоянии 0,1 см от сгиба ткани (илл. 15). Один защип застрачивать справа налево, другой - слева направо. Это позволит избежать перекосов ткани. Приутюжить защипы на ребро.
После застрачивания горизонтальных защипов основная деталь будет выглядеть, как на илл. 16. При желании на этом можно и остановиться. Такой вариант тоже выглядит завершенным декором. Далее застрочить вертикальные защипы, также чередуя направление застрачивания (илл. 17). Приутюжить защипы на ребро.




СОВЕТ: При застрачивании ряда защипов нужно один защип застрачивать справа налево, а другой-слева направо. Если застрачивать все защипы в одном направлении, то произойдет перекос детали.
***
Настрочные складки по талии
Настрочные складки по талии показаны на илл. 18. Это многофункциональный элемент, который:
- выполняет роль талиевых вытачек на плечевом изделии;
- придает дополнительный объем;
- является декоративным элементом. Наметить положение складок с изнаночной стороны основной детали несколькими линиями:
- двумя горизонтальными - уровень начала и конца складки;
- двумя вертикальными - боковая и средняя линия складки (илл. 19).
Последовательно обработать складки: перегнуть деталь лицевой стороной внутрь по средней линии складки и застрочить каждую складку по боковой линии, начиная и заканчивая строчку у горизонтальных линий разметки (илл.20 и 21). Сначала приутюжить складки на ребро, затем заутюжить припуски всех складок в одну сторону. Направление припусков складок зависит от модели и места расположения складок. Как правило, припуски вытачек, складок, рельефов заутюживаются к средней линии детали, на которой они расположены.




Настрочить складки, прокладывая строчки на расстоянии 0,2 см от швов их застрачивания (илл. 22). Если отделочная строчка узкая (0,1-0,2 см), то ее можно проложить четко вдоль строчки складки. Если отделочная строчка шире (0,5-0,7 см), то требуется красиво закончить строчки настрачивания, два варианта показаны на илл. 23. Декор готов.
С изнаночной стороны он выглядит, как на илл. 24 и 25. Уместно его применение и в таком виде: складки застрачивать на лицевую сторону изделия, а не на изнаночную.


***
Настроченные полосы (бейки)
Эффектный декор, основанный на совмещении двух видов разнофактурных тканей, представлен на илл. 26. Основная идея заключена в том, что на тонкую прозрачную ткань (шифон или сетку) настрочены полосы плотной ткани или ленты, как в данном случае (илл. 27). Смешение разных фактур, как правило, всегда интересно. Легче выполнить этот декор, если основная ткань неэластичная.
При использовании неэластичных лент (а также беек, выкроенных в продольном направлении нитей основы из отделочной ткани) их настрачивание на основную деталь возможно только по прямой, без фигурных изгибов.
Если требуются изогнутые линии, то нужно использовать бейки из отделочной ткани, выкроенные в косом направлении нитей основы и неширокие. Чем уже бейки, тем более изогнутые линии отделки возможны.


***
Трикотажная вставка
Эффектную декоративную вставку можно сделать в изделии из трикотажа (илл. 28). Основное требование к трикотажу - петли полотна не должны распускаться. На отделочной детали (вставке) петельные столбики должны располагаться вертикально. На 4-ниточном оверлоке притачать вставку к двум боковым деталям швом шириной 0,8 см. Заутюжить швы на боковые детали и настрочить их, прокладывая строчки на расстоянии 0,1 см (илл. 29). Приутюжить. На вставке наметить полосы декора (илл. 30). Ширина полос зависит от свойств трикотажа. Существует трикотаж, который при растяжении сильно закручивается на срезах. Для такого вида материала ширину полос нужно сделать больше. В данном случае трикотаж таким свойством не обладает, и достаточно ширину полосы сделать 1,0 см. Аккуратно разрезать вставку по намеченным линиям. Приутюжить. Декор готов. Конструкцию изделия можно рассчитать так, чтобы вставка с декором была либо в натяжении (илл. 28), либо в «свободном падении» (илл. 31).

Разделы: Коррекционная педагогика

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.

Мода хоть и мимолётна, но успевает зафиксировать определённые моменты социального развития.

Габриель Тард

Цель урока: познакомить учащихся с историей моды от каменного века и до нашего времени.

Задачи:

  • Формировать представление о способах отделки изделия, ее назначении.
  • Учить применять отделку, в соответствии с видом, формой и цветом изделия.
  • Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность.

Средства обучения: стенд «Виды отделки»; образцы выполненных цветов.

Раздаточный материал: ткань, технологические карты, инструктаж по ТБ.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение нового.

2. Оргмомент

«Свиток»

Прочтите зашифрованные в этом свитке название словарных слов, которые будут звучать на протяжении всего занятия.

Ключ. Ищите буквы русского алфавита.

Словарь: отделка, цветок, мода, красота.

3. Устный фронтальный опрос с элементами демонстрации

(На столе стоит зелёный сундучок)

Нынче к нам на наш урок
Поутру невесть откуда,
Глянь-ка, прислан сундучок –
Чудо, цвета изумруда
И окован серебром…
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтём.
(достаю грамоту и читаю).
Здесь дружок таится клад,
И сокровища лежат.
А какие угадай,
А потом и открывай!

– Давайте подумаем, что за сокровища в нём лежат?
Сундук-то старинный… Может, мы найдём в нем кружева белоснежные или яркие вышивки?
Итак, открываем короб! Вот так славный товар! Ах, так что же это? Ваша задача, определить к какой вид отделки на этом изделии?
(Учитель достаёт поочерёдно изделия, дети называют виды отделки.)
Народные умельцы творят своими руками чудеса!

– Тема сегодняшнего занятия «Декоративное оформление швейного изделия». В ходе предыдущих уроков вы познакомились с элементами отделки на изделиях, а сегодня во время практической работы выполните простейшее оформление изделия – съёмный цветок – брошь. Тема эта выбрана не случайно. Мы с вами в предыдущих классах шили фартуки, ремонтировали одежду, т. е. выполняли заплаты, немного вышивали. Эту тему мы как-то, так или иначе, затрагивали. Давайте вспомним:
– Какие виды отделки используются при изготовлении фартука? Для оформления блузки, салфетки, скатерти, подушки?
– А можно ли применять эти отделки при изготовлении юбки, платья?
– Можно ли выполнить заплату в виде аппликации?

Вывод: Мы вспомнили виды отделки, Таким образом, один вид отделки можно использовать в различных изделиях.

– А сейчас перенесёмся в прошлое.

– Украшение на одежде известны от каменного века и до нашего времени.

Стремление к красоте – одно из тех свойств, которые во все эпохи было присуще человеку. Красивая внешность помогала ему ощутить себя нужным и желанным в кругу тех людей, с которыми он общался. Недаром во всех религиях мира люди наделяли своих богов вечной молодостью и красотой. И из века в век одним из важнейших элементов внешней красоты служила одежда .

Одежда – совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.
Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых.

Возникновение одежды и моды. Одежда - одно из древнейших изобретений человека. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора. Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов. С появлением ткачества, одежда изготовлялась из ткани.

Вначале 11 века ткани были уже более высокого качества. Рыцари той эпохи носили длинные кольчуги и поножи с наколенниками. Носили плащи с вышитым гербом. Молодые дама носили длинные платья с длинными прилегающими рукавами, украшенными несложными цветными узорами.
Туфли делались из мягкой кожи и вышивались.

Распространённой мужской одеждой в ту эпоху была свободная, открытая у шеи туника, в талии перехваченая тонким кожаным поясом. Узкие чулки-штаны шились, но форме ноги. Туфли из мягкой кожи имели острые носы, иногда дюйма на два длиннее ступни. Женщины носили довольно широкое, до пола, нижнее платье с узкими рукавами. Верхнее платье этого фасона имело сзади небольшой шлейф и иногда подбиралось спереди как для удобства ходьбы, так и для того, чтобы можно было видеть богатую ткань, из которой сшито нижнее платье. Широкого покроя длинный свободный плащ из богатой ткани с завязками из лент на плечах набрасывался поверх наряда. Туфли делались из мягкой кожи.

Костюм 13 века изображённого на рисунке мужчины может служить примером экстравагантности моды. Это широкое мешковатое одеяние было как длинным, так и коротким. На рисунке представлен короткий вариант. Длинные рукава заканчивались у запястий очень широкими манжетами. Высокий, до затылка, воротник застёгивался спереди у подбородка. Туника перехватывалась в талии разукрашенным кожаным поясом. Это было время абсурдной моды на башмаки с длинными острыми носами (так называемые "пулен", или "краков"). Чтобы иметь возможность ходить, их приходилось подвязывать к колену золотой цепочкой.
У женщин были в ходу простые облегающие нижние одежды, состоящие из цельнокроеной юбки и застёгивающеюся спереди корсажа с круглым вырезом у шеи. Рукава были узкими, длиной до запястий, и от запястья до локтя декорировались пуговицами. На уровне бёдер надевался обруч. Верхнее платье часто оторачивалось по краю мехом. Волосы были полностью скрыты расшитым золотом и жемчугом чепчиком.

В конце XIV века итальянские щёголи одевались столь экстравагантно, что их наряды больше походили на маскарадные костюмы. Короткий и без застёжек широкий колет ("дублеты" – слева) открывал грудь. Рукава с буфами наверху плотно облегали руку ниже локтя. Поверх узких, иногда двуцветных чулок-штанов надевались короткие верхние штаны. Носили также чулки длиной три четверти. Носки башмаков стали тупыми и широкими, задники низкими, и по бокам отворачивались в стороны. Талию охватывал вычурный кожаный пояс, на котором носили кошелёк с кистями и меч. Касторовые шляпы ярких цветов продолжали оставаться элементом высокой моды.
Башмаки имели тупые носы и низкую пятку. В моде были круглые шапочки, их носили представители большинства сословий. Тёплый плащ или накидка являлись необходимым дополнением костюма.

В середине XVI века придворные носили колеты с прокладкой, высоким воротом и прорезями, через которые проглядывали белые буфы рубашки. Прорези обшивались драгоценными камнями и узорной каймой. Талию охватывали два белых кушака, с одного из которых свисал украшенный золотом кинжал. Ноги короля облегают белые чулки-штаны, причём левый чулок у колена украшен королевской подвязкой. Широкая верхняя куртка красного бархата оторочена соболем и богато расшита золотым шнуром. На Генрихе золотая цепь с драгоценными камнями, в руке кожаные перчатки.
Королева Джейн Сеймур изображена в типичном для этого времени головном уборе, напоминающем покатую крышу. Низкий квадратный вырез красного бархатного платья украшен лентами с жемчугами и рубинами. Разрез юбки вниз от талии в форме перевёрнутой буквы V открывает расшитую нижнюю юбку, подходящую по цвету к длинным, с прорезями, фальшивым рукавам. Широкие обшлага откинуты и подколоты к локтю. Колоколообразная форма юбки достигалась иногда за счёт гофрирования ткани, из которой шилась нижняя юбка. Украшения состоят из колец и великолепных серёг.

Уже в конце XVI платье дамы имеет длинный облегающий лиф. Глубокое декольте отделано кружевными оборками. Прямые рукава доходят до локтя и оканчиваются широкими кружевными манжетами-оборками. К выходным нарядам обязательно надевались высокие, до локтя, перчатки из шелка или мягкой тонкой кожи
Посмотрев на офицера 1678 г. сзади, мы увидели бы "жюстокор" во всю его длину. Этот камзол не имел воротника и застёгивался спереди на пуговицы и вычурные петли. Рукава слегка расширялись и оканчивались отложными манжетами. От правого плеча до левого бедра через грудь и спину офицера перекинута длинная расшитая перевязь, поддерживающая шпагу. Она также украшена петлями из лент, известными под названием "узелки для шпаги". Талию охватывает шёлковый кушак с кистями на концах. Очень распространены были широкие, доходящие до колена штаны. На ногах носили башмаки с квадратными носами и длинным язычком от подъёма до щиколотки, которые застёгивались с помощью ремешков и пряжки. Все следовавшие моде дворяне носили парики. Широкие поля фетровой шляпы спереди высоко поднимались.

Платье дамы из узорного муслина, во французском стиле, прямое, подпоясано у талии. На плечах у дамы треугольный муслиновый платок. Удлинённый перед платья собран на ленту так, что его можно подвязывать вокруг талии. Рукава завершаются плиссированными оборками. Шляпа – огромный "гриб" из белого муслина.
На нем фрак с фалдами "с расщепом"; спереди полы срезаны выше линии талии под прямым углом. Галстук с кружевной отделкой на концах держит высокий отложной воротник. Жилет прямой, до талии. Брюки у колен поддерживают петли из лент. Черные жокейские сапоги доходят до колена.

Платье молодой дамы справа отделано рюшем. Колоколообразная юбка сильно расширена книзу, верхняя юбка представляет собой несколько соединённых вместе длинных басок.
На второй даме сильно приталенное верхнее одеяние. Платье отделано галуном, юбка, очень широкая внизу, имеет колоколообразную форму. Нижняя юбка, до пола длиной, окаймлена по подолу оборкой. Чепчик дамы украшен цветами и лентами.

На девочке вельветовое платье, отделанное мехом; лиф имеет укороченную талию. Юбка застёгивается на три металлические или янтарные пуговицы. Воротник образует мыс сзади и по бокам у плеч и украшен шёлковыми воротничком. Рукава до локтя широкие, со складками, потом сужаются и прилегают к запястьям. Туфли по цвету соответствуют платью.

Мода конца 19 века отличалась страшной расточительностью. Предпочитали шифон, крепдешин, кружева и другие просвечивающиеся материалы. Нижнюю юбку шили всегда из шелка и во время ходьбы она издавала лёгкий шелест. Кружева, вышивки, блёстки, сутажи, воланы, рюш, плиссе – все это служило для украшения одного платья.

Дама наряжена в дневное платье с лифом, который драпируется вокруг тела так, что создаётся V-образная конструкция. Юбка очень узкая. Рукава короткие, с отложными манжетами, украшенными длинными, доходящими до локтя кружевными оборками. На голове у дамы декорированная вертикально поставленными перьями шляпа с невероятно большими полями.
На её спутнике однобортный дневной фрак, застёгнутый спереди на две пуговицы. К жёсткому отложному воротничку повязан галстук. Брюки сужаются книзу. На голове у мужчины шёлковая шляпа, на руках мягкие перчатки, в руке трость.

В середине пятидесятых годов пиджаки были однобортными, длинными почти до колена, с узкими лацканами, застёгивались спереди посередине.. Узкие брюки-"дудочки", обычно светлые, кончались у щиколотки. Туфли были объёмными, на микропористой подошве.
У женщин прилегающий, расширяющийся от талии и доходящий до бёдер жакет с узким стоячим воротничком. Приталенный, с длинными, до запястья, рукавами жакет застёгивался спереди посередине на три большие пуговицы. Юбка до середины икры длиной плотно облегала фигуру. Шляпки теперь обычно были маленькими и крепко сидели на голове. На руках носили перчатки, в руках – сумочки. Костюм дополняли чулки светлых тонов и неустаревающие туфли на высоком каблуке.

В конце 70-х годов, как и в шестидесятые годы вошли в моду синие джинсы и больше из неё не выходили. Хотя джинсы носят уже сотню лет или даже дольше – они появились во Франции, затем попали в Америку, где их использовали как шахтёрскую, рабочую, детскую одежду.
На мужчине джинсовый костюм, состоящий из брюк и рубашки. Справа на рисунке молодая девушка-панк ("панкетта") с соответствующей причёской – ярко-рыжий "ирокез" (выбритые виски, стоящие торчком волосы посередине головы) и эпатажная раскраска на лице. Куртки панков обычно кожаные, часто с многочисленными металлическими застёжками, кнопками; под куртки надевались майки или сетки. Высокие зашнурованные ботики иди ботинки на "платформе" надевали короткие, по щиколотку, носки. Панки любят экзотическую и этническую бижутерию. Татуировка на лице и руках была модной как среди мужчин, так и среди женщин. В качестве дополнительного украшения вокруг бёдер часто повязывали патронташи.

В восьмидесятые годы, укороченные юбки стали международной модой.
Справа "урезанный силуэт, разработанный плотно обтягивающий фигуру джемпер с высоким воротом и длинными рукавами. Мини-юбка, прямая и узкая, с боковыми карманами, доходит до середины бедра. На узкой талии затянут широкий пояс. Аксессуары состоят из длинных, много выше запястья, контрастного цвета перчаток и большой плоской круглой шляпы. На ногах колготки темно-телесного цвета и туфли па высоком каблуке.

С 2000 по 2010 год

В наши дни очень широко используются различные отделки, о которых было сказано выше.
Отделки дополняют и украшают изделия, подчёркивают те или иные фасонные линии, иногда отделочные функции в них сочетаются с чисто утилитарными (отделка пуговицами, застёжкой-молнией, и т.п.). Сейчас в качестве отделок используют чаще всего всевозможную фурнитуру (пуговицы, “молнии”, пряжки и т.п.) и разные отделочные матери алы (тесьму, шнур, сутаж, ленты, кисти, кружева, шитье), а также цветы, трикотаж, натуральные и искусственные меха и кожу. Широко применяется отделка платьев различными аппликациями, мережками, вышивкой, которую выполняют шерстяными и шёлковыми нитками, бисером, стеклярусом. Наконец, большое распространение имеет ещё одна группа отделок, выполняемых из основной или отделочной ткани. Это всевозможные канты, бейки, воланы, рюши, жабо, отделочные строчки, заутюженные сборки, плиссе, рулики, фестоны, буфы, защипы, мелкие складочки и т.д.

Весенняя коллекция 2011 года

5. Физкультурная пауза

Выполнение 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз.

«У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей!», хотелось бы начать практическую работу с этих мудрых слов Монтескье.

Речь сегодня об отделке:
В ней очень часто моды суть.
Не бойся пробовать, рискнуть.
Отделка может быть различной:
Быть постоянной, съёмной быть.
И наш костюм весьма обычный
Отделка может изменить.

– Вспомните, о чём мы говорили на прошлых уроках? (Мы изучали тему «Отделка лёгкой одежды»)
Чему мы учились на этих уроках? (На уроках мы учились кроить и обрабатывать рюшу, волан, оборку)

– Чтобы проверить, насколько вы усвоили понятия этой темы, давайте вспомним математику, заполним таблицу и узнаем опорные слова, применяемые в отделке.

А Б В Д Е Ж К Л О Ж П Р Ц И Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
7 8 9 10 11

45 – 44 = ? 26 – 20 = ? 2 + 4 = ? 5 + 6 = ? 7 + 3 = ? 17 – 15 = ? 37 – 36 = ? 7 – 4 = ? 4 + 6 = ? 19 – 15 = ? аппликация

П А Б К Р С И Ч З О У Х Г Н
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

13 – 3 = ? 17 – 14 = ? 8 + 2 = ? 47 – 42 =? 19 – 15 = ? 28 – 26 = ? оборка

7. Практическая работа

– Предлагаю сделать цветы из самых неожиданных материалов. Вы будете изготовлять разные цветы «розы» из ткани. Можете украсить этими аксессуарами причёску, можете платье.

Цветы могут являться отделкой в течение всего года: это дни рождения, разного рода годовщины, торжественные встречи, выпускные вечера и, естественно, ни одна свадебная церемония не обходится без присутствия цветов. Свадебный букет невесты, венок, украшающий изящно убранную головку невесты.

Инструктаж по технике безопасности.

– Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.

  • Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться…
  • Булавки вкалываем в ткань в направлении…
  • Во время работы электрическим утюгом, стоять на…
  • Во время работы ножницы должны находиться … с…

– На сегодняшнем уроке я предлагаю сделать цветок розу (групповая работа).

1 – вариант роза «медуза» – II гр. и III гр.
2 – вариант роза «бутон» – I гр.

– На первом уроке мы с вами выполним первый этап изготовления цветка.

– У вас имеются инструкционные карты по изготовлению цветка, на которую вы будете опираться во время работы.

I гр. – работает самостоятельно.
II гр. – работает по готовому крою.
III гр. – работают с готовыми квадратами.

8. Итог урока

– Чему вы научились на уроке?
– Что у вас получилось?
– Что запомнилось на уроке больше всего?

  • Представление своих работ.
  • Оценивание работы.

– На следующем занятии мы с вами продолжим изготовление цветов. Занятие хочется закончить словами:

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится.
Только чтобы жила на земле красота!

– Очень надеюсь, то, чему вы сегодня научились пригодиться вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас все получится!

Готовое швейное изделие без отделки малопривлекательно для потребителя. Для того чтобы «оживить» изделие, украсить его, известно довольно много способов и реализующих их видов технологического оборудования. Особое внимание отделке изделий уделяется в последнее время.

Ведущим направлением в области отделки является вышивка , которая с каждым годом становится всё популярнее. Вышитые изделия и просто вышитые ткани смотрятся очень эффектно и могут придать исключительность даже самым простым изделиям. А разнообразие ассортимента и нарядность изделия сомнений не вызывают.

Больших успехов здесь достигли фирмы «Tajima» (Япония), «Barudan» (Япония), «Sun-Star» (Южная Корея), «ZSK» (Германия), «Melco» (США). Конструктивное разнообразие оборудования для вышивки велико. Так, число шьющих головок в агрегате колеблется от 1÷2 до 20 и более. Число сменяемых цветных ниток от 6 до 15. Поле вышивки одной головки достигает размера 450  550 мм; длина стежка – от 0,1 до 12,7 мм. Скорость шитья до 1200 об/мин (при длине стежка 2÷3 мм), а иногда и 1500 об/мин. Оборудование может воспроизвести на ткани с помощью цветных ниток картины известных художников. Общий вид одной из таких установок показан на рисунке 1.

Рис. 1. Вышивальная машина


Совершенствование этой техники идёт следующими путями: увеличивается объём памяти, увеличивается число шьющих головок (до 60 шт.), вводятся в конструкцию устройства для автоматической замены шпуль в челноках; комбинируются в одной установке различные отделки: вышивка, аппликация, настрачивание шнура, вышивка цепным стежком. Уменьшаются размеры изделий, которые можно закрепить в зажимах машины.

Особенно эффективно сочетание известных вышивальных машин с лазерной установкой. Здесь возможности художника могут реализовываться гораздо полнее. Он может создавать многослойные композиции сложного профиля, производить гравировку, делать аппликации из различных материалов, включая фольгу. Можно, в угоду моде, имитировать потёртости, дыры. Диаметр пятна реза примерно 0,2 мм. Лазерная вырезка очень точна и аккуратна, не зависит от сложности контура; программируется, как и вышивка. Она позволяет выполнять такой сложный вид отделки, как «ришелье». При этом край после обрезки на тканях, содержащих синтетику, подплавляется, и предотвращается осыпание.

Несколько слов о стёжке . Всем известная стёжка «ромбиками» или «волнами» – примитив, который ушёл в прошлое.

Сегодня стёжка приближается к вышивке. Используется укладка шнура, ленты, стёжка пайетками (блестками), бисером, стеклярусом. Управление осуществляется не кулачками, а компьютером через серводвигатели, а потому сложность рисунка ограничивается только фантазией художника. Челноки не «лодочка», а ротационные; это позволило увеличить скорость работы с 600 до 1000 об/мин. Спаренные иглы позволяют получать сжатую прошивку. Натяжение материала при перематывании с рулона на рулон осуществляется сжатым воздухом.

Область применения вышитых тканей весьма велика: портьеры, тюль, драпировка стен и проёмов в зданиях, покрытие мебели, постельное бельё, нарядная вечерняя одежда (рис. 2).


Рис. 2. Образцы стёжки

Модным сегодня направлением отделки является обработка изделий ручным стежком . Строчки, состоящие из таких стежков, прокладываются на мужских пиджаках, женских жакетах, сорочках. И если это раньше была действительно строчка, выполненная ручным способом, что медленно и дорого, то теперь появились для этой цели специальные машины. Некоторые из них имитируют ручной стежок, но есть и такие, которые полностью повторяют строчку, выполненную опытным портным.

В этом случае машинная игла имеет заострение с двух сторон и ушко посередине. Два цанговых зажима передают её, заправленную ниткой, друг другу. Механизм довольно сложен, и, кроме того, нитка при шитье многократно проходит сквозь игольное отверстие, что ведёт к потере её прочности, и производители рекомендуют для этих машин специальные нитки.

Естественно, работа подобных машин более производительна. В качестве примера такой машины назовём DECO-2000 ATT американской фирмы «AMF Rеесе». На ней прокладывают отделочные строчки, например, по борту пиджака, на шлицах, вытачках, на листочках, на карманах.

В последнее время появились машины для прикрепления к одежде отделочных элементов из термопластичной пластмассы с помощью ультразвуковых генераторов. Выпускает такое оборудование фирма «V1VISION TECH.CO» (Южная Корея). Машина под маркой VHS-540 имеет две корзины (бункера), в которых размещается два вида фурнитуры. Поштучно автоматически фурнитура подаётся в рабочую зону и с помощью одновременного нагрева и действия ультразвука отделочный элемент прикрепляется к ткани. Такое двойное воздействие увеличивает прочность соединения. Простым переключением оператор может перейти от одного вида фурнитуры к другому, то есть на подачу то из одной корзины, то из другой (рис. 3).

Рис. 3. Ультразвуковая установка для прикрепления фурнитуры

одежде (стразы, блёстки)

Та же фирма демонстрировала установку, скомбинированную из швейной машины челночного стежка и устройства, подающего под иглу пайетки (блёстки) , отделяемые от металлической полосы. При шитье игла попадает в отверстие пайетки и прикрепляет её к изделию. Пайетки могут нашиваться вплотную друг к другу или с интервалами. Величина подачи изменяется с помощью кулачкового механизма.

Ещё одна интересная машина разработана фирмой «SALLI» (Южная Корея). Лента из термопластичного материала перематывается с кассеты на кассету. В рабочей зоне установлен пуансон, который выбивает из ленты небольшую плоскую фигурку, которая тут же прикрепляется к поверхности ткани за счёт ультразвукового разогрева. Подставляя под пуансон различные участки ткани, можно получить достаточно интересной формы яркую отделку.

Для отделки изделий из более плотных, несыпучих материалов (сукно, тонкая кожа) используется машина SRC-50 фирмы «SALLI» (рис. 4).

Рис. 4. Машина для отделки плотных материалов

В этой машине в качестве рабочего органа используется ролик, на который нанесён рисунок. Под действием волн ультразвуковой частоты рисунок ролика при прокатывании его по ткани перфорирует эту ткань, высекая на ней мелкие отверстия, что в совокупности образует своеобразную мережку. Новая оригинальная отделка.

Используются в отделке рисунки, выполненные с помощью лазера, сварочные устройства для прикрепления отделочных полос, установки для изготовления цифр и всевозможных надписей на футболках, куртках, сумках, платках.

До настоящего времени рисунки и надписи наносились методом шелкографии. Это способ нанесения краски через трафарет. Но при этом, если изображение должно быть многоцветным, нужно накладывать несколько слоёв (опять через трафарет) друг на друга. Отсюда не всегда хорошее качество, да и производительность невелика.

Современный метод печати по текстилю – метод прямого нанесения на ткань рисунка с помощью принтера, подобного таким, что широко используются в канцелярской деятельности (рис. 5).

Изображения очень чёткие, почти фотографического качества. Ограничений по цвету нет.

Для получения рисунка применяются чернила на водной основе. На ощупь изображение не отличается от основной ткани. Закрепление рисунка осуществляется при температуре 150–185 °С с помощью термопресса, что позволяет добиться полной фиксации красок на ткани.

Краски, которые используются в принтерах, не влияют негативно на кожу человека, так как это чернила на водной основе. Современная технология предоставляет возможность полноцветной печати на тканях с различным волокнистым составом. Оборудование поставляют фирмы «Brother» (Япония), «Ana Jet» (США).


Рис. 5. Принтер для печати по текстилю

Ещё один вид отделки – рисунки и надписи , сделанные на основе термотрансферных плёнок. Область применения – рабочая и спортивная одежда. Отделка яркая, хорошо видимая, обладает высокой устойчивостью к стиркам, химчисткам, агрессивным внешним проявлениям.

Рис. 6. Пресс для установки на одежду крючков, петель, пуговиц


Плёночные надписи выполняются из тонких плёнок (всего 55÷60 микрон), которые при тепловом воздействии привариваются к изделию, образуя с тканью как бы одно целое.

Термотрансферные плёнки изготавливаются из полиуретана или поливинилхлорида. В их состав входит ещё и клей. Он активируется под действием тепла и проникает в структуру ткани, а при остывании полимеризуется, закрепляя рисунок.

Для получения такой отделки нужны режущий плоттер (это известный всем принтер, имеющий вместо печатающей головки нож) и термопресс. Оборудование и плёнки предлагает фирма Zenon (Германия).

Фирма «Gutos» (Германия) продемонстрировала системную технику (рис. 6) для установки на одежду различного вида пуговиц, крючков, петель, зажимов, которые кроме своего основного назначения «что-то удерживать» могут нести ещё и отделочную функцию – украсить одежду. Эта фурнитура может быть металлической и пластмассовой, гладкой и с рисунком. Иногда пуговицы делаются обтянутыми тканями; той же, из которой изготовлена одежда или, наоборот, контрастной.

Особняком стоит отделка джинсовых изделий. Сейчас новые джинсы поступают в продажу в таком виде, как будто их уже долго носили: полинявшая краска, местные потёртости, даже дыры – таковы требования моды. Достигается это варкой в стиральной машине со специальными камнями (типа пемзы) и с биологически активными веществами – энзимами. Технологии эти весьма сложны, но на сегодняшний день хорошо отработаны. Такие фирмы, как «Tonello» (Италия) или «Novozymes» (Дания), поставляют оборудование и химические компоненты в необходимых количествах.

Оборудование для варки и химической обработки джинсовых изделий похоже на стиральные машины, используемые в прачечных, только больше по размерам и покрепче в конструкции.

Машина (рис. 7) состоит из неподвижной станины, на которой смонтирован водонепроницаемый корпус. Внутри корпуса вращается барабан, разделённый на секции продольными пластинами. В корпусе – люк для загрузки обрабатываемых изделий, камней и химических реактивов.

Рис.7 Установка для варки Джинс

отделка швейное изделие оборудование ткань

Объёмы машин (имеются различные варианты) рассчитаны на массу от 100 до 600 кг сухих джинс.

В машине выполняются замачивание, стирка, варка, отбеливание джинсов, а в некоторых конструкциях ещё и отжим.

При вращении барабана джинсы поднимаются разделительными пластинами в верхнюю часть барабана, откуда под действием своей тяжести падают вниз. Процесс повторяющийся и идёт, примерно, два часа; при использовании энзимов – 20÷30 минут. За это время на ткани образуются потёртости, джинсы приобретают линялый, поношенный вид.

После отжима влажные джинсы поступают в сепаратор (рис. 8), где из изделий извлекают камни и песок. После чего джинсы сушат и утюжат.


Рис. 8. Сепаратор для извлечения камней из изделий после варки

Для последней операции используют пресса и паровоздушные манекены (рис. 9).

Вообще говоря, в области отделки швейных изделий за последние годы появилась такая разнообразная и производительная техника, с такими технологическими возможностями, что из очень трудоёмкого и дорогого этот процесс стал обычным и доступным даже для небольших предприятий.

Рис. 9. Заключительная операция в отделке джинс


Хочется отметить и такую деталь: для отделки возрождаются методы, известные давно, но незаслуженно забытые. Речь идёт о нанесении на изделие цепных ниточных строчек. Машины, выполняющие такую отделку, выпускались ещё и в СССР Полтавским заводом «Легмаш». Машина имела обозначение ВМ-50. Ныне, естественно, производство закрыто.

Однако некоторые фирмы, в частности «NV. A. DE KONINCK SA» из Бельгии, с успехом торгуют этим оборудованием различных модификаций.

Базовая машина в группе – Cornely LG3 (рис. 10) имеет плоскую платформу, под которой находятся механизм обводчика нитки и рукоятка управления машиной. Процесс петлеобразования осуществляется иглой, имеющей близ своего острия крючок, упомянутым обводчиком и прижимным капсюлем. С помощью этих органов образуется однониточная цепная строчка, при этом петельки в цепочке образуется сверху на обрабатываемом материале.

Перемещение полуфабриката осуществляется транспортирующей лапкой, имеющей рабочую поверхность в виде кольца. Нитка в машине подаётся снизу через обводчик. Применяется машина для выполнения около десятка различных строчек. В её арсенале:

Цепная однолинейная тамбурная строчка;

Строчка типа «мох» (у нас её часто называют «барашек») для сплошного заполнения некоторых участков вышивки;

Различные типы спиралей;

Пришивка лент, шнуров, сутажа;

Строчка «отхлёстка» и др.

Скоростной режим машины 1100 об/мин. Нитки – всех типов: хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, синтетические. Обрабатываемые материалы в достаточно широкой номенклатуре, вплоть до кожи.

Определённый интерес представляет ещё одна машина той же фирмы Cornely LG. Она используется для изготовления мережки на полотенцах, постельном белье, блузках, занавесках, скатертях. С помощью двух игл, двух вращающихся в горизонтальной плоскости челноков, специальных прокалывателей и расширителя образуется челночная зигзагообразная строчка, скрепляющая поперечные нити ткани в столбики – так называемая ажурная строчка. Ширина ажура до 8 мм, шаг ажура до 5 мм.

Описанное оборудование весьма интересно для швейных предприятий небольшой мощности и списывать его ещё рано.

Рис. 10. Вышивальная машина с ручным управлением

Современное оборудование для выполнения отделочных строчек успешно производит японская фирма «KANSAY SPECIAL». Она создает свою технику на базе плоского цепного стежка с различными видами покровной нити. Двигатель механизма, обеспечивающего подачу покровной нити, в некоторых вариантах машин осуществляется при помощи сменных копиров, что позволяет получить различные отделочные эффекты.

Интересны многоигольные машины этой же фирмы. С увеличением количества игл представляется возможным увеличивать ширину отделочной нитяной полосы до 150 мм.

В области влажно-тепловой отделки швейных изделий технический парк состоит из традиционных столов для утюжки и столов с парогенераторами, прессов с различными видами подушек, паровых манекенов. Правда, все они выполнены на новой элементной основе в системах управления.

Влажно-тепловая обработка (ВТО) является одним из сложнейших этапов изготовления одежды, от качества проведения которого зависит формоустойчивость и внешний вид изделия.

ВТО представляет собою интенсивный процесс тепло- и массообмена, протекающий в очень короткое время и сопровождающийся механическим воздействием на материал.

Под воздействием на материал тепла и влаги ослабляется действие межмолекулярных сил в волокнах и они приобретают состояние, называемое эластическим. Материал в таком состоянии легко поддаётся деформациям.

Подвергая материал в эластическом состоянии давлению, осуществляют утонение и перегибание краёв, образуют складки, устраняют неровности и замины на поверхности. Деформация вызывает изменение конфигурации цепей молекул. Удаление влаги из материала и его охлаждение после деформации способствуют установлению связи между молекулами в новом состоянии. Благодаря этому закрепляется приданная материалу деформация.

От ВТО во многом зависит качество изделия. Опытным и расчётным путём найдены необходимые режимы обработки, и несоблюдение их ведёт к браку, часто не устранимому. Процесс ВТО может быть представлен в виде непрерывного цикла, состоящего из четырёх этапов:

1) ориентация полуфабриката относительно рабочих органов;

2) увлажнение и нагрев материала для перевода его волокон в эластичное состояние;

3) деформация материала путём давления утюга или пресса на обрабатываемый участок;

4) сушка и фиксация полученной деформации.

Увлажнение производится водой или паром.

Увлажнение с помощью пара имеет целый ряд преимуществ по сравнению с увлажнением водой: равномерное увлажнение и ускоренный процесс ВТО за счёт быстрого нагрева материала и почти полное отсутствие блеска на поверхности материала (лас).

Сушка материала и фиксация полученной деформации происходит в процессе удаления избыточной влаги под воздействием нагретой гладильной подушки или утюга. С принудительным отсосом паров влаги процесс идёт более интенсивно.

Выбор режимов ВТО изделий является важным, ответственным и весьма сложным этапом. Неправильно подобранные режимы ведут к появлению лас, внешним и внутренним опалам, тепловой усадке, оплавлению ворса, пятнам, изменению цвета.

Конкретные режимы достаточно хорошо разработаны и подробно описаны в литературе. Основные виды влажно-тепловых операций приведены в таблице.

Основные виды влажно-тепловых операций

Операция Характер операции Область применения
1 2 3
Влажно-тепловая обработка Обработка деталей или изделий посредством спец. оборудования с использованием влаги, теплоты и давления Внутрипроцессная обработка и окончательная отделка
Утюжильная обработка деталей Выполнение ряда операций влажно-тепловой обработки с помощью утюжильного оборудования Придание деталям желаемой формы, обработка краёв деталей, швов
Прессование Выполнение операций с помощью пресса в целях уменьшения толщины шва, края или закрепления швов в нужном положении Прессование краёв бортов, низа изделий, складок
Приутюживание Уменьшение толщины шва, сгиба складок или края детали посредством утюга или пресса Приутюживание карманов, бортов, воротников, складок
Разутюживание Раскладывание припусков швов или складок в разные стороны и закрепление их в таком положении с помощью утюга или пресса Разутюживание боковых, плечевых швов, швов рукавов
Заутюживание Укладывание краёв деталей, припусков швов, складок на одну сторону и закрепление их в таком положении Заутюживание среднего шва спинки, швов юбки, рельефов, складок
Сутюживание Уменьшение длины края или площади отдельных участков изделия посредством влажно-тепловой обработки для получения выпуклых форм на смежном участке Сутюживание краёв полочек для получения выпуклости в области груди; сутюживание посадки, например, рукавов; сутюживание слабины в концах вытачек
Оттягивание Удлинение края детали посредством влажно-тепловой обработки для получения вогнутой формы на смежном участке Оттягивание переднего среза рукава, среза стойки нижнего воротника, воланов, беек и т.д.
Отпаривание Обработка изделия паром для удаления с деталей лас, возникших в результате утюжки Отпаривание готовых изделий
Проутюживание Удаление сгибов и заминов на материале или деталях изделия утюгом посредством влажно-тепловой обработки Проутюживание материала перед раскроем, деталей перед обработкой
Пропаривание ВТО, обеспечивающая насыщение изделия паром Пропаривание изделия или отдельных деталей перед прессованием или одновременно с прессованием
Декатирование материала ВТО материала паром и просушивание для предотвращения последующей усадки Декатирование материала перед раскроем

Для выполнения операций по влажно-тепловой обработке применяют различные по конструкции, размерам и мощности утюги, гладильные столы, прессы и паровоздушные манекены (рис. 11–13).


Рис. 11. Виды утюгов


Рис. 12. Пресс для ВТО воротника и манжет мужской сорочки

Тон задают фирмы «Macpi» (Италия), «Veit» (Германия), «Rotondi» (Италия) (рис. 14).


Рис. 13. Паровоздушные манекены

в секции влажно-тепловой обработки мужских сорочек

Эти же фирмы производят установки для предпродажной подготовки одежды. Поскольку производство массовых видов швейных изделий перешло в страны Юго-Восточной Азии, они приходят в Европу огромными партиями в тюках, контейнерах, навалом. Естественно, мнутся. На упомянутых установках изделия в закрытой камере на вешалках продуваются тёплым воздухом определённой влажности и расправляются. После чего упаковываются в полиэтилен и в подвешенном виде поступают в продажу.

Необходимо отметить, что на конечном этапе изготовления швейных изделий серьёзным моментом является необходимость сохранить достигнутое всеми предыдущими процессами качество. С этой целью создано и выпускается серийно укладочное оборудование, установки для упаковки.

Из всего сказанного ясно, что технические достижения сегодняшнего дня позволяют довести до массового потребления без искажения все художественные достоинства, которые вложил автор в созданную им модель.


Рис. 14. Оборудование для влажно-тепловой обработки

Отделочный участок, где изделиям придаётся конечный (товарный) вид, комплектуется ещё оборудованием, облегчающим маркировку и упаковку. Это последнее, весьма важное звено всей производственной цепочки. От него зависит, в каком состоянии изделие дойдёт до торговой точки или до другого места реализации продукции, то есть, в конечном итоге, до конкретного потребителя.

Вопросами упаковки занимается множество фирм, однако на этом участке ещё очень много ручного труда. В принципе, упаковку мелких и простых изделий (трусы, майки, полотенца, носки, постельное бельё) удалось неплохо механизировать. Разумно решён процесс складывания и упаковки сорочек в полиэтиленовые пакеты. И потому эти изделия попадают в продажу в виде, который вызывает у потребителя только положительные эмоции. Красочные запечатанные пакеты, яркие картонные коробочки.

Просто решается упаковка и транспортировка джинсовых изделий.

А вот упаковка костюмов, пальто, платьев ещё ждёт своего оптимального решения. Пока наилучшее сегодня – это надетое на плечевую вешалку изделие и закрытое в полиэтиленовом мешке. Транспортировка изделий осуществляется в подвешенном виде на той же вешалке.


Библиографический список


1. Пармон Ф.М. Композиция костюма: одежда, обувь, аксессуары: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 318 с.

2. Рейбарх Л.Б., Лейбман С.Я., Рейбарх Л.П. Оборудование швейного производства. – М.: Легпромбытиздат, 2008. – 288 с.

3. Франц В.Я. Охрана труда на швейных предприятиях. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 256 с.

4. Жуков Ю.В. Итоги работы лёгкой промышленности в 2006 г. // Швейная промышленность. – 2007. – № 2. – С. 2–12.

Виды отделки деталей швейных изделий можно разделить на три группы: отделочные швы, отделочные строчки и отделка изделий фурнитурой, закрепками и клеевой аппликацией (спе­циализированная отделка). К первой группе относят следующие подгруппы отделок: складки, различные отделочные швы, бейки, оборки, рюши, воланы и т. п. Вторую группу отделки состав­ляют строчки, выполненные на стачивающих, специализирован­ных и специальных (вышивальных) машинах. В специализиро­ванную отделку входят пуговицы, крючки, петли, закрепки, ап­пликации.

В данной работе студентам предлагается рассмотреть пер­вые две группы отделок.

1. В начале работы студенты должны изучить строение и область применения отделочных швов и строчек. Для этого по имеющимся в лаборатории наглядным пособиям (альбомам, плакатам, диапозитивам) и литературе следует определить при­надлежность того или иного вида отделки к определенной группе в соответствии с классификацией. По каждому виду от­делки необходимо выполнить эскиз конструкции, указать об­ласть его применения в одежде и привести основные техниче­ские условия на ее выполнение. Данные записывают в таблице 6.1

Таблица 6.1.

Характеристика отделочных швов и строчек

Во второй части работы студенты приступают к освоению приемов выполнения отделочных швов и строчек. Для этого в соответствии с назначением отделки подбирают соответству­ющий материал, нитки и оборудование и, соблюдая технические условия, изготовляют образцы. Затем эти образцы сшивают в альбом и прикладывают к отчету о работе. Для экономии материала отдельные виды отделочных швов и строчек можно выполнять на одном образце.

Приемы выполнения различных видов отделок студенты на­чинают осваивать с изготовления складок. Складки бывают простые и сложные, отделочные и соединительные, односторон­ние и двусторонние.

Простые отделочные складки изготовляют из од­ной детали. Ткань после разметки сметывают, складку раскла­дывают и заутюживают, а затем закрепляют отделочной строч­кой. Закрепление складки может быть по всей длине (рис. 6.1, а) и частичное (рис. 6.1, б). Такие складки применяют при прямолинейном расположении линий перегибов ткани.

Простые соединительные складки применяют в тех случаях, когда хотят сократить расход ткани. Их приме­няют также, если ткань для складки перегибается не по пря­мой. Для изготовления простой соединительной складки сметы­вают две детали, затем раскладывают и заутюживают складку, после чего припуски на одностороннюю складку стачивают (рис. 6.2, а), а на двустороннюю - притачивают к дополни­тельной полоске ткани из того же материала (рис. 6.2, б). За­тем складку приутюживают (прессуют) и прострачивают.



Сложные складки, так же как и простые, бывают отделочные и соединительные и отличаются от простых более изогнутыми линиями перегиба ткани. Сложные отделочные складки изготовляются из одной детали (рис. 6.3, а). Для этого после разметки внутренних (линии /) и внешних (линии 2) переги­бов ткани выполняют стачивающую строчку по линии внутрен­него перегиба (рис. 6.3, б), подкладывая снизу (с изнанки) по­лоску прокладочной ткани. Затем складку заметывают и пере

Рисунок 6.1. Простые отделочные складки

Рисунок 6.2. Простые соединительные складки

Рисунок 4.3. Сложная отделочная складка

Рисунок 6.4. Сложные соединительные складки

Рисунок 6..5. Вытачные швы: о - простой; б - сложный

Рисунок 6.6. Рельефные швы: а – вытачной; б – выстрочной;

а – со шнуром; г – выстрочной, выполненный на

двухигольной машине с одним челноком.

Рисунок 6.7. Соединительный шов с кантом

гибают по внешней линии. После ее приутюживанйя (прессо­вания) выполняют отделочную строчку (рис. 6.3, в).

Сложные соединительные складки получают из двух деталей. Верхнюю предварительно заметывают или за­утюживают по шаблону, накладывают на нижнюю и настрачи­вают. Внешние углы подшивают отдельно (рис.6.4).



После выполнения образцов складок студенты начинают прорабатывать следующую подгруппу отделочных швов: вытачные и рельефные швы, швы с кантом, настрачивание тесьмы, сутажа, кружев и др.

Вытачные швы бывают простые и сложные и по внеш­нему виду напоминают обыкновенные стачные (рис. 6.5, строчка 1) и настрочные (рис. 6.5, строчка 2) швы. Изготовляют их из основной детали и

полоски прокладочной ткани. После формирования шва (строчка 1) его закрепляют отделочной строчкой 2. Вытачные отделочные швы применяют для отделки спинок, рукавов, карманов и других деталей в женских и детских изделиях.

Рельефные швы могут быть двух видов: вытачные и выстрочные (рис. 6.6). Вытачной шов выполняется одной строчкой по перегибу детали, выстрочной - двумя. При про­кладывании шнура между двумя строчками (для большей рель­ефности) снизу подкладывают прокладочную ткань. Выстроч­ные швы можно обработать за один прием на двухигольной ма­шине с одним челноком; для этого в лапке машины делается выемка для выгибания ткани.

Швы с кантом применяют в основном в ведомственной и женской одежде. Они бывают соединительными и краевыми. Их обрабатывают чаще всего в два приема. Сначала настра­чивают кант (строчка /; рис. 4.7), затем по первой детали в эту же строчку или рядом (но в сторону перегиба канта) прокла­дывают вторую строчку (2). Предварительно под первую деталь с кантом укладывают вторую деталь.

В женских изделиях иногда встречаются швы с двумя кан­тами из разных по цвету тканей. В этом случае первой строч­кой настрачивают сразу два канта разной ширины (рис. 4.8).

Сутажом, тесьмой, вьюнчиком, кружевом де­тали отделывают (рис. 6.9) с помощью лапок, имеющих в по­дошве углубление для направления отделки. Настрачивание может производиться как на стачивающих ма­шинах, так и на специализированных типа 252 и 26 кл.

Подоль­ского механического завода им. Калинина.

К третьей подгруппе отделочных швов относят отделку де­талей бейками, оборками, рюшами, воланами. Бейки могут быть

Рисунок 6.8. Соединительный шовс двумя кантами

Рисунок 6.9. Отделка деталей сутажом, тесьмой, вьюнчиком, кружевом.

Рисунок 6..10. Отделка деталей бейками: а – втачной;

б – настрочной; в – двойной настрочной.

Рисунок 6.11. Обработка оборок, воланов, рюш

Рисунок 6.12. Отделка деталей зигзагообразной строчкой:

а – ришелье; б – аппликации.

втачные, настрочные и двойные (рис. 6.10). Обрабатывают их как стачные и настрочные швы на стачивающих одно- или двух-игольных машинах. При обработке двойных беек применяют спецприспособления.

Обработку оборок, рюш, воланов начинают с соеди­нения их частей стачными швами вразутюжку или расстроч-ными, затем обрабатывают их срезы. Если срезы при присоеди­нении к основной детали будут открытыми, то их обрабатывают швом вподгибку или окантовывают; закрытые срезы синтетических тканей оплавляют, других - обметывают. Для образова­ния сборок применяют двух- или одноигольную машину со спе­циальной лапкой (см. рис. 6.10, в). Обработанную отделочную деталь соединяют с изделием стачными или настрочными швами (рис. 6.11).

Следующей группой отделки деталей одежды являются отделочные строчки. По своему строению они могут быть чел­ночными и цепными, а по внешнему виду - одно- или многоли­нейными, зигзагообразными, ажурными, краеотделочными и про­сто вышивкой. Самая простая отделка строчкой - это прост­рачивание ткани шелковыми (или капроновыми) нитками на стачивающей машине челночного стежка. Стежки при этом делают немного длиннее, чем предусмотрено техническими условиями для данного вида ткани, нитки берут более низких номеров.

Значительное видовое разнообразие отделок можно получить, применяя машины зигзагообразной строчки (26 кл. Подольского механического завода им. Калинина; 335 кл. фирмы «Минерва» ЧССР; 55 и 75 кл. Подольского механического завода им. Калинина). Строчки, полученные на этих машинах, применяют для отделки краев деталей женских легких платьев (оборок, воланов, рюшей), подшивания низа подкладки жен­ского пальто, отделки краев воротников и др.

Различные варианты рисун­ков зигзагообразных строчек можно получить путем более сложных перемещений ткани и иглы (машина 75 кл. Подоль­ского механического завода им. Калинина). Такие строчки ис­пользуют для отделки женского белья, платьев, детской одежды и столового белья (рис. 6.13, а). При использовании двух игл, двух челноков и прокалывателя с ширителем отверстий (машина 43 кл. Подольского механического завода им. Калинина) полу­чают ажурные строчки, применяемые при изготовлении столо­вого и постельного белья и при отделке деталей женского ассор­тимента (рис. 6.13, б).

Краеотделочные строчки, выполняемые на машине 42 кл. Подольского механического завода им. Калинина, пред­назначаются для отделки краев женских легких платьев и дет­ского белья из тканей и трикотажного полотна. Детали на этой машине отделывают прикреплением к обработанному краю цепочки двухниточной строчки (рис. 6.14).

Рисунок 6.15. Вышивальные строчки

Вышивальные строчки выполняют на машине ВМ-50 Полтавского завода швейного оборудования однониточным цеп­ным стежком с переплетением на верхней стороне материала. Различные варианты строчек получаются благодаря дополни­тельно вводимым ниткам, для чего в машине предусмотрены до­полнительные рабочие инструменты - нитеводитель, сутажный катушкодержатель и др. (рис. 4.15). В машине предусмотрена установка двух игл.

3. В конце работы студенты должны составить технологиче­ские схемы на выполнение некоторых видов швов (не более трех). Схема должна включать в себя эскизы элементарных операций по выполнению швов с указанием технических усло­вий на их выполнение. Если при этом использовалось приспо­собление, то оно должно быть отражено на эскизе.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды отделочных швов и строчек применяют при изготовлении одежды?

2. На какие группы делятся отделочные швы в зависимости от их строения и назначения?

3. Какое оборудование применяется при изготовлении отде­лочных швов и строчек?

4. Где применяются основные виды отделочных швов и строчек?