Сложные загадки пифагора. Тайны пифагора. Пифагор. Бронзовый бюст. Неаполь. Национальный музей

Сколько лет должно длиться обучение, прежде чем человек обретет право обучать сам? Тридцать четыре года Пифагор впитывал мудрость египетских жрецов и персидских белых магов. И все же этого было еще недостаточно: еще год он провел в самом святом месте Эллады - в дельфийском храме, где у него открылось второе зрение: способность видеть одновременно тонкий и физические миры. Только после этого он был готов к исполнению своей миссии, той, ради которой и появился на свет.

Из Греции посвященный отправился в Южную Италию, в город Кротон, который управлялся Советом тысячи избранных. Пифагор убедил этих людей в том, что необходимо создать учреждение, где жители будут обучаться всем премудростям, которые он познал в Египте и Вавилоне. Проект был с энтузиазмом принят, и через несколько лет в окрестностях города появилось здание, окруженное прекрасными садами. Так возник орден пифагорейцев - этический институт, академия наук и одновременно религиозное братство, куда после испытания принимали всех желающих, юношей и девушек. Первый отсев кандидатов происходил прямо у входа, где рядом со статуей Гермеса была закреплена табличка с предостерегающей надписью: «Прочь, непосвященный!» Некоторые, прочитав ее, поворачивали и уходили. Более отважные входили внутрь и с этого момента получали звание «детей женщины», какими они и были. Поначалу новичкам предоставлялась полная свобода: они могли ходить почти везде, участвовать в жизни пифагорейцев. К ним присматривались: как они ходят, как держатся среди незнакомых людей, как смеются. Только затем наступал черед первого экзамена - проверка мужества. Стремящегося к посвящению оставляли одного на всю ночь в пещере, про которую ходили слухи, что там появляются злые духи и привидения. Иные обращались в бегство. Тех, кто Смог пересилить страх, подвергали следующему испытанию: внезапно, без предупреждения, их запирали в пустой келье, дав для решения трудную задачу, а из еды - только хлеб и воду. Затем, в положенный срок, испытуемого вводили в зал общих собраний, где подвергали осмеянию. Все старались как можно больнее уязвить самолюбие новичка, кричали: «Смотри, новый философ явился! Ну же, расскажи, как ты решил порученную тебе задачу?»

Важно было не отыскать решение, а честно признаться в том, что она оказалась не по силам. Те, кто на все нападки и насмешки отвечали спокойно и с достоинством, считались достойными звания пифагорейского послушника. Отныне они именовались слушающими, то есть, молча впитывающими мудрость учителей. Им прививалась терпимость ко всем религиозным культам, понятие о единстве всех народов в общей эволюции, идее единого Бога. Однако обучение не подразумевало аскетичной жизни. Каждый новый день как бы символизировал рождение и начинался с молчаливой прогулки по храму. Очистив душу, ученики приступали к очищению тела, купаясь в море. После скромного завтрака приступали к урокам, которые проходили под деревьями. В полдень занятия оканчивались, и наступало время вознесения молитв героям и добрым духам. После обеда - гимнастические упражнения, затем - снова уроки и медитация - внутренняя подготовка к завтрашнему дню. После заката солнца происходила общая молитва: пели гимн космическим богам… День заканчивался общей трапезой, во время которой самый младший ученик читал вслух, а самый старший пояснял прочитанное.

Вторая ступень обучения, катарсис или очищение, наступала, когда Пифагор принимал ученика в своем жилище. Отсюда пошло название - эзотерические - то есть те, кто допущены во внутренний дворик От них отличались экзотерики - те, что остались вовне. Собственно, с этого момента начиналось обучение нумерологии - математике вселенной. Ученик должен был воспринять Число не как цифру или абстрактную величину, а как выражение духовной сущности. Единица - это начало всех начал, Бог - источник мировой гармонии. Диада (двойка) - это разделение мира, возникновение его двойственности: мужского и женского начал, духовного и физического миров.

Проявленный же мир тройственен. Как человек состоит из тела, души и духа, так и вселенная делится на три концентрические сферы: мир естественный, мир людей и мир божественный. Триада - это закон вещей, истинный ключ жизни. Пифагор придавал также большое значение числам «семь» и «десять». Семерка, состоящая из трех и четырех, означала единение человека с божеством. Десятка, сумма четырех первых чисел, выражает все начала Божества, сначала разъединившиеся, а затем образовавшие новое единство.

После овладения эзотерической математикой наступала третья ступень посвящения - совершенство, когда познавалась космогония, психология и эволюция души. Эзотерическая доктрина Пифагора включала в себя знания о попеременном погружении и появлении новых континентов, о колебании земных полюсов и шести потопах, которые должно пережить человечество. Каждый период между потопами отмечен доминированием одной из рас, но общее просветление всего человечества никогда не прекращается. «Познай самого себя, - говорил Пифагор, - и ты познаешь вселенную».

Согласно древним учениям, современные люди начали свое существование на других планетах, где материя тоньше, духовные перевоплощения происходят значительно легче, но, при всей красоте этих полупрозрачных миров, они лишены возможности проявления воли, разума и интеллекта. Чтобы обрести их, человечество все глубже погружалось в материальный мир Земли. Моисей называл это нисхождение «изгнанием из рая», а Орфей - «падением в подлунный мир». И только на Земле, пережив физическую смерть, душа пробудится во всей совокупности своих качеств. Но на этом ее эволюция не окончится: кроме Солнца, есть и другие звезды со своими мирами…

Четвертая ступень просветления носила название Эпифании, что переводится с греческого как «вид сверху». Адепт, познав эзотерические истины, не должен был уходить в созерцание или экстаз: ему надлежало, образно говоря, спуститься с небес на землю, чтобы полученные знания воплощать на практике, просвещать людей, оказывать им помощь и поддержку, вести их за собой к Свету божественной Истины. Чтобы это стало возможным, по учению Пифагора, нужно было достигнуть трех совершенств: осуществить истину в разуме, праведность в душе и чистоту в теле. На этой стадии человек, который отныне зовется адептом, получает новые способности и силы. Может излечивать больных наложением рук или только своим присутствием. Или переноситься на большие расстояния, выходя из физического тела. Эти и другие «чудеса» являются лишь следствием духовного развития и любви ко всем живым существам.

Подобных адептов, достигших полного могущества, в Греции было лишь четверо: Гермес Трисмегист и Орфей в самом начале истории Эллады, Пифагор в зените славы этой страны, и Аполлоний Тианский - во время ее окончательного упадка.

Пифагор — ученик белых магов

В VI в. до н.э. на Землю был ниспослан мощный духовный импульс, воспринятый великими учителями и преобразователями человечества. В Китае он проявился в даосизме, чьи положения сформулировал Лао-цзы.

В Индии духовность реализовалась в новой религии - буддизме, основателем которой стал просветленный царевич Шакья-Муни, Будда. В Италии Свет небес отразился в прорицаниях этрусских сивилл. В имперском Риме властитель Нума Помпилий мудрыми государственными постановлениями обуздал самовластие сената. Грек Пифагор, уроженец острова Самоса, пройдя обучение у египетских жрецов, халдейских магов и зороастрийцев, дал миру удивительное эзотерическое учение. Философ Ямвлих писал о Пифагоре, отмечая его «…способность безошибочно предсказывать землетрясения, эпидемии, ураганы; умение мгновенно останавливать град, успокаивать волны на морях и реках, чтобы его ученики могли их переплыть». Впрочем, магические способности великого самосца, воспринимаемые многими как чудесные, являлись лишь внешним проявлением его глубочайшего понимания сути мироустройства.

Остров Самос ныне входит в состав Греции, хотя и расположен у самых берегов Турции. Некогда через то независимое государство в Эгейском море проходили торговые пути из трех континентов: Европы, Азии и Африки. Единовластный правитель, тиран Поликрат, покровительствовавший искусствам и наукам, буквально купался в роскоши, а о его удачливости ходили легенды.

В это благодатное время в прекрасном уголке Земли и появился на свет у зажиточного ювелира и его супруги первенец. Дельфийская прорицательница сказала о младенце, что он «принесет благо всем людям на все времена». А иерофант бога Адонаи добавил, обращаясь к Парфенисе, матери ребенка: «О, женщина ионийская! Твой сын будет велик мудростью, но помни, что если греки знают многих богов, то единого Бога помнят лишь в Египте!»

Ювелир понял из сказанного лишь, что сын у него вырастет умным, а образование ему следует завершить в Египте. Что ж, самосский богач не видел проблем в том, чтобы отправить сына учиться за границу. Пока же мальчика окружили заботой и всячески поощряли его любознательность.

Подросший Пифагор имел возможность посещать лекции самых выдающихся философов своего времени - Фалеса и Анаксимандра. Он часто расспрашивал мудрецов про общую гармонию, связующую три известных мира: естественный мир природы, людей и небесный - богов. Но их ответы оставляли лишь горечь разочарования. Задачи такого глобального масштаба были по силам не философам, а духовным учителям, таким как Гермес Трисмегист и Орфей, но тех уже не было среди живых. Да и невозможно проникнуть в самую суть мироустройства в обычной беседе - для этого нужно озарение свыше. И оно дано было юноше.

…Однажды молодой философ сидел в одиночестве в саду перед храмом. Сама мать- природа шуршанием листвы нашептывала ему, что нет у нее своей воли, и руководит ею слепой рок. Мир людей, скрытый сейчас за темными кронами деревьев, будто вопил о себе: «Страдание! Безумие! Рабство!»

А мерцание звезд над головой… Случайно взгляд его упал на фасад здания, чьи строгие линии словно ожили в неверном свете луны. Будто вспышка невидимой молнии опалила его душу! Еще до понимания пришло озарение, и чей-то голос вскрикнул: «Вот оно!»

В мгновение ока юноша осознал то, что видел много раз, не вникая в суть увиденного. Основание здания, его колоннада и треугольный портик составляли триединство мира, где каждая часть немыслима без других. Попробуйте отнять у храма его крышу, «небо богов» - останутся лишь жалкие руины. Заберите колонны, «мир людей» - случится ужасное: небо рухнет на землю!

Ну, а если по какой-то трагической причине исчезнет основание, «сама земля», то распадется все здание!

Казалось бы, эта мысль очевидна и не содержит в себе никакого откровения: храм задумывался и возводился как символ космоса. И все же, это было не умозаключение, а чувственное переживание, обретение тайны как личного опыта и начало пути духовного восхождения. В своем видении Пифагор нашел ответ на мучивший его вопрос: наконец хаос обернулся прекрасной в своей стройности гармонией. Три мира: естественный, человеческий и божественный - взаимно определяя и поддерживая друг друга, явили схему всего мироустройства. Тут- то и вспомнились слова жреца бога Адонаи, что ЕДИНОГО Бога помнят и знают лишь в Египте. Молодой философ твердо решил отправиться на берега Нила, чтобы познать мудрость древнего народа.

Жрецы встретили чужеземного юношу из богатой семьи недоброжелательно: они считали греков непостоянными и легкомысленными, не способными постичь всю глубину истины. То, что за Пифагора просил фараон, лишь ухудшало положение: за знаниями приходили по велению души, а не по протекции. Но жрецы не представляли, с каким упорством им предстоит столкнуться. Греческого юношу гнали - он уходил, чтобы вернуться. Его не замечали - он не терял присутствия духа. Наконец, согласились принять в обучение в тайной надежде, что Пифагор, удовлетворив свое тщеславие, уедет к себе в Элладу. Надеждам египетских посвященных не суждено было сбыться: чужеземец не отступил от намеченной цели. На каждом шагу его восхождения испытания становились все опаснее и труднее. Сотни раз приходилось рисковать жизнью, особенно когда приобреталась власть над оккультными силами и во время опытов по обузданию духов природы. Ничто не могло заставить Пифагора свернуть в пути. К своему посвящению он шел двадцать два года! Пережил, подобно Гермесу и Орфею, мнимую смерть и воскрес в сиянии Озириса. Из уст самого великого жреца Сопхиса узнал о творческом Слове, которым не только были созданы видимые и невидимые миры, но и поддерживалась жизнь в них.

Пифагор, пройдя великое посвящение, уже готовился отправиться на родину, как случилось то, чего никто не предполагал: на святые земли Египта вторглись, подобно несметным полчищам саранчи, вавилонские войска во главе с царем Камбизом. Были разрушены храмы Мемфиса и Фив, разграблены святилища Аммона, обезглавлены жрецы. Лишь часть из посвященных - в их числе и Пифагор, попали в плен и были увезены в Вавилон.

На чужбине грек познакомился с учением халдейских магов, персидских последователей Заратустры и мудростью плененных иудеев. Теоретические познания египтян Пифагор обогатил практикой огнепоклонников, основателей белой магии. Двенадцать лет длилось его принудительное образование. Лишь после этого он добился разрешения царя покинуть пределы Вавилона…

…Возвращение на Самос не принесло, однако, радости - остров-государство был захвачен и разрушен персами. Школы и храмы стояли закрытыми. Поэты и ученые бежали с родины. Вслед за ними отправился и новый посвященный. Пифагор уезжал в Грецию, чтобы прибыть к дельфийскому храму. Некогда местная пророчица обещала ему мудрость и славное будущее - что же она скажет теперь?

На вопрос о том, кто такой Пифагор, большинство людей, наверное, ответят, что это великий древнегреческий математик, создатель знаменитой теоремы о равнобедренных треугольниках… А между тем, этот неординарный человек являлся еще и выдающимся мыслителем и оккультным адептом, так что научная деятельность его напрямую связана с духовным знанием.

Родился Пифагор в семье богатого самосского ювелира. Еще до рождения был посвящен своими родителями богу Солнца Аполлону. Когда ему исполнился год, его мать, Парфениса, по совету дельфийских жрецов, отвезла ребенка в храм Адонаи, находившийся в Ливанской долине. Там великий жрец дал младенцу свое благословение. Родители мальчика поощряли его раннюю склонность к наукам. Он свободно беседовал с самосскими жрецами, занимался у известных учителей Самоса и Спроса, вступал в Милете в диспуты с самими Фалесом и Анаксимандром.

Однако знания, полученные от ученых и мудрецов, не удовлетворяли его духовной потребности. Среди их противоречивых учений он жаждал отыскать живую связь, синтез, единство Великого Целого, пытался увидеть цель, найти путь, ведущий к свету истины, к центру жизни. Пифагор считал, что в основе всего мироздания лежат Число и гармония. В синтезе трех миров (Земля, Бог и Человек), взаимно поддерживающих и определяющих друг друга, кроется тайна Космоса. Закон тройственности, который управляет строением существ, и семеричности, лежащей в основе их эволюции, - ключ к познанию Вселенной.

Чтобы умом доказать то, что охватила его могучая интуиция в области Абсолютного, Пифагор отправляется к жрецам Мемфиса в Египет. Его посвящение длилось 22 года под руководством великого жреца Сопхиза. Египетские жрецы открыли перед своим талантливым учеником все сокровища своих оккультных знаний. Получив посвящение Осириса, Пифагор хотел вернуться в Грецию, но внезапно нагрянувшая война привела плененных жрецов в Вавилон. Там в то время существовали три различных направления духовной жизни, имевшие эзотерическую основу, - древние жрецы Халдеи, остатки племени персидских магов и избранные из числа плененных иудеев.

В течение 12 лет Пифагор не по своей воле пребывал в Вавилоне. С трудом получив разрешение на выезд у персидского царя, он после 34-летнего отсутствия возвратился в родной Самос. К тому времени все, кроме состарившейся матери, были уверены в его смерти. Вскоре вместе с матерью он покинул Самос и прибыл в священный город Дельфы. В основе учений, исповедуемых дельфийскими жрецами, как и в Египте, лежали искусство и наука.

Искусство состояло из проникновения в отдаленное прошедшее и будущее посредством ясновидения или пророческого экстаза с помощью прорицательниц-пифий; наука являлась методом вычисления будущего на основании законов мировой эволюции. Искусство и наука контролировали друг друга. Пифагор появился в Дельфах после того, как обошел все храмы Греции. Он побывал в святилище Зевса, присутствовал при Олимпийских играх, стоял во главе мистерий Элевзиса… Всюду встречали его как обладающего некоей тайной властью, неведомой простым смертным.

Он направил свои стопы в Дельфы не столько для поклонения Аполлону, сколько для просвещения его жрецов. Там он увидел молодую жрицу Феоклию, сразу почувствовавшую присутствие Посвященного. Ученый оставался в Дельфах целый год и лишь после того, как жрецы были посвящены во все тайны оккультных учений, и Феоклия была готова для своей миссии, направился в Кротон, цветущий город Южной Италии, бывшей колонии Греции.

Там он собирался применить эзотерические науки в воспитании юношества и жизни государства. Он призвал молодых людей в храм Аполлона, а девушек - в храм Юноны. Был создан в Кротоне и институт пифагорейцев, который являлся одновременно и академией наук, и коллегией этического воспитания, и образцовой общиной. Под руководством великого Посвященного ученики этого заведения достигали гармонии души и интеллекта с Вселенной.

Маленькая община избранных помещалась в белом здании, возвышавшемся на холме под сенью каперсов и олив. Молодые люди, желавшие вступить в общину, должны были пройти сквозь череду испытаний. Не все могли вынести пост, одиночество и насмешки над собой, потому многие, не пройдя экзамена на самообладание, покидали школу Пифагора.

В Кротоне Пифагор прожил 30 лет. В возрасте 60 лет он женился на молодой красавице Феано. Дети их - два сына и дочь - пошли по стопам отца. Пифагору удалось поставить во главе государства правителей, опирающихся на высшее знание, образовав Совет Трехсот (нечто вроде научного, политического и религиозного Ордена, главой которого был признан сам Пифагор). Пифагорейский Орден существовал в течение 50 лет.

Сегодня имя Пифагора, создателя знаменитой теоремы о прямоугольных треугольниках, известно каждому школьнику. Но мало кто знает, что его невероятную осведомленность в различных науках связывают с тем, что Пифагор в совершенстве изучил тайные оккультные знания древних египтян и вавилонян.

Жизнь Пифагора всегда была окутана мистикой. Известно, что судьбу его предсказала дельфийская прорицательница, к которой приехали перед родами родители будущего знаменитого математика. «Он сделает много полезного для человечества и будет славен во все времена», - произнесла гадалка. Она же посоветовала супругам отправиться в Финикию, в город Сидон, дабы получить благословение в иудейском храме. Имя же Пифагор получил от предсказательницы Пифии, оно означает «убеждающий речью».

«Убеждающий речью»

Исторические исследования датируют появление на свет Пифагора приблизительно 580 годом до нашей эры.
В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония - группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Именно там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха родился сын. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что отпрыск продолжит его дело, однако судьбой ему было уготовано другое. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам, кроме того, есть сведения о том, Пифагор был одним из лучших атлетов Греции и даже с успехом участвовал в Олимпийских играх.
От своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получил знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял Пифагора учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал одаренному мальчику любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая школа, - говорил Гермодамас, - твои чувствования происходят от природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».
Пифагор был жаден ко всяческим знаниям, однако они мало впечатляли его. Он искал чего-то большего - настоящей связи-гармонии между тремя составляющими: земля - бог - человек. Пифагор считал, что именно в этой тройственной симметрии и кроется основной ключ к раскрытию всех загадок Вселенной, ответ на извечные вопросы человечества. И тогда по совету своего учителя Пифагор решил продолжить обучение у египетских жрецов.
Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. Но Пифагор был настойчив, и при помощи учителя ему удалось бежать с острова Самос. Первое время он жил на знаменитом острове Лесбос у своего родственника Зоила. А через несколько лет отправился в Милет - к знаменитому Фалесу, основателю первой философской школы. Именно от него принято вести историю греческой философии.
Пифагор внимательно слушал в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллеги и ученика Анаксимандра, который придумал первые солнечные часы и создал астрономические инструменты. Много важных знаний приобрел Пифагор за время пребывания в милетской школе, но его целью все же был Египет. И Пифагор отправился в путь.

Вавилонский плен

Перед прибытием в Египет Пифагор на некоторое время остановился в Финикии, где тоже не терял времени и обучался у знаменитых сидонских жрецов. Пока он жил в Финикии, его друзья добились того, что Поликрат - властитель Самоса - не только простил беглеца, но даже послал рекомендательное письмо Амазису - фараону Египта.
В Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор познакомился с мемфисскими жрецами. Согласно одной из легенд, именно египтяне владели главными знаниями Земли - откровениями самих атлантов. Долгое время Египет считался ничем иным, как колонией Атлантиды. До сих пор неизвестно, каким образом Пифагору удалось проникнуть в святая святых - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались, тем не менее Пифагор был посвящен в мистерии Осириса и Изиды и участвовал в тайных магических ритуалах.
Даже фараоны не всегда становились свидетелями подобных мистерий, в которых неотъемлемой частью допуска были испытания. Испытуемый проходил подземные лабиринты, выстроенные так, чтобы он не только физически, но и психологически доказал свою избранность. Тускло освещаемые светильником подземелья сильно воздействовали на психику. Некоторые испытуемые теряли над собой контроль. Тогда их ждала неминуемая гибель, дабы не раскрывались тайны ритуала. Однако Пифагор успешно прошел все испытания.
Учеба Пифагора в Египте способствовала тому, что он стал одним из самых образованных людей своего времени. Именно к этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь. Скончался фараон Амазис, а его преемник не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, - это
был повод для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы - их убивали или брали в плен. Так был пленен и Пифагор.
Одна из легенд гласит, что будущему математику удалось обмануть охрану и вместе с другими пленными бежать в Грецию, где они впоследствии организовали тайное оккультное общество. Однако, по другой версии, Пифагор все-таки был доставлен в Междуречье, где встретился с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике и познакомился с учением халдейских мудрецов. Науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах - именно они придали определенное мистическое звучание философии и математике Пифагора...
Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору в то время уже исполнилось шестьдесят, и он решил вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.
С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумал Пифагор создать собственную философскую школу.
Довольно быстро он завоевал большую популярность среди местных жителей. Энтузиазм населения был так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, юная дева по имени Теано, стала вскоре женой 60-летнего Пифагора.

Цензор нравов

В это время в Кротоне и других городах Греции росло общественное неравенство, вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) соседствовала с бедностью, усиливалась социальная угнетенность и заметно падала нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступил с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избрали мудрого старца цензором нравов и своеобразным духовным отцом города. И здесь Пифагору очень пригодились знания, полученные в странствиях по свету. Он объединил лучшее из разных религий и верований и создал собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в
нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы.
В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной». В «Золотых стихах» Пифагор выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без роскоши».
Со временем Пифагор прекратил выступления в храмах и на улицах, а учил уже в своем доме. Система обучения была сложной. Желающие приобщиться к знаниям должны были пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны были хранить молчание и только слушать учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение и скромность.
Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. В школе Пифагора впервые была высказана догадка о том, что Земля круглая. Да и мысли о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в школе знаменитого философа-математика.

«Все вещи - суть числа»

Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема до сих пор носит его имя. Особенное внимание Пифагор уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина и женщина.
Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц - «единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Из этого представления вытекал и основной тезис пифагорейцев: «Все вещи - суть числа». Но поскольку числа выражали «сущность» всего, то и объяснять явления природы следовало только с их помощью. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики - теории чисел.
Все числа пифагорейцы разделяли на две категории - четные и нечетные. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное - нечетное», «правое - левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК.
Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия - два, плоскость - три, объем - четыре измерения. Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица - выражение точки, двойка - линии и одномерного образа, тройка - плоскости и двумерного образа, четверка - пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна? При суммировании всех плоских геометрических фигур - точки, линии и плоскости - пифагорейцы получали совершенную, божественную шестерку.
Справедливость и равенство пифагорейцы видели в квадрате числа. Символом постоянства у них было число девять, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. А вот число восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр.
Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими. Нечетное число - оплодотворяющее, и если его сочетать с четным, оно возобладает. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского - нечетного числа 3 и женского - четного числа 2. Брак - это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими «фигура невесты».
Четыре числа, составляющие тетраду, - один, два, три, четыре - имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные интервалы - октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами, декада, согласно учению пифагорейцев, воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала Вселенную. Поскольку число десять - идеальное, рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.
Пифагорейцы знали также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число, равное сумме своих делителей. Дружественные - числа, каждое из которых - сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название.
Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено «хорошими» числами. Примером тому может служить число тринадцать - чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев.
Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых глубже понять мир.
После смерти ученого его последователи обосновались в разных городах Древней Греции и организовали там пифагорейские общества. Однако спустя 150 лет школа, основанная Пифагором, распалась, а оккультные тайны, передаваемые от учителя к ученику, были утеряны. Возможно, навечно.

Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)

Родился Пифагор на о. Самос (небольшом острове в Икарийском море) примерно в 570 до н. э.

Пифагор - это не имя, а прозвище. Рождение ребенка будто бы предсказала пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия ».

Отец Пифагора был резчик по драгоценным камням. Родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил свои незаурядные способности. Целые дни юный Пифагор проводил со своим учителем - старцем Гермодамантом, внимая мелодии кифары и гекзаметрам Гомера. Неугомонному воображению Пифагора очень скоро стало тесно на маленьком Самосе. Он отправляется путешествовать, утолять жажду познания.

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев.

Но попасть туда было трудно. И пока он живет на острове Лесбос, знакомится с философом Ферекидом и учится у него медицине, астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел.

С Лесбоса его путь сначала лежит в Милет – к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. Здесь Пифагор приобретает много важных знаний.

И вот, наконец, Пифагор в Египте (где пробыл он 22 года). Сначала он учится в школе писцов. Дальнейшее образование получает у египетских жрецов. И чтобы проникнуть в «святая святых» - египетские храмы – принимает посвящение в сан жреца.

Отправляясь из Египта на родину, Пифагор попадает в плен к вавилонскому царю Камбизу. Даже находясь в плену 12 лет, Пифагор не переставал учиться. Он встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов (астрономия, астрология, медицина, арифметика). Через несколько лет ему удалось бежать из плена. В возрасте 56 лет он решает вернуться на родину, чтобы приобщить к знаниям свой народ.

Однако в Греции произошли изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию и основали города – колонии: Сиракузы, Агригент, Кротон. В Кротоне и обосновался Пифагор. Жители Кротона единодушно избирают мудрого старца цензором нравов, своеобразным духовным отцом города.

У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь.

По Ямвлиху, Пифагор возглавлял своё тайное общество тридцать девять лет, тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 до н. э., к началу эпохи греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет, или же в 90 лет (по неназванным другим источникам). Из этого следует дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., что маловероятно).

| следующая ==>