Создание индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальная образовательная траектория учащегося

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие «индивидуальная траектория образования личности» появилось сравнительно недавно, хотя идея не только бесплодно витала в педагогическом воздухе, но и применялась давно при обучении по индивидуальным программам отдельных обучающихся и в отдельных случаях.

Цель построения индивидуальных образовательных траекторий в учреждении общего среднего образования состоит в освоении одаренными учащимися имеющегося спектра социально-средовых условий для максимально полного раскрытия заложенного природой потенциала.

Традиционная модель организации образовательного процесса перестает отвечать потребностям развития детской и подростковой одаренности, поскольку репродуктивное освоение учебного материала, на которое она ориентирована, приводит к затормаживанию и деградации как творческих, так и общих способностей учащихся, соответственно, и их одаренности.

Современные педагоги ищут новый алгоритм деятельности по созданию необходимых педагогических условий становления готовности ученика к проектированию индивидуальной образовательной траектории как средству развития одаренности.

В основе построения индивидуальной образовательной траектории лежат четыре важнейших процесса: прогнозирование, проектирование, конструирование и оценка эффективности реализации.

Реализация индивидуальной образовательной траектории осуществляется поэтапно:

1. Создание интеллектуального образовательного пространства в учреждении образования, удовлетворяющего запросы учащихся в выборе социокультурных практик.

2. Активизация познавательной и преобразовательной активности учащегося (мотивация к индивидуальной образовательной деятельности).

3. Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей, профессиональных задатков и склонностей (диагностический этап). По результатам работы составляется Карта индивидуального психологического развития ребенка.

4. Разработка индивидуального образовательного маршрута и технологий его реализации.

5. Оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной траектории одаренного обучающегося (степень сформированности личностных, предметных и метапредметных компетенций; успешность профессионального самоопределения.).

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Основой индивидуального образовательного маршрута является самоопределение учащегося.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута.

ИОМ помогает одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет.

Наиболее эффективно продвижение в индивидуальном образовательном маршруте, которое строится по следующим жизненно важным линиям:

линия личностного роста,

линия знаний (образовательная);

линия профессионального самоопределения.

При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:

1.Степень усвоения обучающимися предшествующего материала.

2.Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.

3.Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.

4.Степень сформированности уровня учебной деятельности.

5.Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).

Структура индивидуального образовательного маршрута включает целевой, содержательный, технологический, организационно-педагогический, результативный компоненты.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для учащегося, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута - Как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

Линейная – принцип построения - от простого к сложному.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Концентрическая - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (Рис.2) .

В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Такой тип структуры может быть использован для учащихся младших классов.

Логарифмическая спираль - наиболее продуктивный тип структуры, так как один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия (Рис.3) . При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Разработка индивидуального образовательного маршрута проводится поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.

    этап – диагностика уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных компетенций одаренных учащихся;

    этап целеполагания и определения первостепенных задач;

Каждый учащийся выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной, рисуночной, тезисной форме) и выстраивает свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала).

Исходя из результатов диагностики и выбора обучающимся темы, педагог совместно с обучающимся и его родителями определяет цели и задачи маршрута . Нужно быть готовым к тому, что в процессе обучения и выбора направления будущей профессиональной деятельности приоритеты ребёнка могут поменяться.

3 этап определения срока реализации ИОМ;

В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося. В сельской школе, где нет возможности посещать учреждения дополнительного образования, необходимо четко планировать возможность дополнительных занятий не в ущерб базовой программе.

Этот этап может оказаться довольно сложным, так как подавляющее большинство учащихся не отказываются от традиционной формы обучения и ИОМ осуществляется параллельно с получением базового образования или занятиями в профильных группах.

4 этап Программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам.

Учащийся с помощью педагога и родителей выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и оценки деятельности. Создается индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема, раздел, курс).

5 этап Реализация индивидуальной и общей образовательных программ .

Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учащихся и общей образовательной программы. Реализация намеченной программы в соответствие с основными элементами деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка. Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности учащегося, вооружить его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа работы, рецензировать, оценить деятельность учащегося.

6 этап Интеграция с другими специалистами . Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным облучающимся других специалистов.

7 этап – Демонстрация личных образовательных продуктов учащимися и коллективное их обсуждение. Педагог демонстрирует идеальные «продукты» по данной теме: понятия, законы, теории и др. Организуется работа по выявлению проблем в окружении, элементы которых получены учащимися в собственной деятельности. Способы демонстрации результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа и др.

8 этап – Рефлексивно-оценочный этап.

Выявление индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности, фиксирование видов и способов деятельности. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ребенка.

Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются личные заслуги с фундаментальными достижениями в этой области, с достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.

Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Можно проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности. Самооценку воспитанник может провести по диагностическим опросникам самоанализа, в ходе беседы, при обсуждении итогов. Возможно использование следующих примерных вопросов:

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел добиться)

Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что я должен сделать)

Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения цели)

Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать)

Наибольшую сложность для учащихся представляет развитие их оценочной компетентности . Необходимо добиться того, чтобы учащиеся сами становились в позицию экспертов собственной проектной деятельности и осмысливали процедуры экспертизы как важное средство управления своим индивидуальным образовательным маршрутом.

Предмет экспертизы не должен исчерпываться конечным продуктом их проектной деятельности. Ребенку в процессе самоэкспертизы необходимо оценить все приращения в формировании компетенций :

в получении и критическом осмыслении новых знаний;

в работе с разнообразными источниками информации;

в сотрудничестве с партнерами; в организации своего рабочего пространства и времени; в оценке полученных результатов;

в понимании смысла состоявшегося проекта как значимого события.

1

В статье рассматривается возможность построения младшими школьниками своих индивидуальных образовательных траекторий, значимость самостоятельного определения плана и пути своего саморазвития в определенных образовательных областях. В аспекте федеральных государственных стандартов (ФГОС) начального общего образования анализируются имеющиеся основные понятия индивидуальной образовательной траектории младших школьников. ФГОС раскрывает необходимость создания индивидуальной образовательной траектории обучения, которая представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самореализации. В связи с этим был разработан алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения, а также алгоритм самоанализа при переходе к следующей теме. Апробирование данного алгоритма построения индивидуальной образовательной траектории позволяет выявить её эффективность при обучении младших школьников.

индивидуальная образовательная траектория

личностно-ориентированное образование

алгоритм

самоанализ

результат (продукт)

1. Евдокимова Ю.В., Скыбина Е.И., Дмитренко Ю.М. Индивидуальные образовательные траектории учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО. belschool40.ru/component/k2/item.

2. Крылова Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. – 2008. – № 3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.

4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Основные положения. http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=730.

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и практике разрабатывались вопросы дифференциации и индивидуализации обучения, а в последние годы ведущая роль стала отводиться проблеме качества образования. Особо значимой в условиях модернизации школьного образования является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся.

Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися индивидуальных образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и стремлениям.

Значительный вклад в разработку проблемы формирования индивидуальных образовательных траекторий обучаемых в русле проблемно-рефлексивного и деятельностного подходов представлен в психолого-педагогических исследованиях P.C. Вайсмана, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, И.С. Кона, В.Д. Шадрикова, И.О. Якиманской, A.B. Хуторского и других. Индивидуальные образовательные траектории школьников связываются с осуществлением личностно значимой деятельности в работах Л.Я. Дорфмана, И.Я. Лернера и C.B. Воробьевой и др. Они считают, что индивидуальная траектория образования - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании .

Тенденция индивидуального обучения нашла свое отражение в регламентирующем документе - базисном учебном плане школы, согласно которому предусмотрено выделение отдельных часов на ученический компонент. «Ученический компонент» не ограничивается лишь индивидуальной работой с учеником. Но данный термин позволяет вывести понимание не только ученых, но и администрации образовательных организаций и педагогов на признание роли ученика в его собственном образовании. Речь идет не только об отборе индивидуального содержания образования, но и о возможности выбора учеником своего стиля обучения, его мировоззренческих основ, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов .

Учет индивидуальных особенностей и характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.

Индивидуальная траектория образования - это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно-ориентированного образования учащихся ставит цель для реализации следующих их прав и возможностей:

Право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном предмете;

Право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

Право на составление индивидуальных образовательных программ;

Право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

Индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

Превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов;

Индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

Право на индивидуальную картину мира и индивидуально обоснованные позиции по каждой образовательной области .

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика - это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предполагаемый результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:

Предоставление выбора пути построения индивидуальной образовательной траектории;

Индивидуальные задания ученикам на уроках;

Организация парной и групповой работы;

Формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Мой образ зимы», «Моя математика» и т.п.);

Предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.

Главная задача личностно-ориентированного обучения - построение каждым учеником такой индивидуальной траектории своего образования, которая соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества. Образование ученика не ограничивается только достижением им личных целей. После демонстрации образовательных продуктов ученика происходит их сопоставление с культурно-историческими аналогами. Данный этап может дать начало новому циклу обучения с соответствующим целеполаганием. В ходе рефлексивно-оценочного этапа обучения выявляются образовательные продукты ученика, относящиеся как к индивидуальным результатам его деятельности, так и к изучаемым общекультурным достижениям, в том числе и образовательным стандартам .

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности. Для этого учеников обычно делят на группы (по типу: способные, средние, отстающие) или уровни (высокий, средний, низкий).

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин .

Первый подход наиболее распространен в школах, второй редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, но одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого учащегося. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика. Опираясь на индивидуальные качества и способности, ученик выстраивает свой образовательный путь. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из основных целей личностно-ориентированного образования .

Учащийся сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

При составлении индивидуальной образовательной траектории учитель дает учащемуся возможность выбора, выступая в роли консультанта, учитывает его индивидуальные интересы, особенности учебной деятельности, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала, виды учебной деятельности. При этом в процессе составления индивидуальной траектории самое важное для учащегося - оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала с целью достичь запланированного результата.

Возможность выбора индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня.

Образовательные продукты учащихся отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого школьника, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются .

Результаты продвижения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учащимся продукт: полученные знания, которые реализуются в умениях (мыслительных, познавательных, коммуникативных) оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая оценивать либо вовремя корректировать путь учащегося по его траектории. Для построения с учащимися их индивидуальных образовательных траекторий в помощь ученику в процессе исследования разработана памятка «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», которая представлена на рис. 1.

Рис. 1. Памятка «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения»

Также данный алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения можно изобразить в виде блок-схемы, представленной на рис. 2.

Рис. 2. Блок-схема «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения»

Следуя пунктам памятки или блок-схемы «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», учащиеся заполняют таблицу по форме, представленной на рис. 3.

Рис. 3. Таблица для поэтапного пути реализации индивидуальной образовательной траектории обучения

Следует отметить, что при переходе от одной темы к другой учащиеся также выполняют самоанализ, пользуясь алгоритмом, представленным на рис. 4.

Рис. 4. Алгоритм самоанализа изученной учащимся определенной темы

Применение данного алгоритма построения индивидуальных образовательных траекторий при работе с младшими школьниками положительно влияет на уровень их обученности.

Библиографическая ссылка

Микерова Г.Ж., Жук А.С. АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 138-142;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36374 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Что понимается под «индивидуальной образовательной траекторией»

Понятие «индивидуальная образовательная траектория » - сложное общее понятие, пришедшее в педагогику из физики. Использование в педагогическом контексте физического термина имеет специфический и уточненный смысл, а также образный характер, однако не теряет сущностного деятельностного начала. Именно идея движения и его следа может являться «неким интеллектуальным замыслом» (Э. Кассирер) понятия образовательной траектории. Определение «индивидуальный» мы, ссылаясь на, связываем с «беспрецедентностью программности», которая всегда связана с «конкретным инноватором» собственной активной творческой образовательной деятельности ученика. В связи с нашей темой необходимо особо выделить современные аспекты обширного понятия «образование», а именно: образование должно способствовать целенаправленному прояснению в каждом человеке его Человеческого Образа; образование обеспечивает способность человека к самореализации; образование - индивидуальный труд, который при соответствующем направлении и организации становится для человека дорогой самодвижения к самосовершенствованию и проявлению разносторонних дарований. Добавим, что нам близко определение понятия «образование» в аспекте представления человека и его потенциала как «семени неизвестного растения», а именно: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания»1, - в котором существенными признаками являются «процессуальность, продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса», тогда как бывшая традиционно основной внешняя составляющая начинает носить «характер среды, а также технологических рамок».

ИОТ может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов образования. Именно поэтому индивидуальную образовательную траекторию определяют по-разному в зависимости от специфики задачи, которая решается с помощью данного определения. Нами особо выделяется связь деятельностного направления процесса формирования ИОТ с новыми информационными технологиями , которая видится в использовании компьютера для построения открытой системы образования. Компьютер предоставляет огромные возможности для создания новой индивидуальной технологии обучения, наиболее продуктивным и более индивидуальным принципом построения которой является самоуправление обучением, предоставляемое самому учащемуся.

Личность - существование потенциальной личности, имеющей набор качеств, характеристик, способностей, которая природосообразно и избирательно осваивает и «приращивает» культурные нормы (знания) и раскрывает себя.

Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя, связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.

Ориентиры - определение в диагностике конкретных личностных качеств учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности.

Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности в её программе, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.

Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных способностей.

Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений », необходимых для целеполагания как импульса для непрерывного образовательного движения через личностную рефлексию.

Образовательная среда - как пространство превращения потенциала в ресурс.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

При организации ИОТ ученика должен быть выделен ряд условий, как необходимых и достаточных ресурсов или влияющих факторов. Понимая под условиями «то, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое»1, можно сформулировать: «тогда и только тогда» будет организована ИОТ ученика»… или «в том и только в том случае» произойдет проектирование и реализация ИОТ ученика. Одним из факторов, существенным для реализации образовательного движения в том его смысле, который предполагает «реализацию личностного потенциала», то есть проявление и развитие личностных качеств ученика в процессе его образовательной деятельности, является целеполагание.

«Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах»2. Являясь предельно понятным, это определение, тем не менее, вызывает много проблем в обучении. Главной из них является недопущение субъектности ученика, которое связано с непониманием роли постановки цели самим учеником в мотивации его учения.

Одним из главных принципов менеджмента качества в любой сфере можно считать постоянство цели. Для школ, колледжей и университетов эту цель можно представить как получение удовольствия от учебы, внутреннюю мотивацию, познавательный интерес. Уделяя массу внимания и прилагая массу усилий актуальным вопросам модернизации образования, таким как профильное обучение, развитие познавательного интереса, интернетизации школ, многие учебные заведения занимаются «соответствием» курсу, упуская из виду это постоянство цели. Индивидуализация с использованием технологии индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), на наш взгляд, не просто учитывает каждого отдельного ученика, она реально предоставляет право ученического целеполагания, разумную и требовательную свободу, а вместе с возможностью свободного выбора – и познавательную радость.

Для осуществления целеполагания субъектам обучения нужно понимать, какие элементы образовательной парадигмы являются необходимыми для «запуска» ИОТ. Остановимся на элементах, имеющих отношение к двум субъектам - учителю и ученику:

Ценности

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения образовательных результатов;

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> обучающиеся принимают на себя ответственность за своё учение;

Цели

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> осознание учителем права ученика на личные образовательные цели

Позиции участников учебного процесса

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство

Формы и методы

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> динамичные формы организации учебного процесса;

Образовательная деятельность" href="/text/category/obrazovatelmznaya_deyatelmznostmz/" rel="bookmark">познавательной деятельности , снижается количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», особенно в 7-ом классе. Активность на уроках падает. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности учащихся по сравнению с другими интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха. Диапазон стимулов колеблется от 2 до 6. В основном это:

Оценка, словесная похвала;

Запись благодарности в дневник;

Групповая работа;

Назначение консультантом;

Выставка лучших работ.

На самом деле их гораздо больше. Они подразделяются на три группы:

ü Стимулы первого порядка – это « Поощрение деятельности учащихся». В них

входят: оценка; яркая, образная эмоциональная речь учителя; Словесная похвала; перспективы; организация коллективной работы; разноуровневые задания; усложнение заданий; сравнение успехов ученика с его прежними результатами; анализ учебных результатов учащегося учителем; положительный пример – всего - 10.

ü Стимулы второго порядка – это «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением». В них входят: занимательная ситуация; дозированное домашнее задание; познавательная игра; использование элементов соревнования; концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося; креативная минутка; оценка достижения ученика на родительском собрании; чтение лучшей работы ученика; проблемно – поисковая ситуация; опора на анализ жизненных ситуаций – всего 10.

ü Стимулы третьего порядка – это «Своевременная оценка деятельности учащегося». В них входят: контролируемое доверие; задания практического характера; юмористическая минутка; запись благодарности в дневник; взаимоконтроль; учебная дискуссия; выставка лучших работ по итогам урока; рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и по параллели; решение задач и проблем профориентационной направленности; рецензия товарища на результат учащегося. – всего 10. Итого их 30. Все они благотворно влияют на учебный процесс, оказывают положительное воспитательное воздействие.

Воспитание и обучение – процессы, неотделимые друг от друга. Как учить ребенка, если ты его не знаешь и не понимаешь? А чтобы понять, надо создать условия, чтобы ребенок проявился как личность, раскрылся. И тут, конечно, очень многое зависит от учителей.

Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию учащихся. Наша обязанность – развивать их способности не только к репродуктивному, но и к творческому мышлению, пробуждать у них радость мышления.

Продуктивное мышление – более высокая, более совершенная форма, чем репродуктивная. Мы занимаемся, в основном натаскиванием детей, и мало развиваем творческое мышление. А творческое мышление, как правило, не возникает само по себе, его необходимо побуждать, способствовать его развитию, оно должно быть «желаемым».

Часто мы возмущаемся, возможно, ли вообще охватить на каждом уроке каждого отдельного ученика? Это, несомненно, одна из самых трудных задач, стоящих перед учителем. О ее практической разрешимости свидетельствует опыт наших учителей, ведущих уроки так, что при общей стратегии сохраняется и индивидуальный подход.

При этом обязательны две предпосылки: соответствующее отношение к ученику, исходящее из уверенности в способности каждого ребенка к развитию; учитель должен постараться, как можно глубже изучить каждого ученика, его сильные и слабые стороны, его проблемы, склонности и интересы. Особенно трудно это для учителей, имеющих по своему предмету один или два часа в неделю; они должны уметь хорошо вживаться в мир ребенка.

Имеются различные возможности того, каким образом находить подход к каждому ученику по возможности на каждом уроке.

1) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если позаботиться о достаточной мотивации каждым учеником своей учебной работы.

2) На каждом уроке можно опросить каждого ученика, если вовлекать каждого ученика в процесс урока. Это, прежде всего, вопрос очередного опроса. Исследования показали, что самых сильных на уроке опрашивают 10-12 раз, со слабыми почти не работают. С вопросом «спросят - не спросят» тесно связана проблема времени индивидуального говорения отдельных учеников, и здесь, конечно, различия не в пользу и без того заторможенных учеников. Вот здесь можно использовать работу в парах

3) При самостоятельной работе руководить работой учащихся, а не сидеть и ждать, когда ученики наделают кучу ошибок, как это можно видеть на некоторых урока у наших учителей. Здесь можно попытаться вступить с каждым в непосредственный контакт. Для этого у учителя есть большой набор «маленьких возможностей»: намеки, указания, вопросы, подтверждения, сообщение шепотом об ошибке, вопросительный взгляд, дружеское слово, подбадривающий кивок и т. д.

Не всегда удается использовать всю эту шкалу возможностей. Опытные учителя пользуются как словом, взглядом, так и мимикой, т. к. хорошо знают, что коммуникативный контакт возможен в самых различных формах: жестикуляция и мимика – чрезвычайно действенные средства педагога. Но и учитель многое может прочесть по мимике ученика. Например, ясна ли ему проблема, не затормозилось ли решение задачи, понял ли он объяснение и т. д.

Для застенчивых учеников важно осторожное, дружеское, ободряющее обращение, слово похвалы или признания. Их особенно легко оттолкнуть, для чего бывает иногда достаточно одного неделикатного слова или грубого жеста учителя.

3) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если выработать систему поощрений, способствующую развитию личности. Опытные учителя сознательно стараются создать ситуацию успеха для каждого ученика, хотя это не всегда легко сделать. Так, подобрать задание, чтобы все получили положительный результат, а при этом еще, чтобы и сильные ученики работали с напряжением,- для учителя задача трудная, требующая большого понимания мира ученика и творческого подхода. Каждый предмет представляет в этой связи различные возможности.

Главное, при оценке знаний, доброжелательно и справедливо прокомментировать отметку. Хочет этого учитель или нет, но, давая оценку ученику, он всегда действует индивидуально по отношению к нему. Эта оценка, если она воспринимается учеником как справедливая и соответствующая его знаниям, может в значительной степени способствовать развитию личности, в частности, увеличивать его готовность к учебе, радость от проделанной работы. Если же она воспринимается как жесткая, несправедливая, необдуманная, то оказывает негативное влияние на развитие конкретного ученика, на отношение к учителю и к предмету.

4) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если каждого ребенка осторожно подводить к пониманию его собственных трудностей (невнимательность, незнание предыдущих тем и т. д.), если приободрить его, заставить работать над собой, давать ему индивидуальные задания, направленные на преодоление этих трудностей. Любой педагогический прием не дает результатов, если ребенок не станет работать над собой. Чтобы дети, которым особенно трудно дается учение, не падали духом, нужно замечать и ободрять их самые маленькие успехи в такой работе.

5) Можно на каждом уроке охватить каждого ребенка, если работа всех учеников будет стимулироваться дидактическими средствами, согласно которым компенсирующее воздействие достигается за счет смены методов обучения, вариации в организационной структуре класса, путем применения средств обучения различной направленности и т. д. При этом нельзя забывать, что ученик может принадлежать к типу людей со « зрительной», «слуховой» и «моторной» памятью, что одному ученику легче сконцентрировать свое внимание на требованиях урока, другому труднее, что ученик может иметь богатый или бедный запас представлений и понятий. Живому, подвижному ученику развивающее обсуждение, дискуссия раскрывают большие возможности для наиболее полного развития, тогда как другие ученики, наоборот, не могут «подстроиться», т. к. им нужна самостоятельная работа над проблемой или индивидуальное, обращенное к ним слово учителя. У одного ученика, например, слуховое восприятие математической формулировки, данной учителем, может привести к формированию понятия, зрительной опоры, третьему нужны примеры или зрительный образ для понимания содержания понятия в виде графического изображения или модели, четвертый начинает понимать, только самостоятельно используя новое понятие при решении задач. Поэтому нужно разнообразить методические приемы, четко продумывать применение дидактических средств, чтобы по возможности на каждом уроке все ученики чувствовали себя его участниками, чтобы каждый ученик как личность привлекался к сознательной и достаточно самостоятельной работе над материалом.

6) На каждом уроке можно найти подход к каждому ученику, если учитель способен воспринимать заботы своих учеников. Ученики старших классов откровенно говорят, что многие учителя не понимают их, ведь не каждый день можно быть в хорошей форме, что иногда кто-то не сразу все понимает и усваивает и т. д. Если, например, ученик несколько раз не выполнил домашнее задание, не спешите наказывать его, разберитесь в его домашних условиях: у нас большое количество детей живут в семьях алкоголиков, и детям не то, что уроки, жить там невыносимо. Конечно, понимание проблем учащихся не означает непоследовательности в своих требованиях, а является предпосылкой для последовательного и упорного воплощения разумных, реальных требований ко всем учащимся.

7) На любом уроке можно охватить каждого ученика, если включать иногда в единый по своей сути ход урока временную его дифференциацию . Например, по мере выполнения общей работы, учителя дают дополнительную работу группе детей, выполнивших основное задание. С остальными продолжает решение прежнего. В конце урока объединяются обе группы, и делается обобщение всем классом

Особенно хорошие результаты дает дифференцированная постановка заданий. Она дает возможность в ходе единого по своей сути урока проводить дополнительную работу со способными учениками, не допуская отставания остальных. Дифференциация заданий позволяет, прежде всего, учитывать различия в степени усвоения материала. Временная дифференциация хода урока и индивидуальный подход к учащимся достигается также путем применения специальных форм совместной работы, например, с партнером или в группе. По многим предметам учителя используют тетради с печатной основой. Они очень эффективны в целях экономии времени урока Для развития творческого мышления учеников, в том числе и отстающих, необходимо регулярно ставить их перед трудными мыслительными задачами. Здесь не должно быть никаких скидок. Конечно, требования должны учитывать « барьер обучаемости» ученика. Требования следует повышать постепенно по траектории, и ребенок должен развиваться, начиная с первого класса от простого к более сложному. Но творческое обучение не развивается само по себе, оно предполагает действия на основе прочных знаний и умений, начиная зачастую с повторения чужих мыслей, постоянно включает в себя репродуктивные моменты. Большое влияние на развитие творческого мышления оказывает сообщение методов и техники мыслительной деятельности, связанное с показом творческого поиска и осознанием эвристических элементов в процессе получения знаний. При подготовке к олимпиадам необходимо, еще раз повторяю, необходимо не просто дать задание, а показать нестандартность их решения, их вариативность, и тем самым, развивать многомерность мышления одаренных учеников. Не менее яркое выражение атрибуты творческой учебы находят в исследовательских поручениях учащимся, когда им дается важное, но выполнимое задание, когда предмет исследования действительно интересен для учеников. Вы знаете, что каждый урок должен одновременно и обучать, и воспитывать. Все, что происходит в процессе обучения, также и воспитывает. На уроке главное воспитать ответственное отношение к учебному труду, начиная с 1-го класса. Трудно работать в классе, в котором царят лень и безразличие.

В чем же заключается подлинная рабочая атмосфера урока?

1) Последовательное требование соблюдения однажды установленного порядка. Неразбериха на уроке оказывает плохую услугу ученикам.

2) Хорошая рабочая атмосфера зависит от справедливости преподавателя по отношению к учащимся. Обидное слово (ты никогда не получишь отметку выше тройки), скоропалительная оценка, недостаточно продуманная педагогическая мера зачастую оказывают отрицательное воздействие. Как быстро в результате этого может быть отравлена атмосфера в классе. Большинство учителей у нас работают без конфликтов. Но есть такие, к которым дети не хотят идти на урок. Главное, что этот негатив сказывается на изучении предмета.

3) Следует указать и на проблему педагогического такта. По отношению к ученику учитель должен всегда выступать как требовательный человек, но ему нельзя никогда забывать, насколько необходимы ученику его помощь, его понимание, его участливая поддержка, чтобы успешно справиться с предъявляемыми к нему требованиями.

4) И, наконец, речь пойдет обо всем стиле и тоне обращения с учащимися, чем в значительной степени обеспечивается спокойная и эффективная работа на уроке. Стиль, который демонстрирует сам учитель, сильно влияет на учеников, формирует их собственный тон общения, способы, которыми «себя подают ученики». Поведение учителя должно соответствовать общим этическим нормам, присущим обществу. Именно на этой основе каждый учитель раскрывает свой индивидуальный стиль, выступает по отношению к учащимся как единственная в своем роде, неповторимая личность.

Хорошая рабочая атмосфера зависит от многого. Решающим, однако, является личность самого учителя. Он определяет, насколько интенсивно должна вестись работа на данном уроке. Он предъявляет высокие требования к ученикам, создавая в то же время непринужденную и радостную обстановку. Он устанавливает норму поведения, учитывая при этом и интересы учащихся. Он, если нужно, тверд, но, когда это необходимо, проявляет и мягкость. Богатство его личности, ум и сила его обаяния, его моральная безупречность в значительной степени определяют то, с каким удовольствием и радостью, с каким трудолюбием и усердием, с какими идеями и какими инициативами учащиеся работают на каждом уроке, все лучше познавая мир и самих себя. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Аннотация: В статье представлены подходы к организации индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, развитие системы образования.

В современном мире киберпространство оказывает серьезное влияние на социализацию детей и взрослых. Как писал Носим Талеб в своей книге «Черный лебедь», чем больше вы даете информации, тем больше возникает гипотез, и это приводит к тому, что информационный мусор начинают воспринимать за информацию.

Это относится и к системе образования. Сейчас столько каналов, столько источников рассказывают нам как и чему нужно учить детей, что становиться очень непросто во всем этом разобраться. Большая часть родителей относятся к обучению в школе как к автопилотируемому процессу. Эта модель поведения/обучения сидит глубоко в головах и скорее всего досталась им по наследству.

Многие из них не знают, что этим процессом нужно и можно управлять. Но даже тот, кто хочет разобраться в образовании, зачастую встречается с преградами, связанными не с недостатком, а переизбытком информации. В Тихом океане находятся острова Питкерн. Один из них самый маленький обитаемый островов, на нем живут 56 человек. Аэропорта на острове нет, поэтому связь с большой землей осуществляется по водным путям. На острове есть 1 спутниковый телефон и 1 точка беспроводного доступа в интернет со скоростью 128 кбит. Жители слушают радио и смотрят DVD диски. Большую часть информации о жизни на большой земле они получают от туристов из Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, которые активно посещают остров. Система образования в каком-то смысле тоже напоминает остров. Под системой я подразумеваю совокупность организаций, занимающихся массовым образованием, которые финансируются и контролируется государством - от содержания образования до нормативно-правовой базы. Организации, которые выполняют государственный заказ. Почему система образования похожа на остров? Во-первых, потому, что это замкнутая система. Она очень слабо контактирует с остальным образовательным миром. Я разделяю понятия система образования и сфера образования. Те новшества, которые появляются в мировом образовании, как редкие корабли с туристами, проникают внутрь системы и часто эти новшества отвечают больше политическим и бизнес-интересам, чем интересам образовательным.

Гос. заказы - это лакомый кусочек, особенно, если речь идет о технологиях. Во-вторых, у системы образования часто нет связи со смежными областями. Она равняется только на себя. Недавно мы провели опрос среди руководителей системы московского образования на предмет интереса к сфере маркетинга в образовательных учреждениях. Самый пристальный интерес руководители уделяют продвижению и рекламе. Это очень созвучно последним тенденциям в системе образования. Созданием востребованного продукта интересуется гораздо меньше руководителей. Это неправильно. Вся суть именно в продукте. Упаковка создается потом. Надеюсь, что я ошибаюсь и качественный продукт уже есть и задачи, действительно состоят в его продвижении. Маркетолог, между тем, нужен каждой школе! За маркетингом в условиях рыночной экономики и происходящих реформ будущее. В-третьих, педагогические коллективы часто варятся в собственном соку: общаются с коллегами, отдыхают с коллегами, учатся у коллег из системы, сотрудничаем с теми, с кем можно, книги заказывают у конкретного издателя и т.д.

Те, кто учился на курсах профессиональной переподготовки, например, вне организаций, действующих при органах управления образования, или посещал международные образовательные конференции и форумы может почувствовать разницу. Вы не подумайте, я не ругаю систему образованию, я просто говорю о ее особенностях, которые часто не позволяют эффективно внедрять новые технологии и следовать мировым образовательным трендам в части содержания, а не в части оснащения. Это неповоротливый механизм, многокилометровый локомотив, который трудно в одночасье направить в другую сторону.

Поработав и в системе и за ее пределами, я уяснил для себя, что талант педагога и отдельной школы, как раз и заключается в том, чтобы благодаря огромной системе, ее ресурсам, иногда работать вопреки ее требованиям, создавая дополнительную ценность. Последнее время количество критиков образования сравнялось с количеством людей, заявляющих о необходимости модернизировать эту сферу. Однако, совсем немного людей, кто пытается что-то сделать. И несмотря на амбиции и серьезную финансовую поддержку это не всегда приводит к желаемому результату.

Основатель Facebook, Марк Цукерберг недавно вложил 100 млн. долл. в реформирование системы образования города Ньюарка, штата Нью-Джерси. Через несколько лет стало ясно, что деньги потрачены, но результатов нет. Он столкнулся с многочисленными проблемами, пытаясь изменить систему образования целого города. Американец Салман Хан, пошел другим путем. Он основал академии, которая позволяет обучаться разным наукам через интернет.

В основе идеи академии лежит урок наоборот, когда учащийся в собственном темпе осваивает новый материал посредством видеоуроков, а потом вместе с учителем отрабатывает материал на конкретных примерах. Причем учитель выступает лишь в качестве наставника. Ученик в процессе отработки активно взаимодействует с другими детьми, что повышает их экспертность. Сначала Хан опробовал свою методику в сети, записав несколько тысяч видеоуроков по математики, потом провел эксперимент в школах небольшого города Лос-Альтос, который находится в Кремниевой долине. И этот эксперимент оказалось удачным. Салман Хан ставил во главу угла не деньги, а качественный контент и здравую методику. Но он не торопиться распространять идеи на всю Америку или хотя бы штат. Понимая, что сделать это будет очень непросто. Недавно на Гайдаровском форуме председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что необходимо менять все государственные системы, прежде всего модель образования. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» поддерживает много образовательных проектов, например проект «Учитель для России» или «Эмоциональный интеллект в школе». Сбербанк сделал ставку на отдельные проекты, что сводит риски к минимуму.

Начинать изменения всегда нужно с малого, но лучше всего с самого себя. Рассказывая о деятельности этих людей, я еще раз хотел подчеркнуть, что всю систему образования трудно перекроить в одночасье и нужно начинать делать это изнутри, чем многие уже начали заниматься. Мы знаем немало примеров авторских школ, которые прославились на всю Россию. Это не система сделала их знаменитыми, и не технологии, а блестящие идеи, и талантливые люди.

А еще большое стремление сделать образование персонифицированным. Давайте посмотрим, что изменилось в последнее время. Внедрение информационных технологий, МООС, LMS, BYOD, OER, электронные журналы и учебники - это все технологические изменения, содержание образования практически не изменилось.

Как говорил мой научный руководитель, не стоит забывать об азбучных истинах. И если мы заглянем в закон об образовании, то увидим, что он подразумевает реализацию индивидуальных способностей каждого ребенка. Мы все разные. По характеру, по здоровью, по способностям, по ценностям, у них разные цели, идеалы, мечты. Если многогранна личность, то должны существовать варианты.

Кто-то хочет учиться в частной школе, кто-то - в государственной, для когото важна атмосфера и отношение, а кому-то высокий уровень знаний, кто-то планирует учиться за границей, а кто-то пойти в техникум. Каждому нужен свой план, свой темп. Наивно полагать, что государство придумает образовательную модель, которая удовлетворит содержанием всех: учащихся, родителей, учителей, будущих работодателей.

Но что мешает начать формировать эту модель самостоятельно. Количество семей, выбирающих образование вне школы, с каждым годом увеличивается. По статистике во всем мире все больше учащихся переходят на семейное обучение, все больше учащихся выбирают экстернат, многие уже распробовали индивидуальные учебные планы. Именно поэтому родители стремятся отдать своих детей в частные школы.

Когда я работал директором школы, у меня более 200 детей учились на семейной форме обучения. Я сначала не понимал, почему родители приходят к такому решению. Но когда ушел из школы и смог посмотреть на этот факт с большой земли, глазами папы двух дочерей, я понял, что у многих есть веские причины. Основные связаны с потребностями детей и неудовлетворенность образовательным процессом. Индивидуализация образования - это то, о чем твердят уже многие десятилетия, а на практике реализуют далеко не все. Учебный план иногда напоминает заваленный хламом чулан - там есть все, что нужно и не нужно учащимся.

И это все обязательно для изучения всеми учениками. Родители постепенно устают от унифицированного подхода к обучению, эффект от технологий проходит и они начнут искать суть варианты, где будет реально применяться индивидуальный подход, где ребенок сможет учиться в своем темпе, где он сможет сконцентрироваться на предметах, необходимых ему для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Почему бы не предложить ему эти варианты. Индивидуализация обучения - это то, к чему мы возвращаемся, а точнее начинаем реально внедрять. И это действительно можно считать одной из ближайших перспектив. Конечно, сделать это в классе из 25 человек очень трудно, но это и не нужно. Пока небольшая доля родителей готова к этому, пока не все понимаю, в чем преимущество индивидуального подхода. Почему бы не предложить это на альтернативной основе? Технологии облегчат нам задачу, но они не должны стать основным средством. В основе лежит идея, методика. Начать все равно нужно с себя с внутренней мотивации - родителю задуматься об особенностях своего ребенка, поставить образовательные цели выработать семейную образовательную политику, начать управлять процессом обучения. Учителям придется пересмотреть свои подходы, освоить новые технологии, стать партнерами семьи (эти процессу уже набирают обороты в десятках школ).

Руководителям придется поменять подходы к мотивации педагогических работников и осознать необходимость привлечения в организацию профессионалов из других областей. Но давайте обо всем по порядку.

Это совместный проект школы и семьи, в котором все участники выступают субъектами - они меняются сами, изменяют свои методы и принципы и помогают друг другу расти. Прежде чем пробежать марафон, спортсмены изучают каждый метр дистанции, выясняют где находятся точки питания, когда будет самый крутой подъем, сколько энергетических гелей нужно взять с собой, какие кроссовки надеть, не забыть настроить трекер - огромное количество разных мелочей.

Кто-то пробегает 42 километра за 2 часа, а кто-то за 7. Каждый двигается в удобном для него темпе. Обучение в школе процесс куда более долгий, но очень напоминает марафон. И прежде, чем начинать его, нужно исследовать трассу и определить свой темп. Конечно, родители в первую очередь должны осознать, что ребенок - их самый главный жизненный проект и в него нужно вкладывать время, силы и деньги.

Я, кстати, считаю, что три этих элемента - время, силы и деньги - составляют формулу качественного образования. На Западе родители привыкли откладывать деньги на образование детей, мы - нет. Мы как те дети из эксперимента, которым предлагают одну конфетку сейчас и десять завтра. Выбираем мы сегодня и одну. А потом в экстренном порядке ищем ВУЗ, берем образовательные кредиты. А ведь можно задуматься о будущем образовании ребенка, даже когда его еще нет и вписаться в программу накопительного страхования жизни.

Это сильно повысит ценность образования и для родителей и для самих детей. Но об этом родители должны услышать, им нужно про это рассказать, направить их мысли в нужную сторону. Это может помочь сделать школа. Но чтобы школа помогла, нужно сначала выбрать школу. А это тоже весьма непросто. Причем выбирать нужно не самую лучшую, а подходящую, основываясь не на мнение соседей и друзей, а на особенностях, способностях, здоровье ребенка.

Школа с углубленной программой будет вредна ребенку с заурядными способностями. Это может сформировать комплекс троечника и навсегда убить интерес к обучению. Путешествия до школы, которая находиться на другом конце города, может отразиться на здоровье ребенка, особенно первоклассника. Не бывает одинаковых школ с одинаковым уровнем образования. Поэтому из нужно выбирать. Качество образования зависит и от района и от тех людей, которые там учатся и от тех, кто там преподает. Вообще, человеческий фактор ключевой в образовании. Вот представьте старый район, рабочий, кругом пятиэтажки, строительства новых домов не планируется.

Количество ребят школьного возраста постоянно снижается. Родители этих детей имеют определенный уровень притязаний, часто для них важнее, чтобы ребенок просто был под присмотром. А вот другой район - он только что отстроился, здесь продается коммерческое жилье и здесь родители больше заинтересованы в образовании детей. Они будут формировать школу, и будут косвенно влиять на уровень образования.

Образовательный путь длиться очень долго. И нужно быть готовым к этому пути, знать, где ускориться, знать, где сбавить обороты. Каждый год родители должны ставить образовательные цели и расставлять школьные чек-поинты. Чек-поинты - это своеобразная образовательная карта с возможностью корректировать свой путь и вовремя принимать решения по дальнейшему образованию. Чек-поинты - это ключевые точки на образовательном пути и активности их заинтересованности будет зависеть итоговые результаты. Путь в 11 лет очень длинный. Но есть ключевые этапы, на которых нужно быть особенно внимательными.

1 класс - это адаптация и выявление особенностей ребенка: правша-левша, правое полушарие или левое полушария, аудиал, визуал или кинестетик, какой у него темперамент, какой тип личности и т.д. Это очень важно. Зная эти вводные, гораздо проще работать с ребенком, мотивировать его. Можно подобрать подходящие методики обучения, найти подход к любому первокласснику.

4 класс - это время выбора, где продолжить обучение - пятый класс обычной школы или переход в гимназический класс или в школу с углубленным изучением отдельных предметов. Фундамент заложен и если у ребенка есть способности, почему бы не порекомендовать ему другую школу, с более серьезной программой.

У нас часто звездочек намеренно не отпускают и оставляют под любыми предлогами для сохранения результативности. Но учителя же работают не для повышения показателей школы или показателей статистики, а для повышения показателей учащихся, для детей. Чек-поинты помогают вовремя принимать правильные взвешенные решения, дают понимания, когда и на какие аспекты необходимо обратить особое внимание. Это опять к вопросам маркетинга и аналитики. Анализировать необходимо каждый день.

8 класс - это профориентация и выбор ВУЗа и так далее. Это целая система, но она реально помогает родителям и детям. Также родители должны оценить свои внутренние ресурсы: финансовые возможности, логистику (кто будет отводить ребенка в школу, кто забирать, как будет организован досуг), есть ли у ребенка индивидуальное рабочее место, распланировать время отдыха в выходные и на каникулах и т.д. И все это нужно сделать на старте.

Модель индивидуальной образовательной траектории может выходить далеко за рамки школы и касаться ВУЗа и профессиональной деятельности. Ведь ВУЗ выбирается родителями часто по самым примитивным критериям - приближенность к дому, низкая цена обучения, по рекомендации друзей, которые там уже учатся. А это тоже непростой выбор. Но сегодня об этом писать не буду. Что может делать школа уже сейчас в этом направлении? Предлагать услуги по построению индивидуальной образовательной траектории. Это не только возможность увеличить внебюджетные поступления, но и хороший шанс повысить свою экспертность, поднять авторитет.

К тому же в рекомендациях можно указать, какие кружки нужно посещать ребенку и напомнить, что в школе эти кружки есть. Вот опять маркетинг - продукт, продажи. Кстати, по поводу кружков. Когда реформы столичного образования только начинались, я помню, как один директор сказал своим учителям: каждый должен помимо основной нагрузки придумать, какой кружок он может вести. Тогда это превратилось в фарс. Сейчас ситуация изменилась, но что мешает сделать ее еще лучше?

Почему бы не открыть направления, которые позволят развивать навыки личной эффективности, так называемые soft skills - это и эмоциональный интеллект, и ораторское искусство и тайм-менеджмент и курсы лидерства и командная работа. Только вот учителей не нужно заставлять срочно писать программы. У них достаточно дел. Выходите за рамки системы, приглашайте специалистов со стороны. Вы сможете развить сильные стороны учащихся, а не вдалбливать до посинения будущему дизайнеру биологию с химией.

Если они ему будут нужны, он изучит их сам на практике. Проводить для родителей семинары и вебинары, на которых сможете давать практические советы по обучению и воспитанию, по работе с индивидуальными особенностями ребенка. Это тоже маркетинг и лояльность родителей. Конечно, это требует дополнительного времени, подготовки, а учителя итак загружены.

Но это уже вопрос эффективного менеджмента. Все это будет стимулировать родителей к активному участию в образовательной жизни ребенка, повышать его интерес и их компетентность. Следующий уровень сложности - учителя и руководители. На учителей ложиться самая большая ответственность, как и всегда.

Я уже сказал о том, что они работают ради детей, что они должны стать партнерами семьи. Одним словом времена, когда учитель находился выше по статусу, чем родитель, и часто говорил директивно, что и как делать, прошли. Доминирование сменяется колобрационизмом. Это раз. Но так взять и поменяться за один год очень непросто, поэтому многое зависит от руководителя и от того, сможет ли он обеспечить достойную мотивацию.

Мотивация - она как просветление - ее нельзя передать, она должна родиться внутри человека, самостоятельно. Многие бизнесмены приходят к выводу, что концепция «толкай» меняется на концепцию «тяни» от предписания к выбору. Например, мы вытягиваем из интернета то, что нам нужно, а не то, что нам подталкивают. Другой пример смены авторитарного стиля коучингом. Сейчас в образовании начали применяться коучинговые технологии.

Руководители заказывают профессиональных коучей, которые работают с педагогами, раскрывая их потенциал, помогая повысить эффективность работы, выработать внутреннюю мотивацию. Тогда отдача от работы будет намного выше. Коучинг в образовании уже не новое явление и над ним стоит задуматься. Теперь несколько слов о технологиях. Образование будущего не мыслиться без технологий. Залог успешного продукта - это стык качественного контента и программного обеспечения.

В последующих слайдах я постараюсь рассказать о технологических тенденциях, которые помогают идивидуализировать образование. Если мы говорим о построении индивидуальной образовательной траектории, то автоматически предполагаем приложение, которое будет помогать родителям делать первые шаги и давать автоматизированную выкладку. Например, одна из организаций, обучающая молодых бизнесменов, год назад запустила интерактивный сервис по постановки целей. Замечательный мотивационный ресурс.

Много говорят о лего-образовании, позволяющем учащимся самостоятельно выбирать курсы и сервисы. Это поможет избавить учащихся от необходимости изучать все предметы по списку и сосредотачиваться только на главном. В этом направлении работают такие порталы, как Унивресариум, Курсера и другие. Я уже говорил об академии Хана - гениальный проект, который возник в чулане его автора, который бросил карьеру финансового аналитика и занялся образованием.

Причем академия Хана - бесплатный информационный ресурс. Хан своим стремлением смог получить инвестиции из фонда Била Гейтса и от Гугл. Он в прямом смысле перевернул систему обучения, дав возможность учащимся заниматься в собственном темпе до тех пор, пока они не освоят материал на 100%. Без учебных планов, без разбивки предметов по предметам. Он проверяет знание тестами, в которых ребенок должен ответить на 10 вопросов из 10. Только это позволяет перейти к следующей теме.

Его образовательная платформа совершенствуется, а видео переводятся на самые популярные языки. Плюс курсов академии Хана в том, что они представляют собой систему знаний с последовательным изучением. В 2017 году по прогнозам экспертов появятся адаптивные образовательные технологии. Они позволят осваивать знания в комфортном темпе, в зависимости от способностей учащегося. Система сможет запоминать модель обучения и предлагать ее учащимся со схожими параметрами. Забавно будет слышать через 50 лет фразу ученика «я учусь по модели нашего президента». Узнать-попробовать.

Все, что дети будут узнавать, они должны пробовать на практике. Учащиеся должны получать не теоретические знания, а конкретные навыки, чтобы понимать, как и где использовать знания. И тут без технологий тоже никуда. Не спроста, огромную популярность набирают системы игрового обучения Кидзания, Кидбург, Мастерславль или фестивали науки. Они дают детям возможность прикоснуться к практической стороне науки, посмотреть на профессию изнутри. Это способствует ранней профориентации, повышению мотивации. Это зажигает ребенка и во многом определяет его дельнейший образовательный путь.

Моментальный feedback. Когда я прихожу за дочкой в детский сад, то часто слышу от воспитателей Олег молодец, ему сегодня пятерка. Уже в детском саду детей приучают к этой убогой, универсальной системе оценивания, которая не может отразить динамику и дать качественную оценку деятельности и успехам ребенка. Моментальная обратная связь в отличие от цифр позволит лучше осознавать ошибки, прослеживать динамику и станет более индивидуальной. Когда я работал директором школы, мы с коллегами разработали проект электронного журнала, который позволял учителю в несколько кликов оценивать учащегося не оценкой, а качественной характеристикой. И даже стали реализовывать этот проект совместно с МЭСИ, но в связи с некоторыми событиями не завершили.

Сейчас это называется LMS - они позволяют комплексно управлять процессом обучения. Уже давно говорят о так называемой Точке бога - моменте, когда вся накопленная человечеством информация будет в сети, а сама сеть будет доступна каждому в любое время и в любом месте. Некий прообраз нейронета - аналога интернета в нашей голове. Но в этих условиях особенно понадобиться помощь консультанта по образованию и разработчика индивидуальных образовательных траекторий. Еще раз вернусь к словам Носима Талеба, что избыток информации - это не благо.

Ее нельзя уместить в голове, ее нельзя сохранить дома, она не нужна в том объеме, в котором существует, всем жителям нашей страны. И в ней нужно будет учиться разбираться, в том числе прибегая к помощи специалистов, которые уже начинают появляться. Раньше русские люди в булочную на такси не ездили - но ведь начали. И думать об индивидуальной программе и траектории тоже начнем и лучше сделать это раньше, чтобы набраться опыта и овладеть информацией. Иногда нужно смотреть за границы системы, выбираться с острова в профессиональный отпуск и начинать мыслить на шаг вперед. Начинайте с себя.

Митин Михаил Иванович, независимый консультант в сфере образования

Гуманистическая парадигма инициирует появление личностно ориентированного образования, одним из аспектов которого является вариативность, что в свою очередь приводит к возможности выбора индивидуальной образовательной траектории обучающимися. Что же такое индивидуальная образовательная траектория ?

Данный термин имеет несколько сходных по смыслу значений: индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение, модель адресного обучения, индивидуальный образовательный маршрут. Кратко охарактеризуем каждое их этих понятий.

В.П. Беспалько определяет персонализированное обучение как «педагогическую систему с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способной ее решить», причем коррективы педагогической задачи определяются особенностями личности обучающихся.

О.Б. Мочалова считает, что одно их направлений личностно ориентированного обучения - персонализированные обучающие программы, учитывающие возможности и индивидуальные особенности обучающихся. Она предлагает определять индивидуально-ориентированные матрицы развития школьника. Их конструирование происходит в несколько этапов, путем наложения матриц, определяющих идеальные возможности обучающихся, и матрицы, построенной на основе результатов психологопедагогического обследования.

Модель адресного обучения характеризуется Т.Г. Ивошиной как «стратегия обучения, в которой решается задача индивидуализации обучения». Автор отмечает, что «индивидуализация требует разработки системы заданий, которые соответствовали бы темпу вхождения в предметное содержание, уровню его освоения каждым обучающимся, а также адекватных познавательным возможностям ребенка форм подачи учебного материала. Совокупность этих показателей составляет индивидуальную познавательную стратегию.

Термин «индивидуальная траектория развития» введен И.С. Якиманской, которая считает, что индивидуальная траектория развития строится в двух разных направлениях: приспособляемости ребенка (адаптивности) к требованиям взрослых и креативности, позволяющей ему искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую, с опорой на имеющиеся в индивидуальной опыте знания, способы, действия. Возможность самому определять траекторию индивидуального развития И.С. Якиманская связывает с формированием механизма самоорганизации и самореализации личности в рамках личностно ориентированного обучения.

Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, Э.И. Сундукова в своих исследованиях связывают понятие «индивидуальный образовательный маршрут» с понятием «образовательная программа», позволяющим обучающимся овладеть определенным уровнем образованности. И.В. Гальскова отмечает способность обучающихся осознанно выбирать индивидуальный маршрут обучения с реализацией разнообразных вариантов развивающего обучения: личностно ориентированного обучения, проектно-созидательного, модульного, гуманистической школы.

Все выше перечисленные понятия объединяет ориентированность содержания, форм, способов обучения на личностные характеристики обучающихся, которые в зависимости от специфики понятий могут быть разными. От особенностей обучающихся зависит также и предлагаемая ими индивидуальная образовательная траектория.

Б.С. Гершунский связывает индивидуальную образовательную траекторию с интересами, возможностями, способностями личности, но при этом отмечает, что «пока не уделяется никакого внимания личностно ориентированным стандартам, позволяющим дифференцировать образование в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями личности».

Известный разработчик вопросов теории и практики технологизации педагогического процесса В.В. Гузеев, рассматривая понятие «образовательная технология» на современном этапе, признает вероятностный характер образовательного процесса. «Каждый ученик заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам».

О.А. Абдуллина и А.А. Плигин разработку индивидуальных образовательных траекторий связывают с типом мышления и способом восприятия учебной информации. По мнению А.А. Плигина, учитель должен знать, кем является его ученик: визуагтом, аудиалом или кинестетиком. Эти сведения необходимы для создания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

В отличие от предыдущих авторов, Н.Н. Суртаева дает четкое определение, что такое индивидуальная образовательная траектория: «Это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями».

Под индивидуальной образовательной траекторией мы понимаем создание специальных социально-педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов личностного развития, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы подростков. Тем самым определяется персональный путь реализации личностного потенциала в образовательной среде как канале социализации.

И.С. Щербакова полагает, что выбор индивидуальной образовательной траектории определяется индивидуально-типологическими особенностями личности подростка:

  • а) познавательными интересами;
  • б) «успешностью» учебной деятельности;
  • в) «профессиональными мечтами»;
  • г) жизненными планами;
  • д) готовностью к их реализации.

Г.В. Куприянова считает, что индивидуальная образовательная траектория определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого школьника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями ооразовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности школьника;
  • возможностями материально-технической базы учебного заведения.

Логическая структура проектирования индивидуальной образовательной траектории, согласно Г.В. Куприяновой, включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели индивидуального развития, отражающей его интересы, возможности, потребности;
  • самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями);
  • выбор пути реализации поставленной цели;
  • конкретизация цели (выбор мероприятий);
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуальной образовательной траектории обусловливается рядом факторов:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуальной образовательной траектории как одного из способов самоопределении, самореализации;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуальной образовательной траектории подростка;
  • активное включение подростков в деятельность по созданию индивидуальной образовательной траектории;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуальной образовательной траектории.

Необходимость проектирования индивидуальной образовательной траектории диктуется следующими соображениями:

  • 1) появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуальные образовательные траектории как основной педагогический инструмент;
  • 2) расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования;
  • 3) индивидуальная траектория является основным условием социально-педагогического сопровождения каждого школьника.

При рассмотрении научного проектирования индивидуальной траектории имеются в виду неотъемлемые признаки метода науки, а не просто «набор правил», который предлагается ввести в практику социальнопедагогического сопровождения каждого подростка в образовательном процессе.

В.В. Ильин выделят семь групп таких правил:

  • объективность - опосредованность достоверными знаниями;
  • общезначимость - интерсубъективность действий в отличие от остающихся уделом ненауки персонифицированных уникальных актов;
  • воспроизводимость - инвариантность действий для любого субъекта тождественно подобной ситуации;
  • целесообразность - осмысленность, рациональная подконтрольность осуществления как отдельных шагов, так и систем операций в целом;
  • детереминичность - заданность, предусмотренность, генетическая связанность принципов, последовательностей, цепочек интеллектуального движения в предметности;
  • необходимость - гарантированность результатов при соблюдении норм в противовес ненаучной особенности случайного, непреднамеренного их достижения;
  • эффективность - запланированность социальной ассимиляции, внедрения, потребления как самого процесса, так и его результата, что несвойственно ненаучному способу познания, базирующемуся на ситуативных, герметичных рецептах.

В рамках этой терминологии могут быть сформулированы две первоочередные задачи научного проектирования индивидуальных траекторий как условия социально-педагогического сопровождения каждого подростка, которые соответствуют данному понятию метода:

  • 1) задача опосредования социально-педагогических программ и проектов достоверным знанием;
  • 2) задача обеспечения воспроизводимости результатов социальнопедагогических программ и проектов на основе разработки моделей «инвариантности действий для любого субъекта в тождественно-подобной ситуации».

Основные положения концепции очередного этапа реформы системы образования предполагают переход к многообразию содержания образования, образовательных программ, создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности. Запросы личности «Словарь русского языка» С.И. Ожегова связывает с потребностями, интересами личности, которые, наряду с мотивами, целевыми установками и т.д., являются компонентами мотивационной сферы и могут быть обозначены одним словом - мотивация. Учебные возможности определяются как способность к учению, а запросы - мотивацией, включающей потребности, мотивы, целевые установки. Учитывая все это, С.А. Вдовина дает следующее определение индивидуальных образовательных траекторий: «проявление стиля учебной деятельности каждого обучающегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом».

«Сотрудничество, диалог, партнерство во взаимоотношениях обучаемого и обучающего, - отмечает Н.Ю. Посталюк, - позволяет превратить ученика из пассивного субъекта педагогического воздействия в творческую личность, способную задавать направление собственного развития». Преподаватель должен помочь обучающемуся понять свою силу и слабость: интеллектуальную, нравственную - так считает О.С. Газман, который определяет индивидуализацию в образовании как «систему средств, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других... для выбора собственного смысла жизни и жизненного пути». Для этого необходима педагогическая поддержка, «предметом которой становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей...».

Итак, гуманистическая образовательная парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъектных» отношений, когда педагог дополнительного образования и обучающийся находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества, взаимосодействия. Возможность реализации таких отношений достигается вследствие формирования индивидуальных образовательных траекторий. Сам термин «индивидуальная образовательная траектория», несмотря на недостаточность трактовки его содержания, прочно утвердился в современной педагогической литературе.

Мы понимаем индивидуальные образовательные траектории как проявление стиля учебной деятельности каждого подростка, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

Согласно изученной методической и педагогической литературе, ценность индивидуальной образовательной траектории подростков состоит в том, что она позволяет на основе оперативно-регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом, очень важно, чтобы у каждого подростка была сформулирована личностно ориентированная задача по проектированию индивидуальной образовательной траектории, что способствует повышению его личностного роста и успешности функционирования канала социализации.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую каждой личности позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогом социально-педагогической поддержки его самоопределения и самореализации в том или ином направлении функционирования канала социализации.