Что такое тся и ться в глаголах. Правописание ться и тся в глаголах. Что мы узнали

Class="clearfix">

«Пусть пойдет и научиТСя - или научиТЬСя?» Пожалуй, эта ошибка уверенно держит первое место в рейтинге самых раздражающих. Очень обидно, что под нее часто маскируется и досадная опечатка. Вроде бы знаешь правило, но все равно в спешке, в быстрой переписке мягкий знак выскакивает там, где ему совсем не место. Но вряд ли поборника орфографической чистоты убедит аргумент «у меня была пятерка по русскому, поставил мягкий знак случайно, дрогнула рука». Слишком заметно, режет глаз.

В чем причина этой ошибки? Дело в том, что в устной речи не различаются при произношении инфинитив (иначе говоря, неопределенная форма) возвратного глагола, например «научиться», и его же форма третьего лица единственного числа - «он (она) научится».

Разберемся, когда без мягкого знака не обойтись, а когда он явно лишний. Все дело в значимой части слова (лингвисты называют ее морфемой), которая стоит в конце каждого возвратного глагола. Это постфикс -СЯ, по которому глагол и опознают как возвратный. Он достался нам по наследству от древнерусского языка. По сути, это усеченное местоимение «себя». Например, «наряжаться» - значит «наряжать себя»: действие направлено на того, кто его совершает, замкнуто на нем. Есть у постфикса -СЯ и другие значения: например, он показывает, что действие совершают сразу несколько лиц («обнимается» непременно с кем-то - как минимум два человека обнимают друг друга) или что оно непроизвольно («пораниться») и так далее.

Что важно? Запомнить, что постфикс -СЯ - особенная часть слова, ее место - после окончания .

К инфинитиву самого обычного глагола «научить» (что делать?), с мягким знаком на конце, прикрепили -СЯ - и получили инфинитив возвратного глагола «научиться». Здесь -ТЬ (суффикс инфинитива) и -СЯ (постфикс) - разные части слова, между ними проходит граница. Поставим этот глагол в форму третьего лица единственного числа - «он научится» (что сделает?): граница пройдет между окончанием -ИТ и постфиксом -СЯ.

Но в устной речи эта граница стирается: -ТЬСЯ и -ТСЯ звучат одинаково, как «ца». Про себя, «в уме», произносим точно так же. Потому и возникает ошибка.

Как с ней справиться? Во-первых, отделить постфикс -СЯ от окончания глагола, решить проблему с помощью визуализации: нужно представить, как написано слово, и увидеть в нем -СЯ. Для тренировки можно разобрать несколько возвратных глаголов по составу. Во-вторых, по-школьному проверять себя вопросом. «Хочет (что сделать?) научиться» - раз в вопросе есть (то есть пишется) мягкий знак, ставим его и в глаголе. «Он непременно (что сделает?) научится» - никакого мягкого знака, ведь в вопросе его нет (не пишется). Прием нудный, но действенный, помогает довести правописание до автоматизма.

Иногда затруднения вызывают словосочетания вроде «хочется научиться». В каком из глаголов нужен мягкий знак, а в каком нет? Вопрос «что делается?» к первому глаголу кажется странным. Как тут быть? Да просто не задумываться о странности вопроса. Стесняться задать его про себя уж точно не стоит. Ситуацию он проясняет (ведь мягкого знака в нем нет) и помогает перекинуть мостик ко второму глаголу: «хочется (что сделать?) научиться».

Все обязательно получится!

Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.

Тема: Правописание

Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.

Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.

Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.

Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.

Рис. 1.

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).

Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

В каких словах, в конце слышится [ца]?

1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.

2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.

7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.

8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.

Задание 2

Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;

2) расстилается туман;

3) собирается в школу;

4) надо заботиться о здоровье;

5) хочет учиться;

6) девочка учится;

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Кабинет русского языка и литературы ()

1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.

2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.

3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.

4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.

БОУ «Знаменская средняя школа»

Прошивалко Марина Викторовна

Урок русского языка в 4 Б классе по теме: «Правописание ться и тся в глаголах»

Цели урока: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные : устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Приложение: Глагол ться, тся.ppt Слайд 1

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем …»

Назовите критерии устной и письменной работы на уроках русского языка.

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия;

Слайд 2

Для того чтобы продолжить работу, нужно повторить и вспомнить следующий материал:

Что называется глаголом?

На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

На какие вопросы отвечает глагол 3 лица ед. и мн. числа? -Какие глаголы называются возвратными?

(Работа в парах по карточкам)

У вас на партах карточки с вопросами, обсудите и соедините стрелочкой вопрос с правильным ответом.

Давайте проверим ваши ответы. Молодцы! Как вы думаете, для чего мы вспомнили и повторили этот материал?

Работают в парах, отвечают на вопросы, заполняют карточку

Зачитывают ответы.

( сигналы )

Зачитывают по одному ответу.

Для работы над новой темой.

Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.)

III . Самоопределение к деятельности

Создание проблемной ситуации

Цель этапа: Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди(т…ся).

Задание: Спишите поговорку, вставляя пропущенное сочетание букв.

Работаем в паре: сравните свои работы.

Итак, что же получается?

Задание было одно, а вы его выполнили по разному? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем?

Какой будет тема нашего урока ? Слайд 4.

Какую цель поставим перед собой?

Закончите фразу … слайд 5

Тся или ться?

Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами.

Мы ещё не знаем, когда пишется тся или ться

Тема: «Правописание глаголов с -тся и ться».

определить …

объяснить …

применить …

С амостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические формулирование проблемы (П)

IV . Поиск решения проблемы

Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему.

Распределитесь на 4 группы , даны слова, понаблюдайте за ними, сделайте два вывода по вашим наблюдениям Слайд 6

Пожалуйста, расскажите о своих выводах.

Какие способы проверки открыли.

Слайд 7.

Сравним наше открытие с правилом учебнике. Стр.104

Для чего мы сформулировали новое правило? Где оно может нам понадобиться

1 способ: Если в вопросе есть ь - то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь - пишем -тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе -ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем -тся.

При выполнении заданий

Умение строить монологическое высказывание (К.)

Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)

V. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

Игра «Посели слова в домик»

Кому было трудно? Легко?

физминутка

1.Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте карточку 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор карточку 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш карточку 3.

1 ур. - Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?)

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы.

Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Проявлять стремление - стремит…ся

Они испытывают волнение - волнуют…ся

Допускать ошибки - ошибат…ся

Он испытывает радость радует…ся

Проверка 1 и 2 уровня вместе.

Проверка 3 уровня самостоятельно со слайда.

Запись в тетрадях в два столбика.

Проверка по образцу, самооценка

Работа по карточкам:

Ребята выходят к доске

Слайд 8

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)

V I .Вторичное закрепление

Работа с учебником (стр. 105)

Упр. 219 по вариантам.

Выписать предложения 1в1,2 предл.2 вар3,4 предл

Самопроверка по образцу

Умение давать самооценку. (Р.)

Умение слушать (К.)

Итог урока

Цель этапа :Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты

Какую цель ставили перед собой на начало урока?

Кто считает, что достиг поставленных целей?

За что бы вы себя похвалили?

Кому сможете объяснить новое правило?

Обращают внимание на слова:

определить …

объяснить …

применить …

Умение логически рассуждать, делать выводы (П.)

Умение слушать и понимать речь других(К.)

Рефлексия.

Подсчитывают баллы, оценивают

Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия (Р.)

Дополнительно «Услышь слово, объясни!»

1. Дело мастера боится. .

2. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

3. Пчелка маленькая,и та трудится.

4.Слухами земля полнится.

5. Как аукнется, так и откликнется.

Приложения

1 ур. - Запишите пословицы, выделяя изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?) брат…ся - ничего не сделать.

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ

Проявлять стремление - ….

Они испытывают волнение -…..

Допускать ошибки -……

Он испытывает радость- ……

Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах.

Класс: 5

Цель урока: ф ормирование умений писать и произносить глаголы с –тся и –ться;

знать соответствующее правило и уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Задачи урока:

1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, алгоритм;

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Продолжительность урока: 40 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.

  1. Повторение изученного материала.

Русский язык не перестаёт нас удивлять, и сегодня нам предстоит разгадать ещё одну загадку. Как же так получается, что слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному? Но для того, чтобы приступить к этому, мы должны немного вспомнить и проверить свой багаж знаний, уже полученных на уроках русского языка.

Устный опрос. Слайд 1.

Глагол- это…

Глаголы изменяются по…

В предложении глагол является…

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…

В неопределенной форме глагола после буквы Ч…

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Слайд 2.

Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку, радуюсь.

Ч или ЧЬ? Слайд 3.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…

  1. Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

Запишем дату и тему урока «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Запишите в тетради предложения. Слайд 4.

Венера (что делает?) загорается.

Начинает (что делать?) клубиться.

Солнце (что делает?) поднимается.

Обратите внимание на вопрос к глаголу и сделайте вывод о написании глаголов.

От чего зависит написание -тся, -ться? (ответы обучающихся) Верно, от того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак. Выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

Помните, ребята! Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Слайд 5. Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе.

Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. Слайд 6. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться .

Неопределенная форма Форма 3-го лица

(что делать?) (что делает?)

Учиться хочу учится мальчик

Трудиться могу трудится папа

Итак, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой - нет? (ответы обучающихся) Правильно, мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола.

  1. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Закрепление полученных знаний и умений.

Прочтем правило в учебнике на странице 106. (Один человек читает вслух, затем обучающиеся читают про себя) Обратите внимание, как обозначается орфограмма.

1. «Аукцион» пословиц.

Слайд 7 . Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Первый пример комментирует учитель, остальные у доски по очереди и в тетради.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

За все брат(?)ся - ничего не сделать.

Работа с учебником.

Проверка. Слайд 8.

2. Распределительный диктант.

Ребята, обратили ли вы внимание на то, как произносятся –тся и –ться в глаголах? (ответы обучающихся) Нужно быть крайне внимательными при написании таких слов.

Запишите словосочетания в два столбика. Слайд 9.

Болит переносица, собрание переносится;

чистая водица, не стоит с ним водиться;

белая курица, вулкан курится; острая спица,

ему не спится.

3. Выполним письменно упражнение 633.

(Первое предложение комментирует учитель, остальные обучающиеся выполняют самостоятельно.)

Проверка упражнения.

  1. Подведение итогов урока.

Устный опрос. Слайд 10.

  1. Как объяснить выбор написания –тся и –ться в глаголах?
  2. Приведите примеры написания –тся и –ться в глаголах.
  3. Как на письме обозначается данная орфограмма?
  4. Как поставить глагол в неопределенную форму?

Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Постановка домашнего задания. Слайд 11.

Дома вам необходимо выучить правило на странице 106, выполнить упражнение 634 письменно по заданию.

Всем спасибо, урок окончен.


Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

Цель деятельности учителя : актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

Задачи:

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Универсальные учебные действия учащихся:

Познавательные :

    формируется умение понимать познавательную задачу;

    формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

    формируется умение извлекать необходимую информацию.

Регулятивные :

    формируется умение планировать необходимые действия;

    формируется умение контролировать учебные действия;

    формируется умение замечать допущенные ошибки;

    формируется умение оценивать свою работу.

Коммуникативные :

    формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;

    формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные :

    формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;

    формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования.

Оборудование: учебник, печатный материал, алгоритм, мультимедийная презентация.

Тип урока : урок умений и навыков.

Ход урока.

    Мотивация (фронтальная работа).

Слайд 2.

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.

II . Актуализация знаний (фронтальная и в парах)

Продолжи предложения с соседом по парте.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!

О чем стихотворение?

III . Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).

Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?

    Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).

Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

Слайд 1.

Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

Слайд 3.

    Работа над темой урока.

    1. Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе

Алгоритм правописания –тся, -ться

Неопределенная форма

Форма 3 лица, единственного числа

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Нужно учиться

Нужно трудиться

Он учится

Она трудится

    1. Лингвистическая задача: (на карточке-распечатке)

Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.

Где нужно поставить мягкий знак?

Что нужно для решения задачи?

(Для решения задачи применяем правило:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)

3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.

Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся.

Как шьет…ся, так и носит…..ся.

Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.

Дело мастера боит….ся.

С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.

4. Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.

Но!!! Не путай!

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

Запомните!

слайд 4

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Вариант физкультминутки.

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться.

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

5. Проверочная работа.

    1. Придумай и запиши предложения с данными глаголами.