Что в древности применяли в качестве зеркал. Краткая история производства зеркал. Компоненты стекла для зеркал

До изобретения первого зеркала люди любовались своим отражением в воде. Древнегреческий миф о Нарциссе повествует о красивом юноше, который целыми днями смотрел на свое лицо в глади озера. Однако уже в те времена, около 5 тысяч лет назад, богатые жители Древней Греции и Древнего Рима могли приобрести зеркала из отполированного до блеска металла - стали или бронзы. Эти аксессуары требовали постоянного ухода и чистки, т.к. их поверхность постоянно окислялась и темнела, да и качество отражения было плохим – различить детали и цвета было достаточно сложно.

В разных странах в различные эпохи для получения отражающей поверхности использовали золото, медь, серебро, олово, горный хрусталь. Позволить себе зеркало могли только самые состоятельные люди. Изделие, похожее на современное зеркало, было изобретено в 1279 году францисканцем Джоном Пекамом, который первый попробовал покрыть стекло тончайшим слоем свинца: в стеклянную колбу заливали расплавленный металл, а после застывания разбивали ее на более мелкие куски. Полученные таким способом зеркала были вогнутые.

Чуть позже зеркала начали производить в Венеции. Мастера немного усовершенствовали способ Джона Пекама и использовали в производстве оловянную фольгу, ртуть и бумагу. Венецианцы строго охраняли свой секрет, в 1454 году даже был издан указ, запрещающий мастерам зеркального дела покидать страну, а за ослушавшимися даже посылали наемных убийц. И хотя такое зеркало тоже было мутным и блеклым, оно в течение трех веков оставалось очень редким и дорогим товаром.

В XVII веке французский король Людовик XIV загорелся желанием построить в Версале великолепную Галерею зеркал. Министр короля Кольбер деньгами и обещаниями соблазнил трех венецианских мастеров и привез их во Францию. Здесь технология снова была изменена: французы научились не выдувать расплавленное стекло, а раскатывать. Благодаря этому способу можно было изготовить зеркала больших размеров. Построенная Галерея зеркал восхищала людей того времени: все предметы бесконечно отражались, все переливалось и сверкало. А к XVIII веку зеркала стали привычным предметом для многих парижан – цены на этот аксессуар сильно упали.

Французский способ производства оставался неизменным до 1835 года, когда профессор Юстус фон Либих из Германии обнаружил, что покрытие из серебра позволяет получить более чистое изображение.

Как зеркала влияли на жизнь людей

Многие века люди испытывали страх перед зеркалами, считавшимися вратами в потусторонний мир. В средние века женщину могли обвинить в колдовстве, если среди ее вещей был этот предмет. Позднее зеркала стали активно использовать для гаданий, в том числе и на Руси.

С появлением возможности видеть свое отражение люди стали уделять больше внимания своей внешности, поведению. Благодаря зеркалу зародилось и одно из направлений в психологии, называемое рефлексия, т.е. – «отражение».

В современном интерьере зеркало несет не только отражающие функции, оно применяется для усиления ощущения пространства и света. Правильно установленные зеркала раздвигают границы помещения, делают его светлым и уютным.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.

Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.

Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.

Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех, зеркала ванны и раковины.

В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.

Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета, зеркальная комната - унитазы отечественные: ", - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах-" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах. При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели "амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Пришло время и России делать свои зеркала.

Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство, монолит - строительство коттеджей.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.

Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.

Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, аренда квартир - сдам квартиру, чтобы приобрести зеркальную.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.

Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.

Применение

Применение в быту

Первые зеркала были созданы для того, чтобы следить за собственной внешностью [ ] .

В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьеров , чтобы создать иллюзию пространства, большого объёма в небольших помещениях. Такая традиция возникла ещё в средние века, как только во Франции появилась техническая возможность создания больших зеркал, не столь разорительно дорогих, как венецианские. С того времени ни один гардеробный шкаф не обходится без зеркал [ ] .

Зеркала в качестве рефлекторов

Применение в научных приборах

Как оптический инструмент используются плоские, вогнутые и выпуклые сферические , параболические , гиперболические и эллиптические зеркала.

Зеркала широко используются в оптических приборах - спектрофотометрах, спектрометрах в других оптических приборах:

  • Зеркальные фотоаппараты
  • Объективы , например, зеркально-линзовый телеобъектив системы Максутова (МТО).
  • Перископ и зеркальный псевдоскоп

Устройства для безопасности, автомобильные и дорожные зеркала

В тех случаях, когда обзор человека по каким-либо причинам ограничен, зеркала особенно полезны. Так, в каждом автомобиле , на дорожных велосипедах имеется одно или несколько зеркал , иногда слегка выпуклых - для расширения поля зрения .

На дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

В системах видеонаблюдения зеркала обеспечивает обзор в большем числе направлений с одной видеокамеры.

Полупрозрачные зеркала

Полупрозрачные зеркала иногда называют «зеркальными стёклами» или «односторонними стёклами». Такие стёкла применяются для скрытного наблюдения за людьми (в целях контроля над поведением или шпионажа), при этом шпион находится в тёмном помещении, а объект наблюдения - в освещённом. Принцип действия зеркального стекла в том, что тусклый шпион не виден на фоне яркого отражения.

Применение в военном деле

В средневековых текстах зеркало является образом , символом иного мира. Зеркало есть символ вечности , поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.

Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую известность приобрела дилогия Льюиса Кэрролла - «Алиса в стране чудес » и «Алиса в Зазеркалье ». Аналогичный приëм использовал Гастон Леру : в книге «Призрак Оперы » Кристина попадает в подземное жилище Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство Кривых Зеркал попадает Оля - героиня одноимённой повести-сказки Виталия Губарева и поставленного по ней

Возраст самых древних зеркал на земле — насчитывает около семи тысяч лет. До изобретения зеркального стекла в дело шли камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.

Медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска щите Персея. Археологи считают, что самые ранние зеркала — это найденные в Турции полированные куски обсидиана,

насчитывающие 7500 лет. Однако ни в одно из античных зеркал нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета.

В одном из греческих мифов повествуется о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде. Будь Нарцисс человеком состоятельным, он, надо думать, приобрел бы себе зеркало из полированного металла. В те времена довести до зеркального блеска кусок стали или бронзы величиной с ладонь было не так-то просто. К тому же поверхность такого зеркала окислялась и ее приходилось ежедневно чистить. Латинское spektrum в немецком языке превратилось в Spiegel («Шпигель» — зеркало). Из чего можно заключить, что в Германию зеркала принесли римляне.

Изобретение настоящего зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца.

Первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало этот слоеный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется, подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало. Таким процесс оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала.

Республика дожей ревниво охраняла свою монополию. В 1454 году она издала приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевавший вернуться домой. «Невозвращенцам» грозили карами в отношении их родных. По следам особенно упорствовавших беглецов посылали убийц. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром.

Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен» разгадала секрет венецианского производства, после чего цены резко упали. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

При том, как поздно появилось стеклянное зеркало в истории человечества, не может не вызвать изумления, сколь огромную роль оно играет в суевериях и в народной культуре вообще. Уже в Средние века в приговоре одной французской ведьме среди перечня ее магических приспособлений фигурирует и осколок зеркальца. С помощью зеркала гадали на жениха русские девушки. Зеркало как бы приоткрывало пространство потустороннего, оно и манило, и пугало, поэтому обращались с ним опасливо: иногда занавешивали, иногда подносили кошку, иногда отворачивали к стене, а иногда разбивали.

Впервые люди увидели своё отражение в водной глади - поверхность озера, оставшейся после дождя лужи и были своеобразными зеркалами. Наши предки не сразу осознали, что образ, видимый ими это они и есть. Несмотря на то что зеркало, казалось бы, является обычным предметом, изготавливаемым сегодня из стекла с нанесённым на него отражающим покрытием, с ним связано много мистических историй и легенд. Так, где же впервые появился этот атрибут и как он выглядел?

Как появились зеркала в Древнем Египте, Греции и Риме

В Древнем Египте зеркала появились в третьем веке до нашей эры. Они мало напоминали современный аксессуар и представляли собой отполированную поверхность, например, чёрного мрамора. Позже появились бронзовые, серебряные и золотые. Их форма оставалась круглой. Этот предмет окружал магический ореол. Его отождествляли с солнцем и луной.

В Древней Греции появление зеркал принято относить примерно к пятому веку до нашей эры, поскольку более ранних упоминаний о них не встречается. Обратная сторона украшалась гравировкой с различными изображениями. У греков оно служило божественным атрибутом.

В Древнем Риме самой первой отражающей поверхностью служила отполированная бронза. Подобные изделия были украшены различными узорами и драгоценными камнями. Римляне были первыми кто стал менять их круглую форму. В итоге появились карманные аксессуары и большие во весь рост, которые стали крепить на стену. Также появились настольные изделия с подставкой.

Как появились стеклянные зеркала

Стеклянное зеркало появилось в Голландии в первом веке нашей эры. Стеклянные пластинки соединялась при помощи свинцовой или оловянной прокладки. Такой способ изготовления позволял более ясно видеть своё отражение, но небольшие искажения всё же имелись.

СПРАВКА! Немного позже стали использовать другой способ изготовления. Он заключался в том, что в стеклянную тару заливали горячее олово, а после остывания раскалывали на части.

Совершенствование способа изготовления зеркал в Венеции

Через триста лет мастера из Венеции стали сразу крепить олово к плоской поверхности стекла. Вскоре Венеция стала главным производителем таких зеркал. Местные мастера создали отражающую смесь с добавлением золота и бронзы, что делало отражение лишённым недостатков. Оно было красивее, чем человек в реальности.

Позже стекло там стали покрывать серебряным напылением, что позволило добиться ясного и чёткого отражения. Во дворцах богатых людей появились целые зеркальные кабинеты. Они служили признаком достатка и дорого стоили.

Когда появились зеркала на Руси

На Руси зеркало очень долго не признавали и побаивались. Оно считалось «заморским грехом», его запрещали вешать в доме вплоть до конца XVII века. Атрибут применяли для гаданий, различных заговоров. С ним связывали множество суеверий.

Только после прихода к власти Петра I на Руси зародилось зеркальное ремесло. Изделия производили очень больших размеров. Позже их стали украшать узорчатой каймой, ими отделывали стены. В основном этот аксессуар служил украшением жилища.

В период рококо строили целые зеркальные комнаты и галереи. В эпоху классицизма аксессуаром украшали парадные лестницы и огромные залы. В XX веке этот предмет перестал быть атрибутом роскоши и украшения и стал обычным предметом обихода.

Мистика и зеркала

С древних времён зеркало считали мистическим предметом, имеющим магические свойства. До сих пор с ним связано множество суеверий. Считается, что если его разбить, то вскоре случится несчастье. Также его используют в различных гаданиях для того, чтобы увидеть будущее и изменить судьбу. Зеркальная поверхность является порталом потустороннего мира, поэтому их завешивают, когда умирает человек. Считается, что в нём может задержаться душа умершего.

СПРАВКА! Зеркала отлично сохраняют энергетику смотрящегося в него человека. Они могут быть излучателями как положительной энергетики, так и отрицательной. Поэтому не следует видеть своё отражение в плохом расположении духа. И наоборот, улыбнувшись своему отражению, можно зарядиться положительно на весь день.

Выбирать место для расположения этого элемента интерьера следует, зная несколько правил:

  • нельзя вешать его напротив кровати и входной двери;
  • в нём не должны отражаться некрасивые предметы в доме (мусор, унитаз, грязное бельё и т. д.);
  • отражение красивых предметов сулит увеличению денежного потока;
  • аксессуар можно повесить на кухню таким образом, чтобы он отражал обеденный стол с едой (считается, что еда привлечёт в дом изобилие).

Зеркало сегодня

На сегодняшний день зеркало имеет различные варианты по форме, размеру и цвету. Его используют практически во всех сферах жизни. Оно служит неотъемлемой частью в создании общего интерьера комнаты. Дизайнеры используют его для визуального увеличения пространства, корректировки и усиления восприятия.

В медицине используют вогнутые зеркала. Их применяют отоларингологи, стоматологи, офтальмологи. Они используются в медицинских инструментах и приборах.

Военные применяют различные устройства со сложными оптическими схемами, в которых зеркальная поверхность является главным элементом. Используя отражающие свойства, собирают солнечную энергию, благодаря которой можно приготовить еду, согреть воду и даже увеличить урожай.

В XXI веке зеркала изготавливают на огромных заводах при помощи техники. Они имеют три слоя:

  1. Стекло с серебряным покрытием.
  2. Медный слой (защищает от влаги и механического воздействия).
  3. Полимерное покрытие.

История зеркал, несомненно, интересна. Каждому нужно принимать её во внимание и руководствоваться некоторыми аспектами в повседневной жизни. Кроме этого, важно понимать ценность эстетического восприятия собственного отражения.