Иван бортник - биография, личная жизнь, дети, роли, фильмография. Иван бортник - биография, личная жизнь, дети, роли, фильмография Би - это совсем не то, что вы подумали

Отец – Бортник Сергей Васильевич (1895–1979), заместитель главного редактора Гослитиздата (ныне – издательство «Художественная литература»). Мать – Горячкина Мария Сергеевна (1912–1987), доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени М. Горького. Супруга – Борзых Татьяна Николаевна (1947 г. рожд.), заведующая кафедрой, преподаватель звукорежиссуры Театрально-художественного колледжа. Сын – Бортник Федор Иванович (1969 г. рожд.), художник по свету, старший инженер компании «Бинар».

Иван Бортник родился в районе трех вокзалов, на Красносельской улице. Рос очень застенчивым, и это удивительное для профессии актера качество осталось в нем до сих пор. Мать Ивана, Мария Сергеевна, занималась XIX веком, писала о народниках, о творчестве Н.С. Лескова, М.Е. Щедрина. Иван очень гордился тем, что его отец, Сергей Васильевич, учился в Петербургском технологическом институте, потом закончил знаменитый Брюсовский институт в Москве, видел царя.

Первый раз Иван Бортник выступил перед зрителями в возрасте 6 лет – на новогодней елке в Гослитиздате, где работал отец. Мальчика поставили на стул, и в присутствии самого К.И. Чуковского он прочитал свое стихотворение под названием «Песня моряка», на что Корней Иванович в шутку заметил: «Песня моряка Ивана Бортника», поставив ударение в его фамилии на последнем слоге.

До 5-го класса Иван учился в подмосковном поселке Кратово, а затем переехал в Москву и в 1957 году закончил среднюю школу № 317. Родители много работали, и Ваня часто был предоставлен самому себе. В московском городском Доме пионеров в переулке Стопани он занимался в театральной студии, посещал киностудию в Центральном парке культуры и отдыха. Родители хотели, чтобы сын занимался музыкой, и отдали его в класс виолончели. Дома была огромная библиотека – Иван рано начал читать, полюбил книги, писал стихотворения, подражая А. Блоку и С. Есенину.

Но музыканта или литератора из Бортника не получилось. Он выбрал актерскую профессию и сразу после окончания школы поступил на актерский факультет Щукинского училища, что стало полной неожиданностью для родителей. Иван Бортник попал в мастерскую В.А. Этуша.

Ю.П. Любимов поставил на курсе отрывок из пьесы А.Н. Островского «Без вины виноватые», в котором Иван сыграл роль Незнамова. Работа с Любимовым стала для Бортника неожиданным открытием. В дипломном спектакле «Горячее сердце» в постановке В.А. Этуша И. Бортник сыграл Хлынова. Принимал участие в отрывках по А.П. Чехову, К.А. Треневу, А.М. Горькому.

В 1961 году, после окончания Щукинского училища, талантливого актера приглашали многие театры. Но Иван по совету А.Г. Коонен выбрал Театр имени Н.В.Гоголя, где начал работать с прекрасным режиссером П.П. Васильевым и талантливыми актерами – В.И. Хохряковым, А.С. Краснопольским, А.Н. Толбузиным, П.В. Крыловым, И.А. Смысловским, Е.П. Калининой. Иван Бортник играл главные роли в спектаклях «Передай улыбку», «Свидания у черемухи», «Сестры-разбойницы», «Тарас Бульба», «Красные дьяволята» и другие и со временем стал ведущим артистом театра. К сожалению, П.П. Васильев через некоторое время ушел, и, как это часто бывает, режиссеры в театре стали часто меняться.
Проработав в Театре имени Н.В. Гоголя шесть лет, в 1967 году Иван Бортник пришел к Ю.П. Любимову в легендарный Театр драмы и комедии на Таганке и стал одним из его корифеев. В театр на Таганке стремились попасть все, там царила особая атмосфера, в которой проходила творческая жизнь актеров, выходили спектакли, каждый из которых становился событием. О постановках Театра на Таганке много лет пишут диссертации искусствоведы. И. Бортник оказался в театре на пике его взлета и сыграл много блистательных ролей в любимовских постановках. Ю.П. Любимов говорит: «Дар импровизатора – счастливый и редкий дар. Фантазирует Бортник безудержно».

Иван начал с главной роли Павла Власова в нашумевшем спектакле «Мать» по пьесе М. Горького. В «Пугачеве» сыграл две роли – Шигаева и Чумакова. Участвовал в спектаклях: «Что делать?», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», «Три сестры» (Соленый), «Ревизская сказка» (Акакий Акакиевич Башмачкин и Коробочка), «Пир во время чумы» (Моцарт), «Живой», «Гамлет» (Лаэрт), «Деревянные кони» (Павел), «Борис Годунов» (Пимен), «Владимир Высоцкий».

В 1977 году Театр на Таганке выехал на гастроли во Францию. На открытии гастролей в Париже зал аплодировал стоя – овация длилась в течение получаса. Иван Бортник был занят в спектаклях «Мать», «Гамлет», «Послушайте!», с успехом принимаемые в Париже, Лионе и Марселе и за 45 дней сыграл 65 спектаклей. В Париже актер побывал и спустя десять лет – в 1987 году, когда во Францию привозили спектакль театра на Таганке «На дне», поставленный А.В.Эфросом, где Бортник блистательно играл Сатина. Владимир Высоцкий однажды сказал об Иване Бортнике: «Работать он может бесконечно, и это тоже счастливый дар – все время пребывать в творческом состоянии».

В любимовском спектакле «Пир во время чумы», поставленном по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина, И. Бортник великолепно играл роль Моцарта. Их дуэт с Леонидом Филатовым стал поистине уникальным – актеры словно заряжались друг от друга и оставляли у зрителей неизгладимое впечатление. Великолепную игру Ивана Бортника в этой постановке отмечали все столичные газеты, актера всегда по достоинству оценивала критика.
В кино И.С. Бортник начал сниматься в 1962 году, сыграв в фильме «Исповедь» главную роль художника-семинариста Василия. Следующую роль в кино он сыграл после длительного перерыва. В 1970 году вышла драма Павла Любимова «Впереди день», а в 1974 году актер сыграл главную роль в фильме-сказке «Иван да Марья». С этого времени режиссеры все чаще стали приглашать Бортника в кино. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха «Чужие письма» (1975) и «Объяснение в любви» (1977), киноповести Николая Кошелева «Старшина» (1979) и других.

Иван Сергеевич часто придумывает тексты своим героям, а это особый талант, ведь нужно обладать даром прочувствовать персонаж, и написать в стиле того образа, который исполняет актер. Бортник принял участие в работе над текстом спектакля «Живой» по произведению Б. Можаева «Из жизни Федора Кузькина». Когда автор переиздавал книгу, внес в нее текст, придуманный актером.

В фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979) его Промокашка значился просто как «молчаливый парень в шестиклинке», но в процессе съемок актер практически из ничего создал ярчайший персонаж, все слова придумал сам и сделал роль невероятно достоверной. Сцену, где бандиты выходят из подвала сдаваться, Иван Сергеевич придумал, пока переодевался – заматывал шарф, надевал кепку и сапоги. Его появление с песней «И на черной скамье, на скамье подсудимых...» стало для всех полной неожиданностью. Зрители, собравшиеся за ограждением съемочной площадки, устроили актеру настоящую овацию.

Когда Иван Бортник начинает играть, он забывает обо всем. Прекрасный актер Виктор Павлов, сыгравший в фильме «Место встречи изменить нельзя» роль Левченко, однажды сказал: «…Я думаю, что самую яркую роль в картине сыграл Иван Бортник». Говорухин беспрекословно доверял Бортнику, никогда с ним не репетировал – просто рассказывал сцену, описывал предлагаемую ситуацию, и актер сам решал, что будет делать дальше. Иван Сергеевич вообще обладает редким даром удивлять своих коллег. Станислав Говорухин после съемок картины говорил: «Иван Бортник всегда поражает, это актер феноменальный, с нераскрытыми возможностями».

После выхода фильма «Место встречи изменить нельзя» Ивану Бортнику стали приходить письма. Одна из зрительниц, работавшая в суде, написала: «Увидев Вас в картине, я была поражена. В фильме “Место встречи изменить нельзя” сыграло много прекрасных актеров, но видно было, что они играют – хорошо, превосходно… Но Вы не играли. Я много лет работаю в суде, и видела много уголовников… Где Вы нашли эту походку? Манеру одеваться?.. Я понимаю, что над картиной вместе с Вами работали художники, но все это нужно было увидеть и сделать… Вы не были актером, Вы были самым настоящим уголовником… Что-то было в Вас ущербное, тупиковое, безысходное».

В 1980 году Никита Михалков утвердил И. Бортника на роль Вовчика в картине «Родня». Иван Сергеевич считает эту роль одной из лучших своих работ. В 1987 году Владимир Хотиненко пригласил И.С. Бортника на одну из главных ролей в фильме «Зеркало для героя», и картина вновь открыла зрителям талантливого актера.

Иван Сергеевич предпочитает работать с режиссерами, которых знает и любит. Он всегда импровизирует, свободно распоряжается текстом и своими действиями. С особой теплотой актер вспоминает работу с Н. Михалковым, Г. Полокой, В. Хотиненко. Для него актерство – это не профессия, а образ жизни. Иван Бортник, сыгравший в кино роли, многие из которых не являются главными, занимает место рядом с самыми яркими мастерами экрана. У него редкое свойство – сливаться со своими героями так органично, что зрители уверены: Промокашка из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979), Вовчик из «Родни» (1981) и другие его персонажи – это и есть настоящие «близнецы-братья» любимого актера. Снимаясь в картине «Смерть в кино» (1990), Бортник каждую ночь писал тексты своей роли, а утром сверял написанное с режиссером фильма К.П. Худяковым, который почти всегда утверждал его вариант.

Пресненский суд Москвы приступил к рассмотрению иска бывшей жены солиста популярной группы "Би-2" Левы. Ирина Макеева пытается через суд оспорить сделку по передаче авторских прав на музыкальные произведения коллектива и получить свою долю. В апреле этого года Лева продал Шуре авторские права на 68 композиций за сумму всего в 10 тысяч рублей. Бывшая жена музыканта уверена, что сделано это было, чтобы снизить сумму алиментов на их общего 8-летнего сына. О том, что дело не только в песнях, расскажет корреспондент Ольга Подолян.

Хиты "Полковнику никто не пишет", "Серебро", "Мой рок-н-ролл" - всего 68 песен. Авторские права на них в апреле этого года один солист "Би-2" Лева (настоящее имя Игорь Бортник) продал другу и коллеге Шуре. И все бы ничего, если бы не сумма сделки всего в 10 тысяч рублей. Годовые дивиденды от владения правами на композиции приносили музыканту до почти миллиона рублей в год. Это подсчитала его бывшая супруга.

По словам адвоката Максима Смаля, который вел не один звездный процесс, бывшие жены в случае развода с людьми творческими никаких прав на интеллектуальную собственность экс-супругов не имеют, но могут претендовать на материальные результаты творчества.

"Супруга может претендовать только на те средства, которые автор получает в качестве вознаграждения за продажу или использование своего творчества", - говорит Смаль.

Ирина Макеева уверена, что сделка по продаже прав на песни - это просто уловка, чтобы снизить сумму алиментов на содержание восьмилетнего сына Левы Федора. И теперь она пытается оспорить сделку в суде.

Максим Смаль говорит, что оснований для судебного разбирательства у бывшей жены популярного музыканта предостаточно.

"Вероятно, она может поставить вопрос о том, что сделка должна быть признана недействительной, что сумма, указанная в договоре, абсолютно мнимая и не соответствует реальной стоимости, за которую Лева мог продать свои произведения", - предполагает Смаль.

Не исключено, что договор между друзьями-музыкантами был составлен так, что отчисления от ротации и исполнения композиций Лева все-таки получает, - поясняет адвокат, специалист по авторскому праву Вадим Усков.

"Возможно, что он передал права только на механическую запись (выпуск пластинок), а публичные права, которые идут через Российское авторское общество оставил за собой", - говорит Усков.

Параллельно с иском Макеевой в Пресненском суде вот уже больше года в Долгопрудненском мировом судебном участке рассматривается другое заявление - Левы. Он просит снизить сумму алиментов в связи с ухудшившимся финансовым положением и утверждает, что просто не в состоянии выплачивать алименты в размере 50 тысяч рублей.

Правда, бывшая жена музыканта его словам не верит. В этом году "Би-2" стала лучшей рок-группой года. Это постоянно гастролирующий коллектив, который пишет музыку к фильмам, и регулярно выдает по новому альбому. А этого говорит о том, что материальное состояние совсем не ухудшилось - напротив, только улучшилось.

Согласно иску Макеевой, Лева никогда исправно алименты и не платил, и задолжал почти три миллиона рублей.

Судебные разбирательства, в которых причиной спора становятся авторские права и материальные результаты творчества - не редкость, особенно после смерти автора. Так, участники группы "Кино " безрезультатно судились с наследниками Виктора Цоя за право признать их соавторами аранжировок песен. 6 лет назад племянницы Михаила Булгакова тоже безрезультатно попытались отсудить авторские права на произведения своего дяди у внука и правнучки писателя, официально признанных наследников писателя. Подобных прецедентов очень много. Отчисления от произведений именитого родственника или коллеги-соавтора - это легкие деньги, - говорят адвокаты. И чаще всего при множестве нюансов суд встает на сторону прямых наследников.

В советские времена Иван Бортник считался артистом восемнадцатого разряда. Такой же был и у прославленного Смоктуновского, который называл Бортника гением. Актер создавал впечатление замкнутого и неразговорчивого человека, хотя Высоцкий считал его близким другом - таких у прославленного барда было немного.

Причина смерти Ивана Бортника

Иван Бортник умер 4 января 2019 года в Москве в 23:00 вечера. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб.

Биография Ивана Бортника

Отец - Сергей Бортник, заместитель главного редактора Гослитиздата.

Мать - доктор филологических наук.

По словам актера, в детстве водился со шпаной. "Как сейчас помню: Володя Мужик - в длинном пальто черном, в прохорях, всегда с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали. Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий - все отсидели. Ну и я потихонечку в их компанию вливался", - вспоминал он. Как-то даже участвовал в ограблении ларька, стоял "на атасе". Правда, заявлял он, это был единственный раз.

С детства любил стихи. Занимался в Московском городском доме пионеров на Кировской. Далее посещал самодеятельную киностудию при Парке Горького, где и определился с выбором будущей профессии.

В 1957 году поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Однако позднее перевелся в в Московское театральное училище имени Б.В. Щукина на курс В.А. Этуша.

В 1961 году закончил училище и был принят в Московский драматический театр им. Н.В. Гоголя.

С 1967 года - актёр Театра на Таганке, участвовал в спектаклях «Пугачёв», «Мать», «На дне», «Живой», «Деревянные кони», «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий».

В Театре на Таганке подружился с Владимиром Высоцким. Известно, что именно Ивану Бортнику Высоцкий посвятил свою знаменитую песню «Письмо другу» («Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу...»). "На чем сошлись? Не знаю, наверное, детство одно - послевоенное, любовь к поэзии. А потом, видимо, характер у нас схожий", - отмечал актер.

Личность Владимира Семёновича Высоцкого по-прежнему занимает в жизни Ивана Бортника важное место: он часто выступает на различных вечерах, посвящённых выдающемуся певцу и актёру, читает его письма.

Роли в кино

В кино дебютировал в 1962 году - в фильме Всеволода Воронина «Исповедь», в котором исполнил роль художника Василия.

Первую главную роль - Ивана-солдата - сыграл в музыкальном фильме-сказке «Иван да Марья».

Широкую известность и любовь зрителей получил после роли бандита "Промокашки" в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя». Известно, что Высоцкий очень хотел, чтобы в этом фильме Иван Бортник сыграл Шарапова. Однако Станислава Говорухина киношное начальство по сути заставило взять на эту роль Владимира Конкина (перед тем сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола).

Но даже и небольшая роль сделала Ивана Бортника звездой отечественного экрана. При этом текст своего героя он придумывал сам: "Говорухин мне сказал: "Ну придумай что-нибудь". Вот я и стал придумывать. Да и то много чего вырезали. Жаргон весь убрали... Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит какой-то мрачный матерящийся Славка Говорухин. Подходит ко мне: "Вань, я прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: "Руки вверх!" - пистолет в снег, "Руки вверх!" - пистолет в снег. Полное однообразие. Ну придумай что-нибудь". На всю придумку было - пока я надевал брюки, пиджак, пальто, сапоги, шарф, кепку - минут пять, не больше. Как буду реагировать, не знал, но песню "А на черной скамье...", думаю, запою. Для Володьки моя выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез - засмеялся".

Запомнился по роли однорукого инвалида войны Ивана Никанорыча, торгующего папиросами, в фильме 1978 года «Старшина».

Еще одна второплановая, но весьма яркая роль актера - Вовчик (Владимир Иванович Коновалов), бывший муж главной героини в фильме Никиты Михалкова «Родня».

В 1987 году снялся в главной роли в картине режиссера Владимира Хотиненко в фильме «Зеркало для героя» (фантастическая притча по мотивам одноимённой повести Святослава Рыбаса). Его герой Андрей Немчинов попадает в прошлое - в 1949-й год, где встречает своих молодых родителей.

Стоит отметить и его работу 1990 года в детективном триллере «Смерть в кино», где он сыграл сторожа, расследующего убийство на съемочной площадке. Затем сыграл главную роль в политическом детективе «Убийство на "Ждановской"».

Снялся в нескольких фильмах в 2000-е. В частности, сыграл главную роль (Коля-инвалид) в детективном триллере «По ту сторону волков».

Среди других заметных работ - участие в проектах «Шукшинские рассказы» (Худяков), «Антикиллер-2» (Петр Колеров - "Клоп"), «Барин» (Аристарх), «Око за око» (председатель трибунала Бадунов).

"Моя главная актерская задача - рассказать историю души русского человека", - так определял свое творческое кредо Иван Бортник.

Семья и личная жизнь актера

Иван Бортник считает себя счастливым человеком, потому что ему пришлось познать в жизни большую любовь. Даже две. Его избранницей стала Инна Гулая, коллега по актерскому цеху. Эта любовь была настолько большой, что граничила с безумием. Они были страстно влюблены, но счастья в семейной жизни не получилось. У молодых людей были одинаковые темпераменты и сильные характеры, никто не хотел уступить, и ужиться вдвоем не получилось. Детей у пары не было.

После того, как они расстались, Инна постоянно находилась на грани срыва. Она бесконечно звонила Ивану по ночам, ее мучили какие-то непонятные страхи и видения. Женщина боялась даже своих близких, всем говорила, что ее или зарежут или отравят. Бортник понимал, что Инна мучается из-за невостребованности в профессиональном плане, и что такое положение дел может ее сломать. Так и случилось, однажды Инну нашли мертвой, она наелась таблеток.

Личная жизнь Ивана Бортника изменилась, когда он встретил Татьяну. Она училась в театрально-художественном училище, но актрисой не была. Женщина стала преподавателем в том же училище, которое закончила сама. На долю Татьяны выпало многое. Она уже давно смирилась с тяжелым характером мужа, научилась не обращать внимания на его капризы, предотвращала конфликты, и даже прощала запои любимого.

Супруги уже давно вместе, они справились со всеми проблемами, возникающими на жизненном пути. В 1969-м в семье родился единственный сын Федор. Он не стал творческим человеком, выучился на инженера и нашел себе работу художника по свету.

Традиционно в Тверской области в поселке Большое Завидово проходит фестиваль Нашествие 2019. Мэтры рок-музыки съезжаются на знаменитую площадку, среди которых, безусловно, оказался и солист группы «Би-2» - ..

Мужская компания Бортников

Егор опубликовал довольно интересный снимок, на котором предстали все три его сына и он собственной персоной во главе кадра. Следует отметить, что Бортник старший крайне редко размещает фотографии семейного характера. Инстаграм артиста в основном посвящен творческой деятельности. Таким образом, поклонникам удалось рассмотреть ребят, которые, естественно, уже неплохо подросли.

Слева направо: Авив, Давид, Лева, Федор

Примечательно, что старший сын Федор родился в первом браке Левы от Ирины Макеевой. Сейчас уже мальчику 17 лет. В 2009 году Егор Бортник женился на бывшем тур-менеджере группы Мумий Тролль Асе Штрайхер, но за год до этого она родила еще будущему супругу сына, которому дали необычное имя - Авив. Сейчас ему 11 лет.

А через год после заключения брака, то есть в 2010 году, Ася подарила мужу еще одного сына - Давида, которому в августе 2019 исполнится 9 лет.

Егор Бортник с супругой

Следовательно, Егор Бортник воспитывает троих сыновей, что не может его не радовать. Всегда есть опора и надежное плечо в будущем.

На вопрос одной из подписчиц, дружат ли мальчики между собой, Лева ответил лаконично: «Да».

Для справки

Фестиваль Нашествие впервые был организован ровно 20 лет назад, посвящен он рок-музыке. Сюда съезжаются все самые-самые из многими любимого жанра. В 2019 году фестиваль проходит с 19 по 21 июля.

Более того, в нынешнем году организаторы поставили еще одну сцену «Ультра». В первый день выступили группа «Ленинград» и Глеб Самойлов, а Леве Би-2 достался второй день Нашествия наряду с Ночными снайперами во главе с Дианой Арбениной. Также на сцене появились Мумий Тролль, Luna и The Hatters.

Блистательный актер Иван Бортник «зашивался» от алкоголизма на пару с Владимиром Высоцким

Ах, Ваня, Ваня Бортник - тихий сапа, как я горжусь, что я с тобой на «ты», - эти строки Высоцкий посвятил актеру Ивану БОРТНИКУ.

Он известен зрителям в первую очередь своими киноролями Вовчика из «Родни» и Промокашки из «Места встречи изменить нельзя». Хотя в жизни мало похож на своих героев: коренной москвич из семьи интеллигентов, чрезвычайно эрудированный человек. Его коллеги сразу меня предупредили, что взять интервью у Бортника - не реально. Мол, будет морочить голову, а потом откажется…=

И действительно - когда все было уже согласовано, актер вдруг заявил: «Куража нет». Но моя настойчивость принесла плоды. Встречались мы у метро, прямо как в фильме «Место встречи…». В руках у меня была «Экспресс газета». По ней я и была опознана.

Мордобой с Инной Гулая

Иван Сергеевич, откуда вы родом?

Родился в столице, но до шестого класса провел у бабушки в Кратове, под Москвой. Мой дед по маме - полный Георгиевский кавалер, а бабка была совсем неграмотная - из города Сапожок Рязанской области. Отец, 1895 года рождения (царя видел!), учился в знаменитом Технологическом институте в Петербурге, потом в Москве окончил Брюсовский институт, был зам. главного редактора Гослитиздата. А мама- доктор филологических наук. Для них было полной неожиданностью, когда я поступил в Щукинское училище. Глядя на меня, и Инка Гулая пошла в артистки, хотя сначала хотела в иностранный вуз поступать: мы с ней в одной школе учились. У нас была первая любовь, совершенно безумная. Мы дружили с Сашей Збруевым и Валей Малявиной. Вале было всего 16 лет, их с Сашкой не расписывали. Она в своей книге «Услышь меня, чистый сердцем» написала: «Мы с Сашей поженились, а Ваня с Инной нет».

- Почему? - Если бы это случилось, был бы каждодневный мордобой. Мы с ней очень похожи характерами: нервные оба. Дрались постоянно. Я ее ревновал чудовищно: она была очаровательная. - А у вашей жены Татьяны другой характер? - Нормальный. Она порядочная женщина, не актриса. Из дворян. Оканчивала институт связи, сейчас в театральном колледже преподает. Это моя первая и единственная жена, с которой мы прожили 35 лет. У нас есть сын Федор и внук Алеша. Ему 12 лет. - Вы серьезно занимались воспитанием сына? - Из меня Макаренко, как из говна пуля. Мне некогда было заниматься воспитанием, по 30 спектаклей в месяц, а с утра репетиции.

Текст придумал за Вайнеров

- Иван Сергеевич, нравится вам или нет, но многие вас вспоминают по роли алкаша Вовчика из «Родни»…

Никита Михалков пробовал на эту роль нескольких человек, в том числе Олега Борисова. Но остановился на мне. Да еще за меня была Нонна Мордюкова. Мы уже играли мужа и жену в одной картине у Андрея Смирнова. Весь текст своего персонажа я придумал сам. Мережко - автор сценария - страшно возмущался. Я никак не мог найти характер Вовчика, пока не вспомнил одного сильно пьющего мужика, который говорил: «Я вот на р-р-р-рыбок в аквариуме посмотрю - и плачу!». Отсюда и пошло: «Мар-р-русь, щас лекарство приму…» - Почему вы больше у Михалкова не снимались? - Ему задавали этот вопрос, он ответил: «Ну нет ролей пока для Ивана». Мы недавно встретились на премьере «Антикиллера» в «Пушкинском», я там снялся у его племянника Егора Кончаловского в роли блатного по прозвищу Клоп. Смотрю, Никита входит в белом костюме с дочкой Надей, увидел меня, стал кричать: «Вы знаете, кто это? Это же великий русский артист!» Кстати, посмотрев картину, Никита сказал Егору: «А на х…ты это снимал?!»

Другая ваша «визитная карточка» - Промокашка в «Месте встречи…». Вас ведь Высоцкий порекомендовал Говорухину?

На самом деле Вовка хотел, чтобы я играл Шарапова. А мы ж на Украине снимали, в Одессе. Конкин на студии Довженко только что Павку Корчагина сыграл, получил премию Ленинского комсомола. Говорухину было сказано: «Будешь снимать Конкина. Скажи спасибо, что Высоцкого утвердили». Говорухин говорит мне: «Ваня, может, Промокашку сыграешь? Там, правда, и текста нет…» В общем, и здесь весь текст я сам придумал. - А что Вайнеры сказали? - Ничего. Но придуманный мной текст потом даже не вставили в книгу, которая неоднократно переиздавалась.

Зашейте в ж… спираль!

Правду говорят, что вы любите выпить?

Любой русский человек любит выпить. «Бойтесь непьющего артиста», - говорил великий актер Алексей Денисович Дикий. К сожалению, я как русский человек меры не знаю. Ну, три дня пьешь… А каково потом выходить из этой мерзости?! И потому уже не пью долго, вот как сейчас.

- С Высоцким, поди, частенько выпивали?

Как раз с ним редко, все больше «завязывали» на пару. Не пили по два с половиной года. Марина Влади привозила нам обоим из Парижа лекарство «Эспераль». А Юрий Любимов думал, что она выглядит, как спираль из электроплитки. Он так и говорил нам: «Если себе в жопу не зашьете спираль, будете уволены!» На открытке из Испании Володька написал мне: - Скучаю, Ваня, я, кругом Испания, Они пьют горькую, лакают джин, Без разумения и опасения, Они же, Ванечка, все без ПРУЖИН.

Реаниматологи покончили с собой

Когда вы в последний раз виделись с Владимиром Семеновичем?

Вечером, за два дня до его смерти, раздался звонок в дверь. Он вошел в шикарном вельветовом костюме с ключами от «мерседеса». Увидел у меня бутылку водки «Зверобой» и сразу: «Давай, наливай!» Я говорю тихо жене Тане: «Спрячь ключ от машины». Выпили, он захорошел: «Поехали, - говорит, - ко мне продолжать! Возьмем у Нисанова (фотографа) спирту». Потом спохватился: «Где ключи-то от машины?» Я говорю: «Спрятали, лучше возьмем такси». Отправились к его девушке Оксане на Грузинскую (она потом женой Ярмольника стала)… Ее, кстати, не все любили. Я слышал: чуть ли не обручились они вместе с Оксаной. Неправда это! Перед смертью он написал последние строчки жене Марине: «Я жив, 12 лет тобой и Господом храним!»

- Итак, вы на Грузинскую приехали…. - Он достал спирт, выпили, говорили допоздна. Утром он меня будит: «Ванятка, надо похмелиться». Я сбегал в магазин, принес две бутылки «Столичной» по 0,75. Оксана устроила скандал и одну разбила в раковине на кухне. Но мы все-таки похмелились из оставшейся бутылки. Я попрощался с Володей, взял такси, уехал домой, отключил телефон и лег спать, потому что через день у меня был важный спектакль - «Десять дней, которые потрясли мир». Как потом рассказала Таня, вечером Володя пришел совершенно трезвый, взял у нее ключи от машины и уехал. Меня будить не стал. - Как вы узнали о смерти Высоцкого? - В день спектакля «Десять дней…» пришла домой моя Таня и сказала «Умер Володя!» У меня перед глазами все померкло. Когда в театре увидел портрет в траурной рамке, у меня началась истерика. Кое-как отыграли спектакль… Поехали вдвоем с Любимовым на квартиру к Володе, там уже было много народа. Володя лежал в спальне во всем черном… Я зарыдал. Сзади подошла его мама, Нина Максимовна: «Поплачь, Ванечка, поплачь…» Три ночи я провел в квартире Володи.

- Правда, что Высоцкого перед смертью связали?

Говорят, что связали - будто бы не хотели, чтобы он много пил. В ту последнюю ночь в квартире на Грузинской оказалось два реаниматолога - кандидат наук Толя Федотов и Игорь Горяев из Склифа. Их уже нет в живых - оба покончили жизнь самоубийством. Мистика…

- Вам нравилась Марина Влади?

Нравилась. Володя ее очень любил. У него даже «личная» телефонистка была на международной линии, Люся все время соединяла его с Парижем - поговорить с Мариной. В 1977 году состоялся наш первый выезд в Париж с гастролями. Он у Марины жил, а я в гостинице. Марина мне с собой туда еду собирала. Мы вели ночной образ жизни, ходили в ресторан «Распутин». Однажды после спектакля «Мать» я ждал Марину на улице, вдруг слышу - за спиной как будто кто-то мяукает: «Мама, мама». Оглянулся: на меня восторженными глазами смотрит очень красивая девушка-мулатка. Она видела спектакль и пыталась мне выказать свое восхищение. Оказалось, что эта девушка по имени Фузия - из марокканской королевской семьи, училась в России. Поехала за мной в Лион, Марсель… Уговаривала: «Поедем в Марокко, там ты будешь капиталистом!» Вовка хватался за голову: «Что ты делаешь?! Роман с иностранкой - самый страшный криминал для советского человека! Лучше бы ты водку жрал каждый день». В Марселе мы с ней расстались. Рыдали оба. Очень привязались друг к другу.

- Правда ли, что у Высоцкого есть внебрачная дочь от актрисы вашего театра Татьяны Иваненко?

Правда. Однажды в половине четвертого утра хмельной Володька завалился ко мне с открытой бутылкой виски в руке и говорит: «Поехали к Таньке, хочу на дочку посмотреть». Приехали, звоним в дверь - никого. Решили, что Татьяна у матери, отправились туда. А рядом отделение милиции - тут-то нас и «загребли» менты: «О-о-о! - говорят, - Жеглов, Промокашка!» И в отделение. А Володька на лавку и сразу спать. Но в конце концов нас все же отпустили. Уже после его смерти Татьяна мне призналась, что была тогда дома и не открыла. «Ну и дура!» - заявил я ей. Ведь больше такого порыва у Высоцкого не возникало. А случилось это за полгода до его смерти. - Иван Сергеевич, что вы в последнее время репетировали в театре?

Роль Нержина из инсценировки романа Солженицына «В круге первом». Каждая репетиция в течение трех месяцев начиналась со скандала. Любимов кричал мне: «Вы злой мальчик!» А я понимаю, что играть-то мне в сущности нечего… В какой-то момент вдруг меня прорвало: сижу в подштанниках на нарах и громко говорю в пространство: «А пошло все к е… матери!» Месяц Любимов со мной не общался. Сейчас, слава Богу, все наладилось.

Кстати

Знаменитое стихотворение Высоцкого, ставшее затем песней: «А в общем, Ваня, мы с тобой в Париже нужны как в русской бане пассатижи», посвящено именно Бортнику.

Справка

* Снялся в фильмах «Исповедь», «Впереди день», «Родня», «Место встречи изменить нельзя», «Зеркало для героя», «Чужие письма», «Антикиллер», «Объяснение в любви», «Смерть в кино», Мама, не горюй», «Иван да Марья», «Старшина», «Мусульманин» и др.