Космонавт андрианов биография. Вложения для николаев андриян григорьевич. Биография, история жизни Николаева Андрияна Григорьевича

Павел Романович, Андриян Григорьевич умер, говорят, внезапно, буквально на ходу. Отсюда и недоразумение с местом захоронения. Вы ведь всю жизнь дружили. Вы-то знаете его волю?

Мы с ним о похоронах собственных никогда не говорили. А вот космонавту Петру Колодину (вы, может, его не знаете, потому что он из тех, кто к полету готовился, но так и не слетал), так вот Петру Колодину он сказал, что хочет быть похороненным в Шоршелах. Это переводится "Чистые ключи". Сказал об этом буквально за неделю до смерти. Петру я верю.

- Андриян Григорьевич что, плохо себя чувствовал?

Нет, к слову пришлось. Обсуждали семейные проблемы Петра. А чувствовал он себя нормально. Видите, поехал всероссийские эти игры судить. Он ведь ко всему прочему мастером спорта был. Да и вообще с родиной своей малой связи никогда не порывал.

- Я слышала, он был депутатом?

Да, в советские времена был депутатом Верховного Совета РСФСР от Чувашии. И до последнего дня жизни представлял Чувашию в Москве.

В Чувашии его очень любили. Он там, как и во всей стране, национальный герой. Ему в сентябре должно было семьдесят пять лет исполниться, так там уже календарь к этой дате выпустили. Вот видите, нельзя такие вещи заранее делать.

Вы в Чебоксары сразу прилетели? Была возможность повлиять на ход событий? Ведь космонавты, как и самые близкие, считают, что нужно было похоронить Андрияна Николаева там, где покоятся коллеги?

Андриян умер третьего июля. Мне позвонили четвертого. Весть эта застала меня, скажем, не в лучший момент. Я только что сестру похоронил и уехал в Крым - в себя прийти. Я, конечно, сразу вернулся. Ночью мне Алексей Леонов звонит, говорит: "Власти Чувашии решили Андрияна в Шоршелах хоронить. Мы письмо президенту написали. Твою подпись ставить?" Я говорю: "Подпись ставьте, только в Чебоксары я все равно полечу". Потом Леонов говорил, что ошибку совершил, надо было и ему лететь. Но не верил он, что Андрияна Николаева в Чувашии похоронят.

Первое, к чему приступила комиссия,- выяснению последней воли Андрияна. И знаете, там тоже нашлось достаточно свидетельств того, что он хотел быть похороненным на родине.

- И тем не менее столько знавших и любивших Николаева не имели возможности проститься с ним.

Я с вами абсолютно согласен. Я сейчас вам скажу, как это видим мы - те, кто все-таки приехал в те дни в Чебоксары.

- А кто приехал?

Во-первых, там был Виктор Горбатко. Он раньше всех нас там был - он с Андрияном приехал на эти всероссийские игры. Еще из первого отряда там был Виталий Севастьянов - помните ведь, они вместе на "Союзе-9" в 70-м году летали. Был Борис Волынов. Прилетели космонавты из Звездного городка.

Так вот мы, кто прилетел на похороны Андрияна, считаем, что раз уж возник конфликт, гроб с телом Андрияна надо было бы привезти в Москву и дать людям с ним проститься. А потом принять решение. Нам видится, что оно могло бы быть таким: похоронить дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, летчика-космонавта Андрияна Григорьевича Николаева на Новодевичьем кладбище. Вариант компромиссный и справедливый. Ну а если бы все-таки решили похоронить на родине, можно было бы увезти его обратно. Но не было бы никаких обид.

- Вы тоже обижаетесь?

Те, кто видел, как народ Андрияна в Чувашии почитает, вряд ли обижаются. Шоршелы от Чебоксар всего в 35 километрах. Их связывает великолепная дорога. И похоронен он не на сельском кладбище, как сейчас иногда пишут, - там великолепный мемориальный комплекс с музеем. Сюда, можете не сомневаться, народная тропа не зарастет.

- Но ведь вряд ли она заросла бы на подмосковном кладбище?

Безусловно. Хотя кладбище в Леонихе как раз и есть сельское. Да, там похоронены и космонавты, и летчики-испытатели. Но должен же быть мемориал. Мы с Алексеем Леоновым давно прилагаем усилия к тому, чтобы мемориал все-таки создать - в центре Звездного городка.

- Павел Романович, поговорим о живых. Чем теперь занимаются ваши коллеги из первого отряда космонавтов?

Первый отряд потихоньку уходит в небо. Нас было двадцать человек. В космос, правда, слетало только двенадцать. Семь из них по разным причинам уже ушли. Юра Гагарин разбился на самолете, во время полета с Серегиным. Володя Комаров разбился на "Союзе", Валя Бондаренко (он, правда, так и не слетал) погиб во время тренировки в сурдокамере. Паша Беляев погиб из-за ошибки врачей: перитонит после операции на желудке. Это в наши-то дни! Ушли из жизни Герман Титов, Георгий Шонин, Евгений Хрунов. Теперь вот еще одна, для меня очень тяжелая потеря - Андриян Николаев.

Так что из двенадцати слетавших в космос космонавтов первого отряда осталось нас пятеро: я, Валерий Быковский, Алексей Леонов, Борис Волынов, Виктор Горбатко.

- А как сложилась ваша личная судьба после того, как завершили свою космическую карьеру?

Ну карьеру космическую завершить невозможно. Все равно мы в строю - много общественной работы, людям стараемся помогать. А меня притянуло к земле, еще когда Михаил Горбачев ведал сельским хозяйством Советского Союза. Он попросил министра обороны порекомендовать ему космонавта потолковее, чтобы возглавил вновь организуемый Институт мониторинга земель. Тот мою кандидатуру и предложил.

- Согласились сразу?

В общем-то да. Ведь мониторинг этот - неспециалисту ясно - можно вести только с высоты. И чем она больше, тем точнее мониторинг.

- Так с тех пор место работы и не меняли?

Как это можно в наше время? Уж и института того нет. Но мониторинг остался. Теперь я называюсь не директор, а председатель совета директоров. Но организация того же профиля - УФГП "Госземкадастрсъемка".

- Вашим коллегам тоже покой только снится?

Большинству - да. Алексей Леонов - вице-президент Альфа-банка. Борис Волынов и Виктор Горбатко - тоже в коммерческих структурах. Валера Быковский у нас только на даче внуков воспитывает. Но я думаю, он бы тоже не удалился на покой, если бы у него сын не погиб в авиакатастрофе. Пережить это трудно... Ну и, конечно, все мы, "независимо от профиля", ведем большую общественную работу, помогаем людям.

Вероятно, лучшим памятником ушедшим космонавтам была бы растущая космическая мощь нашей страны. Но здесь мы, кажется, сегодня серьезно отстаем.

Об отставании говорить нам еще долго не придется. Задел у нас хороший. Хотя, конечно, очень серьезной ошибкой считаю затопление станции "Мир". А МКС работает и еще лет пятнадцать работать будет. И станция эта российская. Основные функциональные блоки наши. Все модули, которые пристыковываются, сделаны по российским технологиям. Летаем туда на наших кораблях. Ни у кого нет такого опыта строительства и эксплуатации орбитальных станций, как у нас.

Да, плохо, что затянули с финансированием "Союзов" и "Прогрессов". Ведь это пока что единственное средство сообщения с МКС. А допускать ее консервацию нельзя - это обойдется значительно дороже, чем поддержание ее в рабочем состоянии. Но сейчас деньги правительство нашло. А вообще я считаю, что будущее за совместными проектами. И привлекать нужно как можно больше стран. Да это уже и происходит. МКС сегодня эксплуатируется всем миром. А если говорить о таких программах, как марсианская, они ведь тоже очень дороги. И даже такой богатой стране, как Америка, не по карману.

Так что человечество просто обречено осваивать космос сообща. Так мы гораздо быстрее поставим его на службу людям.

От редакции

Пожелание космонавта номер три быть похороненным на родине вызвало недоумение многих и удивление. Хотя, если разобраться, что в этом необычного? Вспомните нашу историю: сколько великих могил разбросано по стране! Пушкин - в Святогорском монастыре, Лермонтов - в Тарханах, Державин - в Бронницах, Толстой - в Ясной Поляне, Поддубный - в Ейске, Циолковский - в Калуге... Люди, составлявшие гордость и славу России, всегда стремились обрести вечный покой в родной земле, на своей малой родине. А как могилы эти поднимали статус российской провинции!

Обычай свозить именитых покойников к кремлевской стене возник в советские времена. Похороны из торжественного и печального обряда прощания с близким человеком превратились в идеологическое мероприятие. Когда "стена" кончилась, стало престижным быть похороненным на Новодевичьем кладбище, потом еще и на Троекуровском. Впрочем, родных и близких именитых усопших - выходцев из российской глубинки - тоже можно понять: большинство сельских кладбищ находится в крайне запущенном состоянии.

Так, может, именно с этого и нужно начинать - с приведения их в божеский вид, восстановления порушенных крестов и оград, прокладки сносных дорог? Именно так поступили власти Чувашии, создав на малой родине Андрияна Николаева мемориал, достойный памяти великого земляка. И почему-то верится: тропа к нему теперь не зарастет.

В истории космонавтики есть много имен людей, которые рисковали своим здоровьем ради процветания науки, совершали великие открытия. Это были люди, которым покорились космические просторы. Среди них и космонавт Николаев Андриан Григорьевич. Какой была его жизнь на Земле и в космосе, читайте в данной статье.

Г. в детстве

В семье простых крестьян — доярки Анны и конюха Григория в 1929 году родился сын, которого назвали Андрианом. Жили они тогда в маленькой деревне под названием Шоршелы (Чувашская республика).

До тех пор, пока Андриан не попрощался со школьной скамьей, он носил фамилию Григорьев (от имени отца — Григорий, так было заведено в то время).

Кроме Андриана, в семье было еще трое детей, жили они очень бедно. Будущий космонавт мечтал стать фельдшером, но дать сыну медицинское образование родители не могли. Поэтому по рекомендации старшего брата Андриан поступил в лесотехнический техникум и переехал в Мариинский Посад. В 1947 году он успешно окончил техникум и был отправлен по распределению в трест «Южкареллес» мастером, где трудился на заготовке леса до 1950 года. Затем ушел на службу в армию и навсегда связал свою жизнь с авиацией. В 1951 году поступил в училище авиации, а потом с 1954 года служил в военных частях под Москвой.

Биография: космонавт Г. — первый полет

В 1960 году была сформирована первая группа куда попал и Николаев. Во время подготовки к полету он всегда работал в полную силу, никогда не заканчивал тренировку, пока не осознавал, что усвоил эту часть программы на все 100%. Он понимал, что здесь нет важного и не очень важного — любое упущение могло привести к печальным последствиям.

Полет 1962 года, в котором принял участие и Андриан Григорьевич, был очень результативным.

Первый в истории космонавтики групповой полет с участием кораблей «Восток-3» и «Восток-4» позволил сделать выводы о качестве радиосвязи за пределами Земли. В ходе полета были получены результаты многих научных, технических и медицинских экспериментов. Первым человеком, который находился в корабле без скафандра, стал космонавт Николаев.

Биография его свидетельствует о том, что книги «Космос — дорога без конца» и «Встретимся на орбите», которыми зачитывались в свое время многие космоманы, являются описанием его собственных впечатлений и переживаний.

Биография: космонавт Николаев А. Г. - второе путешествие в космос

В 1970 году был совершен самый продолжительный (в то время) космический полет, командиром корабля был Андриан Григорьевич. Путешествие длилось более 17 суток. После приземления было открыто такое явление, как «эффект Николаева». Космонавты не могли некоторое время передвигаться и чувствовали сильное недомогание в результате того, что на протяжении всего полета они не выполняли практически никаких физических упражнений. Николаев дополнил программу подготовки к полетам данными о том, что на корабле в обязательном порядке должны быть установлены спортивные тренажеры.

Биография: космонавт Николаев А. Г. - личная жизнь

В 1963 году женой Андриана Григорьевича стала первая в мире женщина, избравшая - Валентина Терешкова.После 18 лет совместной жизни они расстались. Дочь (единственный ребенок в мире, чьи родители — космонавты) Елена избрала профессию врача.

В 2004 году (3 июля) у великого космонавта, дважды Героя СССР случился сердечный приступ, в результате чего в возрасте 74 лет он умер.

Чаваш кайкаре
(Чувашский сокол)
Чуваш с могучим сердцем, обитель новой эры,
Плечами подпирая неба свод
Шагнет в простор, одеждой солнечной сверкая,
Обнимет Новый День его с любовью, верой,
И путь, что впереди, цветами уберет
Интернационала радуга живая.

Михаил Сеспель.

Генерал-майор авиации, кандидат технических наук, дважды Герой Советского Союза, выпускник техникума 1947 года.

Андриян Григорьевич Николаев родился 5 сентября 1929 года в селе Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР в крестьянской семье. С детства любил лес, природу, со своей старшей сестрой ходил в дальние леса за грибами и ягодами. Не боялся ни чащи, ни глуши, никогда не терялся в лесу. Может быть, по этой причине он и поступил в лесотехнический техникум. И в 1944-1947 годах учился в нашем техникуме. По направлению поехал работать в Карелию и до 1950 года работал мастером по заготовкам леса. Служил в рядах Советской Армии, затем поступил учиться во Фрунзенское военное авиационное училище, после окончания чего служил летчиком-истребителем в частях ПВО Московского военного округа. В 1960 году вместе с Ю.А.Гагариным, Г.С.Титовым и другими А.Г.Николаев был зачислен в отряд космонавтов.

11 августа 1962 года А.Г.Николаев и П.Р. Попович впервые в мире осуществили на кораблях-спутниках «Восток-3» и «Восток-4» героический, беспримерный по своей сложности и продолжительности групповой полет, который ознаменовал новый этап в освоении космоса. Это известие вызвало широкий резонанс и неописуемое чувство гордости за сына чувашского народа и выпускника техникума. На следующий день после начала полета известный чувашский поэт Александр Калган в газете «Советская Чувашия» опубликовал стихотворение, посвященное своему земляку и заканчивающееся словами:

Во имя мира на планете нашей
Полет ты совершил бессмертный свой.
Тобой, земляк, гордятся все чуваши,
Гордится Родина тобой.

В честь выдающегося события проходили митинги и собрания на родине героя – в селе Шоршелы, городе Мариинский Посад, в лесотехническом техникуме, в городе Чебоксары, в других городах и населенных пунктах Чувашии и Советского Союза. 13 августа 1962 года в техникуме состоялся торжественный митинг, посвященный полету космического корабля «Восток-3», пилотируемого гражданином Советского Союза летчиком-космонавтом Николаевым Андрияном Григорьевичем. В постановлении митинга записано: «…Мы гордимся тем, что воспитанник нашего техникума Андриян Григорьевич Николаев…возвеличил Советскую Родину, а также нашу прославленную советскую науку и технику. Мужество и геройство Андрияна Григорьевича Николаева вдохновляет коллектив нашего техникума на дальнейшее повышение качества выпускаемых специалистов, достойных сынов нашей счастливой Родины. Желаем нашему дорогому земляку-космонавту всего-всего хорошего, крепкого здоровья и благополучного возвращения на родную землю…». Текст постановления этого митинга хранится в музее нашего учебного заведения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1962 года А.Г.Николаеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», а также звание «летчик-космонавт СССР». 29 августа 1962 года его имя первым было занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Именитый выпускник никогда не забывал свою «альма-матер». Он всегда приезжал и встречался с коллективом работников и учащихся. Для всех это было знаменательным событием. В один из своих приездов в техникум Андриян Григорьевич посадил голубую ель в парке перед главным корпусом, которая сейчас разрослась и тоже тянется к небу, к звездам, к своему хозяину.

А.Г.Николаев среди студентов и преподавателей техникума

Февраль 1963 г.

С 1963 года по 1968 год А.Г. Николаев являлся командиром отряда космонавтов, а в 1968-1974 годах – заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и одновременно готовился к полетам на Луну в рамках «Лунной программы». Второй раз в качестве командира корабля «Союз-9» совместно с В.И.Севастьяновым он побывал на орбите 1-19 июня 1970 года. По итогам этой самой продолжительной на тот момент экспедиции в космической медицине появилось понятие «эффект Николаева» - реакция организма на земную гравитацию после длительного пребывания в космосе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1970 года А.Г.Николаев был удостоен второй медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

С 1974 по 1992 год А.Г.Николаев являлся первым заместителем начальника в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина.

За заслуги перед Родиной А.Г.Николаев награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями, а также медалями и орденами разных стран мира.

Он был почетным гражданином 16 городов России и ряда государств Ближнего и Дальнего зарубежья. Имя А.Г.Николаева носят корабли, улицы, школы, детский парк в городе Чебоксары. Его именем назван кратер на Луне. Он автор книг «Встретимся на орбите», «Космос - дорога без конца», «Притяжение Земли».

Являясь депутатом Верховного Совета Российской Федерации от Чувашской Республики в 1963-1993 годах, внес большой вклад в решение вопросов социально-экономического развития республики.

Указом Президента ЧР от 20 июня 1997 года ему присвоено высшее почетное звание Чувашии – Почетный гражданин Чувашской Республики.

2 ноября 2001 года в селе Шоршелы открылось новое здание музея Космонавтики. На открытии присутствовали кроме Николаева А.Г. наши земляки-космонавты Муса Манаров и Николай Бударин, а также летчики-космонавты Виктор Горбатко, Юрий Батурин и начальник центра подготовки космонавтов генерал-полковник Петр Климук.

Сердце генерал-майора авиации, дважды Героя Советского Союза, Андрияна Григорьевича Николаева перестало биться 3июля 2004 года, в городе Чебоксары во время проведения V Всероссийских летних сельских спортивных игр, где он был главным судьей.

По данным Министерства здравоохранения Чувашской Республики, смерть наступила от обширного повторного инфаркта миокарда, осложненного кардиогенным шоком и тяжелым нарушением ритма сердца.

На территории музея Космонавтики в Шоршелах построена часовня, в которой находится могила А.Г.Николаева.

Четвертого сентября 2009 года на здании Мариинско-Посадского филиала Марийского государственного технического университета открыта мемориальная плита с надписью: «Здесь в 1944-1947 годах учился А.Г.Николаев». Автор мемориальной плиты скульптор В.П. Нагорнов - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Чувашской Республики.

Литература и источники.
1.Николаев С.И. Андриян Григорьевич Николаев. Память. Воспоминания. - Чебоксары, «Новое время», 2006.
2.Личное дело из архива учебного заведения.

На родине космонавта в с.Шошелы

Скульптор В.П.Нагорнов и директор филиала А.Н.Автономов

Скульптор В.П.Нагорнов среди студентов, преподавателей и сотрудников

Современные фото: Т.Н.Самылова

Андриян Николаев – генерал-майор советской авиации, писатель, кандидат технических наук, был третьим гражданином СССР, побывавшим в космосе. Участник беспрецедентного военного эксперимента в безвоздушном пространстве, был первым человеком, работавшим на орбите без скафандра.

За заслуги перед отечеством Николаев был дважды удостоен звания Героя Советского Союза и награжден множеством орденов и медалей.

Детство и юность

Андриян Григорьевич Николаев, уроженец села Шоршелы Чувашской АССР, родился 5 сентября 1929 года в семье колхозного конюха Григория Николаевича Николаева и доярки Анны Алексеевны Алексеевой и был средним из четверых детей.


Окончив среднюю школу в 1944 году, Николаев поступил в Мариино-Посадский лесотехнический техникум. Затем молодого специалиста с дипломом техника-лесовода распределили на работу в Карелию. Восхищенный необъятными северными просторами юноша думал, что нашел призвание, но пришло время армейской службы, и судьба Андрияна круто изменилась.

Николаев попал в авиационные войска, а затем по окончании срочной службы поступил в школу воздушных стрелков при Черниговском военном училище. Став дисциплинированным и грамотным летчиком, Андриян продолжил службу в Подмосковье, где попал под начало легендарного авиатора Александра Покрышкина.


Перенимая опыт великого наставника, Николаев демонстрировал чудеса пилотажа в самых разных условиях. Однажды, во время тренировочного полета, когда двигатели истребителя МиГ-17 отказали, Андриян посадил машину в поле, избежав крушения дорогой техники и сохранив собственную жизнь. За самообладание и мужество в сложной обстановке Николаева наградили часами с именной гравировкой и приняли в Коммунистическую партию СССР.

Космонавтика

7 марта 1960 года стало ключевой датой в биографии летчика Николаева. Благодаря положительным характеристикам с места службы Андрияна приняли слушателем в группу космонавтов, которую впоследствии назвали Гагаринской.

В Звездном городке летчик прошел экспериментальный курс подготовки, разработанный советскими учеными, физиотерапевтами и биологами, и, успешно пройдя медкомиссию в Центральной авиационной больнице, попал в 1-ый отряд космонавтов СССР.


Шестеро летчиков, обладавших отличными физическими и профессиональными навыками и одинаковым уровнем подготовки, в равной степени претендовали на место 1-го человека в космосе. Руководители полета, оказавшиеся перед трудным выбором, предложили пилотам выбрать кандидатуру самостоятельно. Андриян и товарищи решили, что самым достойным среди них был .

12 апреля 1962 года друзья проводили героя на космодром Байконур и с замиранием сердца следили за 108-минутным полетом легенды советского космоса, а когда пункт управления сообщил, что капсула с Гагариным приземлилась, их радости не было предела.


На волне успеха руководство ЦУП начало подготовку ко второму запуску ракеты «Восток-2». Командиром корабля назначили , а Николаеву приказали выполнять обязанности дублера. Летчики упорно тренировались, ведь им предстояло провести в космосе целые сутки и впервые ощутить состояние невесомости.

Второй полет снова прошел без участия Николаева, но летчик не прекратил плановой подготовки. Оценив спокойствие, собранность, быструю реакцию и четкое следование инструкциям, Центр управления полетами назначил Андрияна Григорьевича боевым командиром «Востока-3».


Экспедиция, стартовавшая 11 августа 1962 года, стала первым многосуточным полетом в космос, в котором участвовали 2 ракеты - корабль майора Николаева сопровождал «Восток-4», управляемый Павлом Поповичем. Кроме того, миссией космонавтов был эксперимент по нахождению на орбите без защитного скафандра в состоянии невесомости, успешно проведенный бесстрашным пилотом.

А спустя годы общественность узнала о секретной стороне космической экспедиции «Востоков», имитировавших ситуацию, в которой один корабль выступал в роли перехватчика, а другой являлся потенциальной целью.


Во время первой экспедиции Андриян Григорьевич 64 раза облетел вокруг родной планеты и находился на околоземной орбите 94 часа и 22 минуты, установив рекорд длительности полетов. Он стал первооткрывателем «космических обедов», трижды в день принимая специально приготовленные консервы и заваривая кофе. По окончании полета имя летчика стало первым в Почетной книге трудовой славы и героизма Чувашской республики, а страна наградила космонавта орденом высшей степени отличия.

Вернувшись на Землю, Николаев поступил в Московскую военно-воздушную академию имени Николая Жуковского, где пополнил и укрепил технические знания и в 1968 году получил специализацию «летчик-инженер-космонавт». Андриян Григорьевич стал командиром отряда Звездного городка, а в 1965 году участвовал в подготовке к полету на окололунную орбиту на кораблях «Союз». Запланированная экспедиция не состоялась, и Николаев занял пост замначальника Центра космической подготовки имени Юрия Гагарина и получил звание полковника авиации.

Документальный фильм «Легенды космоса. Андриян Николаев»

В 1970 году Андриян Григорьевич стал командиром экипажа «Союз-9», а его напарником в предстоящем полете стал Виталий Севастьянов. Летчики сделали 286 витков вокруг Земли и пробыли в космосе 17 суток 16 часов и 58 минут, побив все мыслимые и немыслимые рекорды.

Благодаря слаженной работе Николаев с коллегой провели ряд научных и медицинских исследований, нанесли на карту аэродромы предполагаемого врага и сыграли первую в истории космическую партию в шахматы против команды Центра управления полетом. По возвращении на основании данных о физическом состоянии пилотов медики разработали программу подготовки к условиям невесомости и последующей адаптации к земным условиям.


За эту экспедицию, о которой рассказано в документальном фильме «Земное притяжение», Андриян Григорьевич получил награду - 2-ой орден Героя Советского Союза и звание генерал-майора авиации.

После полета Николаев продолжил работу на посту первого замначальника Центра космической подготовки, избирался депутатом в Верховный Совет РСФСР, а с 1994 года прославленный летчик работал в Государственной думе Российской Федерации. Написав порядка 70 научных трудов и художественных произведений о космосе, Андриян Григорьевич в 1975 году защитил диссертацию и получил звание кандидата технических наук.

Личная жизнь

В 1963 году Николаев, последний холостяк Звездного городка, женился на первой женщине-космонавте . Свадьба состоялась в Доме правительства при участии генерального секретаря СССР .


Друзья считали этот союз полезным для науки и общества и не верили в счастье новоиспеченных мужа и жены. Эти домыслы Андриян Григорьевич опровергал в книге «Встретимся на орбите», где, мимолетно упоминая о личной жизни, с теплотой и любовью отзывался о своей половинке.

Через год в «космической семье» родилась дочь Елена, обладавшая рядом физических недостатков. Это не помешало девочке окончить школу и медицинский институт с отличием, дважды выйти замуж и стать матерью двоих детей.


Валентина Терешкова и Андриян Николаев с дочерью

Подробности взаимоотношений в семье Николаева держались в секрете. На людях супруги оказывали друг другу знаки внимания и постоянно улыбались, но что-то в их браке шло не так, и, проведя вместе почти 19 лет, Андриян Григорьевич и Валентина Владимировна развелись.


Валентина Терешкова и Андриян Николаев расстались

Терешкова вышла замуж за Юлия Шапошникова, а Николаев до самой смерти оставался один.

Смерть

Андриян Николаев, обладавший богатырским здоровьем в молодые и зрелые годы, в конце жизни начал испытывать проблемы с сердцем.

Летом 2004 года космонавта пригласили в Чебоксары в качестве судьи Всероссийских сельских соревнований. 3 июля, после окончания мероприятий и пресс-конференции, на которой было сделано последнее фото прославленного летчика, Николаев потерял сознание и умер. Врачи установили, что причиной смерти генерал-майора авиации стал инфаркт.


Андрияна Григорьевича похоронили на родной чувашской земле против воли жены и дочери. Образ космонавта увековечен в музее, расположенном в селе Шоршелы, который с 2006 года называется Мемориальным комплексом Николаева, памятниках, установленных в Чернигове, Смоленске и Чебоксарах, а также в названиях улиц и скверов российских городов.


Звания и награды

  • 1961 – «Орден Красной Звезды»
  • 1962 – Летчик-космонавт СССР
  • 1962, 1970 – Герой Советского Союза
  • 1962, 1970 – Медаль «Золотая Звезда»
  • 1962 – «Орден Ленина»
  • 1970 – «Золотая медаль имени Ю.А.Гагарина»
  • 1976 – «Орден Трудового Красного Знамени»
  • 1981 – Государственная премия СССР
  • 1988 - Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • 1991 - Медаль «За укрепление боевого содружества»

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации... Первый старт Андрияна Николаева, на "Востоке-3", состоялся в августе 1962 года, второй, на "Союзе-9", - в июне 1970-го. Первый раз он пробыл в космосе четверо суток, второй - восемнадцать...

Сначала мы не знали его имени. Знали только, что он дублер Германа Титова. Потом его стали называть космонавтом-3. Тогда, в 1961 году, эта "таинственная" личность неизменно присутствовала в рассказах Юрия Гагарина и Германа Титова. В своей книге "Семнадцать космических зорь" Титов писал:

"Одна из черт, совершенно необходимых космонавту, - хладнокровие и спокойствие в любых возможных ситуациях сложного космического полета".

Он был уже опытным летчиком, когда во время тренировочного полета совершил вынужденную посадку на реактивном истребителе. Как говорят летчики, "сел на пузо" вне аэродрома. Остался жив и невредим. И машину спас. Редкий случай...

Даже в очень трудные минуты он не терял самообладания, анализировал, заставлял себя взвесить все "за" и "против", прежде чем что-то сделать, решить.

В кабине не новичок. Андриян Николаев не задержался на первой служебной ступеньке. После года пребывания в части стал старшим летчиком, потом адъютантом эскадрильи.

На старт он вышел в августе 1962 года и первым из землян пробыл четверо суток в космосе. И все эти долгие сутки с орбиты звучал его неторопливый, спокойный голос:

- "Заря", я-"Сокол". Полет проходит нормально. А мать не отходила от радиоприемника, не смыкала глаз. После ночи она ждала утра, после утра - ночи.

Лучшие дня

Тот августовский старт положил начало групповым многосуточным космическим полетам. Вслед за "Востоком-3" па орбиту вышел "Восток-4".

За годы, прошедшие после полета "Востока-3", в жизни космонавта произошло немало событий. Он окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. Был избран депутатом Верховного Совета Российской Федерации. Много поездил по свету, рассказывая людям о космосе, о полетах советских космонавтов, о своей Родине, о советских людях - великих тружениках-созидателях. Он побывал в Болгарии и Венгрии, Югославии и Франции, Монголии и Индии, Индонезии и Бирме, Непале и Цейлоне, Алжире и Японии, Гвинее и Бразилии. Слава и популярность не изменили его. Все такой же спокойный и скромный, добрый и чуткий человек, уверенный в себе, в своих силах, в своих знаниях.

Его работоспособности и упорству могут позавидовать многие. Он не уходил с тренажера, пока не чувствовал, что на сегодня он сделал все, что мог, что эта часть программы разобрана и усвоена, что он выложился полностью. Он сразу понял, что в делах космических нет главного и второстепенного. Любое упущение может дорого стоить. Свое пребывание в Звездном он как-то назвал мужской работой.

На вопрос, что он имеет под этим в виду, он ответил:

Постоянное, неослабевающее преодоление сопротивления. Как в схватке...

Новый полет - новая ступенька в большой космос. Было много всяких "почему" и "как". Например, было известно, что человек довольно быстро приспосабливается (адаптируется) к условиям невесомости. Возникающие вначале "иллюзии положения" и неприятные ощущения при резких движениях скоро пропадают, работа органов кровообращения и газообмен приходят в норму, но в длительном полете может появиться вялость движений, пониженная реакция, могут накапливаться раздражения вестибулярного аппарата, а с ними и симптомы морской болезни. Прояснить картину должен был новый испытательный полет.

"Союз-9" стартовал 1 июня 1970 года. До этого полета максимальная продолжительность пребывания человека в космосе составляла от 5 ("Восток", "Союз") до 14 суток ("Джемини-7"). Аидрияну Николаеву и Виталию Севастьянову предстояло пробыть на орбите 18 суток. И при этом выполнить большую программу работ, которая включала как медико-биологические исследования, так и испытания бортовых систем, отработку ручного управления, проведение научных наблюдений и экспериментов.

К этому полету готовились дольше, чем к предыдущим. Времени было достаточно. Андрияну даже казалось, что слишком много. ("Мы ведь не железные люди, и нам тоже в какой-то мере присуще нетерпение".) Порой не хватало выдержки, и он спрашивал себя и других: "Когда же полетим?" Врачи проводили бесконечные обследования и специальные работы. Но проверки проверками, а основной экзаменатор - сам космический полет.

Сутки... третьи... пятые... "Союз-9" вел счет виткам па орбите. Позади небольшие перегрузки и вибрации старта. Впереди, кажется, нет ничего, кроме невесомого тела, невесомых предметов, черноты космоса и чрезмерно яркого Солнца.

Когда прошли 14-суточный рубеж, настроение поднялось. Но он не расхолаживал себя, не позволял расслабиться и товарищу. Еще до старта он "зарядил" себя на все 18 суток, на решительное и трудное испытание воли. Самовнушение, как сказал он сам, - это величайший аккумулятор душевного равновесия.

День начинался с физических упражнений. Потом завтрак, уборка помещения, фотографирование атмосферных образований, исследования физических характеристик явлений и процессов в космосе, испытания системы ориентации... И все это в невесомости.

Всему приходит конец. Кончился и 18-суточный полет. Включилось тормозное устройство, и начался спуск.

Они успели уже чуть отвыкнуть от нее, от ее тепла, терпких запахов, от ее твердости и яркости красок... От напряжения дрожали руки, кружилась голова, было тяжело дышать. Казалось, все окружающее вдруг замедлило бег. Но часы уже отсчитывали земное время. Задание было выполнено.

"...Полученные в ходе исследований ценные медико-биологические данные о влиянии на организм и работоспособность человека факторов многодневного космического полета, длительная и всесторонняя проверка технических систем корабля и наземных средств обеспечения, осуществление широкой программы научных и народнохозяйственных исследований и наблюдений дают необходимый практических"! материал, который будет положен в основу будущих космических полетов, приближают время создания постоянно действующих орбитальных станций..."

Это строки из приветствия Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР тем, кто участвовал в подготовке и осуществлении рейса "Союза-9".

Родина наградила Андрияна Николаева второй Золотой Звездой. Ему присвоено генеральское звание. Он назначен на новую должность. Ныне Андриян Григорьевич Николаев - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. А что же изменилось в нем самом? Прибавилось морщинок, да седины стало больше. Но те же вдумчивые, спокойные и на редкость молодые глаза. Чуть сдержаннее, размереннее стали движения. Но та же легкость, та же стремительность в походке.

Да, он оптимист. Не потому, что оптимизм, как говорят, прямо пропорционален числу удач в жизни человека. Просто он не только хочет, но и умеет быть оптимистом. Такой характер. Ну а книгу он все-таки написал. Хорошую книгу. Назвал ее "Космос - дорога без конца".

И в этом названии тоже его характер.