Краткое содержание вольга. Краткий анализ Вольга и Микула Селянович (Школьные сочинения). Толкование непонятных слов

К новгородскому циклу былин относится рассказ «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения позволяет читателю сравнить два разных образа: племянника князя и простого пахаря-крестьянина. По некоторым сведениям, в этой былине главными персонажами являются два языческих бога: Микула отвечает за земледелие, а Вольга за охоту. Орест Миллер, ученый-мифолог XIX века, нашел в произведении много схожих характеристик между главными героями и покровителями крестьян и охотников.

Встреча Вольги с Микулой

Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о приобретении житейской мудрости и силы. Вольга попросил у Владимира дружину из 30 человек, чтобы пойти с нею за данью. Киевский князь для этого выделяет племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.

Вольга Святославович в поле, слышит поскрипывание сохи да насвистывание пахаря, а самого мужика не видит. Долго ехал он со своей дружиной, лишь на третий день увидел крестьянина. Во время встречи разговорились Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержание повествует о том, что князь рассказал крестьянину, куда и с какой целью держит путь, а мужик в свою очередь предупредил его о злобных жителях названных городов.

Невероятная сила пахаря

Узнав о том, что ему придется встретиться с настоящими разбойниками, Вольга попросил Микулу поехать с ним, ведь его войску не помешает такой силач, который в одиночку справился с несколькими горожанами. Князь всерьез был обеспокоен тем, что его дружину могут убить и утопить в речке Смородине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» рассказывает о том, что крестьянин согласился поехать в город за данью, но, уже отъехав на приличное расстояние от поля, вспомнил, что не вытянул из земли и не закинул за ракитовый куст свою соху.

Чтобы не возвращаться, Вольга послал пять своих молодцов, но, оказывается, выполнить задание Микулы им не под силу. Тогда на поле идут еще 10 воинов, но и те не могут рушить соху с места, вся дружина взялась ее выдергивать, но результата никакого. И тут пахарь, будто играючи, вытянул ее из земли и забросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после этого крепко подружились Вольга и Микула Селянинович.

Герои русского эпоса

И вот в город приезжают князь с крестьянином. Мужики сразу узнали Микулу, который побил их в одиночку, когда они пытались отобрать у пахаря соль, и пришли к всадникам кланяться да извиняться. Вольга своими глазами увидел, каким уважением пользуется его новый знакомый, поэтому решил дать ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим наместником и поручил ему собирать дань с мужиков.

Но есть и несколько иная трактовка былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения говорит о том, что на князя в городе напали разбойники, а пахарь его спас. Как бы там ни было, но Микула Селянинович является воплощением народного героя.

Обсуждение предыдущей статьи по краткому пересказу старинной русской былины про кудесника Всеславьевича вынуждает меня предварить следующую былину, небольшим ознакомительным текстом...

Знаете ли вы что такое былина? Нет, оказывается многие понятия не имеют, что это такое! Некоторые требуют указать первоисточник!)) Другие говорят, что в первоисточнике не так описано!:)))Будто они жили в те времена!

Былины - это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 - 16 веков.

Былина - это героический эпос русского народа. Героический - потому что речь в нем идет о великих героях-богатырях древности. А слово «эпический» происходит из греческого языка и означает «повествование», «рассказ». Таким образом, былины - это рассказы о подвигах прославленных богатырей. Наверняка некоторые из них вам уже знакомы: Илья Муромец, победивший Соловья-Разбойника; Добрыня Никитич, сражавшийся со Змеем; купец и гусляр Садко, плававший по морю на своем прекрасном корабле и побывавший в подводном царстве. Кроме них существуют истории о Василии Буслаевиче, Святогоре, Михайло Потыке и других.

Русские былины представляют собой одно из самых оригинальных явлений в мировом фольклоре и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. При этом сказители не стремились передать хроникальную последовательность исторических событий , а при помощи художественного вымысла пытались донести до слушателей важнейшие моменты, посвященные славной истории Руси.

Науке известно около ста сюжетов былин, которые остались разрозненными, но по месту действия (Киев, Великий Новгород) и по героям (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев, Волхв Всеславьевич, Микула Селянович, Дюк Степанович, Чурило Пленкович, Данило Ловчанин) можно говорить о своеобразных былинных циклах.

В середине XVIII века на Урале или в Западной Сибири сложился получивший впоследствии всемирную известность сборник Кирши Данилова, который впервые увидел свет в Москве в 1804 году под названием Древние русские стихотворения, а впоследствии многократно переиздавался. На сегодняшний день существуют десятки научных изданий русского эпоса, созданных на основе собирательской деятельности и кропотливой исследовательской работы видными отечественными фольклористами.

Не случайно сюжеты и образы былин отображены в отечественной классической литературе (Руслан и Людмила А.С. Пушкина, Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М.Ю. Лермонтова, Кому на Руси жить хорошо Н.А. Некрасова, Чужое горе, Змей Тугарин, Поток-богатырь А.К. Толстого, Волхв, Александр Невский, Песня про боярина Евпатия Коловрата Л.А. Мея, народные рассказы Л.Н. Толстого), а также явились источником вдохновения целого ряда художников, композиторов, кинематографистов.


Вольга и Микула Селянинович. Открытка. 1963 г.

Когда воссияло солнце красное

На том ли на небушке на ясном,

Тогда родился молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович;

Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий — и никак не могут доехать до пахаря.

А третий день ещё до полудня,

И наехали в чистом поле на оратая*;

Как пашет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да попахивает,

А пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то камни в борозду валит;

У оратая кобыла соловая,

Гужики** у неё да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омёшики на сошке булатные,

Присошечек*** у сошки серебряный,

А рогачик-то*** у сошки красна золота;

Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за данью.

...<> Тремя да городами со крестьянами:

Первым городом — Курцовцем,

Другим городом — Ореховцем,

Третьим городом — Крестьяновцем,

Теперь еду в города да за данью.

Пахарь же говорит Вольге, что мужики в этих городах — разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине.

Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.

Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придётся взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей.


Тогда Вольга посылает ещё десяток молодцов, но и тем не удаётся выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.

Они приезжают в город и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами.

Тут проговорил Вольга Святославович:

«Ай же ты Микула Селянинович!

Я жалую тебя тремя городами со крестьянами,

Оставайся здесь да ведь наместником,

Получай-ка ты дань да вместо меня! »

Спасибо, что прочли!

* Оротай - пахарь

**Гужики - петли в упряжи поверх оглобли

*** детали сохи

При подготовке данной статьи использованы следующие материалы :

# Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп: ACT, 1998.

Сказание «Вольга и Микула Селянинович» включено в новгородский цикл былин о Микуле Селяниновиче и относится к бытовым былинам. В этом сказании повествуется о знаменитом крестьянине-богатыре и труде народа. Былина «Вольга и Микула Святославович» традиционно начинается с зачина. Сказание приурочено знакомству двух главных героев - богатырей князю Вольге, который является сыном Святослава и оратаю Микуле Селянинович.

Центральным эпизодом былины является то, что вся дружина пытается выдернуть соху из земли, а Микула без какого-либо труда выбрасывает соху в куст.

Зачастую, чтобы ярче описать главного героя, народ приукрашал действительность, так воспели люди поступки Микулы с разбойниками, а также поднятие сохи одной рукой.

Главной особенностью древних сказаний является то что богатырь может зваться ласкательным именем – Микулушка Селянинович и. т. д.

Внимательно выслушав крестьянина, Вольга сделал вывод что оратай очень силен и может пригодится ему, когда придет время собирать налог с крестьян в городе и зовет его пополнить ряды дружинников. Только двинулись путники в дорогу, как пахарь вспоминает что забыл спрятать свою соху в ракитовый куст. Молодой князь посылает пятерых самых сильных вояк, но как оказалось они не смогли даже с места сдвинуть соху. Тогда Вольга посылает ещё десятерых молодцев, но и те оказались не в состоянии справится с заданием. В конечном итоге вся храбрая дружинушка попыталась сдвинуть с места соху и тогда подошел пахарь и одной рукой с легкостью выдернул соху из земли и бросил в ракитовый куст. Увидав такой богатырский подвиг князю захотелось узнать имя незнакомца. Пахарь представился Микулой Селининовичем.

Приехав к своим владениям, разбойники узнали силача, который их побил и пришли просить извинения у князя и у Микулы. Из всего увиденного и услышанного Вольга делает вывод что такого крестьянина будут здесь уважать и любить и делает предложение пахарю стать наместником князя чтобы собирать налоги с крестьян.

«Вольга и Микула Селянинович» – старинная русская былина, в которой знатному князю Вольге Святославовичу был противопоставлен простой пахарь - могучий богатырь Микула Селянович.

Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника

Название : Вольга и Микула Селянинович

Число страниц : 5. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». Издательство «Детская литература». 1979 год

Жанр : Былина

Год написания : Впервые былина была записана в 1860 году.

Время и место сюжета

Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI-XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.

Главные герои

Вольга Святославович - молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.

Микула Селянович - пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.

Дружина - княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.

Сюжет

Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышленым мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырем, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов, и отправился к тем городам получать дань.

Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал. Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых - лишь на третий день ему удалось отыскать его. Перед глазами Вольги предстал красивый, пригожий, и невероятно сильный и могучий пахарь по имени Микула, который с легкостью выкорчевывал огромные камни и корни деревьев.

Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерег его - мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.

Вольга понял, что не пропадет с таким богатырем, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи, и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля - ее могли украсть сельские мужики. Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали ее под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли. Пришлось вернуться Микуле - он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.

Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости, и сказал, что, будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей. Рассмеялся Микула, и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребеночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку, и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке. Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит ее да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются - Микула Селянович.

Вывод и свое мнение

В произведении красной нитью проходит мысль, что истинной солью земли является простой, работящий человек, на котором и держится государство. Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин. Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.

Главная мысль

Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.

Авторские афоризмы

«…Как стал тут Вольга растеть-матереть, похотелося Вольге много мудрости…»

«…Кабы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу цены не было бы!..»

«…Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати…»

«…Как орет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да пометывает, а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит…»

«…А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”…»

Толкование непонятных слов

Дружина – княжеское войско.

Оратай – пахарь.

Орать – пахать.

Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.

Сляга – тонкое, долгое бревно, рычаг.

Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.

Новые слова

Соха – земледельческое пахотное орудие.

Омешики – металлические наконечники сохи.

Борозда – длинное узкое углубление, след от плуга при пахоте.

Ракита – русское народное название ивы.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 36.

Микула Селянинович - один из самых попу­лярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый “сырою зем­лею”. Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.

Жил Святослав девяносто лет,

Жил Святослав да переставился.

Оставалось от него чадо милое,

Молодой Вольга Святославович.

Стал Вольга ростеть-матереть,

Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих мо­рях,

Птицей-соколом летать Вольге под оболоки,

Волком и рыскать во чистых полях.

И вот подросший Вольга собирает “дружинушку хоробрую”:

Тридцать молодцев без единого,

Первыим городом Гурчовцом,

Другим городом Ореховцем,

Третьим городом Крестьяновцем.

Однажды молодой Вольга отправился с дру­жиной в свои города “за получкою”, то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):

Выехал Вольга во чисто поле,

услышал во чистом поли ратоя.

А орет в поли ратой, понукивает,

А у ратоя-то сошка поскрипывает,

Да по камешкам омешики прочиркивает.

Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:

Ехал Вольга он до ратоя,

День с утра ехал до вечера,

Да не мог ратоя в поле наехати…

Лишь к середине следующего дня Вольга до­стиг работающего в поле пахаря, который

…С края в край бороздки пометываёт,

В край он уедет - другого невидать.

То коренья-каменья вывертываёт,

Да великия он каменья вся в борозду валит.

При этом Вольга видит, что и лошадь и снаря­жение у пахаря весьма скромное: “кобылка соловенька”, “сошка кленовая”.

Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:

Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?

Вольга раскрывает пахарю цель своей поезд­ки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:

Да недавно был я в городе, третьего дни,

На своей кобылке соловою,

А привез оттуль соли я два меха,

Два меха-то соли привез по сороку пуд,

А живут мужики там разбойники,

Они просят грошев подорожныих.

А я был с шалыгой подорожною,

А платил им гроши я подорожный:

А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,

А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.

Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним “к городам за получкою”. Пахарь согла­шается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:

Ай же Вольга Святославович!

А оставил я сошку в бороздочке,

Да не гля-ради прохожаго-проезжего,

Ради мужика-деревенщины:

Они сошку с земельки повыдернут,

Из омешиков земельку повытряхнут,

Из сошки омешики повыколнут,

Мне нечем будет молодцу крестьяновати.

А пошли ты дружинушку хоробрую,

Чтобы сошку с земельки повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.

Вольга посылает в поле нескольких “молод­цев” из своей дружины, чтобы они спрятали со­ху - орудие труда пахаря - от других мужиков.

Едут туды два да три добрых молодца

Ко этой ко сошки кленовоей;

Они сошку за обжи кругом вертят,

А им сошки от земли поднять нельзя,

Да не могут они сошку с земельки повыдернути,

Вольга посылает в поле десятерых “молод­цев”, но и те не могут справиться с “сошкой” па­харя. Тогда Вольга посылает всю свою “дружинушку хоробрую”.

Тридцать молодцов да без единаго.

А подъехали ко сошке кленовенькой,

Брали сошку за обжи, кружком вертят,

Сошки от земельки поднять нельзя,

Не могут они сошки с земельки повыдернути,

Из омешиков земельки повытряхнути,

Бросити сошки за ракитов куст.

И сказал Микула князю:

Ай же Вольга Святославгович!

То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,

А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,

Из омешиков земельки повытряхнуть,

Бросити сошки за ракитов куст.

Не дружинушка тут есть хоробрая,

Столько одна есть хлебоясть.

С этими словами пахарь

…Подъехал на кобылке соловенькой

А ко этой ко сошке кленовенькой,

Брал эту сошку одной ручкой,

Сошку с земельки повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспо­коиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосход­ство героя былины над целой дружиной, состоя­щей из двадцати девяти крепких “молодцев”.

Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.

А у ратоя кобылка, она рысью идёт,

А Вольгин-тот конь да поскакивает;

А у ратоя кобылка грудью пошла,

Так Вольгин-тот конь оставается.

То есть, когда лошадь пахаря бежит неспеш­ной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.

Стал Вольга покрикивати,

Стал колпаком Вольга помахивати,

Говорил Вольга таковы слова:

Стой-ко, постой, да оратаюшко! -

Говорил Вольга таковы слова:

Ай же оратай-оратаюшко,

Эта кобылка конем бы была,

За эту кобылку пятьсот бы дали.

Однако пахарь отвечает, что если бы его ло­шадь была конем, то “этой бы кобылке и сметы нет”. Восхищенный всем увиденным, Вольга об­ращается к пахарю:

Ай же ты, оратай-оратаюшко!

Как-то тебя да именём зовут,

Как величают по отечеству? -

Говорил оратай таковы слова:

Ай же Вольга ты Святославович!

Ржи напашу, в скирды складу,

В скирды складу да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу.

Драни надеру да то я пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою,

Станут мужички меня покликивати:

Ай ты молодой Микулушка Селянинович!

Здесь, как и в былине “Святогор-богатырь”, имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз под­черкивает скромность богатыря-землепашца.

Глоссарий:

        • Вольга и Микула Селянинович краткое содержание
        • характеристика микулы селяниновича
        • вольга и микула селянинович
        • святогор и микула селянинович краткое содержание
        • былина вольга и микула селянинович краткое содержание

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Тема труда - одна из характерных тем былин. В былинах труд прославляется как героический подвиг, трудовая доблесть является таким же зна­чительным признаком богатырства, как и...
  2. В этой Былине противопоставляются друг другу два эпических героя. Оба они хороши и сильны, оба – богатыри славные. Один из них – князь Вольга, а...
  3. Святогор-богатырь Эта былина была включена в “Первую русскую книгу для чтения”, составленную великим рус­ским писателем Львом Толстым для детей, обу­чавшихся в яснополянской школе. Первые строки...
  4. Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. “Иллюстрация к былине Вольга” выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин...
  5. Летние песни В числе обрядовых песен были и так называе­мые летние песни. Они сопровождали летние праздники. Например, один из них - праздник Троицы. Весной природа,...