О рождественском путешествии ко христу. Сказание о поклонении волхвов

История о библейских волхвах, принесших дары младенцу Иисусу, обросла легендами. Говорят, что их останки находятся в Кельнском соборе, куда они были привезены после того, как Барбаросса разрушил место их захоронения в Константинополе

По традиции в Испании именно волхвы — Мельхиор, Каспар и Бальтазар — разносят по домам рождественские подарки. В эту волшебную ночь возможно все. Но, хотя все мы твердо верим, что эта троица не обойдет наш дом, мало кто знает, откуда пошла легенда о трех волхвах, когда она родилась, и что в ней истинно, а что ложно. Так, например, считается, что это были три бродячих персидских астролога, которые приняли мученическую смерть за то, что, посетив Вифлеем, окрестились и начали проповедовать христиаство.

Рождение легенды

Первое упоминание о трех волхвах мы находим в Библии от Матфея. Он был единственным из авторов Святого Писания, кто оставил свидетельство об этих персонажах. В его тексте утверждается, что когда Иисус родился в Вифлееме «пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Матфей не указывает ни точное количество пришедших, ни их национальность.

За ответом на свой вопрос гости обратились к Ироду. Матфей пишет: «Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка». По словам апостола, Ирод тогда устроил волхвам ловушку — отправил их в Вифлеем с поручением выяснить все, что возможно, о младенце, якобы, с тем, чтобы тоже ему поклониться. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».

Евангелист рассказывает, что, войдя в дом, где родился Иисус, волхвы пали ниц, поклонились и «принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Затем они удалились, но не исполнили данного Ироду обещания вернуться в столицу, чтобы донести ему о Младенце, поскольку им свыше открылись его замыслы: «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Эти сведения, сообщенные Матфеем, и легли в основу традиции, согласно которой в ночь с 5 на 6 января восточные волхвы приходят в каждый испанский дом с подарками. В частности, это стало возможно благодаря огромному количеству версий этой библейской истории.

Откуда взялось число 3?

Ведь Матфей не указывает точное количество волхвов… Почему же считается, что их было трое? Происхождению этой части легенды мы обязаны «Книге пап» (Liber Pontificalis) — сборнику историй и сказаний, связанных с христианской религией, IX века. Цифра три (основанная на народных верованиях) оказалась очень подходящей и, вероятно, появилась по количеству даров, перечисленных Матфеем. К тому же, она была связана со Святой Троицей, как указывает историк Омар Лопес Мато (Omar López Mato) в книге «По своему образу и подобию. История Христа в искусстве».

Исследователь Хосе Хавьер Асанса Лопес (José Javier Azanza López) в работе «Восточные волхвы в истории, легенде и искусстве» предлагает новую трактовку. По его мнению, цифра три появилась в III веке: «Хотя по разным версиям волхвов было от двух до шестидесяти, в III веке теолог Ориген указал, что вохвов было трое, и его версия возобладала в силу библейских, литургических и символических причин, а затем утверждена официальной Церковью в V веке Папой Львом I Великим в Проповедях о Богоявлении».

Однако, это всего лишь одна из версий, отмечает Ариель Гиансе (Ariel Guiance) из университета Буэнос-Айреса, указывая, что в восточной традиции говорится о 12 волхвах: «Это число появляется в «Евангелии Псевдо-Матфея» и в «Армянском евангелии детства».

Имена

Похожие разногласия имеются и относительно имен библейских волхвов, которые также были популяризованы «Книгой пап» в IX веке: Мельхиор, Каспар и Бальтазар. Тем не менее, Асанса утверждает, что они были так поименованы гораздо раньше: «Имена Мельхиор, Каспар и Бальтазар впервые упоминаются в „Армянском евангелии детства“ IV века, но окончательно приняты были только с включением их в „Книгу пап“, датируемую серединой IX века».

Маги и персы

Большие споры на протяжении веков ведутся из-за того, что Матфей использует по отношению к прибывшим с дарами для Иисуса греческое слово μάγοι — маги, волшебники. Мы, конечно, понимаем, что эти персонажи должны обладать какой-то тайной силой, чтобы поспеть разнести подарки за одну ночь, но исследователи придерживаются мнения, что в эпоху написания Евангелия это слово имело иное значение.

Так, Жоао Сконьямильо (Joao Scognamiglio), автор книги «Неизвестное о евангелиях», утверждает, что «слово „маг“ не должно пониматься в современном значении, поскольку в античности так называли людей, обладающих определенной властью и научными знаниями, особенно в области астрономии».

Историк религии Джеймс Диксон Дуглас (James Dixon Douglas) придерживается того же мнения. В своей работе «Библейский словарь испанского мира» он указывает на то, что в евангельские времена словом «маг» обозначали принадлежность к «определенной религиозной касте персов», делающей особый упор на астрологию.

Однако спустя всего лишь столетие этот термин приобрел нынешнюю коннотацию, когда повсеместно распространился на «гадателей и представителей эзотерических релизиозных культов». «Вероятнее всего, это были жрецы и астрологи из Вавилона или Персии, двух крупнейших на тот момент центров астрологии, где „маги“ являлись кастой жрецов и имели большое влияние», — заключает Асанса.

Одновременно с этим, как это часто случается с «бородатыми» историями, есть и иные версии. Так, Мортон Смит (Morton Smith) считает, что они действительно были заклинателями.

Так или иначе, первое мнение более распространено и проливает свет на другую большую загадку — происхождение волхвов (по этой версии они были персами). Впервые эта тема поднимается в VII веке, в «Армянском евангелии детства», где сказано, что Мельхиор правил персами, Бальтазар — индусами, а Гаспар — арабами.

Диксон является сторонником этой идеи «Ничего неизвестно об их родине, но теория о том, что они пришли из Счастливой Аравии (латинское название южной части Аравийского полуострова) вполне правдоподобна». Если это так, то все сходится, поскольку в этом регионе были обычны занятия астрологией.

Цари?

Матфей ничего не говорит о том, что «маги» имели царское звание. Почему же тогда они традиционно изображаются в коронах? В этом «повинен» Квинт Септимий Тертуллиан. Этот выдающийся раннехристианский писатель и один из отцов церкви в III веке, пришел к заключению о том, что визитеры имели благородное происхождение на основании строки из псалма 72: «Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари». Для Тертуллиана было ясно, как белый день, что «маги» имели царское звание, и именно он стал называть их «царями».

В силу того, что религия не слишком жаловала магию, слово «цари» по отношению к этим персонажам было хорошо воспринято. В очередной раз версия о царских кровях волхвов была подтверждена Иаковом Ворагинским в его «Золотой легенде». Автор пишет, что это были «одновременно цари и маги», которые в своей стране поднимались на вершину горы, чтобы наблюдать за звездами.

Мученики

Неважно, когда точно появилась легенда о «трех царях», так или иначе она имеет очень жестокий финал. Согласно народным верованиям, наши персонажи приняли крещение от святого Фомы и начали проповедовать Евангелие в Индии.

По мнению Хуана де Хильдешайма (Juan de Hildesheim), «три царя получили от апостола епископский чин и, в свою очередь, выбрали из народа безгрешных людей и сделали их епископами и священниками», которые впоследствии разошлись по миру. Такие действия, в конечном итоге, стоили волхвам жизни.

Они были подвергнуты мученической смерти (некоторые авторы датируют эти события 70 г. н.э.), после чего их тела были погребены в одном саркофаге, что может свидетельствовать об их родстве. В любом случае, легенда гласит, что святая Елена перевезла останки «царей» в Константинополь в IV веке.

Затем они были перевезены в Милан, а дальше их след мог бы затеряться, если бы император Фридрих Барбаросса, осадивший город в 1162 г. не приказал перевезти мощи в Кельн, что и было сделано в 1164 г., а чуть позже в их честь выстроили церковь, где реликвии и находятся и по сей день.

«Новый» темнокожий царь

В качестве еще одной любопытной детали стоит отметить, что Бальтазара не изображали темнокожим вплоть до XV века. Как указывает Омар Лопес Мато, ранее все волхвы имели восточные черты лица и считались прямыми наследниками Ноя.

Асанса подтверждает этот тезис: «На заре христианства трех царей представляли одной расы и типа внешности, одетыми в типичные персидские одежды: фригийские колпаки, рубахи-юбки и штаны».

Однако в XV веке все изменилось: «С целью подчеркнуть универсальность христианской религии, персонажи волхвов получили индивидуальность. Каждый из них стал ассоциироваться с определенным возрастом и тремя известными частями света: Европой, Азией и Африкой. В какой момент появляется темнокожий царь в христианском искусстве? В Средние века не знали этой традиции, за исключением некоторых отдельных случаев, поскольку черный цвет вообще считался цветом дьявола. Фигура темнокожего царя появилась лишь в конце Средневековья и укрепилась на протяжении XV века, как по причине растущего интереса ко всему экзотическому, так и по упомянутым символическим причинам».

Эпизодом Рождества Христова стало поклонение волхвов, которое описано в Евангелии от Матфея:

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою ".

В русской традиции пришедших поклониться младенцу Иисусу странников принято называть волхвами, подчеркивая, что они были языческими жрецами, подобно славянским волхвам. В Евангелии же употребляется греческое слово μάγοι (маги), означающеее в то время персидских служителей зороастрийского культа Митры или же вавилонских жрецов-астрологов. Волхвы, начиная с античности, изображались в персидских костюмах. Персидский царь 7-го века Хосров II Парвиз, уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображённых на ней волхвов.
Впрочем, существувует и другая точка,также идущая с древности, согласно которой волхвы пришли из Аравии. Такая точка зрения основывается на ветхозаветных пророчествах, которые совпадают с описанным в Евангелии поклонением волхвов: "цари Аравии и Сабы принесут дары. и будут давать ему от золота Аравии " (Пс. 71/72, 10 и 15); "и придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию все они из Сабы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу господа " (Ис. 60, 3 и 6). Некоторые особенности аравийских мифов и культов, включавших представление о рождении бога от девы-камня, побуждали христиан предполагать у жрецов и "мудрецов" Аравии особое предчувствие тайны рождества. В аравийской точке зрения волхвы - не просто жрецы, но и цари.

В Евангелии не упоминается точное число волхвов, однако греческий христианский теолог 3-го века Ориген предположил, что число волхвов раняется числу даров, т.е. волхвов трое. Эта точка зрения является господствующей и поныне. Однако в сирийской и армянской традиции волхвов двенадцать.

Ориген также дал волхвам имена: Авимелех, Охозат, Фикол. Однако в средневековой западноевропейской традиции прижились другие имена волхвов: Каспар, Бальтазар, Мельхиор. С наступлением эпохи Великих географических открытий и активизацией миссионерской деятельности в "экзотических" странах волхвы становятся олицетворением человеческих рас - белой, жёлтой и чёрной, или трёх частей света - Европы, Азии, Африки: Бальтазар - мавр, Африка; Мельхиор - белый человек, Европа; Каспар - с восточными чертами или в восточной одежде, Азия. Кроме того, волхвам стали приписывать разделение на три человеческих возраста: Бальтазар - юноша, Мельхиор - зрелый мужчина и Каспар - старик.

Бернардино Луини. Поклонение волхвов

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов

Конрад фон Зост. Поклонение волхвов

Иероним Босх. Поклонение волхвов

Школа Иеронима Босха. Поклонение волхвов

Эдвард Бёрн-Джонс. Поклонение волхвов

Рубенс. Поклонение волхвов

Корреджо. Поклонение волхвов

Козимо Тура. Поклонение волхвов

Герард Давид. Поклонение волхвов

Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов

Ганс Мемлинг. Поклонение волхвов

Что касается даров волхвов, то здесь преобладает следующая точка зрения: ладаном почитают Бога, золотом платят подать царю, миррой (которой умащали мертвецов) чествуют предстоящую страдальческую кончину Иисуса Христа. Считается, что традиция дарить подарки на Рождество берёт начало от даров волхвов.

Дирк Баутс. Поклонение волхвов

Лука ди Томме. Поклонение волхвов

Ричард Кинг. Поклонение волхвов

Существуют легенды о дальнейшей жизни волхвов: они были крещены апостолом Фомой, затем приняли мученичество в восточных странах. Мощи волхвов были найдены византийской императрицей Еленой и положены сначала в Константинополе, а в 5-м веке перенесены оттуда в Медиолан (Милан). В 1164 году, по желанию императора Фридриха Барбароссы, мощи трёх волхвов были перенесены в Кельн, где хрнанятся до сих пор в Кёльнском соборе. В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления - 6 января (в Испании и многих испаноязычных странах подарки дарят именно в праздник Богоявления), а память волхвов чтится 23 июля.

Важный момент в истории о волхвах - Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к младенцу Иисусу. Верующие считают эту звезду исполнением ветхозаветного пророчества: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых " (Чис.24:17).
Существует разные точки зрения, что именно представляла собой Вифлеемская звезда. Ориген и Иоанн Дамаскин считали, что это была комета. Астрономы говорят, что комета Галлея действительно была видна в небе в течение 63 дней в 12 году до н.э. Итальянский художник 14-го века Джотто использовал комету Галлея, снова прошедшую над Землей в 1301 году, как образец для изображения Вифлеемской звезды.

Джотто. Поклонение волхвов

Джотто. Поклонение волхвов

Так как, согласно Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления, существует мнение, что Вифлеемская звезда - это на самом деле парад планет (астрономическое явление, во время которого определенное количество планет Солнечной системы выстраивается в одну линию) - событие, для непосвящённых не особо примечательное, но имеющее большое значение для тех, кто способен его истолковать. Астрономы указывают, что парады планет в то время также были: соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб (15 ноября 7 года до н. э.), соединение Юпитера, Сатурна и Марса (в начале марта 6 году до н. э.), соединение Юпитера с Регулом (12 августа 3 года до н. э.) и Венеры с Юпитером (12 августа 2 года до н. э.).

Существует мнение, что Вифлеемская звезда, из-за странных особенностей своего поведения, вообще не может быть астрономическим объектом, а имеет сверхъественное происхождение. Богослов Феофилакт Болгарский писал: "Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу ".

Существует и такая точка зрения, что Вифлеемская звезда - создание не Бога, а Дьявола, который таким образом хотел руками царя Ирода убить младенца Иисуса. И это удалось бы, если бы Иосиф и Дева Мария с младенцем Иисусом не сбежали в Египет во время массового истребления младенцев по приказу Ирода.

В истории христианства особая роль принадлежит трем волхвам, которые первые из всех признали Иисуса Христа. Пришли они с востока, ведомые Вифлиемской звездой. Кто были эти волхвы, почему они пришли, что за звезда их вела?

Появление на небосклоне ярких комет всегда возвещало о предстоящих переменах и событиях мирового масштаба. Рождение некоторых исключительных личностей было отмечено внезапным появлением ярчайших «хвостатых звезд». Истории известно множество подобных фактов, но самым знаменательным, безусловно, является рождение Иисуса Христа.

Как известно из Евангелия от Матфея, а также из апокрифической литературы и христианских преданий, первыми о рождении Спасителя узнали персидские магиволхвы, пришедшие с востока поклониться «Царю Иудейскому». Комета, которая «шла перед ними», привела их в Вифлеем непосредственно к тому месту, где родился Христос. Сбылось пророчество Эритрейской сивиллы:

«Чада рожденье земле принесло великую радость,
Возвеселился и в небе Престол, и мир - в ликованье.
Маги воздали честь звезде, невиданной прежде,
И, уверовав в Бога, Лежащего в яслях узрели».

Сбылись не только пророчества Сивиллы из Эритреи - исполнилось древнее предсказание самого Заратуштры, и оправдались надежды и чаянья зороастрийского духовенства, уже давно ожидавшего прихода Спасителя. Иудейская и раннехристианская литература, много позаимствовавшая из зороастрийской эсхатологии, сохранила прямые указания на взаимосвязь и даже преемственность между зороастризмом и христианством. Так, в апокрифическом Арабском Евангелии детства Иисуса говорится: «Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как предсказано было Заратуштрой».
Даже в средние века христианские богословы, особенно сирийских и армянских церквей, еще помнили о духовной связи, соединяющей древнюю религию Заратуштры и молодую религию Христа. В «Сжатой истории династий» Бар-Эбрея, яковитского епископа XIII в. мы находим подтверждение словам Арабского Евангелия детства Иисуса: «В то время жил Зородашт, учитель секты магов... Он говорил персам о пришествии Христа и наказывал им принести ему дары. Он возвестил им: в последние времена дева во чреве приимет, и когда младенец родится, явится звезда, которая вспыхнет днем, а в середине ее видна будет дева. Вы же, дети мои, прежде всех народов узнаете о рождении его. И как увидите ту звезду, идите за ней, куда она вас поведет, и принесите младенцу свои дары. Ибо младенец тот - «Слово», которое небо основало». В этом свидетельстве Заратуштра предстает как мессианский пророк, предвосхищающий пришествие Сына Божьего.
Еще более определенно говорит о христианстве, как о продолжении и развитии учения Заратуштры, сирийско-несторианский митрополит Мар-Соломон, также живший в XIII в. В книге мистерий «Пчела» он дает достаточно подробное описание предсказания Заратуштры относительно рождения Христа, причем эти две исключительных личности в данном свидетельстве сливаются в единое целое, некое первородное существо, зачатое через «Слово» Творца всего, что есть:
«Предсказание Зарадошта о нашем Господе: когда он сидел у колодца в Хорине, говорил своим ученикам: Слушайте, дети мои возлюбленные, вам открою тайну великого царя, который придет в мир в конце времен. Дева зачнет и родит сына. И люди той страны будут бороться с ним, чтобы его уничтожить, но не удастся. Тогда его схватят и пригвоздят к деревянному кресту. И небо и земля будут скорбеть о нем, и поколения народов будут плакать о нем. Он сойдет в глубины земли и из глубины вознесется на небо. Тогда придет он с воинст-вом света и приблизится на белых облаках, ибо он есть дитя, которое было зачато че-рез «Слово» творца всего, что есть... Моего рода будет он. Я есмь он и он есть я. Он во мне и я в нем. И когда он придет, великие знамения явятся на небе, а его сияние пре-взойдет сияние неба... Вам же надлежит бдеть и помнить, что я вам сказал, и ждать исполнения предсказания. Ведь вам первым предстоит узреть пришествие этого велико-го царя. И когда взойдет та звезда, пошлите посольство, чтобы принести дары и поклониться ему... И я и он - мы одно».
Подобные свидетельства христианских богословов могли бы показаться сомнительными и даже безосновательными, если бы они не имели подтверждения в письменной зороастрийской традиции. Согласно авестийской эсхатологии, известной нам по «Бундахишну», «Бахман-яшту», «Ривайяту» и другим зороастрийским текстам, после Заратуштры в мир должны последовательно прийти три Спасителя - Хушедар («Растящий истину»), Хушедар-мах («Растящий почитание») и Саошьянт («Воплотивший истину»). С приходом Саошьянта - последнего Спасителя наступит Фрашегирд - Страшный Суд, произойдет воскрешение умерших и очищение мира от скверны греха во вселенском пламени. Затем мир будет восстановлен, и люди обретут новое нетленное тело - эти представления впоследствии нашли отражение в христианской концепции о светопреставлении. Тут необходимо отметить, что эсхатологические и мессианские настроения появились в иудейской среде лишь после тесного контакта иудеев с персами, исповедовавшими маздеизм, являющийся не менее строгим монотеизмом, чем иудаизм. Политика Кира, избавившего иудеев от гнета Вавилонского плена, покровительствовавшего их религии и даже выделившего им деньги на восстановление Соломонова храма, заставила народ Моисея с уважением относиться к религиозным воззрениям персов. В результате в иудейской среде возникла секта фарисеев, представители которой стали учить о приходе Мессии, Страшном суде и воскрешении усопших в конце времен. Таким образом в лоне иудаизма, оплодотворенном зороастрийской идеей о Спасителе, через пять с половиной столетий зародилось христианство. Учение долгожданного Мессии, пришедшего к народу Израиля, было отвергнуто соплеменниками, но принято иными народами. Первыми, кто узнал в младенце Иисусе Христа-Спасителя, были персидские маги - представители зороастрийского жречества, которые лучше, чем кто-либо другой знали, где и когда должен был родиться Спаситель.
В силу исторически сложившихся обстоятельств христианство, ставшее государственной религией Римской империи - главного политического соперника персидских царских династий, не могло быть принято зороастрийским духовенством Империи Сасанидов, как дочерняя по отношению к зороастризму религия. Возможно, именно в этом и была непоправимая ошибка верховных жрецов зороастризма - древнейшей монотеистической религии, которая уже через несколько столетий после принятия всем языческим миром христианства пала под мощными ударами молодого ислама. В VI веке разрозненная Персидская империя, духовная власть в которой едва поддерживалась ортодоксально настроенным жречеством, уставшим от постоянной борьбы с манихеями, маздакитами и прочими еретиками, ничего не смогла противопоставить силе арабских завоевателей, вдохновленных словами пророка Мухаммеда.
К сожалению, следует признать, что ко времени падения Империи Сасанидов зороастризм уже выродился, но за шесть столетий до этого печального события дела обстояли совершенно иначе, и представители зороастрийского духовенства могли признать рождение Сына Божьего в ином народе, кроме персидского. Вне всякого сомнения, те маги, которые пришли поклониться младенцу Христу, видели в нем долгожданного Хушедара («Растящего истину») - первого из трех Спасителей, которые должны были прийти после Заратуштры и принести новое религиозное откровение.


(Фреска Джотто в. капелле Скровеньи)

Согласно авестийской мифологии, все последующие за Заратуштрой Спасители будут его сыновьями, рожденными от богоизбранных дев, которые должны войти в священное озеро Кансава, в котором Заратуштра оставил свое семя. В связи с этим вспоминаются слова христианского богослова Мар-Соломона, которые он вкладывает в уста Заратуштры, говорящего о Христе: «Моего рода будет он». Эти слова вполне укладываются в зороастрийскую концепцию рождения Спасителей-Саошьянтов и тем самым приобретают особую значимость. Безусловно, не следует понимать буквально то, что семя Заратуштры находится в озере, и что вошедшая в это озеро девственница должна непременно стать матерью божественного ребенка, коему предназначено спасти человечество. Карл Густав Юнг, применяя метод аналитической психологии, убедительно доказал, что мифические озера, ручьи, моря и прочие водоемы, порождающие в своих глубинах божественную жизнь, являются архетипическим символом океана бессознательного, в недрах которого зарождается самость. Погружение в священный водоем непорочной девы (во всех религиозных традициях являющейся матерью богочеловека) и рождение предвечного младенца является, как макрокосмическим символом рождения мира из темных вод хаоса, так и микрокосмическим символом пробуждения божественного света в неотягощенной грехом душе, погрузившейся в океан бессознательного. Те Спасители, которые должны прийти в мир вслед за Заратуштрой, будут, конечно же, его духовными наследниками, но не его сыновьями в физическом смысле.

Тем зороастрийским жрецам, которые пришли поклониться младенцу Христу, родственность Заратуштры и Христа, видимо, представлялась очень естественной, поскольку они считали существование фравахара (души) Заратуштры и Саошьянтов (к числу которых они причисляли и Христа) безначальным, растворенным в Боге и ведущим свое начало от сотворения мира. Утверждая предвечное существование Сына Божьего, христиане лишь подтверждают древнюю мысль о предвечности и божественной природе Спасителя рода человеческого, высказанную еще в ранних зороастрийских религиозных текстах.
Персидские маги, владеющие искусством астрологии, действительно ожидали прихода Спасителя, и появление на небосклоне яркой кометы, видимой даже днем, было воспринято ими, как знак исполнения древнего пророчества. Дождавшись исполнения древнего предсказания, три мага (а именно так по сей день именуют себя священнослужители маздаяснийской религии) принесли младенцу Христу три дара - золото, ладан и смирну. В Евангелии от Матфея так рассказывается об этом:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели младенца с Мариею, матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Три волхва, принесших младенцу-Христу золото, ладан и смирну тем самым почтили его как царя, первосвященника и жертву. Обычно дары магов истолковываются следующим образом: золотом платят дань царю, ладаном почитают божество, смирной же умащают покойников. Если же принять версию о персидском, а не ассирийском происхождении волхвов, то символика трех даров станет еще более значимой. Три дара волхвов являются символами трех каст зороастрийского общества и трех видов Хварны - божественной отмеченности, выделяющей человека из числа прочих. Искра божья в человеке, талант, умение руководить людьми - вот что такое Хварна. Это святое для зороастрийцев понятие тройственно по своей природе. Зороастрийцы выделяли царскую хварну, хварну священников и хварну воинов. Символом царской харизмы считалось золото, символом жреческой хварны - ладан, а воинской - смирна или мирра, поскольку именно воины жертвуют собой ради спасения других и тем самым обрекают себя на мученичество. Принесение Христу трех символических даров свидетельствует о величайшем почтении к нему зороастрийских жрецов, видевших в нем сверхчеловека, сочетающего в себе качества воина, жреца и царя.
Имена волхвов, пришедших ко Христу, варьируются в раннехристианской литературе. Ориген называет имена Авимелеха, Охозата и Фикола. Со времен средневековья установилась прочная традиция именовать волхвов Каспаром, Бальтазаром и Мельхиором, но, судя по всему, ближе к истине были сирийские христиане, называвшие имена Хормизда, Йездигерда и Пероза. Эти чисто персидские имена, часто встречающиеся в списках царских династий Аршакидов и Сасанидов, выдают в волхвах видных деятелей зороастрийского духовенства.
Раннехристианское искусство также свидетельствует о национальной принадлежности волхвов - деталями их одеяния всегда были персидская круглая войлочная шапка, штаны, с которых смеялись греки и римляне, длинный хитон с рукавами, называемый зороастрийцами «судрех». Персидское обличье волхвов, изображенных в Вифлеемской церкви Рождества Христова, произвело неизгладимое впечатление на персидского царя Хосрова II, завоевавшего всю Сирию, Египет и Палестину и восстановившего Иран в границах Империи династии Ахеменидов. Хосров II, увидев мозаики с изображением магов, пощадил эту церковь, не смотря на то, что прежде он предал огню множество христианских храмов.
Раннехристианские художники, как впрочем и средневековые, всякий раз по-новому обыгрывая знаменитый рождественский сюжет с поклонением волхвов, практически всегда изображали над головами последних яркую комету, видимую даже при свете дня. Эта комета, получившая название «Вифлеемской звезды» была увековечена на фреске Джотто, картинах Ван дер Бека, Франческо Раболини и других художников. Эта комета, ознаменовавшая приход в мир Спасителя, ярко вспыхнув перед самым рождением Иисуса Христа, ушла в темные глубины космоса для того, чтобы через две тысячи лет вернуться и возвестить жителям Земли о втором пришествии Сына Божия.
Кометы - это знаки, посредством коих высшие небесные силы показывают нам проявление своей воли и, зная это, астрологи с давних пор называют их «перстами Божьими». На что указует нам перст яркой кометы, открытой недавно японским астрономом Хиакутаке? Исходя из знания ее цикла, а ученые рассчитали, что он равен 2000 годам, можно заключить, что именно эту комету видели восточные астрологи в 5 году до нашей эры в созвездии Рыб, там, где происходило большое соединение Сатурна и Юпитера. Большинство современных ученых убеждены, что летоисчисление от Рождества Христова, введенное в V веке усилиями монаха Дионисия, неточно, а Христос родился за 5-7 лет до нашей эры, что вполне соотносится с данными астрономов, базирующихся на знании циклов Юпитера, Сатурна и кометы - «Вифлеемской звезды».

Комета Хиакутаке была открыта 25 декабря 1995 года в ночь на Рождество Христово, приблизилась к Земле 21-26 марта 1996 года, отметив тем самым весеннее равноденствие и день рождения Заратуштры, исчезла же она из поля зрения наблюдателей 8 сентября - в день, когда празднуется Рождество Девы Марии. Эта комета была видима от Рождества Христова до Рождества Богородицы! Это и есть та самая «Вифлеемская звезда», которая две тысячи лет тому назад указала путь к колыбели Христа восточным мудрецам-звездочетам.
Но обращает на себя внимание и настораживает тот факт, что комета Хиакутаке была видна в созвездии Дракона. Невольно вспоминается апокалиптическое пророчество Святого Иоанна о преследовании низверженным с небес драконом непорочной девы, родившей младенца-Спасителя:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним... Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, охраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
Комета Хиакутаке, проходила по созвездию Дракона, находящемуся вблизи северного полюса небесной сферы, но если спроецировать траекторию движения этой кометы на эклиптику, то мы увидим, что вектор кометы попадет точно в зодиакальное созвездие Девы, с которым связан образ Девы Марии. Это можно трактовать лишь как угрозу деве, «родившей младенца мужеского пола» со стороны дракона, то есть дьявола. Апокалиптическое пророчество Иоанна Богослова говорит о том, что прежде, чем произойдет второе пришествие Христа, в мир явится Антихрист, который подчинит себе все человечество.
Появление в 1996 году яркой кометы, учитывая все астрологические обстоятельства ее появления, можно расценивать как предупреждение всем жителям Земли, предупреждение о скором пришествии Антихриста и наступлении последних времен. Ожидание Страшного Суда всегда было свойственно человечеству, но в преддверии третьего тысячелетия и наступления новой космической эпохи, связанной с переходом оси прецессии Земли в знак Водолея, эти ожидания и мрачные предчувствия становятся все более основательными и определенными.


Мозаика церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Равенна, Италия

Смотрите также

Дары волхвов. Документальный фильм А. Мамонтова

***************************************************************

6 января православная христианская церковь празднует Торжество Богоявления. Этот праздник ещё называют праздником Трёх царей или Трёх волхвов. По Преданию три царя: Каспар, Мельхиор и Вальтазар пришли в Вифлеем с Востока.

Евангелие от Матфея Глава 2
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Содержимое:

Д авайте мысленно перенесемся в далекие времена, представим холодную пещеру, хлев, где в яслях, предназначенных для скота, на соломенной подстилке дивным светом воссиял Младенец, будущий наш Спаситель. Сюда по зову ангелов небесных сбежались вифлеемские пастухи, чтобы с восторгом поклониться новорожденному Царю царей, а затем возвестить Благую весть всему городу. "И все слышавшие дивились, что рассказали им пастухи" (Лк. 2:18). А дальше, как все мы знаем, наступила очередь волхвов.

Н о... никаких волхвов в ту Рождественскую ночь, уверяю вас, не было в пещере. Как не было их в Вифлееме и на следующее утро.

- Н ичего подобного! - отчетливо слышу я горячие возражения любителей поэзии. - Вы что, стихов не читали? Хотя бы Бориса Пастернака...

Ч итал, люблю поэзию как никто другой, потому что и сам поэт. А пастернаковская "Рождественская звезда" - шедевр мировой поэзии - особенно близка:

Светало.
Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды
сметал с небосвода,
И только волхвов
из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

- А га, вот видите, Святая Дева Мария, мать Младенца, только восточным мудрецам отдала предпочтение.

Э то действительно прекрасная поэзия, но далеко не библейское описание Рождественской ночи. Надо сказать, что ни один библейский сюжет не вдохновил такое множество литераторов и художников всех веков и народов на создание великих произведений, как Рождество. Еще задолго до знакомства с Новым Заветом на меня огромное впечатление произвела внушительная картина Рубенса "Поклонение волхвов" - сокровище мировой культуры, шедевр Эрмитажа. И опять: пещера, животные, пришедшие издалека восточные мудрецы, Младенец Христос, озаривший Ликом Своим Святым все вокруг... Эта картина так прочно вошла в мое сознание, что даже и когда я принял Христа в свое сердце, нисколько не сомневался в ее исторической достоверности.

О днако надо понимать, что в художественных произведениях много творческого вымысла, фантазии. Если попробовать серьезно разобраться в многообразном творчестве, посвященном великой теме, то голова пойдет кругом. У одних волхвы - простые бедуины, пешие странники, а у других царские персоны - Каспар, Мельхеор и Бальтазар. А как было на самом деле? Об этом никто из литераторов и живописцев толком не знает. Потому обратимся к первоисточнику - Слову Божьему, чтобы узнать, что оно, единственный непогрешимый свидетель, говорит о поклонении волхвов.

В Новом Завете евангелист Матфей не заостряет внимание, откуда конкретно пришли волхвы в Иудею и сколько их было на самом деле. Пешими они шли или их сопровождал большой караван с драгоценными подарками. Когда я был маленький, моя верующая бабушка помогла мне выучить наизусть рождественские стихи из старинного, чудом сохранившегося, издания. До сих пор звучат в моей памяти строки неизвестного поэта:

В сиянье звездном к дальней цели
Спешит усердный караван.
И вот леса зазеленели,
Засеребрился Иордан.
Все ниже, ниже свет небесный.
Вот Вифлеем - холмов гряда.
И над скалой пещеры тесной
Остановилася звезда.

Е сли действительно были эти тюки с ценными дарами, то представляете, сколько времени потребовалось только на одну разгрузку, чтобы снять их, поместить и в без того тесную пещеру. И вот еще вопрос. Как пропустил алчный, ревнивый и жадный Ирод столь драгоценные товары, когда волхвы проходили через Иерусалим? Но не будем теряться в догадках, строить досужие домыслы, если во всем решили доверяться только Библии. Книга книг даст нам правдивый ответ на все интересующие вопросы.

О пять я слышу голос своего оппонента: "Так ведь в Евангелии четко сказано, что волхвы были в Вифлееме, что они поклонились Младенцу Иисусу, преподнесли Ему дары?" Поверьте, трактовать по-своему, в угоду какой-то идее, Слово Божье я не собираюсь. Просто призываю читать Писание как можно внимательней, вдумчиво, вникать в каждый стих, в каждое слово. "Исследуйте Писания, - призывает нас Христос, - ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют об Мне" (Ин. 5:39). И как это важно - иметь правильное представление о жизни Сына Человеческого от Рождества до Голгофы, от Воскресения до Вознесения. Мы следуем за Христом, и любая неточность, любая неправильная трактовка уводят нас в сторону, сбивают с пути истинного. По себе это хорошо знаю.

Ч итая Евангелие от Луки, я неожиданно споткнулся на второй главе, повествующей о Рождестве и первых месяцах жизни Сына Человеческого. Мне показалось, что евангелист Лука вступает в некоторое противоречие с рассказом апостола Матфея о Рождестве Христовом и последующими за ним событиями. Вторая глава Евангелия от Матфея, как я тогда понимал, рассказывала, что Дева Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете. По повелению кесаря они приехали в Вифлеем для переписи населения. А поскольку места в гостинице для них не нашлось, они остановились на ночлег в пещере, служившей хлевом для скота. Там в яслях и родился Иисус. В честь Его Рождества на небе возгорелась новая, Вифлеемская звезда.

В олхвы с Востока по этой звезде определили время и место рождения Царя царей. В ту же Рождественскую ночь они посетили Святое семейство в пещере, предварительно уведомив о своем путешествии и его цели царя Ирода. Разгадав коварные планы царя Иудейского, волхвы после поклонения Младенцу Христу обратно в Иерусалим не вернулись, а отошли иным путем в свою страну. Иосифу во сне явился Ангел Господень, говоря: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Мф. 2:13). Далее, как мы знаем, по бесчеловечному приказу Ирода в Вифлееме и его окрестностях произошло кровавое избиение младенцев мужского пола.

О визите волхвов в Вифлеем, о бегстве Святого семейства в Египет в Евангелие от Луки ничего не говорится. Зато невольно возникает вопрос за вопросом, на которые не так-то просто ответить. Так, Лк. 2:21 мы читаем: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве". Как известно, обряд обрезания происходит в синагоге, и совершает его раввин. Но ведь Святое семейство убежало от преследования Ирода в языческий Египет сразу же после посещения волхвов, а задолго до их бегства евреи ушли из Египта. Откуда в таком случае там синагоги, раввины? Но еще большее недоумение вызывает следующий стих: "А когда исполнились дни очищения их, по закону Моисееву принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа".

О священие младенцев в иудейских храмах совершалось на сороковой день от их рождения. Каким же образом оказалась Мария в этот день в Иерусалиме, если Святое семейство проживало в Египте до самой смерти Ирода? Может быть, приехали в Иерусалим тайком? Да нет! Не могли ни Иосиф, ни Мария нарушить повеление Бога Отца. Тем более что "когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет".

С прашивается, сколько они пребывали на чужбине? Сколько времени потребовалось на дальнюю дорогу, туда и обратно? И неужели так быстро после бегства Святого семейства скончался Ирод? Ни на один из этих волнующих меня вопросов я не мог найти вразумительного ответа. Одно я знал твердо: нет ошибок в Библии, и никаких противоречий в Священном Писании быть не может, ведь все оно богодухновенно!

Я стал усиленно молиться и просить Господа помочь мне во всем разобраться. Слава Богу, Он услышал мою молитву и дал мне в наставники Духа Святого. И я, водимый Духом Святым, стал заново читать Новый Завет. Читал неторопливо, вдумчиво и, как первоклассник, чуть ли не по слогам. Туман непонимания стал постепенно рассеиваться. Все становилось на свои места, и картина начала постепенно проясняться с самых первых строк Нового Завета. Приглашаю и вас к внимательному чтению: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Мф. 2:1-2).

В отличие от утверждений многочисленных художественных произведений, волхвы пришли не из разных восточных стран, а из одной. Об этом четко сказано в Мф. 2:12. Из какой точно, мы не знаем, но из далекой. Вполне вероятно, что из Индии. Ведь волхвы, как поясняется в сноске Синодального издания, мудрецы. Однако они не были наделены мудростью Божьей, ибо на Востоке как нигде процветали всевозможные оккультные науки, такие, как магия, чародейство, астрология... Скорее всего, они были жрецами лжерелигий. Их на Востоке было великое множество.

К онечно, волхвы были язычниками, но Господь показал им в небе Вифлеемскую звезду, и, проделав долгий и утомительный путь, они пришли в Вифлеем поклониться истинному Богу. Тут естественно возникает вопрос: сколько времени потратили волхвы на дорогу? Даже в наш век высоких скоростей, когда есть быстроходные воздушные лайнеры, стремительно мчащиеся поезда, на подобное путешествие потребуется несколько дней. А во времена Иисуса?

П редставьте себе, как волхвы плывут по бурному морю на паруснике или на галерном судне. А после шторма на море их встречает раскаленная пустыня и песчаные бури. Да при таком маршруте и отдых в пути необходим, и привалы долгие. Так что не удивлюсь, если на дорогу волхвам потребовались долгие месяцы, а то и годы. Придя в себя после сравнительно небольшого привала в Иерусалиме, волхвы наконец завершают свое паломничество в Вифлеем. Но, согласитесь, не будут их столько времени ждать в холодной, совершенно непригодной для людского жилья пещере Мария с Младенцем и Иосиф.

П ока Рождественская звезда вела волхвов в град бывшего царя Давида, в Святом семействе произошло немало событий. Во-первых, как мы видим, читая Евангелие от Луки, семья дважды побывала за это время в Иерусалиме: в день обрезания Иисуса, наречения Ему имени и в день Сретения Господня. Причем обратите внимание, Мария принесла в жертву в Иерусалимском храме вместо годовалого агнца двух голубиц, что свидетельствовало о крайней бедности семьи. Нетрудно поэтому сделать вывод, что никаких драгоценных подарков от волхвов Младенец Иисус пока не получал. В Иерусалимском храме, как нам засвидетельствовал евангелист Лука, Младенца Христа взял на руки и благословил старец Симеон. Получил Иисус благословение и от 84-летней вдовы, пророчицы Анны.

А между тем новая звезда, зародившаяся в небе в Рождество Христово, по-прежнему вела восточных мудрецов в Вифлеем. Сколько времени были в пути волхвы, Библия нам дает конкретный ответ. Но об этом чуть позже. Очевидно, что Иосиф и Мария, прожив некоторое время в Назарете, решили переехать в Вифлеем. Вспомним, как Христа, уже взрослого, окликал повсюду народ:

исус, сын Давидов!" Действительно, по земной, материнской линии Сын Человеческий был предком всемогущего царя Давида. И гости с Востока почтительно величали Иисуса Царем Иудейским. Царь Давид жил и правил в Вифлееме, поэтому вполне логично, что потомок Давида, Иисус Христос, находился в том же городе, где управлял Иудеей Божий помазанник Давид.

Н о вернемся вновь к Евангелию от Матфея. После совещания с первосвященниками "Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Мф. 2:7-9). Читая дальше, мы невольно сосредотачиваем свое внимание на сокровищах, которые поднесли восточные мудрецы Христу как Царю, Первосвященнику и Богу: золото, ладан и смирну. Но при этом упускаем очень важную деталь: где конкретно встретились волхвы с Младенцем Иисусом? Обратите внимание, что в синодальном переводе второй главы Евангелия от Луки выделено слово "место", где был Младенец. Так что же это за место? Пещера? Хлев? Да ничего подобного! Библия четко определяет: "И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его" (Лк. 2:11). Получается, что волхвы встретились с маленьким Иисусом в ДОМЕ, а мы упрямо по традиции продолжаем утверждать, что эта встреча была в хлеву, в пещере...

П о Евангелию от Матфея, мы можем также определить и возраст Христа, когда к Нему для поклонения явились волхвы. Вспомним, что Ирод выведал у волхвов время появления Вифлеемской звезды. Для чего это ему нужно было? А для того, чтобы определить возраст Иисуса Христа. Ведь Вифлеемская звезда зажглась на ночном небосклоне одновременно с рождением Иисуса - в Рождество Христово. А когда волхвы после поклонения Сыну Божьему не вернулись в Иерусалим, как они обещали Ироду, то он "увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф. 2:16).

П о этим стихам нам теперь нетрудно установить возраст Младенца Христа к моменту бегства Святого семейства в Египет. Ведь не новорожденных младенцев приказал убивать Ирод, а от двух лет и ниже. Значит, кровавого царя, в первую очередь, интересовали двухлетние мальчики и те, кому было около двух лет от роду.

К акая разница, скажут, приходили волхвы ко Христу в Рождественскую ночь или же, когда он достиг двухлетнего возраста? Стоит ли столько говорить из-за такой мелочи? Нет, это далеко не "мелочь". У Бога мелочей не бывает. И, согласитесь, это очень важно, что, проанализировав главы из двух Евангелий, мы обнаружили, что никаких противоречий между обоими книгами нет, что они тесно взаимосвязаны, и одна как бы дополняет и подкрепляет другую.

У вы, по чисто человеческому неразумению о вифлеемских пастухах вспоминают куда реже, нежели о волхвах, которые, как мы выяснили, не имеют никакого отношения к Рождественской ночи. Но важно знать, что первыми из людей, кто по зову воинства Небесного встретил "Младенца в пеленах, лежащего в яслях", были не мудрецы, а простые вифлеемские пастухи, которые тут же поспешили в город и восторженно рассказали, что было "возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились, что рассказывали им пастухи" (Лк. 2:17-18). Слава Богу, что и волхвы, символизирующие другие народы и племена, состоящие из язычников, тоже пришли поклониться Христу. Тем не менее пальма первенства принадлежит не им.

Х ристос все знал наперед, что вслед восточным мудрецам последуют к Нему и другие инородцы. Об этом Он пророчествовал Своим ученикам:

оворю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф. 8:11).

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), - рассказывает Евангелист Матфей.

Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод.

Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2).

Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).

Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке. Однако Евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном смысле, как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя. Языческий мир признал Спасителя, а богоизбранный народ не узнал своего Господа и Творца. Говоря о , Евангелист употребляет термин μάγοι (маги, волшебники). В античной литературе существуют 2 значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. Из какой страны пришли эти мудрецы-звездочеты, определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу. Уже со II века в раннехристианской литературе родиной волхвов нередко называли Аравийский полуостров, тем самым связывая их с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому Царю Израиля: «Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему, ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного... и души убогих спасет» (Пс. 71:10–13).

Персидский царь Хосров II Парвиз, уничтоживший во время завоевания Палестины в VII веке почти все христианские храмы, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества Христова из-за фресок, на которых волхвы изображены в персидских одеяниях.

В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое - по числу даров. Их имена - Каспар, Мельхиор и Валтасар - впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного (†735). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар - «бородатым старцем», а Мельхиор - «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии.

Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан - как Богу. Смирна (мирра) - дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, - как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение».

Поклонившись Младенцу, волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду», минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.

Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов. Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В настоящее время золотой находится в Кельнском соборе.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии.

Так что же такое дары волхвов? Какие они?

Золото, принесенное волхвами, - это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы - Божественная и человеческая.

В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить своё существование. Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404–1451). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города и гибнут в муках ее братья и сестры по вере! Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший её религиозные чувства, не препятствовал этому.

Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон - монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.

В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть , в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил её отец - Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца.

Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль.

На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.

А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

…Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца...