День памяти геноцида армян в году. Геноцид армян турками: день памяти армянской катастрофы. Сколько людей погибло во время Геноцида армян

Мы на Голгофу шли с восторженной любовью,
И в темные века боролись мы одни.
Могли бы напоить мы ад своею кровью
И погасить его багровые огни...

“Армянский вестник”, 1916. № 47


В этот день турецкие власти начали массовые убийства, аресты и депортацию армян из Константинополя.
Впоследствии эта дата станет днём памяти жертв геноцида армян. Даже сам термин «геноцид» в своё время был предложен (его автором Рафаэлем Лемкиным) для обозначения массового уничтожения армян в Османской империи, и уже затем этим же словом называли уничтожение евреев на оккупированных нацистской Германией территориях. Далее о том как это было...


Началась резня армян турками еще в 1890-х годах. В геноцид можно включить резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.

В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков.

Армяне жили на территории современной Турции когда турок, как нации еще не было. Армянский этнос сформировался к VI веку до н. э. на территории современной восточной Турции и Армении, в регионе, включающем в себя гору Арарат и озеро Ван. Армения стала первой страной, официально принявшей христианство, как государственную религию. Религиозное противостояние армян, не желавших отказаться от христианства, во время многочисленных вторжений мусульман (арабских Аббасидов, сельджуков и огузских тюрков, персов) и опустошительные войны привели к сильному уменьшению численности армянского населения.

До начала XX века этноним «турок» (Türk) часто употреблялся в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком презрения к их невежественности.

Когда армяне оказались в составе Османской империи, не будучи мусульманами, они считались второразрядными гражданами — зимми. Армянам запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги. Армяне-христиане не имели права свидетельствовать в суде.

Враждебность к армянам усугубляли нерешённые социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Положение осложнялись притоком мухаджиров — мусульманских беженцев с Кавказа (после Кавказской войны и русско-турецкой войны 1877—78 годов) и из новообразованных балканских государств. Изгнанные христианами со своих земель, беженцы переносили свою ненависть на местных христиан. Все это и начавшиеся проблемы в Османской империи привели к возникновению так называемого «армянского вопроса».

Массовые убийства начавшиеся в 1894—1896 годах, которые унесли жизни сотен тысяч армян, состояли из трёх основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян.

В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население. В то же время османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая факты курдских грабежей. В следующем году курды и османские чиновники потребовали от армян уплаты налогов, но встретили сопротивление, подавить которое был послан Четвёртый армейский корпус. Было убито не менее 3000 человек.

Протестуя против нерешённости армянских проблем в сентябре 1895 года армяне решили провести большую демонстрацию, однако на их пути встала полиция. В результате начавшейся перестрелки десятки армян были убиты и сотни ранены. Полиция отлавливала армян и передавала их софтам — учащимся исламских учебных заведений Стамбула, которые забивали их до смерти. Резня продолжалась до 3 октября.

8 октября мусульмане убили и заживо сожгли около тысячи армян в Трабзоне. Это событие стало провозвестником организованной османскими властями серии массовых убийств армян в Восточной Турции: Эрзинджане, Эрзеруме, Гюмюшхане, Байбурте, Урфе и Битлисе.

26 августа 1896 года группа хорошо вооружённых армян захватила здание Оттоманского банка, взяла европейский персонал в заложники и, угрожая взрывом банка, потребовала от турецкого правительства провести обещанные политические реформы. Однако в ответ, турецкие власти распорядились начать нападения на армян. В течение двух дней при очевидном попустительстве властей турки вырезали или забили до смерти более 6000 армян.

Точное число жертв резни 1894—1896 годов подсчитать невозможно. Ещё до окончания насильственных действий находящийся в это время в Турции лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус, используя немецкие и другие источники, собрал следующую статистику: убитых — 88 243 человек, разорено — 546 000 человек, разграбленных городов и деревень — 2493, обращено в ислам деревень — 456, осквернено церквей и монастырей — 649, превращено в мечети церквей — 328. Оценивая общее число убитых, Кинросс приводит цифру 50—100 тысяч, Блоксхэм — 80—100 тысяч, Ованнисян — около 100 тысяч, Адалян и Тоттен — от 100 до 300 тысяч, Дадрян — 250—300 тысяч, Сюни — 300 тысяч человек.

Но дата 24 апреля 1915 года занимает особое место в истории геноцида армян. В годы 1 мировой армяне воевали на стороне турок. Но когда турецкие войска потерпели жестокое поражение под Сарыкамышем, во всем обвинили армян.

Армяне находившиеся в армии были разоружены. Вначале власти собирали в турецких городах здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Многие законопослушные армяне, лояльные к Турции, получив вызовы из полиции приходили сами.

Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались с использованием огнестрельного и холодного оружия. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также сообщали, что они должны быть переселены. Их гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех кто не мог идти, убивали; исключения не делались даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, но мотали людей, пока от жажды или от голода не умирало большинство.

Мусульмане предупреждались о смертной казни за защиту армян. Женщины и дети из Орду были погружены на баржи под предлогом транспортировки в Самсун, а затем вывезены в море и выброшены за борт.

Во время трибунала 1919 года начальник полиции Трапезунда показал, что отправлял молодых армянок в Стамбул в качестве подарка губернатора области лидерам Иттихат. Подверглись надругательству девушки-армянки из больницы Красного полумесяца, где губернатор Трапезунда насиловал их и держал в качестве личных наложниц.

Уничтожение армянского населения сопровождалось кампанией по уничтожению армянского культурного наследия. Армянские памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, где сеяли кукурузу и пшеницу, армянские кварталы городов разрушались или занимались турецким и курдским населением и переименовывались


Телеграмма посла США Генри Моргентау в Государственный Департамент (от 16 июля 1915 года) описывает уничтожение армян как «кампанию расового искоренения».

Армяне у падшей лошади.

Согласно Иоганнесу Лепсиусу, было убито около 1 миллиона армян, в 1919 году Лепсиус пересмотрел свою оценку до 1 100 000 человек. По его данным, только во время османского вторжения в Закавказье в 1918 году было убито от 50 до 100 тысяч армян. Эрнст Зоммер из «Немецкого союза помощи» оценил число депортированных в 1 400 000, а оставшихся в живых — в 250 000.

Если это не геноцид, то что тогда геноцид?

Армянский народ до последнего не склонял голову и боролся за свои взгляды, свою свободу и свою независимость. О сопротивлении армян говорят битвы, произошедшие в Муса-Даге, где армяне держали оборону более пятидесяти дней; оборона городов Ван и Муш. В этих городах армяне продержались до появления на территории городов русской армии.

Армяне мстили и после окончания всех военных действий. Ими была создана операция по уничтожению османских правителей, принявших решение истребить неповинный народ. Так в 1921 и в 1922 годах армянскими воинами и патриотами были застрелены три паши, принявшие решение о геноциде.

Не удивительно, что геноцид армян признала Германия (не смотря на истерику Турции). Признала его и Россия.

Путин в мемориальном комплексе погибших от геноцида.

Частично инфа arm-world.ru/history. Основа инфы и фото (С) интернет.

Сегодня 24 апреля Армения и армяне всего мира отмечают День памяти жертв Геноцида армян в Османской империи.

Геноцидом армян называют массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны.

Эти избиения были осуществлены в разных регионах Османской империи правительством младотурок, которые были в тот период у власти.

Первая международная реакция на насилие была выражена в совместном заявлении России, Франции и Великобритании в мае 1915 года, где зверства против армянского народа были определены как «новые преступления против человечества и цивилизации». Стороны соглашались, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления.

Почему был осуществлен геноцид против армян?

С началом Первой мировой войны, младотурецкое правительство, надеясь сохранить остатки ослабленной Османской империи, приняло на вооружение политику пантюркизма – создания огромной Турецкой империи, вбирающей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма, Поволжья, Сибири, и простирающейся до границ Китая. Политика тюркизма предполагала тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армянское население рассматривалось главным препятствием для реализации этого проекта.

Хотя решение о депортации всех армян из Западной Армении (Восточная Турция) было принято в конце 1911 года, младотурки использовали начало Первой мировой войны в качестве удобной возможности для его осуществления.

Сколько людей погибло во время Геноцида армян?

В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.

Механизм осуществления Геноцида

Геноцид - это организованное массовое уничтожение группы людей, требующее центрального планирования и создания внутреннего механизма его осуществления. Именно это и превращает геноцид в государственное преступление, поскольку только государство обладает ресурсами, которые можно использовать в подобной схеме.

24 апреля 1915 года , с ареста и последующего истребления около тысячи представителей армянской интеллигенции, в основном из столицы Османской империи Константинополя (Стамбула), начался первый этап уничтожения армянского населения. Ныне, 24 апреля отмечается армянами всего мира как день памяти жертв Геноцида.

Вторым этапом «окончательного решения» Армянского вопроса стал призыв в турецкую армию около трехсот тысяч армянских мужчин, позднее разоруженных и убитых своими турецкими сослуживцами.

Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в сирийскую пустыню, где сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими бандами, либо гибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам.

Последней стадией Геноцида является тотальное и абсолютное отрицание турецким правительством массовых убийств и уничтожения армян на их же родине. Несмотря на процесс международного осуждения Геноцида армян, Турция продолжает бороться против его признания всеми средствами, включая пропаганду, фальсификацию научных фактов, лоббирование и т.д.

По материалам официального сайта Музея-института Геноцида армян

24 апреля армянские общины по всему миру поминают жертв геноцида, погубившего полтора миллиона человек, по тому времени приблизительно треть нации. Конечно, здесь много условного. Во-первых, когда в Османской империи разворачивалось истребление армян, понятия геноцид ещё не существовало. Но польский еврей Рафаэль Лемкин, который придумал впоследствии термин и ввёл его в международный юридический обиход, основополагающим примером имел именно уничтожение турецких армян. Условно, во-вторых, и количество жертв. Исследователи принимают во внимание различные источники; свести разнородные слагаемые к единому ответу вряд ли возможно. В-третьих, условно, что к жертвам относят обычно только людские потери. Но ведь армянский народ утратил и свою исконную территорию, на которой он устойчиво сформировался к последним векам дохристианской эры. У него превосходящей силой отняли географические символы и святыни ­ - Арарат, озеро Ван. Он потерял тысячи рукотворных памятников, первым долгом архитектурных - крепости, церкви, хачкары. Безвозвратно сгинули бессчётные рукописи, манускрипты, церковная и книжная живопись. И наконец, условен и самый день памяти жертв, ибо геноцид акция не разовая. С утомительной своей работой палачи не управились ни за неделю, ни за год. Историки датируют армянскую катастрофу 1915−1923 гг., кое-кто настаивает и на более широком охвате: 1893−1923. И в самом деле, волны погромов, утихая ненадолго, десятилетиями перекатывались и по Армянскому нагорью, занимавшему добрую четверть огромной Османской империи, и по другим её городам и весям - армяне, где больше, где меньше, жили практически во всех её концах. К слову, жертвой становится и само географическое название ­ - Армянское нагорье. Его с упорством и злостью вытравляют, подменяя куда более неопределённой Восточной Анатолией.

«Широкую» датировку легко подтвердить. Своеобразными вехами Великой Резни служат посвящённые ей в разных странах издания: монументальный российский том «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам» (1897 и 1898), американская «Красная книга» (1897) с подзаголовком «Последняя целостная и точная оценка резни очевидцами», французский двухтомник «Жёлтая книга» (1897). И в следующем столетии: «Белая книга» (1904) - преимущественно британские дипломатические сообщения, «Оранжевая книга» - полторы сотни документов (1912−1914) российского МИДа , лондонская «Синяя книга» (1916) Джеймса Брайса…

Так что 24 апреля - дата, спору нет, условная. Но для нескольких сот константинопольских интеллигентов - врачей, литераторов, юристов, архитекторов - именно этот день стал роковым, и только потом он обернулся символом. Аресты, легко догадаться, проходили ночью; пока иностранные дипломаты и корреспонденты разбирались, что произошло, взятую по заранее составленным спискам интеллигенцию отправили в ссылку, в далёкие от столицы глухие местечки. Практически никто из высланных не выжил. Единственным, может быть, исключением стал Комитас, музыкант с европейским именем. Услышав в Париже его лекцию и концерт, Клод Дебюсси сказал об одной обработанной им народной мелодии: «Не создай Комитас ничего кроме, он и тогда б оставил свой след в искусстве». В попытке замять скандал композитора вернули домой. Но пережитое бок о бок с остальными навсегда помутило ему рассудок; он умер спустя двадцать лет во Франции, в клинике для умалишённых…

Среди погибших оказалось немало писателей, издателей, журналистов. Ограничимся лишь одним именем - адвокат и прозаик Григор Зохраб. Его не спасло ни членство в османском парламенте, ни даже близкое знакомство, в сущности, дружба с участником правящего триумвирата Талаатом-пашой.

Особо тяжкий удар обрушился на поэзию. В ссылке были убиты выдающиеся её представители Сиаманто, Даниэл Варужан и Рубен Севак. Если вспомнить, что в годы большого террора в Ереване погибли крупнейший в ту пору поэт Егише Чаренц и крупнейший прозаик Аксел Бакунц, то репрессии нанесли армянской литературе беспримерный урон. Кстати, как о сталинском терроре 30-х годов часто говорят: тридцать седьмой, точно так же армянскую трагедию нередко вкратце обозначают «геноцид пятнадцатого» или просто «пятнадцатый».

И всем всё понятно.

ЕРЕВАН, 24 апр — РИА Новости, Гамлет Матевосян. Армяне всего мира 24 апреля отмечают скорбную дату, вспоминая жертв геноцида 1915 года в Османской Турции, в результате которого погибло более 1,5 миллиона армян.

Многие государства и международные организации признали действия тогдашних турецких властей геноцидом.

В Ереване в воскресенье вечером по традиции прошло шествие к Мемориалу памяти жертв геноцида "Цицернакаберд". Такие же шествия прошли в областных центрах — Гюмри, Ванадзоре, Иджеване, Армавире.

В понедельник Мемориал посетят президент Армении Серж Саргсян, спикер парламента Галуст Саакян, премьер-министр Карен Карапетян, члены правительства и депутаты парламента, аккредитованный в республике дипломатический корпус, многочисленные гости-политики, деятели культуры и представители интеллигенции из разных стран. В Соборе святого Григория Просветителя в Ереване состоится экуменическая панихида.

История

К 1914 году во всем мире было около 4,1 миллиона армян. Из них 2,1 миллиона проживало на территории Османской империи, 1,7 миллиона — в России, 100 тысяч — в Персии и 200 тысяч — в других странах мира.

В 1915-1923 годах, по данным армянских историков, в Османской империи было уничтожено около 1,5 миллиона армян, сожжено и разграблено более 60 армянских городов и 2,5 тысячи сел. Около 1 миллиона бежали или были выселены турками в Месопотамию, Ливан, Сирию.

"Истинной целью депортации (армян) было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации", — писал посол США в Турции в 1913-1916 годах Генри Моргенто.

Геноцид стал причиной рассеяния армян, которые сегодня в большинстве живут за пределами исторической родины. В сегодняшней Турции, если не считать Стамбула, где сохранилась примерно 50-тысячная армянская община, практически не осталось армян.

Вот уже более 100 лет армянские общественные и политические организации борются в различных странах мира за официальное признание и осуждение геноцида армян 1915 года. В 1987 году Европарламентом была принята соответствующая резолюция. Из отдельных стран первым геноцид признал в 1965 году Уругвай, затем Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Ватикан, Боливия, Чехия, Австрия, Люксембург.

Государственная Дума РФ приняла в 1995 году постановление "Об осуждении геноцида армянского народа 1915-1922 годов на его исторической родине — в Западной Армении".

Геноцид армян признал также Всемирный совет церквей. Из 50 штатов США 44 штата официально признали и осудили геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армянского народа. Неоднократно поднимался вопрос о признании геноцида армян и в Конгрессе США, однако пока этого не произошло.

Армяно-турецкие отношения

Вопрос признания геноцида является одним из главных препятствий в нормализации отношений между Арменией и Турцией. В современной Турции факта массовой депортации армян в годы Первой мировой войны не отрицают, однако категорически отказываются признавать это геноцидом. В результате Ереван и Анкара до сих пор не установили дипломатических отношений, а граница протяженностью 330 километров закрыта с 1993 года по инициативе Турции.

Процесс нормализации армяно-турецких отношений начался по инициативе президента Армении Саргсяна лишь осенью 2008 года. Шестого сентября 2008 года президент Турции Абдуллах Гюль впервые посетил Ереван по приглашению Саргсяна для совместного просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 года.

Там же состоялась встреча глав двух соседних государств, что в Турции назвали историческим событием. Этот визит получил название "футбольной дипломатии" и широко освещался в мировой прессе. В свою очередь, Саргсян 14 октября 2009 года посетил Турцию, чтобы посмотреть ответный матч между футбольными сборными двух стран.

Тогда же, в октябре 2009 года, главы МИД Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмет Давутоглу подписали в Цюрихе "Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений", которые должны быть ратифицированы парламентами двух стран. Однако 22 апреля 2010 года Саргсян подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов, заявив, что Турция не готова продолжать начатый процесс.

Армянская церковь подала в Европейский суд иск против Турции Католикосат Великого дома Киликийского Армянской Апостольской церкви обратился в Европейский суд по правам человека с иском против Турции о возврате имущества, сообщается на странице католикосата в Facebook.

Процесс ратификации документов парламентом Турции находится в замороженном состоянии. 22 августа 2011 года парламент снял с повестки дня почти 900 законопроектов, среди которых были и армяно-турецкие протоколы. Главной причиной отзыва протоколов послужила позиция парламента, считающего вопрос открытия армяно-турецкой границы потерявшим свою приоритетность в политическом курсе Турции. Кроме того, согласно регламенту турецкого парламента, вопрос, не принятый парламентом в течение одного полугодия, теряет свою юридическую силу. Хотя 24 сентября 2011 года турецкое правительство вернуло в повестку парламента армяно-турецкие протоколы, сроки их ратификации до сих пор не определены.