Например : звук [д’] — cогласный, звонкий парный, мягкий парный.
Важно!
- Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я — буквы! Их в транскрипции быть не может!
- Мягкость согласных обозначается мягким знаком Ь и буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
- [ц], [ж], [ш] — только твердые: мышь [мыш], жила [жыла], цирк [цырк].
- [ч’], [щ’] — только мягкие: ночь [ноч’], чаща [ч’ащ’а], чум [ч’ум].
- и не обозначает звука:
- служит для обозначения мягкости согласных: моль [мол’ ], толь ко [тол’ ко] ;
- выступает в качестве разделительного знака (как и ) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и , подсказывая появление звука [й’]: вью га [в’й’у га], заячьи [зай’ач’й’и ] ;
- указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь [т’иш], лишь [л’иш], беречь [б’ир’Эч’] .
- не обозначает звуков, разделяет на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я , освобождая звук [й’]: объе зд [абй’э ст’, подъе м [падй’о м] .
- В безударном положении
- не произносятся [э], [о] и обозначаемый Я звук [а] после мягких согласных;
- буква О в безударном слоге обозначает [а];
- на месте е, э, я — часто [и].
- Буква И
- после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ];
- после шипящих Ж, Ш, Ц передает звук [ы].
- Е, Ё, Ю, Я
:
- после согласного обозначают мягкость согласного и один гласный звук: мёд [м’от] ;
- обозначают 2 звука (согласный [й’] и гласный- [й’э], [й’о], [й’у], [‘йа]) в
- в начале слова: я ма [й’а ма], ю бка [й’у пка];
- после гласного: бое ц [бай’э ц], обая ть [абай’а т’] ;
- после разделительных Ь и Ъ: подъе зд [падй’э cт], вью га [вй’у га] .
Схема соответствия безударных гласных и обозначающих их букв:
(по Литвиневская «Практический курс русского языка» )
- После твердого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]
- у -> [у] рука [ру]ка;
- а -> [а] сама [са]ма;
- о -> [а] сома [са]ма;
- ы -> [ы] вымыть вы[мы]ть;
- е -> [ы] тестировать [ты]стировать;
- После [ж], [ш] , [ц]:
- у -> [у] шуметь [шу]меть ;
- е -> [ы] шестой [шы]стой
- о -> [ы] шоколад [шы]колад ;
- о -> [а] шокировать [ша]кировать ;
- а -> [а] шары [ша]ры ;
- а -> [ы] лошадей ло[шы]дей ;
- ы -> [ы] цыплёнок [цы]плёнок ;
- и -> [ы] широкий [шы]рокий .
- После мягкого согласного:
- ю -> [у] любить [л’у]бить ;
- у -> [у] чудесный [ч’у]десный
- и -> [и] миры [м’и]ры ;
- е -> [и] менять [м’и]нять ;
- я -> [и] пятак [п’и]так ;
- а -> [и] часы [ч’и]сы .
- В начале фонетического слова:
- у -> [у] урок [у]рок ;
- а -> [а] арбуз [а]рбуз ;
- о -> [а] окно [а]кно ;
- и -> [и] игра [и]гра ;
- э -> [и] этаж [и]таж .
- Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции. Например: буква с может обозначать звуки [c], , [з], [з’], [щ’], [ж:]: сон [с он], сено [с’ эна], сбор [з бор], просьба [проз’ ба], сжать [ж: ат’], расчёт [ращ’ от] .
- Оглушение парных звонких согласных
:
- в конце слова: пруд [прут ] ;
- перед парным глухим согласным: сказ ка [скас ка], пряж ка [пр’аш ка];
- Озвончение парного глухого согласного перед парным звонким: вок зал [ваг зал], с делать [з’ д’элат’], прос ьба [проз ‘ба];
- Смягчение парных твердых согласных
:
- перед Ь: моль [мол’ ], ;
- перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И : люк [л’у к], пря жа [пр’а жа] ;
- к, н, р перед мягкими ч, щ: понч ик [пон’ч ‘ик] ,
- согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным: снег [с’ н’эк], з десь [з’ д’эк] ,
- Отвердение парного мягкого согласного перед твердым: дверь -> дверной [дв’эрной], конь -> конский [конск’ий’] .
- Непроизносимый согласный
(упрощение группы согласных из 3-4 букв):
- вств -> [ств] : здравств уй [здраств уй’] ;
- стн -> [сн] : местн ый [м’эсн ый’] , тростн ик [трас’н’ ик] ;
- стл -> [сл] : счастл ивый [щ’асл ‘ивый’] ;
- здн -> [зн] : поздн ий [поз’н ‘ий’] ;
- здц -> [сц] : под уздц ы [падусц ы] ;
- нтг -> [нг] : рентг ен [р’энг ‘эн] ;
- ндц -> [нц] : голландц ы [галанц ы] ;
- рдц -> [рц] : сердц е [с’эрц э] ;
- рдч -> [рч’] : сердч ишко [с’эрч ‘ишка] ;
- лнц -> [нц] : солнц е [сонц э] ;
- не произносится [й’] между гласными: мое го [маи во]
- Уподобление согласных
по месту образования:
- сч -> [с ] + [ч’] -> [щ’] /[щ’ч’] : сч астье [щ’ аст’й’э] , с чем-то [щ’эмта]-[щ’ч’эмта] ;
- сш -> [с ] + [ш] -> [ш:], [ш]: сш ить [ш:ыт’]= [шыт’] ;
- сщ ->[с ] + [щ’] -> [щ’] : расщ епить [ращ »ип’ит’] ;
- зч -> [з ] + [ч’] -> [щ’] : грузч ик [грущ’ ик], рассказч ик [раскащ’ ик]
- сж -> + [ж] ->[ж:] : сж ать [жжат’] ;
- зж ->[з ] + [ж] -> [ж:], [ж]: изж ить [ижж ыт’]= [иж ыт’] ;
- тс, дс, тьс -> [т ] + [с] -> [цц], [ц] или [цс] : мытьс я [мыцц а]=[мыц а], отс ылать [ацс ылат’];
- тс ->[т ] + [ц] -> [цц], [ц]: отц епить [ацц ып’ит’]=[ац ып’ит’];
- тч ->[т ] + [ч’] -> [ч’ч’], [ч’]: отч ет [ач’ч ‘От’]=[ач’ От’];
- тщ ->[т ] + [щ’] -> [ч’щ’] : отщ епить [ач’щ ‘ип’ит’];
- чт -> [шт] / [ч’т]: чт обы [ш тобы], нечт о [н’эч’т а] ;
- чн -> [шн] : конечн о [канешн а], скучн о [скушн а] ;
- Удвоенные согласные
располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук: грУпп а [ груп: а], вАнн а [ ван: а] ;
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: милл иОн [м’ил ‘иОн], акк Орд [ак Орт], аллЕя [ал ‘Эй’а] ;
- тся, ться в глаголах -> [ца] : умываться [умывац а] -;
- -тск- в прилагательных -> [цк] : детск ий [д’эцк ‘ий’] .
Другие сочетания
- В окончаниях имён прилагательных ОГО , ЕГО согласный Г произносится как [в]: красного [краснав а], сине го [синив а] .
- Звук [щ’]
может быть обозначен многими способами (см. ) :
- буквой щ: щ едрость [щ’эдраст’ ] ;
- сочетаниями согласных:
- шч: веснушчатый [в’иснущ’итый’] ;
- жч: перебежчик [п’ир’иб’эщ’ик] ;
- сч: счастье [щ’ас’т’й’э], разносчик [разноц’ик] ;
- зч: рассказчик [раскащ’ик], перевозчик [п’ир’ивощ’ик] ;
- стч:;
- здч: объездчик .
Использованная литература:
- Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. — М.: Просвещение,2009.- 192с.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.
Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.
Классификация гласных:
1) степень подъёма спинки языка (способ образования): гласные верхнего подъёма: и, ы, у; гласные среднего подъёма: э, о; гласный нижнего подъёма а.
2) место подъёма спинки языка (место образования) : гласные переднего ряда: и, э; гласные среднего ряда: ы, а; гласные заднего ряда: у, о;
3) участие или неучастие губ: гласные лабиализованные (огубленные): о, у; нелабиализованные (неогубленные): а, э, и, ы.
По широте раствора рта гласные разделяются на широкие (акустически более звучные): а; средние (акустически средней звучности): э, о; узкие (акустически наименее звучные): и, ы, у.
Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает различные преграды.
Классификация согласных:
1) согласные сонорные, образуемые с помощью голоса и незначительного шума: м, н, л, р, j;
2) согласные шумные, подразделяемые на шумные звонкие, образуемые шумом в сопровождении голоса: б, в, г, д, ж, з, и шумные глухие, образуемые только с помощью шума, без участия голоса: п, ф, к, т, ш, щ, с, х, ц, ч.
2. Место образования:
1) согласные губные, подразделяемые на губно-губные: б, п, м и губно-зубные: в, ф;
2) согласные язычные, подразделяемые на переднеязычные, к которым относятся зубные т, д, с, з, ц, н, л и нёбно-зубные ш, щ, ж, ч, р;
3) среднеязычные (задненёбный) j;
4) согласные заднеязычные (задненёбные) к, г, х.
3. Способ образования:
1) согласные взрывные (смычные): б, п, д, т, г, к;
2) согласные фрикативные (щелевые): в, ф, з, с, ж, ш, щ, j, х;
3) аффрикаты ц, ч;
4) согласные смычно-проходные, к которым относятся носовые м, н и боковой л;
5) дрожащий р.
4. Отсутствие или наличие палатализации: согласные твёрдые, образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме ч и щ), и мягкие, образуемые с такой дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме ц и ш).
Звуковой разбор слова:
1. скажи слово и послушай себя;
2. найди ударный слог и произнеси слово по слогам;
3. протяни первый звук в полно слове, назови его и охарактеризуй;
4. обозначь выделенный звук условным значком;
6. проверь, получилось ли слово.
Слова должны быть: не сложные для восприятия.
Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (йо) и многое другое.
2) Подготовка и проведение урока обучения чтению басен: И.А. Крылов «Мартышка и очки».
Басня – небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.
Последовательность работы над басней:
2. викторина по материалу прочитанных басен;
3. беседа о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать.
II. Чтение басни учителем или прослушивание записи фонохрестоматии, просмотр фильма.
III. Беседа эмоционально-оценочного плана.
IV. Анализ конкретного содержания басни:
1. уточнение структуры и композиции басни;
2. выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт;
3. установление главной мысли конкретного содержания басни.
Классификация звуков русского языка (гласных и согласных) строится на противопоставлении одних классификационных признаков другим.
В современном русском языке звуки характеризуются по акустическим и артикуляционным признакам.
Акустическая характеристика звуков русского языка
Таблица № 1
Характеристика звуков русского языка
[и], [ы], [у], [а], [э], [о] |
Согласные | ||||
Сонорные [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ] |
(консонанты) | ||||
[б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж ̅ "] |
[к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш ̅ " ] |
||||
Непарные глухие [ц], [ч’], [ш ̅ ’], [х] |
Основным органом, влияющим на акустику звука, являются голосовые связки.
Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса – музыкального тона и отсутствием шума. Напряжение голосовых связок при произнесении гласных наиболее сильное. В современном русском языке 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [а], [э], [о]. Они могут быть в сильной (под ударением) и в слабой (безударной) позиции. В безударной позиции наблюдается редукция звука, когда он произносится наиболее кратко и слабо. Редукция гласных в русском языке в основном представлена следующими звуками: [и э ], [ы э ], [а], [ʌ], [ь], [ъ].
По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные и шумные.
Сонорные ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], ) характеризуются тем, что в них голос преобладает над шумом.
Акустической основой шумных согласных является шум. Среди шумных различаются глухие и звонкие.
Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"].
Глухие образуются без участия голоса, с помощью шума. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅"].
В учебной литературе обычно указывается, что большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"], [д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅"], [ц], [х], [х"], [ч"].
Но в действительности, в потоке речи и в вариантном произнесении, эти звуки имеют пары. См. задание № 11 (пункт 1.4).
Характеристика звуков по месту и способу образования
Характеристика гласных по месту образования
Классификация гласных по месту образования учитывает:
– степень подъема языка,
– место подъема языка,
– участие или неучастие губ.
Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени подъема языка различаются гласные:
– верхнего подъема [и], [ы], [у];
– среднего подъема [э], [о];
– нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных:
– переднего ряда [и], [э];
– среднего ряда [ы], [а];
– заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на:
– лабиализованные (огубленные) [о], [у];
– нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].
Таблица № 2
Характеристика гласных по месту образования
ПОДЪЕМ |
Передний |
Средний |
Задний |
Верхний | |||
Верхне-средний | |||
Средний | |||
Средне-нижний | |||
Нижний | |||
Огубленность – Неогубленность |
Нелабиализованные |
Лабиализованные |
Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.
Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.
Звук
- это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы
- это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а
). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т
) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З
], а пишем С
) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.
Гласные звуки
Гласными называются звуки , в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.Гласных звуков шесть - а, о, у, э, ы, и
, но на письме они обозначаются десятыо буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я
. Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа - ехать - [j"э
]хать, ёжик- [j"о
]жик, юла - [j"у
]ла, яма-[j"а
]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j"
].
Согласные звуки
Согласными называются звуки , которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких" согласных и 10 глухих.
Звонкие - б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ
Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.
Произносим: [сат ], [хлеп ], [морос ], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба ], а пишем косьба.
Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.
Остальные четыре звонких -
р, л, н, м и четыре глухих -
х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих -
ж, ч, ш, щ.
Все согласные, кроме шипящих и
ц могут быть и твердыми, и мягкими.
Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые.
Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.
Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.
Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова:
стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.
Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие" ч, щ - всегда мягкими. После ц ь (мягкий знак) никогда" не пишется (палец, колодец, огурец ), а после шипящих ж, ш , а также ч,_щ ь (мягкий знак) иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, режь, туч, сторож ).
Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо
;
2) постановкой после согласного букв и
, е
, ё
, ю
, я
; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц
") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый
.
В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)
Слог
Слогом
называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.
В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.
Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий
). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла
).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.
Ударение
Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе -рестора н, торго во-промы шленный ).
Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому они называется свободным (кни" га, бума" га, переде" лка ).
Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.
Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской ).
Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка ).
Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у же и уже , засы пать и засыпа ть , дома и до ма ).
Фонетический разбор
Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:
1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.
Образец фонетического разбора:
его [j"и-вo
] 2 слога, второй ударный
В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.
Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.
Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б"
] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например
: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан
и т.д.).
На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика » предлагается сделать частичный фонетический разбор .
1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).
2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .
Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :
[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]
(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .
б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).
Примечания:
- у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
- звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
- черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :
[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить
.
г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соотносительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .
3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].
Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и обратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Например, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .
Обозначение мягкости согласных на письме
В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:
При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.
Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях:
а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], белье - бе[л′йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глагола), а также наречий: вскачь, навзничь.
Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные звуки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].
При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].