Кто по преданию может достать меч кладенец. Меч-кладенец - магическое оружие богатырей. Древние мечи нашего региона

Меч кладенец - волшебное оружие богатырей из русского фольклора. Это оружие придавало силы мужественным героям русских сказок и помогало победить в любом бою. Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми. Меч-кладенец отличался от обычных мечей тем, что по всей его поверхности шла руновязь (на клинке, а иногда и на рукояти), т.е. определённые заклинания. Руновязь создавала особую энергетическую структуру, силу вокруг меча. То есть, меч-кладенец был оружием магического воздействия, или как сейчас сказали бы «волшебный меч». Самый известный меч-кладенец нашего недавнего прошлого – меч Богатыря Ильи Муромского, доставшийся ему из рук непобедимого великана Святогора. Но историки и исследователи русского языка до сих пор не сошлись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название.

Самой распространенной версией является та, что это слово происходит от слова КЛАД и соответственно означает спрятанное сокровище. Во многих сказаниях его действительно требуется разыскать в укромном месте или незнакомой стране. А заполучить его могли не все, а только богатырь, которого признает это разумное оружие и который может справиться с ним.

Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает "стальной" и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован. Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы.
УКЛАД - сырцовая сталь, которую получали из железной крицы. При нагреве крицы в раскалённом древесном угле происходило поверхностное науглероживание металла; в процессе охлаждения металла водой или снегом сталистый слой закаливался, становился хрупким и при ударе легко отделялся. Операцию повторяли до полного превращения крицы в листки. Наиболее крупные листки укладывали в раскалённые угли (отсюда название) и нагревали до сварки; раскалённая масса приобретала плотное строение. Из УКЛАДА изготовляли холодное оружие, шлемы, серпы и т.д. С появлением пудлингования (конец 18 в.) и разработкой массовых способов получения литой стали (2-я половина 19 в.) УКЛАД потерял значение.

Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.

А вот еще одна версия. Дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Кузнец изготавливал из железа разной твёрдости пруты и сковывал их в "косу", затем он вытягивал эту заготовку и ещё раз скручивал (процесс мог быть очень длительным). Когда скруток по мнению мастера было достаточно он придавал заготовке слегка увеличенную, в отличие от желаемой, форму клинка. Затем в специальный день (тогда ведали такое) или ночь кузнец проводил обряд уклада этой заготовки(произносились заветные слова), для чего выбиралось место со специальными свойствами почвы и именно там закапывался будущий меч, а сверху обычно воздвигался огромный валун. Спустя 10 лет (по разным источникам даты варьируются от 5 до 100 и более лет) эта заготовка извлекалась и отковывалась окончательно. Самое сложное в изготовлении такого меча в том, что извлечённую заготовку надо было проковывать за один раз, иначе металл терял свои восхитительные свойства (во время 10-летнего погребения окисление избавляло заготовку от ненужных примесей и создавало новые химические элементы, которые наделяли во время однократного нагрева поразительными свойствами будущий клинок). Но и это ещё не всё, остывать только что прокованный клинок должен был тоже специально. Кузнец садился на коня и мчался во весь опор, а сам в это время очень громко кричал заветные слова и рисовал в воздухе магические руны, призывая душу клинка войти в него. Таким магическим обрядом меч-кладенец "отпускался" . Было не много кузнецов-волхвов и такие мечи были крайней редкостью, поэтому стоили запредельно дорого. Такими мечами легко рубилась любая сталь и булатные мечи.

Есть версии, что он получил такое название, благодаря тому, что УКЛАДЫВАЛ целое вражеское войско на своем пути.

Также происхождение названия КЛАДЕНЕЦ может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius.

GLADIUS -
1) меч (как рубящее и колющее оружие)
2) убийство (licentia gladiorum C);
3) сошник, лемех
4) лопаточка для поднятия нитей основы (в ткацком станке)
Отсюда же скорее всего произошло и слово ГЛАДИАТОР.
GLADIATOR -
1) гладиатор (раб, военнопленный или вольнонаёмный), цирковой боец
2) головорез, душегуб
3) сабельный мастер, оружейник

Но в латинском есть еще схожее по звучанию слово.
CLADES -
1) несчастье, бедствие, ущерб
2) увечье, утрата
3) бич, гроза, разрушитель
4) поражение

А вот еще версия!
К-ЛАД-ЕНЕЦ. Обладание этим мечом означало овладение своим телом в совершенстве. Правильно писали, что кладенец нельзя изготовить, его можно только добыть(найти). Но найти его можно лишь пойдя за мудростью народной, овладев знаниями и умениями предков, т.е. генетической памятью, сокрытой в костях (костном мозге). К-ладу - к гармонии, мудрости и родовой памяти стремился обладатель кладенца.

Существует женский оберег - амулет ЛАДИНЕЦ. Он посвящен богине Ладе. Символ состоит из из восьми лучей, направленных против хода солнца.
А также есть и мужской оберег - амулет КОЛЯДНИК. (Вполне возможно, он мог называться и КЛАДИНЕЦ)! Колядник нес в себе энергию солнца. Лучи свастики имели правостороннее движение. Известно, что колядник все мужчины носили с детства, так как этот знак даровал мудрость в быту и смекалку в бою. Колядник считается символом бога Коляды, основная задача этого бога – постоянное обновление мира, который могучий Велес однажды привел в движение. Коляда нередко изображался с мечом в руке, но меч его не поднят над головой, а опущен к ногам. Это символ мудрости, так как только мудрый человек способен примирительно сложить оружие, когда глупец изготовится к бою. Вот и колядник в первую очередь дает своему обладателю мудрость. Таким образом, колядник является аллегорией победы света над тьмой, ведь Коляда всегда меняет мир к лучшему, двигаясь посолонь, по священному солнечному кругу. При этом колядник разрешено было носить лишь мужчинам, ведь мужчина – носитель родовой памяти и сотворяющий импульс вселенной. Женщины могли носить подобный оберег лишь непродолжительный промежуток времени, чтобы усилить в себе типично мужские качества – уверенность и смелость. Ладинец и Колядник символизируют «небесную семью». Сочетание этих двух славянских оберегов образует Огненную колесницу. Сочетание правосторонних и левосторонних вихревых энергетических потоков образует мощное энергетическое поле, которое сметает на своем пути любое зло, любой негатив.

А теперь хотелось бы вернуться к первой версии, где мечь попадал в руки хозяина из какого-либо тайника. В древние времена меч был символом доблести и воинской славы. Он не мог достаться просто так, такой клинок было необходимо заслужить. И давался он только тому герою, который способен этим мечом хорошо владеть, попасть он мог только в руки воина. Во всех былинах путь обретения такого оружия был очень трудным. Иногда это были очень длительные поиски и действительно, чтобы найти свой путь, настоящему воину нужно очень большое количество времени, сил и благоразумия. В некоторых сказаниях, чтобы обрести Меч Кладенец, дающий непобедимость, его необходимо было достать из могилы или подземного царства, иначе говоря, победить смерть. Таким образом, этот клинок являлся чем-то вроде моста, связывающего два мира, мир живых и мир мертвых, сам мог сеять смерть и давал своему владельцу сверхъестественную власть. Еруслан Лазаревич, сказочный герой, нашел этот меч под телом убитого воина Росланея. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря на поле брани. Это символ обретения знаний в воинском деле от мертвых к живым. Владелец меча получает от него уверенность в своих силах и непобедимость. Иногда даже волшебный меч-кладенец способен был оборачиваться в страшного змея. Чтобы справиться с такими задачами требовалась недюжинная сила и огромная мудрость, во время поисков сам воин обретал отвагу и бесценный опыт. Пройдя через такую инициацию можно действительно стать непобедимым. Испытания прибавляют мудрости, без которой любая мощь теряет смысл, а благоразумие может победить любого врага.В некоторых былинах главный герой получал его в наследство от отца, доблестного богатыря, но с одним условием. Получить оружие возможно было только, когда силы у юноши окрепнут настолько, чтобы поднять огромный валун, под который мудрый воин положил клинок. Это означает, что каждый мужчина, обучаясь боевому искусству, должен иметь терпение и стараться не опережать события, дожидаясь, пока его знания станут совершенными.

А не находится ли этот тайник-клад внутри нас?

В середине груди человека находится продолговатая кость, напоминающая кинжал. Состоит из 3 частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. Служит местом соединения верхних 7 пар ребер, внутри состоит из из губчатого костного вещества, богатого сосудами и содержащего красный костный мозг. Мечевидный отросток (лат. processus xiphoideus) - самая короткая и узкая часть грудины, образующая её нижний, свободный конец. Форма и величина отростка сильно варьируется. Обращенный книзу конец, прощупываемый через кожу, может быть притуплён или заострён, вилообразно расщеплён или иметь расположенное посередине отверстие.Он может более, чем тело кости, отступать назад, и тогда образует изменчивую по форме желудочную, или подложечную, ямку. Он может своим концом выступать вперед, и тогда обозначается на теле в виде выступа. Находится этот мечевидный отросток в районе солнечного сплетения.

Солнечное сплетение представляет собой место, где скоплено множество нервных окончаний, расположенных вне пределов центральной нервной системы. Врачи дали ему название «брюшной мозг». Тем самым они подчеркивают, что солнечное сплетение и мечевидный отросток - одни из наиболее важных центров нервных скоплений в организме человека. Именно через эти узлы осуществляется контроль и коррекция деятельности любого внутреннего органа. Также исследования показали, что во время сильных переживаний человек испытывает ноющую боль в передней стенке грудной клетки, как раз в районе солнечного сплетения. Таким образом ученые предположили, что в лимфатической системе есть определенный участок, который контролирует наши духовные качества. И именно поэтому во время сильных переживаний люди чувствуют сильную ноющую боль в области груди. Здесь же находится нервный центр (в радиусе 5-6 см вокруг мечевидного отростка), который при возбуждении, при сильном страхе дает команду к спазму, напряжению, сокращению целого ряда мышц, что и вызывает эмоции страха, тревоги и беспокойства. При спазме скапливаются продукты жизнедеятельности клеток и органов, так называемые шлаки и токсины, происходит самоотравление организма, нарушается обменный процесс.

В этой же области находится 3 чакра МАНИПУРА. Это хранилище энергии необходимой для жизни в этом мире. В плане судьбы чакра отвечает за волю, власть, успех, интеллект. Управляет работой органов желудочно-кишечного тракта, печенью, желчным пузырем, селезенкой, поджелудочной железой. Если чакра работает хорошо, то у человека сильная воля и высокий интеллект. Манипура отвечает за усвоение, накопление, трансформацию и распределение энергии по организму человека в целом. В общей энергосистеме человека эту чакру можно сравнить с турбиной электростанции, которая за счет своего вращения преобразует механическую энергию в энергию электрическую, поступающую далее в общую электросеть к конечным потребителям. Сила человека также кроется в чакре солнечного сплете­ния. Она формируется благодаря развитию уверенности че­ловека в том, что он знает кто он есть; создает сильный про­образ воина, крепко стоящего на ногах и уверенно отстаива­ющего свои права. Есть предположения, что именно в области солнечного сплетения находится душа человека.

А еще прямо перед мечевидным отростком на грудине расположена вилочковая железа. Свое имя вилочковая железа получила благодаря характерной форме, напоминающей трезубую вилку. Другое название этой железы - ТИМУС (thymus - греч. thymos = 1. тимьян; 2. душа, настроение, чувство), - центральный орган лимфоцитопоэза и иммуногенеза, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» T-клеток иммунной системы. Тимус является своеобразной "школой" ускоренного обучения клеток имунной системы, формирующихся из стволовых клеток костного мозга. Попав в вилочковую железу, новорожденные "солдаты" способны сражаться с вирусами, инфекциями и аутоимунными заболеваниями. Наиболее интенсивно обучение проходит в первые 2-3 года жизни, а ближе к пяти годам, когда защитников набирается на вполне приличную армию, функция вилочковой железы начинает угасать. К 30 годам она затухает практически полностью, а ближе к сорока от вилочковой железы, как правило, не остается и следа. Так как онатпростотрассасывается. Но у одних людей это происходит раньше, у других позже. Причины этой выборочной инволюции пока не ясны. Но медики уверены: чем позже это произойдет, тем лучше, так как вилочковая железа способна замедлять ход биологических часов организма..

Вилочковая железа совершенно не выносит стрессы (шум, температурные перепады, анестезия). Во время стресса железа сжимается, что приводит к снижению жизненной энергии. Стрессы требуют мобилизации всех Т-лимфоцитов, в результате чего вилочковой железе приходится в спешном порядке готовить новых защитников. Поэтому у человека, часто рискующего и нервничающего, вилочковая железа изнашивается и стареет быстрее..

Ослабленный тимус можно усилить посредством простейшего метода. Метод заключается в том, чтобы 10-20 раз легонько постучать рукой по месту расположения железы. Такое постукивание можно производить кончиками пальцев или легко сжатым кулаком, избирая приятный ритм. Таким способом можно за несколько секунд стабилизировать тело и наполнить его живительной энергией. Если каждое утро регулярно активизировать свой тимус и повторять эту процедуру несколько раз в течение дня, то уже через короткий промежуток времени почувствуете себя значительно более сильным. Вот только не рекомендуют пользоваться этим методом, если человек уже заболел.

Свое название ТИМУС получил благодаря растению ТИМЬЯН, благодаря схожести их форм. Но… я лично сомневаюсь, что именно форма была причиной названия этой железы. Может быть у древних было гораздо больше информации по поводу функциональных особенностей наших органов тела? Итак, давайте еще раз заглянем в этимологию уж самого ТИМЬЯНА. По одной – оно произошло от греческого «thymon» – сила, мужество. По другой его переводят как "дыхание жизни, дух". По третьей версии оно связано с греческим «thyo» - «совершать жертвоприношение».

В народной культуре тимьян является символом воинской доблести, мужской силы. Верили, что если носить при себе веточку тимьяна, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. В народе бытует поверье, что тимьян в подушке, дает здоровье и долголетие. Букетики тимьяна (чабреца) приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро. (Кстати, ЛАДАН по древне-русски звучал ТЕМЬЯН).

И еще одна интересная информация, которую я нашла в книге И.Брагиной и М.Брагина "Сверхвозможности воина". "Если очень быстро выполнять взмахи руками, имитируя движения крыльев (птиц или насекомых), то благодаря прямому воздействию на тимус (или, так называемую вилочковую железу) человек активизирует необыкновенную скорость реакции - настоящую сверхреакцию, и происходит это за счет выработки организмом особых гормонов, управляющих скоростью биохимических обменных процессов в организме. При этом одновременно происходит резкое повышение проводимости нервных путей для биоэлектрических сигналов, что определяет значительное возрастание скорости реакции на любые внешние воздействия, и это обусловлено психофизиологией человеческого организма."

P.S. Своеобразный языковой кульбит наблюдается со словом МЕЧ!

МЕЧ по-латински звучит GLADIUS.
GLADIUS напоминает русское слово КОЛОТЬ, что в свою очередь связано с функцией МЕЧА.
В латинском же языке есть слова:
METO - жать, косить, рубить, срезать, срубать
METUS - страх, боязнь, опасность, угроза; предмет страха
И эти переводы также связаны с функциями меча!

- «клад...» - обычно связывают со словом «класть», то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Также следует рассматривать другое значение слова «класть», а именно - меч-кладенец одним взмахом богатыря кладёт вражеское войско. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной » - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, отмечают его связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и лат. gladius .

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея . Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец » .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

  • Князь Олег Вещий
  • Илья Муромец - владеет мечом-кладенцом, прежде принадлежавшим Святогору .
  • Руслан из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила »
  • Буря-богатырь, коровий сын
  • Князь Петр из «Повести о Петре и Февронии »

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой » кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.

См. также

Напишите отзыв о статье "Меч-кладенец"

Ссылки

  • Долгов В. В. // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118-125.

Примечания

Отрывок, характеризующий Меч-кладенец

Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.
– Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни, – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу. – Как же вы не поймете, ваше превосходительство, милостивый государь, что растянуться по этому дефилею улицы деревни нельзя, когда мы идем против неприятеля.
– Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал.
Кутузов желчно засмеялся.
– Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши.
– Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции…
– Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают.
– Слушаю с.
– Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d"une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.]
К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна?
Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому:
– Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s"arreter et d"attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.]
Только что князь Андрей отъехал, он остановил его.
– Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu"ils font, ce qu"ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу.
Князь Андрей поскакал исполнять поручение.
Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге.
– Хорошо, хорошо, – сказал он князю Андрею и обратился к генералу, который с часами в руках говорил, что пора бы двигаться, так как все колонны с левого фланга уже спустились.
– Еще успеем, ваше превосходительство, – сквозь зевоту проговорил Кутузов. – Успеем! – повторил он.
В это время позади Кутузова послышались вдали звуки здоровающихся полков, и голоса эти стали быстро приближаться по всему протяжению растянувшейся линии наступавших русских колонн. Видно было, что тот, с кем здоровались, ехал скоро. Когда закричали солдаты того полка, перед которым стоял Кутузов, он отъехал несколько в сторону и сморщившись оглянулся. По дороге из Працена скакал как бы эскадрон разноцветных всадников. Два из них крупным галопом скакали рядом впереди остальных. Один был в черном мундире с белым султаном на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире на вороной лошади. Это были два императора со свитой. Кутузов, с аффектацией служаки, находящегося во фронте, скомандовал «смирно» стоявшим войскам и, салютуя, подъехал к императору. Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему.
Неприятное впечатление, только как остатки тумана на ясном небе, пробежало по молодому и счастливому лицу императора и исчезло. Он был, после нездоровья, несколько худее в этот день, чем на ольмюцком поле, где его в первый раз за границей видел Болконский; но то же обворожительное соединение величавости и кротости было в его прекрасных, серых глазах, и на тонких губах та же возможность разнообразных выражений и преобладающее выражение благодушной, невинной молодости.
На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул и оглянулся на такие же молодые, такие же оживленные, как и его, лица своей свиты. Чарторижский и Новосильцев, и князь Болконский, и Строганов, и другие, все богато одетые, веселые, молодые люди, на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях, переговариваясь и улыбаясь, остановились позади государя. Император Франц, румяный длиннолицый молодой человек, чрезвычайно прямо сидел на красивом вороном жеребце и озабоченно и неторопливо оглядывался вокруг себя. Он подозвал одного из своих белых адъютантов и спросил что то. «Верно, в котором часу они выехали», подумал князь Андрей, наблюдая своего старого знакомого, с улыбкой, которую он не мог удержать, вспоминая свою аудиенцию. В свите императоров были отобранные молодцы ординарцы, русские и австрийские, гвардейских и армейских полков. Между ними велись берейторами в расшитых попонах красивые запасные царские лошади.
Как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невеселый Кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи.
– Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович? – поспешно обратился император Александр к Кутузову, в то же время учтиво взглянув на императора Франца.
– Я поджидаю, ваше величество, – отвечал Кутузов, почтительно наклоняясь вперед.
Император пригнул ухо, слегка нахмурясь и показывая, что он не расслышал.
– Поджидаю, ваше величество, – повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа, в то время как он говорил это поджидаю). – Не все колонны еще собрались, ваше величество.
Государь расслышал, но ответ этот, видимо, не понравился ему; он пожал сутуловатыми плечами, взглянул на Новосильцева, стоявшего подле, как будто взглядом этим жалуясь на Кутузова.
– Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, – сказал государь, снова взглянув в глаза императору Францу, как бы приглашая его, если не принять участие, то прислушаться к тому, что он говорит; но император Франц, продолжая оглядываться, не слушал.
– Потому и не начинаю, государь, – сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, – выговорил он ясно и отчетливо.
В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянувшихся друг с другом, выразился ропот и упрек. «Как он ни стар, он не должен бы, никак не должен бы говорить этак», выразили эти лица.
Государь пристально и внимательно посмотрел в глаза Кутузову, ожидая, не скажет ли он еще чего. Но Кутузов, с своей стороны, почтительно нагнув голову, тоже, казалось, ожидал. Молчание продолжалось около минуты.
– Впрочем, если прикажете, ваше величество, – сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала.
Он тронул лошадь и, подозвав к себе начальника колонны Милорадовича, передал ему приказание к наступлению.
Войско опять зашевелилось, и два батальона Новгородского полка и батальон Апшеронского полка тронулись вперед мимо государя. Меч - весьма древнее оружие, поэтому противопоставление "домонгольское" - "послемонгольское" не очень уместно. На скифских погребальных статуях, вероятно, изображавших усопших, изображен меч-акинак. Скифы поклонялись мечу, символизирующему бога Ареса. Мечи были достоинством скифской знати. Элементы ножн меча обнаружены среди пшеворских находок (древние славяне начала нашей эры). В VII веке славяне заявляют, что будут повелевать другими народами, пока "будут мечи и война", хотя основное оружие славян - копья. Меч - признак знати. В легенде о хазарской дани поляне дают дань мечами, что можно трактовать подчинение военной знати полян хазарскому кагану. Русы того периода поклоняются мечу, клянутся им, меч имеет сверхъестественные свойства (убитый им становился рабом на том свете, иссечение собственным оружием - позор для руса и пр., а в русских сказках меч может и убить и оживить богатыря). Меч даруется русу при рождении - передается меч отца. Меч - княжеское оружие на Руси ("не напрасно князь меч носит". В рассказе об Андрее Боголюбском встречаем скифо-руские мотивы: у него хранится меч святого Бориса (одного из первых ростовских князей), а после убийства Андрею отрубают руку, почти как это делали скифы, принося жертвы Аресу.
Так что же такое "кладенец"? Это не просто меч! На Руси были отличные франкские и собственные мечи. Арабы складывали о них легенды: говорили, что они "сулеймановы", то есть сделаны самим Соломоном (насколько я понимаю в исламской мифологии Соломон вообще связан с самыми волшебными технологиями), и что эти мечи можно согнуть пополам и они смогут без труда принять начальное положение. Последняя деталь нашла очень интересное объяснение в археологии. Арабы заявляют, что руские мечи столь ценны, что их добывают, даже разоряя могилы русов. Археологи обнаружили в могилах русов 2 согнутых пополам меча. Думается, что меч для руса был необходимым погребальным атрибутом, символом его судьбы, но, зная о ценности мечей русы сгибали мечи на тризне во время ритуальных воинских игр, а арабы, обнаруживавшие такие мечи придумали байку, что их можно разогнуть. Как видим, мечи из могил всё же добывали. Такие мечи вполне могли называться "кладенец". Можно сравнить с "колодой" ("кладой" - погребальным сооружением на котором сжигался усопший, или сродное "закладной покойник" (хотя может и не уместно). В чем сакральный смысл "кладенца"?
Если говорить о мече Ильи Муромца, то я не помню точно, откуда его кладенец? Первый вариант - он добывает кладенец, подняв камень. Второй вариант - меч Святогора. Первый вариант походит на обретение меча королем Артуром. (Меч из камня - отражение процесса ковки?) Второй вариант более походит на версию с покойниками и кладбищем, так как Святогор умирает, передавая часть силы Илье, а его отец, благословивший Илью, вообще, слепой - признак мертвеца. Так вот, на мой взгляд "кладенец" - меч добытый иным путем, нежели наследство, от уже мертвых предков или предшественников. Сравнить, например, с передачей Черной книги у колдунов - либо при жизни родственнику, либо колдун приходит после смерти и передает книгу и силу избранному им человеку, не всегда родственнику. Меч-кладенец может дать обычному человеку сверхъестественные силы.

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис : меч-кладенец .

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия , конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру , а всего лишь определением некоторой категории клинков.

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.
  • В советском художественном фильме «Иди и смотри » главный герой (подросток Флёра) откапывает в засыпанном окопе самозарядную винтовку , которая становится его пропуском в партизанский отряд .

См. также

Ссылки

  • Долгов В. В. «Волшебные мечи» в контексте религиозных воззрений человека Древней Руси // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118–125.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Меч-кладенец" в других словарях:

    Меч кладенёц см. меч Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. меч кладенец сущ., кол во синонимов: 3 … Словарь синонимов

    Меч кладенец. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Меч кладенец, меча кладенца … Орфографический словарь-справочник

    Добрыня Никитич. Фрагмент картины Виктора Васнецова «Три Богатыря» Меч кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого… … Википедия

И придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника.


Добрыня Никитич . Фрагмент картины Виктора Васнецова «Богатыри »
Информация и данные
Автор фольклор
Общая информация
Тип волшебный меч
Предназначение холодное оружие

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис : меч-кладенец .

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах , относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия , конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру , а всего лишь определением некоторой категории клинков.

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея . Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец » .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

В современной культуре

  • Также меч-кладенец фигурирует в некоторых романах жанра фэнтези, таких как «Остров Русь » (Юлий Буркин , Сергей Лукьяненко).
  • Меч-кладенец фигурирует в сюжете пародийной сказки «Кащей Бессмертный» российской рок-группы «Сектор Газа » (1994).
  • В кинофильме 2017 года «Последний богатырь » сюжет строится вокруг поиска меча-кладенца - отыскать его сумел лишь истинный сын богатыря, коим оказался главный герой Иван.

См. также

Примечания

  1. , Меч-кладенец, с. 260.
  2. Словарь (архаические, диалектные и другие малопонятные слова и выражения) // Былины: В 25 т. / СПб.: