Лагаш — богатый город. Город - государство лагаш - история - познание - каталог статей - роза мира Договор между городами лагаш и умма

На юге Месопотамии в первой половине 3 тыс до н.э. проживало шумерское население. Именно здесь,в это время существовала целая группа крупных шумерских городов. Это были такие города как Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Исин, Ниппур, и Киш .

В 3 тыс, до н.э. в Шумере наблюдался экономический подъем. Здесь активно развивалось земледелие и стали более широко применяться металлические орудия труда. Шумерские мастера овладели методами литья, клепки, паяния. Они научились изготовлять бронзу. Из меди, золота и серебра изготавливались различные украшения. В строительстве применялся глинянный кирпич. Из дерева изготавливались повозки, колесницы, лодки, различная мебель. Происходит отделение торговли от ремесла. Появляються специальные торговцы - дамкары, которые занимались только куплей и продажей различных товаров. Мерилом стоимости при этом служили скот и зерно, но уже используется и металлический эквивалент - медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном. Очень часто ведуться войны. Появляются рабы из числа пленных. Их считали по головам (саг). Рабов клеймили, забивали в колодки. Рабыни занимались ткачеством и другими занятиями, использовались как землекопы на постройке каналов. Рабы могли быть храмовыми и частными.

Земля в шумерском городе делилась на две части. Одна находилась в собственности общины, другая в собственности храмов. В начале раннединастической эпохи (28 - 27 века до н.э.) во главе государства стоял эн - верховный жрец (иногда жрица) города государства. Он руководил храмами, наблюдал за городским строительством, сооружением оросительной системы, смотрел за жизнью общины. Иногда употреблялся термин лугаль , который означал "хозяин, господин, царь". Однако часто лугаль был другим лицом, не верховным жрецом и руководил только военными отрядами.

В дальнейшем во главе шумерский городов государств становятся правители с титулом энси или лугаль. Вначале армия в таких городах состояла из народного ополчения, но вскоре появляется довольно сильная армия, состояшая из боевых колесниц, тяжеловооруженных воинов и также легких пехотинцев.

Первый раннединастический период (28 - 27 века до н.э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением первой Кишской династии. Затем стал возвышатся Урук. Во втором раннединастическом периоде (27-26 века до н.э.) влияние Киша снижается и правитель Урука Гильгамеш освобождает свой город от кишской гегемонии. Он и его приемники контролировали огромную территорию, возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах.

В третий раннединастический период (25-24 века до н.э.) на севере выдвигается город Упи-Акшак, а на юге Ур, где правит первая династия. Захоронения царей этой династии известны своим богатством и многочисленными предметами украшений. Вскоре гегемония стала переходить к правителям города Лагаша, где правила династия, основанная Ур-нанше. Наибольшего могущества Лагаш достиг при его внуке - Эаннатуме, который подчинил себе почти весь Шумер. Вскоре в Лагаше происходит переворот - к власти приходит новый энси - Уруинимгина (2318-2312 гг. до н.э.), который проводит важные экономические реформы в государстве. Они были записаны и являются одними из первых письменных форм правовых норм.

Но одновременно усиливается давний противник Лагаша - Умма. Во время правления Лугальзаггеси произошло его слияние с Уруком, и новое государство сумело объединить под своей властью Ниппур, Ларсу, Адаб, а затем и Киш. Вскоре Лугальзаггеси совершил поход на Лагаш, разорил его и подчинил себе. На четверть столетия Лукальзаггеси смог создать объединенное Шумерское царство во главе с Уммой. Однако это объединение было очень ненадежным. Вскоре Шумер был завоеван Аккадом .

В Шумере зародилась клинописная письменность. Писали на сырых глинянных табличках, которые позже обжигали. Слово или понятие изображалось в виде особого значка, состоящего из нанесенных на глину клиновидных палочек.

Ур — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), существовал с IV тысячелетия до IV века до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, на западном берегу реки Евфрат. Одним из первых европейцев курган над городом посетил в 1625 году итальянец Пьетро делла Валле, обнаруживший здесь кирпичи с клинописью.

Первые раскопки Ура были произведены в 1854 году служащим британского консульства в Басре Д. Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или в глиняных сосудах. В 1918 году в Уре вел раскопки Р. Кэмпбелл-Томпсон, а в 1919−22 гг. — Г. Р. Холл.

Самые масштабные раскопки города начались в 1922 году под руководством сэра Леонарда Вулли. 42-летний Вулли возглавил совместную американо-английскую экспедицию Британского музея и Пенсильванского университета, получившую изрядные средства на раскопки Ура. Вулли копал там тринадцать лет, нанимая до 400 рабочих. Но город оказался столь большим, а культурный слой столь глубоким, что экспедиция смогла за это время раскопать лишь незначительную часть холма, а к нижним слоям добрались на крохотном участке. Место раскопок представляло собой очень глубокий сужающийся книзу котлован. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — гробница царицы Шубад, штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные ученым струнные музыкальные инструменты. Большинство экспонатов поступило в Британский музей. Также под руководством Вулли был освобожден от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре.

Наиболее многочисленные и интересные памятники, вскрытые раскопками, датируются временем правления I и III династий Ура. Ко времени правления I династии (XXV в. до н. э.) относятся 16 царских гробниц, в которых были найдены многочисленные образцы роскошной утвари из золота, серебра, алебастра, ляпис-лазури, обсидиана и др. материалов, иногда с применением мозаичной техники.

2 Лагаш

В 1877 году в иракский город Басру приехал вице-консул Франции Эрнест де Сарзек. Как и многие другие дипломаты той поры, работавшие на Ближнем Востоке, он страстно интересовался древностями и все свободное время посвящал обследованию ближних и дальних окрестностей Басры. От местного населения он услышал рассказы о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры.

Прибыв на место, Сарзек приступил к раскопкам. Они продолжались несколько лет и увенчались успехом. Под целым комплексом оплывших глинистых холмов Сарзек обнаружил руины Лагаша, а самое главное — огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек, пролежавших в земле почти четыре тысячелетия.

Как оказалось, Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тысячелетии до н. э.

В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки Лагаша. В 1929—1931 годах здесь работал Анри де Женильяк, а затем еще два года — Андре Парро.

3 Ниппур

Ниппур — один из древнейших городов Шумера, расположенный на Евфрате, к югу от отделения притока Итурунгаль. Ниппур был священным городом для древних шумеров, там находился храм главного бога шумеров — Энлиля.

В 1889 году в предполагаемом месте расположения Ниппура приступила к работе американская экспедиция во главе с Дж. Петерсом и Г. Гильпрехтом. Кроме них, в экспедицию входили X. Хейнес — фотограф, хозяйственник — и еще три археолога. В районе раскопок города Ниппура было несколько холмов. Археологи пронумеровали их и начали с холма № 1. В нем они нашли руины царского дворца, в холме № 5 обнаружили целую библиотеку «глиняных книг». Но в это время неожиданно вспыхнула межплеменная борьба арабов. И археологи вынуждены были покинуть место раскопок.

Лишь через год решились вернуться в Двуречье двое из бывшей группы — Дж. Петерс и X. Хейнес. В этот раз археологи открыли и тщательно обследовали зиккурат, а в холме № 10 нашли храм и 2 тысячи «глиняных книг».

В 1948 году после долгого перерыва американские археологи вновь вернулись в Ниппур. В этот раз они нашли древние религиозные статуэтки, судебные протоколы, таблички с хозяйственной отчетностью. Позже, в 1961 году, американская экспедиция нашла в одном месте, названном «кладом», более 50 фигурок, по которым можно было определить религиозные традиции местного населения.

4 Эриду

Эриду — один из древнейших городов Шумера. По шумерской мифологии это самый первый город на Земле. Первые археологические работы в Эриде провёл в 1855 году Джон Тейлор. Он очертил обширную пятиугольную платформу, окруженную кирпичной стеной и снабженную лестницей, посередине которой имеются остатки многоэтажной башни.

Следующие серии раскопок последовали в 1918—1920 и в 1946—1949 годах, их организовал Иракский департамент античности. В экспедициях принимали участие Р. Кемпбелл Томпсон, Фуад Сафар и Сетон Ллойд. Археологов привлекла легенда о том, что Эриду существовал ещё до потопа. Выяснилось, что самый ранний из открытых храмов был построен на рубеже V тыс. до н. э.

За время раскопок был обнаружен зиккурат, открыты сырцовые дома и общественные здания, а также руины фундаментов многократно возводившихся храмов, возведенные на месте ранних святилищ на платформах в форме прямоугольных помещений (они были построены из сырцового кирпича), в том числе — храм (размером с комнату) первых поселенцев и храм Эа с остатками жертвоприношений — костями рыб. Обнаружены также остатки царского дворца. В обнаруженном некрополе Эриду убейдского времени насчитывалось около 1000 могил из сырца с заупокойным инвентарем, пищей, посудой. Найдены также культовые предметы, керамика, орудия и др.

Храмы на месте поклонения святыне воссоздавались и перестраивались в течение столетий. Археологи очертили 18 горизонтов и выделили 12 храмов, регулярно перестраивавшихся и восстанавливавшихся на одном и том же месте.

5 Борсиппа

Борсиппа — шумерский город, расположенный в 20 км юго-западнее Вавилона. Борсиппа знаменит остатками большого зиккурата, высота которого даже в наше время составляет около 50 метров, который долгое время ошибочно принимали за знаменитую Вавилонскую башню.

Первые раскопки зиккурата Борсиппы начал в середине XIX века Генри Равлинзон. В 1901—1902 годах там вел раскопки Роберт Колдевей. В 1980 году в Борсиппе начались австрийские раскопки, которые сконцентрировались на исследовании храма Эзиды и зиккурата. Работы прерывались во время иракских войн, но возобновлялись снова и снова. При раскопках было найдено множество табличек юридического содержания и некоторое количество литературных и астрономических текстов. Они относятся в основном к поздним периодам, начиная с халдейской династии.

Поселение Лагаш возникло, по-видимому, на рубеже 5 - 4 тысячелетий до н. э.

Долгое время считалось, что древний город Лагаш соответствовал городищу Телло (древний Гирсу), но сейчас учёные локализуют его в Тель Эль-Хибба, грандиозном городище в 480 гектаров в 20 км к юго-востоку от Телло и 15 км к востоку от современного города Шатра.

Шумерские цари страны Лагаш (SHIR.BUR.LA ki) правили на территории ок. 3000 км2, к югу от собственно страны Шумер.

О древнейшей истории Лагаша известно мало. В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. «Место ворон» , совр. Эль-Хибба) в Гирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. «Священный город» - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности «писца страны без возраста» , и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

Лагашские правители носили титул энси и получали от совета или народного собрания звание лугаля (царя) только временно, вместе с особыми полномочиями, на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.

1-я династия Лагаша

Первым известным в истории царём Лагаша считается Ур-Нанше. Он также был родоначальником 1-ой династии Лагаша. Ур-Нанше заложил основы будущего могущества Лагаша так как способствовал укреплению земледелия, постройке оборонительных стен вокруг древнего Лагаша, и возведению новых храмов.

В 25 - 24 вв. до н. э. идёт усиление нома Лагаш. В то время там правила I династия правителей Лагаша. По богатству лагашское государство уступало разве только южношумерскому государству Уру-Уруку. Лагашский порт Гуаба (букв. «Берег моря» ) соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и Индией. Лагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город Умма. С Уммой к том же в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между этими двумя номами плодородного района Гуэдену.

При царе Лагаша, Эанатуме который правил около 2400 до н. э. Лагаш смог победить в этой борьбе и покорить Умму. Лагашцы смогли подчинить соседние города Ур, Адаб, Акшак и также совершать походы в Элам.

Эанатум

Следующим великим царём Лагаша можно считать Эанатума. При нём Лагаш начал усиливаться. В его царствование давний враг Лагаша, город Умма, отложился от него и начал войну с лагашцами. Двое энси (правителя) Уммы, Ур-Лума и Энкале, совершали военные походы против Лагаша, но оба окончились неудачей. Эанатум покорил уммийцев и вновь заставил их выплачивать дань Лагашу.

Эанатум также совершил несколько военных походов в Междуречье, покорив города Урук и Ур. Вскоре ему пришлось столкнуться с опасной коалицией северных шумерских городов и эламитов. Города , Акшак, и эламиты объединили свои силы и напали на Лагаш. Эанатум смог разбить врагов и прогнать эламитов, а шумерские города привёл к покорности. Когда он умер, Лагаш стоял на вершине могущества в Междуречье.

После смерти Эанатума, власть в стране принял его брат Энаннатум I, затем его сын Энметена. Около 2350 до н. э. ему пришлось вести повторные войны с Уммой, так как уммийцы продолжали враждовать с Лагашем из за полосы Гуэден. Энметена смог победить Умму и поставить там своего правителя. Но уммийцы, видимо, сумели сохранить независимость и продолжали враждовать с Лагашем.

Жрецы бога Нин-Нгирсу

В то время вторыми по могуществу лицами в Лагаше были верховные жрецы бога Нин-Нгирсу. После пресечения рода царя Ур-Нанше верховную власть в Лагаше (около 2340 до н. э.) забрал в свои руки некто Дуду, кто был жрецом бога Нин-Нгирсу. Его наследники Энентарзи и Лугальанда были весьма непопулярными правителями, об их правление в Лагаше осталась очень недобрая память. И Энентарзи и Лугальанда более пеклись о преумножении своего богатства. Не менее 2/3 храмовых хозяйств перешли во владение правителя - энси, его жены и детей. Лагашцы облагались тяжёлыми податями и налогами, которые разоряли население. Владычество жрецов длилось до 2318 до н. э., когда Лугальанда был низложен новым царём Лагаша - реформатором Уруинимгиной.

Правление Уруинимгины

Приход власти Уруинимгина (правивший в 2318 до н. э. - 2311 до н. э.) был хотя и бескровным, но довольно насильственным. Предыдущий энси Лугальанда, которой разорял страну поборами, был им низложен. Простое население Лагаша, видимо, привествовало эту смену власти. Уруинимгина действительно был довольно популярным правителем. Он снизил многие налоги и не разрешал чиновникам грабить народ. Он также возвратил многие захваченные частными лицами земли, храмам, что, видимо, могло способствовать умиротворению жреческого сословия Лагаша. При Уруинимгине лагашцы опять вели тяжёлые войны с их давними соперниками - уммийцами, от которых Лагаш потерпел нескольно унизительных поражений. Хотя войны эти так и закончились ничем, Лагаш был довольно ослаблен. Когда в 2311 до н. э. в Лагаш вторглись войска великого царя Шаррумкена (Саргона Великого), основателя Аккадского государства, Лагаш не имел сил чтобы успешно противостоять нашествию. Нгирса - столица Лагаша была захвачена, а сам Уруинимгина пропал без вести. Лагаш более чем на столетие попал под власть Аккада. 1-я Династия Лагаша, таким образом, прекратила своё существование.

Подчинение Аккаду

Правление аккадских царей было довольно жестоким, они контролировали практически весь регион Междуречья. Под властью Аккада оказались также и много шумерских городов. Однако покорённые ими шумеры продолжали сопротивлятся. Против аккадцев поднимались частые восстания, к которым присоединялся и Лагаш. Однако эти восстания большей частью не были успешными. Шумеры постоянно терпели поражения, и Аккадские цари не замедляли наказывать восставших. Наиболее жестоким считается Римуш, при нём Лагаш был сильно опустошён и потерял множество людей. Однако аккадцы удерживали власть в Лагаше, немногим больше века. После смерти их последнего царя Шаркалишарри, и распада Аккадского государства под натиском племён кутиев, Лагаш смог вновь вернуть себе самостоятельность.

2-я Династия Лагаша

Первые послеаккадские правители Лагаша, были довольно незначительными фигурами, и сведений о них сохранилось мало. Расцвет Лагаша начинается с царя Ур-Бабы, которой смог завоевать Ур и Урук. Последний энси Лагаша - Наммахани, был союзником царя кутиев Тирикана в его исторической битве с царём Урука, Утухенгалем. Это сражение произошло около 2109 до н. э. Кутии потерпели сокрушительное поражение от урукцев, и потеряли своё влияние в Междуречье. Мощь Лагаша тоже была подорвана, но лагашцы сумели сохранить свою самостоятельность. Однако спустя несколько лет после поражения, Лагаш всё таки был завоёван царём Ура - Ур-Намму. Лагаш попал под власть урцев и больше, как независимое государство, не возрождался.

Литература

  • Sauvage, Martin , Lagaš (ville) // Dictionnaire de la Civilisation Mésopotamienne. Sous la direction de Francis Joannès. Paris, 2001. P.453.
  • Lafont, Bertrand , Lagaš (rois) // Dictionnaire de la Civilisation Mésopotamienne. Sous la direction de Francis Joannès. Paris, 2001. P.453-456.

См. также

  • Лагаша 1-я Династия
  • Лагаша 2-я Династия

2355 год до н. э.

Почти в то же время, что и в Египте, может быть даже немного раньше, история начинается в Шумере (если повторить заглавие книги шумеролога Крамера).

Шумер занимал южную часть Месопотамии. Последнее название составлено из греческих слов «Месо» (в середине) и «Потамос» (река). Оно дано низменной области с засушливым климатом, по которой протекают Тигр и Евфрат, их воды сливаются недалеко от Персидского залива.

Сухая равнина благодаря двум великим рекам стала плодородной и удобной для развития поливного земледелия. Есть немалое сходство в положении Месопотамии и Египта, но имеется и отличие. Месопотамия - открытое, незащищенное пространство. Она открыта торговым потокам, и в этом ее преимущество. Но она также открыта вторжениям, поэтому Месопотамия не знала продолжительного, постоянного политического единства.

К концу IV тыс. до н. э. из земледельческих общин появляются города-государства. Вероятно, в основе первых форм власти лежала потребность в совместном строительстве плотин и оросительных каналов. Сначала города-государства возникают в стране Шумер, на крайнем юге Месопотамии. Шумеры, язык которых не похож ни на какой другой из ныне известных, пришли, вероятно, с востока, может быть по морю.

Каждый город находился под покровительством местного божества, представителем которого был царь-жрец. Среди этих городов упомянем Ур (откуда, согласно Библии, пришел Авраам), Урук, Эриду, Лагаш, Умму.

Образование шумерских городов совпадает по времени с появлением письменности.

Клинопись

В отличие от Египта, где близлежащие горы позволяют добывать камень в изобилии, в Месопотамии камень использовали мало (сохранилось всего несколько статуй и стел). Царские дворцы и храмы-зиккураты в виде многоэтажных башен строились из высушенной глины, поэтому теперь археология имеет дело только с сохранившимися фундаментами.

Письменность вначале, как и в Египте, состояла из маленьких рисунков-пиктограмм. Но в то время как в Египте иероглифы вырезались на камне или писались на листьях папируса (нильское водяное растение), письмена шумеров наносились на таблички из мягкой глины, которые затем высушивались или обжигались. Знаки наносились очиненными тростниками в виде выдавленных гвоздиков или клинышков (отсюда и название клинопись). По причине такой техники первоначальные рисунки стали быстро упрощаться и превратились в набор клиновидных значков совершенно абстрактной конфигурации.

Шумерское общество

Подобно египетскому, шумерское общество было иерархичным. Масса населения состояла из свободных крестьян, жестоко эксплуатируемых военно-религиозной знатью.

Царь (лугаль - большой человек или энси - правитель, государь) одновременно представлял бога, покровителя города. Расцвет самобытной шумерской, затем месопотамской цивилизации напрямую связан с развитием торговых связей. В Египте торговля являлась монополией государства и сводилась в основном к внешней торговле. Месопотамия же - открытая страна, где пересекаются между собой многие торговые потоки, где можно встретить товары, привезенные из горных областей Севера и со Средиземноморья. Купцы здесь играли большую роль, а клинопись использовалась не только в религиозных и политических целях, но и для нужд торговли (опись товаров, торговые соглашения). Оттиски каменных гравированных цилиндров на глиняных табличках заменяли печати и подписи.

Цари-жрецы и чиновники на службе нередко злоупотребляли своей властью, что стало причиной одного из первых социальных кризисов, отмеченных историей.

Урукагина, царь Лагаша, и его социальный переворот

Об этом социальном кризисе мы имеем удивительное свидетельство очевидца. Население шумерского города-государства Лагаша состояло из крестьян, ремесленников, рыбаков, моряков и купцов. Эти свободные люди пользовались определенной независимостью, и даже самые бедные имели какое-то имущество - клочок земли, дом, скот.

Но большая часть земель находилась в собственности бога (т. е. храма и его жрецов) и царского дворца.

Правитель-ишакку был светским представителем местного божества. Под предлогом войн, которые вел Лагаш против соседних городов, особенно северного соседа Уммы, царь и знать повысили налоги, усилили поборы, захватили земли храма и жрецов.

Историк из Лагаша, свидетельства которого найдены современными учеными, дает подробное описание этих злоупотреблений. Смотритель над лодочниками захватывал лодки. Смотритель над скотом захватывал крупный и мелкий скот. Смотритель над рыбными угодьями захватывал рыбу. Когда житель Лагаша приводил во дворец барана для стрижки, он должен был платить пять шекелей (1 шекель - 8 граммов серебра). Когда торговец благовониями составлял благовония для умащений, ишакку получал пять шекелей, его визирь - один, а управляющий дворцом - еще один. Что же касается храма и его имущества, то ишакку завладел всем. Наш рассказчик говорит: «Быки бога пахали луковые наделы ишакку; луковые и огуречные наделы ишакку занимали лучшие земли бога». Самые уважаемые служители храма вынуждены были отдавать ишакку большое количество своих ослов, быков и зерна. Когда покойника приносили на кладбище для погребения, его родственники должны были платить ячменем, хлебом, пивом и всевозможными предметами домашнего обихода. По всей стране, от края до края, замечает рассказчик, «всюду были сборщики налогов».

Такое жестокое угнетение привело к революции: правящая династия была свергнута, власть перешла к новому правителю по имени Урукагина. Он ликвидировал большинство сборщиков податей и отменил незаконные поборы; положил конец угнетению и жестокому обращению, жертвами которых были бедняки. Он освободил город от ростовщиков, воров и преступников.

Урукагина заключил союз с богом Лагаша Нингирсу, обещая, что не потерпит, чтобы вдовы и сироты стали жертвами «сильных людей».

Но эти реформы (или это была революция?) Урукагины не укрепили город. Несколько лет спустя Урукагина был разбит царем Уммы Лугальзагеси; от этого поражения город Лагаш не смог более оправиться.

Эти события произвели такое большое впечатление на современников, что до нашего времени дошло четыре варианта описаний происшедшего.

Ассирийцы и халдеи

События, о которых мы только что рассказали, происходили в самом начале долгой истории Месопотамии. Победитель Урукагины Лугальзагеси на некоторое время объединил под своей властью всю страну Шумер. Однако в 2340 г. до Р. Х. он сам был побежден аккадским царем Саргоном, создавшим первую месопотамскую империю.

Аккад, расположенный на север от Шумера, был населен племенами, говорившими на семитском диалекте (из той же языковой семьи, куда входят арабский и еврейский). К концу III тысячелетия шумеры были окончательно поглощены семитскими народами, но их язык, перестав быть разговорным, остался языком религии подобно латинскому в средневековой Европе. Поскольку на нем более не говорили, появились словари, где шумерские слова давались в переводе на аккадский. Именно это обстоятельство позволило в наше время расшифровать шумерский язык.

Около 1100 г. до н. э. ассирийцы, пришедшие из горного северо-восточного района, установили над Шумером свое господство, так как у них было оружие из железа и конное войско. Одним из наиболее знаменитых правителей был Ашшурбанапал (668–631 гг. до н. э.). Позднее власть перешла к южанам-халдейцам, которые основали новую столицу - Вавилон. Царь Навуходоносор (605–562 гг. до н. э.) покорил евреев и часть из них вывез в Халдею. В VI в. до н. э. Месопотамия была завоевана персами и окончательно потеряла свою независимость.

Примечания:

В книге С. Крамера, откуда заимствован этот абзац, далее со слов древнего историка рассказывается о благодеяниях Урукагины: «Он отозвал смотрителей над лодочниками. Он отозвал смотрителей над крупным и мелким скотом. Он отозвал смотрителей над рыбными угодьями. Он отозвал сборщиков серебра, которые взимали плату за стрижку белых овец… И по всей стране, от края до края, не осталось ни одного сборщика налогов» (С. Крамер. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 58–59).

Нижняя Месопотамия – страна шумеров. К началу 3 тысячелетия до н.э. здесь сложилось несколько городов-государств – Лагаш , Эриду, Ур, Урук, Ларса, Ниппур. Они располагались на естественных холмах и были окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40 – 50 тыс. человек. Правители этих городов носили титул лугаль ("большой человек") или энси ("жрец-владыка").

Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. Лагаш становится лидером среди городов шумеров. В середине 25 в. армия города Лагаш в жестокой битве разгромила своего извечного противника – город Умму. За время шестилетнего правления Уруинимгины, энси Лагаша (2318–2312 гг. до н.э.), были осуществлены важные социальные реформы, которые являются древнейшими на сегодняшний день правовыми актами в области социально-экономических отношений. Уруинимгина провозгласил лозунг: "Пусть сильный не обижает вдов и сирот!" От имени верховного бога города Лагаш он гарантировал права граждан, отменил некоторые налоги с ремесленников, уменьшил размеры трудовой повинности по строительству оросительных сооружений, ликвидировал полиандрию (многомужество) – пережиток матриархата.

Однако расцвет города Лагаш длился недолго. Правитель Уммы Лугальзагеси, заключив союз с Уруком, напал на Лагаш и разгромил его. Впоследствии Лугальзагеси распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей его государства стал Урук. А Лагаш медленно угасал, хотя его название еще изредка встречается в документах вплоть до времени правления и его преемника Самсуилуны. Но постепенно глина и пески поглотили город Лагаш.

В 1877 году в в пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, вице-консул Франции Сарзек обнаружил разрушенный Лагаш, а в нем – огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

Как оказалось, Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В городе Лагаш была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в 3 тысячелетии до н.э.

На других барельефах города Лагаш изображены быки с человеческими головами У некоторых быков вся верхняя часть туловища – человеческая. Это – отголоски древнего земледельческого культа быка.

Открытие Сарзека сбросило покров тайны, окутывавший шумерскую цивилизацию. Еще недавно по поводу шумеров в научном мире велись ожесточенные споры, некоторые ученые отвергали сам факт существования этого народа. А тут был найден не только шумерский город Лагаш, но и огромное количество клинописных текстов на языке шумеров!

В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки города Лагаш. Эти исследования Лагаша обогатили науку новыми многочисленными находками. Даже сегодня, когда прошло уже более ста лет со времени открытия города Лагаш, эти находки не утратили своего значения.