Наука о правильном написании морфем и слов. Что такое морфемы? Значение, виды и правописание морфем. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа

Правописание префиксов сначала кажется делом простым. Достаточно выучить основные группы. Дальше следует просто применять знания.100-процентная грамотность требует глубокого погружения в тему. Слова с префиксами делают язык полнее, богаче. Только постоянная практика, вдумчивое отношение позволят добиться отличного результата.

Вконтакте

Классификация морфем

После определения следует узнать: какие бывают приставки? Русский язык знает более 50. Они делятся на:

  • родные (в-, на-, про-, вос-);
  • иноязычные (архи-, суб-, контр-, экс-).

Правописание первых подчиняется правилам, вторые являются неизменяемыми и требуют запоминания.

Важно различать приставки и предлоги

Большинство русских префиксов образовались от предлогов . Самостоятельные слова присоединились к основе. Сначала требуется научиться выделять их. Приставка – это расположенная перед корнем морфема. Следует его найти. Затем подумать над грамотным написанием.

Внимание! Пример. Дан рассмотреть. Родственные слова: смотрящий, досмотр, усмотрение. Корень –смотр-, префикс рас-. Глагол пишется с двумя буквами «с».

Сводная таблица неизменяемых частей слова

Многообразие приставочных морфем отражает таблица.

Исконные (родные) Заимствованные (иностранные)
под-, над-, пере-, у-, с-, меж- ин-, дез-, контр-, де-, анти-
в-, во-, на-, об-, от-, по-, за-, до- экс-, ре-, суб-, дис-, архи-

Указанные морфемы пишутся всегда одинаково.

Правописание морфем

Грамотному человеку известно: единственной орфограммы правописания приставочных морфем нет .

Важно различать слова

Конкретный случай определяется:

  • ударением (разлив реки, розлив газированной воды);
  • значением слова (преемник – наследник, приемник – прибор);
  • первой буквой корня после морфемы (распустить, разрешить).

Важно ! Некоторые случаи написания в русском языке проверить невозможно. Они срослись с корнем. Значение скрыто. Контролировать себя следует по словарю . Пример: прилежание, причуда, преследователь.

Самая сложная орфограмма о префиксах

Применение орфограммы на приставки пре- и при- требует определенных навыков. Подходить к написанию следует вдумчиво.

Пре- пишется:

  1. Если морфема образовала слово со значением превосходной степени. К данной части речи можно поставить «очень», «слишком», «чрезвычайно». Пример: Пренеприятный = очень неприятный, премаленький = слишком маленький, превеликий = чрезвычайно великий.
  2. Без потери смысла заменяется пере-. Пример: Прерывание = перерывание.

Правописание тесно связано со значением слова . Часто оно определяется из текста. Пример: Скорый поезд прибывал (бывал = въезжал) на вокзал. Иван Иванович в это время пребывал (был = находился, пре- = пере-) в столице.

приставки пре- и при-

Вторая часть орфограммы на приставки пре- и при-. При- пишется:

  • если совершается неполное действие;
  • новое слово имеет значение близости, приближения;
  • получилось слово = присоединению.

Пример: Приучиться (присоединение к глаголу «учиться»), приехать (приближение), придержать (чуть-чуть держать).

Правописание приставок пре- в некоторых случаях рекомендуется заучить . Это слова: превратить, преградить, преодолеть, превратный, преподносить, прекословить.

При решении тестовых заданий на приставки пре- и при- не следует торопиться. Залог успеха – понимание смысла слова.

Правописание префиксов на согласную перед согласной

Приставка – это непостоянная морфема. Ее правописание зависит от первой буквы корня. Это префиксы на согласную:

  • воз-, вос;
  • из-, ис-;
  • раз-, рас-;
  • роз-, рос-;
  • через-, черес.

Если корень начинается на звонкую согласную, пишется з-, на глухую – с-.

Как пишутся приставки в наречие

Пример: Возраст – восстание; изделие – исход; разговор – расстроиться; розлив – роспись, чрезвычайный — чересполосица.

Буквы ц, ч, щ только глухие: уместно проверять написание произношением. Это вторая по трудности орфограмма.

Префиксы на согласную перед гласными

Это иногда меняющая написание корня морфема. Перед буквами я, ю, е, ё ставится твердый знак. Разъяснение, съёмный, но сэкономить.

После префиксов на согласную стоит буква «и». Начинает работать новая орфограмма. «И» заменяется «ы» всегда, кроме:

  • приставок меж-, сверх-;
  • иностранных приставок;
  • слова взимать (и его производных).

Пример: Безыскусный (искусный), сверхинтересный (интересный, исключение после сверх-), дезинформация (информация, иностранная приставка).

Чередующиеся гласные а, о в морфемах

Какие бывают префиксальные морфемы с чередующимися гласными а, о? Правописание зависит от приданного морфемой смысла. Сводная таблица различий:

Сдвоенные морфемы

Русский язык для усиления значения предполагает присутствие двух префиксов . Какие бывают приставки в этом случае? Они образовываются от слов с имеющейся морфемой добавлением еще одной.

Слова с двумя приставками:

  • интересный -> безынтересный -> небезынтересный (двойное отрицание = интересный);
  • готовить -> подготовить -> переподготовить (повтор ранее совершенного действия);
  • размер -> соразмерный -> несоразмерный (отрицание сравнительного признака);
  • знать -> познать -> опознать (составить образ).

Внимание ! Существуют слова с тремя префиксами: переосмысление (пере-, о-, с-), неприсоединенный (не-, при-, со-).

Слова с двумя префиксами полезно анализировать. Выделение морфем расширяет кругозор, повышает грамотность.

Значения некоторых префиксов

Префиксальная морфема используется для образования частей речи: прилагательных, наречий, существительных, глаголов.

Морфемы над-, под-

Слово с над- – глагол или его форма, существительное, прилагательное. Префикс придает значение:

  • действия, расположения сверху (надлежит, надписать, надбровный, надземный);
  • совершение неполного действия (надстроить),
  • дополнения совершенного состояния (надставить).

Глаголы с приставкой над- указывают направление действия выше данного уровня .

Имеют управляемые существительные в винительном падеже (надорвать (что?) конверт, надстроить (что?) этаж).

Слова с приставкой под- противоположны по значению словам с префиксом над-. Морфема говорит о направлении действия вниз, понижении положения предмета.

Пример: Писать -> надписать (выше данного), подписать (внизу имеющегося); земной -> надземный, подземный.

Слова с приставкой под- имеют значение:

  • приближение (подойти);
  • движение снизу вверх (подкинуть);
  • тайное действие (подсмотреть);
  • дополнение (подсыпать);
  • неполное действие (подмочить);
  • окончательное совершение (поджарить).

Изучение значений префиксов позволит избежать лексических ошибок .

Префикс по-

Образует , глаголы, существительные. Придает значения:

  • начала, окончания некоторого действия (полететь, попить);
  • протяженности (полесье);
  • свершения (построенный);
  • близости (Поволжье);
  • дополнительного акцента (понизить);
  • времени, места (поденная (работа), повсеместно).

Слова с приставкой по- образуются префиксальным или префиксально-суффиксальным способами (вертеть -> повертеть, утро -> поутру).

Префикс – значимая морфема. Образует слова с приданием дополнительного смысла. Используется при создании глаголов, наречий, прилагательных, существительных.

Эта часть слова подчиняется законам правописания. Грамотность зависит от умения применять их на практике.

Видео: Правила написания приставок

Как пишутся приставки в русском языке

Вывод

Изучение значения приставочных морфем обогащает словарный запас.

Уроки №14 -15.

Правописание морфем.

Цель уроков : обобщение знаний орфографии в правописании морфем – приставок, в различных ситуациях.

Ход занятий.

    Организационный момент. Повторение материала.

    Работа с тетрадями для опорных конспектов.

    Рабочие тетради.

    Закрепление пройденного материала. Повтор опорных конспектов. Устный опрос. Тренировочный тест (работа с интерактивной доской).

1. а ?

а) Подр_стковый;

б) р_сток;

в) Р_стислав;

г) выр_стить;

д) нар_щение.

2 . В каких словах пишется буква о ?

а) ск_кать;

б) выск_чка;

в) ск_чок;

г) ск_чу;

д) подск_чить.

3. В каких словах пишется буква а ?

а) Предл_гать;

б) пол_жение;

в) прил_гательное;

г) предл_жение;

д) пол_г.

4. В каких словах пишется буква о ?

а) Прик_сновение;

б) к_са;

в) к_сательная;

г) к_сание;

д) к_саться.

5. В каком слове пишется буква е ?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок;

в) душеразд_рающий (крик);

г) ум_ротв_рение;

д) прот_реть (глаза).

6. В каком слове пишется буква е ?

а) Бл_стательный (дебют);

б) п_рующие (студенты);

в) зап_раться на ключ;

г) расст_лающийся туман;

д) бракосоч_тание.

7. В каких словах пишется буква о ?

а) Водор_сли;

б) выр_щенный;

в) к_снуться;

г) подск_чить;

д) распол_гаться.

8 . В каких словах пишется буква и ?

а) Прод_рется (сквозь заросли);

б) выб_рите корень;

в) заж_гательная (речь);

г) (устойчивое) словосоч_тание;

д) прим_ряющий костюм.

9 . В каком ряду буква а пишется во всех словах?

а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10 . В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

11 . В каком предложении допущена орфографическая ошибка ?

а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

    Тетради для опорных конспектов. Работа с таблицами, закрепление навыков, полученных ранее.

Гласные и согласные в приставках.

(Предполагается, что учитель – предметник ко всему предлагаемому материалу ниже, самостоятельно подберёт необходимый комментарий, ориентируясь на класс)

    Гласные в приставках ПРЕ- и –ПРИ-.

ПРЕ-

ОЧЕНЬ

ПЕРЕ-

ПРИ-

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

ПРИБЛИЖЕНИЕ

БЛИЗОСТЬ

НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ : чтобы проверить приставку ПРЕ- заменой на приставку ПЕРЕ-, можно подобрать слово с другим корнем.

Например: дождь пре кратился – дождь пере стал.

Различайте слова

Притворить дверь – претворить идеи в жизнь

Приступить к учению- преступить закон

Придать храбрости, сил – предать суду, огню, забвению

Придать форму, вид –предать друзей

Прибывать поездом – пребывать в тоске

Приходящие больные – непреходящие ценности

Привинтить к полу – превентивное лечение

Придел храма (пристройка) – предел мечтаний

Призреть сироту (дать приют) – презирать льстецов

Приложить усилия – непреложное правило

Притерпеться к лишениям – претерпеть лишения

и др.

    Гласные в приставках НЕ- и НИ- в неопределённых и отрицательных местоимениях, местоименных отрицательных наречиях.

Н е кто – н и кто

Н е что – н и что

Н е сколько – н и сколько

Н е когда – н и когда

Н е куда – н и куда

Н е откуда – н и откуда

ПРИМЕЧАНИЕ: правило распространяется на другие части речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчёмный, никудышный , вничью.

    Буквы А и О в приставках.

Приставки за-, над-, до-, об-, от-, по-, под - - пишутся всегда одинаково.

Пра- (значение родства) – про-

Пр а бабушка пр о верка

Пр а славянский пр о образ

Раз-, рас- (без ударения) - роз-, рос-

Р а зыск а ть р о зыск

Р ас п и ска р о спись

Иноязычные приставки: инфра-, ультра-, экстра-

Инфр а красный, ультр а фиолетовый, экстр а ординарный.

    Согласные на конце приставок.

От - , над-, под-, пред-, об-, с- - пишутся всегда одинаково.

РАЗ-, БЕЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-

ЗВОНКАЯ СОГЛАСНАЯ ИЛИ ГЛАСНЯ

РАС-, БЕС-, ВОС-, ИС-, НИС-, ЧЕРЕС-

ГЛУХАЯ СОГЛАСНАЯ

В ИНОЯЗЫЧНЫХ ПРИСТАВКАХ ДЕЗ-, ДЕС-, ДИЗ-, ДИС-, ЭКЗ-, ЭКС-

БУКВА ЗПИШЕТСЯ ТОЛЬКО ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ: дезорганизация, дизассоциация, дисгармония, экскурс.

    Стык приставки и корня.

ПЕРЕ + СКАЗ = ПЕРЕСКАЗ (-С-)

РАС + СКАЗ = РАССКАЗ (-СС-)

РАС + ССОРИТЬСЯ = РАССОРИТЬСЯ (-СС-)

Запомните!

Расчёт (рас + чет), НО: РАССЧИТАТЬ (РАС + СЧИТАТЬ)

БЕССЧЕТНЫЙ (БЕС + С + ЧЕТ)

В СЛОВАХ РАЗЕВАТЬ, РАЗИНУТЬ, РАЗОРИТЬ ПИШЕТСЯ ОДНА З.

    Практические занятия. Рабочие тетради.

(Интерактивная доска. Проектор). Работаем коллективно с комментированием, анализом.

Упражнение №1.

Списать. Вставить пропущенные буквы.

Пр..следовать противника, пр..рвать разговор, пр..двинуть стул, пр..открыть окно, пр..высить скорость, пр..вокзальная площадь, пр..ступить к работе, пр..одолеть препятствие, пр..неприятное известие, пр..градить дорогу, пр..шить пуговицу, пр..спокойно спать, пр..ломление лучей, пр..амурский регион, пр.. встать со стула, пр..вратиться в лёд, сердечная пр..вязанность, пр..вышение полномочий, пр..водный камень, пр..важный вид, пр..морский климат, пр..мкнуть к движению, пр..м..рять спорящих, пр..мерзкая погода, пр..небречь опасностью, пр..наряженный гость, пр..нести плоды, пр..опасная ситуация, пр..обрести билет, пр..ображённый край, пр..остановиться на полпути, пр..образователь тока.

Пр..бывать к станции, пр..бывать в резиденции, пр..давать силы, пр..давать соратника, пр..зирать труса, пр..зирать сироту, пр..клоняться перед талантом, пр..клоняться к земле, пр..ходящий успех, пр..ходящая уборщица, пр..ступить закон, пр..ступить к работе, пр..данное невесты, старинное пр..дание, пр..вратности судьбы, церковный пр..вратник, радиопр..ёмник, пр..емник директора, пр..ступный замысел, непр..ступная крепость.

Упражнение №2.

Вставить пропущенные буквы (з или с).

Ра..делать, ра..тревожить, ..делать, и..дать, ..держать, и..дание, бе..заботный, ни..вергнуть, ни..падать, ра..жать, ..жать, сни..ходительный, ..шить, ра..шить, чере..чур, чре..вычайно, ра..делить, ра..тревожить, ..десь, ..дача, бе..радостный, ра..титывать.

Бе..чувственный, бе..жизненный, бе..словесный,

Упражнение №3.

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

    Иван Сергеевич бе(з,с) верхнего платья писал что(то) облокотившись о письме...ный стол.

    И(з,с)ране...ный он удивлё...но поводил (во)круг глазами точно (не)пон...мая что с ним произошло.

    Компас захвач...ный из дому они потеряли когда переклад...вали вещи.

    Нога промахнувшись мимо кочки попадала прямо в грязь глубоко в ней ув...зая.

    Девочка весело смеялась и болтала радуясь теплу и лесу и со...нцу.

    Собака щ...лкая зубами ловила ягоды (на)лету и морщ...сь с пр...увелич...ной старательностью жевала их.

    Солнечные лучи встречаясь в кровле с дымом проходили (в)нутрь можно сказать копче...ные.

    (В)прочем напуг...ные взрывом они и (не)пытались его пр...след...вать.

    Это был соверше...но исключительный год может быть даже единстве...ный за целое столетие.

    Со времени смерти стариков хозяйстве...ные дела в деревн... (не)только (не)улучшились но как видно из письма старосты становились хуже.

    Все мечты любимые подруги сер...ца погибли.

    Давным(давно) жила(была) там одна старушка вдова леснич...его.

    Хитрое...ть это мелкая монета на которую (не)купиш... многого.

    В часы одинокие ночи люблю я усталый прилеч... .

Упражнение № 3.

ВставВставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

    Илья Ильич... проснулся про тив обыкновения рано часов в во сем... .

    Так думал он заб...раясь (по)далыне в парк в боковую а...лею.

    Он жил на окраине в Заречье в собстве...ном деревя...ном домишк... прятавш...мся за четыр...мя лохматыми липами.

    Здесь на тихой окраине у (не)широкой реки меж старых пр...земистых деревьев дыма почти (не)было.

    Даже тут под сенью деревьев стало трудно дышать и путники мечтали о дожде.

    (В)д...леке (с)прав... и (с)лев... (не)умолчно гудели машины.

    За обрывом у самого его гребня нач...нался сосновый бор.

    Рядом с озером у подошвы хребта лепились постройки.

    Уже потом поз...но вечером он попытался записать то что увидел.

    Закрепление материала.

    Домашнее задание.

Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.

Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.

Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спере­ди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .

Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.

Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).

В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).

Написание корней с чередующимися гласными О/А, Е/И регулируется определёнными правилами.

1.В безударных позициях:

1)В корнях гор-/гар-, клон-/клан-, твор-/твар - пишется о . (загорать – загар, поклониться – кланяться, творить – тварь).

И с к л ю ч е н и я: выгарки, утварь, изгарь, пригарь.

2)В корнях зар-/зор- пишется а (зарница, зоря, озарение, но зорька, зарево). И с к л ю ч е н и я: зорянка, зоревать.

2.Перед суффиксом -а- :

1)в корнях лаг-/лож-, кас-/кос- пишется а (излагать – изложить, касаться – коснуться);

2)в корнях бир-/бер-, пир-/пер-, дир-/дер-, тир-/ тер-, жиг-/жёг-, мир-/мер-, чит-/чет-, блист-/блест-, стил/стел- пишется и (убирать, забирать, отдирать, но уберу, запереть, отдеру).

И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетания, чета.

3.Перед ст или щ в корнях раст-, ращ- пишется а , в корне рос- пишется о (растение, подрасти, но выросли, выросший).

И с к л ю ч е н и я: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль.

4.Перед к в корне скак- пишется а , в корне скоч- пишется(прискакал, скакать, но вскочить, выскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу, скачи.

5.Правописание корней мок-/мак-, рови-/рави- зависит от их значения. Слова со значением «пропускать жидкость» имеют корень мок- , со значением «погружать в жидкость» - мак- (вымокнуть, но вымакать всю жидкость). Корень рови- имеет значение «ровный, гладкий, прямой», корень рави- - «равный, одинаковый» (ровнять с землёй, но уравнять в правах).

И с к л ю ч е н и я: ровесник, поровну, уровень, равнина.

Правописание о и е после шипящих в корнях слов

1.Регулируется ударением:

1)Под ударением пишется ё , если можно чередовать с е (жёлтый – желтеть, шёпот – шептать)

2)Если чередование с е отсутствует, пишется буква о (шов, шорох).

2.Определяется грамматикой в корнях жог-/жёг- : в именах существительных пишется корень жог- (изжога, поджог дома), в глаголах пишется корень жёг- (поджёг дрова).

3.В заимствованных словах пишется о (шорты, шоколад, шоссе, жокей, мажор).

Правописание префиксов

1.В префиксах без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рос-, чрез-/чрес- перед гласными и звонкими или сонорными согласными пишется з , перед глухими – с (безоблачный, низложить, разбить, но бессловесный, испытывать).

Маленькая шпаргалка от Эсти

Русский язык имеет следующие сонорные согласные: л, м, н, р. К сонорным звукам также относится звук [j], присутствующий, например, в слове «йод»

Звонкими являются следующие буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

Глухие буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

2.В русском языке есть только префикс с- (списать, сбить). В словах: здесь, здание, здоровье з относится к корню.

3.Пре- пишется, если приставка имеет значение

1)«быть, находиться где-либо» (пребывать в санатории);

2)обозначает высокую степень качества(прехорошенькая=очень хорошенькая);

3)равнозначна -пере- (преграда, прервать).

4.При- пишется, если приставка обозначает:

1)пространственную близость, присоединение, добавление (пришкольный, приклеить);

2)неполноту действия (присесть, приоткрыть)

Надо запомнить написание заимствованных слов: президент, президиум, премьер, премьера, прелюдия, премировать, претензия, прецедент, привилегия, примадонна.

Орфографических правил, связанных с написанием корней, приставок, суффиксов и окончаний, много. Но главный, ведущий принцип, - один. Рассмотрим примеры.
Почему в слове вода в корне пишется о, а в слове трава - а?
Почему разные окончания в существительном: от деревни и к деревне?
Почему следует писать дуб, но суп? Ведь слышен один и тот же звук [п].
Почему грустный пишется с буквой т, а вкусный - без нее?
Кажется, здесь разные орфографические правила, однако объединить их можно на основе ведущего принципа орфографии, который требует, чтобы пишущий: 1) не доверял слуху и не писал так, как слышит; 2) проверял сомнительные написания; 3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме (корне, окончании и т. п.); 4) умел правильно подобрать проверочное слово. Главное, знать сильные позиции: для гласных - это положение под ударением, а для согласных - перед гласными и перед л, м, н, в.
Помня об этом, можно легко проверить все приведенные выше примеры: вода - воды, трава - травы, от деревни - от реки, к деревне - к реке, дуб - дубы, суп - супы, грустный - грустить, вкусный - вкусен.
Так же можно проверить и написание суффиксов и приставок. Какая буква (е, я, и) пишется в суффиксе слова пер..стый? Слово пер..стый обозначает «состоящий из перьев», «похожий на перья». Такой же суффикс есть в словах: каменистый, лучистый, зернистый. Следовательно, надо писать букву и - перистый.
Липовый или липавый? Проверяем: сосновый,
еловый.
То же и в приставках. Почему приставка за- пишется через a, a no через Говорят, надо запомнить, что приставок зо- и па не бывает (кстати, приставка па- есть - пасынок, паводок, патрубок). Попробуем проверить: затемно, засветло - под ударением а; поезд, похороны, почерк - под ударением о.
Приставка с- в словах сделать, сбросить, сгнить звучит как з, но если поставить ее в сильную позицию, то станет ясно, что приставки з- в русском языке нет: сломать, срезать, сорвать, связать.
Таким образом, все правила имеют одинаковые основания. Они и определяют ведущий принцип русской орфографии. Такой принцип, когда звук проверяется сильной позицией, называется морфологическим. Этот принцип самый удобный для русского письма.