Смотреть что такое "Бесы" в других словарях. Кто такой бес? Бесы кто они

Кроме тех случаев, когда ударение переносится с сущ. на предлог, напр. без толку, без соли) и безо (см.), предлог с род.

1. Указывает на отсутствие кого-нибудь, ненахождение чего-нибудь в наличности; ант. "с". без денег. Пить чай без сахару. Не проходит дня без дождя. Дети гуляют без няньки. Уходите, без вас справимся. В этом деле без специалиста не обойтись.

|| при отвлеч. сущ., преим. обозначающих действие или состояние, употр. в знач. "не": не делая, не имея, не пользуясь, не употребляя, не применяя и т.п. Это сделано без посторонней помощи, без всякого обмана. Оставить без внимания. «Мы дня не проживем без драки.» Крылов .

|| С сущ. (иногда отдельно не употребляемыми) может образовать сочетание со знач. отрицательного наречия. Без умолку. Без удержу. Без сомнения.

2. В отсутствие кого-нибудь, во время отлучки; ант. "при". без вас приходили посетители.

3. За вычетом (при словах, означающих количество или меру, для указания, чего недостает до полной меры). Без двадцати грамм кило. Сажень без вершка.

❖ Не без… - то же, что "с", но с меньшей степенью утверждения. Не без пользы (с некоторой пользой). Не без сожаления. Это произошло не без вас (не без вашего участия). Не без того (разг.) - вероятно да (при уклончивом утверждении). - Были прогулы? - Не без того. Выражения: без исключения, без сомнения и т.п. см. под соответствующими существительными.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "БЕЗ" в других словарях:

    Толковый словарь Ушакова

    - (без удар., кроме тех случаев, когда ударение переносится с сущ. на предлог, напр. без толку, без соли) и безо (см.), предлог с род. 1. Указывает на отсутствие кого нибудь, ненахождение чего нибудь в наличности; ант. с. без денег. Пить чай без… … Толковый словарь Ушакова

    - (перед словами: всего, всяких) БЕЗО, предлог. кого чего. 1. Указывает на отсутствие кого, чего л. Расти без отца. Сидеть без огня. Ходить без пальто. Чашка без ручки. Человек без родины. Любовь без взаимности. / В составе наречных словосочетаний … Энциклопедический словарь

    БЕЗ, безо предл., управляющий род. и означающий: отсутствие, недостаток; слитно не изменяется в окончании, не требует падежа и выражает то же, что союз не: он один только слитно с глаголами; не обращает их в окончательные: прославлю, расславлю,… … Толковый словарь Даля

    без- - ех (лат.) Приставка, которая используется для того, чтобы показать, что при котировке ценных бумаг исключаются те или иные выгоды. Акция может быть бездивидендной (xd или ex div), если ее потенциальный покупатель не будет иметь права на получение … Справочник технического переводчика

    БЕЗ…, см. тж безъ… и бес…. Приставка, служащая для образования: 1) прил. от сущ., в знач. лишенный чего нибудь, не имеющий чего нибудь, напр. безротый (не имеющий рта), безгорбый (без горба), безоконный (без окон), бескормный (без корма) и т.п.;… … Толковый словарь Ушакова

    Лишенный чего либо. Прот. лишать … Словарь синонимов

    Кого (чего), предл. с род. 1. Указывает на неимение, недостаток, отсутствие кого чего н. Б. денег. Б. друзей. Оставить письмо б. ответа. Б. четверти час. Б. сомнения (несомненно). Б. сердца (очень жестоко). Б. сознания (в беспамятстве). 2. В… … Толковый словарь Ожегова

    Нареч. качеств. количеств. разг.; = без счёту В бесчисленном множестве, в большом количестве. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Без... БЕЗ..., прист. Образует: 1) прилагательные со знач. не имеющий чего н., напр. безаварийный, беззвёздный, безлошадный, бездымный, безрогий, безотвальный; 2) существительные со знач. отсутствия чего н., напр. безлесье, безветрие, безлуние,… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Без грима , Ольга Аросева. Известная русская актриса рассказывает о своей непростой жизни, родителях, интересных людях эпохи, с которыми ей посчастливилось быть знакомой с детских лет. Книгапосвящена высокому служению…
  • Романов П. Без черемухи и другие рассказы;РУССЛИТА , Романов П. Без черемухи и друг. Романов П. Без черемухи и другие рассказы;РУССЛИТА…

2. КТО ЕСТЬ ДЬЯВОЛ, И КТО ТАКИЕ БЕСЫ

Ибо наш древний враг Всё ещё ищет причинить нам зло. Его хитрость и силы велики, Он вооружён лютой ненавистью, И на земле ему нет равных. (Мартын Лютер «Наш Бог – могучая крепость»).

Я чувствую очень сильно, что дьявол делает свою последнюю попытку захватить в плен планету Земля. Читая о последних днях Хауэрда Хьюза (один из богатейших людей мира - прим. перев.), мне было так больно узнать, что он умер как животное. Он был в таком страхе, что носил перчатки всё время, чтобы не заболеть. Его личный автомобиль был оснащён дезинфицирующей и воздухоочистительной аппаратурой, стоившей десятки тысяч долларов. Он рециркулировал родниковую воду на своей личной площадке для игры в гольф, чтобы быть уверенным, что не заразится микробами, играя в гольф. И все его деньги не могли освободить его от страхов. Мне рассказывали, что в Голливуде есть люди, жизнь которых настолько полна страха и мучений, что они живут совершенно ненормально. Их неприятное положение вызвано дьяволом. РАЗВИТИЮ СТРАХА СПОСОБСТВУЕТ ЗЛОЙ ДУХ. Покойный папа 6-ой сказал: «Целые общества попали под господство дьявола. Секс и наркотики предоставляют сатане благоприятные возможности для проникновения в человечество. Одна из величайших нужд нашего времени – защита против зла, которое мы зовём дьяволом. Мы все находимся под незаметным господством. Оно осуществляется сатаной, князем этого мира, врагом номер один». Всего несколько лет назад было такое, что те, кто оказывал сопротивление бесам, подвергались критике. Им не верили. Сейчас это время прошло. Христиане хотят иметь информацию о том, как распознать демоническую силу. Они хотят знать, как изгонять бесов и как оставаться свободным от сатанинских сил. Лучшей защитой дьявола было его успешное внушение человеку той иллюзии, будто его на самом деле не существует. Если мы проглатываем эту ложь, мы просто доказываем, как умён он и как невероятно наивны, можем быть мы, люди. . . Писание является источником информации о сатане В библии сатана прямо упоминается более двухсот раз. Сатана входит в сферу деятельности в кн. Бытия, 3-я глава. В кн. Иова, 1-я глава, он - угнетатель хороших людей. В кн. Матфея, 4-я глава – нагло искушает Иисус Христа. Его последнее воплощение и вечное заключение описаны в Откровении 20-я глава. Мы имеем полную историю падения, дел и судьбы дьявола в Иезекииля 18:12-19, читаем: «Сын человеческий! Плач о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, всё искусно усаженное у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазан ХЕРУВИМОМ, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, ХЕРУВИМ, осеняющий из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом; и не будет тебя во веки». Сатана был сотворён архангелом, существом наивысшего порядка в Божьем творении. Это описание в Иезекииле может быть отнесено только к сверхсуществу, а не к человеку, правившем Тиром. Пророк Исаия описывает фактическое падение дьявола с его места, чести и славы, как одного из архангелов, читаем: «Как упал ты с неба, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» Ис.14:12-14. Апостол Иоанн дополняет описание падение сатаны, читаем: «И произошла не небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь… Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что не много ему осталось времени» Откр. 12:7-10,12. Не удовлетворённый тем, что он был прекрасным, разумным существом, сотворённым Богом, и ангелом наивысшего ранга, сатана устремился к положению равенства с Богом. Наиболее выражена была, по-видимому, его борьба с Иисусом Христом, хотя вызов был брошен Божеству. Этот конфликт длится века и не будет полностью завершён до тех пор, пока сатана не будет брошен в озеро огненное на веки вечные. Власть сатаны, Титулы, способности и сфера влияния дьявола, ясно определены. В скинии и в храме в Иерусалиме (в Иезекииля 28:14), он называется херувимом, помазанным осенять («покрывать» в англ. переводе Библии. – прим. перевод.). Херувимы были во времена Ветхого Завета во Святом святых, в месте поклонения. Два херувима с золотыми крыльями образовывали часть престола милости, или крышку святого ковчега завета, который был символом священной преданности Израиля Иегове. Помазанный херувим имел дело с самой святостью Бога. . .
Сатана был прекрасен Он был, возможно, самым великолепным из всех созданий. Его фигура была «украшена» золотом и самыми дорогими камнями. Иезекииль писал, что он был «венцом красоты» Иез.28:12. . . Мелодия и музыка Сатана был, очевидно, первым сотворённым существом. Описание в Иезекииля 28:13 включает воспоминание о музыкальных инструментах – «тамбуринах и свирелях» (см. английский перевод Библии, в русском Синодальном переводе оно отсутствует. – прим. перев.) – указывая на то, что он имел способность создавать чудесную музыку. Некоторые считают, что до своего падения он руководил музыкальным восхвалением Бога. Дьявол очень сильно использует музыку и сегодня. . Из ангела в дьявола Сатана упал, прежде всего, из-за гордости своей личной красотой (Иез.28:17). Его жадность и похоть к физическим и материальным вещам вытеснили его духовное служение Иегове. О нём говорится как об имеющем «множество беззаконий», что сделало его полным насилия. Возможно, это указывает на его поиски всех вещей, без внимания к тем, кому он причиняет боль при этом. Эти элементы – гордость и жадность – были с тех пор основным средством искушения человека ко греху. Сколько из нас совершают грех из-за гордости обладания и гордости физической красоты? Если они смогли вызвать беззаконие в «херувиме осеняющем», то, как легко они вызовут беззаконие в такой греховной плоти как наша! . Сатана по прежнему обладает высоким саном В Послании Иуды мы читаем, что архангел Михаил, ангел, имеющий великую власть и высокое положение на небе, «не смел, произнести укоризненного суда» на сатану (ст.9), споря о теле Моисея. Даже в своём падшем состоянии дьявол является одной из самых разумных и высокоорганизованных личностей, сотворённых Богом. . . Люцифер, дьявол это реальная личность Дьявол не является влиянием, идеей или каким-то абстрактным замыслом. Он – личность. Ему даны личные имена и титулы, читаем: «Он взял дракона, змея древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысяча лет» Отк.20:2). Ему приписаны личные поступки и качества, читаем: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» Ис.14:12-15). Иисус обращался с дьяволом как с личностью, читаем: «Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель, и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берёт Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле храма, И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берёт Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его Диавол, - и вот, Ангелы приступили и служили Ему» Мф.1:1-11. И Иисус вёл войну против него как против личности, читаем: «Господь сказал ему в ответ: эту же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз этих в день субботний? И возложил на неё руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» Лук.13:15-16,13. Ап. Павел в своих посланиях описал сражение верующего с сатаной как с реальной личностью, читаем: «Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века этого, против духов злобы поднебесных. Для этого примите всеоружие Божия, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облёкшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а больше всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч Духа, который есть слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь об этом самом со всяким постоянством и молении обо всех святых» Ефес.6:10-18. О дьяволе говорится как об обладающем личными характеристиками: сердцем, гордостью, речью, знанием, силой, желанием и похотями. . Кто такие бесы? В нескольких местах Писание говорит об ангелах, которые стоят в одном ряду с дьяволом. В известном месте о Царстве Небесном, в Матфея 25:31-46, Иисус говорит об «огне вечном, уготованному дьяволу и ангелам его» (ст.41). Наиболее ясное описание находится в книге Откровения. Иоанну показывается видение: «знамение на небе»: … большой красный дракон», читаем: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на голове его семь диадим; хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон этот стал пред женой, которой надлежало родить, дабы, когда родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ея к Богу и престолу Его» Отк.12:3-5. Архангел Михаил и его ангелы сражались с этом змеем. «И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:9). В этом же отрывке говорится о драконе, увлёкшем третью часть звёзд с неба своим хвостом (ст.4); и многие комментаторы истолковывают звёзды как ангелы, т. е. сатана побудил третью часть небесных воинств взбунтоваться вместе с ним; когда он надменно попытался быть как Бог. Поскольку ангелов множество, «тьма тем и тысячи тысяч» (Отк.5:11), истинное количество ангелов сатаны недоступно нашему пониманию. Эти ангелы – бесы, или злые, нечистые духи, о которых говорит Библия. Их название происходит от латинского слова daemon, означающего «злой дух», и от греческого слова daimon, «божество». Бесы не имеют возраста. Из Библии мы узнаём, что по земле и в воздухе скитаются массы бесов. Поскольку они не умирают, они были в мире от начала времён. . Бесы – это личность Эти бесы являются личностями без тел, они высоко организованы. Как падшие духи, они желают обитать в теле, чтобы проявляться. Они рассержены на Бога з-за своего падшего состояния; их основной мотив – разрушать то, что Бог любит и творит, и, прежде всего, человека. В наших путешествиях мы слышали о бесовских духах, которые утверждали, что они Наполеон, Александр Великий и другие мировые вожди. Они часто называли имена людей, в которых жили ранее. Когда кто-то, обладаемый дьяволом, умирает, тот дух немедленно ищет жилище в другом человеке. Он не может войти в жизнь, просто, любого человека, он должен найти того, у кого открыта дверь. Если он дух похоти, он ищет похотливого человека. Если он дух гнева, он хочет овладеть человеком, который плохо умеет владеть собой. Дух безумия будет желать войти в разум человека. . Ап. Павел предупреждал о бесовской силе То, что бесы высоко организованы, можно видеть из заключительной части Послания апостола Павла у Ефесянам, читаем: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). В поднебесье сатана и его бесовские ангелы имеют своё жилище и базу для действий. . . Иисус изгонял бесов Иисус считал существование бесов само собой разумеющимся. Он сталкивался с ними постоянно, изгоняя их из людей, читаем: «И вот, женщина Хананиянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: Помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час» (Мф.15:22,28). И давал Своим ученикам власть освобождать людей, читаем: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.10:1); «Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней» (Лук.9:1); «Уверовавших же будут сопровождать эти знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками» (Мр.16:17). . Апостолы верили в существование бесов Апостолы твёрдо верили в существование бесов. Матфеи наводит на мысли об их организации под началом сатаны, цитируя слова Христа, читаем: «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф.12:26). И говорил слова Христа об их окончательном осуждении, читаем: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Лука описал их натуру, читаем: «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского и он закричал громким голосом» (Лук.4:33), «Которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов и исцелялись» (Лек.6:18). Изгнание бесов из людей, читаем: «Когда же тот ещё шёл, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его» (Лук.9:42). Место обитания бесов, читаем: «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти с этого человека; потому что он долгое время мучил его, так-что его связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы, и был гоним бесами в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти, в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло» (Лук.8:27-33). Иоанн также сказал о месте обитания бесов, читаем: «Царём над собой имела она ангела бездны; имя ему Аваддон, а по-гречески Аполлон» Откр.9:11. Управлять всей этой ратью демонов будет «ангел бездны», еврейское имя которого Аваддон, а греческое – Аполлон. Их деятельность, читаем: «Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в тот великий день Бога Вседержителя» Отк.16:14. Ап. Иоанн провозгласил их существование, читаем: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» Отк.9:20. Ап. Павел писал Тимофею, предупреждая его об «учениях бесовских», читаем: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» 1Тим.4:1. . Бесы называют себя Очень часто бесы называют себя. Библия отмечает и практика говорит об этом: Один бес говорил мне, что он «змеиный дух», а другой сказал громко: «Я - ангел над кровью». Духи в бесноватом из Гадары назвались «Легион», читаем: «И спросил его (Иисус): как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» Мр.5:9. .

При всей своей простоте и расхожести образа беса, ответить на вопрос «кто такой бес?» не так уж и легко, поскольку под «класс» бесов попадает очень много существ, относящихся к нечистой силе.

Ответ на вопрос «кто такой бес?» придется разделить на три части – кто такой бес для язычников, христиан и для народной магии и мифологии.

Кто такие бесы для язычкников

Начнем с определения что такое бес, для язычников. Так бесами в древнеславянских языческих представлениях назывались злые духи, подобные архаичным упырям и навьям.

Сейчас уже сложно определить, какие именно представления связывались с бесами изначально. По-видимому, они, подобно упырям и навьям, представляли некую силу, олицетворяющую буйные и необузданные стихии.

Вероятно, некогда бесы были персонификацией зимних снеговых туч, застилающих солнце и несущих людям холод и голодные времена - отсюда берут начало поверья о том, что во время бурь и метелей бесы резвятся и носятся над землей.

Кто такой бес в христианской традиции

С приходом христианства бесами стали называть падших ангелов, духов зла - слуг и воинов дьявола.

Согласно христианским представлениям, бесы абсолютно злы и не могут иметь никакого отношения к чему бы то ни было, связанному с добром. Дело в том, что зло, живущее в бесах, не было присуще им изначально, а стало следствием их собственного выбора. Ведь их создал сам Господь, а не какая-то иная темная сила, и эти слуги, предав Всевышнего, стали «ангелами сатаны», «ангелами бездны». В церковнославянском обиходе, а впоследствии и в народе, было принято называть бесов аггелами, в отличие от добрых ангелов.

Согласно христианским религиозным представлениям, бесы, хотя и являются духами (они ведь падшие ангелы), тем не менее, материальны и имеют собственные тела. Свою способность к перевоплощениям, умение быть невидимыми и являться людям по собственному желанию бесы, по народному убеждению, сохранили от своего ангельского прошлого. Образы, которые принимают бесы, зависят от их собственного выбора, но так как их сущность - ложь, то и образы эти - фальшивая видимость, маска.

Кто такой бес для народной магии

Наиболее типичный образ беса в народных поверьях и иконографических традициях обычно совмещал черты человеческие и животные. Так, например, в народе бесов описывали как безобразных демонических существ темного цвета, мохнатых и с крыльями. Последняя деталь напоминает об изначальной ангельской природе бесов, только эти крылья темные и кожистые, как у летучей мыши, считавшейся нечистым животным. Иногда бесов изображали с когтями на руках и ногах, часто - со свиными рылами, длинными ушами, петушиными шпорами или козьими ногами, оканчивающимися копытами. Во многих местах бесов, подобно другим нечистикам, считали хромыми или кривыми. Они распространяют отвратительный смрад, дым и запах серы. В более ранних источниках, главным образом в церковной книжной традиции, беса изображали как женоподобного юношу с всклокоченными волосами, с крыльями и синим или черным лицом.

По народному убеждению, бесы могли жить семьями, иметь жен (бесих, бесовок) и детей (бесенят). Жилища бесовских семей располагались обычно где-то в глухих местах, часто в воде, на дне озер и омутов, в болотах. Не исключено, что такие поверья возникли из-за сближения образов беса и черта (по народным поверьям, черти любят обитать в болотах, омутах, где они не просто живут, но и женятся на чертихах, плодятся и размножаются).

Помимо воды, обычным местом обитания бесов - как и других нечистых духов - считались пустоши и леса, пещеры и овраги, пропасти и расселины. В некоторых местах верили, что бесы, подобно многим «нечистикам», любят селиться в пустых дуплах старых деревьев, о чем свидетельствует поговорка «Из пустого дупла - либо сыч, либо сова, либо сам Сатана».

От своего ангельского прошлого бесы частично сохранили сверхчеловеческое знание и могущество (которые они стали теперь употреблять во зло), власть над стихиями, а также возможность тонкого проникновения в ход человеческих мыслей. Однако бесы, по убеждению христиан, при этом не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ (об этом ведает только бог), поэтому праведная жизнь является лучшей защитой от бесов. Правда, исстари повелось, что больше всего докучают бесы как раз тем, кто вступил на путь аскезы и отшельничества. По народному убеждению, бесы неотступно преследуют монахов, отшельников и аскетов, объявивших им «войну»: отшельники ранней поры монашества некогда намеренно избирали для проживания места, пользовавшиеся дурной славой, рассчитывая сразиться с бесами в самом их гнезде. Считалось, что бесы, надеясь победить «воинов христовых», всячески стараются заставить их согрешить, искушают их самыми разными способами.

Стремление искушать и сбивать человека с пути истинного считалось в христианской традиции один из основных бесовских свойств. В многочисленных поверьях бесы выступают как сеятели дурных внушений, болезней (и особенно душевных расстройств - «беснования»), как разрушители общественного уклада, с особенной ненавистью относящиеся к освященному браку и строящие против него всякие козни.

Считалось, что, искушая, бесы стараются ввести человека в грех чревоугодия, блуда, тщеславия, скаредности, гнева, уныния, гордости и тому подобное. На этом основании средневековая демонология разработала целый ряд классификаций бесов, объединявших их либо по принадлежности к тем или иным природным стихиям, либо - к воплощаемым им порокам. А в средневековой Европе бесов наделяли различными функциями и должностями, соответствовавшими, так сказать, придворному «табелю о рангах». Например, бесы могли носить титулы маркизов или графов, служить адскими церемонимейстерами или управителями и так далее. В славянской православной традиции такого деления, в общем, не наблюдалось, но, тем не менее, существовали представления о старших и младших бесах.

Вселение в человека также считалось одним из традиционных бесовских свойств. Вездесущие бесы нередко разносят болезни, а еще чаще причиняют их, проникая внутрь человека с его едой или питьем, во время сна и так далее. В народе бытовало убеждение, что бес может отдавить ногу, опустить особую «запойную» каплю в бочку с вином, неожиданно толкнуть человека, «попутать» или проникнуть в любой незакрещенный сосуд, чтобы потом с питьем войти в человека и поселиться в нем, вызывая падучую, кликушество, сумасшествие и другие болезни, которые в народе называли «одержание бесом». Бесы, сидящие в кликушах, особенно охотно бранят священников и начинают кричать и биться, когда к одержимой подносят освященные предметы. Больных, страдающих от беса, иногда называли бесовниками, а бесовством, или бесовщиной именовали соблазнительные призраки, наваждение.

По общераспространенным представлениям, бесы не терпят крестного знамения, пения петуха, молитвы, ладана и других освященных предметов. Помимо этого, согласно некоторым поверьям, бесы очень боятся грозы, так как молния и гром их убивают. Во многих местах грозу объясняли тем, что Илья-Пророк или Михаил Архангел, разъезжая на пламенной колеснице, запряженной огненными конями, мечет на землю стрелы-молнии, поражая насмерть всех злых духов, в первую очередь - чертей и бесов. Нечистые духи в страхе мечутся по земле, отыскивая себе убежище, и скрываются в жилых и нежилых строениях (вскакивая через открытые двери и окна или влетая через печные трубы и вообще всякого рода незащищенные отверстия), а также в густой хвое и в тени развесистых деревьев. Самым же надежным укрытием у бесов и чертей являются, по народному убеждению, животные и люди, оказавшиеся в это время под открытым небом.

Для защиты от бесов, ищущих в грозу надежное убежище, в народе применялись самые различные меры. Так, например, люди, застигнутые грозой на улице, при каждой вспышке молнии со словами: «Свят, свят, свят», налагали на себя крестное знамение, надеясь отогнать этим беса.

Чтобы не привлечь к себе и своему жилищу внимание бесов и не навлечь тем удар молнии, крестьяне также строго соблюдали обязательные посты, особенно в Ильинскую пятницу, и старались не произносить вслух имени беса (так как бесы, подобно другой нечистой силе, мгновенно отзываются на упоминание собственного имени).

Во многих местах для защиты от беса во время грозы также мазали молоком косяки дверей и окон либо вывешивали за окно полотенце с покойника. Очень действенным защитным средством являлось зажигание свечи, с которой молились в Страстной четверг во время чтения 12 евангелий Господних Страстей, либо пасхальной или богоявленской свечи.

© Алексей Корнеев

Время от времени, хотелось бы задаться вопросом: как объяснить описание того, что во времена Господа Христа, сплошь и рядом были бесы , вселяющиеся в людей? Почему в таком масштабе, это явление не наблюдается в наше время, например в первом десятилетии 21-го века? Можем ли мы ожидать нечто подобное в наше время, и время конца нечестивого мира?.. Некоторые атеисты и даже верующие могут думать, что нередко, это усугублялось плодом воображения из старых времён. И в данной статье, мы предлагаем обсудить с вами, что на самом деле говориться в Писании о бесах, или ангелах сатаны .

Апостолы Иуда и Пётр о бесах пишут:

‘’и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня’’ (Иуд.1:6. 2Пет.2:4.).

Так что имели в виду эти два апостола, когда говорили о ‘’ангелах, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище’’ ? Вернёмся к ранней истории человечества, и узнаем, с чего всё началось…

Сыны Божии и бесы

В книге Бытие написано:

‘’Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди’’ (Быт.6:1,2,4.).

Некоторые считают, что ‘’сыны Божии’’, это люди. Но как объяснить это логически, если 2-й и 4-й стихи указывают на то, что вступать в связь с дочерями человеческими они стали только с определённого времени; а как же эти люди размножались раньше?.. Но в книге Иов, сынами Бога называются ангелы, например: ‘’И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана’’ (Иов.1:6; 2:1.).

Овладевая человеческим телом мужского пола, они сливались в единое целое; и вступая в связь с жёнами, воспроизводили уже не обычное потомство, но это были некие гибриды, подобные [по описанию] на филистимлянина Голиафа, которого убил Давид (1Цар.17:4.). Кроме мощного телосложения, у них была развратная сущность, влияющая на остальное человечество; так что далее в Писании повествуется: ‘’ И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время’’ (Быт.6:5). Несмотря на то, что это событие описано кратко и не особенно ярко, тем не менее, оно может указать нам на очень многое…

В Библии немало мест, которые указывают на параллельность уничтожения нечестивого мира, времени Ноя и второго пришествия Христа. Да и сам Господь сказал: ‘’И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого’’ (Лук.17:26).

Это время схоже не только тем, как человечество относилось к вести о скором уничтожении. Но и тем, что в трёх случаях (2Кор.13:1.), а именно:

  1. Времени Ноя.
  2. Времени первого пришествия Христа.
  3. Время признака второго пришествия Христа - это времена наибольшей активности, т.е. пика деятельности нечестивых ангелов [бесов].

Понимая принцип противодействия: ‘’… а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим ’’ (Рим.5:20,21.), мы можем понять, почему во время служения Сына Человеческого на земле, описывается так много случаев с участием этих духов. Сейчас, мы рассмотрим, какие места Писания доказывают это утверждение.

Как действуют бесы

Принцип того, как действуют бесы [нечестивые ангелы], неизменен на протяжении описания всей библейской истории. Например, обратим внимание на одно из наиболее загадочных мест Писания:

‘’А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною’’ (Дан.2:43.).

Данное место говорит о времени признака конца нечестивого мира и указывает на тех ангелов, которые не сохранили своего достоинства во времени Ноя и вступали в связь с ‘’дочерями человеческими’’. То, что ‘’они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим’’, означает, что это будет смешение - но ДУХОВНЫМ; и они уже не сольются в единое целое по плоти [как перед первым уничтожением мира].

Когда наш Господин учил о том, чтобы мы не бросали жемчуга перед ‘’свиньями’’ (Матф.7:6.), Он имел в виду нечестивых людей. По этому, обратим внимание пророческое действие:

‘’И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море’’ (Мар.5:12,13).

Это было прообразом на то, о чём пророчествовал апостол Павел:

‘’того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду’’ (2Фесс.2:9-12).

Итак, данные места Писания указывают на духовное ‘’смешение’’ [связь] с человечеством.

Вот что о влиянии демонов [бесов] пишется в древней книге Царств:

‘’не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель… видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его… И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, - это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так… И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава , чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух , стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его . И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его . [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так’’ (3Цар.21:25,29; 22:8,19-22.).

Несмотря на видимое раскаяние, Ахав оставался нечестивым, и впоследствии поплатился тем, что был отдан на расправу нечистому духу. Примерно тоже произошло с Иудой Искариотом, который был вором, за что и предан был в руки дьявола (Иоан.12:4-6; 13:2,26,27.). А потому в этом есть урок и для нас: ‘’ Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами’’ (Евр.12:14,16,17). Важно то, чтобы мы не оказались таковыми духовными ‘’свиньями’’, в которых впоследствии неизбежно вселятся бесы.

Когда это будет происходить? Пророк Даниил писал:

‘’ Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и НЕ ЕГО СИЛОЮ, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых’’ (Дан.8:23,24. Откр.13:1,2.).

Это указывает на время признака пришествия Христа и конца нечестивых царств, когда ‘’дракон’’ и его ангелы будут сброшены на землю (Откр.12:7-9,12.). Это будет временем особого действия бесов; но никто из нечестивых людей так этого и не поймёт (Дан.12:10.), они духовно ослепнут, словно жители Содома в дни Лота (Лук.17:28-30.).

Для этих погибающих будет закрыто понимание истины, и когда настанет время уничтожения этих нечестивцев, они никак этого не избегнут, по причине действия духов (Откр.16:13-16.). О неизбежности, ярко и мощно говорится у пророка Амоса: ‘’… для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его’’ (Ам.5:18,19).

Мораль:

Наш Господь нередко говорил о чистоте сердца (Матф.5:8.). И то, насколько духовное зрение каждого из нас не запятнано какими ни будь нечестивыми желаниями, впоследствии окажет влияние на наше взаимоотношение с Богом. Но не достаточно быть просто нравственно чистыми. Важно то, чтобы мы ИСКАЛИ Всевышнего Яхве и нашего Господа Христа; тем самым исполняя важную заповедь – любить Бога всем сердцем. Итак: ‘’Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня’’ (Соф.2:3). Аминь.

С. Иаковлев (Бохан).