Стереотипы взаимоотношений. Стереотипы в отношениях. Отношения и стереотипы. Мужчины боятся сильных женщин

С овременный человек – это экспериментатор, который открыт для всего нового. Он также относительно свободен от предрассудков. Но всё равно в сознании каждого из нас сидят стереотипы, которые время от времени прорываются на свободу. Особенно это касается отношений между людьми. В результате мы добровольно заключаем себя в рамки, опасаясь осуждения общества, живём «по-старинке». А ведь на дворе 21 век. То, что было актуальным в прошлом столетии, уже не имеет значения в настоящем.

Давайте обратимся к самым распространённым стереотипам в отношениях.

Бытует мнение, что мужчин интересует только секс, в то время как женщина заботится об отношениях. Этот стереотип объясняется тем, что мужчины более активны по своей природе. Они подсознательно стремятся передать свои гены как можно большему количеству потомков. В результате этой физиологической особенности возникают суждения, типа «всем им нужно только одно», «этот – страшный юбочник».

Но никто не подумал о том, что многие женщины не менее полигамны, чем мужчины. Если не в поступках, то хотя бы в своих мыслях.

Кстати, после того, как мужчина, наконец, женился, почти до конца в нём пребывает твёрдая уверенность, что он сделал правильный выбор. Женщина, будучи в браке, чаще сомневается, стоило ли выходить замуж именно за этого мужчину.

Мужчина не должен плакать

Слёзы дают разгрузку нашей психике, защищают от нервных срывов, выражают наше душевное состояние. Откуда же взялось предубеждение, что настоящий мужчина плакать не должен? Вы часто слышали, как родители говорят своему сыну: «Не хнычь, ты же мужчина!»? Очень странное суждение, в результате которого складывается впечатление, что мужчина – это не человек, а каменная глыба, которой не должны быть присущи чувства боли, обиды, огорчения или радости. А может родителям просто хочется, чтобы их ребёнок поскорее утих?

Нет ничего постыдного в том, что мужчина заплачет от мучительно горькой любви или от утраты близкого человека. Так же, как и нет ничего постыдного в том, что вы увидите слёзы радости на его глазах, когда он узнает, что вы ждёте ребёнка.

Общие интересы сближают

Считается, что идеальные отношения – это когда два человека имеют общие интересы, общих друзей. Может, для кого-то это и так. Но, скорее всего, такие отношения быстро распадутся. Что нового вы сможете узнать для себя, если вы похожи, как две капли воды? Кстати, как противопоставление этому высказыванию, бытует ещё одно: «Противоположности притягиваются». Для некоторых отношения противостояния могут оказаться куда интереснее, чем полная гармония.

Основная цель женщины – поскорее выйти замуж

Когда вам слегка за двадцать, и вы внезапно встречаете на улице своего знакомого, далее может последовать вопрос: «Ну как, замуж ещё не вышла?» Тогда и в твоей голове рождается вопрос: «А почему бы не спросить про Нобелевскую премию, которую я получила четыре месяца назад?» А отвечаешь: «Пока нет». Затем стараешься поскорее уйти, чтобы не продолжать отвечать на череду узконаправленных, глупых вопросов. Такая ситуация многим знакома.

Бьёт – значит любит

Самое абсурдное предубеждение, которым успокаивают себя женщины, на чью долю выпало такое испытание. Как вариант, можно ещё добавить «Ревнует – значит любит». Хотя чаще всего случается, что ревность может вполне уживаться в человеке и без любви. Скорее она возникает от неуверенности в себе и в чувствах своего партнёра. Настоящая любовь никогда не позволит причинить боль человеку, которого вы любите. Поэтому бегите от таких мужчин и не успокаивайте себя мифами о пылкой любви. В первую очередь, полюбите себя сами. Пусть слабые мужчины тренируют свою физическую силу на ком-нибудь другом.

Итак, не забывайте, что для каждого человека существует свой подход. Если мы освободимся от тесных рамок, будем мыслить шире, то жить станет намного проще!

Выделяют шесть основных параметров семейной системы:

  1. Стереотипы взаимодействия
  2. Семейные правила
  3. Семейные мифы
  4. Границы семьи
  5. Стабилизаторы семьи
  6. Семейная история

1. Стереотипы взаимодействия семьи

Под ними понимают сообщения, которыми члены семьи обмениваются друг с другом (муж улыбается жене, а она в ответ показывает язык – преамбула к скандалу или сексу и пр.). Сообщением в семье является любое событие. Гром кастрюль на кухне может означать рассерженность мамы).

Типы сообщений:

  1. Одноуровневые (по одному каналу) – например, звук захлопнувшейся двери.
  2. Двухуровневые – звук захлопнувшейся двери, плюс крик в догонку.
  3. Многоуровневые.

Один уровень всегда является словесным, 2-й – невербальным

Двух и многоуровневые сообщения делятся на:

  1. Конгруэнтные (совпадающие).
  2. Неконгруэнтные (несовпадающие, расходящиеся).

Как дела? – улыбка и "всё хорошо" – конгруэнтное сообщение. Если же говорит – "всё хорошо", а голову опускает – не конгруэнтное сообщение.

Эти взаимодействия (интеракции) часто бывают повторяющимися и те стереотипы, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.

В функциональной семье большая часть стереотипов взаимодействия является функциональной (конгруэнтной).

Радость на лице, в голосе и словах, также и печаль – конгруэнтный характер. Когда стереотипы взаимодействия носят конгруэнтный характер, тогда все события в семье являются ясными и понятными, также и эмоции и взаимоотношения. При этом происходит свободный эмоциональный обмен, семья способна вырабатывать здравые решения, в ней царит мир и спокойствие.

Для проблемной семьи особый интерес представляет анализ патогенных (неконгруэнтных) стереотипов взаимодействия.

К примеру, подросток приходит домой, говорит что всё хорошо и при этом опускает голову вниз. Это повод к родительской тревоге, фантазиям о том, что случилось, недоверие, желание подтверждения того, что произошло. Нарастает эмоциональное напряжение, возникает семейная проблема. И если она есть у мамы, папы, сына и бабушки, они начинают обмениваться, напряжение кумулирует, возникает патогенный стереотип взаимодействия в семье. Никто ни у кого не находит поддержки. Подобные стереотипы ведут к серьёзным нарушениям взаимодействия в семье. Чем более дисфункциональной является семья, тем с большим объёмом неконгруэнтных стереотипов мы встречаемся.

Нужно наблюдать за взаимодействием в семье и выбирать неконгруентность, чтобы потом назначить правильную коррекцию. Стереотипы можно отследить только наблюдая за семьёй в целом. Самым значительным стереотипом является стереотип, описанный в конце 69-х годов группой Американских психологов под руководством Грегори Бейтсона. Они вначале исследовали формы общения в семьях с больным шизофренией. В результате они установили, что в каждой из этих семей встречается особый стереотип двойной связи.

Сущность двойной связи заключается в том, что к ребёнку постоянно поступают неконгруэнтные сообщения в ситуации, когда он не может выйти или отстраниться или проверить саму ситуацию взаимодействия. Матери на словах говорили детям, что они их любят, но не вербально это не подтверждалось. Ребёнок мал и не может проверить правильность послания. На одном уровне коммуникации показывается неприязнь, а на другом (словесном) говорится о любви.

Если ребёнок получает такое двойное послание, возникает состояние растерянности – какой части этого двойного послания верить? Соответственно ребёнок не может получить должной эмоциональной привязанности. Присоединюсь к "люблю" – она отодвинется. Присоединюсь к "отодвинется" – она меня наругает. Такой ребёнок оказывается в состоянии хронической растерянности. Шизофрения, в таком случае, своеобразный выход из состояния постоянной растерянности, посредством аутизма.

Консультант в этом случае, способствует трансформации неконгруентных стереотипов в конгруэнтные. Неконгруэнтные стереотипы – это очень сильная привычка, изменить её невозможно, пока не увидишь себя со стороны.

2. Семейные правила

В каждой семье существуют свои правила жизни. Они делятся на гласные и негласные, о которых все знают, по которым все живут, но которые не озвучиваются либо не сознаются. Если речь идёт о гласных правилах, то по ним договориться легко. Если они не озвучены, подчинения негласны, люди делают вид, что правил нет. Важно выявить не только гласные, но негласные правила.

Правила бывают ещё:

  1. Культуральными, которые существуют в конкретной культуре и принимаются многими семьями. Они известны всем членам семьи и всем семьям. Например, родители не должны заниматься сексом на глазах у детей.
  2. Уникальные правила касаются каждой отдельной семьи, возникают в силу уникальности истории семьи и известны только членам этой семьи. Часто они бывают негласными.

Правила касаются основных сфер жизнедеятельности семьи. Муж работает, жена домохозяйка. Правила касаются сферы досуга, домашнего хозяйства. Они способствуют распределению семейных ролей и функций.

Правила в каждой семье определяют место для члена семьи, которое он займёт в семейной иерархии. Новый элемент в этой структуре будет продвигаться по правилам. Правила распространяются на место детей в семье.

Совокупность всех семейных правил подчиняется закону гомеостаза (сохранения), который обеспечивает постоянство этих правил. Если кто-то может указать на это негласное семейное правило, может стать для семьи persona nongrata .

Правила нуждаются в изменении в соответствии с динамикой семейной жизни. Это болезненный процесс.

Правила семейной жизни касаются всех областей жизни. Часть вырабатывается внутри семьи (уникальные), часть вносится в семью культурально. Правила касаются распределения ролей в семье. Они достаточно противоречивы. С одной стороны, есть правило, что муж – глава семьи, с другой стороны – есть правило равноправия между мужчиной и женщиной. Правила определяют борьбу за власть внутри семьи и определяют семейную дисфункцию.

Правила можно разделить на:

  1. Функциональные.
  2. Дисфункциональные.

Дисфункционльным в правиле может быть его содержание. Те, кто позволяет совершать насилие в семье, устанавливают дисфункциональные правила. Дисфункциональные правила отличаются устойчивостью (ригидностью). Любое трудно изменяемое правило является дисфункциональным.

Функциональными являются те правила, которые можно менять. Чтобы помочь семье, нужно выявить дисфункциональные правила.

3. Семейные мифы.

Это сложное семейное знание, часто плохо осознаваемое, которое складывается из совокупности семейных правил, сформировавшихся в течение, как минимум, трех поколений и которые являются, как бы, продолжением фразы "Мы – это…" Обычно семейный миф пребывает в латентном состоянии. Он просыпается, когда:

  1. В семью входит посторонний человек.
  2. В моменты серьёзных социальных перемен.
  3. В ситуации с семейной дисфункцией.

Обычно в функциональной семье миф находится очень глубоко. Чем более семья становится дисфункциональной, тем больше начинает просыпаться миф. Миф не всегда является дисфункциональным. Он может быть вполне естественным и определяться теми условиями, где живёт семья. Но если в 1-м поколении он воспринимается нормально, то к третьему он может стать болезненным для кого-то из членов семьи.

Люди, находящиеся внутри мифа, как правило этот миф не осознают. Поскольку они находятся внутри мифа, то и реальность они начинают видеть в категориях этого мифа. Часто семейные мифы соответствуют известным древнегреческим мифам. В семьях живут Гераклы, Домоклы, Танталы и пр.

В зависимости от этапа развития мифа, семья может развиться из функциональной в дисфункциональную. Миф: "Мы – дружная семья…" в двух поколениях, в третьем поколении приводит к сложностям отделения детей от родителей.

4. Границы семьи

Любая семья – это система, а любая система имеет свою структуру и границы. Границы семьи тесно зависят от состояния границ больших социальных систем. Чем более открыты границы большей социальной системы (государства), тем более закрытыми являются границы меньшей социальной системы (семьи) и наоборот. 70 лет СССР был закрытым государством, при этом семьи были очень открытыми. Теперь система государства открылась и границы семьи стремительно закрываются. Формируется позитивное отношение к закрытым семейным системам. Но если границы семьи закрыты, то границы подсистемы (мамы, папы) всё более открываются. Для таких систем очень частыми являются вертикальные дисфункциональные коалиции (мама с дочкой против папы). Все вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные – функциональные.

При консультировании важно ответить на вопрос – где границы, какие они, как они проходят, почему происходит перестройка.

Треугольник позволяет увидеть коалиции: вечерний треугольник и дневной треугольник. Например, в семье папа, мама, ребёнок и телевизор. Вечерний треугольник, когда ребёнок спит. Если папа с мамой не разговаривают, общение может идти через ребёнка. Когда ребёнок вечером усыпает, его место в треугольнике занимает телевизор.

Границы семьи видны с первого взгляда. Они хорошо видны на основании того, как семья взаимодействует с близкими семьями.

5. Стабилизаторы семьи

В каждой семье, как функциональной так и дисфункциональной имеются свои стабилизаторы:

  • формы активности
  • материальные вещи и пр.

Они поддерживают жизнедеятельность семьи, продлевая её жизнь

Функциональные стабилизаторы:

  1. Общее место проживания
  2. Общие финансовые средства
  3. Общие формы активности и деятельности
  4. Общие развлечения и пр.

Дисфункциональные стабилизаторы – те, которые продлевают время жизни дисфункциональной семьи:

1. Дети
Они являются элементом семейной системы, растут и развиваются в ней. В функциональной семье они стабилизаторами не являются. Но в дисфункциональной, вместо того, чтобы семья тратила энергию на своё развитие, все элементы системы тратят массу энергии на сохранение семьи. Ребёнок своим присутствием заставляет семью не распадаться. Дети стали становиться такими стабилизаторами в последние 100 – 150 лет, что связано с увеличением продолжительности жизни. Раньше браки длились не более 20 лет, дети не успевали стать стабилизаторами.

В соответствии с законом гомеостаза семья пытается сохранить свою стабильность и ребёнок выполняет роль стабилизатора, удерживающего семью от распада.

2. Болезни
Как болезни, возникающие помимо влияния семейной системы (соматические), так и расстройства порождённые самой системой (психосоматические и психические). Если в семье появляется больной ребёнок, то он становится дисфункциональным стабилизатором системы. Аналогично, если в семье появляется психически больной. Могут возникать и различные психосоматические расстройства, которые также заставляют существовать семью достаточно долго.

3. Нарушения поведения
Существует достаточное количество семей, где дети убегают из дома, совершают мелкие кражи и пр. Это становится своеобразными стабилизаторами семьи. Эти нарушения поведения часто являются реакцией на дисфункциональность отношений в семье. Двойки в дневнике – часто бессознательное действие к тому, чтобы обратить внимание родителей на детей. Такой проблемный ребёнок продлевает время жизни дисфункциональной семьи.

4. Супружеские измены – при синдроме страха близости.

6. Семейная история

Многие дисфункциональные стереотипы в семье воспроизводятся в поколениях. Например, алкоголизм, суициды, лавеласы и пр.

Сегодня точно установлены генетические заболевания и просто стереотипы поведения с стереотипами наследования. Отсюда, семейные психологи интересуются семейной историей жизни изучаемой семьи и каждого из членов семьи, которую они составляют. Этот интерес помогает понять то актуальное неблагополучие, которое возникало. Одной из техник, по которой можно правильно узнать историю является техника генограмм. Её создал Мюрей Боуель – американский психолог. Эта техника позволяет записать не только структуру семьи, но и верифицировать тот или иной тип взаимоотношений в семьях. Кружок – обозначание женщины, квадрат – мужчина. Линия их соединения – брак. Дети обозначаются соответственно кружочком или квадратиком, внутри ставится возраст. Это даёт представление о характере отношений в семье. Если в семье кто-то умер, это обозначается перечеркнутым квадратом, ставятся даты жизни и смерти. Аборты и выкидыши – перечеркнутый треугольник. Развод обозначается двумя параллельными линиями. Восстановление брака – линия, повторно соединяющая квадрат и круг. Связь без брака – пунктирная линия. Также фиксируют и характер отношений – две параллельные линии при хороших отношениях, дистантные отношения – пунктирная линия. В семьях бывают симбиотические отношения – 3 параллельных линии. Это очень близкие отношения с выраженной эмоциональной зависимостью людей друг от друга. При увеличении межличностной дистанции – дети трудно переносят разлуку. Возникают различные невротические состояния, ребёнок становится более инфантильным, он не в состоянии начать и вести самостоятельную жизнь. Если 2 элемента обводятся пунктирной линией – имеется коалиция. Если есть коалиция симбиотическая связь – возникает дисфункция. Любая дисфункция по вертикали будет воспроизведена по горизонтали.

Две косые линии – отношения типа эмоционального разрыва. Конфликтные отношения в семьях изображаются волнистой линией.

Амбивалентные отношения – 2 параллельные линии, перекрещенные синусоидой – когда люди испытывают друг к другу сильные противоречивые отношения. Периоды близости чередуются с конфликтами.

На полях генограммы указаны имена, даты рождения и смерти и значительные даты в истории семьи (переезды, аресты и пр.) Если генограмму рассмотреть в трех поколениях, можно установить источник семейного мифа. Эта техника позволяет установить границы семьи, у кого были аналогичные стереотипы. Есть определённые закономерности, которые в семье воспроизводятся.

Техника генограммы позволяет также определить степень дифференциации в семье. Что такое дифференциация – это понятие определяющее характеристику индивидуальной психики и отражает степень разграниченности индивидуального и функционального. Чем ниже уровень дифференциации тем легче мыслительные процессы подпадают под власть эмоций. Тем выше зависимость поведения индивида от ситуации. Существует шкала дифференциации с 4-мя областями.

Крайняя область 0 – 25% – эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами. Установки поведения полностью зависят от стереотипов. В стабильных условиях функционирует опираясь на здравый смысл, но при небольшом стрессе, эмоции приобретают над таким человеком полную власть.

При 25 – 50% человеком также преимущественно обладают эмоции, но они в большей мере являются приспособительными и в меньшей степени обусловлены средой. Здесь присутствует целенаправленное поведение, но человек чрезмерно зависим от мнения других. Каждый шаг человек сверяет со средой и не очень доверяет самому себе. Значимые поступки человек может не совершать, если среда посмотрит на это негативно.

50 – 70% интеллектуальные функции достаточно сформированы, чтобы не подпадать под эмоции. Они берут верх только при сильном стрессе. Большая часть человечества подпадает под этот параметр. Интеллект определяет принятие решений, а эмоции активно проявляются в близких отношениях.

Как это связано семьёй. Недифференцированность означает, что при взаимодействии в группе индивид легко вступает в эмоциональное слияние с другими. Человек, не способный отделить свой разум от эмоций не может этого отделить и в других, особенно в близких. Такой человек сам того не осознавая заряжает семью разными эмоциями. Такая семья называется эмоционально слитной. Семейная эго масса – не понятно, кто является источником эмоций. Эта эмоциональная слитность начинает сказываться и на модели индивидуального поведения и семейного тоже. Ребёнок в такой семье будет заражаться к примеру эмоциями мамы. Создав свою семью он будет стараться чрезмерно слиться с своей женой.

В слитных семьях взаимная эмоциональная вовлеченность столь велика, что они знают мысли друг друга и фантазии. Если такая сверхблизость наблюдается постоянно, это становится невыносимым. Такая сверхблизость характеризуется периодами отчуждений. То периоды сверхблизости, то отчуждения. Часто в таких амбивалентных семьях появляются дети – шизофреники. Выход из такой слитной семьи может осуществляться не путём сепарации, а путём эмоционального разрыва. Каждый является жизненно важным элементом друг для друга. Когда сын будет стремиться к отделению, мать будет стараться всеми силами его удержать. В лучшем случае его женят на ком-то. При такой слитности не возможно устанавливать дистанцию в семье на конечную величину. Не возможны сохранения отношений взрослого сына и матери. Возникает 2 варианта – либо состояние слияния и тогда симбиоз, либо ситуация разрыва и тогда дистанция становится бесконечной. Ситуация эмоционального разрыва оказывается не противоположностью, а её оборотной стороной, т.е. наоборот предполагает сверхблизость. Это значит, что такой сын может уйти от симбиоза с мамой может разорвать связь с мамой и уехать за тридевять земель. Но образ мамы он всё равно увезёт с собой. Эти отношения всё равно останутся в нём. И в новых отношениях с женой он всё равно будет продолжать воспроизводить отношения с матерью. Гены здесь ни при чем, только стереотип. Таким образом эта низкая дифференцированность на индивидуальном уровне приводит к тому, что семья также будет характеризовать с незрелостью, низкой стрессустойчивостью, зависимостью от массового сознания и мнении окружающих, нереалистической самооценкой. Сверхблизость будет чередоваться с отчуждённостью. Эмоциональное состояние семьи будет зависеть от одного и того же фактора. Жена в печали и муж приходя домой впадает в печаль, туда же впадают и дети без разбора к причинам. Семья будет характеризоваться устойчивостью к воздействию психолога, консервативностью Любые внешние воздействия для семьи могут оказаться фатальными. Это люди, которые друг без друга жить не могут. Отсюда невозможность приспосабливаться к изменениям, в том числе переходить из одной стадии семейной жизни в другую.

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое ограничивает , препятствует раскрытию или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает , окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны , предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом. Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей. Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.

Если ты не знаешь, как вести себя в неожиданной ситуации, достаточно поступить так, как ожидает общество. Но некоторые стереотипы только усложняют жизнь. Мы попросили эволюционных психологов объяснить, как сформировались самые живучие из них.

Эволюционная психология, в отличие от «обычной», апеллирует не столько к старику Фрейду, сколько к дедушке Дарвину. Все мы вышли из дарвиновского« Происхождения видов», убеждены эволюционные психологи. Сторонники этого направления придерживаются мнения, что значительная часть человеческих привычек имеет генетическое происхождение. Однако выводы эволюционная психология делает на основе данных из разных источников, используя исследования сравнительной психологии(изучающей поведение человекообразных обезьян), социальной антропологии(где предметом исследования выступают первые homo sapiens), а также психологии социального поведения современного человека.

С точки зрения эволюционной психологии стереотип — адаптивный механизм, позволяющий быстро и эффективно реагировать на незнакомую обстановку, новые условия. «Мужчина, хвастающийся в новой компании высокой должностью и дорогим автомобилем, демонстрирует черты альфа-самца, чтобы привлечь больше самок и таким образом продолжить свой род, — поясняет клинический психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук Светлана Бронникова . — А девушка, особенно тщательно накладывающая макияж, перед тем как отправиться в ночной клуб, рассчитывает ярким мейкапом привлечь внимание того самого альфа-самца».

Стереотипы оказывают огромное влияние на нашу жизнь. В каких-то ситуациях помогают(особенно, когда мы не знаем, как себя вести), а в каких-то мешают. Ведь они сформировались миллионы лет назад и не всегда оказываются применимы к современной действительности. Мы подробно рассмотрели, как они формировались, как работают и почему мешают жить.

Женщина создана для семьи

Стоит написать на форуме, что тебя беспокоят вопросы самореализации, как тут же найдется мужчина, который вставит едкий комментарий. Он напишет, что истинное предназначение женщины — семья, дом и дети. Несправедливо, но мужчины постоянно пытаются ограничить наши возможности одними лишь кулинарными и педагогическими экспериментами.

По мнению Татьяны Кочетовой, психолога факультета Социальной психологии МГППУ, такое представление складывается прежде всего потому, что в разных культурах мира одинокий человек традиционно считается несчастливым. Потому что вынужден находиться вне общества, обособленно от других. В древние времена люди жили общиной. Такой уклад был не прихотью, а жизненной необходимостью. Вместе удобнее добывать пищу, производить потомство, защищать территорию от внешних врагов. Каждый член сообщества выполнял определенные функции, взамен получал еду, защиту и кров. Поэтому человек, изгнанный из общины, оказывался наедине с дикой природой и фактически становился обреченным на смерть.

Гендерная специфика этого стереотипа обусловлена тем, что женщины стремятся к укреплению долговременных социальных связей. Иначе говоря, идеально подходят для того, чтобы создавать семью. Американский профессор Дэвид Басс провел исследование поведения мужчин и женщин в социуме и обнаружил, что оно сильно различается. Представители сильного пола делают все, чтобы завязать как можно больше новых знакомств, а мы нацелены на поддержание уже имеющихся контактов. «Это и отражает эволюционную роль женщины — традиционализм, консервативность, закрытость от новых отношений, которая помогает ей сохранять семью», — добавляет эксперт.

Светлана Бронникова объясняет возникновение этого стереотипа с биологической точки зрения: «В мужчинах и женщинах заложены разные генетические функции. Самцы отвечают за все изменения(приспособление к окружающей среде), которые могут улучшить жизнь популяции. Предназначение самок — сохранение знаний об обычаях, способах взаимодействия между членами стаи и семьи».

Если сообщество потеряет накопленный опыт, то оно не сможет выжить. И если не сумеет найти новые решения в изменившихся условиях — его члены погибнут. И первой потребностью любой биологической группы(в том числе приматов) будет защита самок. Именно поэтому не стоит сразу обвинять в шовинизме мужчин, мечтающих запереть своих жен на кухне наедине с кастрюлями. Они просто следуют закону предков. Ведь это древний стереотип возник исключительно на основе механизмов выживания, заложенных природой.

Мужчин интересует секс, женщин — отношения

Мы всегда радуемся, когда любимый остается с нами чуть дольше, чем до утра. До такой степени, что готовы придумывать приятные сюрпризы к празднованию первой недели отношений, десятого дня первого поцелуя и месяца после первого секса. Именно поэтому очень сильно удивляемся, когда узнаем, что молодой человек« вообще не предполагал, что мы, оказывается, встречаемся».

« Наша природа такова, что мужчины, в отличие от женщин, характеризуются избыточностью половых клеток(сперматозоидов), — объясняет Татьяна Кочетова. — И самцы подсознательно стремятся передать свои гены как можно большему количеству потомков». Эта физиологическая особенность объясняет явление полигамии. И заставляет нас думать, что« все они хотят одного», «не пропустят мимо ни одной юбки» и «вообще — козлы».

Американский ученый Роберт Триверс, чтобы хоть как-то реабилитировать мужчин, написал труд« Родительский вклад и половой отбор». Согласно этому исследованию, самки животных(в том числе человекообразных обезьян) самостоятельно выбирают тип отношений в паре.

Триверс описывает две стратегии, по которым и выстраивается взаимодействие с самцами. Первая ориентирована на полностью самостоятельное воспитание потомства. Да, в древние времена тоже были матери-одиночки. Они изначально выбирали самых ярких, сильных самцов, чтобы родившийся детеныш унаследовал его гены. При этом самка понимала, что ее избранник совершенно не годится на роль отца и никак не будет участвовать в воспитании потомства, изначально рассчитывала только на себя.

Вторую стратегию выбирали те, кто нуждается в поддержке самца на протяжении всего периода воспитания общего потомства. Придерживаться такой тактики стоило больших усилий — самка постоянно должна менять модели поведения, вызывать ревность, приносить пищу самцу(вспомни львиц). В общем, делать все, чтобы ее партнеру было интересно оставаться рядом с ней, несмотря на сомнительный бонус в виде детенышей.

Поэтому обвинять мужчин в легкомыслии и непостоянстве как минимум несправедливо. Ведь, сходясь с красивым сердцеедом(альфа-самцом), мы изначально решаем, что будем воспитывать детей в одиночестве. Правда, осознаем это иногда слишком поздно.

Женщины слабее мужчин

Обычно затащить концертный рояль на двадцать пятый этаж просят мужчин. Никто не станет спорить, что женщины слабее и им нельзя поднимать тяжести. Однако зачастую опека над нами принимает вселенские масштабы. Доходит до контроля за тем, вовремя ли ты пообедала. В такие моменты особенно хочется доказать, что ты не такая слабая и беспомощная.

« Сегодня роль физической силы в естественном отборе существенно снижается и важную роль начинает играть отбор социальный, по принципу статусной позиции, материального положения», — объясняет Татьяна Кочетова. В древних сообществах физическая сила играла решающую роль: нужно было защищать общину от врагов, хищных зверей. От того, насколько был силен мужчина, зависела безопасность семьи и племени. Женщины никогда не выполняли ролей, связанных с проявлением силы и доминирования. В наше время сильнейшим считается тот, кто обладает большими деньгами или властью. А современная женщина вполне способна быть финансово независимой. Поэтому данный стереотип уже утратил свою актуальность.

« Возникновение этого распространенного представления объясняет тот факт, что в популяции любых животных самцов всегда значительно больше, чем самок, — добавляет Светлана Бронникова. — Если группа животных столкнется с изменениями среды и возникнет необходимость пожертвовать какими-то ее членами, то это будут особи мужского пола». Прежде всего потому, что они лучше приспособлены для того, чтобы справляться с агрессивными факторами внешней среды. Мужчины всегда оставались в зоне повышенной опасности: охотились, воевали. И либо развивали способности справляться с трудностями, либо погибали. Древняя женщина сидела у очага, то есть оставалась в самом безопасном месте.

По словам эксперта, у женщин на генетическом уровне заложена программа — демонстрировать слабость. Согласись, если ты одинока и хочешь повесить карниз — возьмешь в руки перфоратор и просверлишь отверстие в бетонной стене. Но наверняка не станешь этого делать, когда есть возможность попросить мужчину.

Руководить — мужское призвание

То, что женщина может справиться с ролью большого босса, уже ни для кого не секрет. В 1930 году Вигдис Финнбогадоттир стала первой в мире женщиной, избранной на пост президента. Она была руководителем Исландии. Анхела Меркель многие годы находится на посту канцлера Германии. Несмотря на это, стереотип о том, что женщина не может быть начальником, остается популярным.

Чтобы понять причину живучести такого мнения, Светлана Бронникова предлагает сравнить смысл понятий« руководитель» и «женщина». Прообразом« строгого шефа» служит альфа-самец в стае человекообразных обезьян. Это самый крупный представитель вида — сильный, гиперсексуальный. Такому самцу достаются все самки — перед ним стоит эволюционная задача передать как можно больше генов, воспроизвести больше потомства.

Но в дикой природе количество фертильных особей, готовых на спаривание с вожаком, всегда меньше, чем его потребности. Одни — беременны, другие — стары, третьи — еще слишком молоды. А альфа-самец должен поддерживать гиперсексуальность, иначе он не сможет передать генетическую информацию. Поэтому вступление лидера в гомосексуальные связи с молодыми самцами — это и способ снять напряжение(иначе у него изменится гормональный фон, он утратит сексуальное желание), и возможность проявить доминирование над ними. Также он показывает свою власть с помощью шлепков и укусов — наказывает тех, кто пытался посягнуть на его самок. Таким в нашем сознании и закрепился образ вожака, руководителя — агрессивный, властный, способный наказать и унизить любого.

Что же происходит, когда мы видим женщину- начальника? «Наша генетическая память рисует лидера, который должен продемонстрировать свою власть(так, как это делают человеко-образные обезьяны)», — объясняет Светлана. Это провоцирует сильный бессознательный конфликт. Ведь мы знаем, что женщина должна быть милой, склонной к компромиссам, слабой, доброй и отзывчивой. Теперь постарайся припомнить — видела ли ты хотя бы в кино такую руководительницу.

Женщины не разбираются в технике

В рекламе одного цифрового фотоаппарата было написано: «Автоматический режим настройки отлично подходит для девушек, которым не хочется вникать в технические особенности устройства камеры». Да, не будем отрицать, что многим из нас не нравится читать инструкцию. Однако это не значит, что мы не можем разобраться в технике« методом научного тыка».

« Если говорить о традиционном распределении ролей в обществе наших далеких предков, то созданием орудий труда традиционно занимались мужчины», — говорит Татьяна Кочетова. Охотники и воины знали, каким должно быть орудие и оружие, и технологию его изготовления передавали из поколения в поколение. Кроме того, мужчина, отправляющийся на несколько дней охотиться, обычно уходил на значительные расстояния от дома. Навыки ориентирования на местности развивали логическое мышление, способствовали развитию пространственного интеллекта. «Многочисленные исследования(Виген Геодакян, Роберт Леви) подтверждают факт, что у мужчин более развито левое полушарие, отвечающее за логику. Самое удивительное, что ученые так и не установили взаимо-связь между спецификой деятельности древнего мужчины и особенностями строения головного мозга», — поясняет Татьяна. То есть до сих пор не ясно: то ли необходимость далеких походов способствовала развитию логического мышления, то ли мужчины всегда находили дорогу домой, потому что изначально были одарены природой более развитым левым полушарием.

Однако если сложить все эти факты воедино, получается, что мужчина действительно разбирается в технике гораздо лучше любой женщины.

Да, современные мужчины уже давно смирились с мыслью, что многие женщины не умеют(или не хотят) готовить. И даже готовы покупать в супермаркете замороженные пакеты с надписью« Еда мужская, 10 кг». Однако они все еще мечтают о том, что однажды перешагнут порог квартиры и почувствуют аромат запеченной в духовке курицы.

« Мужчина всегда нес ответственность за добывание пищи, тогда как женщина находила способы ее приготовления, — говорит Татьяна Силантьева. — Поедая обед вместе с женщиной, мужчина оказывается в идеальной для него ситуации: когда охота прошла удачно, он смог принести еду для своей спутницы. Это вызывало у него чувство удовлетворения от того, что он справился с возложенной на него задачей».

Татьяна Кочетова добавляет, что в древние времена пища была также показателем статуса. «Распределение всегда осуществлялось с ориентировкой на иерархию. Самый вкусный и большой кусок получал вождь племени, затем его приближенные(в том числе жены)». Требуха и кости животного доставались рядовым членам общины. Такой ритуал поедания пищи был призван продемонстрировать ситуацию доминирования и подчинения. «Поэтому сейчас не существует лучшего способа проявить уважение, признать высокую статусную позицию мужчины, кроме как угостить его сытным, вкусным обедом», — добавляет психолог.

Интересно, что эта демонстрация иерархических отношений, связанных с процессом употребления пищи, очень по‑разному трансформировалась в культурах народов мира. Сейчас принято садиться за стол всей семьей. Но еще полвека назад в деревнях женщина только готовила еду и подавала ее мужчинам. Обедать с ними она не имела права.

Мария Коляскина
Фото Fotobank(1)