Украшения в индийском стиле своими руками. Значение индийских украшений. Украшения своими руками

Несли в себе некую загадочность и очарование. Женщины с их помощью создают таинственный, неповторимый образ, подчеркивая свою индивидуальность и красоту.

Украсим голову в восточном стиле или создание украшений своими руками

Понятие красоты сочетает в себе гармонию внутреннего мира и внешней привлекательности. В разные эпохи каждый народ имел свои собственные представления о красоте и ее красоты. К примеру, в Африке эталоном женской красоты считалась полнота и очень длинная шея. Излишняя худоба говорила жениху о бедности и болезненности.

Эталон женской красоты в Африке

В Европе женский идеал в разные времена заметно видоизменялся от пышных аппетитных форм, кринолинов и корсетов, до современных мини и изящных форм.


Европейская красавица

На Востоке же каноны красоты, как правило, сохранялись веками. Сочетание изящности, яркости, миниатюрности и блеска — традиционная аксиома восточной красоты, которая обязательно воплощается и в украшениях.


Восточная красота и изящество

Традиции восточных украшений

В силу того, что Восток сочетает в себе арабские традиции, а также стран Китая, Индии, Таиланда, Японии и многих других народов, восточная культура многолика и обладает особой харизмой. Национальные украшения , наряду с обрядами, одеждой, кухней, являются ценным наследием. На востоке всегда было принято украшать не только руки, шею, но обязательно голову и волосы. Это всевозможные ободки, диадемы, фантазийные витые короны. В качестве материалов использовались золото, платина, серебро, декор драгоценными камнями и жемчугом.

Использовались не только цветочные мотивы, но и национальная символика.


Восточные украшения с цветочной символикой

В Индии обязательным украшением, которым женщины покрывали свои волосы, является тика (тика). Она имеет продолговатую форму, основная часть ее закрывает пробор, а подвеска-кулон украшает голову в области лба.


Считается, украшение для волос — тика помогало открыть «третий глаз», который отвечал за мудрость, внутреннюю гармонию, спокойствие духа, а также уберегал от сглаза.


Тика — это украшение, которое носят только замужние индийские женщины

Еще одним традиционным украшение в восточном стиле является лалатика — разновидность тики, состоящая из множества тонких цепочек. Такой способ украсить голову помогал подчеркнуть нежность, хрупкость и женственность. Цепочки украшались жемчугом, цветным бисером, бусинами и ниспадали плавно на волосы.



Лалатика — одна из разновидностей тики

Восточные украшения всегда отличались особым колоритом и некой сказочностью. И сегодня многие модные идеи дизайнеры черпают в таинственной восточной культуре.


Восток всегда привлекал очарованием и роскошью своих украшений

Кроме ярких красок, шика и блеска, украшения в восточном стиле необычайно притягательны в своей необычности и харизматичности. Древние мастера считали, что украшение не только отражало статус, но и имело свою душу и характер. Поэтому все изделия изготавливались вручную, индивидуально для каждой девушки.

Украшения своими руками

Чтобы создать эксклюзивную вещицу, потратив при этом совсем немного денег, можно выполнить восточное украшение для волос своими руками.


Украшения и женщины неотделимы

Есть несколько простых способов изготовить интересную вещицу для декорирования волос.


Индийские украшения можно вписать практически в любой образ

Создание тики . Чтобы изготовить ее самостоятельно, понадобится кулон или подвеска, бусы из мелкого жемчуга или бисера, плотные нити или леска. Для начала вдеваем кулон или подвеску в нить и располагаем точно посередине. Средняя часть украшения, которая закроет пробор волос, выполняется из лески. Сначала с каждой стороны нанизываем бусины, на леску посередине нанизываем бисер. Концы соединяем вместе. Обычно тика состоит из трех нитей, но можно, проявив фантазию, можно добавлять много ярусов с самым разным декором.


Индийские украшения ручной работы помогут вам создать стильный этнический образ

Лалатика для волос в восточной стилистике своими руками. Для ее создания понадобится одна толстая цепочка (отмеряется по объему головы), соединительные кольца, более тонкие цепочки (можно разных цветов), пассатижи и круглогубцы. Также при создании украшений в восточном стиле своими руками часто не обойтись без специальных инструментов, таких как круглогубцы или пассатижи. Основную цепь замыкаем в круг при помощи соединительного кольца. Дальше, на основу начинаем прикрепление тонких цепочек в качестве декорирующих элементов. Как их расположить, зависит от фантазии мастерицы. Можно добавить нити с бисером, бусины, стразы или камни.

Красивое восточное украшение для головы

Декорирование волос с помощью повязки в арабской этно-стилистике. Такое украшение на волосы популярно и сегодня. С его помощью можно придать образу этнические ноты. Понадобится лента из атласа или другого материала, элементы декора (бисер, камни, стразы, бусины), резинка в тон ленте и такой же ширины, ножницы. Декор и цветовая гамма украшения на голову выбирается по личным предпочтениям рукодельницы. Концы ленты соединяются с резинкой (сшиваются). Получается ободок по объему головы. Далее мастер отпускает свою фантазию и по своему вкусу декорирует ленту самым разнообразным декором. В итоге получается шикарное и эксклюзивное изделие, способное дополнить роскошный вечерний образ.


Модный тюрбан в этностиле
Платок, завязанный в восточном стиле — излюбленный аксессуар многих модниц

Все эти примеры украшений — лишь малая толика, отражающая разнообразие сказочных восточных традиций. Любая ручная работа всегда эксклюзивна и не остается без внимания и восхищения. Украшения в восточном стиле, отличаются своей необычностью и богатством декора. Выполненные своими руками, они смогут разнообразить повседневность, раскрасить дневной образ и добавить элитарные ноты в вечерний образ.

Для изготовления таких роскошных вещиц ручной работы не понадобится много времени или непосильных финансовых затрат. Однако они ни на йоту не уступают ювелирным работам известных мировых дизайнеров.

Красивое украшение на голову своими руками

Макияж, прическа и наряд в индийском стиле

Украшения для волос являются очень важным аксессуаром для женщин, особенно в весеннее-летний период. Красиво убранные волосы — неотъемлемая часть всего образа. Можно подобрать себе по вкусу традиционные заколочки, ободки, разноцветные повязки. А можно отдать предпочтение более необычным украшениям. Одно из таких украшений — тика (тикка, мангтикка).

Тика — это индийское традиционное украшение на голову. Оно представляет собой подвеску, основная часть которой —цепочка, закрывающая пробор между волосами. К ней крепятся кулоны, свисающие на лоб. Сама же тика держится на волосах с помощью крючка или просто фиксируется на голове.


В Индии...

Раньше в Индии тика была символом замужней женщины. В наше время ее стали носить и незамужние девушки. Тики до сих пор надевают на свадебные церемонии. Для невесты это украшение и сейчас является глубоко символичной вещью.

Подвески-кулоны (тики) изготавливают из драгоценных или полудрагоценных камней. У каждой женщины камни могут быть совершенно разные, выбранные по ее вкусу. В Индии считается, что каждый камень должен быть либо талисманом, либо символизировать что-то. Смысл символа определяет сама женщина.


Индийские женщины верят в то, что камень, который касается лба, имеет высшую силу — отрицательную или положительную. Он оберегает, служит «третьим глазом».
Есть поверье, что при постоянном соприкосновении со лбом камень способен оказывать влияние на решения женщины. Это место скопления познания и интуиции. Именно тика призвана пробудить особый дар у ее обладательницы, дать ей больше мудрости и ума.

Разновидности

Лалатика — это один из подвидов тики. Она выполнена более сложно, из нескольких цепочек. Боковые цепочки, прикреплённые к центральной, оформлены камнями, бисером, бусинами. Они в несколько рядов украшают волосы, спадая мягкой волной. Бывает, что цепочки лалатики украшены драгоценными камнями. Это говорит о высоком статусе женщины, о её положении в обществе.

Известны и Т-образные тики. Ими украшают головы танцовщиц. Иногда тики специально надевают на танцовщиц для привлечения большего внимания со стороны мужчин.


Тика в современном мире

Многие известные дизайнеры сейчас демонстрируют важность всевозможных украшений на голову. Они предлагают альтернативу классическим аксессуарам. Индийские подвески уже пользуются популярностью среди знаменитостей (на съёмках для модных журналов, на выступлениях, презентациях). А модницы не отстают и сразу подхватывают столь интересную тенденцию.



Девушки полюбили тику, ведь с ней они встречались ещё в детстве, просматривая популярные индийские фильмы. Многие представляли себя прекрасными индианками. Сейчас появилась возможность частично воплотить свои детские мечты в реальность.

Украсив голову индийской подвеской, вы обязательно окажитесь в центре внимания. В тике вы, несомненно, будете выглядеть очень женственно! Носить такое украшение нужно гордо, будто корону. Тогда тика раскроет всю вашу красоту и привлекательность.

Сказочный мир индийских драгоценностей и несметные сокровища индийских раджей всегда поражали воображение. Не менее поразительна красота индийских женщин и их украшения. В последние 100 лет искусство индийских ювелиров оказало огромное влияние на европейский мир и в наше время множество современных модных идей черпается из этого источника. В моду вошел слейв-браслет - браслет, объединный с кольцами, одним из прототипов которого является хатхпхул, традиционное индийское украшение. Появилось множество поклонников бинди, а большое количество браслетов, в том числе ножных, заняли прочное место среди украшений стиля бохо. Нверняка что-то еще из индийских традиционных украшений шагнет в современную моду. Не пора ли присмотреться к первоисточнику?

Мир ювелирных украшений Индии имеет устойчивые традиции и правила. Этот свод правил называется Солах Шрингар (Solah Shringar) и оначает, в узком смысле, 16 украшений замужней женщины. Но служат эти декоративные украшения не только для красоты. В основе традиции глубокая духовность и философский смысл, ведь в индийских обычаях и обрядах сохранился их древний сакральный смысл. В этом их абсолютная уникальность, ведь до наших дней сохранилось очень мало подобных традиций. Более того - в этой традиции зачастую можно найти разгадки и объяснения древних традиций и верований в других культурах мира, к примеру, фрагментарным археологическим находкам.

Слово "шрингар" связано с индуистской богиней красоты, удачи, богатства, счастья, плодородия и процветания Шри (Лакшми). Солах Шрингар - это индийский канон красоты, который включает 16 ритуальных атрибутов или украшений индийской женщины, символизирующих духовность, счастье и блаженство в любви и браке. Девушки в Индии до свадьбы одеваются просто. Украшения Солах Шрингар н адеваются во время свадебной церемонии и cлужат для возникновения глубокой духовной связи жениха и невесты, в соответствии с древней традицией. Эти 16 украшений делают женщину ослепительной и эротичной. Если муж умирал - украшения разбивались и женщина их больше не носила. Но не будем о грустном, посмотрим на украшения. Начнем с головы и постепенно будем двигаться к ногам, хотя одевают их как раз наоборот, начиная с ног. А как вы думаете, какое из этих украшений следующим войдет в европейскую моду?


Шрингар состоит из 16 атрибутов, которые сязаны с 16 фазами луны и богиней Лакшми, идеальной женой Вишну. Украшения позволяют добиться сходства с богиней. В первый раз надеваются все эти украшения на свадьбу в соответствии со специальным ритуалом, который состоит тоже из 16 этапов. Начинается он с омолаживающей "косметической" процедуры и омовения в ароматной воде - Snan. Завершается ритуалом Sugandh - ароматными умащениями.

Процесс подготовки невесты начинается с ног, раскрашивается лицо и тело, одевавается особая одежда и украшения. Процесс имеет ритуальный смысл. Невесту готовят для мужа и в результате всех этих манипуляций девушка приобретает необыкновенную притягательность, чтобы высхитить и впечатлить будущего супруга, усилить его любовь и желание. Кроме того, во все процедуры и украшения вложен этический и духовный смысл, они символизируют правила и традиции поведения по отношению к мужу и семье. Также они имеют защитный и обережные смысл. Украшения как бы окольцовывают все части лица и тела, что удерживает и защищает энергию женщины .


Кешапашарачана (Keshapasharachana)

Волосы традиционно заплетали в косу, которая украшалась с помощью кешапашарачана. Это могут быть цветы или ювелирное украшение, спускающееся по волосам.

Волосы считались источником жизненной и магической силы женщины. Чем они длиннее и чем лучше спрятаны от чужих взглядов - тем большую силу имеют и тем большим могуществом над мужчинами обладает женщина. В древности волосы могли служить в качестве замены человеческой жертвы богам. А чтобы не соблазнять мужчин, женщинам (и не только в Индии) предписывается выходить из дома и посещать храм с покрытой головой.


Маанг Тикка (Maang Tikka)

Золотое украшение для пробора (маанг) длиной примерно 12 см с крючком с одной стороны и кулоном с другой. Кулон размещается в центре лба. Разновидность тикки - лалатикка, она имеет 2 или более боковых цепочек, первая пара украшает линию волос.

Синдур (Sindoor)

Красный порошок (киноварь), который наносится на пробор (маанг) а также в виде точки на лбу (бинди) в соответствии с традицией индуистских браков. Впервые наносится мужем на свадебной церемонии, это самая важная часть церемонии бракосочетания. Синдур - сященный символ, его носят только замужние женщины, у которых живы мужья, духовно он связан с длительностью жизни мужа.

Красный порошок в ритуалах используется с глубокой древности, обычай восходит к эпохе палеолита. В Индии красный цвет считается цветом силы и власти, а также плодородия, рождения, возрождения. Cиндур символизирует женскую энергию Сати и Парвати. Сати - идеал жены, поскольку совершает жертвоприношения для защиты чести мужа. Парвати дарует счастье замужним женщинам, которые наносят синдур на пробор в волосах. Также защищает от злых умыслов. Обряд называется синдурадана или сумангали. Порошок наносится также на статуи невест и жен, сохранился народный обычай украшать им придорожные камни, а также двери и ритуальные предметы.


Бинди (Bindi) - разновидность "тилака"

Бинди в переводе с хинди - точка. В индуизме - знак правды или "третий глаз". Традиционно наносится с помощью красного порошка в первый раз на свадебной церемонии. Спиритуальный символ, является признаком замужней женщины. Однако сейчас бинди многие носят как оригинальное украшение как на Западе, куда эта мода проникла благодаря хиппи, и в самой Индии. Cейчас также распространены бинди-наклейки разных цветов.

Тилака - священный знак, который индуисты наносят особыми веществами, зачастую привезенными из священных мест - глиной, пеплом (например от огненного жертвоприношения), сандаловой пастой и другими. Наносися на лоб и иные части тела, отличаются у представителей разных религиозных традиций. Мужчины наносят полоски, женщины - круглые символы. Знак бинди в Индии распространен у представителей разных религий, не только у индуистов.

Каджал (Kajal)

Косметическое средство для подведения глаз, которое использовалось для придания выразительности глазам. В Индии для его изготовления традиционно использовали ламповую сажу, сандаловое дерево, касторовое масло - то есть полезные компоненты.

Это косметическое средство называют также "коль" или "кхоля" - это более широкое понятие, распространенное с древности в Южной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке. Хорошо было известно в древнем Египте. В разных странах его делали из разных ингредиентов, чаще всего из антимонита, у нас больше известно как сурьма. Конечно, в Индии женщины давно прешли на современную косметику.

Натх (Nath)

Натх или кольцо для украшения носа чаще носят на левой ноздре. Как правило, оно сделано из золота и украшено жемчуом, а также драгоценными камнями или бриллиантами. Натх - символ чистоты и невинности.

Именно нос считается в Индии символом девственности, прокалывание точки в левой части носа обуздывает желания. Проколотый нос в Индии - символ покорности и преданности мужу, а натх считается самым соблазнительным украшением.

Джумка (Jhumka) или карнпхул (Karnphool)

Традиционные серьги. Джумка - это серьги-колокольчики, звенят при ходьбе. Карнпхул - в переводе "цветок в ухе" серьги в виде цветка. Свадебные серьги были часто очень тяжелыми и их дополнительно поддерживали с помощью цепочек. Как и браслеты, позванивающие серьги гармонизируют пространство и отгоняют злые злых духов. А чем больше серьги - тем больше благополучия будет в доме.

Мангал Сутра (Mangal Sutra)

Ожерелье с сакральным смыслом, носят только замужние женщины. Традиционные Мангал-сутры, как правило, сделаны из золотого и черного бисера и золотой подвески. Символизирует свадебную клятву.

Индийская женщина надевает не одно ожерелье. Ожерелья и бусы зашишают горловую чакру - важный творческий центр.

Баджубанд (Bajuband)

Баджубанд иди бааджюбанд - браслет, который носили на предплечье. Сделаны чаще всего из золота с инкрустацией жемчугом, но в зависимости от района Индии могут быть самыми разными - совсем тонкими или покрывать всю руку от плеча до локтя. Выглядят красиво, носят такие браслеты на голых руках. Украшение служит кавачей - защищает от дурного глаза и символизирует идеальную красоту.

Чудиян (Choodiyan)

На свадьбу надевают большое количество браслетов. Обычно это браслеты из слоновой кости, стекла или металла, главным образом, из золота. Надеваются наборы браслетов, как тонких - чури, так и крупных, массивных, украшенных камнями - канган. Обычно носят 8, 12 (дозан) или 24 браслета - одинаковое количество на правой и левой руке. Замужние женщины никогда не выходят без них из дома, это будет означать крайнюю нужду. Позванивание браслетов звучит очень красиво и само по себе говорит о приближении женщины.

Мехенди (Mehendi)

Татуировки из натуральной хны, которые наносят на ладони, руки и ноги. Самые распространенные - ярко-крсные татуировки, но темно-красные и черные тоже используются довольно часто. Рисуют их накануне свадьбы, оставшуюся хну закапывают, чтобы муж не изменял. В Индии и вообще на Востоке считается, что разрисовывание тела приносит счастье и удачу и защищает от всего негативного.

Хатхпхул (Hathphool)

В переводе "цветок руки" - браслеты, которые носят на обоих руках, на тыльной стороне ладони. В центре браслета цветок, который соединен с браслетами и кольцами. Иногда кольцо на большом пальце левой руки имеет зеркало (аарси) - о нем ниже.

Аарси (Aarsi)

Aarsi это кольцо с зеркалом, надеваемое на большой палец левой руки. Невеста использует это зеркальце, чтобы посмотреть на жениха, поскольку на нее надето покрывало и она не может видеть жениха напрямую. Такие кольца носят и отдельно, как практичное украшение.

Камарбанд (Kamarband)

Золотой или серебряный пояс, который носят на талии поверх сари. Он положил на сари вокруг талии. Это довольно тяжелый пояс, непременный атрибут свадебного сари. На пояс подвешивали связку ключей, это символизировало, что теперь она, а не свекровь будет хозяйкой в доме.



Паял (Payal)

Паял - серебряные ножные браслеты. Это могут быть цепочки с колокольчиками, а могут быть и довольно крупными. Браслеты мелодично позванивают и привлекают внимание к приближению невесты. В отличие от большинства золотых украшений, ножные украшения делают из серебра, поскольку золото - божественный металл и его не принято носить ниже пояса.

Танцовщицы носят обычно другой тип браслетов, с более сильным звуком, их называют гунгру. Они представляют из себя крупные бубенчики, нашитые на тканую основу. Как и другие звенящие украшения ножные украшения отпугивают все негативное, привлекают потоки праны. Кроме того, они имеют и практическое значение, отпугивая ползающих насекомых.

Бичуа (Bichua)

Бичуа - это кольцо, которое невеста ноcила на ноге. Носят его на втором пальце левой ноги. Это также очень значительный символ брака. Ножные браслеты носят все девочки, а кольцо на ноге - только замужние женщины.

Украшения, соответствующие канону Шрингар, связаны еще с одним важным понятием для Индии - с чакрами, . Распределяются они следующим образом.

Сахасрара - высшая чакра, располагается на макушке - манг-тика (mang-tika) — украшение на проборе.
Аджна-чакра — «третий глаз», знание, мудрость и интуиция - бинди (bindi) помогает ему раскрыться.
Вишуддха-чакра - горловая - уерашения, охватывающие шею
Анахата-чакра — сердечная, центр любви - мангалсутра (mangalsutra) — свадебное ожерелье; означающее преданность и любовь и клятву верности.
Манипура-чакра — солнечное сплетение, чакра жизненной энергии - пояс камарбанд (kamarband)


Канон Шрингар несколько отличается в разных районах Индии. Не менее интересны индийские храмовые украшения, некоторые из которых перекликаются со свадебными. А есть особые, духовные украшения, к которым относится наваратна, священный символ ОМ, кавачи - записанные молитвы, свернутые и уложенные в круглые серебряные подвесные коробочки, и другие. Наваратна переводится как 9 камней или сокровищ и представляет собой астрологический талисман, в котором каждый камень соответствует одной из планет индийской астрологии. К храмовым относятся украшения, которые приносят в жертву богам и богиням, их также носят храмовые танцовщицы

Красота женщины – это ее сила. В Индии существуют определенные каноны, по которым определяется женская красота. Шрингар включает в себя 16 элементов, каждый из которых соответствует одной из фаз Луны. Украшения в Индии имеют определенную классификацию. Есть украшения для храма, есть духовные, а есть для свадьбы.

Виды индийских украшений

Храмовые украшения чаще всего несут в себе символику бога Ганеши, который олицетворяет богатство, удачу, а также символ святости – ОМ.

Украшения духовные или астрологические – это 9 камней, которые соответствуют планетам. Луна представлена жемчугом, Солнце – рубином. Изумруд олицетворяет Меркурий, алмаз – Венеру. Символ Марса – красный коралл, желтый сапфир и синий соответствуют Юпитеру и Сатурну. Гессонит символизирует Раху, а кошачий глаз – Кету.

Что касается украшений для свадьбы, тут воспевается Лакшми – богиня плодородия и процветания. Символизируют ее 16 элементов украшений.

16 элементов Шрингар

Бинди – точка между глазами. Не большого размера. Она символизирует третий глаз мудрости, интуиции и высшего знания.
Тика – подвеска на пробор, которая ниспадает на центр лба. Ее носят замужние женщины, демонстрируя свой статус.
Анджана или Коля – черная подводка глаза, соединяющая стрелки. Взгляд обретает особую резкость и выразительность.
Синдур-дана – это ярко-красная пудра, которую жених наносит вдоль пробора невесты. Этот процесс символизирует статус замужества. Красный цвет – цвет плодородия и женской энергии.
Нат – это кольцо в носу или другое украшение. Это считается очень соблазнительным элементом. Нат имеет различные вариации.
Серьги карн пхул. Дословный перевод означает «цветок в ухе» и символизирует высокий духовный и социальный статус.
Мангалсутра – это ожерелье-оберег. Оно выполняется из золотых и черных бусинок и заключает в себе клятвы новобрачных.
Мехенди – это рисунок на руках и ногах невесты, который выполняется хной. Рисуют его накануне свадьбы. А хну, что осталась нужно закопать – чтоб муж верный был.
Банджубанд – браслетс амулетом. Надевают его чуть выше локтя. Защищает от завистливых взглядов.
Чурия – это браслеты невесты, чаще всего красные. Надевают 812 или 24. Замужняя женщина не выходит из дома без этих браслетов.
Кольцо аарсинадевают на большой палец. На нем есть маленькое зеркальце. В него невеста поглядывает на жениха.
Камарбанд – это золотой пояс с драгоценными камнями. На него крепится ключ. Это значит, что свекровь передает бразды правления невестке.
Кашапашарачана – это прическа невесты с украшением из цветов.
Бичуа, паял – браслеты на ноги и кольца. На них крепились серебряные колокольчики.
Главным атрибутом невесты является сари красного цвета. Вышивают его золотыми нитями.



Индийские украшения своими руками

В Индии умелицы почти все украшения создают самостоятельно. Вышивают сари, рисуют на руках. Чтобы украшение было правильным, несло в себе нужную энергетику, оно должно быть выполнено по всем каннам. Поэтому, если желаете обучиться их созданию, обратитесь к настоящим мастерицам в храмах.

Индия – страна цветов лотоса и причудливых архитектурных орнаментов, песен о сладкой вечной любви и свободе. Всё это отражается в индийских украшениях, в пристрастии ювелиров к крупным самоцветам, изящным металлическим кружевам, гармонии несочетаемого и буйству красок. Неповторимость и яркость – два слова, которые в полной мере характеризуют стиль ювелирного искусства Индии.


История ювелирных украшений Индии неразрывно связана с развитием культуры. Повествования о них встречаются в произведениях литературы, например, в эпосах «Рамаяна» или «Махабхарата», изображениях людей на картинах, либо на фресках, также с обязательными элементами украшений.

Первые упоминания об индийских украшениях датируются четвёртым тысячелетием до нашей эры. Это были уникальные в своем роде изделия, состоящие из миллиметровых бусинок золота, серебра и других материалов, соединенных в форме длинных цепочек.

С развитием добычи драгоценных камней около 300 года до нашей эры к холодному металлу украшений добавился многогранный блеск алмазов.

Но золотые изделия с самоцветами были привилегией не только женщин, но и мужчин. Так в Индии распространено ношение представителями сильного пола ювелирных предметов, например, серьги или браслеты. Это в некотором смысле показатель мужественности, и, безусловно, принадлежности к определенной касте.

А для женщин, в худшие времена, это единственное, что она может захватить с собой от прежней замужней жизни, отсюда и огромное количество одновременно надетых драгоценностей.

Но это не означает, что украшения обязательно должны быть из дорогостоящих составляющих. Напротив, в Индии принято смешивать различные фактуры при изготовлении украшений, например, бриллианты могут вполне гармонично соседствовать с грубой медью, коралловыми бусинами, слоновой костью и различными недрагоценными камнями и металлами.

Тем не менее, сложились два определенных типа индийских украшений , которые сравнительно отличаются друг от друга не только техниками исполнения, но и используемыми материалами – Минакар и Кундан .

«Минакар»

Это техника изготовления ювелирных украшений с применением эмалевых покрытий металла. В качестве основы обычно берется золото – для нательных украшений, а также серебро – чаще для предметов роскоши, различных шкатулок, рамок для фотографий. Цветовая палитра эмали очень разнообразна, порой на сравнительно небольшом участке украшения умещается целая «радуга».

Это кропотливая и трудоемкая работа, поэтому в Индии существует всего три фамильные школы стиля «минакар», занимающиеся изготовлением подобных изделий, тем не менее, украшения получаются эксклюзивными и довольно дорогими.

«Кундан»

Это техника исполнения изделий из золота, обычно 22 или 24 карата, инкрустированного драгоценными камнями.

Особенностью кунданских украшений является необычное крепление самоцветов с помощью золотой фольги.

«Мена Кундан»

Это соединение двух стилей в одном ювелирном изделии. Одна сторона украшения имеет роскошные цвета эмали, другая – богатство драгоценных металлов и камней. Для предотвращения контакта эмали с кожей, под украшение подкладывают бархатную полоску.

Разнообразие индийских украшений не знает границ. Помимо традиционных серёг, перстней, браслетов и ожерелий, существуют цепочки для лодыжек, кольца для пальцев ног, украшение для лба «бинди» и головы «тика» , серьги для носа, «сарпечи» – украшения для головных уборов.

В качестве вдохновения индийские ювелиры до сих пор используют мир животных, птиц и растений. Распространен мотив изображения цветов лотоса, жасмина, листья определённых деревьев, например, пипала, «священного древа жизни», фруктов, а также солнца и звёзд.

«Сарпечи» выполняют в форме павлинов, переливающихся цветами бриллиантов, рубинов и изумрудов. На юге Индии распространено украшение «тхали» , которое используют при брачных церемониях, и выглядит оно как золотая цепь с множеством символических подвесок.

По индийским украшениям можно узнать многое об обладателе, всё равно, как прочитать текст в книге. Специальное ожерелье «мангал сутра» укажет на замужество женщины, браслеты – на количество и пол детей, а материал изготовления – о принадлежности к определённой касте. Так, например, золотые браслеты для щиколоток имеют право носить женщины из высших сословий.