Увеличилось количество малых инновационных предприятий, созданных на базе подведомственных фано организаций. С.В. Кадомцева, О.И. Кузнецова - Cтимулирование развития малых инновационных предприятий в России Открытая телеграмма академика Асеева в Якутский

Малое инновационное предприятие – это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. Несмотря на то, что в инновационной сфере работает лишь около 6% от общего числа работающих в малом предпринимательстве, эту область развития малого бизнеса можно поставить по значимости для развития экономики на одно из первых мест.

Малая инновационная фирма является небольшим мобильным коллективом профессионалов, действующих самостоятельно или в составе крупной организации в таких сферах, где происходят постоянные изменения. Основателями малых инновационных фирм являются ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал.

Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, в широких масштабах начали возникать во второй половине 80-х годов. Их развитие позволяло ускорить инновационный процесс

В начале 90-х годов малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита. В настоящее время малые инновационные предприятия не связаны с инвестиционным спросом, поэтому их прибыльность резко сократилась. Исследования и разработки выполняются либо на арендованном оборудовании, либо путем бесплатного его использования по месту работы. Характерная черта развития малого инновационного бизнеса в настоящее время – его нестабильность.

Малое предпринимательство в инновационной сфере в настоящее время формируется несколькими путями. Малые инновационные предприятия могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций. Деятельность малых фирм в этом случае направлена на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники. Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых научно-исследовательских институтов и заводов и заниматься как научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом. Еще один путь образования малых инновационных предприятий – объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Малые инновационные предприятия могут формироваться как посредники для продвижения инноваций и технологий, создаваемых специалистами в области конкретной техники и технологии. Роль таких фирм особенно значительна в регионах, где научно-технические и маркетинговые связи слабее, чем в центре.

Развитие инновационной деятельности, развитие и поддержка малого предпринимательства на сегодняшний день в значительной степени взаимосвязаны, они дополняют и стимулируют друг друга.

Эффективность малых предприятий обеспечивается за счет их мобильности и гибкости, готовности идти на риск, лучшей координацией действий, оперативного принятия решений, более низких издержек производства. Выделяют следующие преимущества малых фирм при выполнении нововведений:

Энтузиазм, сплоченность, инициативность персонала;

В области финансов – низкая капиталоемкость;

Личный пример руководства, минимум бюрократизма, способность принятия риска;

В области внутренних коммуникаций – межличностные коммуникации, быстрая реакция на внутренние проблемы;

В области маркетинга – быстрая реакция на изменение спроса.

Малые предприятия занимаются разработкой и освоением нововведений в тех областях, которые кажутся для крупных фирм неперспективными или очень рискованными. По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в два раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы.

Можно отметить следующие особенности малого предпринимательства в инновационной сфере.

1. Углубление специализации научных разработок. Во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами, работая лишь в узкоспециализированном направлении.

2. Ориентация на продуктовые инновации и оказание услуг в инновационной сфере. Объяснить это можно тем, что для малых компаний не характерно крупносерийное, массовое производство. Продукты производятся сравнительно небольшими партиями, а иногда и в единичном экземпляре.

3. Зависимость степени интенсивности инновационной деятельности от отрасли, в которой действуют малые предприятия.

Анализ деятельности малых инновационных предприятий показал, что более половины из них занимаются проектированием новой техники. На втором месте находится разработка программных средств – эти предприятия занимаются информационными услугами, изготовлением приборов и оснастки, а также наладкой и ремонтом оборудования. Каждое четвертое малое инновационное предприятие осуществляет консультирование в области научно-технической сферы.

В России число малых предприятий, занятых в науке и научном обслуживании, за последние годы существенно уменьшилось. Вместе с тем малые предприятия играют существенную роль в сфере инноваций, в воплощении достижений научно-технического прогресса. Малыми фирмами созданы такие новшества, как персональный компьютер, микропроцессор, многие средства программного обеспечения.

3.3. Малые инновационные предприятия

Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь для малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом.

Такая важнейшая особенность не может быть ни учтена при определении содержания малого инновационного предприятия. С учетом этого определение малого инновационного предприятия может быть сформулировано следующим образом. Малые инновационные предприятия – это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующиеся независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научнотехнического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего принципиально новых) и создания обстановки восприимчивости различных инноваций.

3.3.1. Классификация и этапы формирования малых инновационных предприятий

Малые инновационные предприятия могут быть классифицированы по разным признакам. В самом общем виде они классифицируются по характеру решаемых проблем (экономические, социальные, экологические и др.), содержанию конкретных основных задач (производственные, научно-технические, внедренческие и пр.), видам удовлетворяемых потребностей (личные, производственные, научные и т. д.). С точки зрения практического использования и учета особенностей функционирования МИП классификация их может быть осуществлена:

по содержанию инноваций (продуктовые, технологические, управленческие, органи- зационно-производственные и социальные новшества);

степени новизны результатов разработок (принципиально новые, модернизированные, улучшенные в конструкторско-технологических решениях);

содержанию конкретных работ (научно-технические, научно-производственные, посреднические – внедренческие и консультативные, научно-технические услуги);

этапам инновационного процесса (разработка, опытное и промышленное освоение, внедрение в производство, распространение, эксплуатация);

назначению новшеств (для мирового рынка – экспортные и внутреннего рынка, включая собственные нужды);

степени риска (очень рисковые, умеренно рисковые, низко-рисковые).

Поясним содержание конкретных работ, относящихся к посредническим и научно-тех- ническим услугам. Посреднические услуги включают консультации по выполнению различных расчетов (например, прочностных, высотных, финансово-экономических и др.), проведению маркетинговых, экономических и других видов анализа. Посреднические услуги могут быть и внедренческого характера. Например, освоение новшеств на конкретном предприятии, оказание помощи при промышленном выпуске изделий с учетом произ-

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

водственно-технологических особенностей предприятий и др. Научно-технические услуги включают в свой состав многие виды услуг – оформление патентов и изобретений, стандартизацию и контроль качества, хранение и содержание научно-технической документации в надлежащем состоянии, обеспечение информационными материалами, учет объектов интеллектуальной собственности и др.

Данная классификация малых инновационных предприятий используется в следующих целях: 1) обоснованного их формирования и развития; 2) определения форм и источников финансирования; 3) нахождения прогрессивных и экономичных организационных структур; 4) оценки конгруэнтности, т. е. соответствия между реальным состоянием малых инновационных предприятий (какие они есть на самом деле) и нашими представлениями о них (какими они должны быть); 5) правильного учета и отчетности, способствующих созданию статистической базы. Последнее исключительно важно в рамках необходимого сравнительного анализа данных различных стран и в условиях вхождения во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также в связи с переходом к международным стандартам в этой области, в частности к МСФО.

В своем развитии малые инновационные предприятия прошли два этапа: первый этап

со второй половины 1980-х и до конца 1990-х гг. и второй – с 1999 г. по настоящее время. Основная масса возникших в первый период малых инновационных предприятий была создана для реализации инновационного потенциала, заделы которого были сформированы еще в советский период на государственных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. С созданием этих предприятий связывались надежды на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок, в первую очередь в машиностроении, химической промышленности, некоторых других областях высоких технологий, в том числе конверсионных.

В начальный период фактически отсутствовала инфраструктура поддержки малых предприятий, которые практически не имели серьезной институциональной опоры для реализации инновационных проектов. Часть из них осуществляла самофинансирование, прибегая к коммерческой деятельности как источнику последующих инвестиций в высокорисковую инновационную деятельность с достаточно длительным сроком окупаемости вложенных средств. Какой-то части малых предприятий удалось найти стороннего инвестора, еще испытывающего иллюзии относительно возможности быстро коммерциализировать их научный потенциал.

Таким образом, отличительными чертами первого периода формирования и функционирования МИП являлись:

Использование готовых научно-технических разработок;

Охват традиционных отраслей (химическая, машиностроение, приборостроение);

Отсутствие инфраструктуры.

В последующем, по мере формирования инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий (например, в виде технопарков при крупных высших учебных заведениях) возникла вторая волна малых инновационных предприятий. Отраслевая структура МИП существенно сместилась в сторону отрасли коммуникаций и информационных технологий. Малые инновационные предприятия перешли от начального этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость, активизация инновационной деятельности и конкурентоспособность. Второй период развития малых инновационных предприятий можно охарактеризовать следующими чертами:

Осуществление во многих случаях собственных разработок;

Освоение их, а также нередко организация опытного производства;

Изменение приоритетности отраслей (переход к биотехнологиям, телекоммуникациям и информационным технологиям);

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

наличие инфраструктуры, хотя и недостаточно развитой;

продвижение ими научно-технической продукции на рынок;

рискованность.

Кроме того, к особенностям функционирования МИП на втором этапе следует отнести участие в освоении и производстве комплектующих узлов для крупных предприятий и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. На втором этапе функции и направления работ МИП значительно расширились; они, с одной стороны, стали комплексными, а с другой – уникальными, узкоспециализированными.

В последние годы закрепились позитивные тенденции инновационного развития промышленности, создания гибких организационных структур и активного использования инновационного потенциала малых предприятий.

3.3.2. Преимущества и значение малых инновационных предприятий и их типы

За последние 15–20 лет во многих странах мира начался переход от массового производства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промышленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая роль отводится МИП, что объясняется преимуществами их функционирования. К преимуществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:

более быстрая адаптация к требованиям рынка;

гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;

большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

гибкость внутренних коммуникаций;

осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2 % общей суммы);

более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);

относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Малые инновационные предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные научные, трудовые и информационные ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации к достижению успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые инновационные предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

Именно наличие существенных достоинств обеспечивает предприятиям малого бизнеса, находящимся в условиях куда менее привилегированных и имеющим гораздо меньше средств для проведения исследований и разработок, возможность отвоевать свою долю на рынке. Следует отметить гибкость и мобильность МИП, позволяющие ему оперативно

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

реагировать на запросы потребителей, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка. Малый инновационный бизнес можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа его участников. Созданию такой атмосферы в малом инновационном бизнесе и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. Между сотрудниками малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости – дублирование и взаимозаменяемость. Существенным преимуществом предприятий малого бизнеса является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры предприятия обеспечивают ему хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Наконец, отметим, что для организации малого инновационного предприятия не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и в целом на эффективности деятельности малого предприятия.

В развитии экономики малые инновационные предприятия занимают особое место. Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько направленностью деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных отраслях и в экономике в целом. Малые предприятия в научно-технической сфере позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. В настоящее время в России в инновационной сфере зарегистрировано около 40 тыс. малых предприятий (около 4,5 % от их общего количества) с общим числом занятых 200–300 тыс. человек, из них в сфере наукоемких услуг реально работает до 4000 предприятий с общим числом занятых 20–30 тыс. человек.

Малые технологические предприятия занимаются доведением научных исследований

и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повышению занятости населения и увеличению сбора налогов. Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги. Конкретно роль малых инновационных предприятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров

и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специальными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малых предприятий. Малое предприятие быстро и относительно недорого создает новые рабочие места, повышает среднедушевой доход наиболее социально уязвимых групп населения (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты), снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне

и темпах регионального социально-экономического развития и т. п. Это фактор, не только

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов. Предприятия малого инновационного бизнеса обладают способностью быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, осваивать и использовать научно-технологические, управленческие и организационные новации, создавать новые рыночные ниши и т. п.

По своей природе и особенностям функционирования МИП тяготеют к региональным и местным условиям. Поэтому за последние годы МИП начали интенсивно развиваться в регионах России. Этому способствует то, что регионы имеют большую самостоятельность в расширении ассортимента производимой продукции, финансовом обеспечении инновационного развития экономики и международном научно-техническом сотрудничестве. Каждый регион представляет собой конкретный хозяйствующий субъект с четко выраженными границами не только географического, но и интеллектуального, научного, финансово-экономи- ческого и организационно-правового характера. Кроме того, подход к вопросам формирования и функционирования предприятия малого инновационного бизнеса с региональным уклоном целесообразен и с точки зрения федеративного типа государства и бюджетного федерализма.

С учетом особенностей народного хозяйства могут быть созданы три типа малых инновационных предприятий (фирм). Предприятия первого типа могут осуществлять разработку и освоение изделий производственного назначения. Они выходят на рынок и сталкиваются с конкуренцией крупных предприятий. Такие предприятия могут быть эффективными в отраслях, где затраты входа на рынок специализированных товаров относительно невелики, например в машиностроении, приборостроении, в производстве средств связи. Весьма эффективными могут быть малые инновационные предприятия, создающие приборы и установки для генной инженерии, медицины.

Предприятия второго типа могут успешно функционировать на рынке потребительских товаров и конкурировать с крупными предприятиями (объединениями). В данном случае возможны три разновидности малых предприятий: 1) конкурируют с крупными, осваивая и выпуская продукцию более высокого качества; 2) не конкурируют с крупными, а находят свою рыночную нишу; 3) специализируются на разработках и выпуске на рынок потребительских товаров, связанных с индивидуальными потребностями, быстрой сменой моды, скоропортящимися видами продукции. Такие малые инновационные предприятия могут эффективно функционировать в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также в системе агро-промышленного комплекса.

Предприятия третьего типа могут работать совместно с крупными, разрабатывая и осваивая промежуточные продукты, полуфабрикаты, комплектующие части и изделия. Они могут быть эффективными в нефтехимической и химической промышленности, а в ряде случаев – и в машиностроении.

Как показала мировая практика, инновации в большей степени создаются в секторе предпринимательства, преимущественно, в крупных корпорациях именно при активном участии государства. Малые предприятия в то же время могут иметь ряд внушительных преимуществ за счет присущих им характерных признаков именно в инновационной сфере. Приведем пример. Так, в некоторых государствах, в частности, в США, примерно 5% предпринимательского сектора малого бизнеса составляют затраты на НИОКР, в то же время на эту долю приходится более, чем Б созданных инноваций . Как минимум 46 самых крупных изобретений XX века из 58, которые были созданы в западной Европе и США, принадлежат либо отдельным предпринимателям, либо малым компаниям .

Ограниченный доступ к финансовым ресурсам - это одна из главных проблем в малом бизнесе в инновационной сфере. Совершенно очевидно, что возможность доступа к системам источников финансирования крайне необходима малому предприятию в области научных технологий, ведь это способствует эффективному росту и возможности осуществить последовательный переход к новым стадиям развития.

Более двадцати пяти лет прошло с того момента, когда в РФ образовалось такое социально-экономическое, самостоятельное явление как предпринимательство. В РФ зарождается предпринимательство уже с середины 80-х гг. прошлого столетия, после того, как был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности в 1985 г. Необходимо отметить, что институт предпринимательства за счет формирования в России отрасли предпринимательского права очень активно развивался за последнюю четверть века. Каждый из восьми этапов, которые были пройдены в развитии институтом предпринимательства до сегодняшнего дня, в разной мере повлиял на развитие всей отрасли предпринимательского права, а также данной социально-экономической отрасли. В Российской Федерации на начальный этап становления, развития предпринимательства приходятся следующие временные рамки: 1985-1987 гг., данный период характеризуется деятельностью центра научно-технического творчества, различных творческих команд, которые были учреждены при общественных, научных организациях, кроме того, для этого этапа является характерным небольшое число участников предпринимательства, его экспериментальный характер, а также особая распространенность бригадных подрядов.

Второй этап длился всего год - с 1987 по 1988 гг., и здесь происходит расширение сферы деятельности малого предпринимательства. Кроме того, в это время происходило развитие, в основном, в виде кооператива. В указанный период времени произошел рост числа людей, которые заняты в этом экономическом сегменте, в частности, много молодых людей стали заниматься предпринимательской деятельностью.

Следующий этап развития предпринимательской деятельности в РФ приходится на 1989-990 гг., в этот период принимались законодательные акты, которые были нацелены на активизацию предприятий малого бизнеса, в результате чего произошла диверсификация номенклатуры организационных форм предпринимательской деятельности, интенсивное осваивание отношений, вытекающих из аренды, а также значительное расширение сфер деловой активности.

Появление среднего, а также крупного бизнеса в нашей стране произошло в 1991 - 1992 гг. Для этого четвертого этапа развития предпринимательской деятельности характерны следующие особенности:

  • а) коммерциализация,
  • б) стремительный рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах,
  • в) принятие ряда новых законов, в частности, о предпринимательской деятельности, предприятиях, о собственности и др.,
  • г) стремительное увеличение темпов роста количества малых предприятий, которое наиболее характерно для середины 80-х гг.

Следующий этап развития малого предпринимательства в РФ - 1993-1994 гг. Для данного этапа характерны следующие особенности:

  • а) в это время активно происходила широкая приватизация и развитие всех видов предпринимательства,
  • б) заложение основ рыночных отношений,
  • в) развитие предпринимательства, инвестиционной деятельности за счет сформировавшихся капиталов,
  • г) появление большого количества собственников,
  • д) активное участие в сфере услуг малого предпринимательства.

Следующий этап развития предпринимательской деятельности можно обозначить: 1995-1998 гг. Для него было характерно следующее:

  • а) прекращение своего существования большого числа малых предприятий, в основном, научно-консультативных, торгово-посреднических,
  • б) отличительной особенностью данного этапа является резкий спад института предпринимательства в нашей стране,
  • в) процесс исчерпания многих возможностей торгово-посреднической деятельности, являющейся сверхприбыльной.

На промежуток времени с 1998 по 2009 гг. приходится следующий период развития предпринимательства в России, который был самым длительным. В указанные годы предпринимательская деятельность переживает расцвет, с этим связано появление нового для отечественного права и экономики явления, именуемого государственно-частной собственностью. Кроме того, в этой новой сфере наблюдается стремительное развитие в законодательстве. Но не все было гладко в этот период. Из-за всем известного финансово-экономического кризиса, который произошел в 2008 г., произошло существенное ослабление предпринимательства в России, которое на тот момент и так не было стабильным.

Наконец, сейчас для РФ актуальна совершенно новая стадия развития института предпринимательства, для которой характерна активная динамика, инновационная экономическая система страны, которая в свою очередь требует продолжения развития инновационных предприятий, государственно-частных партнерств, создаваемых в различных регионах нашей страны.

Таким образом, в процессе проведения монографического исследования было установлено, что процесс становления малого бизнес-сектора в сфере инновационных технологий прошел в своем становлении восемь этапов, зародившись в 80-х годах прошлого века, до настоящего времени еще не достиг своей конечной стадии.

В нашем исследовании основной акцент сделан на необходимости поддержки малого инновационного бизнеса, что связано с таким ведущим направлением деятельности государства в сфере экономической стратегии страны, как развитие малого, среднего предпринимательства, так как на мировом рынке доля РФ совсем невелика. По данным статистики, она колеблется в пределах 0,35-1%, из чего следует закономерный вывод о том, что налицо значительное отставание нашей страны по объему торговли различными современными технологиями, по сравнению с другими мощными державами. Так, наблюдается превалирование инжиниринговых услуг, на которые приходится 85% экспорта и 53% импорта). Примечательно, что очень незначительна доля - всего лишь

7% суммарного объема импорта и 3% экспорта, приходящаяся на лицензии, ноу-хау, патенты .

К существенным преимуществам МИП следует отнести:

  • - своевременность принятия организационных и хозяйственных решений, позволяющих реагировать на возникновение проблемы;
  • - ориентированность на спрос потребителя;
  • - высокая мотивированность труда;

Однако, малое инновационное предприятие не лишено и ряда недостатков таких как:

  • - рискованность деятельности;
  • - низкая привлекательность для инвесторов;
  • - ограниченность ресурсов.

Как указывает Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на срок до 2020 г., самыми важными задачами политики государства являются следующие:

  • 1. Построить и наладить эффективность национальной инновационной системы (далее - НИС),
  • 2. Осуществить переход на инновационный путь развития экономики нашей страны.

Стоит заметить, что в настоящее время наблюдается тот факт, что нередко исследовательскими институтами, являющимися прикладными, не выполняется их приоритетная задача, заключающаяся в подготовке к реализации инноваций. В РФ при решении вопросов, касающихся модернизации экономики, МИП (малые инновационные предприятии) на данный момент не играют существенной роли, хотя во многих развитых странах они вносят значительный вклад в работу по созданию различных инноваций.

Выступая как связующий элемент между производством и наукой, являясь одной из частей наноиндустриал изацион- ных цепочек, в данный момент указанные МИП - это очень важная часть НИС. В разработке новых технологий, а также в процессе превращения в товар знаний риск на себя берут обычно малые фирмы, с чем связано то обстоятельство, что состав этих фирм часто претерпевает изменения.

Как замечает И. Дежина, в национальных инновационных системах в наше время часто наблюдается баланс, который обеспечивает «критическую массу» малого инновационного предприятия .

Если говорить о динамике малых предприятий в РФ, которые являются зарегистрированными в отрасли «Наука и научное обслуживание», то она является стабильно отрицательной. Так, к примеру, процедуру регистрации прошли около 50 тыс. малых инновационных предприятий, через пять лет их число лишь превышало 30 тыс., а уже в 2002 г. их количество составляло около 23 тыс . Приходим к выводу, что в РФ в начале-середине 1990-х гг. прошлого столетия наблюдалось самое большое число МИП, а к 2002 г. это количество уменьшилось более чем в половину, нужно отметить, что в данный момент наблюдается стабилизация этого показателя на весьма небольшом уровне.

Волгоградский государственный университет - один из лидеров среди образовательных учреждений, по степени вовлеченности в инновационную деятельность. На базе ВолГУ создано и успешно функционирует ряд малых инновационных предприятий, таких как: ООО «Консалтинговое агентство», ООО «РФИС», ООО «ЦНТ», ООО «МИТ», ООО «ИНТЕЛ- СИС», ООО «СИТИБ» .

По данным оценки экспертов, в РФ на малые инновационные предприятия приходится количество МИП в пределах: 34 тыс. (по данным 2009 г.) - 100 тыс. (по данным эксперта И.М. Бортника 2008 г.). В свете событий последнего десятка лет, как верно отмечает А.В. Журов, на «невидимую руку рынка» нельзя рассчитывать .

Нельзя не упомянуть, что такого рода предприятия могут работать довольно активно, причем в разных промышленных сферах, так, по данным экспертов, данный сектор аккумулирует в себе более 120 тыс. малых предприятий. Если мы допустим, то предположение что 25% их этих предприятий - инновационные, то следует увеличить в два раза количество МИП. Наблюдаемые в данной сфере тенденции вполне могут быть проанализированы, несмотря на отсутствие точных сведений о числе этих фирм. В настоящий момент действующие в РФ в области инноваций малые инновационные предприятия имеют ряд характерных признаков, на основании которых их следует распределить в следующие группы:

  • а) предприятия, которые были созданы при материнских научно-исследовательских институтах, либо в высших учебных заведениях,
  • б) самостоятельные структуры.

Естественно, что большими потенциалом и ресурсами, а также способностью к «выживанию» в современных условиях экономического хозяйствования обладают малые инновационные предприятия первого типа, чем и обусловлено их превалирующее количество. Они создаются, в том числе, для облегчения научно-исследовательским институтам и высшим учебным заведениям, занимающимся инновационными разработками, процессов их коммерциализации. Так, как справедливо отмечают российские правоведы, действующая сегодня бюджетная классификация, не предусматривает статей расходов бюджетных учреждений, которые можно бы было направить на патентование объектов интеллектуальной собственности. Более того, бюджетное учреждение по сути не заинтересовано в коммерциализации своих разработок, поскольку его действующее правовое положение не дает ему возможности свободно распоряжаться доходами от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности .

В этой связи оптимальной формой коммерциализации разработок и технологий для научно-исследовательских институтов и высших ученых заведений, среди существующих, является создание малых инновационных предприятий.

Проанализировав долю участия государства, а также крупных компаний, иностранных инвесторов в малое инновационное предприятие, можно сказать о том, что число персонала в таком предприятии минимум от 5 до 100 чел.

По результатам исследований, более 62% среди руководителей отмечают, что для них на их предприятиях самой приемлемой является ориентация на возрастную структуру, при этом около 60-80% коллектива - работники до 45 лет. Для 20% руководителей является главной ориентация на омоложение кадров, и лишь 14% руководителей стремятся к привлечению именно зрелых работников более зрелой возрастной группы. Примечательно, что в целом настоящей ситуацией на предприятии удовлетворены лишь 7% из общего числа респондентов, 79% опрошенных отметили значительный рост объемов производства, а 64% лишь частично удовлетворены текущим положением дел, для них важна ориентация на то, чтобы найти возможные капитальные вложения (21%), увеличить активы оборота (21%), ориентироваться на изменение внутренней политики страны (20%) .

В целом, рост экономики является отражением возрастания производства продукции на малых инновационных предприятиях. Сегодня для порядка 2/5 всех предприятий актуально планирование действий по расширению их деятельности за счет:

  • а) привлечения заемных средств как обоснование всех мер поддержки государством МИП, которые являются необходимыми,
  • б) налаживанием партнерских связей с инвестиционными фондами, банками, крупными компаниями, выступающими в качестве потенциальных кредиторов и инвесторов .

Так как на многих малых инновационных предприятиях работники до 45 лет представляют основной штат, мы можем сказать о том, что благодаря развитию человеческого капитала их сотрудников, потенциал развития малого инновационного предприятия является огромным. Кроме того, это можно подтвердить тем обстоятельством, что многие малые инновационные предприятия, которые работали на российском рынке, - очень молодые организации, образование которых пришлось на время после массового явления приватизации НИИ, а также конструкторских бюро.

К малым инновационным предприятиям первого типа относят те компании, у которых есть право на владение лицензиями на ведущие технологии, принадлежащие материнской организации, а также те фирмы, основанные работниками высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Необходимо отметить, что многие МИП следует относить как раз к указанному типу. Среди главных преимуществ существования при НИИ для МИП можно выделить то, что им предоставляется в случае надобности отсрочка платежей за коммунальные услуги, аренду, они могут пользоваться получением части государственного заказа посредством материнской организации, всеми отлаженными связями института с заказчиками, партнерами, брэндом, и, наконец, в их распоряжении находится вся опытно-экспериментальная база.

Отметим, что в последние десятилетия мы можем наблюдать уменьшение числа указанных МИП. За тот промежуток времени, который исчисляется после распада СССР, практически исчерпался тот прежний запас наработок, около которых и происходило формирование малых фирм. В связи с этим стал актуален возврат коллективов малых инновационных предприятий в те структуры, от которых ранее происходило отделение от них.

Именно за счет того, что МИП смогли отыскать подходящую для них нишу, находящуюся на рынке наукоемкой продукции, они и продолжают жить, ведь, как известно, доля самостоятельных МИП очень мала.

Маленький спрос со стороны предприятий промышленности, недостаточность оборотных средств (доступа к кредитам), а также, безусловно, неразвитая инфраструктура (как кадровая, производственная, так и финансовая) - все это мешает развитию МИП и является ограничивающими факторами их деятельности .

Отсутствие надлежащего финансирования МИП как правило в большинстве случаев связано с отсутствием проектов, которые были бы интересны инвесторам. Стоит заметить, что, нередко стремясь к удержанию контрольных пакетов акций, относясь с опаской к передаче активов внешним менеджерам в управление, не умея создавать убедительные, достойные бизнес-планы, малые инновационные предприятия зачастую выполняют свою работу «непрозрачно». Спорным для МИП, к тому же, зачастую является и вопрос: кому именно принадлежит право на интеллектуальную собственность.

Кроме того, в настоящий момент российскую НИС следует квалифицировать как переходного типа модель, которая аккумулирует в себе элементы как рыночной системы, так и административно-командной. И это является проблемой в развитии МИП, которая требует разрешения. Нельзя не заметить, что все, что было создано на данный момент, является достаточно ограниченным по своим масштабам и фрагментарным. Очевидно, в связи с этим фактом, руководители МИП, изучая степень влияния на коммерческий успех инфраструктуры, не находят существенной связи между этими явлениями.

Во-первых, представляется не совсем ясным то, как будет осуществляться развитие данной модели - будет ли это происходить посредством заимствования технологий либо благодаря собственным ресурсам. Во-вторых, не совсем четко видится будущая модель научно-инновационной сферы на уровне государства. Научная деятельность - катализатор развития экономики, следовательно, у науки должна присутствовать ориентация на интеграцию с образованием и инновационная составляющая. Если посмотреть на науку как объект культурного наследия, вклад в мировое развитие и как на национальную гордость, то в этом случае необходимо осуществление технологического развития за счет импорта, а также нельзя обойтись без поддержки фундаментальных исследований.

Необходимо отметить, что в данной сфере существует ряд частных проблем, например, проблема отсутствия четкого регулирования на законодательном уровне, которое связано с функционированием инфраструктуры в сфере инноваций. Другой проблемой является то обстоятельство, что зарубежные модели инновационной деятельности переносятся на отечественные, что является в корне неправильным, так как не учитывается тот экономический контекст, где функционируют эти механизмы.

Кроме того, ограничена поддержка МИП, выступающих в качестве приоритетной группы участников инновационного процесса. Очевидно, что всего три фонда не могут обеспечить становление малого бизнеса в сфере инноваций, тем более имея достаточно скромные средства в масштабах целой страны.

Наконец, одной из проблем является то, что в инновационной деятельности отсутствует косвенное регулирование. Крупная промышленность должна проявлять интерес к инновациям. Если же этого не происходит, нельзя говорить об эффективности сектора малого предпринимательства .

Проанализировав перечисленные проблемы, считаем возможным определить некоторые способы их решения.

Поскольку малые инновационные предприятия также являются участниками технопарков, на наш взгляд, крайне необходимой является разработка нормативно-правовых актов, в которых должно быть дано определение статуса технопарка, критериев, по которым он создается, аккредитации и условий предоставления услуг малым инновационным предприятиям. Целесообразно было бы применить анализ строчных контрактов, заключенных между малыми фирмами и руководством инновационного центра. В таких документах необходимо установить четкие обязательства сторон, а также сроки, в течение которых МИП может находиться в составе технопарка.

Далее, так как в системе государственных закупок на сегодняшний день наблюдается отсутствие требований на законодательном уровне по размещению части своих подрядов в малые фирмы, при выполнении госзаказов должна быть задействована система субконтрактации, которая является достаточно эффективной и способствует обеспечению связей крупного бизнеса и малых инновационных предприятий.

В результате исследования успешно развивающихся МИП, можно прийти к выводу о том, что обычно при становлении любой малой наукоемкой формы используется определенная стратегия. Всего существует четыре таких стратегии.

  • 1. Ситуация «технологического толчка», при которой именно разработки становятся катализаторами процесса коммерциализации (а не потребности рынка). В рамках такого подхода ученые сначала осуществляют разработку продукта, имеющего коммерческий потенциал. После создания МИП ученые пытаются отыскать покупателей (или потребителей) своего продукта. Данная стратегия является одной из распространенных в создании российских МИП.
  • 2. Стратегия, в рамках которой сначала происходит патентование разработки, а затем создание фирмы, при этом начальный этап в функционировании невозможен без грамотной лицензионной политики.
  • 3. Возможен и такой вариант, при котором ученые, ушедшие из науки, сами создают МИП, заработав для этого начальный капитал благодаря своей торгово-посреднической деятельности. Указанная стратегия МИП, наряду с первой, также является наиболее популярной для отечественных МИП.
  • 4. Суть четвертой стратегии заключается в том, что представители бизнеса, будучи заинтересованными в производстве высокотехнологичной продукции, сами ищут разработчика, проводят мероприятия по развитию НИОКР, собственного производства, предварительно изучив потребности рынка. При таком подходе заказ на разработку технологии или продукта (demand pull) диктуется спросом. Как показывает практика, эта стратегия довольно успешна по той причине, что базируется на потребностях рынка.

Немаловажной проблемой развития института малого инновационного предприятия является известная несбалансированность российской экономики в целом. Еще в апреле 2011 года министр экономического развития России Э.С. Набиуллина в своем выступлении акцентировала внимание на том факте, что все крупные российские нефтегазовые и металлургические компании, которые прошли путь модернизации и стали конкурентоспособными предприятиями, предпочитают продавать значительную часть своей продукции именно на внешнем рынке. В то же время нужды внутреннего национального рынка удовлетворяются путем закупок импортного сырья. Вследствие этого один из самых конкурентоспособных секторов российской экономики находится в известной зависимости от постоянных изменений внешнего рынка, в то время как внутренний рынок напрямую определяется фактором импорта .

Учитывая такое положение в экономике, состояние внутреннего и положение на внешних рынках, Д.А. Медведев еще в годы своего президентства распорядился обеспечить новое направление государственной политики по созданию инновационных предприятий, что создавало условия для снижения и в перспективе ликвидации состояния зависимости внутреннего национального рынка от импортных закупок, производства собственного продукта с использованием отечественных наукоемких технологий и расширения объема национального рынка, повышения уровня квалификации и профессионализма кадрового состава высших учебных заведений России, улучшения материальной обеспеченности научных кадров на базе ведущих институтов высшего профессионального образования и научных центров страны.

В данном направлении под руководством Правительства РФ ведется работа по развитию инновационных предприятий, которые создаются и осуществляют свою деятельность на базе ведущих научных и образовательных центров страны.

На данный момент, в рамках реализации программы по развитию МИП, в Российской Федерации создано нс менее 700 инновационных предприятий, работающих на самых разных направлениях производственной и научной деятельности .

Все вышеизложенное подтверждает тот факт, что на сегодняшний день развитие инновационных предприятий на базе высшей школы и научных центров остается актуальным и приоритетным направлением государственной политики в сфере экономики и науки .

В 2009 году был принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее ФЗ № 217-ФЗ). Данный Закон создавал необходимые условия и возможности вузам и научным центрам для формирования и развития собственных базовых инновационных предприятий и предприятий, чья научная деятельность носит прикладной характер, и продукция которых обладает высокой степенью внедряемое™ в хозяйственный оборот, с последующим внесением экономических результатов деятельности МИП в собственный уставной капитал.

Данная законотворческая работа создала прочную правовую базу для реализации научно-производственного потенциала страны, стимулировала создание и развитие национальной инновационной среды. Кроме того, были предоставлены необходимые средства и возможности вузам и исследовательским центрам для сохранения и пополнения своих перспективных кадров, создания привлекательных и интересных рабочих мест для студентов, выпускников вузов, аспирантов.

Государственная политика в сфере развития инновационных предприятий выразилась в принятии целого ряда законодательных и иных нормативно-правовых актов, предоставляющих материальное и правовые преференции научным учреждениям страны для наиболее упрощенного и ускоренного порядка создания и функционирования новых инновационных предприятий на базе высшей школы и научных городков.

Принятый ФЗ № 217-ФЗ имеет свои правовые недостатки, в силу разных причин полностью не решает проблем, связанных с созданием и функционированием инновационных предприятий, создаваемых на базе самостоятельных субъектов хозяйственного оборота, - учебных и научных центров.

Одним из вышеупомянутых проблемных вопросов законодательного регулирования в сфере создания МИП на базе высшей школы и научных центров является порядок предоставления аренды и арендных площадей. По действующему российскому законодательству, непременным условием предоставления помещений, необходимых, в частности, для создания и функционирования МИП, учебным и научным центрам является заключение договора аренды, для чего потенциальным арендаторам необходимо выиграть конкурс, предложив наиболее высокую арендную плату. При условии того, что пока закон не делает различий между учредителями МИП и иными потенциальными арендаторами при проведении конкурса, отсутствие преференций для МИП в данном вопросе ставит под вопрос саму идею государства по реализации плана по созданию инновационной базы страны.

Кроме того, создание МИП на базе высшей школы и НИИ требует внесение изменений в устав организации - учредителя, что представляет неизбежные технические затруднения и требует времени, причем руководство высших учебных заведений рассматривает такую процедуру как излишнюю. Не менее трудоемким на практике оказывается процесс получения многочисленных лицензий для МИП, которые необходимы для осуществления его деятельности.

Таким образом, резюмируя вышеперечисленные проблемы правового и практического характера, можно констатировать, что действующее законодательство, определяющее порядок создания хозяйственных обществ новой правовой формы, имеет свои недостатки и оставляет без внимания некоторые правовые аспекты вопроса создания и функционирования МИП; не решает проблем, неизбежно возникающих на практике перед руководством вузов при реализации инновационных инициатив, т.к. создание успешного и прибыльного малого инновационного предприятия требует значительных затрат и времени.

Поэтому для более завершенной реализации того правового и практического потенциала, заложенного в действующей редакции ФЗ № 217-ФЗ, представляется необходимым, в кратчайшие сроки создать на правительственном уровне рабочую схему применения данного федерального закона, о которой говорил В. В. Путин в своем выступлении в январе 2011 года.

Также объективно необходимо привести в соответствие ФЗ № 217-ФЗ с другими нормативно-правовыми актами, для предотвращения коллизий и общего совершенствования данного законодательного акта. Более того, требует дополнения нормативно-правовой инструментарий регулирования сферы создания и функционирования МИП принятием нового правового акта, устанавливающего льготный налоговый режим для инновационных предприятий, создаваемых на базе высших учебных заведений и научных центров, предоставляющего возможность для МИП в упрощенном порядке получать арендные площади для осуществления своей деятельности. Получение в аренду помещений без соблюдения непременного условия прохождения конкурса и получения тендера позволит снизить себестоимость аренды и, следовательно, позволит более эффективно и ускоренно наладить успешную и прибыльную деятельность, получить производственную и экспериментальную базу.

Для успешного, планомерного и эффективного развития инновационного бизнеса на базе высшей школы и научных центров страны следует на государственном уровне и при участии государства принять все необходимые меры по развитию отечественного рынка интеллектуальной собственности, что создаст правовую и материальную среду для коммерциализации научных разработок. Для реализации данных целей необходимо привлечение наиболее стабильного и заинтересованного инвестора - прежде всего государства, чьи денежные средства будут направлены на проведение национальных исследований и разработок, что в недалекой перспективе положительно отразится на социальном и экономическом секторе. Для осуществления подобных масштабных экономических мероприятий необходим жесткий государственный контроль и надлежащее правовое регулирование в данной области, особенно когда привлекаются бюджетные средства в развитие МИП. Инновационные высокотехнологичные разработки должны быть разработаны при непременном условии скорейшего внедрения в производственный процесс и получения экономической прибыли, т.е. не должны быть оторваны для текущих потребностей экономики, невостребованность или неактуальность новейших технологий недопустимы. В связи с вышеизложенным, полагаем, что Правительству РФ необходимо подготовить конкретные предложения по ликвидации необоснованных преград правового характера в отношении использования прав на объекты интеллектуальной собственности, созданных за счет государственных инвестиций в МИП.

В заключении следует отметить, что, не смотря на все имеющиеся сложности в правовом обеспечении существования и хозяйственного ведения, МИП - будущее индустриального потенциала РФ, связующее звено между наукой и производством, обеспечивающее реализацию главной функции инновационной предпринимательской деятельности - коммерциализацию инновационного продукта, которое позволит выйти нашей стране на лидирующие экономические позиции.

  • См.: Международная конференция «Взаимодействие малого и крупного бизнеса», Москва, июнь 2004 г. / ред. гр.: В.Ш. Каганов (рук.), В.П. Ващенко, Е.В. Боброва, В.Ю. Заведеева; Ин-т предпринимательства и инвестиции,Акад. менеджмента и рынка. - (Практика взаимодействия малого и крупногобизнеса: информ.-аналит. сб.). - 11Р1_: www.smb-support.org/nsbi/showPage.Ь1т1?1б=232&. (дата обращения: 15.08.2012).
  • См.: Территориальный орган государственной статистики по Волгоградской области: офиц. сайт. - ит_: http://www.volgastat.gks.ru/default.aspx(дата обращения:28.10.2014).
  • 2” См.: Минэкономразвития продолжит поддержку малого инновационного бизнеса.
  • См.: Министерство образования и науки РФ: офиц. сайт. - URL: http://mon.gov.ru/press/news/8237/.
  • 2,3 См. подробнее: Александрова С.Ю. Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях Российской Федерации: проблемы иперспективы развития: автореф. дис.... канд. экон. наук. - М., 2012. - С. 13.

Работу МИП обсуждали на последнем заседании Ученого совета СПбГУ 3 декабря. Коммерциализация научных исследований - это одна из главных перспектив развития университетов во всем мире. Все зарубежные университеты зарабатывают внедрением своих идей, живут использованием своего интеллектуального потенциала.

Напомним, в 2009 году был принят федеральный закон № 217-ФЗ, который заложил правовую основу существования инновационных предприятий при вузах и НИИ, впервые в России дал возможность вузам и НИИ внедрять результаты их интеллектуальной деятельности. Один из индикаторов Программы развития СПбГУ ставит целью создание хозяйственных обществ, обеспечивающих практическое применение результатов интеллектуальной деятельности СПбГУ (к 2012 году этот показатель должен быть равен пяти). План выполнен - на данный момент в Университете действуют 5 малых инновационных предприятий:

ООО «Инновационный центр транспортных исследований»

МИП учрежден в конце 2011 года. В уставном капитале доля СПбГУ составляет 33,34 %, доля ООО «Инновационные технологии» - 66,66 %. При этом бизнес-партнер вкладывает капиталы, а Университет - секрет производства (ноу-хау) «Технология разработки динамической маршрутизации транспорта в условиях кооперации перевозчиков». В 2012 году деятельность МИП была направлена на позиционирование предприятия на рынке услуг. Заключены два соглашения о научно-техническом сотрудничестве, а финансирование хозяйственной деятельности МИП осуществляло ООО «Инновационные технологии» в объеме 677 тыс. рублей.

ООО «Геологический центр СПбГУ»

Предприятие учреждено в конце 2011. В уставном капитале МИП доля СПбГУ составляет 33,4 %, доля частных лиц, ученых СПбГУ - 66,6 %, при этом Университет вкладывает секрет производства (ноу-хау). С апреля по октябрь 2012 года подписано три договора, по каждому из которых работы продолжаются (геологическая оценка углеводородного потенциала бассейна Баренцева моря; геолого-структурная модель Олимпиадинского рудного поля в золоторудном месторождении Красноярского края; анализ и описание шлифов горных пород архипелага Северная Земля). В 2013 году за счет активного привлечения, в установленном законом порядке ресурсов СПбГУ (в первую очередь нового современного оборудования, находящегося в лабораториях и ресурсных центрах), планируется увеличение доходов МИП в два-три раза.

МИП «Центр информационных технологий СПбГУ»

Центр зарегистрирован в конце 2011 года (руководитель профессор А. Н.Терехов), заключены контракты, получено финансирование, ведутся проекты (технология автоматизации разработки интегральных схем для чип-кристаллов на основе нового, специально разработанного языка, который в пять раз короче мировых аналогов; по договору с университетом UNAM в Мексике: визуализация нефтяных пластов с построением цифровых атласов горных пород скважин и месторождений - для создания быстрого зрительного восприятия нефтяниками; разработка полностью независимой от иностранного кода АСУ для «НПО машиностроения»). В сентябре МИП стал победителем конкурса на предоставление субсидий хозяйственным обществам Санкт-Петербурга, создаваемым вузами, и выиграл субсидию комитета по высшей по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга в размере 400 тыс. рублей.

ООО «Центр информационно-диагностических систем»

Центр зарегистрирован в сентябре 2012 года, руководитель - профессор Е. Д. Котина, занимается развитием программного комплекса «Диагностика» для ядерной медицины, ведутся активные переговоры с заказчиками.

ООО «Центр организационных инноваций СПбГУ»

Центр использует ноу-хау «Способ анализа биографических данных для оценки менеджерского потенциала» (руководитель С. А. Маничев).

В стадии регистрации еще пять МИП:

  • ООО «Пептотехнологии» (будет производить исходное сырье лекарственного средства, используемого при диабете второго типа, препарат будет полностью соответствовать импортному аналогу, а себестоимость его в 10–20 раз ниже)
  • ООО «Нанотехнологии тонких пленок» (будет производить высокотехнологичную аппаратуру для получения покрытий методом атомно-слоевого осаждения, пленок нанометровой толщины на различных поверхностях, цены существенно ниже, чем у зарубежных конкурентов)
  • МИП, учреждаемый совместно с ООО «Бигль» (органический синтез биомолекул для производства коммерчески доступных ферментов нуклеинового обмена)
  • МИП, учреждаемый совместно с ООО «Аллофарм» (разработка и производство наружных средств для лечения инфекционных заболеваний кожи)
  • МИП, которое создается на базе лаборатории биохимической генетики СПбГУ как результат исполнения проекта Мероприятия 3 финансирования научной деятельности (получение организмов-продуцентов гетерологичных белков медицинского и ветеринарного назначения для лечения и профилактики заболеваний у животных)

Несмотря на провозглашенное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года направление содействия развитию малого и среднего предпринимательства, на сегодняшний день число малых, в том числе малых инновационных предприятий (далее – МИП), в России незначительно. Динамика малых предприятий, зарегистрированных в отрасли «Наука и научное обслуживание», устойчиво отрицательная. Если в 1995 г. было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс. . Вместе с тем следует отметить, что подобные предприятия активно работают и в различных отраслях промышленности. По оценкам экспертов, в этом секторе в 2009 г. было сосредоточено около 78 тыс. малых предприятий. Если предположить, что около четверти из них являются инновационными, то общее число МИП может составлять порядка 19-20 тыс. Однако точных данных о количестве таких фирм нет, поэтому с определенной степенью уверенности можно фиксировать лишь тенденции в этой сфере.

Предприятия малого инновационного бизнеса составляют важнейший элемент национальной инновационной системы, и нуждаются в активных организационных и финансовых механизмах стимулирования. Именно эти хозяйствующие субъекты способны в кратчайшие сроки решать задачи вывода конкурентоспособных инноваций на рынок. Вместе с тем, малый бизнес больше остальных участников экономических отношений страдает от увеличения фискальной нагрузки, даже незначительные ее колебания в экономике способны привести к уменьшению сектора. Эту тенденцию подтверждает реформа единого социального налога, увеличившая фискальную нагрузку на основную часть малого бизнеса на 20 процентных пунктов, что привело к массовому закрытию таких предприятий в 2011 г.

Все аспекты управления инновационной деятельностью неизбежно сталкиваются с определением инновационного предприятия как объекта приложения стимулирующего воздействия. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, существует ряд трудностей в администрировании, препятствующих широкомасштабному налоговому стимулированию инновационной активности, связанных с отсутствием ясности в определении и критериях идентификации инновационных предприятий: отсутствие единообразия в определениях и критериях инновационной деятельности и невозможность самостоятельной достоверной оценки потенциальной доступности льгот для целей планирования; необоснованные отказы и злоупотребления при согласовании льгот; отсутствие критериев и прозрачного механизма контроля за выполнением условий предоставления льготы.

Для управления развитием МИП в России, а также создания системы адекватных налоговых льгот, требуется действенная система мониторинга деятельности таких организаций, основанная на системе критериев, необходимых для их регистрации, учета и классификации. Опираясь на разработки центра исследований и статистики науки , для целей налогообложения малые предприятия технологического профиля можно классифицировать на следующие группы:

Малые инновационные предприятия (МИП) – коммерческие организации, осуществляющие выпуск продукции (работ, услуг). При этом в структуре выпускаемой продукции должны содержаться новые (усовершенствованные) виды продукции (работ, услуг);

Малые научно-технологические предприятия (МНТП) – коммерческие организации, осуществляющие исследования, разработки, технологическую подготовку производства по заказам организаций предпринимательского и государственного сектора, а также сектора высшего образования. Здесь необходимо выделить организации, ассоциированные с вузами. Более того, можно предполагать, что поиск и идентификация данных предприятий как инновационных не должна вызывать серьезных затруднений в силу их организационных связей с высшими учебными заведениями, гарантирующими инновационную направленность их деятельности;

Малые предприятия инновационной инфраструктуры (МПИИ) – организации оказывающие содействие МИП и МНТП при организации их совместной деятельности и сотрудничества с организациями крупного бизнеса.

В соответствии с приведенной классификацией для целей налогообложения можно использовать следующие критерии отнесения субъектов малого предпринимательства к малым предприятиям технологического профиля (см.: табл. 1):

Таблица 1 – Критерии отнесения субъектов малого предпринимательства к малым предприятиям технологического профиля

Результат

Формальный признак

Критерий

выпуск новой (усовершенствованной) продукции (работ, услуг)

наличие продаж инновационной продукции

доля инновационной продукции в общем объеме выпуска

разработка технической документации, создание опытных образцов, публикация результатов научных исследований

наличие договоров на проведение исследований, разработок, организацию технической подготовки производства

доля затрат на НИОКР в общей выручке организации; квалификационный состав кадров; количество научных публикаций

создание устойчивого взаимодействия между участниками инновационного процесса

наличие клиентов, относимых к МИП и МНТП

количество договоров о сотрудничестве с организациями, относимыми к МИП и МНТП; доля работ по обслуживанию МИП и МНТП в общей выручке

Составлено по:

Важным является также вопрос о том, кто будет устанавливать, насколько инновационной является выпускаемая предприятием продукция или используемая им технология. Очевидно, что ответ на этот вопрос может быть получен только по результатам соответствующего экспертного заключения специально уполномоченной структуры, например, в Федеральном государственном учреждении «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГУ НИИ РИНКЦЭ). При этом необходимо наличие соответствующих подразделений в субъектах Российской Федерации, на которые будут возложены обязанности по принятию решения о соответствии производимой продукции или внедренной технологии требованиям, установленным для получения льготы.

В условиях, когда основной системной проблемой в области развития науки и технологий на сегодняшний день является несоответствие темпов развития и структуры российского сектора исследований и разработок потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу на передовые технологии, налоговому стимулированию коммерциализации результатов исследований и разработок отводится особая роль. Создание и развитие системы идентификации налогоплательщиков – важный этап налоговой реформы, необходимый для сохранения темпов модернизации российской экономики, перехода от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Действующая система определения объектов приложения стимулирующего воздействия в инновационном секторе не отвечает модернизационным потребностям, налоговая политика Правительства РФ в этой сфере носит консервативный характер. Так, амортизационная премия, размер которой увеличен до 30%, большинством специалистов признана наиболее эффективной стимулирующей мерой, мотивирующей отечественные предприятия к обновлению основных производственных фондов. В связи несбалансированностью бюджета к 2013 г. предполагается вернуться к докризисному уровню (10%). Есть опасение, что такая мера увеличит налоговую нагрузку на экономику, что неизбежно приведет к снижению инновационный активности компаний.

В отечественной системе налоговых льгот для сферы инноваций превалируют узконаправленные инструменты: для резидентов особых экономических зон – льготы по НДС, налогам на прибыль организаций, на имущество, земельному и страховым взносам; для участников проекта «Сколково» и IT-компаний, отвечающих определенным критериям, – особый режим налогообложения; освобождение от НДС и таможенных пошлин по импорту оборудования, аналоги которого не производятся в России; возможность признания расходов налогоплательщика на НИОКР в полуторократном размере; повышенный норматив на формирование Российского фонда технологического развития.

Большинство этих мер малоэффективны, и слабо применяются отечественными компаниями в связи с неразвитостью все того же механизма идентификации объектов стимулирующего воздействия. Отсутствует подробная официальная информация о применении налоговых льгот, необходимая для ясности представления о количестве организаций, пользующихся ими, их распределении по секторам экономики. Пока результативность той или иной льготы оценивается на основе данных различных опросов, экспертных оценок, без опоры на объективные официальные данные, а инновационность компаний определяется через объем отгруженной продукции. Вектор стимулирующего воздействия направляется на сферы деятельности, проекты, оборудование, перечень которых утвержден государством. Данный подход создает риск производства инноваций, невостребованных рынком.

Для устранения сложностей при администрировании мер налогового стимулирования возможно применение решений, принятых в мировой практике:при описании льготы и ее адресатов использовать однозначно толкуемые понятия, зафиксированные в налоговом или ином законодательстве (например, использование в определении льгот понятий, закрепленных ОЭСР);передача согласований льгот на уровень профессиональных организаций, компетентных в предмете согласования;предоставление налогоплательщику свободы в выборе согласующей организации;использование четкой и измеримой системы критериев и прозрачной процедуры проверки обоснованности применения льготы;введение предварительных критериев, позволяющих объективно и просто оценить доступность льготы: принадлежность к определенной индустрии; место учреждения/ основной деятельности; размер и/ или состав расходов на НИОКР в прошлые периоды; количество рабочих мест для специалистов НИОКР и пр.

Литература: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Дежина И. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? // Человек и труд. – 2005. – № 3. – URL: http://www.chelt.ru/2005/3-05/dezgina_3-05.html (дата обращения: 18.04.2011). Исследование PricewaterhouseCoopers: Налоговые и фискальные механизмы стимулирования инноваций в системе государственного регулирования // ГосБук – Экспертная сеть по вопросам государственного управления, 2011. – 62 с. (дата последнего обновления: 13.02.2011). Сист. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://www.gosbook.ru/system/files/blog_files/2011/02/03/PWC.pdf (дата обращения: 18.04.2011). Казанцев А.К., Леора С.Н., Никитина И.А., Фирсова С.А. Идентификация малых предприятий инновационного профиля // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. – 2010. – № 4. Информационно-аналитические издания ЦИСН. Сист. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://77.108.127.29/inform/IAB/inf4_2010.pdf (дата обращения: 19.04.2011).