Воздвижение Креста Господня: дата, история праздника, приметы. Праздник Воздвижения Креста Господня: что можно и нельзя, обычаи и молитвы Сообщение воздвижение креста святого

Вконтакте

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу двунадесятых.

C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629).

неизвестен , Public Domain

Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

История праздника

Обретение Креста

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314-333).

В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста.

Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест ).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

Василий Кондратьевич Сазонов (1789–1870) , Public Domain

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Возвращение Креста

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609-633).

Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610-641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень.

С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария.

У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

неизвестен , Public Domain

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество ».

Богослужение

Православная церковь

Накануне (то есть 13 сентября) вечером совершается . По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).


неизвестен , Public Domain

Затем совершается троекратное пение тропаря « , и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» , во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая , обычное окончание и первый час.

На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» (без земных поклонов).

По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.

Крест лежит на аналое до 21 сентября - дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в через .

Тропарь, кондак и задостойник на Воздвижение Креста Господня
На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 1 (Ἦχος α") Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα. Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы православным христианам над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак праздника, глас 4 (Ἦχος δ") Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον. Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду. Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Задостойник праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") Μυστικῶς εἶ Θεοτόκε Παράδεισος, ἀγεωργήτως βλαστήσασα Χριστόν, ὑφ᾿ οὗ τὸ τοῦ Σταυροῦ, ζωηφόρον ἐν γῇ, πεφυτούργηται δένδρον· δι᾿ οὗ νῦν ὑψουμένου, προσκυνοῦντες αὐτὸν σὲ μεγαλύνομεν. Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во. Тем, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя велича́ем. Ты, Богородица, – таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

Фотогалерея



Название

Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня

греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ

досл. Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста

в русском просторечии: Здвиженье

Празднование

Празднуется Православной церковью 14 сентября по юлианскому или же 27 сентября по григорианскому календарю.

Некоторые особенности богослужения

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

Совершается бденная служба праздника.

Стихиры на стиховне - праздника, Слава и ныне – стихира праздника.

По Ныне отпущаеши и трижды поется тропарь праздника.

На утрене

На Бог Господь поется тропарь праздника (дважды), Слава и ныне - тот же тропарь

По полиелее, который по традиции совершается в алтаре, поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Степенна - 1 антифон 4 гласа От юности моея.

Прокимен праздника.

По Евангелии - Воскресение Христово видевше единожды.

По 50 псалме поется стихира праздника. Помазание святым елеем совершается после выноса Креста.

Каноны: праздника.

Поется катавасия праздника Крест начертав.

После 8-й песни Честнейшую не поем, а поем припев и ирмос 9-й песни. Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. Ирмос 9-й песни: Таин еси, Богородице, рай (Ты - таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем.

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона, а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение.

На хвалитех стихиры праздника, Слава и ныне - праздника.

После великого славословия - вынос Креста и поклонение ему.

В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста

На Литургии

Поются антифоны праздника (антифон 1, антифон 2).

Входный стих: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

Сразу после входного стиха – тропарь праздника и кондак.

Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»

Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие.

Вместо Достойно поется задостойник праздника – припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень и ирмос 9-й песни канона: «Таин еси, Богородице, рай...» (до отдания).

Причастен праздника: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти.

В попразднство

На Литургии после входа поется: Приидите, поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа.

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения (21 сентября/4 октября) после отпуста Литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле.

Праздник, посвященный Кресту Спасителя, на котором Христос страдал и умер, символизирует поднятие Креста из земли после того, как его там обнаружили.

Это один из 12 главных праздников церковного календаря – дата торжества из года в год остается неизменной.

После распятия и воскрешения Иисуса, язычники, пытавшиеся стереть из памяти людской всеми способами воспоминания об этом событии, засыпали землей Голгофу и Гроб Господень, а на их месте возвели храм и поклонялись своим идолам.

Величайшая святыня христианства была обретена вновь при Константине Великом (306-337) - через 300 лет.

Рассказывает историю Воздвижения Креста Господня, почему постятся в праздник и какие молитвы читать в этот день.

Воздвижение Креста Господня

Установление праздника Воздвижение Креста Господня связано с событиями IV века – именно тогда Святой Константин объявил христианство, прежде гонимое римскими императорами, государственной религией империи.

Равноапостольный Константин, взойдя на престол, задумал построить храмы Божьи на месте рождения, страданий и воскресения Спасителя и других и найти Крест, на котором распяли Христа.

© AP Photo / Tsafrir Abayov

В Иерусалим с этой целью в 326-м отправилась равноапостольная Елена – мать императора. После долгих поисков выяснилось, что о местонахождении Креста Господня знает престарелый еврей по имени Иуда.

Он рассказал, что святыня, заваленная землей и мусором, брошена в одной пещере. Ориентиром служил языческий храм, выстроенный на этом месте.

По приказу Святой Елены здание разрушили и откопали пещеру. В ней нашли три креста и дощечку с надписью: "Иисус Назарянин, царь Иудейский", лежащую от них отдельно.

Чтобы выяснить, который из трех крестов есть Крест Господень, по совету Иерусалимского Патриарха Макария один за другим их стали подносить к тяжело больной женщине. Чудо произошло, когда на женщину возложили третий крест - она сразу же выздоровела.

Предание повествует, что в это время мимо несли для погребения умершего. Когда на покойного возложили третий крест - он ожил. Так узнали Крест Спасителя, через который Господь показал его животворящую силу и совершил чудеса.

Чтобы множество людей, собравшиеся на месте обретения Креста Господня, смогли увидеть святыню, Патриарх Макарий, вместе с другими духовными лицами, стал Крест высоко поднимать или воздвигать, как говорили раньше. Так произошло название праздника.

История праздника

Воздвижение Креста Господня - единственный церковный праздник, который начали праздновать одновременно с самим событием, ему посвященным. Во всех православных храмах в этот день проходят праздничные службы – во время литургии Крест для поклонения торжественно выносят из алтаря на середину храма.

Праздник Воздвижение Креста Господня имеет один день предпразднства (26 сентября) и семь - попразднства. Отдание праздника отмечают 4 октября.

Суббота и воскресенье (Неделя), предшествующие празднику Воздвижения, называются субботой и Неделей перед Воздвижением.

В день праздника, в память крестных страданий Спасителя, установлен строгий пост – в этот день дозволяется пища с растительным маслом.

С днем обретения Креста Господня, в VII веке соединилось воспоминание о его возвращении из Персидского плена. Персидский царь, завоевав и разграбив Иерусалим в 614-м, среди прочих сокровищ забрал и Древо Животворящего Креста Господня.

Четырнадцать лет пребывала святыня у иноземцев. Крест Господень вернулся в Иерусалим лишь в 628-м, когда император Ираклий, одержав победу над персами, заключил с ними мир.

Дальнейшая судьба святыни достоверно неизвестна – говорят, что его, разделив на части, разнесли по всему миру.

Часть Креста Господня покоится, по сей день, в греческом храме Воскресения в Иерусалиме.

Празднику Воздвижение Креста Господня посвящена икона - искрение молитвы перед ней помогают многим исцелиться.

Молитвы Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого.

По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня.

Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.

Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I (41–54), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.

Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее обновления (то есть освящения), а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления .

Уже в конце IV века праздник обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением.

Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих записках : обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

Выбор 13 или 14 сентября как эортологической даты обновления, которую в настоящее время нельзя мотивировать бесспорно, мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. Обновление можно считать христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей – одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (см.: Лев. 34: 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (данный месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время праздника Кущей. Дата праздника обновления – 13 сентября – совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Возможны соответствия между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того.

Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются восемь дней .

По свидетельству Иерусалимского Лекционария (в армянском переводе) V века, на второй день праздника обновления Честный Крест показывали всему народу.

Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь обновления, – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или в честь Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI века, Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник обновления. Если в житии преподобного Саввы Освященного, написанном в VI столетии преподобным Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании обновления, но не Воздвижения, то уже в житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святителю Софронию Иерусалимскому (VII в.), есть следующие указания: она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, увидела большое стечение паломников, а самое главное – именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († ок. 590).

При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой пятнице.

Само слово Воздвижение в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527–565) , автора похвального слова Кресту.

К VII веку тесная связь праздников обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция разрушена.

Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и в других Церквях Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Креста, например в Константинополе.

Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе, в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «день обретения Креста». И отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь святого Креста 14 сентября и в новом не нуждался» .

Ср. зеркальную гипотезу: «В “Месяцеслове Востока” по этому поводу высказано такое соображение: “Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней”» .

Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах иерусалимской редакции и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: «Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквях сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство» .

Праздник в православном богослужении

Продолжая разговор о литургическом становлении Воздвижения, необходимо отметить: в уже упомянутом армянском переводе Иерусалимского Лекционария главным праздником остается обновление. На второй день праздника (то есть в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс. 64; 1 Тим. 3: 14–16; аллилуиарий со стихом из Пс. 147; Ин. 10: 22–42), что и накануне.

Грузинская версия Лекционария (V–VII вв.) содержит такие сведения: праздник обновления 13 сентября продолжается восемь дней. При этом 14 сентября уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В 3-м часу (9 часов утра – после утрени) совершается чин воздвижения святого Креста и поклонения ему, после которого следует Божественная литургия. Для нее указываются тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс. 27; чтения (Притч. 3: 18–23; Ис. 65: 22–24; Прем. 14: 1–7; Иез. 9: 2–6; 1 Кор. 1: 18–25; аллилуиарий со стихом из Пс. 45; Ин. 19: 16b–37), которые заимствованы из службы Великой пятницы; тропари на умовение рук и на перенесение даров – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также приведен прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс. 97). Примечательно, что праздник обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго т.д. по обновлении.

В Иадгари (грузинском переводе иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII–IX веков, праздник Воздвижения числится вторым днем восьмидневного торжества в честь обновления иерусалимских церквей. Большое количество песнопений, посвященных святому Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник.

После X века древняя иерусалимская традиция уступила место константинопольской.

В Царьграде праздник обновления церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме – по вполне объективным причинам. Вместе с тем все возрастающее почитание Честного Древа Креста Господня сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник обновления.

По различным спискам Типикона Великой Церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII веков, праздник обновления иерусалимских церквей 13 сентября – однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник Воздвижения 14 сентября, напротив, представляет собой пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства – 10–13 сентября и день праздника – 14 сентября.

Поклонение Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября – женщины. Обряд совершался между утреней и полуднем.

13 сентября на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, то есть 6-го, гласа.

В день праздника 14 сентября богослужение отличалось большой торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением трех паремий (Исх. 15: 22–26; Притч. 3: 11–18; Ис. 60: 11–16; каждую из них предваряют прокимны – из Пс. 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни положен тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя».Также служится паннихис – краткая вечерняя служба накануне праздников и особых дней. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»), к Пс. 50 припевали не один, а шесть тропарей. После великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Ее антифоны отменялись, сразу пелся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое. Чтения литургии таковы: прокимен из Пс. 98; 1 Кор. 1: 18–22; аллилуиарий со стихами из Пс. 73; Ин. 19: 6b, 9–11, 13–20, 25–28, 30–35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс. 113.

Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память священномученика Симеона, сродника Господня, со своим последованием.

Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IX–XII веках, когда большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского Устава. Корпус песнопений Воздвижения в разных его редакциях в целом один и тот же. Праздник имеет предпразднство и попразднство. Литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижении заимствованы из Типикона Великой Церкви. Но наблюдаются и отличия. Так, первая паремия праздника на вечерне (Исх. 15: 22–26) обычно увеличивается на два стиха – до 16: 1. Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф. 10: 37–42) читается на один стих больше – вплоть до 11: 1. Апостольское чтение литургии Воздвижения, напротив, сокращено: 1 Кор. 1: 18–24. И, конечно, из константинопольской традиции заимствован и чин воздвижения Креста на праздничной утрене.

Вслед за Типиконом Великой Церкви во многих рукописях и изданиях Иерусалимского Устава в неделю по Воздвижении отмечается память священномученика Симеона. Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на литургии, но некоторые памятники, например «Чиновник московского Успенского собора» 30-х годов XVII века, предписывают петь более полно последование священномученика.

Во многих Иерусалимских (и Студийских) Типиконах 14 сентября указывается память кончины святителя Иоанна Златоуста. Но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе две торжественные службы. Так, в южно-итальянских редакциях Студийского Устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.

В продолжение темы о Студийском Типиконе нужно отметить, что в многочисленных его вариантах богослужение праздника Воздвижения совершается по праздничному чину. На вечерне бывает вход и читаются паремии, состав которых, как и литургийных чтений, совпадает с указаниями Устава Великой Церкви. На утрене полагается чтение из главы 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевшее» .

На современном этапе праздник Воздвижения Креста Господня в Русской Православной Церкви причисляется к великим двунадесятым, является Господским, непереходящим. В день праздника установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу, то есть без разрешения рыбы. Эортологический цикл включает в себя также один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября), отдание – 21 сентября.

Чин воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения

Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.

После события обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения (обновления) иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин воздвижения Креста.

Типикон знает большое число разнообразных вариантов этого чинопоследования – локальных и хронологических. Н.Д. Успенский полагает: «Многообразие чинов воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения Креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения» .

Так, уже в Иерусалимском Лекционарии V века, сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися.

В грузинском переводе Лекционария, отражающем практику V–VII веков, чин воздвижения Креста описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на святом престоле. Сам чин включал в себя три воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». После третьего воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту. Затем его вновь полагали на святой престол и начинали Божественную литургию.

По крайней мере, к VI веку чин воздвижения Креста уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII века, отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 году, говорит о третьем воздвижении, что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина .

Согласно послеиконоборческому Типикону Великой Церкви, который встречается в позднейших славянских рукописях, в храме Святой Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: «Господи, помилуй»; это повторялось трижды.

В Типиконах студийской традиции чин воздвижения основан на константинопольском кафедральном кодексе, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть. Вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света) .

В Иерусалимском Уставе, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное «Господи, помилуй». Кроме того, согласно Иерусалимскому Уставу, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь – приблизительно на 18 сантиметров.

В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во второй половине XVII века был изменен порядок осенения сторон света во время чина : Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.

Святоотеческая экзегеза праздника

На утрене или на всенощном бдении Воздвижения в византийских монастырских Типиконах в патристических Лекционариях предписывается читать одно или несколько из следующих святоотеческих творений: святителя Иоанна Златоуста, епископа Севериана Габальского (кон. IV – нач. V вв.), святителя Василия Селевкийского (V в.), Александра Монаха (VI в.), преподобного Андрея Критского (VIII в.), фрагмент о явлении Креста равноапостольному Константину и об обретении Креста, известный в целом ряде версий.

В неделю по Воздвижении в некоторых списках Иерусалимского Устава указывается чтение ороса VI Вселенского Собора.

Смысловым центром святоотеческой экзегезы, сопряженной с рассматриваемым праздником, безусловно, становится благоговейное почитание Креста: «Кресте Христов – прекрасная похвала христиан, честная проповедь апостолов, царский венец мучеников, драгоценное украшение пророков, блистательнейшее озарение всего мира! Кресте Христов… защити тех, кои прославляют тебя пламенным сердцем. Сохрани тех, кои с верою приемлют и лобызают тебя. Управи рабов твоих в мире и твердой вере. Сподоби всех достигнуть радостного и светлого дня воскресения, охраняя нас во Христе Иисусе, Господе нашем» (преподобный Феодор Студит) .

Праздник в дохалкидонской и западной традициях

Поначалу в западной традиции Воздвижение не имело статуса самостоятельного праздника и отмечалось лишь как поклонение Кресту, дополняющее традиционную римскую память священномучеников Корнилия Римского и Киприана Карфагенского, приходящуюся на 14 сентября . Постепенно празднование становилось более торжественным.

Понтификальное богослужение праздника предполагало показ народу и поклонение реликвии Креста. Уже в VII–VIII веках обряд, независимо от папского, сложился в римских титульных Церквях. Праздник со временем был включен в литургический календарь, а поклонение реликвии сменилось поклонением изображению Креста.

В Сакраментариях и Миссалах приводится ряд молитв для мессы на Воздвижение. В качестве чтений избираются Флп. 2: 5 (или 8) – 11 или Кол. 1: 26–29 и Мф. 13: 44, либо Ин. 3: 15 (или 16), либо Ин. 12: 31–36. Чтения Тридентского Миссала следующие: Флп. 5: 8–11 и Ин. 12: 31–36; а новейшего – Флп. 2: 6–11 и Ин. 3: 13–17.

В день Воздвижения совершалось поклонение Кресту, состоявшее из молитвы и целования Креста, аналогичных поклонению Кресту в Великий пяток.

В галликанском и испано-мосарабском обрядах вместо праздника Воздвижения был известен праздник обретения Креста 3 мая, о чем существует самое раннее в латинских источниках упоминание в Силосском Лекционарии, возникшем около 650 года. Сакраментарий Геласианский имеет в некоторых своих списках указания на праздники святого Креста и обретения святого Креста – так же, как и Григорианский Требник. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаженному Иерониму, но восходящего в древнейших списках к середине VII столетия, где этих праздников то нет вовсе, то они наличествуют оба, то в более поздней редакции сохранено только 3 мая (как и в месяцеслове Беды (VIII века) и в Падуанском Сакраментарии IX века).

Таким образом, тогда как праздник возвращения святого Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII веке, 14 сентября становится впервые известно под именем «Воздвижения Креста» (exaltatio Crucis) лишь в VIII веке, и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII веке) . Ср.: «праздник 3 мая имеет римское происхождение и старше праздника 14 сентября» .

Нужно указать также, что в некоторых Церквях, например, в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI веке. Окончательная кодификация празднования события воздвижения Креста произошла только в 1570 году.

Иконография праздника

Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с патриархом Макарием, а чин воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.

В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне святитель Иоанн Златоуст. Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета.

Обряд воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века. Однако изображения василевса в этой сценепоявляются только в палеологовскую эпоху (см. роспись монастыря святого Креста близ Платанистасы на Кипре, 1494).

В русских иконах ХV–ХVI столетий изображение воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит патриарх с под­нятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (кон. XV в.).

Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии).

В данной статье пойдет речь об одном из самых значимых христианских праздников - Воздвижение Креста Господня. Какова история этого праздника, какого числа он отмечается, какие приметы и традиции связаны с этим днем - ответы на все эти вопросы вы найдете здесь.

Что это за праздник

Православная церковь ежегодно отмечает двенадцать главных праздников. Воздвижение Креста Господня - один из них. Этот праздник посвящен Кресту нашего Спасителя. Как известно всем православным христианам, на Кресте был распят Иисус, и с тех пор Крест Господень является главной Святыней православного мира. Праздник символизирует поднятие Креста с земли после того, как он был обретен.

После того как Иисус Христос был распят и воскрес, язычники решили стереть воспоминания об этом знаменательном событии из памяти людской, чтобы следующие поколения не знали о том, что произошло. Они засыпали землей место, где была совершена казнь, а также Гроб Господень. На этом месте они возвели языческий храм, где продолжили поклонение своим божествам.

Прошло ни много ни мало, а целых 300 лет, пока величайшая религиозная Святыня не была вновь обретена. Случилось это при императоре Константине. Таким образом, несмотря на все ухищрения язычников, Крест Господень вернулся к верующим в Христа. И во все века служит защитой и оберегом для всех христиан Земли.

Какого числа Воздвижение Креста Господня? Православная церковь отмечает праздник 27 сентября. Именно в этот день христиане вспоминают великое событие, которое вернуло им одну из самых значимых Святынь христианства.

Из истории

Животворящий Крест, на котором был распят Иисус, был найден матерью императора Константина - царицей Еленой - в пещере вблизи Иерусалима. Это произошло в 326 году. Помощь в этом деле оказал пожилой еврей. Он знал, в каком месте находится Крест, и показал это место равноапостольной царице. Когда откопали под языческим храмом пещеру, в ней нашли три креста.

Как известно по истории, вместе с Иисусом были казнены два разбойника. Табличка с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский» лежала отдельно от крестов. Перед нашедшими пещеру людьми встал вопрос о том, как же определить, на каком из них был распят Иисус. Для этого был придуман следующий способ: к тяжело болеющей женщине начали подносить поочередно все три креста, два из них не возымели на женщину никакого влияния, а третий Крест сотворил чудо - женщина выздоровела.

Существует также поверье, что в это время мимо пещеры проносили тело умершего человека для погребения. Все три креста по очереди стали возлагать на тело. Два никак не повлияли на умершего, а Животворящий Крест снова сотворил чудо. Человек воскрес! Таким образом было установлено, какой Крест является животворящим и на каком именно был распят Иисус. Именно через него Господь и совершил чудо и показал его силу.

Что означает Воздвижение Креста Господня

Все присутствующие при вышеописанных событиях люди, в том числе патриарх Макарий и царица Елена, с великой радостью поклонились Кресту и стали его целовать. Узнали об этом великом событии и другие христиане. Много людей собралось на том месте, где был обретен Крест Господень. Каждый христианин жаждал приложиться к этой великой Святыне. Однако народа было так много, что физически невозможно было это сделать. Тогда люди стали просить хотя бы показать им это чудо. Патриарх Макарий встал на возвышенности и несколько раз поднимал (воздвигал) Крест, чтобы все могли Его увидеть. Именно поэтому праздник был назван Воздвижением Креста Господня. Во время поднятия святыни все присутствующие кланялись и восклицали: «Господи, помилуй!»

Часть от Креста Господня Елена принесла сыну, а другая часть была оставлена в Иерусалиме. Император Константин повелевал, чтобы в Иерусалиме был построен храм Воздвижения Креста Господня. Его строительство продолжалось почти десять лет. Это не единственный храм, который был возведен в честь данного события. Храмы были также воздвигнуты в Февроне, на Елеонской горе и в Вифлееме.

Возвращение из плена

В VII веке произошло другое важное событие - это возвращение Древа Креста из персидского плена. В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим. Город был разграблен, и вместе с другими сокровищами царь забрал в Персию и древо Животворящего Креста. Святыня находилась у иноземцев ровно четырнадцать лет, пока в 628 году император Ираклий не одержал победу над персами. Он заключил с Персией мир и вернул Животворящий Крест на родину в Иерусалим.

Что было дальше с величайшей Святыней христиан, доподлинно не известно. По одной из версий Крест находился на родине до 1245 года, другие же историки считают, что он был разделен на части и разнесен по всему миру. Одна из частей Животворящего Креста по сей день хранится в ковчеге в Иерусалиме в алтаре храма Воскресения.

Обычаи и традиции

Праздник Воздвижение Креста Господня получил начало с событием, которому он посвящен. С тех пор как великая Святыня христиан была обретена, все поколения из года в год почитают и празднуют этот день.

С Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня связано много традиций и обычаев. Так же, как и в любой другой значимый церковный праздник, на Воздвижение проводятся Всенощное бдение и Литургия. Во всех христианских храмах проходят в этот день праздничные службы. Во время службы Крест выносится на середину храма для поклонения. За день до самого праздника существует предпразднство. После дня Воздвижения существует семь дней попразднства. Кроме этого, Воздвижению предшествуют суббота и воскресенье, которые имеют название Суббота и Неделя перед праздником Воздвижения.

Конечно же, верующие христиане обязательно посещают храм в этот день. Они молятся, слушают проповеди об истории обретения Животворящего Креста. Православные христиане поклоняются Кресту, как самой великой Святыне. По традиции в этот праздник совершается крестный ход с молитвами и иконами.

В Воздвижение Креста Господня все христиане молятся о здравии своих близких, а также о благополучии, понимании и счастье в своей семье. Не нужно забывать также и о людях, имеющих в чем-либо нужду. В этот период принято подавать милостыню малоимущим, жертвовать свои средства на нужды храма, а также совершать другие добрые и богоугодные дела. Можно посетить детский дом с подарками и порадовать обделенных родительской любовью детишек. Все, что делается с любовью и заботой о ближних, приближает вас к Богу.

Что нужно делать в этот праздник

Для каждого православного христианина важно, чтобы значимые дни прошли как можно лучше и правильнее, чтобы сделать все максимально полезное для своей семьи и души. День Воздвижения Креста Господня - тоже не исключение из этого правила. Поэтому многих интересует вопрос о том, что же можно делать в этот день, а что нельзя. Возможно, некоторые традиции относятся к суевериям, которые церковь не одобряет. Но все равно очень интересно узнать, что считается полезным делать в этот день.

В первую очередь в этот праздник необходимо соблюдать строгий пост. Этому учит церковь, и так принято по церковным законам. Ни мясо, ни молоко, равно как и другие продукты животного происхождения, употреблять нельзя. Это правило распространяется и на воскресный день, если праздник припадает на него. Многие хозяйки готовили в пищу разнообразные блюда из капусты. Этот овощ как раз в изобилии присутствовал в каждом доме. Различные пироги, запеканки, салаты из капусты украшали праздничный стол. Капусту и жарили, и тушили, и употребляли в квашенном виде. Поэтому день Воздвижения еще негласно называли «Капустницей».

В этот день нелишним будет также окропить свое жилище святой водой. Считается, что данное действие поможет защитить дом от нечистой силы, лихих людей и прочих напастей. При этом желательно читать молитву Животворящему Кресту, потому что именно он - главный символ данного праздника. В домах, где держали скотину, по обычаю в праздник Воздвижения мастерили из дерева небольшие крестики и клали их в яслях и закромах животных. Некоторые люди делали крестики из веток рябины. Эти символы должны были защитить скот и имущество от злых сил, сохранить все в целости и невредимости.

В древности был даже такой обычай: в домах рисовали кресты мелом, чесноком, сажей или кровью животных. Поэтому праздник Воздвижения назывался также Ставров день. «Ставрос» в переводе с греческого означает «крест». Существует также поверье, что, увидев в праздник Воздвижения птиц, которые отлетают на юг, нужно загадывать свое самое заветное желание. Считается, что оно обязательно сбудется.

Что нельзя делать в этот праздник

Помимо того что нужно делать в день Воздвижения, существуют также дела, которые настоятельно не рекомендуется совершать. Во-первых, в этот день, как уже было сказано, нельзя употреблять животную пищу. Во-вторых, нельзя ругаться и сквернословить. Особенно это касается близких людей. Считается, что вся отрицательная энергия, высвобождающаяся в этот момент, вернется бумерангом в троекратном размере.

В-третьих, в этот праздник не рекомендуется заниматься тяжелой работой по дому, например, делать ремонт, рубить дрова и т. д. В принципе, и в другие великие христианские праздники не советуют тяжело трудиться. Лучше провести этот день в молитвах, раздумьях о Боге, в совершении добрых дел по отношению к своим ближним. Конечно, если обстоятельства складываются так, что необходимо что-либо сделать, чтобы предотвратить ущерб имуществу или здоровью людей, данный запрет снимается. Но целенаправленно планировать что-либо грандиозное, требующее трудоемких затрат, не стоит. Тем более если данное действие не безотлагательное и его можно без ущерба для всех отложить на другой день.

В-четвертых, считается, что нельзя начинать в этот день новые дела. Якобы они все будут обречены на провал. Каждый решает для себя, правда это или суеверие, которому не нужно следовать. В старину люди также верили, что нельзя в праздник Воздвижения оставлять открытыми двери. Считалось, что в этот день змеи ищут себе место для зимовки и для этого могут выбрать любой дом. Однако это скорее всего больше связано не с самим праздником, а с временем года, на которое этот праздник припадает.

И совсем уже из древних поверий: считалось, что в этот день нельзя ходить в лес. Якобы леший обходит свои владения, пересчитывая животных. В это время лучше не попадаться ему на глаза, ибо можно навечно остаться в лесу. Конечно же, в наши времена эти суеверия кажутся нам нелепыми.

Приметы

Приметы Воздвижения Креста Господня связаны в первую очередь с тем, что наступают холода, меняется время года. Крестьяне воспринимали праздник как окончательное наступление осени. Ходила даже такая поговорка: «На Воздвижение шуба за кафтаном тянется», т. е. приходит время доставать теплые вещи. Это тот период, когда последние птицы отлетают на юг, медведи готовятся к зимней спячке, а змеи прячутся в норы.

Считается, что Воздвижение знаменует конец «бабьего лета», т. е. после этого праздника тепла уже ждать не стоит. Завершается также осенняя страда - последний воз движется с поля. Согласно приметам, если на день Воздвижения ударяют заморозки, значит, весна ожидается ранняя.

Для незамужних девушек существовала особая примета. Считалось, что если красавица прочитает особенную молитву семь раз - она обязательно понравится парню, который ей люб.

Для тех верующих, которые строго соблюдают 27 сентября Пост - тоже есть хорошая примета. Существует поверье, что таким людям прощаются все грехи. Конечно же, одного соблюдения Поста мало. Если у человека злые помыслы и дела, то вряд ли ему поможет воздержание от животной пищи. Однако если человек старается жить по Заповедям Божиим, то соблюдение всех рекомендаций и наставлений церкви обязательно пойдут на пользу. Главное - это искренняя вера и старание послужить во славу Божию.

Воздвижение Креста Господня. Икона

Значение икон в христианстве очень велико. Через них, в числе прочего, происходит вероучение. Даже неграмотные люди, глядя на иконы, могут понять, какие события изображены на ней. Соответственно, приходит осознание и понимание ключевых моментов христианства.

Икона Воздвижения Креста Господня отображает события того великого дня, когда христиане обрели наконец-то после долгих и изнуряющих поисков величайшую Святыню - Крест, на котором был распят Иисус Христос. На святом полотне можно увидеть большое скопление народа на фоне храма. В центре находится Патриарх с Крестом. Справа виднеется царица Елена с сыном - царем Константином. На картине присутствует много святителей и верующих. Все благоговейно взирают на древо Животворящего Креста. Иногда на иконе изображено также напоминание о великом чуде, которое сопутствовало данному событию, а именно образ воскресшего умершего, исцеленного прикосновением к святыне.

Икона Воздвижения Животворящего Креста славится своими чудотворными способностями. Перед ней принято молится об исцелении от всяких недугов - мигрени, бесплодия, зубной боли, заболевания костей, суставов и прочее. Святое полотно может исцелить от любой болезни, даже самой запущенной. Известны случаи, когда неизлечимо больные люди, приходя к иконе молиться и просить об исцелении, выздоравливали.

Молитвы

Для православного христианина молитва является и путем, и средством абсолютно для всех достижений. Это источник всякого преуспевания. По мнению Павла Флоренского, молитва является вдыханием Божией благодати. Поэтому молитва должна считаться самым важным занятием на протяжении дня (после деяний во имя милосердия). Перед любым делом человек должен прочитать молитву. Тогда оно начинается с любви и надежды, которые вместе с верой обязательно приведут его к успеху. Читая молитву перед каким-либо событием в своей жизни, вы получаете благословение Божие.

История праздника Воздвижение Креста Господня уникальна. Для верующих людей это, несомненно, одно из самых значимых событий. Истинные православные христиане обязательно идут в этот день в церковь и молятся перед иконой Животворящему Кресту. Если нет возможности посетить церковь, то можно молиться дома.

"Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь."

В принципе, строгих правил по поводу того, как молиться, не существует. Не важно, где вы будете это делать - дома или в храме. Главное, чтобы это было искренне с верой и со всей душой. Самое главное условие при совершении молитвы - это выбросить из головы мысли о мирском, встать благоговейно перед образами и вдумчиво прочитать каждое слово с трепетом в душе. Силу молитвы сложно переоценить. Если она произносится с искренней верой, то способна сотворить чудо. Для Господа нет ничего невозможного. То, что для человека кажется неосуществимым, все подвластно Богу. Главное - это верить и надеяться.

Заключение

Открытка лишний раз наглядно продемонстрирует события того великого дня. Визуализация добавит положительных эмоций от праздника, наполнит сердце радостью и счастьем. Нужно делиться своими теплыми чувствами, посылать их окружающим, и тогда любовь, добро, вера и надежда будут только преумножаться во славу Божию.

В православном календаре церковных праздников сентября есть важнейшая дата, которую мы просто не могли обойти вниманием. Это праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который для верующих имеет особую важность.

Он установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы - места Распятия Иисуса Христа.

Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события. Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Ежегодно Воздвижение наступает 27 сентября. В 2018 году верующие посетят церковь, чтобы прикоснуться к святыне, помолиться о здравии и благополучии. Эксперты рекомендуют познакомиться с разрешенными делами, чтобы не омрачать праздничную дату нарушениями запретов.

История праздника

В начале VI века император Константин Великий сам еще не был христианином. Но вполне лояльно относился к христианам, тем более, что во Христа веровала и его мать - Елена. Это он в 313 году издал Миланский эдикт, придавший христианству статус законной религии, которую можно исповедовать открыто и свободно. В это время он сражался с владыкой римской части империи - Ликинием (или Лицинием). Перед решающим сражением Константин удостоился видения Креста и слышал слова: «Сим победиши!» - Император повелел украсить изображением креста доспехи воинов, знамена, перед его войском несли большой драгоценный крест. Так, одержав победу в 324 году, Константин подчинил себе всю территорию империи.

Вскоре было решено, что мать Константина отправится в Иерусалим, чтобы разыскать подлинный Крест Господень. И в 326 году императрица прибыла во святую землю. Есть несколько сюжетов, повествующих о ее поисках святыни. Все они сводятся к тому, что на месте Голгофы находилось языческое капище (храм Венеры), под которым обнаружилась пещера, забитая разным сором. Капище разрушили, а в пещере нашли три больших деревянных креста, гвозди и табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (именно такое надписание мы видим теперь на изображениях креста в Православных церквях).

Оставалось определить, какой крест является орудием казни Спасителя. При большом стечении народа к каждому из крестов подносили болящего - прикоснувшись к святыне, страждущий получил исцеление (есть, также, предание, что в это время мимо проходила погребальная процессия и умерший, которого поднесли к Кресту, ожил). Получив явное свидетельство чрезвычайной благодати, исходившей от одного из найденных крестов, Иерусалимский епископ Макарий воздвиг (поставил вертикально) святыню перед народом. Люди пали ниц с возгласом «Господи, помилуй!».

На месте обретения Креста Господня начали строительство храма Воскресения Христова. С датой его освящения (14 сентября по старому стилю и 27 сентября - по новому) связан и день празднования Воздвижения.

Но мы вспоминаем не только обретение святыни в 326 году. Три столетия спустя, в 614 году персы захватили Иерусалим и увезли Крест Господень вместе с Патриархом Захарией. Пленника и Честное Древо возвратил в Иерусалим император Ираклий (по разным данным это произошло от 624 до 631 гг).

Сегодня Животворящий Крест разделен на частицы, хранящиеся в разных уголках мира.

Император Константин Великий прославлен не только дарованием свободы и прав христианам, не только инициативой к обретению Честных Древ, но и организацией Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году. Сам он принял святое Крещение лишь в конце жизни. Православная Церковь почитает Константина, вместе с его матерью, как святых и равноапостольных.

Что сегодня можно делать

Верующие отправляются в церковь на Всенощное бдение, которое завершается литургией и выносом креста для поклонения. Во время службы каждый может попросить Высшие Силы о помощи и раскаяться в неблаговидных поступках.

В день праздника принято устраивать званые обеды для всей семьи и родственников, на которых обязательно присутствуют пироги с капустой. Традиция пошла с древних времен, когда наши предки собирали новый урожай.

Стоит окропить дом святой водой, чтобы очистить его от любого зла и отвадить людей с дурными помыслами.

Наши предки верили, что в этот день можно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывают его на пролетающую мимо стаю перелетных птиц.

В прежние времена в день Воздвижения рисовали мелом кресты на входных дверях и с обратной стороны, чтобы обезопасить себя и животных от нечистого духа и болезней. На сараях, где жил домашний скот, делали то же самое. К тому же использовали обереги, защищающие от зла.

Можно выполнять необходимые домашние дела: стирку, готовку, уборку, мытье посуды и купание. Церковь не запрещает таких мероприятий, если они действительно необходимы. Например, в доме есть больные родственники, требующие ухода, или маленькие дети.

В день праздника принято приносить из церкви три свечи, обходить углы дома, соединив свечи вместе, и читать защитную молитву.

На Воздвижение святая вода обладает сильными свойствами исцеления. Ей можно умыться и напоить тяжелобольных людей, чтобы те пошли на поправку.

Что нельзя делать на Воздвижение

Нельзя работать, а также начинать новое дело. Считается, что все пойдет прахом.

Ни в коем случае нельзя ходить в лес: бабушки и дедушки в некоторых населенных пунктах до сих пор верят, что в этот день леший пересчитывает лесных зверей. И человеку такое точно нельзя видеть.

Также нельзя держать дверь открытой: мудрые люди уверяют, что в этот день змеи ищут места для зимовки и могут заползти в любой дом.

И, наконец, на Воздвижение заканчивается бабье лето и осень вступает в свои права.

Кроме того, в этот день не следует:

  • ругаться и выяснять отношения с близкими;
  • есть непостную пищу: мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. В этот день все православные соблюдают строгий пост, приправляя ее лишь растительным маслом;

В народе есть еще одно предание: считается, что в этот день змеи ищут место для спячки на зиму, поэтому советуют хорошо запирать дом.

В день праздника не возбраняются необходимые дела, но священнослужители призывают помнить о том, что день предназначен для молитв и духовного роста. 27 числа можно собраться всей семьей, посетить церковь и поблагодарить Высшие Силы за помощь и покровительство.