Есть ли смысл в высшем образовании? Смысл обучения – для чего нужен диплом Какой смысл в высшем образовании

А за окошком — месяц май. Тот самый месяц, когда неокрепшие юные умы вдруг неожиданно находят мой малость подзаброшенный в последнее время сайт. Некоторые из них даже пишут письма. Наставь, мол, Учитель, на путь истинный, открой путь к Свету и всё такое. Скажем, вот:

Был мифистом, перевёлся (не доучился), сейчас, так сказать, на распутье. Не то учиться, не то работать и сразу пытаться что-либо делать. Как славный мифист, периодически почитывал летопись мифи, но вот только сегодня наткнулся на . Про выбор вуза — поучившись — я полностью с вами согласен. Но мне кажется, вы оборвали мысль. Как по вашему, вся эта затея с высшим образованием себя оправдывает? При наличии мозга, рук и интернета, можно научиться всему (или почти всему), избежав вороха ненужной ерунды и уймы потраченного в никуда времени.


Кстати, относительно упомянутой в тексте письма заметки. Недавно гулял с одной очаровательной мадемуазелью по местам её детства. В частности, проходили мимо детского сада, кудя ей в нежном дошкольном возрасте посчастливилось быть отгружаемой по рабочим дням. Нормальный такой, типовой советский детский садик. На ограждающем его заборе ныне гордо красуется вывеска: «Негосударственное образовательное учреждение. Институт какого-то там предпринимательства с каким-то там менеджментом. Диплом государственного образца. Бла-бла-бла. Отсрочка от армии» . Чёрт, в наше странное время я даже готов поверить, что сие образовательное учреждение в процессе перепрофилирования особо и не меняло штат сотрудников. Но я не об этом.

Так вот, вопрос. Оно вообще надо, это высшее образование? Ведь есть же, в самом деле, интернет, где, вроде бы, в свободном доступе информации в миллионы раз больше, чем дадут в каком бы то ни было образовательном учреждении. В одной Википедии, вон, ну всё же написано.

Но как-то смешно даже представить, что можно стать толковым специалистом хоть в какой-либо области, лишь просидев сколько-то времени за монитором. При наличии мозга, рук и интернета можно научиться, на самом деле, только тому, что и, так сказать, «в бою» требует только мозга, рук и интернета. А это, если честно, очень ограниченный набор... хм... наук.

Да и дело-то не только и не столько в самих науках. Самое важное, что человек получает в процессе обучения в ВУЗе — это практика самостоятельной творческой работы. От курса к курсу тебе ставят всё менее формализованные задачи, давая всё меньше вводных инструкций. Сначала всё просто: минимум творчества, максимум чётких алгоритмов. Делай это, получишь это. Плавно, постепенно всё доходит до того, что в качестве финального аккорда обучения тебе уже просто говорят: поставь себе задачу, реши её, напиши об этом кирпич страниц на сорок, расскажи об этом уважаемым людям — и мы дадим тебе вожделенный диплом.

Пункт первый. Почти невозможно самостоятельно научиться чему-либо, не имея связанной с этим реальной практической задачи. Пункт второй. Вот так вот вдруг взять и поставить самому себе эту самую реальную практическую задачу, да не слишком простую (а то неинтересно, да и мало чему научишься в процессе решения), да не слишком сложную (а то опустишь руки посреди дороги) — ещё сложнее. Пункт третий. Пункту второму тоже нужно сперва научиться, смотри пункт первый.

И самая большая ценность высшего образования, главный смысл этого пяти- (плюс-минус год) летнего марафона — это как раз получение такого волшебного скилла: уметь самому себе поставить задачу, разобраться в ней и решить, по дороге научившись чему-то новому. Человек, не имеющий такого скилла, к так называемому высококвалифицированному труду просто не пригоден.

Да, есть люди, которым высшее образование в указанном смысле не помогает. Есть и такие, которые и так умеют самостоятельно учиться. Но этих настолько мало, что надеяться на свою принадлежность к ним (едва удержался, чтобы не написать «к нам») — верх самонадеянности.

Уже 11 комментариев

Будучи ещё совсем зелёным выпускником школы, я конечно же так и думал, что высшее образование просто необходимо каждому человеку, что без него я буду никто и звать меня будут никак, что если ты не получишь диплом какого-то престижного ВУЗа, то ты не сможешь устроиться на хорошую работу, ты вообще будешь, как бы белая ворона, без грамоты.

Об этом нам в школе постоянно твердили преподаватели, родители и вообще все, но ни кто ведь ни слова не говорил про то, что в действительности всё совсем не так.

Что же в итоге. Пока ты студент и усердно грызёшь гранит науки, ты естественно даже не задумываешься о том, что тебя ждёт после окончания института. Но вот этот день настаёт, диплом в руках и ты думаешь, всё, теперь я дипломированный СПЕЦИАЛИСТ и стоит мне только предоставить своё резюме в ту или иную компанию, как меня с руками туда примут.

После пары десятков однотипных собеседований ты понимаешь, что всё не так, как нам говорили взрослые, не так, как мы себе это представляли, а так, что без опыта тебя не берут даже на самую захудалую должность, везде нужен опыт, но его нет, его нужно сначала получить, т.е. поработать, а уже потом тебя возьмут, круг замкнулся.

После пары месяцев ходьбы и встреч ты понимаешь, что тебя конечно могут взять на работу, но не тем, на кого ты учился 5 лет, ты можешь начать с самого низа и возможно никогда не попадёшь на должность скажем бухгалтера или экономиста на предприятии, ты просто кладёшь своё диплом синего, а то и красного цвета в ящик в надежде, что когда-нибудь ты будешь работать по специальности, но а пока ты ещё один выпускник экономического университета по ещё одной заезженной специальности, который никому не нужен без опыта работы и реальных знаний , а не кучи теории с учебников и методичек.

Собственно, эта правда не относится ко всем институтам и направлениям, если ты медик и ты с хорошими оценками закончил медицинский, ты наверняка пойдёшь дальше и тебя трудоустроят, если ты вдруг талантливый инженер-проектировщик мостов, то тебе также найдут свободное место в одном из НИИ.

Ну, а коли ты экономистом стать решил и у тебя нет особых талантов, нет хороших знакомых со своими фирмами и желанием возиться с зелёным выпускником, то увы, в 90% случаев работать придётся именно не по специальности и возможно, понравится другая работа, которая просто затмит всё то на что ты потратил 5 лет обучения.

Поэтому считаю, что высшее образование в современной подаче конечно нужно, но оно не даёт гарантий трудоустройства, базовые знания, да, хорошее и незабываемое время, когда ты студент, да, подготовка ко взрослой жизни, тоже да, но не более, остального придётся добиваться чаще всего именно с нуля .


Как мне кажется, получать высшее образование стоит. Все равно хоть что-то оно дает в плане расширения кругозора (если, конечно, учиться, а не бухать с утра до ночи). Сегодня высшее образование - это просто галочка, помогающая преодолеть один из множества фильтров при устройстве на работу (без высшего образования на работу берут очень неохотно, либо вообще не берут). Высшее образование ничего не дает в плане трудоустройства, никаких преимуществ, ничего не гарантирует. Зачастую его наличие требуют даже там, где оно вообще не нужно (при работе дворником, например, когда очень много желающих и их нужно как-то фильтровать). С другой стороны - тратить 5 лет на то, чтобы просто стать немного более эрудированным, даже если учиться на бюджете и не платить за обучение? Сомнительная перспектива. А если еще и платить за обучение - так вообще. Уж проще тогда купить диплом и не париться (что и сделала большая часть наших Госдумы, Совета Федерации и пр.). Лично мне ВУЗ вообще мало что дал - программа на 95% состояла из всякого фуфла, впихнутого не глядя, чтобы хоть как-то забить эти 5 лет обучения. А все, что реально понадобилось в работе, пришлось уже получать самостоятельно из книг, интернета и пр. Причем у меня еще и красный диплом (а в итоге - польза от его получения - ноль, а сил и времени пришлось приложить очень много, так теперь работодатели вообще боятся брать на работу краснодипломников - им кто-то внушил, что эти люди шаблонно мыслят, не умеют думать и вообще ни к черту не годятся именно потому, что у них красные дипломы). Короче, если бы я сегодня стоят перед выбором, то не задумываясь бы купил диплом и не тратил бы 5 лет жизни непонятно на что (точнее, понятно, на что - на пустышку бесполезную). Многие мои знакомые шли в ВУЗ с одной единственной целью - получить высшее образование. А какое - инженер или специалист по удобрениям - не важно вообще. Все они понимали, что работать по специальности не будут никогда. Кто-то считает, что учеба в ВУЗе - это приобретение нужных связей. Но это не так. Потому как туда, где приобретаются хорошие связи, вас не пустят даже близко. И находятся эти заведения где-то в районе Гарварда или Оксфорда, в Швейцарии, Лондоне, еще где-то, но уж точно не в России. А учитывая то, что большая часть страны в силу ограниченного бюджета и низкой мобильности вынуждена учиться во всяких Мухосранских Государственных Университетах Дружбы Народов Кавказа с Уклоном на Фортепиано, то никаких связей не наладит в процессе учебы вообще (те, что со связями, там не учатся). Плюс еще один очень важный момент - если бы мы говорили про СССР, я бы еще подумал. Потому как образование в СССР было одним из лучших в мире. Сегодня качество образования в РФ упало ниже плинтуса, поэтому я не готов его получать даже бесплатно, даже если мне за это будут платить стипендию. Поэтому я и не получил второго высшего образования, потому как понимаю, что это мне не даст ровным счетом ничего, но сил и денег отнимет - будь здоров. ВУЗ для женщин - это вообще отдельная тема, потому что это Выйти Удачно Замуж. Они вообще туда не учиться ходят.
Резюмирую сей несвязный поток мыслей - современное высшее образование вообще ни к черту не годится. Сил и денег нужно потратить очень много, минимум 5 лет жизни, а вот будете ли вы после всего этого работать по специальности - это ООООчень большой вопрос. Игра не стоит свеч.

Недавно у меня состоялась очень занимательная дискуссия с 17-ти летним молодым человеком, которая началась с его фразы «Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха». Я увидел в нем ту же глупость и наивность, которая была во мне, с той лишь разницей, что в моем 17-ти летии не было Фейсбука, а «необразованным» и успешным кумиром был Билл Гейтс. Я с усердием объяснял родителям, что они совсем не правы, и что успеха можно добиться без высшего образования. Они, в свою очередь, вбивали мне в голову, что с дипломом хорошего ВУЗа я никогда не останусь без работы и всё в таком духе. В дискуссии с молодым человеком я убедился, что вопрос этот по-прежнему актуален. Надеюсь, что этот текст поможет всем 17-ти летним «мне», которые не могут понять нужно ли им учиться в ВУЗе или нет.

«Без диплома ты не найдешь работу»

Фраза, которую в той или иной интерпретации я часто слышал от своих родителей. В ней есть доля правды, поскольку с точки зрения рынка труда специалист без «корочки» действительно имеет огромные трудности в поиске работы, да и стоит такой сотрудник гораздо дешевле «одипломленных», даже если они не из «топ» ВУЗов. Однако, каждый раз, когда родители говорят своим детям подобное, они в действительности обманывают и себя, и своих детей. Со стороны родителей есть потребность в стабильном и качественном уровне жизни своего ребенка, поэтому они хотят, чтобы у него был диплом, т.к. это некое условие «стабильности» в существующей системе. Но подобные формулировки создают у детей неправильную систему ценностей: они идут именно к диплому, а не к знаниям и мозгам, отсюда возникает нежелание учиться - прогулы лекций, «халява, приди» и тому подобное. Для них образование = диплом, что в корне неверно. Вопрос совсем не в том, что без диплома сложно найти работу, вопрос в том, что в ВУЗ нужно идти не за дипломом.

«Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха»

Марк Цукерберг никогда не бросал учебу, как и Билл Гейтс, Стив Джобс, Ларри Эллисон и др. Все они отказались от системного (классического) образования в пользу самообразования и очень усердной работы. И 17-ти летний я этого совсем не осознавал. Я витал в иллюзиях о легкости и крутости предпринимательства, о ненужности образования (именно образования, не диплома), хотел идти против системы и стать миллионером в 20 лет. Но, как это ни банально, не каждый человек - предприниматель. Суть предпринимательства в том, чтобы не только генерить крутые идеи, но и уметь их реализовывать, а значит уметь идти на серьезные риски. Отказ от классического образования - один из таких рисков. Фишка таких людей, как Марк Цукерберг, в том, что их самообразование и талант позволили быстро получить крутой результат, который вывел их из классической системы определения ценности кадров. У них появились кейсы, которые были на порядки ценнее дипломов MIT и других «топ» ВУЗов. Есть ли у Вас абсолютная уверенность в том, что Вы сможете быстро создать подобные кейсы? А если честно?

Классическое образование или самообразование

Самый главный плюс классического образования в давно отлаженной системе мотивации через зачеты, экзамены, курсовые и иные аттестации. Вы попадаете в систему, которая постоянно на Вас давит и заставляет учиться. Это то, за что студенты не любят учебу, но и то, что заставляет их учиться в принципе. В случае с самообразованием никакой подобной системы не будет, что является самым главным риском отказа от классического образования, который необходимо осознавать. Я знаю немало примеров людей, которые бросили ВУЗы и очень быстро деградировали. Не потому что они неумные или плохие люди, а потому что им не хватило собственной воли и интереса заниматься самообразованием. Кроме того, в 17 лет Вы, скорее всего, не в силах правильно организовать собственное обучение с точки зрения полноты, актуальности и нужности получаемых знаний, в тот момент когда классическое образование, хоть и дает немало лишнего, в тот же момент дает и действительно много нужного.

Хватит ли у меня мотивации к развитию?

Долгое время я не питал интереса к учебе, всегда ленился и учился на три-четыре. После второго года обучения в МИФИ я понял, что занимаюсь не тем и перевелся в коммерческий непрестижный ВУЗ, где формально продолжил путь к получению диплома, а в реальности сконцентрировался на «работе». Причем скоро я нашел «работу мечты», где мне платили очень хорошую зарплату, и где практически ничего не нужно было делать. Спустя полтора года я осознал, что, как бы мягче сказать, отупел. Я отстал от трендов, утратил компетенции, мои мозги, не нагружаемые новыми задачами, атрофировались, я перестал заниматься образованием, короче, я отстал и отстал очень сильно. Я измерял свою ценность размером получаемой зарплаты, не понимая, что теряю свою реальную ценность день ото дня. Вывело меня из этого омута только то, что я кардинально сменил направление своей работы и «поймал волну» - стал получать реальное удовольствие от своей деятельности, из-за чего у меня исчезла лень как в части работы, так и в части образования. Я вновь раскачал свои мозги, я набрал и продолжаю набирать необходимые компетенции и опыт. Я пошел получать второе высшее образование уже ради образования, а не ради диплома. Я стал понимать, что именно хочу изучать. Я уже думаю о том, где буду обучаться дальше. Иначе говоря, реальная мотивация у Вас появится только в тот момент, когда Вы найдете дело, которым действительно хотите заниматься. Тогда же Вы начнете понимать, что именно нужно изучать, чтобы добиваться большего успеха в своем деле. Но всё это редко происходит в 17 лет, поэтому то, что Вы сейчас видите своим будущим может оказаться не тем, которое Вы захотите спустя 3-5 лет.

Три главных актива

Реальную ценность Вам создают: развитые мозги, накопленные знания и накопленный опыт. Делайте всё, чтобы системно прокачивать эти активы. Не имеет значения как Вы будете это делать: учась в ВУЗе, читая книжки, участвуя в тематических тусовках, работая на дядю или на себя. Если Вы абсолютно уверены, что знаете как прокачивать все три актива без классического образования, как стоять на ногах (зарабатывать), при этом уверены в том, что собственной мотивации будет достаточно и что Вы точно понимаете к чему и как идёте - дерзайте. Но не витайте в облаках, помните, что Вы строите свою жизнь и чьи-либо примеры или советы не должны быть в этом определяющими. Осознавайте все риски и минусы такого подхода. И да, при отказе от классического образования, формальный диплом всё же получайте, ВУЗов пруд пруди, сделать это не трудно и без отрыва от остальной деятельности. «Корочка» не будет создавать Вам дополнительной ценности, но все-таки нужна. Правила такие.

Теги: высшее образование, вуз, диплом, самообразование, мотивация

Я бы хотел прокомментировать ситуацию как преподаватель (с той стороны баррикад, так сказать). Я достаточно много общаюсь со своими студентами и многие рассказывают почему они поступили и зачем. Часто заставляют родители, бабушки и дедушки. Часто человек не знает, чем заняться после школы, почему бы не сходить в ВУЗ? Часто девушки считают, что образование - это такой своеобразный вид приданного, с образованной женой мол и поговорить интереснее. Многие идут, потому "сейчас без вышки никуда". И лишь небольшая часть приходит получать образование с адекватными ожиданиями и с пониманием процесса.

На мой взгляд, чтобы ответить на вопрос стоит или не стоит, надо рассмотреть несколько тенденций и фактов.

1. В целом, всем людям высшее образование не нужно. Есть огромное количество работ и специальностей, где человеку нужно среднее специальное образование или просто среднее (оконченная школа). Например, для работы официантом, ресепсионистом, секретарем, курьером, баристой достаточно закончить школу и пройти обучение на месте работы. Если Вас такого рода устраивает (платят за нее, кстати, зачастую и повыше, чем за труд специалистов с высшим образованием), то высшее образование будет просто потерей 4-6 лет времени (за которое Вы заработаете денег на работе и может быть получите пару повышений). Многие студенты хотят получать практические навыки работы и алгоритмы (делай раз, делай два, вот тебе результат), хотят конкретное ремесло, на доходы от которого можно жить. Это хороший запрос, но это запрос по сути на среднее специальное образование. И это не обязательно про электриков, сантехников и автослесарей. Есть еще парикмахеры, маникюрщики, системные администраторы, ювелиры и многие-многие другие. Это хорошие, нужные и оплачиваемые профессии. В них можно сделать карьеру и видеть результат своего труда. Опять же, если Вам такое нравится, то высшее образование снова будет потерей времени и упущенной выгодой.

2. К сожалению, отношение людей к высшему и среднему специальному образованию не одинаковое. Высшее образование у нас еще воспринимается с уважением и почетом. А про среднее специальное говорят часто с пренебрежением (например, "фу, птушник какой-то", "это для тупых", "чего хоть в плохонький вуз не мог поступить"?). Я считаю, что это совершенно неправильно. Корнями это явление уходит в советское время, когда специалисты с высшим образованием работали в более комфортных условиях, получали зарплату намного выше и двигались по карьерной лестнице. Высшее образование имели порядка 20% людей, и получить диплом было мощной заявкой на социальный успех. Память о тех временах жива и поныне в сознании наших родителей, бабушек и дедушек. Ситуация, однако, с середины 80-х годов совершенно изменилась (30 лет прошло, а стереотипы остались). Спрос на специалистов с высшим образованием не так велик, как предложение (тысячи выпускников ВУЗов не востребованы). И, наоборот, профессии визажиста, администратора или оператора call-центра востребованы намного больше, платят на них больше и высшее образование там по сути не нужно. А зачем тратить 4-6 лет?

3. Высшее образование сейчас выполняет те функции, которое раньше выполняло среднее. Раньше в школе не стеснялись оставлять на второй год детей, которые недостаточно хорошо освоили школьную программу. Оценка "единица" была в ходу и двойку надо было заслужить. Предъявлялись не более высокие требования, просто требования выдерживались более последовательно и четко. К окончанию школы человек имел не только базовый набор знаний, но и ряд социальных навыков, достаточный для старта взрослой жизни. Сейчас выпускник школы редко бывает к чему-то готов. Аттестат дают всем, второгодников тянут до 11 класса (даже если они программу 7-го толком не знают). Но в итоге надо куда-то этих людей отправить, чтобы они еще "созрели", набрались навыков коммуникации, поняли как, чего и куда. И вот их отправляют еще годика на 4 в ВУЗ, поучиться уму разуму. Это не про полноценное высшее образование, это про социализацию и вхождение в культуру. + Конечно, сейчас объективно больше информации и сложнее социальное устройство, люди взрослеют позже, чем раньше (общемировая тенденция).

4. Качество высшего образования оставляет желать лучшего (это касается и обычных, и топовых ВУЗов). Причин здесь много. Это и массовый исход преподавателей в 90-ые годы. И недостаточность финансирования, недостаточно высокие зарплаты. И излишняя бюрократизированность, бесконечные проверки. И как я писал выше, не всегда достаточный уровень подготовки абитуриентов (и часто речь не про знания, а про умение планировать свое время, вежливо общаться с преподавателями, самостоятельно выполнять задания без сверх-подробных инструкций, умение мотивировать самого себя и т.п.).

5. В конечном счете, высшее образование для многих - это способ получить некую волшебную корочку. Волшебство ее заключается в том, что от него отстанут родители и родственники. Волшебство в том, что работодатель не будет выпендриваться (а работодатель требует высшее образование и там где надо, и там где не надо).

Так стоит или не стоит?

Если Вы просто хотите спокойно зарабатывать деньги, Вам не так принципиально содержание самой рабочей деятельности, на Вас давят Ваши родственники, и Вы хотите "быть не хуже всех", то НЕ СТОИТ. Вы потеряете несколько лет жизни, не видя смысла в своих действиях. Недополучите профессионального опыта и денег, которые могли бы получить, если бы сразу отправились на работу.

Если Вам важно заниматься какой-то конкретной работой или сферой деятельности, требующей углубленной подготовки. Если Вы хотите заниматься преподаванием и/или научной деятельностью. Если Вы хотите получить глубокие познания не только про то, как выполнять конкретную работу, а понимать как устроено общество и мир. Если Вы настроены на саморазвитие в интеллектуальной сфере. Тогда СТОИТ.