Валютная политика - относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями.
Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.
Валютная политика в России, как и в других странах, в зависимости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой - повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры.
Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой - структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это предполагает: 1) образование полномасштабного внутреннего валютного рынка; 2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов; 3) введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям; 4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.
Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются: во-первых, регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, управление международными ликвидными (золото-валютными) резервами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.
В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной политики. Конечная цель - оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.
Таблица 10.4
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(млрд долл. США)
Показатели |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 (первое полугодие) |
I. Счет текущих операций |
12,0 |
||||
1. Товары в том числе |
17,8 |
20,8 |
23,0 |
17,6 |
|
экспорт |
67,8 |
82,6 |
90,5 |
89,0 |
36,5 |
импорт |
50,0 |
61,8 |
67,5 |
71,4 |
34,4 |
2. Услуги |
|||||
3. Оплата труда |
|||||
4. Доходы от инвестиций |
|||||
5. Текущие трансферты |
|||||
II. Счет операций с капиталом (трансферты капитала) |
|||||
III. Финансовый счет |
10,9 |
||||
1. Прямые инвестиции |
|||||
2. Портфельные инвестиции |
45,4 |
||||
3. Прочие инвестиции |
11,7 |
15,9 |
-^2,5 |
||
4. Резервные активы |
10,4 |
||||
5. Поправка к резервным активам* |
|||||
IV. Чистые ошибки и пропуски |
|||||
Общее сальдо |
|||||
* Данная поправка обусловлена тем, что в России в состав резервных активов включены активы Минфина, что противоречит методологии Руководства МВФ по составлению платежного баланса. |
Платежный баланс России состоит из двух основных разделов: текущие операции и операции с капиталом и финансовыми инструментами. Поскольку сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а сальдо должно равняться нулю, то показатели этих двух счетов теоретически должны уравновешиваться. Однако на практике это недостижимо, и поэтому вводится балансирующая статья «Ошибки и пропуски». В российском платежном балансе этот показатель составляет 7-9% экспорта, что много даже по меркам развивающихся стран. К тому же подлинные масштабы ошибок и пропусков всегда остаются неизвестны, поскольку неучтенные кредитовые и дебетовые операции могут взаимно уравновешиваться.Чем больше размер ошибок и пропусков, тем менее адекватно платежный баланс отражает международные экономические операции страны. Большой показатель ошибок и пропусков в российском платежном балансе обусловлен как несовершенством учета операций по текущим и капитальным статьям, так и скрытыми формами «бегства» капитала. Поэтому статья «Ошибки и пропуски» обычно имеет знак минус, что свидетельствует об увеличении активов за рубежом.
В России до 1996 г. включительно баланс текущих операций сводился крупным активным сальдо, которое в 1997 г. значительно уменьшилось, а в 1998 г. оно стало отрицательным. Вопрос о том, какое сальдо наиболее подходит в тот или иной момент для страны, зависит от конкретных обстоятельств. Положительное сальдо играет роль стабилизирующего фактора в отношении валютного рынка. Оно позволяет при прочих равных условиях поддерживать более либеральный режим валютных операций. Именно по этой причине резиденты в России с 1992 г. имеют возможность свободно покупать валюту, несмотря на серьезные экономические трудности. Однако развивающиеся страны нередко в течение многих лет и десятилетий имели отрицательное сальдо по текущим операциям, выступая в качестве нетто-импортера капитала и тем самым поддерживая высокий уровень капиталовложений.
Для страны, выступающей в качестве нетто-экспортера капитала, важно, в каких формах вывозятся ресурсы. Если в результате создается «вторая экономика» за рубежом, компании получают высокие прибыли и переводят их к месту дислокации материнской компании, то такой экспорт капитала можно признать эффективным. Однако подобный экспорт капитала из России незначителен. Осуществляется он в основном нефтяными компаниями и Газпромом, возможности которых из-за падения цен на нефть и газ в конце 90-х годов также ограничены. Зато крупное отрицательное сальдо по статье «Ошибки и пропуски» свидетельствует о громадных масштабах «бегства» капитала, которое не дает притока в страну доходов от этих активов. Накопленные населением наличные доллары (50-80 млрд долл.) являются, по существу, беспроцентным кредитом, предоставленным российским населением федеральной резервной системе США.
Отрицательное сальдо баланса текущих операций в 1998 г. в России было обусловлено следующими обстоятельствами: завышенный курс рубля, что сдерживало экспорт и стимулировало импорт товаров; снижение цен на основные экспортные товары, особенно на нефть; возросшие платежи по обслуживанию внешнего долга. Центральный банк РФ после массированных валютных интервенций оказался не в состоянии поддерживать валютный курс в рамках установленного коридора. Был введен режим свободно плавающего валютного курса, в результате курс рубля резко упал. Тем самым экспортные отрасли получили дополнительный стимул, а импортные закупки снизились. Государство провело реструктуризацию внутреннего долга (ГКО-ОФЗ) для нерезидентов, переговоры об урегулировании внешнего долга. Однако низкий уровень цен на основные товары российского экспорта сохранялся, дискриминационный режим на западных рынках в отношении российских товаров продолжает действовать.
Состояние внешней торговли имеет для покрытия пассивного сальдо по «невидимым операциям» платежного баланса России решающее значение.
Экспорт России упал до минимального уровня в 41 млрд долл. в 1992 г. Но после этого он до 1996 г. включительно увеличивался и достиг 90 млрд долл. В 1997 г. экспорт незначительно сократился, а в первом полугодии 1998 г. снизился на 13% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, хотя в физическом выражении он вырос. Сокращение экспортной выручки обусловлено исключительно снижением цен.
Резкое падение цен сырьевых товаров периодически происходит на мировом рынке. На неэнергетические сырьевые товары оно имело место в начале 80-х годов, на энергетические - в середине того десятилетия. В послевоенный период происходит ухудшение условий торговли сырьем по сравнению с обработанными товарами (измеряется соотношением индексов соответствующих цен). Поэтому многие страны стремятся отойти от сырьевой структуры экспорта, увеличивая в его составе промышленные изделия. Однако сырьевая специализация российского экспорта продолжает сохраняться.
В первом полугодии 1998 г. в российском экспорте на минеральные продукты приходилось 45,7%, в том числе на топливо-энергетические товары - 44,3%. Хотя в 1991 г. первый показатель был еще выше - 52%. В качестве положительных сдвигов можно отметить увеличение доли вывозимых черных и цветных металлов с 14 до 21%, поскольку эти товары прошли первичную стадию обработки и в них содержится добавленной стоимости больше, чем в сырье. Вывоз химической продукции повысился с 6,6 до 7,8%, древесины и изделий из нее - с 3,9 до 4,9%. Экспорт машин и оборудования остался на уровне 10%. В промежуточные годы он падал до 6%, а своего максимального уровня достиг в 1990 г. - 17,6%.
Импорт товаров имел устойчивую тенденцию к росту вплоть до девальвации рубля в августе 1998 г. Этому способствовали открытие российского рынка, введение конвертируемости рубля по текущим операциям, повышение реального (с поправкой на инфляцию) курса рубля.
Рост импорта позволил наполнить рынок товаров, способствовал спаду производства, усилению зависимости от импортных поставок. Импортозависимость в середине 1998 г. составила по мясу 68%, по подсолнечному маслу - 34%, по маслу сливочному - 31%. Количество ввезенных в первом полугодии 1998 г. легковых автомобилей было лишь на четверть меньше, чем производство внутри страны. На продовольственные товары приходилось 26% общего объема импорта. На машины и оборудование, несмотря на инвестиционный кризис, - около 33%.
Наиболее крупными импортерами российских товаров в 1998 г. были Украина (9%), Германия (8%), Белоруссия и США (по 7%), Китай, Италия, Индонезия (по 5%). Россия закупала товары главным образом в Германии (12%), Белоруссии (10%), США и Украины (по 8%). Значительная часть (примерно 50%) российского импорта осуществляется в форме неорганизованного («челночного») бизнеса. Однако девальвация рубля в августе 1998 г. нанесла существенный удар по этому виду внешней торговли.
Баланс услуг складывается с отрицательным сальдо. Подавляющая часть импорта услуг приходится на «путешествия» (около 50%) и транспорт (около 20%). Введение конвертируемости рубля, повышение его реального курса, упрощение процедуры выезда за границу стимулировали развитие зарубежного туризма. Однако прием иностранных туристов в Россию ограничен из-за неразвитости инфраструктуры. В отличие от товарного импорта импорт услуг не имеет широкой ниши на российском рынке. На 100 долл. производимых в стране услуг приходится около 8 долл. импортных услуг.
Баланс оплаты труда складывается из доходов, переводимых за рубеж временно занятыми в российской экономике нерезидентами, в основном гражданами СНГ, и доходов, переводимых в Россию россиянами, работающими за рубежом. Эта статья в российском платежном балансе традиционно имеет отрицательное сальдо, что нетипично для страны со средним уровнем доходов на душу населения и более характерно для развитых стран, привлекающих для выполнения непрестижных видов работ иностранных рабочих из развивающихся стран.
К текущим трансфертам относятся односторонние операции, когда одна сторона предоставляет другой стороне товар, услуги без оплаты. Эти товарные и другие потоки отражаются в соответствующих статьях платежного баланса. Но поскольку любая сделка должна иметь как кредитовую, так и дебетовую проводку, то все односторонние операции суммируются и находят отражение в данной статье. По ней проходят взносы в международные организации, выделение или получение гуманитарной помощи, государственные субсидии. Получение ресурсов в подобной форме - это удел страны с низким уровнем доходов, а также государств, переживающих кризис. Потоки помощи на односторонней основе в Россию достигали больших размеров в 1992-1993 гг., затем масштабы резко сократились, однако в 1998 г. в связи с обострением кризиса вновь возникла необходимость привлечения гуманитарной и иных видов помощи.
Одной из основных причин нестабильности платежного баланса являются растущие выплаты доходов на инвестиции, процентов по государственному долгу, расходы по обслуживанию долга частных российских банков и компаний. С 1994 по 1997 г. отрицательное сальдо по статье «Доходы от инвестиций» увеличилось почти в 5 раз. В первом полугодии 1998 г. сумма доходов, подлежащих выплате по данной статье, составила 8 млрд против 6 млрд долл. в соответствующем периоде предыдущего года. В 1994 г. активное сальдо торгового баланса в 10 раз превышало пассивное сальдо операций по обслуживанию внешнего долга. В первом полугодии 1998 г. сложилась противоположная ситуация: отрицательный итог по доходам на инвестиции вдвое превысил положительное сальдо торгового баланса. Этим обстоятельством, наряду с бюджетным кризисам, был обусловлен объявленный правительством 17 августа 1998 г. отказ производить платежи по ГКО/ОФЗ.
Счет операций с капиталом включает в основном трансферты (переводы) и по сути не отличается от рассмотренных текущих трансфертов. Однако трансферты капиталов приводят к изменениям активов или обязательств донора и получателя. В российском платежном балансе эти операции обусловлены главным образом миграцией населения. Другой типичный пример трансферта капитала - это безвозмездное финансирование правительством Германии строительства жилья для российских военнослужащих. Однако в 1997 г. эти обязательства со стороны Германии были выполнены. С 1995 г. трансферты капитала имеют отрицательное сальдо.
В финансовом счете активы и обязательства классифицируются по функциональному признаку: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, прочие инвестиции, резервные активы (централизованные золото-валютные резервы). Иногда границы между этими группами достаточно условны. Прежде всего это относится к прямым и портфельным инвестициям. Прямое (стратегическое) инвестирование преследует цель оказания воздействия на процесс управления компанией. Это достигается участием в ее капитале. Все другие операции между инвестором и компанией (предоставление кредита, услуг) также классифицируются как прямые инвестиции. К портфельным инвестициям относят долевые и долговые ценные бумаги, которые приобретаются для извлечения прибыли. Поскольку намерения инвесторов не всегда очевидны, то в статистике используется условный критерий. В России под прямым инвестором имеется в виду нерезидент, который владеет 10% и более обычных акций. Все другие инвестиции в ценные бумаги рассматриваются как портфельные.
В качестве получателей портфельных инвестиций выступают не только компании, но и государственные институты (центральные и местные органы власти). В России федеральное правительство в 1996 г. - первой половине 1998 г. выступало в качестве активного эмитента ценных бумаг, которые приобретались нерезидентами.
Финансовые потоки, не связанные с прямым и портфельнь1м инвестированием, а также движением централизованных резервов, включаются в статью «Прочие активы». Наиболее важные из них- долгосрочные кредиты, полученные Россией. К прочим инвестициям относится и баланс движения наличной иностранной валюты. В 1997 г. было ввезено наличной валюты на 43,2 млрд долл., вывезено (банками, эмигрантами, туристами, по каналам нерегистрируемой торговли) 29,7 млрд долл. Прирост наличной валюты у резидентов составил 13,5 млрд долл., в банковском секторе - 0,1 млрд долл. Остальная часть пришлась на сектор нефинансовых предприятий и сектор домашних хозяйств (население). Аналогичная картина наблюдалась и в предыдущие годы, что обусловило накопление у населения крупных сумм в долларах, а также долларизацию экономики.
Несмотря на меры правительства и ЦБ РФ по усилению валютного контроля за внешнеторговыми операциями, включая их паспортизацию, объем задолженности по своевременно не поступившей экспортной выручке и непогашенным импортным авансам остается большим (в 1995 г. - около 5 млрд долл., в 1996 г. - почти 10 млрд, в 1997 г. - 11 млрд долл.).
Статья «Резервные активы (централизованные золото-валютные резервы)» отражает состояние международной валютной ликвидности государства. Увеличение резервов обозначается знаком «минус», поскольку связано с увеличением зарубежных активов ЦБ РФ и оттоком ресурсов из страны. Эти резервы не имеют устойчивой тенденции к росту или уменьшению, зависят от конъюнктурных внешних факторов, состояния внутренней экономики, валютного рынка, валютной и кредитно-денежной политики ЦБ РФ. Благодаря росту централизованных резервов укрепляется валютная ликвидность страны, но одновременно разбухает денежная база. Считается, что в условиях переходной экономики централизованные резервы должны быть эквивалентны по крайней мере 3-месячному объему импорта. В благоприятные периоды ЦБ РФ удавалось поддерживать их на таком и даже более высоком уровне. Однако, как свидетельствует мировой, в том числе российский опыт, в кризисных условиях даже крупные валютные резервы недостаточны для поддержания курса национальной валюты путем валютных интервенций. И тогда для выравнивания платежного баланса проводится девальвация, вводятся или усиливаются валютные ограничения.
Таким образом, в России до 1996 г. включительно платежный баланс складывался в целом благоприятно, несмотря на огромное «бегство» капитала из страны. В 1997 г. усилилась напряженность платежного баланса, резко сократилось положительное сальдо по текущим операциям, а в 1998 г. оно стало отрицательным. Как показывает мировой опыт, при структурном неравновесии платежного баланса образуется «валютный разрыв» (острая нехватка валюты). Для его преодоления необходимы подъем национальной экономики России, уменьшение зависимости от импорта товаров, стимулирование экспорта, эффективные меры по сдерживанию «бегства» капитала. При этом важно использовать мировую практику регулирования платежного баланса рыночными и государственными методами.
К содержанию книги:
Валютные отношения одновременно регулируются на уровне государства и рынка. На рыночное регулирование влияет востребованность той или иной денежной единицы на валютной бирже. На основе спроса и предложения формируется курс валюты. Однако, если он сильно колеблется, это плохо сказывается на экономике, как конкретного государства, так и глобальной экономике в целом. Чтобы устранить негативные последствия от резких скачков валютного курса существует регулирование на уровне государства.Валютную политику можно разделить на текущую и долгосрочную (или структурную).
- Текущая предназначена для нормальной работы денежных механизмов в стране и за ее пределами.
- Долгосрочная включает целый набор мероприятий, разработанных для изменения последовательности ведения мировых расчетов, режима денежных курсов, международных платежных средств и т. д. Долгосрочная политика реализуется посредством денежных реформ, переговоров и договоренностей между финансистами разных государств.
Способы реализации
Осуществлять такую политику помогает ряд финансовых инструментов:- ограничений;
- резервов;
- субсидирования;
- интервенции.
Кто проводит валютную политику
Валютную политику планируют и осуществляют различные государственные и международные структуры:- правительство государства;
- особые финансовые органы;
- мировые валютные организации;
- центробанки.
Задачи
Задачи валютной политики зависят от конкретного государства и экономической ситуации. Если недавно произошел валютный кризис, все силы будут брошены на его преодоление. В случаях, когда у национальной валюты шаткое положение, основные силы будут направлены на ее укрепление.Важно отметить, что полностью независимой валютной политики нет ни в одной стране мира. Это связано с глобализацией мировой экономики и процессами интеграции.
Формы валютной политики
Можно выделить две формы валютной политики: дисконтную и девизную.- Дисконтная используется для воздействия на экономику страны и на межгосударственные экономические связи.
- Девизная политика необходима для регулирования курса национальной денежной единицы посредством покупок и продаж иностранной валюты, а также для применения валютных ограничений.
Валютная политика РФ - комплекс мероприятий, проводимых Российским государством и ЦБ в сфере валютных отношений и денежного обращения с целью воздействия на экономику страны и покупательную способность рубля. Валютная политика - не цель, а средство проведения экономических реформ в РФ.
Регулируется от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового фин-эк кризиса и выйти на устойчивый рост.
В соответствии с Основными направлениями ДКП ЦБ РФ 2011-2013 целью вал политики в предстоящий 3 летний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формир на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины. (сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.)
Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке (в качестве интервенций в 2010 банк скупал ин валюту, т.е. понижал курс) , повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли % политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.
% политика предполагает постепенное сужение коридора % ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и % ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит гос бюджета, действия Правительства РФ по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования
27.12.11 ЦБ были реализованы следующие изменения параметров механизма курсовой политики: проведено симметричное расширение с 5 до 6 рублей операционного интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (сумма €0,45 и $0,55 ), используемого для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса; снижена величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, с $600 млн до $500 млн .
Политика на основе модели инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процесс курсообразования. При таргетировании инфляции ЦБ реагирует на ускорение ценовой динамики повышением краткосрочной ставки процента. Это приводит к притоку в страну иностранного капитала, в основном спекулятивного, и предопределяет рост курса национальной валюты. Соответственно, падает национальный экспорт и увеличивается импорт.
В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса ЦБ РФ планирует продолжить использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. Бивалютная корзина – операционный ориентир курсовой политики ЦБ РФ. Корзина рассчитывается на основе курса рубля к доллару и евро. Корзина включает 55% рублевого эквивалента доллара и 45 % рублевого эквивалента евро. Нижняя и верхняя границы данной бивалютной корзины установлены ЦБ России на уровнях 32 – 38 рублей.
Отмечается, что высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики рубля.
В 2011-2013 годах основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться.
В 2011 инфляция стала самой низкой за последние 20 лет - 6,1%. Официальный прогноз по инфляции в РФ на 2012 год составляет 5-6% и пока не менялся.
Также ЦБ в 2012 г. планирует организовать мероприятия по включению российского рубля в число расчетных валют системы CLS, который сделает его более конвертируемым (Включение валюты в эту систему позволяет производить международные расчеты, минуя перерасчёт в другие валюты.)
Формально рубль стал СКВ еще 1.07.2006 года , когда были приняты поправки в закон "О валютном регулировании". С этого момента резиденты и нерезиденты получили возможность без ограничений продавать, покупать и переводить рубли из страны в страну. Однако, на практике иностранцы особо не спешили обзавестись рублями: стоимость рубля по отношению к американскому доллару, евро или йене слишком нестабильна и зависит от цен на сырье на мировом рынке. Идея продавать товар за рубли так и осталась нереализованной.
Конвертируемость рубля почти на 100% зависит от экономики страны, а рубль это валюта которая сильно зависит от цен на сырье. Если ЦБ будет меньше вмешиваться в курсообразование, то российской валюте, которая привязана к нефтяной цене, потенциально грозит большая нестабильность. + у рубля плохая кредитная история (несколько раз он был девальвирован) и является довольно рискованной валютой. За август-сентябрь 2011 года рубль ослаб на 11% и наблюдалось бегство резидентов от рубля, чем обусловливалось снижения рублевых вкладов и рост вкладо в ин валюте.
Основные направления валютной политики в России.
Становление и развитие валютной системы в России – сложный, неоднозначный, длительный процесс.
Валютная политика России на современном этапе вырабатывается в чрезвычайно сложных экономических и политических условиях. Спад производства, потеря статуса мировой «супердержавы», усиление зависимости экономики России от внешних кредитов, утечка капиталов и «умов» – это далеко не полный перечень проблем, характерных для современной российской экономики и угрожающих ее национальной безопасности. Решение данных проблем не может быть достигнуто только через применение механизмов рыночной саморегуляции, через действие закона спроса и предложения. Мировой опыт доказывает, что любая экономическая деятельность должна быть объектом государственной политики.
Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики.
Основными направлениями валютной политики в России являются:
Укрепление валютно-финансового механизма;
Повышение платежеспособности и кредитоспособности России;
Привлечение на выгодных для России условиях иностранных инвестиций;
Противодействие нежелательной с позиций России утечке за границу отечественного и иностранного капитала;
Укрепление национальной валюты – российского рубля.
Одной из главных задач валютной политики является поддержание золотовалютных резервов Российской Федерации на уровне, необходимом для обеспечения стабильности валютно-финансовой системы и экономической безопасности России.
Обменный курс рубля в ближайший период будет формироваться как курс, обеспечивающий баланс спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Важное значение в реализации валютной политики России имеет валютный контроль.
Валютный контроль национальной экономики, цели, значение.
Использование механизма валютного регулирования для повышения эффективности функционирования национальной экономики России невозможно без действенного валютного контроля.
Валютный контроль – это механизм административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства всеми резидентами и нерезидентами на территории страны.
Основными направлениями валютного контроля в России являются:
Выявление соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и проверка наличия необходимых для них разрешительных документов (лицензий, сертификатов);
Проверка выполнения резидентами перед государством обязательств о поступлении в страну валюты и о продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;
Проверка обоснованности платежей за импортирование товаров и услуг, интеллектуальных продуктов;
Проверка полноты и объективности учета и отчетности по операциям в иностранной валюте, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль – это вынужденная мера со стороны государства, направленная на защиту финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, на укрепление курса национальной валюты и мобилизацию валютных ресурсов.
Выбор форм и методов валютного контроля зависит от особенностей экономического развития стран.
Для промышленно развитых стран валютный контроль, как таковой неактуален, поскольку в этих странах значительно расширены права резидентов, сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами.
Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой валютный контроль сохраняет своею значимость и актуальность. Россия не является в этом случае исключением Согласно положениям принятого в октябре 1992 года Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами и агентами валютного контроля, полномочия которых определены в ст. 12 этого закона. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации.
В системе валютного регулирования и валютного контроля во внешнеэкономической деятельности важная роль отводится банковской и таможенной системам России.
В период с 1994 по 1996 г. Банком России совместно с Государственным таможенным комитетом (ГТК) России разработаны и внедрены автоматизированные технологии таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК) в области торгового оборота.
Функционирование ТБВК основано на организации обмена информацией между таможенными органами, осуществляющими таможеное оформление товаров, и уполномоченными банками, ведущими расчетное обслуживание участников внешнеэкономической деятельности.
В 1994 году была введена в действие первая технология ТБВК – технология контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров.
С начала 1996 г. сфера ТБВК была расширена технологией контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.
В 1997 г. в систему ТБВК были включены экспортно-импортные операции, предусматривающие поставки товаров в счет государственных кредитов.
Технология ТБВК включает три этапа:
Первичный контроль таможенными органами документов, представляемых для целей валютного контроля при таможенном оформлении, и условий внешнеторговых сделок на соответствие их действующему законодательству;
Сопоставление сведение о товарах, перемещаемых через таможенную границу РФ, и информации уполномоченных банков о движении валютных средств на счетах участниках внешнеэкономической деятельности при осуществлении расчетов за эти товары.
Проведение целевых проверок предполагаемых фактов нарушений валютного законодательства, сведения о которых получены на втором этапе.
Введение этой системы позволило осуществлять контроль соответствия каждой валютной операции, связанной с осуществлением расчетов, действиям экспортера по поставкам товара или действиям импортера при получении товара.
В настоящее время ТБВК – единственная в России система, реализующая принципы сплошного автоматизированного контроля. Она позволяет контролировать внешнеторговые операции связанные с экспортом и импортом товаров, осуществлять мониторинг операций, связанных с экспортом и импортом работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Структурная схема технологии таможенно - банковского валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров.
Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров осуществляется с 1 января 1994 года в отношении товаров стратегического назначения, с 1 марта 1994 г. – в отношении всех товаров вывозимых с территории РФ в режиме экспорта.
Основным нормативным документом, регулировавшим это направление валютного контроля, была совместная Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 12.10.93 г. №19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».
Валютный контроль стал осуществляться на основе разработанной ЦБ России и ГТК России автоматизированной технологии ТБВК за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров. Цель введения ТБВК за экспортом – обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ. В настоящее время валютным контролем охвачено около 80% экспортных операций (от общего объема экспорта товаров).
Важный этап в развитии ТБВК за экспортом стало введение в действие с 01.01.2000 г. новой совместной Инструкции № 86-И ЦБ РФ от 13.10.99 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (далее – Инструкция 86-И), распространившей систему ТБВК на рублевые счета по экспорту товаров.
Инструкция 86-Иопределила порядок контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки (рублевой и/или валютной) от экспорта товаров на открытые в уполномоченных банках счета резидентов, осуществляющих экспорт товаров.
Основные этапы новой технологии валютного контроля за экспортом состоят в следующем:
1.Заключение контракта между резидентом и нерезидентом об экспорте товаров и об их оплате в иностранной валюте и/или российских рублях.
2.Оформление экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки (ПС) в двух экземплярах, содержащего необходимые для осуществления валютного контроля сведения из Контракта: реквизиты экспортера и его иностранного контрагента, реквизиты обслуживающих их банков, номер, дату и сумму контракта, валюту цены и форму расчетов, особые условия контракта.
3.Таможенное оформление экспортируемых товаров.
В таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемых товаров, экспортер представляет грузовую таможенную декларацию (ГТД) и ксерокопию с хранящегося у него второго экземпляра ПС. При выполнении всех требований Инструкции 86-И и положений таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии ПС и заверяет ее личной печатью. После завершения таможенного оформления товаров экспортер снимает для себя копию с третьего листа ГТД (экземпляра экспортера) и удостоверяет ее в таможенном органе.
4.Банковский контроль за поступлением выручки.
Банк в течение 5 календарных дней, следующих за датой подписания ПС, формирует электронную копию ПС и на ее основании Ведомость банковского контроля с использованием программного комплекса, разработанного ГТК России. При поступлении денежных средств (в иностранной и/или российской валюте) на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабочего дня должен сообщить экспортеру о факте поступления. Экспортер при поступлении денежных средств по Контракту не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и/или валютный счет, представляет в Банк сведения о реквизитах ПС, Контракта и др.
Банк должен выполнить требования валютного законодательства об обязательной продаже части валютной выручки от экспорта.
5.Информационный обмен между уполномоченными банками, обслуживающими экспортные операции, и ГТК РФ с использованием телекоммуникационной сети.
Экспортеры и уполномоченные банки несут установленную правовыми актами ответственность за нарушение требований валютного законодательства и иных нормативных правовых актов.
Структурная схема технологии таможенно - банковского валютного контроля за обоснованностью платежей
в иностранной валюте за импортируемые товары.
Значительные переводы за рубеж валютных средств, связанные с авансовыми платежами резидентов и не подтвержденные поставками импортируемых товаров, вызвали необходимость введения контрольной системы за проведением такого рода внешнеэкономической деятельности. В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ был подписан Указ Президента РФ от 21.11.95 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». В соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 21.11.95 г. № 1163, а также иных нормативных актов, касающихся вопросов валютного регулирования, Центральный банк РФ совместно с ГТК России приняли Инструкцию от 26.07.95 г. № 30 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», которая была введена в действие с 01.01.96 г. (далее – Инструкция № 30).
Целью валютного контроля при импорте товаров является обеспечение соответствия суммы валютных средств, переведенной резидентами в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в Российскую Федерацию товаров. Система валютного контроля распространяется на все сделки, осуществляемые юридическими лицами – резидентами РФ независимо от организационно-правовой формы и предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта Российской Федерации.
Технология контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары во многом аналогична технологии контроля за поступлением выручки от экспорта товаров и включает следующие этапы:
1.Заключение контракта между резидентом и нерезидентом об импорте товаров и их оплате в иностранной валюте (далее – Контракт).
2.Оформление импортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта импортной сделки (ПСи) в двух экземплярах, содержащего необходимые для осуществления валютного контроля сведения из Контракта: реквизиты импортера и его иностранного контрагента; реквизиты банка, обслуживающего импортера, номер, дату и сумму Контракта; валюту цены и форму расчетов, особые условия Контракта.
3.Таможенное оформлением импортируемых товаров.
В таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление импортируемых товаров, импортер представляет следующий комплект документов:
внешнеторговый контракт;
оригинал грузовой таможенной декларации (ГТД) и ксерокопию с него;
заверенную банком ксерокопию ПСи;
лицензию Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;
Должностное лицо таможенного органа проверяет соответствие сведений, содержащихся в ксерокопии ПСи, данным, указанным в ГТД, условиям в Контракте и информации из других документов, а также достоверность оттисков печатей и подписей ответственных лиц уполномоченного банка. При отсутствии расхождений в документах и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа подписывает копию ПСи и копию ГТД и заверяет их личной печатью.
В течение 30 дней с даты выпуска товаров в режиме выпуска для свободного обращения импортер обязан представить в обслуживающий его банк оформленную в соответствии с Инструкцией № 30 ксерокопию ГТД.
4.Банковский контроль за обоснованностью платежей за импортируемые товары в иностранной валюте.
По мере подписания ПСи, банк импортера направляет в ГТК России электронную копию ПСи. Банк импортера не позднее 15-го календарного дня, следующего за датой платежа за импортируемые товары составляет карточку платежа – документ о движении денежных средств. Карточка платежа отправляется уполномоченным банка в ГТК России при оплате импортируемого товара или возврате импортеру средств, ранее переведенных им в качестве предоплаты.
Бумажная копия карточки платежа, отосланной в ГТК России, направляется импортеру для идентификации платежей по отношению к товарам по мере прохождения последними таможенного оформления.
Для обратной связи ГТК РФ с агентами валютного контроля введен основной обменный документ валютного контроля – учетная карточка импортируемых товаров (УК), которая содержит сведения о перемещении импортируемых товаров и об условиях расчетов за них.
Заполненная импортером УК, расчет курса валюты цены к валюте платежа (в случае их несовпадения), бумажные копии УК и карточек платежа, отправленные в ГТК России, копия ГТД, иные документы, получаемые банком импортера, после регистрации в журнале направляются банком в соответствующее досье.
Импортеры и уполномоченные банки несут установленную правовыми актами ответственность за нарушение порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Технология контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары уже сейчас охватывает практически все сделки купли-продажи, предусматривающие импорт товаров с расчетами в иностранной валюте.
По книжке
Органы валютной политики – ЦБ, Минфин, Министерство экономики, Федеральная служба по валютному и экономическому контролю, Государственный таможенный комитет
Главный исполнительный орган – ЦБ
Органы валютного контроля – ЦБ и Правительство
Контроль за репатриацией и обязательной продажей части экспортной валютной выручки.
Контроль за валютными операциями по импорту.
Ответственность за нарушение правил валютного контроля.
Валютная политика России, как и большинства стран, направлена на
достижение главных макроэкономических задач: обеспечение устойчивого
экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы,
поддержание равновесия платежного баланса. Средством
реализации валютной политики России является валютное регулиро вание - государственная регламентация валютных отношений, издание
нормативных актов, валютный контроль и оперативное управление
валютным механизмом.
В зависимости от целей и форм валютной политики в России, как и
в мировой практике, различаются две ее основные разновидности: стратегическая
и текущая.
Цель стратегической, структурной валютной политики России
в условиях перехода к рыночной экономике состояла в формировании
национальной валютной системы с учетом особенностей социально-
экономического развития страны, а также структурных принципов
мировой валютной системы, зафиксированных в уставе МВФ. Это
предполагало: 1) образование полномасштабного внутреннего валютного
рынка; 2) введение конвертируемости рубля; 3) установление
единого экономически обоснованного валютного курса рубля
по отношению к иностранным денежным единицам; 4) накопление достаточных
по объему и оптимальных по структуре в соответствии с
мировыми стандартами международных (золотовалютных) резервов;
5) интегрирование национального валютного механизма в мировую
валютную систему; 6) полноправное участие России в деятельности
международных валютно-кредитных и финансовых организаций. По
мере изменений в национальной экономике и мировом хозяйстве ключевые
элементы национальной валютной системы подвергаются дальнейшей
трансформации.
Текущая валютная политика России направлена на: 1) устранение
валютных ограничений и повышение степени конвертируемости рубля;
2) осуществление повседневного валютного контроля за валютными
операциями; 3) регулирование режима валютного курса рубля и его
динамики на рынке; 4) противодействие «бегству» капитала за границу;
5) привлечение иностранного реального капитала в российскую экономику;
6) повседневное управление золотовалютными резервами.
Задачи структурной и текущей валютной политики России реализуются
путем регулирования элементов национальной валютной системы.
Конечная цель - укрепление рубля, ограничение масштабов долларизации
экономики, стабилизация валютно-экономического положения
страны, обеспечение ее платежеспособности и кредитоспособности.
Стратегическая, структурная политика – формирование цельной национальной валютной системы
Текущая валютная политика – воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой, на динамику валютного курса.
Основные задачи валютной политики - укрепления рубля и дедолларизация
Управление официальными золотовалютными резервами – эти резервы используются для покрытия дефицита платежного баланса, обеспечения международных расчетов, регулирования курса. Включают золото, иностранные свободно конвертируемые валюты, резервную позицию МВФ, средства СДР. Чрезмерное сокращение чревато опасностью, что страна не сможет обеспечить свои потребности за счет импорта и обслуживать внешние долговые обязательства. Чрезмерное увеличение содействует расширению денежной массы, стимулирует инфляцию, приводит к неоправданному переливу ресурсов из производственной сферы в денежную. Важно – диверсификация валютного резерва.
Проблемы валютной пол.
Укрепления рубля
Конвертируемости рубля
Долларизации экономики
Рост доверия к национальной валюте сдерживается высокой инфляцией,
Непрекращающаяся утечка капитала (легального и нелегального),
Зависимость экономики от мировых цен на энергоносители,
Неблагосклонное отношение к российским рублям на международной арене.
Методы валютной политики РФ (ЦБ)
Рыночные (валютные интервенции – покупка/продажа валюты) Когда страна заинтересована поддерживать высокий курс иностранной валюты и низкий курс национальной, Центральный банк покупает иностранную валюту
нерыночные методы, валютное регулирование
Нерыночные методы:
Девальвация – политика снижения курса
Ревальвация – политика повышения курса
Дисконтная политика – маневрирование ставкой рефинансирования (сейчас 10,5%). Если повышение => дорожают деньги, рост курса
Операции на открытом рынке
Валютное регулирование