Нормативное употребление собирательных числительных. Употребление собирательных числительных. Трудности в использовании собирательных числительных заключаются в том, что они могут сочетаться не со всеми существительными. Русский язык Употребление собирате

Морфологические нормы употребления и образования имён числительных - это правила, необходимые для построения правильно литературной речи, что необходимо не только для письменного или официального общения, но и для неформального устного общения. Именно поэтому в программу ЕГЭ по русскому входят задания на употребление и образование форм числительных. Трудности при этом могут вызывать изменения и склонения числительных по падежам , а также совместимость их с существительными.

Составные порядковые числительные.

Составные порядковые числительные - это числительные, которые обозначают порядок существительных, и состоят из нескольких слов: двадцать первый год от роду, сорок пятый дом. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д.

Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: двадцать первые лунные сутки - на двадцать первых лунных сутках.

Составные и сложные количественные числительные.

По правилам русского языка каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное числительное , склоняется по отдельности: расплатиться двадцатью пятью рублями. Основная часть числительных склоняется по третьему склонению, но, как мы знаем, почти из каждого правила русского языка есть исключения:

  • В соответствии с морфологическими нормами современного русского языка , числительное «тысяча» склоняется не по третьему, а по первому склонению: расплатиться тысячей рублей . Тем не менее, очень типичной является ошибка, когда это числительное, как и все остальные, склоняют по третьему склонению - тысячью .
  • Имена числительные «сто» и «сорок» в косвенных падежах имеют только по одной форме: ста и сорока . Но когда «сто» входит в состав сложных числительных, оно склоняется по архаичному типу: с пятьюстами, о двухстах.
  • Когда составные числительные употребляются вместе с одушевленными существительными, то склоняется только существительное, а имя числительное не изменяется: наловил двадцать пять бабочек, пасти сорок три овцы одновременно .

Правила склонения и употребления собирательных числительных.

Есть несколько случаев, в которых употребляются собирательные существительные :

  1. С существительными люди, дети и названиями детёнышей животных: семеро козлят, двое котят, пятеро детей.
  2. С существительными, означающими название лиц мужского пола: четверо братьев, трое друзей.
  3. С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (парные или составные предметы): трое ворот, пятеро суток, семеро саней.
  4. С существительными, которые называют лиц и имеют субстантивированный тип: в комнату вошли трое, сегодня по классу двое дежурных.
  5. С личными местоимениями: нас будет трое, их придет пятеро.
  6. Правильными будут следующие словосочетания: трое учеников и три ученика . Но ни в коем случае нельзя сказать: трое учениц , хотя эта ошибка тоже часто встречается в просторечии.

Дробные числительные.

Здесь только одно правило без всяких исключений - при склонении дробного имёни числительного изменяются все его части. Числитель дроби склоняется, как отдельное целое число, а знаменатель приобретает соответствующую форму прилагательного во множественном числе (как прилагательное в единственном числе, склоняется знаменатель дроби, где числителем является единица ): около двух третьих , приближается к четырём седьмым .

Числительное " полтора", "оба", "полтораста".

  • Имя числительное «полтора» имеет две родовые формы (и мужскую, и женскую), которые употребляются в зависимости от рода существительного: полторы тысячи, полтора десятка яиц. В непрямых падежах это числительное также имеет форму «полутора»: около полутора тысяч долларов.
  • Такая же ситуация наблюдается с числительным «оба»: оба пальца, обе страны.
  • Как и числительное «полтора», «полтораста» также имеет особую форму в косвенных падежах: около полутораста гвардейцев.

Особенности склонения словосочетаний с числительным.

  • При использовании словосочетания «числительное + существительное» числительное в именительном падеже управляет родительным падежом существительного: страной управляли триста спартанцев .
  • При образовании косвенных падежей главным в словосочетании становится уже существительное, а числительное: убить двух зайцев.
  • Числительные «десяток», «сотня», «тысяча», «миллион», «миллиард » и т.д. всегда сохраняют управление существительным в родительном падеже: десяток яиц, о миллионе рублей.

Существительное, не имеющее единственного числа.

Когда существительное не имеет формы единственного числа (ножницы, сутки и др.), часто сложно образовать форму числительного , более 20, которое бы правильно согласовалось с таким числительным: сорок трое суток? сорок три суток? Как сказать правильно? Правильным будет вариант: сорок три дня. С такими существительными сочетаются только числительные, оканчивающиеся на единицу или пятерку: двадцать одни сутки. Для того, чтобы обозначить количество других собирательных существительных (например, ножниц, трусов, глаз), можно употребить слово «штука» или «пара» : сорок восемь пар глаз, двадцать две пары трусов, семь штук ножниц.

Употребление числа существительных при именах числительных.

  • Если числительное обозначает количество до пяти, то существительное употребляется в единственном числе: три котла, одного гвоздя. Когда количество, которое обозначает числительное, равняется или превышает пять, то существительное уже употребляется во множественном числе: пять этажей, восемь деревьев.
  • Числительные «полтора» и «полтораста» требует в именительном и винительном падеже существительного в единственном числе, а в остальных падежах - во множественном числе: полтора десятка - полутора десятков.

Особенности употребления обозначения дат.

Здесь действует только одно правило - числительное всегда управляет родительным падежом имени существительного: к двадцатому марта (не марту), тринадцатым июля (не июлем).

Собирательные числительные употребляются реже, чем соот­ветствующие количественные числительные. Собирательные чис­лительные употребляются только в сочетании со следующими словами:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое мальчиков, трое учеников, четверо студентов, пятеро рабочих.

А также с существительными дети и люди: трое людей, четверо детей.

В этих случаях, наравне с собирательными, возможно упот­ребление и количественных числительных: два мальчика, пять рабочих, три человека, четыре ребёнка.

С существительными, обозначающими лиц женского пола, употребляются только количественные числительные: две девочки, три ученицы, четыре студентки, пять работниц.

2.С местоимениями чаще в том случае, если речь идёт о лицах
мужского пола:

Их было пятеро.

Не было вас двоих.

Пришли все четверо.

3. Самостоятельно, без местоимений и существительных:

Трое стояли на углу.

Он работает за двоих.

Семеро одного не ждут. (Посл.)

В таких случаях речь может идти и о мужчинах и женщинах:

Шли трое: двое мужчин и женщина.

4. С существительными, обозначающими детёнышей животных: двое котят, четверо щенят, семеро козлят.

С остальными названиями животных употребляются только количественные числительные: две кошки, два кота.

5. С существительными, не имеющими единственного числа: двое ножниц, трое суток, четверо саней.

С этими существительными употребляются обычно числитель­ные двое, трое, четверо только в именительном и винительном падежах (Он прожил здесь четверо суток. Он купил трое нож­ниц). В остальных падежах употребляются количественные числи­тельные:

Он прожил здесь около четырёх суток.

Они приехали на трёх санях.

6. С названиями парных предметов: двое рук (значит: две пары рук), трое лыж (значит: три пары лыж).

Существительные с собирательными числительными двое, трое, четверо, пятеро и т.д., стоящими в именительном и сходном с ним винительном падежах, стоят в родительном падеже мно­жественного числа: трое детей, пятеро детей. Личные местоимения с числительными могут стоять в именительном падеже (Только мы двое остались здесь. Мы трое были на собрании) и в родительном {Нас осталось только двое. Нас было на соб­рании трое).

К собирательным числительным относятся также слова оба и обе {оба брата, обе сестры). После этих числительных, стоящих в именительном или сходном с ним винительном падежах, существительные ставятся в родительном падеже единственного

Числительные оба, обе употребляются в сочетании с любыми существительными мужского, женского и среднего рода: оба дома, оба брата, обе руки, обе сестры, оба окна.



Склонение числительных оба, обе

Упражнение 15. Прочитайте предложения. Укажите собирательные числительные,существительные или местоимения, с которыми связаны чис­лительные, и надеж числительных.

1. Мост был готов, и армия спокойно переправилась в трое суток. (П.) 2.На кухне стряпали в трое рук, как будто на де­сятерых.(Гонч.) 3. Семеро одного не ждут. (Посл.) 4.Они оба работали на заводе. 5.Волчата, все трое, крепко спали.(Чех,) 6.У меня были заняты обе руки. 7. Полчаса спустя они все трое шли по берегу Москвы-реки.(Тург.) 8.С обеих сторон улицы тянулись каменные ограды садов.(Тург.) 9.Впереди по дороге показались люди. Они шли навстречу Леонтьеву. Он оста­новился, пригляделся. Шли двое: мужчина и женщина. (Пауст.)

Упражнение 16. Просклоняйте (устно) сочетания собирательных чис­лительных с существительными и напишите но одному предложению с каж­дымсочетанием в любом падеже.

Четверо друзей; трое братьев; двое суток; все семеро; трое больных;двое врачей; оба пациента; обе подруги.

Порядковые числительные

первый второй третий четвёртый пятый шестой седьмой восьмой девятый одиннадцатый двенадцатый тринадцатый четырнадцатый пятнадцатый шестнадцатый семнадцатый восемнадцатый девятнадцатый десятый двадцатый тридцатый сороковой пятидесятый шестидесятый семидесятый восьмидесятый девяностый сотый двухсотый трёхсотый четырёхсотый пятисотый шестисотый семисотый восьмисотый девятисотый


1. Порядковые числительные образуются от основы родительного падежа соответствующих количественных числительных. При этом отбрасывается окончание родительного падежа или и при­бавляются окончания прилагательных:

пятый – пят-ый, пят-ая, пят-ое, пят-ые

пятидесят-и – пятидесят-ый, -ая, -ое, -ые

девяност-а – девяност-ый, -ая, -ое, -ые

2. Особо образуются числительные: первый, -ая, -ое, -ые; второй, -ая, ое, ые; третий, -ья, -ье, -ьи; четвёртый, -ая, -ое, -ые; седьмой, -ая, -ое, -ые; сороковой, -ая, -ое, ые.

3. От слов тысяча, миллион, миллиард порядковые числи­тельные образуются при помощи суффикса -н- и окончаний прилагательных: тысячный, миллионный, миллиардный.

4. При образовании порядковых числительных от составных количественных числительных только последнее слово принимает форму порядкового числительного: двадцать пятый, двести сорок восьмой.

5. Порядковые числительные обычно употребляются вместе с существительными. Они всегда согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и па­дежам, как прилагательные: первый экзамен, первая лекция, первое занятие, первые занятия, первого экзамена, первой лекции и т. д.

6. Числительное третий при склонении имеет перед окон­чаниями ь: третьего, третьему, третьим, о третьем (так же, как местоимение чей).

7. При склонении составных порядковых числительных изме­няется только их последняя часть:

Я читаю двести сорок восьмую страницу.

Он живет в пятьдесят второй квартире.

8. При обозначении времени порядковые числительные упо­требляются в следующих случаях:

для обозначения времени часами и минутами:

Сейчас десять минут четвёртого (т. е. сейчас три часа десять минут);

для обозначения времени числом и месяцем:

Занятия начались первого сентября; для обозначения времени года:

Я приехал в Туркестан в двух тысяча седьмом году.

Упражнение 17. Спишите, заменял цифры словами (порядковыми числительными).

1. Я учусь на 1 курсе. 2. Мой младший брат учится в 3-м классе. 3. Наши места в 10 ряду. 4. Я живу на 6 этаже в 34 квартире. 5. Лифт поднял пас с 3 этажа на 8 этаж. 6. Мы спусти­лись на лифте с 12 этажа на 4 этаж. 7. Лекция будет в 5 ауди­тории. 8. Из 32 аудитории вышли студенты. 9. Мы сидели в театре в 3 ложе.

Упражнение 18. Прочитайте предложения. Укажите порядковые чис­лительные.

1.Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году. 2.Московский университет был основан в середине XVIII века, в 1755 году. 3.Город Петербург (ныне Санкт-Петербург) был основан в 1703 году. 4.Отечественная война русского народа против На­полеона I была в 1812 году. 5.В 1905 году в России произошла первая буржуазно-демократическая революция. 6.В 1917 году рабо­чие и крестьяне России свергли власть помещиков и капиталистов и взяли власть в свои руки.

Упражнение 19. Замените сочетания слов, обозначающие время, дру­гими сочетаниями слов, обозначающими то же самое время. Цифры пишите словами.

Образец: 1. Я вышел из дома в 8 часов 15 минут.

Я вышел из дома в пятнадцать минут девятого.

2. Я пришел в институт в 8 часов 45 минут. Я пришел в институт без пятнадцати минут девять.

1. Мы встретимся у театра в 7 часов 20 минут. 2. Сейчас 11 часов 5 минут. 3. Поезд отправляется в 12 часов 6 минут. "4. Киносеанс начнётся в 3 часа 15 минут. 5. Магазин закрыва­ется в 7 часов 45 минут. 6. В 9 часов 50 минут по радио будет передаваться концерт.

Правописание числительных

Согласование имен существительных с числительными

1. Собирательные числительные ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО употребляются

а) с существительными, обозначающими лиц мужского пола(четверо учеников;)

б) с существительными ДЕТИ, РЕБЯТА, ЛЮДИ (двое детей);

в) с существительными, называющими детенышей животных (трое котят);

г) с существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое ножниц);

д) с личными местоимениями (нас трое, их было пятеро).

2.при предлоге ПО числительные 2,3,4,200,300,400 употребляются с Вин.падежом (по две книги, по три карандаша), остальные с дательным падежом (по одному карандашу).

3. Числительные полтора, полтораста согласуются в косвенных падежах, кроме винительного падежа с существительным (нет полутора дней, в в полутора днях; нет полутораста томов, к полутораста томам).

Самостоятельный тип образует склонение числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ.

Им.пад. два, три, четыре озера, Но! две деревни

Род.пад. двух, трех, четырех озер, деревень

Дат.пад. двум, трём, четырём озерам, деревням

Вин.пад. два, три, четыре озера, Но! две деревни

двух, трёх, четырёх человек, девушек

Тв.пад. двумя, тремя, четырьмя озерами, деревнями

Пр.пад. о двух, трёх, четырех озерах, деревнях

Тренировочные упражнения

Различайте части речи.

Пять (числительное) человек, пятерка (существительное) друзей; впятеро (наречие) увеличить; сто (…) дней, сторублевая (…) купюра, сотня (…) книг; удесятерить (…) силы; утроить (…) выдачу; семидневный (…) поход; тройной (…)одеколон; во-вторых (…); старая полуторка (…); полутораста (…) человек.

(ответ. Числ., прилаг., сущ., глагол, глагол, прилаг., нареч., сущ., числ.)

Запомните! Числительные, обозначающие количество в сочетании с существительным являются одним членом предложения, пятеро учеников (подлежащее) вошли в класс. Соберемся в пять часов (обстоят

Упражнение 7. Докончите предложения. Объясните наличие или отсутствие обособления приложений.

1. Брат, заведующий отделением хирургии, … 2. Декан медицинского факультета, … . 3. Ему, студенческому декану, … . 4. … моего любимого поэта О.Сулейменова. 5.Мы, студены медицинского факультета,… .

Собирательные числительные ограничены в своём употреблении, чаще всего встречаются формы: двое , трое , четверо , пятеро , шестеро , семеро , оба , обе .

Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность. Лекант П. А. подчёркивает, что собирательные числительные - это нерасчленённая, целостная совокупность.

Собирательные числительные употребляются:

1. С и , называющими лиц мужского пола: двое учеников , трое зевак , четверо студентов , пятеро братьев .

  • двое саней
  • трое ворот
  • пятеро суток

3. Собирательные числительные употребляются с существительными ребята , дети , люди , лицо (в значении «человек»).

  • У Светланы Петровны трое детей.
  • Во дворе встретил двоих ребят.
  • В делегации трое официальных лиц.
  • Нас было четверо .
  • Вас пришло только двое .
  • Их должно быть пятеро .
  • Приехало четверо гостей.
  • Пятеро в голубых беретах.
  • В палате семеро больных.

Не сочетаются собирательные числительные с именами существительными, обозначающими лиц женского пола :

  • трое подруг
  • пятеро студенток

Собирательные числительные не сочетаются с существительными мужского рода, обозначающими названия животных :

  • трое зайцев
  • пятеро волков

Морфологические особенности

1. Не имеют , т. к. представляют собой счётные понятия.

2. Собирательные числительные, а также слова оба , обе , столько , сколько , столько-то , сколько-нибудь изменяются как прилагательные.

3. Собирательные числительные не имеют . Исключение составляют слова оба и обе , имеющие словоизменительную категорию рода, представленную двумя рядами форм: мужской и средний род - оба , женский род - обе (оба студента, обе студентки).

Значение рода выражено во всех падежных формах. Слова оба , обе не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, из-за отсутствия у них категории рода:

  • обоих саней
  • обоих ворот
  • (нет формы И. п.
  • оба/обе сани, ворота)

Правильно: У тех и у других саней (ворот ).

Трудности в использовании собирательных числительных заключаются в том, что они могут сочетаться не со всеми существительными. Они употребляются со следующими группами слов:

1. С одушевленными существительными, обозначающими только лиц мужского пола: "трое солдат", "семеро друзей", а также существительными общего рода, когда они относятся опять-таки к лицу мужского пола: двое сирот. Для обозначения лиц женского пола собирательные числительные не употребляются, поэтому неправильно: "Создано три звена по три доярки в каждом, из которых двое (правильно: две) работают и одна отдыхает" (Красн. зн.); "Вот из переулка показались трое (правильно: три женщины) женщин" (Лен. зн.).

2. С одушевленными существительными, называющими детенышей животных; "волк и семеро козлят", "четверо медвежат". Но для обозначения взрослых животных используются только количественные числительные: "два медведя", "шесть оленей". Поэтому неправильно: "Двое буйволов (следовало: два буйвола), кажется, успокоились" (Ровесник).

В перечисленных случаях возможно параллельное обозначение указанных существительных и с помощью собирательных, и с помощью количественных числительных: "двое друзей"- "два друга", "семеро козлят" - "семь козлят". Исключения представляют собой:

а)существительные мужского рода на -а: мужчина, слуга; с ними употребляются только собирательные числительные (неправильно: "два мужчины", "два слуги");

б)одушевленные существительные мужского рода, обозначающие высокие государственные посты, ученые звания и т.п.: президент, маршал, профессор, особенно когда они употреблены в официальном стиле речи. С этими словами, наоборот, не рекомендуется употреблять собирательные числительные, так как последние имеют оттенок разговорности; в таких случаях возможны лишь количественные числительные: "два президента", "семь маршалов", "пять профессоров".

Только собирательные числительные сочетаются со следующими группами слов:

с неодушевленными существительными, не имеющими формы единственного числа: двое ножниц, пятеро саней, трое сymoк;

с существительными, обозначающими парные предметы: двое чулок, трое сапог. Параллельные сочетания этих слов с числительными два, три и т.п. указывают на другое количество предметов: двое чулок - это две пары чулок, а два чулка - это два отдельных предмета;

с личными местоимениями: "Нас оставалось только трое";

при употреблении числительного в роли подлежащего: "Один с сошкой, семеро с ложкой", "Семеро одного не ждут";

с существительными дети, ребята: "У меня двое детей".

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко; ср. обычное пять суток вместо «пятеро суток» ) сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней, трое ножниц, четверо суток;

3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек» : двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями мы, вы, они;нас двое, вас трое, их было пятеро.

Собирательные числительные употребляются в значении субстантивированных числительных: вошли двое, трое в серых шинелях; семеро одного не ждут.

В разговорном языке и просторечии круг сочетаемости собирательных числительных шире. Они сочетаются:

а) с названиями лиц женского пола, например: Семья Зиненков состояла из отца, матери и пятерых дочерей (Куприн); У него не хватило бы средств дать образование многочисленным детям пятерым девочкам и трем сыновьям (Паустовский); В [военное] училище, я пошел, чтобы облегчить заботы отца, у которого было еще трое моих сестёр (В. Песков). Как показывают примеры, такое употребление чаще встречается в формах косвенных падежей, реже в форме именительного падежа, например: Трое женщин в доме (Г. Николаева); сочетания типа «трое портних», «четверо учениц» и т.п. не рекомендуются даже в разговорной речи;

б) с названиями детенышей животных, например: двое медвежат, трое щенят;

в) с названиями парных предметов, например: двое рукавиц, трое сапог в значении «столько-то пар»; нормативным является сочетание двое брюк (а не «две пары брюк» , вызывающее представление о четырех предметах, так как брюки считают не на пары, а на штуки); сочетания пара брюк, пара ножниц имеют разговорный характер;

г) с другими словами в стилизованной речи: Три пограничника. Шестеро глаз да моторный баркас (Багрицкий); трое коней (Паустовский).

2. При синонимичности, конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга – двое друзей возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательных числительных:

1) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, четверо конвойных;

2) с существительными мужского рода, имеющими окончание : двое мужчин, трое юношей.

В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не «двое профессоров», «трое генералов» ).

3. В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах: трое детей, мать троих детей.


В сочетании с неодушевленными существительными используется, как правило, только форма именительно-винительного падежа: двое саней, трое ножниц, четверо суток. В косвенных падежах используются формы соответствующих количественных числительных: к двум саням, с тремя ножницами, около четырех суток.

При слове часы (прибор) употребляется собирательное числительное (одни часы, двое часов ) или добавляется слово штука (не хватает пяти штук часов ). Выражение «пара часов» имеет просторечный характер.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ:
СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ

Сочинение - это соединение синтаксически равноправных или не зависящих друг от друга элементов: однородных членов в простом предложении (кошки и собаки; медленно, но верно; пришёл, увидел, победил) или частей предложения (сложносочиненного и сложного бессоюзного).

Подчинение - это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов в предложении, а также частей сложноподчиненного предложения). В словосочетании между словами существует только подчинительная связь.

Когда предлагают найти в тексте словосочетание с подчинительной связью «согласование / управление / примыкание», следует сразу исключить из круга поисков грамматическую основу предложения - сочетание подлежащего со сказуемым, составные именные и глагольные сказуемые, а также вводные слова. Именно вводные слова, так как во вводных словосочетаниях и предложениях может наличествовать тот или иной вид подчинительной связи. Сравните: «Алик, как загипнотизированный, шагнул вперед. Ему показалось, что гигант возится с молнией на куртке. Затем в руке его что-то блеснуло. Может быть , короткая дубинка» (С. Довлатов) - может быть здесь вводное слово. «Игорь Ефимов считает, что публикация любого творческого наследия большого писателя не может зависеть от воли его наследников. Елена Довлатова с такой позицией категорически не согласна, тем более что, по ее словам , сам Довлатов был против обнародования своих писем» (О. Сулькин); «Довлатовская интонационная легкость, даже игривость, равной по тонкости которой, пожалуй, нет ни у одного писателя, как мне кажется , коварно обманчива» (П. Басинский) – по ее словам, как мне кажется - вводные сочетание и предложение.

Основными видами подчинительной связи являются: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: «Уважаемые провожающие » или «Не понять не ждавшим им », или «Не всякое «то » пишется через дефис» - и изменяется при изменении главного: «Недавно я перечитывал куски из вашей «Метаполитики» . Там хорошо написано об издержках свободы. О том, какой ценой свобода достается. О свободе как постоянной цели , но и тяжком бремени ... <…> Обидно думать, что вся эта мерзость - порождение свободы. <…> Десятилетиями мы жили в условиях тотальной несвободы . Мы были сплющены наподобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов . И вдруг нас подхватил разрывающий легкие ураган свободы » (С. Довлатов).

Сочетания со связью согласование легко найти в тексте, если помнить, что в качестве зависимого (подчиненного слова) в них выступают изменяемые части речи: прилагательные (о тяжком бремени, тотальной несвободы, тягчайшим грузом), притяжательные (из вашей «Метаполитики»), относительные (какой ценой), указательные (эта мерзость) и определительные (вся мерзость, всяческих запретов), отрицательные (никакими силами), неопределенные (некоторые люди) местоимения, полные причастия (разрывающий ураган) и порядковые числительные (девятнадцатый год) и существительные – согласованные приложения, которые согласуются с главным словом в числе и падеже (если согласуемое существительное изменяется по числам); род же у существительных неизменен, так что по этому признаку они согласовываться не могут (мамой-учителем , в доме-новостройке ).

От причастий и прилагательных, участвующих в синтаксической связи согласование, следует отличать субстантивированные слова – прилагательные и причастия, перешедшие в разряд существительных: «Свобода одинаково благосклонна и к дурному , и к хорошему » (С. Довлатов). Эти слова образуют сочетания со связью управление, так как являются в данном контексте именами существительными: благосклонна (к чему?) к хорошему.

Особый случай - количественные числительные в составе словосочетаний. В словосочетаниях они обычно выступают в роли зависимых слов, однако не всегда. В именительном и винительном падежах такие числительные являются главным словом, в остальных пдежных формах - подчиненным. Сравните: «Двадцать лет проработал в охране» – «А вы, - перебил меня капитан, - служите Родине только до шести часов ?!». В словосочетании до шести часов стоящее в форме родительного падежа числительное шесть является зависимым словом: до часов (скольких?) шести – это согласование. В словосочетании двадцать лет числительное двадцать является главным словом: двадцать (чего?) лет – это управление.

Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих ) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния). Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей: «Я припоминаю одну невероятную лагерную историю . Заключенный Чичеванов, грабитель и убийца, досиживал на особом режиме последние сутки . Назавтра его должны были освободить . <…> Я, согласно той же инструкции, расположился в кузове у борта . В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова » (С. Довлатов). Связь управление обнаруживается в словосочетаниях припоминаю (что?) историю, досиживал (на чем?) на режиме, досиживал (что?) сутки, расположился (в чем?) в кузове, расположился (у чего?) у борта, показалось (в чем?) в дороге, показалось (кому?) мне; показалось (чем?) нелепым, охранять (кого?) Чичеванова, должны были освободить (кого?) его.

Обратим особое внимание и на то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (досиживал (где?) на режиме, расположился (где?) в кузове, расположился (где?) у борта, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов. Предлог – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание .

Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше), неизменяемое прилагательное (цвет хаки), существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия»), притяжательные местоимения его, её, их. Запомнив это, вы легко найдете сочетание со связью примыкание. Да и сам термин довольно прозрачен: зависимое примыкает, то есть поясняет главное.

Главным словом в таком словосочетании бывают глагол: «В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова» – охранять (как?) бдительно; существительное: «Мы выпили кофе по-турецки » - кофе (какой?) по-турецки; «Меня никогда не одолевало желание путешествовать на автомобиле или поезде, мне нравилась езда верхом » - желание (какое?) путешествовать, езда (какая?) верхом; прилагательное: «Весьма склонный преувеличивать, наш собеседник и на этот раз не изменил себе» - склонный (как? насколько?) весьма ; наречие: «У меня есть более ценное достоинство, - объявил капитан, - я неплохо зарабатываю. Всякие там надбавки и прочее. Зря вы смеетесь. При социализме это важно. А коммунизм все еще проблематичен ...» - проблематичен (когда?) еще; «Он повел себя очень странно » - странно (насколько?) очень; причастие: «Все пациенты, желающие записаться на прием к врачу, могут сделать это по телефону» - желающие (чего? что сделать?) записаться; деепричастие: «Егоров ставил чурбан. Некоторое время приглядывался к сучкам. Потом коротко замахивался и резко опускал топор, слегка наклонив его...» - наклонив (как?) слегка.

Особое внимание следует обратить на словосочетания с притяжательными местоимениями его, ее, их: они, в отличие от омонимичных им форм (вспомним историю про Маничку) личных местоимений, не изменяются и, соответственно, вступают только в связь примыкание. Сравните: «Назавтра его должны были освободить » - должны были освободить (кого?) его – его здесь форма родительного падежа личного местоимения он , следовательно, перед нами связь управление. «Его голова была устроена иначе, чем моя» - голова (чья?) его – это притяжательное местоимение, которое не изменяется: его голова, его головой, его голове, следовательно, примыкает к главному слову.

Особый случай примыкания – когда зависимым словом является инфинитив: «Прошу записать меня на курсы водителей». В данном случае сочетание прошу записать не является составным глагольным сказуемым, так как действие осуществляется разными субъектами (действующими лицами): прошу я, а записывать будете вы / он / они и т. п., то есть другое лицо / лица, и инфинитив в данном случае является не частью составного сказуемого, а дополнением (прошу (о чем?) записать).

Союзные слова в сложноподчиненных предложениях – относительные местоимения кто, что, сколько, который, какой, чей в формах косвенных падежей, те же местоимения в роли вопросительных в простых предложениях и наречия где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, насколько тоже выступают в качестве зависимых слов в словосочетаниях с различными видами связи: «Осадки, - реагировал Егоров, - ты лучше послушай, какой я сон видел. Как будто Ворошилов подарил мне саблю» - сон (какой?) какой – согласование; «В тот же день Борис заметил около уборной ефрейтора Петрова, которого сослуживцы называли - Фидель» - называли (кого?) которого – управление; «Куда тебя погнали среди ночи? Ехал бы с утра» - погнали (куда?) куда – примыкание.

Известную студенческую «шпаргалку»-подсказку напомнила нам одна из коллег:

При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж.

При управлении одно требование главного к зависимому - падеж.

При примыкании никто ничего потребовать не может.