Оптимизация налоговых органов в году. Рейтинг безопасности методов и схем оптимизации налогов. Предельный уровень дохода, руб

Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

Увеличивать размеры налоговых поступлений в бюджет можно разными способами: повышать налоговые ставки, расширять налоговую базу или увеличивать собираемость налогов. Поскольку до 2018 г. главным вектором развития налоговой политики Российской Федерации заявлено недопущение увеличения налоговой нагрузки, то на первый план выходит повышение собираемости действующих налогов. В этом направлении налоговые органы работают уже не первый год и результаты есть.

К сведению. В результате работы по активизации поступлений в бюджетную систему РФ в первом полугодии 2015 г. налоговым органам удалось урегулировать значительный объем задолженности. За этот период показатель "эффективность взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания" вырос и составил 69,6%, что является самым высоким значением за все время. Сумма урегулированной задолженности в расчете за год (расчет значений ведется с 01.07.2014 по 01.07.2015) составила 1,4 трлн руб., что на 93 млрд руб. больше, чем по итогам 2014 г. Так, поступления от применения мер принудительного взыскания возросли на 135 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также на 13,4 млрд руб. увеличилась сумма задолженности, урегулированной путем зачета.

Кроме того, расчетное значение показателя "снижение соотношения объема задолженности по налогам и сборам к объему поступлений в бюджетную систему Российской Федерации", характеризующее долю задолженности в объеме поступлений в бюджет, по итогам первого полугодия 2015 г. составило 9,1%. В прошедшем году данный показатель за аналогичный период составил 9,6%.

Основные итоги в области налогового администрирования

В Основных направлениях подведены итоги реализации налоговой политики в области налогового администрирования. Выделим главное.

Начнем с Плана мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р. Если проанализировать этот документ, то можно заметить, что основная часть планируемых мероприятий приходится на 2014 г. Так что же из запланированного было претворено в жизнь?

Во-первых, в настоящее время совершенствование налогового администрирования реализуется в рамках данной "Дорожной карты".

Во-вторых, разработаны все запланированные рассматриваемой "Дорожной картой" проекты федеральных законов, ряд из которых уже принят (см. таблицу 1). Отметим, что часть новшеств уже действует в 2015 г., а часть вступает в силу с 2016 г.

Таблица 1

Суть и значение изменения

Введен институт налогового мониторинга

Формирование оптимальной для РФ модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа;

Повышение прозрачности правоприменения законодательства РФ о налогах и сборах;

Существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата;

Повышение прогнозируемости налоговых платежей;

Своевременное выявление пробелов и коллизий в законодательстве о налогах и сборах;

Сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров;

Обеспечение повышения уровня правовой культуры налогоплательщиков

Введено понятие "личный кабинет налогоплательщика"

Создан и совершенствуется функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика. Урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами

Урегулирован вопрос о принятии к вычету НДС в случае его получения после окончания квартала

Предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму НДС в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет

Урегулирован вопрос об учете НДС при применении ЕСХН и УСНО в случае выставления счетов-фактур

Предусмотрено исключение из доходов при исчислении ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС

Расширена сфера применения УСНО

Исключено существующее ограничение на применение УСНО для организаций, имеющих представительства

Усовершенствовано администрирование НДФЛ

Установлена обязанность налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

Установлена ответственность налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

Предоставлено право налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета

Продолжается работа в рамках применения "Дорожной карты" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1128-р. Напомним, что программа мероприятий, предусмотренная указанным документом, рассчитана на период с 2013 по 2018 г., при этом основная часть мероприятий запланирована на 2015 - 2016 гг.

В рамках данной "Дорожной карты" на сегодняшний день плательщикам НДС, осуществляющим внешнеторговые операции, дано право представлять в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%, в электронном виде: в ст. 165 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 октября 2015 г. введены реестры документов в электронной форме, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%.

Среди прочих важных изменений в области налогового администрирования разработчики Основных направлений выделяют следующие:

Урегулирование внесудебного порядка взыскания налогов с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн руб.;

Расширение возможности использования банковских гарантий;

Введение обязанности налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, однократно сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу указанного сообщения предусмотрена с 1 января 2017 г.;

Установление права налогоплательщика заявить налоговые вычеты по НДС в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных им на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ;

Введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

Установление права налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, заявлена сумма убытка, требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений;

Введение запрета на открытие налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам операции приостановлены.

Все приведенные мероприятия должны способствовать в том числе улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Параллельно с данными мероприятиями в рамках совершенствования налогового администрирования идет борьба с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды принят Федеральный закон, которым внедрены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. С 1 января 2015 г. вступили в силу новые положения НК РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Изменение налогового законодательства

Суть изменения

Введена гл. 3.4 НК РФ, предусматривающая внедрение механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Действие гл. 3.4 НК РФ распространяется на организации и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их. Введены новые понятия: "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо".

Главой 3.4 НК РФ вводятся условия в отношении иностранных компаний, соответствие хотя бы одному из которых влечет за собой освобождение прибыли этой компании от налогообложения.

Налоговые резиденты РФ (контролирующие лица) обязаны уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), о контролируемых иностранных компаниях, а также уплачивать налог с нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании. При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по НДФЛ за налоговый период, если ее величина составила более 10 млн руб. (2015 г. - более 50 млн руб., 2016 г. - более 30 млн руб.)

Введено понятие "налоговое резидентство организаций"

Налоговыми резидентами РФ, помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РФ, будут признаваться организации, местом фактического управления которых является РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Такие организации будут уплачивать налог на прибыль организаций в РФ.

Иностранной организации, осуществляющей деятельность в РФ через обособленное подразделение, предоставлено право самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ, а также отказаться от такого статуса

Введено понятие "фактический получатель дохода"

Норма направлена на пресечение выведения доходов в низконалоговые юрисдикции с применением соглашений об избежании двойного налогообложения (в отношении дивидендов, процентов, платежей по нематериальным активам)

Кроме этого, в целях повышения эффективности мероприятий налогового контроля в рамках противодействия уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний:

Ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, положения которой обеспечивают возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами - участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях;

Утверждено Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией, на основе которого возможно заключение соответствующих двусторонних межправительственных соглашений с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения.

В совокупности указанные нормы направлены на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.

Большая работа была проведена Минфином и ФНС в 2014 г. по принятию необходимых решений для создания нормативной правовой базы в области налогов и сборов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе для обеспечения синхронизации законодательства Республики Крым и города федерального значения Севастополя с законодательством РФ (по НДС, налогу на прибыль организаций, акцизному налогообложению). Были введены переходные положения, для чего внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс. А с 2015 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создана свободная экономическая зона.

Налоговое администрирование в 2016 - 2018 годах

Совершенствование налогового администрирования в 2016 - 2018 гг. планируется в разных направлениях:

- введение института предварительного налогового контроля. Такой институт, с одной стороны, поможет налогоплательщику значительно снизить налоговые риски, а также предоставит гарантию в отношениях с налоговым органом. С другой - позволит налоговым органам осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов;

- оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет прежде всего не об информации регистров налогового и бухгалтерского учета или конфиденциальной информации, характеризующей особенности деятельности налогоплательщика, а о таких показателях, как информация о представленной отчетности, показатели налоговой отчетности, средняя численность персонала, средняя заработная плата, сумма уплаченных налогов, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Это расширит возможности налогоплательщиков по получению информации о своих контрагентах;

- совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). В рамках обеспечения стабильности налоговых условий для ведения бизнеса до 2018 г. целесообразно рассмотреть вопрос о продлении на период до 1 января 2019 г. действующее в 2015 г. ограничение на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН. Предлагается внести ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на повышение эффективности КГН с целью обеспечения его прозрачности и сокращения возможностей для злоупотреблений;

- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Данная работа проводится по нескольким направлениям. Одним из них является обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями. Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, направленных на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, должно позволить в 2018 г. осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен.

Важным направлением является изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов). Планируется продолжить совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР/"Группы двадцати" в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство РФ о налогах и сборах.

Продолжится совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании - за три года действия правил налогообложения при трансфертном ценообразовании практика их применения свидетельствует о необходимости совершенствования налогового контроля использования трансфертных цен. В связи с этим в плановом периоде предполагается:

1) пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;

2) уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ;

3) уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки с товарами, составляющими основные статьи экспорта РФ (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми;

4) уточнение полномочий ФНС при реализации положений разд. V.1 НК РФ.

Кроме того, планируется разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства;

Ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов. Данные меры направлены на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета. Одной из мер по противодействию налоговым злоупотреблениям, направленным на уклонение от уплаты налогов и незаконное возмещение налогов из бюджета, является четкое закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих использование налогоплательщиками так называемых фирм-"однодневок", а также налоговых схем с использованием офшорных компаний. Планируется разработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс в части введения правового механизма противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неуплаты или уплаты налогов в меньшей сумме, а также в рамках решения задач по деофшоризации российской экономики в части закрепления в законодательстве о налогах и сборах прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения;

- улучшение инвестиционного климата в РФ. Предполагается снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков при одновременном сохранении добровольности института налогового консультирования. Кроме этого, планируется расширение электронного документооборота между участниками налоговых правоотношений, сокращение времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля, в том числе:

1) снижение порога со 100 до 50 человек для перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме;

2) совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления проверяемых лиц со всеми материалами налогового контроля, включая материалы по результатам дополнительных мероприятий.

В Основных направлениях подведены итоги работы в области совершенствования налогового администрирования. В 2015 г. была завершена разработка проектов федеральных законов, предусмотренных "Дорожной картой" "Совершенствование налогового администрирования". При этом часть законов уже принята и действует, остальные нормы налогового администрирования вступают в силу с 2016 г.

В периоде 2016 - 2018 гг. планируется осуществить ряд мер по совершенствованию налогового администрирования, в том числе ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов, для чего планируется ввести прямой запрет на злоупотребление правами в сфере налогообложения, в том числе на законодательном уровне закрепить механизмы, ограничивающие использование фирм-"однодневок" и офшорных компаний.

Учитывая высокую текучесть кадров налоговой службы (ежегодно до 40 тысяч человек), на федеральном уровне в 2015 году была озвучена решимость коренном образом преодолеть проблему дефицита налоговых кадров путем роста их заработных плат. Было констатировано, что налоговикам не повышались зарплаты с 2006, поэтому Минфином на рассмотрение Государственной Думы был направлен законопроект о 30 - процентном повышении окладов работникам ФНС за период до 2018 года.

В начале 2016 года в прессе появились сообщения в качестве ответов на вопросы когда повысят зарплату налоговикам, что к концу первого квартала жалования налоговиков будут сравнимыми с заработными платами работников таможни и приблизятся к среднему показателю в 43 тыс. рублей. А всего за 2016 год планировалось 15-процентное увеличение их окладов. Однако в прессе сообщалось, что такой размер увеличения всего лишь покроет процент инфляции, который прогнозировался на уровне 5-6 процентов, а фактически по подсчетам финансовых аналитиков инфляция составит на уровне 12 процентов.

По статистическим данным в течение 2016 года якобы зарплата налоговиков России в среднем была в пределах 70 тыс. рублей. Работники же региональных отделений имели зарплату около 30 тыс. рублей при окладах, которые составляют от 8 до 20 тыс. рублей, и зависящих от региона проживания. Разница между этими цифрами зарплаты и оклада – это различные надбавки в виде премий, сверхурочных, за выслугу лет и т.д. А надбавки, как известно, обладают отрицательным свойством нестабильности – их сегодня, вроде как уверенно выплачивают, а завтра – их может и не быть.

Повышение зарплаты налоговикам

Опросы свидетельствуют, что на самом деле ситуация с вопросом о том, какая зарплата у налоговиков, выглядит намного печальнее, чем та картина, которую рисует статистика. Например, молодые специалисты после окончания института без опыта работы в ФНС , а значит и не имеющие надбавок, вынуждены работать за 10 -12 тысяч рублей. Вот почему и существует кадровый дефицит в налоговых службах повсеместно по всех российских регионах. Выпускник ВУЗа, считающий, что зарплата ниже 50 тыс. рублей его не может устраивать идет работать простым экспедитором, развозить товары по торговым точкам, чем за предлагаемую ФНС зарплату нести высочайшую ответственность, работая в налоговой службе.

Скорее всего, такую ситуацию федеральные власти понимают и осознают, что если число работников налоговой будет сокращаться такими темпами, причем без притока молодых специалистов, то тот кадровый потенциал, который остается работать не сможет выполнять дополнительный объем работ, вместо ушедших. А учитывая, что уже второй год, как введен налог с граждан на недвижимость, остается открытым вопрос надлежащего администрирования этого налога. Более того, не смотря на огромную текучесть кадров, ФНС были анонсированы меры по сокращению руководящего аппарата службы, которые якобы не затронут специалистов, работающих с населением. Мол, эта категория работников обеспечивает наполнение бюджетов всех уровней.

Не смотря на то, что правительство планирует 10 процентное увеличение зарплат всем бюджетникам, где упоминаются и налоговики, по мнению многих экспертов, повышение зарплаты налоговикам в 2017 году произойдет по схеме, которая была осуществлена в свое время при реформе МВД. За счет сокращения числа сотрудников, происходит увеличение жалований оставшихся.

Зарплата налоговиков в 2017

Относительно того, какова будет зарплата налоговиков последние новости противоречивы и неоднозначны. Кроме уже анонсированного правительством повышения зарплат всем бюджетникам, где упоминается зарплата налоговиков в 2017 году, пресса сообщает о том, что в Думу поступил законопроект инициированный Минфином о ежемесячной индексации зарплат этой категории государственных служащих на 3 процента. Правда, другие источники указывают, что эта цифра якобы составляет лишь 0,3 процента.

И еще одна новость в ответ на волнующий вопрос повысят ли зарплату налоговикам в 2017 году о том, что налоговое ведомство будет переходить на почасовую оплату труда. Причем к почасовым выплатам будут полагаться существующие премии и различные надбавки.

Возможно Вас заинтересуют.

В ноябре 2014 года Федеральным законом N 376-ФЗ в Налоговый кодекс была введена глава 3.4. «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица». Принято считать, что с этого момента государство усилило курс на активную деофшоризацию, перекрывая этот способ скрытого владения бизнесом, оптимизации налогов и вывода денежных средств за границу.

По данным ЦБ в 2007 году в Россию частным сектором было ввезено (инвестировано) 87 млрд. долларов США и это был последний год, когда деньги в страну поступали из-за рубежа. Все следующие периоды деньги стабильно из страны уходили, рекордным оказался как раз 2014 года, когда отток капитала составил 152 млрд. долларов США.

Так как тенденцию на увеличение вывода капитала экономическими мерами изменить было уже не возможно, на помощь пришли меры административно-запретительные.

И надо сказать, меры подействовали: в 2015 году вывод капитала составил 52 млрд. долларов США, в 2016 г. - 19,8. Правда в первом квартале 2017 года, отток усилился и составил 17,5 млрд. долларов США. В противодействии тенденции Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ, банки были поделены на два вида: с универсальной и базовой лицензией, последние лишились возможности открывать валютные счета (об этом подробнее в главе Банковская реформа), поэтому с 2018 года количество банков, через которые возможны внешнеэкономические операции сократиться до 250-300, с одновременным усилением контроля ЦБ за их деятельностью.

Но ручной контроль вывода денежных средств без взаимодействия с иностранными государствами неэффективен, поэтому Минфином был разработан проект Федерального закона N 231414-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", предусматривающий обязанность участников международных групп компаний предоставлять в налоговые органы информацию о своем участии в группе (в том числе структуре владения), страновые сведения и иную финансовую информацию, в целях реализации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (даже несмотря на то, что вхождение России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в рамках которой и осуществляются «антиотмывочные» мероприятия приостановлено с 2014 года).

Законопроектом устанавливается порядок автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами, соответствующие полномочия и обязанности ФНС России. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года еще более повысив прозрачность владения КИК.

Есть ли смысл использовать КИК

При таком комплексном подходе в регулировании контролируемых иностранных компаний (в соответствии с матрицей налоговой оптимизации: законодательство, банки, автоматический контроль), для чего нужны КИК и имеет ли смысл их использовать?

1. КИК, при заключении внешнеэкономических контрактов позволяют пользоваться нормами иностранного права, иметь иностранную подсудность, в том числе обеспечивающую большую прозрачность принимаемых судебных решении.

2. КИК позволяет иметь «своего» импортера или экспортера, упрощая заключение внешнеэкономических контрактов, ведение первичных и таможенных документов.

3. Организации, зарегистрированные за рубежом, позволяют обеспечить значительно большую защиту от рейдерских захватов через незаконное внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о новых учредителях и генеральных директорах.

4. КИК позволяет осуществлять прикрытое владение бизнесом в РФ (в ЕГРЮЛ не будут содержаться сведения о физических лицах бенефициарах, а только об иностранной компании-собственнике, а в случае когда собственником иностранной компании в свою очередь выступает оффшор, при обстоятельствах указанных ниже, бенефициар вообще не будет известен ФНС).

5. КИК по-прежнему могут использоваться с целью оптимизации налогов, перераспределяя прибыль в низконалоговые юрисдикции. При этом контролируемая иностранная компания это не синоним оффшорной компании. КИК - любая иностранная компания, владельцем которой является российский резидент, оффшорная компания - это фактически та же КИК, но расположенная в оффшорной зоне, законодательство которой позволяет не раскрывать бенефициаров, упрощенно вести отчетность и либо вообще не платить налоги, либо платить их по ставкам, существенно меньшим, чем в неоффшорных зонах.

6. Но одно из основных предназначений КИК - защита активов бизнеса и его собственников. Несмотря на государственную пропаганду о незащищенности активов россиян на «загнивающем западе», сложно представить, что руководитель кипрского налогового органа позвонит председателю суда и порекомендует ему принять «правильное» решение о доначислении налогов не по праву, а по государственной необходимости, что для российской действительности абсолютная норма. То же касается различных форм принудительного изъятия объектов недвижимости для государственных нужд, например в интересах ФСО. При этом условием защищенности иностранных активов является возможность подтверждения их легального происхождения.

Что нужно для признания организации КИК

Для признания иностранной организации контролируемой необходимо одновременное соблюдение двух условий:

1) организация не является налоговым резидентом России;

2) контролирующим лицом организации или иностранной структуры без образования юридического лица является налоговый резидент России - физическое лицо и (или) организация, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов или более 50 процентов, при том, что доля каждого из таких лиц более 10 процентов.

По аналогии с положениями НК о взаимозависимых лицах, возможно признание контролирующим лицом и формально не подпадающих под условия владения вышеуказанными процентами долей, если оно оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения:

1. по распределению полученной после налогообложения прибыли (дохода) организации после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации;

2. участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией;

3. иных особенностей отношений между лицом и организацией (например, в следствии наличия контролируемой задолжности или фактического владения организацией через цепочку оффшоров).

Обязанность платить налог на прибыль в России

Но само по себе признание организации КИК вовсе не означает автоматическую обязанность платить налог на прибыль в России. Для освобождения от этой обязанности необходимо соблюсти условия перечисленные в ст. 25.13-1 НК РФ, из них наиболее распространенные:
  • эффективная ставка налогообложения прибыли иностранной организации (сумма налогов исчисленная по законодательству страны регистрации иностранной компании) составляет не менее 75% средневзвешенной ставки налога на прибыль (определяемой по законодательству РФ). Ставка по налогу на прибыль организаций в РФ составляет 20%, на доходы физических лиц - 13 ее средневзвешенная ставка - 15% и 9,75% соответственно.
Дальше сравниваем ставки иностранного государства с российскими, если они в РФ выше - освобождаемся от обязанности платить налог в России, если ниже - не освобождаемся, но не обязательно платим (об этом ниже). Например, корпоративный налог на прибыль на Кипре - 12,5%, что меньше средневзвешенной ставки в РФ 15%, значит автоматически от уплаты налога на прибыль в РФ организация не освобождается. В Испании - 30%, что означает освобождение от уплаты налога на прибыль КИК в РФ. При этом с иностранным государством, в котором зарегистрирована КИК у России должно быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Государства, не обеспечивающие обмен информацией о налогах указаны в Приказе ФНС от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527.

  • КИК является активной иностранной компанией - доля пассивных доходов (дивиденды, роялти, проценты от долговых обязательств и т.д.) не превышают 20%, при таких условиях, даже если эффективная ставка налогообложения меньше средневзвешенной, налог на прибыль в РФ не оплачивается.

Можно ли скрыть контроль?

А если контроль над иностранной компанией скрыть? Не позднее 20 марта, резиденты РФ должны уведомлять ФНС о своем участии в иностранных компаниях и о КИК, в которых они являются контролирующими лицами. Если такая информация не представлена, а ФНС о ней узнало, контролирующее лицо будет оштрафовано на 100 тысяч рублей за каждую организацию. За не предоставление информации о своем участии в иностранной организации штраф меньше - 50 тысяч рублей.

Если не включить в налоговую базу прибыль КИК, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога (но не менее 100 тыс. рублей) как для физических лиц так и для организаций.

К тому же возможность срыть владение КИК усложняется автоматическим обменом информацией ОЭСР о банковских счетах, без которых не возможна работа ни одной компании. Так в рамках многостороннего соглашения MCAA, банки обязаны идентифицировать бенефициаров счетов и выгружать эти сведения в базу данных, доступ к которой имеют полномочные органы всех государств, подписавшие соглашение (в РФ это ФНС): в отношении физических лиц - в независимости от размера остатков на расчетном счете, юридических лиц - в случае баланса выше 250 тыс. долларов США, при условии, что организация является пассивной (доля пассивных доходов превышает 50%).

Например, если организация с российским бенефициаром зарегистрирована на Бермудах, и имеет счет в Кипрском банке, последний передает сведения в кипрский и бермудский налоговые органы, при это если компания не является пассивной, информация о бенефициаре в Россию не передается. Аналогичная ситуация возникает в случае владения оффшором активной кипрской компанией, даже при том, что бенефициаром обеих организаций является российский резидент.

Если компания будет признана кипрским банком пассивной, информация о бенефициаре и счете будет дополнительно передана в Россию (начиная с сентября 2018 года в автоматическом порядке). Но в любом случае, как только деньги будут переведены со счета кипрской компании на счет валютного резидента РФ (в т.ч. бенефициара), ФНС об этом станет известно в автоматическом режиме, что необходимо учитывать при осуществлении инвестиций, например в зарубежную недвижимость.

Между тем, рядом государств и РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения и пониженных ставках налогов, например с Кипром - в отношении налогов на доходы и капитал, в соответствии с которым применяется пониженный налог на дивиденды в случае осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство, расположенное на Кипре:
- 5% если лицо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды 100 тысяч евро;
- 10% - во всех остальных случаях.

Но налоговый рай в условиях дефицита национального бюджета существовать не может, поэтому появилось новое препятствие на пути к оптимизации через иностранные юрисдикции - под названием фактический получатель дохода (ст. 312 НК РФ). В письме Минфина 27.03.2015 г. № 03-08-05/16994 указано, что условием применения налоговой льготы на пассивный доход (установленной международным договором), является его получение только конечным бенефициаром, а для признания этого статуса необходимо не только наличие юридических оснований, но и возможность этого лица распоряжаться доходом.

При этом организация, выплачивающая дивиденды должна получить у иностранной организации следующие документы (вариация должной осмотрительности):

  • документы, подтверждающие у получателя пассивного дохода права распоряжаться дивидендами (справка аудитора, договор, подтверждающий инвестирование или иные затраты и т.д.);
  • документы, подтверждающие выполнение налоговых обязательств в иностранном государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, свидетельствующих об отсутствии экономии на налогах в РФ или документы, подтверждающие, что последующая передача денежных средств в оффшор не осуществляется;
  • документы, подтверждающие реальное осуществление предпринимательской деятельности в иностранном государстве (для подтверждения статуса налогового резидента).
При этом важно, чтобы сертификат резиденства был выдан уполномоченным органом иностранного государства: например на Кипре это Министерство Финансов Республики Кипр, а не Регистратор компании. В РФ соответствующая справка предоставляются Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных.

К тому же сертификат должен быть предоставлен налоговому агенту в срок до выплаты дохода, в противном случае возможна ситуация, когда налог на прибыль должен быть выплачен без учета международного соглашения (например, по результатам камеральной проверки), что впрочем не лишает налогоплательщика в последующем права произвести возврат налога.

Если фактический получатель дохода не известен, дивиденды облагаются налогом по ставке 15% на основании подп.3 п.3 ст.284 НК РФ, выплачиваемые проценты по займам облагаются по ставке налога на прибыль - 20%. Если бенефициар - резидент РФ, дивиденды облагаются по общей ставке НДФЛ - 13%.

Таким образом, одним из способов налоговой оптимизации является выплата процентов иностранной компании-займодавцу, являющейся налоговым резидентом государства, с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Но очевидность этого способа не могла пройти мимо ФНС, поэтому налоговикам рекомендовано (Письмо ФНС России от 30.06.2017 N СА-4-7/12702) при решении о переквалификации договоров займа между российскими и иностранными организациями в инвестиционные договора (чтобы не признавать включение процентов по займам в расходы), руководствоваться критериями отнесения задолженности к контролируемой (т.е. важен факт признания взаимозависимости - п. 2 статьи 269 НК РФ).

Той же позиции придерживается и Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 15.11.2011 N 8654/11 указал, для целей признания процентов по займам в составе расходов, необходимо учитывать высокую долю долга, аффилированность заемщика и кредитора, в лице которого выступает не только иностранная компания, но и российская компания, аффилированная с иностранной компанией, а также отсутствие факта погашения долгового обязательства.

Судебная практика по переквалификации выплат процентов по договорам займов с иностранными компаниями на дивиденды в целом складывается в пользу налоговых органов, которые устанавливают аффилированность российской и иностранной компании, отсутствие у иностранной компании статуса фактического получателя дохода, а также указывают, что применение положений пп. 2-4 ст. 269 НК РФ не противоречат положениям Соглашений об избежании двойного налогообложения. Однако налоговым органам не всегда удается доказать, что вместо процентов по займам были выплачены дивиденды (Постановление от 13 апреля 2016 г. по делу № А55-9504/2015 Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО).

Таким образом, использование иностранных компаний в целях налоговой оптимизации и безопасности активов значительно усложнилось, но не перестало быть актуальным, даже в условиях автоматического контроля, который пока еще не стал тотальным.

В силу вступили поправки к НК РФ, определяющие пределы законной и незаконной оптимизации налогов. РБК проанализировал, как новые правила повлияют на налогоплательщиков и придется ли бизнесу перестраивать налоговую политику

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

В конце прошлой недели вступили в силу поправки в Налоговый кодекс (НК), дополняющие его новой статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которые устанавливают пределы прав налогоплательщиков на оптимизацию налогов. По сути поправки определяют, что считать обоснованной и необоснованной налоговой выгодой.

Необоснованной налоговая выгода будет считаться, если она получена в результате искажения сведений в учете или отчетности налогоплательщика. Если искажений нет, получение налоговой выгоды считается обоснованным при соблюдении одновременно двух условий. Первое — основной целью сделки не является неуплата (или возврат) налога. Второе — сделка реальна: стороны свои обязательства по ней исполняют. Это, считают законодатели, будет препятствовать использованию налогоплательщиками фирм-однодневок.

Также поправками закрепляется в НК РФ отказ от формального подхода налоговиков к выявлению необоснованной налоговой выгоды. Если первичные документы подписаны неуполномоченным лицом, контрагент является нарушителем налогового законодательства или тот же экономический результат можно было получить при совершении иных сделок, теперь само по себе не должно говорить налоговикам о неправомерности налоговой выгоды.

Положения закона распространяются не только на налоги, но и на страховые взносы и сборы, им должны подчиняться и налоговые агенты. Установить обоснованность налоговой выгоды налоговый орган может только при проведении проверки, по выездным налоговым проверкам положения закона начали приниматься с 19 августа, по камеральным проверкам — с третьего квартала 2017 года.

До появления поправок ясных правил, которые бы четко проводили границу между законной оптимизацией и уклонением от налогов, в законодательстве не содержалось. Последние десять лет споры бизнеса с Федеральной налоговой службой рассматривались арбитражными судами в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды. Концепция необоснованной налоговой выгоды была введена в судебную практику Высшим арбитражным судом (ВАС) в 2006 году (постановление пленума ВАС от 12 октября 2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами необоснованности получения налоговой выгоды»). Арбитражные суды в каждом рассматриваемом случае исследовали обстоятельства сделки и определяли, насколько действия компаний соответствуют формальным критериям, утвержденным ВАС России.

Чтобы оценить, как именно новые правила игры повлияют на взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков, решения арбитражных судов и в какой мере бизнесу придется перестраивать налоговую политику, РБК опросил юристов в области налогового права. Общая оценка — скорее со знаком «минус», хотя определенные плюсы, например отказ от формального подхода, эксперты все же отмечают. Юристы считают, что закон может негативно повлиять на бизнес: новая норма дает больше возможностей налоговым органам для доначисления налогов и сокращает число механизмов защиты для добросовестных налогоплательщиков. У ФНС — противоположная позиция.​

Долой формализм

Очевидный плюс поправок — теперь в НК РФ четко декларирован отказ от формального подхода к выявлению необоснованной налоговой выгоды. «Фактически уходят в прошлое те случаи, когда налоговая могла, например, отказать в возмещении налога налогоплательщику или отказать в признании расходов только потому, что в счете-фактуре пропущена запятая или допущена техническая ошибка. Закон ясно провозглашает приоритет реальности сделки над любыми ошибками, — рассказывал депутат, один из авторов поправок Андрей Макаров. — Теперь налогоплательщик не будет отвечать в тех случаях, если его контрагент не заплатил налоги».

Компании сталкивались с формальным подходом налоговых органов настолько часто, что ФНС даже пришлось издавать письмо, чтобы немного остудить пыл на местах, рассказывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. Более 90% доначислений налогов по результатам выездных налоговых проверок приходилось на претензии к подписям на документах и сомнениям в добросовестности контрагентов, поясняет руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян. «Суммы доначисления по выездным налоговым проверкам редко составляют менее 15 млн руб. Почти каждое решение по выездной налоговой проверке оспаривалось, причем до момента вынесения решения судом со счета компании уже списывались деньги, если денежных средств недостаточно, блокировались счета, и по сути деятельность компании была парализована», — говорит Маклозян.


Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Реальность сделки вместо «должной осмотрительности»

Исполнение обязательств контрагентом по сделке как подтверждение ее реальности вместо бесконечных проверок налогоплательщиком своих контрагентов как из числа поставщиков, так и из рядов покупателей (а именно это требовалось раньше) — тоже, по идее, должно быть в плюс налогоплательщикам, считают опрошенные РБК эксперты.

Последнее время сам факт контрактных отношений с фирмами-однодневками (о чем налогоплательщик может и не знать) зачастую рассматривался арбитражными судами как бесспорное доказательство получения необоснованной налоговой выгоды.

​«Тенденции в подходе судов к делам о необоснованной налоговой выгоде существенно ужесточились примерно с 2015-2016 годов — в настоящее время абсолютное большинство таких дел рассматривается не в пользу налогоплательщиков», — рассказывает руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов. Такой разворот в арбитражной практике совпал по времени с упразднением Высшего арбитражного суда России. В августе 2014 года Высший арбитражный суд прекратил свою деятельность, и начала действовать учрежденная в это же время коллегия Верховного суда по экономическим спорам. До 2015 года ситуация была лучше. Если компании удавалось доказать, что она проявила должную осмотрительность (один из критериев добросовестности налогоплательщика, утвержденных пленумом ВАС РФ) при выборе контрагента, то суды при условии реального совершения сделки поддерживали налогоплательщика.

Характерным является в этом отношении дело компании «Метинвест Евразия» (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»). Она дважды — в 2015 и в 2017 годах — оспаривала решения налоговой инспекции о доначислении налогов. В обоих случаях компании вменялось получение необоснованной налоговой выгоды при заключении контракта с перевозчиком. Налоговая инспекция сочла оплаченные компанией транспортные перевозки фиктивными. Арбитражный суд Московского округа пришел к противоположным выводам. В первый раз суд встал на сторону «Метинвест Евразия», но уже в 2017-м поддержал налоговую инспекцию.

Еще один пример. В 2014 году компании из Башкирии «Опытный завод Нефтехим» (входит в число крупнейших налогоплательщиков) удалось выиграть в трех инстанциях судебный спор с Межрегиональной инспекцией ФНС о якобы скрытых налогах в размере более 120 млн руб. Налоговая инспекция тогда посчитала, что завод не приобретал химическое сырье (как было указано в отчетности), а при производстве использовал простую воду. Арбитражные суды тогда не нашли признаков получения компанией из Башкирии необоснованной налоговой выгоды. Однако коллегия Верховного суда по экономическим спорам решения судов отменила. Свое решение коллегия обосновала тем, что арбитражный суд не исследовал саму возможность исполнения сделки контрагентом завода.

Теперь, согласно поправкам, исполнения сделки контрагентом достаточно для получения обоснованной налоговой выгоды. Но юристы указывают на несколько серьезных «но»: реальность сделки в результате исполнения ее контрагентом еще надо будет доказать. По их мнению, от детальной проверки контрагентов налогоплательщикам уйти все равно не удастся.

ФНС может счесть выгоду необоснованной, если не будет доказано, что у контрагента есть необходимые для оказания услуги оборудование и персонал, приводит пример Диана Маклозян. Поэтому важно проверить контрагента перед заключением сделки, убедиться, что у него есть необходимые ресурсы для выполнения условий договора.

Теперь бизнес должен превентивно формировать защитные механизмы, соглашается управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»​Александр Лемчик. Чтобы у налоговых органов не возникло выводов о необоснованности налоговой выгоды, компаниям надо собирать «досье о реальности сделки»: фотоотчеты, протоколы встреч, переписка, контактные данные, коммерческие предложения, информация о внутренних тендерах при заключении контрактов, служебные записки о экономической, производственной, организационной необходимости заключения контрактов​. Юридически правильный документооборот и должная осмотрительность также сыграют в пользу налогоплательщика, уверен он.


Деловая цель вместо экономической целесообразности

Второе обязательное условие, при котором компании смогут учитывать расходы и вычеты из налоговой базы, — наличие деловой цели сделки, а не только желания оптимизировать налоги.

Концепция деловой цели достаточно распространена в налоговых правоотношениях европейских стран. Суть ее заключается в том, что действия налогоплательщика не ставятся под сомнения, если у него есть разумная экономическая цель помимо собственно оптимизации налогов. «Поправки в НК РФ — это попытка законодателей ввести понятие деловой цели, которое перекочевало в российскую практику из зарубежной доктрины business purpose, легитимированной в 2006 году ВАС РФ», — говорит партнер юридической фирмы TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

В России попытки установить обязательность деловой цели как непременного условия признания расходов и вычетов делались неоднократно. Впервые эту концепцию предложили юристы компании Нaarmann, Hemmelrath & Partner, выигравшей еще в 2006 году конкурс администрации президента на разработку механизма разграничения законной и незаконной оптимизации налогов. Однако закрепить эту норму в кодексе законодатели тогда не решились.

Арбитражные же суды рассматривали деловую цель сделки как важное, но далеко не единственное условие права налогоплательщика на признание расходов.

Впрочем, юристы считают, что на практике при спорах с налоговиками поправка сильно ситуацию не изменит. Так, в поправках не описаны способы доказать, что основной целью совершения сделки не является неуплата налога, размышляет Диана Маклозян, а значит, эти вопросы опять будет решать суд. Например, если вы занимаетесь продажей продуктов, то расходы на закупку строительного оборудования вызовут вопросы у налоговой, приводит пример Маклозян. Поэтому надо четко понимать, как расходы связаны с вашей деятельностью и каким образом при проверке вы сможете доказать, что услуги были реально получены. «Скорее всего, ФНС РФ будет продолжать оспаривать экономическую целесообразность сделок налогоплательщиков. Ведь новые правила этого прямо не запрещают», — согласен и Марат Агабалян.

Иначе думает руководитель правового департамента ФНС России Олег Овчар: «Информация о нарушениях компанией налогового законодательства может быть самой различной. Вводить какие-либо ограничения по использованию этой информации для выявления нарушений по уплате налогов и возврате средств в бюджет никто не будет. Но экономическую целесообразность сделок мы не исследуем. Мы проверяем, во-первых, была ли сделка исполнена контрагентом, во-вторых, были ли обоснованы расходы по сделке, то есть послужили ли они достижению экономического результата. Вот и всё».​

НК РФ vs постановление пленума ВАС

Отдельный вопрос, который остается открытым, — как поправки НК РФ будут работать вместе с действующим постановлением пленума ВАС РФ, указывают опрошенные РБК юристы. Их мнения по этому поводу разошлись.

Так, Марат Агабалян считает, что поправки в Налоговый кодекс внесены с целью привести действующее законодательство в соответствие со сложившейся судебной практикой. «Новая статья 54.1 НК РФ дополняет постановление пленума Высшего арбитражного суда, но принципиально нового ничего не вносит», — говорит он. Схожее мнение у Александра Ерасова: «Фактически новая статья (54.1 Налогового кодекса. — РБК ) представляет из себя сокращенную версию постановления ВАС №53». Но, оговаривается он, «со множеством пробелов и весьма нечеткой терминологией». Остается надеяться, продолжает Ерасов, что при рассмотрении споров в целях защиты добросовестного бизнеса арбитражные суды в дополнение к положениям новой статьи будут продолжать применять также и отсутствующие в ней положения постановления пленума ВАС».

​В новой статье отсутствуют и такие важнейшие гарантии, как презумпция добросовестности налогоплательщика, концепция должной осмотрительности и действительного экономического смысла сделок, добавляет Ерасов, которые устанавливались постановлением ВАС. ​Законодатель не построил новые рельсы, а проложил дополнительные пути налоговым органам, указывает и старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Олег Овчар видит совместную работу поправок и постановления пленума ВАС следующим образом: «Мы (налоговое ведомство. — РБК ) стремимся к прозрачности во взаимоотношениях с бизнесом. Новая статья 54.1 ввела в Налоговый кодекс два ясных и понятных условия признания расходов по сделке: реальность исполнения обязательств контрагентом и ее деловая цель. Эти условия основные. На их основании будут приниматься решения о признании либо непризнании расходов и вычетов. Прочие критерии, в том числе и упомянутые пленумом ВАС в постановлении №53, могут использоваться как дополнительные».

Бизнесу предписана бдительность

С учетом всего вышесказанного бизнесу стоит удвоить бдительность, резюмирует Александр Ерасов: «Новая статья 54.1 НК РФ предусматривает гораздо меньше механизмов для защиты прав добросовестного бизнеса по сравнению с постановлением ВАС №53 и гораздо больше возможностей для обоснования налоговыми органами произведенных доначислений».

Кроме того, закон пронизан новой терминологией, но не дает определения этих терминов, указывает Савин: «Например, не совсем понятно, что следует понимать под «искажением сведений о фактах хозяйственной жизни», «правами при исчислении налоговой базы». Это дает возможности для крайне широкой трактовки норм закона, считает юрист.

Также предпринимателям не стоит думать, что способы получения налоговой выгоды, не попадающие под действие норм нового закона, теперь легализованы, поясняет Денис Савин. Такие методы агрессивной налоговой оптимизации, как или привлечение офшорных компаний, действительно не попадают под действие новой статьи НК, объясняет он, но в суде ФНС все еще может доказать нелегальность этих схем, опираясь на все то же постановление ВАС.​

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проведении в 2016 году эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов


В целях повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов

приказываю:

1. Провести эксперимент по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов по Республике Алтай и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

2. Установить, что участниками эксперимента являются Федеральная налоговая служба, ее территориальные налоговые органы по Республике Алтай и Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу.

3. Целями эксперимента являются:

1) определение возможности повышения качества налогового администрирования за счет увеличения количества работников, деятельность которых связана с осуществлением аналитических, контрольных функций и оказанием сервисных услуг, за счет снижения численности руководителей и обеспечивающих специалистов;

2) определение финансовой эффективности структуры и системы управления и удобства ее применения для налогоплательщиков.

4. Федеральная налоговая служба организует проведение эксперимента и обеспечивает его методологическое сопровождение.

5. Реорганизация территориальных налоговых органов по Республике Алтай проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации путем присоединения двух инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня по Республике Алтай к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай.

6. Эксперимент проводится на основе действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности территориальных налоговых органов, с учетом следующего:

1) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении об Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, полномочия инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня на территории Республики Алтай в установленной сфере деятельности;

2) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу, следующие полномочия вышестоящего органа по отношению к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай:

а) рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) физических и юридических лиц на акты ненормативного характера Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, действия (бездействие) его должностных лиц;

б) проведение повторных выездных налоговых проверок налогоплательщиков в порядке контроля за деятельностью Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай;

в) осуществление согласования запросов Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай в банках сведений по счетам физических лиц;

3) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу имеет право отменять решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай как нижестоящего налогового органа или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 6 настоящего приказа.

7. Федеральная налоговая служба размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о проведении эксперимента, информирует налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, общественные объединения и иных заинтересованных лиц о проведении эксперимента.

8. Федеральной налоговой службе до 1 марта 2017 года провести оценку результатов эксперимента, предусмотренного настоящим приказом, и представить соответствующую информацию в Министерство финансов Российской Федерации.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной налоговой службы М.В.Мишустина.

Министр
А.Г.Силуанов


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 сентября 2015 года,
регистрационный N 39048



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 01.10.2015,
N 0001201510010025