Роспись по стеклу витражными красками: мастер-класс по технике. Оригинальные идеи для дома: роспись витражными красками по стеклу Разрисовка стекла

Если вы хотите создавать красивые и оригинальные вещи, раскрасить все скучные стекла в доме в яркие краски, тогда этот мастер-класс по росписи по стеклу витражными красками точно для вас.

Немного истории

Витраж - один из древнейших видов художественного декоративного искусства, которым украшали оконные проемы, чаще всего в готических соборах и храмах. Искусство витража пришло в Россию из Европы, и хотя оно было знакомо с XII века, но окончательно прижилось лишь в конце XIХ. Просуществовало российское витражное мастерство до революции 1917 года, а затем переродилось в советской тематике к середине ХХ века.

Раньше витраж представлял собой разноцветные стекла, собранные в единую композицию. Это могли быть геометрические узоры или целые картины наподобие панно или гобелена. Смотрелись такие витражи, как мозаика.

Постепенно мозаичные витражи вытеснила роспись по стеклу, имитирующая мозаику. Разработаны специальные краски как на водной основе, так и на масляной.

Сегодня любой человек, желающий обновить свой интерьер, может купить специальные витражные краски на водной основе практически в любом магазине художественных товаров.

Необходимые материалы

Любая декоративная стеклянная поверхность подойдет для творчества. Вот несколько предметов, которые можно расписать:

  • стеклянные межкомнатные двери;
  • оконные стекла;
  • рамочное стекло;
  • вазы;
  • бутылки.

Самое важное, чтобы изделие было прозрачным, тогда витраж смотрится эффектнее.

Основной список необходимых материалов и инструментов может включать:

  • стекло (стеклянное изделие);
  • краски для витража;
  • контур;
  • шаблоны;
  • кисти;
  • ватные диски;
  • баночка с водой;
  • тряпка.

Перед тем как непосредственно перейти к мастер-классу, остановимся на некоторых материалах подробнее.

В магазине можно купить как отдельные баночки с витражной краской, так и набор разных цветов. Краски могут быть на масляной, спиртовой или водной основе.

Лучше выбрать витражные акриловые краски на водной основе. Они без запаха, легко удаляются с поверхности, если что-то пошло не так, их легко перемешивать, как обычную акварель.

Каждая баночка с краской снабжена специальным носиком, которым можно сразу распределять краску, выдавливая ее на поверхность. Но для более тонкой и художественной работы можно воспользоваться тонкими кистями. Для красок на водной основе особых кисточек не требуется, можно использовать обычные беличьи кисти.

Контур или контурная паста - это специальная густая краска, создающая границу между разными цветами витражной краски, чтобы предотвратить их смешивание. Контур придает эффект мозаики, разделяя картинку на фрагменты. Его отдельно можно купить в магазине, если в наборе он не предусмотрен. Может быть серебристого, золотистого, черного или другого цвета.

Контур можно использовать как самостоятельную краску для декора ваз, ламп и других предметов интерьера. Чаще его используют точечно, получается что-то вроде мелкой круглой мозаики, и дополняют камнями и стразами. Но тогда рисунок выходит непрозрачным.


В качестве шаблона можно использовать любые картинки, например, из Интернета, с четкими линиями. Хорошо для этой цели подходят книжки-раскраски. Также можно нарисовать картинку самим.

Лак можно исключить из материалов, так как покрытие готового изделия лаком производится по желанию мастера и не является обязательным. Однако лак может придать блеск, а также защитить готовое изделие от пыли и воды, особенно это касается окон.

Переходим к работе

Техника витражной росписи довольно проста. Надо только соблюдать последовательность действий.

  1. Выберите подходящие трафареты - на них должны быть четкие контурные линии и достаточно пространства в деталях, чтобы заполнить их цветом.

  1. При помощи контура перенесите рисунок на заранее обезжиренное стекло, подложив под него отобранный шаблон. Контур следует наносить не жирными линиями, но и не пунктирными, еле заметными. Если линия контура «прорвется», то краски могут перемешаться и смазать рисунок.

  1. Можете наносить краски, заранее выбрав цвета для каждой детали рисунка. Краски следует наносить, постепенно выдавливая из тюбика, равномерно, не очень толстым слоем, но и не оставляя разводов и точек. Чтобы убрать лишнюю краску, можно пользоваться кистями.


  1. Просушите изделие, оставив его в удобном месте на несколько часов. Лучше не торопиться и дать краскам как можно лучше схватиться, не стоит использовать фены или другие способы быстрой просушки.
  1. При желании покройте прозрачным лаком высушенный рисунок.

Ваш витраж готов!

Посещая выставки, музеи или иные мероприятия, где мастера показывают результаты своего творчества – рисунка на стекле, – восхищаешься нестандартными изображениями. Глядя на удивительную роспись по стеклу, узоры и миниатюры, многие задаются вопросами:

  • Какими красками можно рисовать на стекле?
  • Как научиться создавать подобное своими руками?
  • С чего начать?

Любое дело начинается с приобретения инструментов и материалов для самостоятельной работы. Нужно заготовить кусочки стекла или керамики, на которых возникнут первые изображения.

Понятие о краске для рисования на стекле

Краситель, предназначенный для нанесения на стекло, должен отвечать нескольким требованиям:

  • образовывать сильные адгезионные связи, достаточно плотно прилипать к идеально гладкой поверхности, после застывания прочность прилипания должна возрастать, а не понижаться;
  • пленка нанесенной краски не должна выгорать под действием солнечных лучей, выбор красящих пигментов производят специально, учитывая их поведение под УФ-лучами;
  • отсутствие вредный выделений: никому не будет приятно выполнять работу, ощущая неприятный запах (противогаз не способствует получению качественного рисунка);
  • нужна краска, которую легко брать и переносить с палитры на рабочую поверхность.

Остается разобраться, какие материалы подойдут для подобной работы.

Краски по стеклу

Акриловые краски для нанесения изображений на стекло создают на поверхности непрозрачный тонкий слой. Особенность этих красителей в том, что они имеют высокую степень прилипания к гладкой поверхности, в процессе полимеризации прочность сцепления со стеклом только возрастает. Смыть высохшую краску почти крайне сложно, приходится соскребать.

Глядя на многоцветный рисунок (рис. 1), можно видеть, как художник в процессе работы над ним умело смешивал краски. Он добивался получения того оттенка, который возник у него в процессе рисования.

Рис. 1 «Жар-птица» на фужерах

Здесь использованы несколько разных техник, которыми пользуются художники на фабриках, выпускающих стеклянные изделия. Присутствуют:

  • точечный рисунок, его характерной особенностью является нанесение небольших точек, которые и создают определенное видение изображения;
  • художественное рисование, для которого характерным является мазок. Когда готовят кисть для многокрасочного мазка, то на ней присутствуют сразу несколько цветов. При движении кисти, каждый цвет оставляет свой цвет. Они иногда плавно переходят один в другой, но возможны и контрастные взаимодействия;
  • многослойное наложение краски, указывающее на высокий профессионализм художника. На самом деле профессионалы рисунка начинают работу не со светлых тонов, они создают нижний слой из темных оттенков, а потом остальная картинка получается высвечиванием на основном фоне ярких фрагментов, которые и привлекают внимание остальных.

Акриловые краски в руках опытного художника на стеклянной поверхности дают возможность формировать сложные узоры, которые не всякий может повторить (рис. 2). Здесь трудно говорить о ремесленничестве – это великолепный творческий процесс. Только с первого взгляда все изделия кажутся одинаковыми, приглядываясь к ним внимательно всегда можно увидеть отличия. Каждый мастер, пользуясь акриловыми красителями, оставляет свою индивидуальность на расписанных предметах.

Рис. 2 Роспись по стеклу акриловыми красками

Глядя на процесс, у многих возникает желание приобщиться к такому творчеству. Оно завораживает, рождает свои картины, которые так и хочется оставить на прозрачной основе.

В свое время итальянские мастера нашли свой способ оставить след в искусстве. Они использовали краски на основе желатина. Сегодня редко, кто пользуется технологиями средневековых художников по стеклу. Их краски позволяли оставлять только тонкую прозрачную пленку с оттенками нужного цвета.

Современные мастера, используя технику рисунка из средневековья, применяют краски на органических растворителях. Их лаковая основа дает возможность получить блеск сразу после нанесения. Застывая, оттенок только увеличивает насыщенность, становясь несколько темнее. Витражная роспись удивляет свой воздушностью (рис. 3).

Рис. 3 Рисунок на стекле, выполненный красками на основе нитролака

Пигменты, придающие прозрачному лаку цветовые оттенки, ничуть не снижают прозрачности изделия. Ощущение легкой воздушности так и остается, глядя на качественную работу современного мастера.

Чтобы придать изделию вид, подобный старинному витражу, нужно дать каждому цвету особое обрамление. Его добиваются, используя контурные витражные краски. Они дают не тонкую пленку, а на поверхности формируют валики небольшой высоты. Образуются замкнутые пространства, куда заливается краска (рис. 4).

Рис. 4 Контурная краска, имитирующая медную проволоку на стекле, позволяет получить «волшебный» рисунок.

Раньше к стеклу разными способами приклеивали медную или серебряную проволоки, старались максимально приблизить ее к поверхности, чтобы исключить перетекание разных цветов из одного ограниченного пространства в другое. Приходилось и отмывать фрагменты, поэтому процесс рисования длился довольно долго. Ждали, когда засохнет один цвет, чтобы работать с другим.

Промышленные способы росписи на стекле

Использование контурного рисунка позволяет одновременно работать с несколькими цветами. Контур на некоторых фабриках наносят в виде шаблонов (рис. 5). Современные технологии позволяют максимально облегчить работу рисовальщика. Он скорее выступает, как раскрасчик контурного рисунка.

Рис. 5 Контур, переносимый на стекло

  1. Выбирается подходящее изображение, которое желают получить на стеклянной поверхности.
  2. Выполняется фотографирование выбранного изображения. Оно сохраняется в цифровом виде на компьютере.
  3. С помощью программы Photoshop выполняется необходимая обработка, чтобы удалить ненужное, а также выделить главное.
  4. Производится печать на прозрачную основу, например, на полипропиленовую пленку.
  5. Тепловым способом рисунок переносят на стекло. Остается только контур, куда следует выполнить заливку.
  6. Художник вручную заполняет предоставленные пространства по номерам красок.

Получается рисунок, который повторяется многократно. Именно так на стеклянных шарах для Новогодней елки расписывают разными «волшебными» рисунками (рис. 6).

Рис. 6 Новогодние украшения для елки, расписанные стеклянные шары

Как сделать краску своими руками

Приобщиться к творчеству росписи стеклянных изделий может любой. Только начинающий художник может проверить, стоит ли ему заниматься таким увлекательным делом. Можно попробовать свои силы, не приобретая дорогостоящих красок, изготовив их своими руками.

Главное при работе подобрать желаемый носитель для красителя.

Рисование на клеевых красках, изготовленных на основе ПВА, может освоить любой. Технология простая.

  1. Отлить немного клея ПВА в емкость на 1…3 мл.
  2. Капнуть несколько капель колера. Добавляя колер, можно контролировать насыщенность цвета.
  3. Смешивая разные колеры, добиваются нужного оттенка.

Готовые образцы краски нужно хранить в плотно укупоренных флаконах. Некоторые перед каждым рисованием приготавливают новые расходные материалы.

Используя прозрачный лак для ногтей тоже можно получать прозрачные краски для стекла. Процесс подобен том, что изложен выше. Различие только в несущей основе для красок.

Применив белую акриловую фасадную краску, можно получить и акриловые витражные краски. Технология ничем не отличается от описанной выше. Только используют акриловый носитель.

Роспись по стеклу – это интересное занятие, которое может стать творческой профессией.

Видео: Роспись по стеклу

Такая технология нанесения узоров на стеклянные поверхности вызывает неоднозначное отношение. Кто-то считает ее «псевдоросписью», а кому-то она нравится даже больше классического витража, а потому и выше ценится. Выяснять, кто «правее» или «левее», не имеет смысла хотя бы потому, что многое зависит от личных предпочтений «зрителя» и мастерства того, кто выполнял роспись витражными красками.

Поэтому разберемся лишь с ее особенностями, а стоит самостоятельно этим заниматься или нет – на усмотрение читателя. Но сначала – немного теории.

Что такое витраж

В классическом понимании – это любая композиция декоративного характера с использованием материалов, пропускающих свет. Чаще всего для ее создания используются стеклянные фрагменты, хотя это и не единственный вариант. По сути, это , собранная из цветных образцов, скрепленных друг с другом. Роспись отличается тем, что основой для нее служит цельное «полотно», а краски лишь наносятся на его поверхность.

Но при соблюдении всех правил в итоге эффект получается тот же, хотя такая технология несколько проще. Например, если необходимо оформить какую-то основу, имеющую сложную, объемную конфигурацию. Ведь гораздо легче нанести краски, чем скрепить подобные элементы.

Виды росписи

  • Наиболее распространенная – оконная.
  • Перегородочная. Она используется для оформления не только временных (мобильных) внутренних стен, но и дверей с остеклением. Особенность в том, что краски накладываются с обеих сторон с соблюдением симметричности контуров росписи.
  • Потолочная. Стеклянные потолки монтируются не везде, но эффект, особенно при правильном расположении приборов подсветки, потрясающий.
  • Картинная. Ее используют при изготовлении отдельных элементов интерьера в виде панно, тех же картин и тому подобное, для чего образцы стекла обрабатываются соответствующими составами, а затем крепятся на стенах помещения.
  • Аксессуарная. Подразумевает роспись различных чашечек, ваз и так далее, то есть всего того, на что можно нанести рисунок. Именно она более всего подходит для тех, кто решил освоить азы этого искусства.

Мастер класс по росписи витражными красками

Готовим краски

У начинающих «народных умельцев» большей популярностью пользуются акриловые составы (на водной основе). Почему? Во-первых , они легко смываются, поэтому несложно что-то исправить, переделать. Во-вторых , отсутствие запаха. Ведь работа с «синтетикой» требует и соответствующих условий, в первую очередь, качественного проветривания. Это тем более важно в случаях, когда в помещении находятся малыши. В-третьих , их легко перемешивать, добиваясь любого оттенка и консистенции «раствора».

Единственный недостаток «водных» красок – неустойчивость в условиях избыточной влажности, и это нужно учитывать.

При покупке нужно посмотреть на специфику применения состава. Это должна быть краска именно для керамики или стекла. Плюс – на дату изготовления. С «подсохшей» продукцией работать будет сложнее.

Лак

Его применение – на усмотрение мастера. Но все-таки лучше таким составом (бесцветным) рисунок покрыть. Он не только придаст ему своеобразный блеск, но и защитит от жидкостей, которые могут просто растворить краску и испортить роспись.

Кисти

Ассортимент этих изделий достаточно большой. Для работы с акриловыми составами следует пользоваться мягкими кистями с ворсинками из искусственных материалов. Так как придется не только наносить краски на определенные участки, но и прорисовывать различные линии, то кисточек желательно иметь несколько, разной толщины.

Тюбики с контурами

Зачем они нужны? Такими составами обрисовываются контуры отдельных участков, так как различные по цвету краски нужно разделять, чтобы не допустить наплывов на «границе» из-за их частичного перемешивания. Кроме того, можно дополнительно оттенять отдельные зоны рисунка, более четко прорисовывая линии.

Такие составы известны и под другими названиями – «паста контурная», «аутлайнер» и ряд иных. Но смысл их использования понятен, поэтому ясно, что спрашивать в точке продажи. А выбор цвета – золотой, черный и так далее – зависит от общей композиции, следовательно, какой-либо рекомендации по данному вопросу быть не может. Это – на усмотрение «художника».

Все остальное, что может понадобиться для работы, есть в любом доме – салфетки, тряпочки (или губка) и тому подобное. Смешивать различные цвета для получения нужного оттенка можно в мелкой тарелке, блюдце или ванночке.

Порядок работы

Особых сложностей в рисовании нет, тем более что каждый из нас в детстве в той или иной мере «приобщался к искусству». Кто-то наносил рисунок карандашом на бумагу, а кому-то нравились мел и забор. Но есть некоторые нюансы росписи.

  • Независимо от материала основы, перед началом работы она должна быть обезжирена.
  • Сначала делается эскиз будущей композиции, для чего на сухую поверхность «накладывается» ее контур. Тем самым очерчиваются границы участков, которые будут окрашены каждый в свой цвет.
  • Нанесение краски. С первого раза может и не получиться, так как нужно буквально «чувствовать» оптимальную толщину слоя. Слишком тонко – после просыхания появятся разводы, пятна, поверхность будет иметь неоднородный оттенок. Слишком густо – краски с соседних участков «перейдут границу» и перемешаются. Но с опытом придет и понимание, сколько краски нужно брать кисточкой.
  • Просушка. Можно, конечно, этот процесс ускорить, используя фен или любой обогревательный прибор. Но более качественное покрытие получается, если сушка происходит естественным образом. Искусственное ускорение может привести к растрескиванию нанесенного слоя, даже потемнению отдельных участков, если термическое воздействие получится избыточным.
  • Покрытие лаком.

Это лишь общий алгоритм действий, который следует знать начинающему мастеру. Особенностей росписи много, и со временем этим искусством, при желании и усердии, сможет овладеть каждый.

  • На приобретении красящих составов можно сэкономить, если покупать не отдельные баночки с красками разных цветов, а набор с интересующими нас оттенками.
  • Рисунок не должен контактировать с пищей, напитками, а краска не должна попадать в ротовую полость. Если, к примеру, роспись делается на чашке, то от ее верхнего среза минимальный отступ – 1,5 см.

Витражи до сих пор поражают воображение наших современников наряду с каминами и креслами-качалками. Для нас всё это - признаки романтики, достатка, уюта и красоты. Но если раньше витражные храмы и дома знати, то сейчас их может заказать практически любой человек. Мало того, узоры на стекле нынче украшают не только оконные проемы. Ими отделывают межкомнатные двери и стеклянные створки на шкафах, вазы, бокалы и абажуры, оформляют их в виде картин, наносят на окна автомобиля - да и мало ли какое еще применение может найти этому украшению изобретательный человек в стремлении к красоте.

Еще более привлекательными узоры на стекле становятся оттого, что при использовании современных материалов и технологий украсить ими любимый дом человек может и самостоятельно. Даже если способностей к рисованию у него немного - достаточно желания, усидчивости и аккуратности.

Чем можно рисовать на стекле? Самая простая «краска»

При выборе материалов сначала надо учесть, что и где вы собираетесь рисовать. Если вам нужна просто декоративная надпись с каким-то небольшим рисунком на входной двери, да еще и есть вероятность, что ее со временем придется менять - то рисовать на стекле можно канцелярским клеем с тушью. Силиката добавляется одна десятая часть. На стекле намечается или надписи - и они заполняются полученным составом. Однако красочной картинки не получится - изобилием оттенков тушь не обладает. Зато держится она крепко, водой не смывается, а если надо ее убрать - без труда удаляется растворителем и канцелярским ножом (а лучше - лезвием бритвы).

Новогодние украшения окон

Более недолговечны на стекле - но они и нужны-то только до Рождества. Для их нанесения существует несколько способов: зубная паста, растворенная в воде и разбрызгиваемая по стеклу из пульверизатора; пиво с магнезией в соотношении полстакана на 50 г; фиксаж для фотографий… Однако живут такие узоры на стекле, своими руками сотворенные, только до ближайшего и если вы рисовали картинку для долгого любования, придется дополнительно ее закреплять. Когда требуются «долгосрочные» морозные витражи, умельцы советуют использовать Чтобы такие картины выглядели еще более достоверно, поверхность стекла надо сделать матовой - песком, пивом или матирующей краской.

Полноценная роспись

Раньше для рисования на стекле использовались обычные масляные краски. Результат не вдохновлял: получалось грубо, с потеками и неравномерными оттенками. Естественно, из-за неподходящей поверхности картина могла быть размазана в любой момент и требовала лакового покрытия.

Если же вам интересно, какими красками рисуют на стекле полноценные картины сегодня, обратите свое внимание на витражные. Они не растекаются по поверхности, а после высыхания не требуют фиксации дополнительными реактивами. Такие краски бывают двух видов: те, которые требуют обжига, и те, которым он не нужен. Вторые, естественно, требуют меньших трудовых затрат и более насыщены по яркости. Правда, сохнут они долго - до трех недель - но народные хитрецы и умельцы придумали, как сократить этот срок. В принципе, идея лежала на поверхности: достаточно воспользоваться обычным феном, и время сушки сокращается до суток.

Правила успеха

Прежде чем начать рисовать на стекле, его нужно обязательно обезжирить. Этого нетрудно добиться просто водой с мылом или привычным вам стеклоочитителем. Затем стекло надо высушить. Если его протереть, процесс пойдет быстрее и не останется следов капель, но ткань надо выбирать такую, чтобы не оставляла на поверхности ворсинок.

На подготовительном этапе на стекло наносятся контуры понравившегося рисунка. В идеале это надо делать карандашом, однако его можно заменить тонким маркером. А если рисунок наносится на плоскую поверхность, подойдет и копирка.

Шаблон подкладывается под низ основы, и узоры для обводятся выбранным инструментом. Понятное дело, если используется копирка, то лист с рисунком кладется сверху в зеркальном отображении. Традиционно для шаблонов берется тонкая бумага, но на своем опыте те, кто уже занимался росписью, убедились, что прозрачная пленка от файла для документов куда удобнее.

Очень ответственный момент

Сразу раскрашивать узоры на стекле, ориентируясь на контуры, нельзя - все же не с бумагой работаем. Сначала очертания обводятся специальной контурной пастой. Чаще всего ее берут черного, серебряного или золотистого цвета. Выбор зависит как от личных предпочтений, так и от стиля выбранного рисунка. Помимо придания рисунку большей четкости, такие контуры в дальнейшем не дадут краскам растекаться и смешиваться друг с другом.

Если рука где-то дрогнула, ошибка исправляется палочкой с ваткой; пока паста не засохла, она легко стирается.

По окончании обводки заготовка оставляется на какое-то время, чтобы контурная паста подсушилась и не размазывалась впоследствии. Полного высыхания не требуется: через сутки стекло будет готово к дальнейшим манипуляциям.

Основная работа

Если вы не очень доверяете своим художественным способностям, желательно иметь цветную картинку, с которой будете сверяться при раскрашивании. За каждый подход рисовать на стекле нужно только одним цветом: то есть сначала прорисовываются все детали, скажем, красные, затем кисточка моется и берется другой цвет. Красок так тратится куда меньше - а они недешевы.

Если ваши узоры на стекле где-то легли более тонким слоем, придется дождаться, пока нанесенная краска высохнет, прежде чем насыщать цветом нужный фрагмент. Иначе большей яркости на этом материале не добиться.

Тонкости и секреты

Чтобы не разочароваться в своем первом опыте, неплохо бы прислушаться к советам более опытных соратников. Так, все в один голос утверждают, что поначалу лучше ограничить себя небольшим размером и плоской поверхностью - изгибы вам какое-то время еще будут недоступны.

Перед тем как рисовать на стекле, надо позаботиться об упоре для рабочей руки, причем лучше потренироваться на бумаге, чтобы не портить краски и стекло. Иначе рука быстро устанет и начнет дрожать.

Кисточки для работы выбирать надо максимально тонкие - они позволят вам рисовать даже очень мелкие детали. И не забывать мыть орудия труда после каждого использования: краска присыхает намертво, и наутро кисти можно только выбросить, отмыть их будет невозможно.

Неудачные штрихи и мазки ни в коем случае поверх не закрашиваются - ничего не получится, у стекла слишком гладкая поверхность. Такие места аккуратно счищаются ватной палочкой и разрисовываются заново.

Краска неизбежно образует мелкие пузырьки. Чтобы это не отразилось на окончательном результате, их нужно осторожно прокалывать булавкой или зубочисткой.

Обязательная проверка

Прежде чем отправлять свои узоры на стекле на просушку, посмотрите их на просвет напротив окна или лампы, чтобы увидеть недостатки нарисованного. Причем это надо делать в процессе работы, чтобы вовремя заметить и устранить дефекты.

Просвечивать надо предельно осторожно. Если краска будет растекаться, число недостатков резко увеличится, и не факт, что вам удастся все их исправить.

Вполне возможно, что, увлекшись вы откроете какие-нибудь дополнительные хитрости. Но того, что вы знаете уже сейчас, вполне достаточно для создания собственного шедевра. И пусть это будет просто стеклянная дверка в вашем буфете - такого эксклюзива точно больше нигде не найдешь.