Человека создала природа но развивает и образует его общество. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (ЕГЭ обществознание). «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое»

Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века утверждал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Для начала я дам определения понятиям общество и природа, установим связь между ними. Природа – это весь окружающий мир. А общество – отдаление от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их организации. Само определение указывает на такую взаимосвязь между обществом и природой, что первое ранее было включено во второе. В то же время человек неотделим от природы и общества, а является лишь их частью.
Поэтому трудно не согласиться с высказыванием В.Г.Белинского по этому поводу.
Ведь Действительно, человек как существо создан природой, а его сознание и мышление формируется в обществе. В этом высказывании автор ставит проблему двойственной природы человека: его биологической и социальной сущности.

Биологическая сущность человека заключается в том, что он обладает инстинктами (самосохранения и др.), рефлексами, ему необходимо удовлетворять свои естественные потребности (сон, еда). Социальная же природа человека может "раскрыться" лишь в процессе жизни в обществе, который не возможен без социализации - усвоения общественный норм и правил, получения социального опыта при помощи различных агентов социализации - семьи, школы, ближайшего окружения. Именно в процессе социализации человек становится личностью, т.е субъектом социокультурных отношений. Важные социальные черты человека - интеллект, способность к сложным эмоциям, речь.

Социальную сущность мы можем разделить на первичную и вторичную. Первичная социальная сущность происходит на самых ранних этапах жизни человека: в раннем детстве. Агентами первичной социальной сущности могут выступать как семья, родственники, близкий социум, так и различные дошкольные образовательные учреждения (например, детские сады, кружки и т.д.) В ходе первичной социальной сущности человек осваивает базовые социальные навыки, получает первый опыт общения, осваивает простейшие формы труда. Принято считать, что человек вступает во вторичную социальную сущность, когда идет в школу. То есть, по мнению ученых-обществоведов, школа – основной институт вторичной социализации. К другим институтам мы можем причислить высшие учебные заведения, армию и т.д. К основным отличительным особенностям социализации на обоих этапах мы можем отнести приобретение нового опыта, освоение новых социальных статусов, получение новых навыков и знаний. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, так как это противоречит его сущности. Значит, мы можем с уверенностью утверждать, что именно общество «развивает и образует» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей».
В процессе взаимодействия с обществом, под его влиянием даже самые естественные, физиологические проблемы социализируются. Даже такой простой и естественный процесс как прием пищи люди превратили в ритуал. Например, во многих семьях это повод собраться всем вместе, а сама по себе еда подчас больше напоминает произведение искусства, чем просто продукт для утоления голода.
С самого рождения я была окружена родителями, которые передали мне основные навыки, знания и умения, необходимые для жизни.
Спустя некоторое время я попадала в другое общество – детский сад, где получала навыки общения со сверстниками. Потом меня ждала школа, колледж, а в дальнейшем и институт, работа.
С каждым годом я обретала все больше и больше знаний и опыта, развивалась, развиваюсь и буду развивтаься становясь индивидуальностью и личностью. В дальнейшем я буду помогать детям развиваться и становится индивидульной личностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек, рождаясь на свет не более, чем типичным представителем своего биологического вида, под влиянием общества становится полноценной личностью. То есть, лишь в ходе социализации общество «образует и развивает» человека.

Все сущности вместив в себе природы,
Я был ее устами и умом;
Я в ней читал все символы, все буквы,
И за нее я с Богом говорил...
Она, немая, чувствовала только,
А я один владел двумя дарами:
В устах носил алмаз живого слова,
А в голове луч вечный истин, мысль!..
Я постигал непостижимость время
И проникал все сущности вещей,
И обнимал сознанием пространство...
Я утопал в гармонии вселенной
И отражал вселенную в себе.

Природа! Человек - твое творенье,
и этой чести у тебя не отберут,
но на ноги поставил с четверенек
и человеком предка сделал труд.
Труд... Есть ли что упорней и крылатей!
Покорны людям горы, ярость рек.
Кто в наш рабочий век с трудом в разладе,
тот и сейчас для нас не человек.

Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущность.

Белинский В.Г. в своем выражении очень точно и ёмко охарактеризовал двойственную природу человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, таким же организмом, как и всё, что нас окружает. По биологическим признакам человек ничем не отличается от животного. Во-вторых, он есть порождение общества. Этот момент более сложен. Ясно только то, что благодаря общественному развитию человек стал человеком. Человек без общества ничто, недаром в древности изгнание из общества являлось самим страшным наказанием. Очень много в современном мире примеров синдрома "маугли", когда воспитание ребенок получил от животного и поэтому ведет себя как он, а не как человек, что говорит лишь о том, что социальное в человеке не заложено генетически, а дается обществом. Так же подтверждает это и роман Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". Без знаний, которые накопило общество, Робинзону Крузо было бы тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу - общество.

Каждый человек в широком смысле это "дитя природы". Согласно биологическим закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного, если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную первооснову и определяли все его существование.

Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество. Под обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы (совокупности естественных условий существования человека) часть мира. Утвердившиеся моральные нормы и правила поведения, культурные достижения, политико-правовые особенности, социально-экономические отношения - всё это разнообразные составляющие общества в целом.

Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества).

Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав, отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.

С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г. Белинского два этих понятия - "общество" и "природа" - выступают как диаметральные противоположности. Мне не представляется это правильным. Человек, общество и природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Известно, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп и, в конечном счете определяют ментальность народа (как совокупность общественных ценностей, установок, готовности действовать иди мыслить определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.

Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В Белинский)

В данном высказывании поднимается проблема того, что человек это биосоциальное существо. Смысл высказыванию русского литературного критика и поэта заключается в том, что человек рождается как природное существо, а в процессе жизни он становится социальным существом.

Я согласна с мнение автора. Мы рождаемся индивидами. А в процессе развития сталкиваемся с различными агентами социализации: семьей, школой, друзьями и др., которые оказывают влияние на формирование социального существа, т.е. личности. Под личностью понимается человек со своими индивидуальными особенностями социальных, интеллектуальных и волевых знаний.
Человек как природное существо не может обойтись без пищи, воздуха, сна. Он не может обойтись без тепла и света. В этом мы похожи на животных. Но у человека много и социальных качеств, которые нас отличают от животного. Это мышление, речь, способность к деятельности и творчеству.

Но, всё же общество нас делает человеком в процессе социализации. Социализация – это процесс становления личности.

Для подтверждения этой мысли приведу пример из СМИ. Неоднократно в средствах массовой информации можно было прочитать об отшельнице, Агафье, которая живет за сотни километрах от ближайшего населенного пункта в тайге. Её случайно обнаружили геологи. Она жила в небольшом старообрядческом поселении, выстроеное её семьей, которые когда-то ушли в тайгу пытаясь сохранить свою веру. Все умерли, осталась одна Агафья. Она ведет натуральное хозяйство так как вели его её предки. . Она живет на уровне 30 –х годов ХХ века. Этот пример доказывает, что только в обществе человек развивается.

Другой пример приведу из литературы. Всему любима книга и фильм Джонатана Свифта о приключениях Робинзона Крузо, нам рассказывает что человек на необитаемом острове смог выжить, только благодаря тому что использовал знания которые приобрел в обществе. Природа помогла ему выжить, но без знаний он бы не обошелся.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что и природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют особенности складывания и формирования человека как личности.

Для начала дадим определения понятиям общество и природа, установим связь между ними. Природа – весь окружающий мир. А общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их организации. Само определение указывает на такую взаимосвязь между обществом и природой, что первое ранее было включено во второе. В то же время человек неотделим от природы и общества, а является лишь их частью. А именно он – био психосоц иальное существо. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием В.Г.Белинского по этому поводу.

Принадлежность человека к природе подметил еще древнегреческий философ Платон: «Человек – двуногое животное без перьев». Ведь первоначально человек мыслится как часть природы, ее «сын», индивид, а именно единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психофизических черт человечества – разума, воли, потребностей, интересов. Но человек становится личностью, формируется его характер, мировоззрение только в процессе социализации (от лат. socialis – общественный). Социализация – это освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества. Осуществляется данный процесс в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта, определения человеком своего места в обществе, самого себя как личности. К примеру, первые элементарные сведения ребенок получает в семье, закладывающей основы сознания, поведения. Эти сведения легко он воспринимает через игры, чтение книг, увлечения. В последующем эстафету социализации принимает школа. Процесс социализации начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Истинности высказывания противоречит герой Р.Киплинга Маугли, который не в процессе социализации, а в ходе изучения окружающего мира научился говорить, мыслить, использовать орудия труда для приготовления пищи, разжигания огня. По моему мнению, это больше исключение из правил. Ведь человек, или, как его называют «Маугли», оторванный с ранних лет от общения, изолирован, не сможет приобрести социальные черты, совершенствовать себя и стать, в конце концов, личностью. К признакам «Маугли» относятся неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализация, страх перед людьми (люди воспринимаются как чужие, не «члены стаи», существа другой породы). В истории много похожих примеров. Известен случай, когда девочка, воспитанная собаками, отождествляла себя с собакой даже тогда, когда научилась говорить. С ее точки зрения, она не принадлежала к человечеству, а была именно собакой. Случается, что абсолютно здоровые в привычной звериной среде «Маугли» умирают, попав в человеческое общество – для них это не только физиологический, но и глубокий культурный шок.

Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой - социальная. Однако настоящий человек, а не существо, имеющее его физиологию – может быть воспитан только в социуме, в обществе, в группе людей. Недаром сказал Л.Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества».

Эссе на тему “«Создает человека природа, но образует и развивает его общество» В.Г.Белинский” обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

3 из 6
Оценка эксперта внизу

В данном высказывании автор поднимает проблему формирования человеческой личности,роль и значение природных и биологических качеств,а также воздействие общества на личность.Иными словами,именно общество превращает человека в личность.Данная проблема актуальна в современном мире,так как человеку всегда было важно понять,что задается в нем природой,а что закладывается в результате воздействия общества.

Я согласна с автором цитаты, действительно, только в обществе человек может получить те важные социальные качества,которые природа ему дать не сможет.Для обоснования данной точки зрения можно привести теоритические доводы. Человек рождется носителем исключительно биологических особенностей,индивидом. Так как он становится частью природы,то ему от рождения присущи те же качества,что и другим ее представителям. А чтобы стать личностью и приобрести качества,отличяющие от других людей,то необходимо пройти процесс социализации. Социализация- это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта,необходимых для успешного функционирования в обществе. Она бывает первичная и вторичная. Агентами первичной социализации является семья,близкие родственники,друзья семьи.Они прививают ребенку навыки общения,первый социальный опыт,осваивает простейшие формы труда.

Агентом вторичной социализации является, в первую очередь, школа. Именно школа учить общению со сверстниками и учителями,работе в коллективе,выполнению определенных требований от общества. Так же, к агентам вторичной социализации относят другие учебные заведения,СМИ, различные общественные и политические организации. Процесс социализации просто невезможен без общества,так как это противоречит его сущности.

Помимо теоритических доводов,можно привести и ряд конкретных фактических примеров. Например, камбоджийская девочка джунглей Рочом Пьенгенг, которая потерялась в возрасте 8 лет, когда пасла буйволов джунглях Камбоджи. Через 18 лет в 2007 году житель деревни увидел голую женщину, которая хотела украсть у него рис, в ней и узнали потерянную девочку. Ее попытали назад адаптировать к местной культуре и языку, но Рочом не смогла заново привыкнуть к обществу людей и сбежала в мае 2010 года.

Можно привести еще один пример из Древней Спарты. Там была огромная конкуренция, и жили по принципу, либо ты самый умный, быстрый и сильный, либо летишь со скалы. Без конкуренции с другими людьми у человека нет потребности развиваться, у него нет примеров перед глазами, если он живет вне общества, коллектив не мотивирует его развивать себя.

Таким образом, без социализации невозможно стать личностью,только она "развивает и образует" человека, ее можно даже назвать, как "второй природой" человека.

Обновлено: 2019-01-01

Оценка эксперта:

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г.

29.1 Смысл высказывания раскрыт. Правильно сформулирована обществоведческая идея (1балл)

«…формирования человеческой личности, роль и значение природных и биологических качеств, а также воздействие общества на личность. Иными словами, именно общество превращает человека в личность»

29.2 Теоретическое содержание раскрыто частично. (1балл)

Дано определение социализации, названы агенты первичной и вторичной социализации, корректно использованы в рассуждениях термины человек и индивид, личность.

Надо было : 1.Дать четкое понятие личности 2. Объяснить, что имел в виду автор под словом «образует»: результаты социализации в зависимости от качества социума, в котором она проходила: зрелая личность, инфантильная, асоциальная, незрелая и т.д. 4. Подчеркнуть, что социально зрелой личность становится только тогда, когда может нести ответственность за себя и других людей.

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (0 балл)

Некоторые высказывания и рассуждения некорректны

«Так как он (человек) становится (?) частью природы, то ему от рождения присущи те же качества, что и другим ее представителям»

Человек не становится, а изначально, сущностно – природа.

«Без конкуренции с другими людьми у человека нет потребности развиваться, у него нет примеров перед глазами, если он живет вне общества (?), коллектив не мотивирует его развивать себя".

Человек всегда погружен в социум. Даже когда какое-то время он один, его всегда окружают предметы, созданные другими и он способен мыслить, т.е. создавать мир образов и идей.

29.4 Фактические аргументы (не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: 1. из общественной жизни современного общества; 2. из личного социального опыта, в т.ч. литературных произведений; 3. из истории)

Даны примеры из 2-х разных источников: социальной жизни современного общества и истории