Предсказания монаха авеля о будущем россии. Чудотворец василий блаженный Собор василия блаженного легенды предсказания

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №2691

О подлинности пророчества, якобы написанного со слов Василия Блаженного

Александр Д. , Москва, Россия
16/12/2007

Отец Олег, Вы знакомы со следующим текстом пророчества, якобы написанного со слов Василия Блаженного? Истинно ли оно?


"…И не может люд российский жить без кнута. Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный, уж сколько проклятий высыпано на его голову, яко зола от сожженных душ, а будут чтить его как самодержца великого...
…За Ивашкой Грозным будет много царей, но один из них, богатырь с кошачьими усами, злодей и богохульник, наново укрепит русскую державу [Первый Император России – царь Пётр I?], хотя на пути к заветным синим морям поляжет треть народа русского, аки бревна под телеги...
…И буде долго править третий душегуб. И ради грозного порядка в великой державе усатый этот царь из диких горцев [И. Сталин?] положит на плаху и всех сотоварищей своих, и друзей верных, и тысячи тысяч мужей и женок...
... Сожгут и уничтожат малые и великие храмы. И потом отстроят их [МП]. Но Бог не вернется в них, ежели служить в новых храмах будут не Ему, а злату [то есть – мамоне; земному]. И тогда бедный люд вновь отвратится от церквей наших…
…И будет Россия целый век жить без царя и прольет реки своей крови. И потом посадят на престол несмышленого юношу [Непонятно, кто этот юноша? Речь идет о возможном лжецаре?], но вскоре его вместе со свитой объявят самозванцами и погонят с Руси...
…Долго будет продолжаться в царстве великая смута, пока ее не остановит великий воин, призванный всем народом нашим [Кто этот воин?]...
…На самом юге черного арапского царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии [атомные бомбы и баллистические ракеты?] и многие страны превратит в пепел. Но Русь великая соберется воедино и уничтожит этого вождя [В ходе Третьей Всемирной Горячей войны?]...
…И придет четвертый государь, которого назовут великим Всадником [Кто-то из патриотично настроенных военных?]. Буде он душой и помыслами чист и обрушит меч свой на разбойников и воров. Hи один тать не избежит расправы или позора. Возликует народ русский, но найдутся злыдни, кои тишком убьют великого Всадника. И будет на Руси плач великий...
…. И когда пройдут страшные войны, обращая в разных странах все живое в прах и пепел, воцарится на престоле в 7517 [то есть в 2017 году] году от Сотворения Мира истинно великий Государь [Царь Николай Александрович], коему суждено долгое и блаженное правление, а многострадальная Русь наша вступит в свой золотой век..."

Ответ отца Олега Моленко:

Мне не приходилось встречать подобное пророчество, и я впервые прочел приводимый тобой текст.

Пока затруднительно судить об истинности или не истинности данного пророчества. Неизвестна истинность его происхождения. Я нигде не встречал ссылки на пророчества святого Василия Блаженного. Трудно помыслить, что подобное пророчество около половины тысячи лет лежало где-то под спудом, а теперь вдруг было обнаружено. Кто его записал? Где оно хранилось? Как было обнаружено и кем? Ведь большая часть этого пророчества для нас видна уже как сбывшаяся. Какой смысл приводить нам пророчество о тех событиях, которые мы знаем и видим сбывшимися до прочтения этого пророчества? Язык данного пророчества (при всем старании автора) не выглядит похожим на речь Василия Блаженного. Особенно выдают это некоторые употребляемые слова, которые вряд ли мог бы сказать юродивый Василий. Да и вообще для речи Христа ради юродивого подобные ясные и точные указания, имеющиеся в приведенном пророчестве, не подходят. Не мог юродивый говорить таким языком! Другое дело преподобный или святитель.

Что касается содержания этого пророчества, то на первый взгляд оно выглядит похожим на истинное изложение будущих (по отношению ко времени жизни Василия Блаженного) событий. Часть из них точно совпадает с теми событиями, которые уже прошли. Но подобное совпадение задним числом не может служить ни доказательством достоверности данного пророчества, ни являть нам пользу от этой сбывшейся уже части. Скорее подобное совпадение указывает на компиляцию известных событий задним числом и подгоном их под пророчество каким-то неизвестным нам лицом. Я не возражаю, если какой-то духоносный, но неизвестный миру человек нашего времени, который получил истинные пророческие откровения от Бога, попытается ради пользы преподнести их людям от лица каких-то святых. Но лучше всего подписывать подобные пророчества общим наименованием, например, "пророчества неизвестных Кавказских (Афонских, Алтайских, Валаамских, Оптинских, Валдайских, Сибирских, Соловецких, Палестинских, Египетских и т.д.) Старцев. Когда же прикрываются именем известного святого, то лгут, утверждая, что он говорил то, чего он на самом деле не говорил. Такая ложь не оправдана.

Что касается той части данного пророчества, которой еще предстоит "сбыться", то она не несет для нас в себе ничего принципиально нового. Однако есть в ней некоторые настораживающие "точности" и неточности, которые ставят данное пророчество под сомнение.

"И будет Россия целый век жить без царя и прольет реки своей крови. И потом посадят на престол несмышленого юношу [Непонятно, кто этот юноша? Речь идет о возможном лжецаре?], но вскоре его вместе со свитой объявят самозванцами и погонят с Руси". В пророчестве (если считать его относящимся к 16-му веку) не указано начало этого века жизни без царя. Это мы знаем о 1917 (1918) годе. Но по смыслу приведенного текста третий душегуб для людей 16–19 веков должен был восприниматься православным (хоть формально) царем (как Иван Грозный и Петр Первый), при котором почему-то будут сжигать и уничтожать храмы. Потом храмы отстроят, но бедный люд отвратится от них. С этого момента и начинается, согласно тексту, век безцарствия. Рассказ о несмышленом юноше явно указывает на авторство его человека нашего времени. Этот человек видит, как в лице околоромановых Марии и ее отпрыска Георгия, заботятся о посаждении на пустующий Российский Престол царя якобы из династии Романовых, чтобы хоть так успокоить народ и "примирить" его с его нарушением клятвы 1613 года. Упреждая это ложное воцарение, современный автор и вставляет его в свое пророчество. Если ложное воцарение случится в 2017 году от Рождества Христова, то что значат слова "Долго будет продолжаться в царстве великая смута"? Как долго? Далее идут нелады с арифметикой: если самозванца считать первым государем, "великого воина" вторым (как он может быть призван всем нашим народом? Народ может поддержать, но не призвать. Разве что через всеобщие выборы. Но Богу не угодны такие выборы), то вождь арабского царства в голубой чалме почему-то должен быть нашим третьим государем. Как такое может быть? А если его опустить, то где третий Государь? Почему четвертого Государя назовут "великим Всадником"? Он что будет ездить по Руси в борьбе с ворами верхом? Или здесь намек на белого всадника Апокалипсиса? Невозможно поверить, чтобы Юродивый Василий назвал точно дату 7517 года. К тому же во всем пророчестве нет более никаких точных дат. Да и выражение "от сотворения мира" не употреблялось тогда на Руси. Говорили и писали "от Адама". Но если даже принять 2017 год от Рождества Христова как год воцарения истинно великого Государя, то выходит, что воцарение несмышленого самозванца, долгое продолжение великой смуты, возникновение вождя в голубой чалме с его "молниями", уничтожение этого вождя собранной воедино Русью, приход великого Всадника с его борьбой с ворами и разбойниками, его убийство и плач о нем на Руси, прохождение страшных войн – все это должно произойти в одном и том же 2017 году! Кто может это принять? Тут явная неувязка автора данного "пророчества".

Итак, из всего приведенного мной видно, что данное "пророчество" не могло принадлежать святому Василию блаженному. Не писал его и какой-то неизвестный нам духоносный муж. Оно написано нашим образованным, начитанным, но не духовным современником как его компиляция известных пророчеств и собственных предположений о будущем России.


Василий родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас — в городской черте Москвы), на паперти, куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении».

До шестнадцати лет был подмастерьем у сапожника. После шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства. Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост и носил вериги, терпел лишения.

Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся Иван Грозный.

Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного.

В 1588 по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён, для его мощей была изготовлена серебряная рака.

Чудеса

Ещё в подмастерьях он предсказал, что заказчику сапоги не понадобятся. Тот умер на следующее утро.

Один боярин подарил Василию дорогую шубу. Воры заметили шубу и решили ею завладеть. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия шубу для погребения. Василий укрыл «мёртвого» шубой, но сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

Однажды Василий Блаженный разбросал калачи у одного продавца на базаре и тот сознался, что в муку подмешаны мел и известь.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне — Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря.

Находясь в Москве, святой увидел пожар в Новгороде, который он потушил тремя бокалами вина.

Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем». Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Пророчества Василия Блаженного:

… И не может люд российский жить без кнута. Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный, уж сколько проклятий высыпано на его голову, яко зола от сожженных душ, а будут чтить его как самодержца великого...

… За Ивашкой Грозным будет много царей, но один из них, богатырь с кошачьими усами, злодей и богохульник, наново укрепит русскую державу, хотя на пути к заветным синим морям поляжет треть народа русского, аки бревна под телеги...

… И буде долго править третий душегуб. И ради грозного порядка в великой державе усатый этот царь из диких горцев положит на плаху и всех сотоварищей своих, и друзей верных, и тысячи тысяч мужей и женок...

... Сожгут и уничтожат малые и великие храмы. И потом отстроят их. Hо Бог не вернется в них, ежели служить в новых храмах будут не Ему, а злату. И тогда бедный люд вновь отвратится от церквей наших…

… И буде Россия целый век жить без царя и прольет реки своей крови. И потом посадят на престол несмышленого юношу, но вскоре его вместе со свитой объявят самозванцами и погонят с Руси...

… Долго будет продолжаться в царстве великая смута, пока ее не остановит великий воин, призванный всем народом нашим...

… Hа самом юге черного арапского царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны превратит в пепел. Hо Русь великая соберется воедино и уничтожит этого вождя...

… И придет четвертый государь, которого назовут великим Всадником. Буде он душой и помыслами чист и обрушит меч свой на разбойников и воров. Hи один тать не избежит расправы или позора. Возликует народ русский, но найдутся злыдни, кои тишком убьют великого Всадника. И будет на Руси плач великий...

… И когда пройдут страшные войны, обращая в разных странах все живое в прах и пепел, воцарится на престоле в 7517 (2009 по новому стилю) году от Сотворения Мира истинно великий Государь, коему суждено долгое и блаженное правление, а многострадальная Русь наша вступит в свой золотой век...

Из братства юродивых

Московский юродивый, пророк и чудотворец Василий Блаженный был одним из самых необычных русских святых. Русская Православная церковь ежегодно 15 августа чтит его память, хотя он был далеко не единственным провидцем в российской столице. В XVI веке он затмевал славой многих своих сотоварищей, живших в Москве, да и не только в ней. Все в столице – от ремесленного люда до царя Ивана Грозного – любили и почитали его больше других нищенствующих юродивых. Возможно потому, что о других блаженных известно гораздо меньше. Например, знали москвичи некоего Максима – первого стольного юродивого, после которого осталось лишь несколько афоризмов: «Побьют – повинись да пониже поклонись...», «Не плачь битый, плачь небитый...», «Оттерпимся – и мы люди будем...»

Вовсе безымянным остался вещун, предсказавший беременной княгине Елене Глинской, что в день рождения ее сына разразится над Москвой страшная гроза и таковым же будет царствование этого мальчика – очередного великого князя московского. Так и вышло: во время сильнейшей грозы, под раскаты грома родился Иоанн Васильевич – Иван IV впоследствии прозванный Грозным.

Мало кто слышал и об Иоанне Большом Колпаке, прозванном так потому, что он круглый год ходил по Москве полуголым, с тяжелым медным крестом на груди, веригами (цепи с кандалами весом в два с половиной пуда), медными кольцами на пальцах и в железном колпаке. Именно он при всем народе уличал во всех грехах Бориса Годунова и предсказывал его нелегкую судьбу. Кстати, этот самый Иоанн Блаженный выведен у Пушкина в драме «Борис Годунов» под именем Николки Железного Колпака. Похороны его летом 1589 года сопровождались страшной грозой, молнии которой стали причиной нескольких пожаров; многие увидели в том предзнаменование Смуты.

И все–таки самым известным и почитаемым московским юродивым был Василий Блаженный. Именно в его честь народная молва переименовала Покровский храм на Красной площади (возле которого этот нищий побирался и пророчествовал) в храм Василия Блаженного.

Надо сказать, что блаженные, или юродивые, на Руси были почти всегда. Издавна так именовали людей, у которых, как говорили, «с головой не в порядке» или же, другими словами, наблюдались странности. Зачастую такие «убогие» и в самом деле были людьми с психическими отклонениями. Однако в Средние века на Руси они считались ясновидящими и прорицателями, которых охраняет и наставляет сам Господь. Раз сумасшедший сам не в состоянии сформулировать свою мысль, значит, его устами говорит Бог – так полагали верующие.

Помимо этого юродство на Руси было формой христианского подвига. Недаром другое название юродивых – блаженные, то есть удостоившиеся блаженства у Господа: он и наделял таких людей даром исцеления и пророчества. Чтобы преодолеть искушения этого мира, юродивые отказывались от семьи, дома, имущества, даже от вида пристойного человека. Юродивый выходил в мир в рубище, вел себя как сумасшедший, бормотал что–то невразумительное. И нередко благодатное озарение подвигало блаженного на поступок вроде бы и потешный, но в то же время исполненный какого–то, на первый взгляд, неясного, но на самом деле глубокого смысла.

Древнерусское юродство, наряду с отказом от благ, умерщвлением плоти и безумием, часто мнимым, обличало грехи житейские, высмеивало и порицало страсти, одолевающие людей.

Однако юродивые никогда не презирали окружающих, а наоборот – жалели и всеми силами старались помочь. Вот и Василий, босой и нагой, с надетыми на тело веригами, проводил дни, укоряя людей за пороки, направляя их души к добру, а по ночам со слезами молился за грешников на паперти.

Житие и деяния

В декабре 1468 или 1469 года в подмосковном селе Елохово родился мальчик, крещенный Василием. По преданию, уже само рождение его было необычным: младенец появился на свет на паперти местной Владимирской церкви. Родители его, люди простого сословия, хотели, чтобы сын освоил какое–нибудь ремесло. Поэтому, когда Вася подрос, его отдали в подмастерья к сапожнику.

Азы профессии мальчик освоил быстро. Но была в его характере и поведении какая–то странность: порой он бросал работу и замирал, словно внимая чему–то неслышному для других. А вскоре у Васи открылся неожиданный дар предвидения. Как–то в мастерскую зашел купец и заказал себе сапоги, которые долго бы носились. Когда заказчик ушел, юный подмастерье вдруг заплакал. Изумленный сапожник спросил, что случилось, и тот, плача, ответил: «Даже не обует он эти сапоги – завтра умрет». Пророчество полностью подтвердилось.

С тех пор видения посещали Василия все чаще, и порой он пребывал уже не столько в земном мире, сколько в горнем. Становилось ясно, что Бог избрал юношу то ли для предсказаний, то ли для духовного подвига. В шестнадцать лет Василий покинут родителей и отправился в Москву.

Вскоре вся столица уже знала блаженного. Да и как не приметить молодого мужчину, ходившего по самым людным местам нагим, и в жару, и в морозы не снимающего тяжелых железных цепей. Однако не всем был по нраву юродствующий правдолюб. К примеру, стоят на торжище калашник или квасник, продают свой товар, расхваливают, торгуются. Как вдруг появляется Вася–юродивый и опрокидывает лотки! Торговцы чуть ли не в драку, кричат, бранятся. Но вот кто–то попробует остатки харча и как закричит: «Люди добрые, а в калашной–то муке мел да известь подмешаны, а квас–то прокисший!» Оказывается, блаженный за покупателей радел.

Порой Василий даже не пророчествовал – радость или горе можно было предсказать по его поведению. Однажды, подойдя к Богородицкому собору, он вдруг заплакал. И в ту же минуту окружившие его прохожие увидели, как из соборных окон рвется пламя! Но стоило блаженному утереть слезы, и огонь исчез без следа. «Быть большой беде, а за ней – великой радости», – шептались те, кто уже убедился, что каждый поступок Василия несет тайный смысл. И оказались правы: вскоре Москву сожгли татары Махмет–Гирея, но затем город отстроился и стал еще краше.

Похожий случай, правда, уже не с таким счастливым исходом, произошел в Вознесенском монастыре на Остроге (позднее – Воздвиженском). Василий, проходя мимо, остановился у дверей монастырской церкви и вдруг безутешно зарыдал. На следующий день храм загорелся. Пламя перекинулось на соседние дома и другие улицы. Выгорел почти весь центр – главный базар, царский и митрополичий дворцы, обрушились даже каменные дома. Лишь после люди вспомнили, как плакал Василий, чувствуя беду, но не в ситах предотвратить ее.

Судьба хранила блаженного и отводила от него недоброжелателей. Как–то боярин, уважавший Василия, подарил ему свою лисью шубу.

Истинно ли желаешь дать? – строго спросит юродивый.

Истинно желаю, ибо люблю тебя от сердца, – быт ответ.

Накинув шубу, Василий пошел на торжище, где его увидели воры. Один мошенник лег на землю, притворившись мертвым, а второй пристал к блаженному, прося милостыню на погребение.

Давно ли умер? – не взглянув на тело, спросил Василий.

Только что, – лицемерно вздохнул вор.

Тогда блаженный снял шубу, накрыл ею «покойника» и ушел, бросив через плечо:

Будь же отныне мертв за лукавство твое.

Обрадованный вор подхватил шубу... и вскрикнул, увидев под ней мертвого товарища.

В то же время Василий, сам будучи нищим, неизменно подавал милостыню другим нуждающимся. Так, однажды некий богач подарил ему несколько золотых монет. Блаженный принял деньги, подошел к прилично одетому иноземцу и высыпал золото ему в ладонь. Позже люди узнали, что этот приезжий купец потерял состояние, три дня не ел, но просить милостыню стеснялся.

Надо заметить, что у юродивых на Руси всегда складывались особые отношения с правителями. Сильных мира сего как магнитом тянуло к блаженным, несмотря на то что те и в богатых покоях чувствовали себя непринужденно и бесстрашно. Юродивый мог во весь голос упрекнуть правителя, обвинить его, не подбирая выражений. И это было вовсе не шутовство. Шут дерзок, но осторожен, ибо питается крохами со стола тех, кому дерзит. Для юродивого князь или царь – такой же человек, как и все, только спрос с него строже: ведь на нем лежит ответственность за судьбы многих.

В этом отношении блаженные не боялись никого и ничего, будучи уверенными, что находятся под защитой божественного покровительства и народного уважения. А вот их самих правители порой побаивались – одно слово юродивого могло сорвать завесу величавости и обнажить истинную суть поступков.

Такие особые отношения сложились у Василия Блаженного с Иваном Грозным. Возникало у жестокого государя иногда нормальное желание – выслушивать от блаженного правду о самом себе. Однажды он начал строить себе новый дворец на Воробьевых горах. И очень ему хотелось побыстрее въехать в новые палаты... Как–то, возвращаясь с богослужения, царь заметил блаженного и спросил:

Где ты был сегодня, Вася?

Там же, где и ты, на Воробьевых, – последовал ответ.

Я был во храме на литургии, – удивился царь.

Нет, ты мысленно ходил по Воробьевым горам и строил свои палаты. Стоять во храме и помышлять о житейском – значит не быть в нем.

Нечего было государю ответить на упрек, за который кто угодно, кроме блаженного, отведал бы плетей. И не только! Головы мог лишиться любой, осмелившийся дерзить самому суровому из русских царей. Но как всякий тиран, предчувствующий неминуемую небесную кару, Грозный прислушивался к любому высказыванию, похожему на пророчество. Припадки полубезумного гнева сменялись у него периодами раскаяния, и в эти моменты царь чуть ли не заискивал перед ясновидцами. Неудивительно, что Василия частенько звали в царские палаты, чтобы хоть как–нибудь умилостивить сурового венценосца.

Так, однажды, в день своего ангела, царь пригласил его на пир. Трижды наливали юродивому вина, и трижды он выливал его в окно. Рассерженный царь спросил, почему он так поступает.

Угасил я пламя, коим объят Новгород, – ответил блаженный и ушел с пира.

На следующий день Грозный отправил в Новгород гонца, которому жители рассказали, что в городе действительно начинался большой пожар, но внезапно пламя угасло. При этом многие

видели в небе над Новгородом светлый образ нагого человека, заливающего огонь. Так приобрел Василий славу не только пророка, но и чудотворца, защитника и покровителя людей. Многие стали взывать к нему о помощи, особенно после того, как распространился слух о его прогулках по Москве–реке, словно посуху.

Однажды в Каспийском море буря застигла персидский корабль, на котором плыли несколько православных. Судно сбилось с курса, палубу заливали волны – близилась гибель. И тут один из русских сказал:

В Москве есть блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают. Он спасет нас.

Православные стали молиться, взывая к блаженному, и вскоре те, кто был на палубе, разглядели во мраке очертания нагого человека, который вел корабль. Постепенно ветер стих и волны улеглись. Об этом чудесном спасении персидский шах поведал в письме Ивану Грозному. И еще не единожды после этого случая молитва чудотворца спасала застигнутых штормом мореплавателей.

Несмотря на лишения, Василий Блаженный прожил долгую жизнь. На восемьдесят восьмом году заболел тяжко, сам предсказал день смерти своей и испросил причащения. Узнав о его болезни, царь пришел к нему проститься. Не один пришел, а с царицей Анастасией и сыновьями: младшим, болезненным младенцем Федором, и старшим – здоровым трехлетним Иваном, наследником престола.

Умирающий благословил Анастасию, затем Федора.

Старшего благослови, – подтолкнул сына Ивана в спину Грозный. – На будущее царство благослови...

Будущего царя я уже благословил, – сказал Василий, – а старшему на царстве не бывать. Кровью его будущее обагрено.

Глупости в бреду говоришь! А мне будет твое благословение? – посуровел царь.

Не серчай, государь, нет от меня благословения царю Ироду.

Царь вышел от умирающего мрачнее тучи. Да и каково ему было после таких пророчеств!

2 августа 1557 года Василий скончался. О его смерти скорбела вся Москва, тысячи людей пришли проститься с блаженным провидцем, причисленным впоследствии к лику святых. Тело погребли на кладбище при Троицком храме, что был расположен на Красной площади.

Храм вскоре снесли, и на его месте по приказу Ивана Грозного был построен редкой красоты собор, названный Покровским. А в 1588 году Федор Иоаннович приказал пристроить с северо–восточной стороны собора придел в честь Василия Блаженного. Этот придел, куда перенесли мощи юродивого, к тому времени официально признанного святым, и дал собору второе название, закрепившееся на века, – собор Василия Блаженного (храм Василия Блаженного).

Долгое время, до возведения Ивановской колокольни в Кремле, храм Василия Блаженного был самым высоким зданием Москвы (высота его центрального купола – 65 м). Время и люди уничтожили множество российских церквей, однако этот храм пережил и вандализм армии Наполеона, и недовольство Сталина, и косые взгляды строителей коммунизма.

Возведенный в совершенно нетипичном для Руси архитектурном стиле, собор Василия Блаженного похож на разноцветную игрушку или сказочную декорацию. Четыре большие и четыре маленькие церкви окружают центральную Покровскую, и ни одна из них не похожа на другую. Все церкви соединены между собой системой переходов и все вместе образуют многоцветный и ликующе–праздничный храм Василия Блаженного.

До революции день святого Василия Блаженного праздновали с большой торжественностью. На богослужении обычно присутствовали император и вся его семья.

Служба святому была написана соловецким старцем Михаилом еще до канонизации Василия. И хотя на Руси всегда были и кликуши, и псевдоюродивые, люди хорошо чувствовали, кто действительно блажен, а кто лишь маскируется личиной юродивого.

Что случится

Прошло много столетий, а до сих пор сохранилось почитание Блаженного Василия, старавшегося принять на свои плечи беды и грехи людей и научить их видеть Бога в своих душах. До сих пор его мощи, как утверждают, даруют людям радость исцеления, приносят счастье и оказывают заступничество.

И не может люд российский жить без кнута. Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный, уж сколько проклятий высыпано на его голову, яко зола от сожженных душ, а будут чтить его как самодержца великого...

И буде Россия целый век жить без царя и прольет реки своей крови. И потом посадят на престол несмышленого юношу, но вскоре его вместе со свитой объявят самозванцами и погонят с Руси...

Долго будет продолжаться в царстве великая смута, пока ее не остановит великий воин, призванный всем народом нашим...

За Ивашкой Грозным будет много царей, но один из них, богатырь с кошачьими усами, злодей и богохульник, наново укрепит русскую державу, хотя на пути к заветным синим морям поляжет треть народа русского, аки бревна под телеги...

И буде долго править третий душегуб. И ради грозного порядка в великой державе усатый этот царь из диких горцев положит на плаху и всех сотоварищей своих, и друзей верных, и тысячи тысяч мужей и женок...

Сожгут и уничтожат малые и великие храмы. И потом отстроят их. Но Бог не вернется в них, ежели служить в новых храмах будут не Ему, а злату. И тогда бедный люд вновь отвратится от церквей наших...

На самом юге арапского царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны превратит в пепел. Но Русь соберется воедино и уничтожит его...

И придет четвертый государь, которого назовут великим Всадником. Буде он душой и помыслами чист и обрушит меч свой на разбойников и воров. Ни один тать не избежит расправы или позора. Возликует народ русский, но найдутся злыдни, кои тишком убьют великого Всадника. И будет на Руси плач великий...

И когда пройдут страшные войны, обращая в разных странах все живое в прах и пепел, воцарится на престоле в 7517 году от Сотворения Мира истинно великий Государь, коему суждено долгое и блаженное правление, а многострадальная Русь наша вступит в свой золотой век...

Чудотворец Василий Блаженный

Из братства юродивых

Московский юродивый, пророк и чудотворец Василий Блаженный был одним из самых необычных русских святых. Русская Православная церковь ежегодно 15 августа чтит его память, хотя он был далеко не единственным провидцем в российской столице. В XVI веке он затмевал славой многих своих сотоварищей, живших в Москве, да и не только в ней. Все в столице – от ремесленного люда до царя Ивана Грозного – любили и почитали его больше других нищенствующих юродивых. Возможно потому, что о других блаженных известно гораздо меньше. Например, знали москвичи некоего Максима – первого стольного юродивого, после которого осталось лишь несколько афоризмов: «Побьют – повинись да пониже поклонись…», «Не плачь битый, плачь небитый…», «Оттерпимся – и мы люди будем…»

Вовсе безымянным остался вещун, предсказавший беременной княгине Елене Глинской, что в день рождения ее сына разразится над Москвой страшная гроза и таковым же будет царствование этого мальчика – очередного великого князя московского. Так и вышло: во время сильнейшей грозы, под раскаты грома родился Иоанн Васильевич – Иван IV, впоследствии прозванный Грозным.

Мало кто слышал и об Иоанне Большом Колпаке, прозванном так потому, что он круглый год ходил по Москве полуголым, с тяжелым медным крестом на груди, веригами (цепи с кандалами весом в два с половиной пуда), медными кольцами на пальцах и в железном колпаке. Именно он при всем народе уличал во всех грехах Бориса Годунова и предсказывал его нелегкую судьбу. Кстати, этот самый Иоанн Блаженный выведен у Пушкина в драме «Борис Годунов» под именем Николки Железного Колпака. Похороны его летом 1589 года сопровождались страшной грозой, молнии которой стали причиной нескольких пожаров; многие увидели в том предзнаменование Смуты.

И все-таки самым известным и почитаемым московским юродивым был Василий Блаженный. Именно в его честь народная молва переименовала Покровский храм на Красной площади (возле которого этот нищий побирался и пророчествовал) в храм Василия Блаженного.

Надо сказать, что блаженные, или юродивые, на Руси были почти всегда. Издавна так именовали людей, у которых, как говорили, «с головой не в порядке» или же, другими словами, наблюдались странности. Зачастую такие «убогие» и в самом деле были людьми с психическими отклонениями. Однако в Средние века на Руси они считались ясновидящими и прорицателями, которых охраняет и наставляет сам Господь. Раз сумасшедший сам не в состоянии сформулировать свою мысль, значит, его устами говорит Бог – так полагали верующие.

Помимо этого юродство на Руси было формой христианского подвига. Недаром другое название юродивых – блаженные, то есть удостоившиеся блаженства у Господа: он и наделял таких людей даром исцеления и пророчества. Чтобы преодолеть искушения этого мира, юродивые отказывались от семьи, дома, имущества, даже от вида пристойного человека. Юродивый выходил в мир в рубище, вел себя как сумасшедший, бормотал что-то невразумительное. И нередко благодатное озарение подвигало блаженного на поступок вроде бы и потешный, но в то же время исполненный какого-то, на первый взгляд, неясного, но на самом деле глубокого смысла.

Древнерусское юродство, наряду с отказом от благ, умерщвлением плоти и безумием, часто мнимым, обличало грехи житейские, высмеивало и порицало страсти, одолевающие людей. Однако юродивые никогда не презирали окружающих, а наоборот – жалели и всеми силами старались помочь. Вот и Василий, босой и нагой, с надетыми на тело веригами, проводил дни, укоряя людей за пороки, направляя их души к добру, а по ночам со слезами молился за грешников на паперти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

АРИГО – БРАЗИЛЬСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ Его полное имя – Хозе Педро ди Фрейтес, но миру он известен под псевдонимом Ариго.Каким образом этот малообразованный бразилец ставил безошибочные диагнозы, выписывал грамотные рецепты и производил сложнейшие хирургические операции, до

Василий Сильный, властный. Знает себе цену. Обычно упрям, но добродушен и открыт. Никогда не унывает. Стремится к совершенству, первенству, славе. Трудолюбив (рис. 5.6). Рис. 5.6. Василий Аксенов,

Василий Василий пришел на прием со страхом потерять физическую силу. Ему было уже ближе к пятидесяти, чем к сорока. Стремясь произвести впечатление, он демонстрировал свои мышцы и много говорил о том, что занимается спортом и всегда готов к борьбе. Такое поведение не

Макар (греч. «блаженный, счастливый») Способный, упрямый, переменчивый ребенок. Добрый, исполнительный и общительный. У него много друзей, из-за которых он часто попадает в неприятные истории. Трудолюбив и неконфликтен, благодаря этому в основном добивается того, чего

Глава 4 Чудотворец поневоле На Золотой Крыше - Нарушитель устава - Схватка с Дьяволом - Оказывается, я умею летать! - Большой переполох в монастыре - Снова на уроке - Четыре Благородные Истины - Что теперь будет со мной?Я лежал, притаившись на вершине высокого вала и

Василий Значение и происхождение имени: царский (греч.).Энергетика и Карма имени: в наши дни это имя стало чуть ли не нарицательным, даже появился особый тип настенной письменности под общим девизом «здесь был Вася». Между тем в реальной жизни имя Василий теперь встретишь

Преподобный Роман-Чудотворец (молитвой разрешал от бесплодия)Удивляясь подвигам твоим, Роман преподобный, молим тебя, услышь нас, призывающих тебя. В малой келье затворившись, до кончины своей там ты пробыл, скудно питаясь и не имея огня, во власянице, нося тяжелые вериги.

ВАСИЛИЙ Происхождение имени: «царский, царственный» (греческое).Именины (по новому стилю): 14 января; 12, 23 февраля; 13, 17, 20 марта; 4, 8, 25, 26 апреля; 9, 12, 13 мая; 30 июня; 16, 19, 28 июля; 15, 24 августа; 24 ноября; 11 декабря.Положительные черты характера: Василий - человек долга, ради друзей

Иисус Христос и святой Николай-угодник/Чудотворец В истории Иисуса Христа есть ещё одно тёмное место, которое требует объяснения. Дело в том, что в Евангелии Иисус представлен, с одной стороны, молодым мужчиной 30–33 лет от роду, с другой стороны, есть указания на то, что это

Василий «Царственный» (греч.). Василии сильные, властные. Знают себе цену. Обычно упрямы. Неунывающи. Стремятся к совершенству, к первенству, к славе. Трудолюбивы. С женщинами эгоистичны, но и те мучают их немало. В наши дни это имя стало чуть ли не нарицательным, даже

Глава 9 Блаженный приверженец и его космический роман (учитель Махасая) – Маленький господин, садись, пожалуйста. Я беседую с моей Божественной Матерью.С великой осторожностью я вошел в комнату. Ангельский вид учителя Махасая совершенно ослепил меня. С шелковистой

Первый московский святитель-чудотворец митрополит Петр Светло ликуй, преславный град Москва, имея в себе святителя Петра, – зарю солнечную, озаряющую чудесами всю землю Русскую… Из молитвы святому Петру 2-я половина XII в. – 21.12.1326, Москва4 августа 1326 года «преосвященный

Святитель николай, Мир Ликийских чудотворец XVI вв., 58?78 см Совершенно исключительное почитание свт. Николая общеизвестно. Почитается он не только христианами, но нередко и магометанами. В литургическом недельном круге Православной Церкви среди дней недели,