Биография. Шильдер карл андреевич - белорусские имена в истории Подводная лодка в XIX веке

Шильдер Карл Андреевич

(1785 - 1854)

Инженер-генерал, генерал-адъютант, изобретатель, конструктор подводных лодок и оружия, создатель первой в миребронированной подводной лодки-ракетоносца.

Карл Андреевич Шильдер родился 27 декабря 1785 г. (по некоторым источникам - 7 января 1786 г.) в имении Симоново Невельского уезда в Витебской губернии (сегодня – Невельский район Псковской области, Россия). Детство провел в деревне, где и получил первоначальное образование, под руководством гувернера и своей матери, которые развили в нем любовь к изящным искусствам. Для продолжения образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру-строителю, который поместил его в Благородный университетский пансион. По окончании курса в пансионе, вследствие рано проявившейся склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. К. А. Шильдер был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон.

Во время русско-австро-французской войны К. А. Шильдер участвовал в Аустерлицком сражении 1805 г. В 1806 г. окончил школу колонновожатых.

В 1810 г., в чине поручика, в числе лучших инженерных офицеров, К. А. Шильдер был назначен в крепость Бобруйска для производства работ по ее расширению, где его застала Отечественная война 1812 г. Уже в 1821 г. К. А. Шильдер сделал свое первое изобретение - составил проект канатного моста новой конструкции для усовершенствования способов переправ войск через реки.

В русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. К. А. Шильдер отличился при осаде крепостей Варна, Силистрия и Шумла. В 1831 г. К. А. Шильдер был назначен начальником инженеров гвардейского корпуса и принял участие во многих сражениях, был неоднократно награжден.

В 1832 г. им был впервые применен гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Далее им была изобретена новая контрминная система, основанная на принципе закладки трубы в просверленных в грунте скважинах; а для производства этих скважин им было изобретено особое сверло. За эти изобретения в 1833 г. К. А. Шильдер был награжден званием генерал-адъютанта.

В 1834 г по проекту К. А. Шильдера. была построена и испытана первая в мире цельнометаллическая подводная лодка. Корабль подводным водоизмещением 18,1 т. строился на Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге. Длина его составляла 6 метров, ширина – 1,5 метра, высота корпуса (без башен-рубок) – 1,8 метра.

Экипаж состоял из десяти человек. Глубина погружения (до 20 метров) обеспечивалась с помощью гирь и цистерн, заполняемых водой. В подводном положении лодка

передвигалась с помощью четырех гребцов, а в надводном – под парусом со складной мачтой. Лодка имела оптическую трубу-перископ и выдвижную вентиляционную систему, а труба воздухозаборника для пополнения запасов воздуха поднималась за 30 секунд. Вооружение подводного корабля состояло из шестовой мины с пороховым зарядом и шести зажигательных и фугасных ракет по бортам, к которым были подведены провода от гальванических батарей. Стрельба ракетами велась в подводном положении с небольшой глубины.

Карл Шильдер первый в России построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела. К.А.Шильдеру принадлежит идея постройки бронированных судов.

В 1838 г. К. А. Шильдер изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха; применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водой; и усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов.

В 1853 г., во время Восточной войны за Придунайские княжества, К. А. Шильдер производил минные работы. В 1854 г. он был тяжело ранен при осаде турецкой крепости Силистрия и умер 23 июня 1854 г. в румынском городе Кэлэраш.

Один из современников так отозвался о Шильдере: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкой в наше время нравственной храбростью, которая не отступает ни перед какой ответственностью".

Источники

1. Глушко, В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР: [посвящается 30-летию космической эры, 1957-1987] [К. А. Шильдер] / АН СССР. - Москва: Машиностроение, 1987. - 302, с.

2. Кисель, В. П. Изобретатели и конструкторы: популярный биографический справочник [К. А. Шильдер] / В. П. Кисель. – Минск, 2004. - С. 190.

3. Мазюкевич, М. Н. Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Шильдера / М. Н. Мазюкевич. - Санкт-Петербург, 1876.

Инженер-генерал, генерал-адъютант.

Род. 27 декабря 1785 г. в имении Симоново, Невельского у. Витебской губ., которое отец его Андрей Михайлович, богатый рижский купец, купил в 1785 г. после ликвидации торговых дел и куда переселился из Риги. Детство Ш. провел в деревне, а первоначальное образование получил под руководством гувернера Либихта и своей матери, которые воспитали в нем искренние религиозные убеждения, отличавшие его впоследствии, и развили в нем любовь к изящным искусствам.

Для продолжения образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру-строителю, который поместил его, по всей вероятности, в Благородный университетский пансион.

По окончании курса, вследствие рано проявившейся склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. Ш. был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон; через год он был записан в колонновожатые; в 1804 г. гр. Сухтелен назначил его помощником к подпоручику Теннеру, вместе с коим он стал заниматься собиранием и подготовкой материалов для астрономической экспедиции, которая должна была сопровождать Головнина в Китай. В состав экспедиции Ш. однако не вошел и остался в Петербурге для продолжения образования.

Здесь он стал, главным образом, изучать фортификацию.

В 1805 г. он получил назначение в штаб корпуса генерала Беннигсена, входившего в состав армии генерала Михельсона, отправленной для присоединения к союзным войскам против Наполеона.

Когда корпус этот вступил в Силезию, Ш. был отправлен в армию гр. М. И. Кутузова, уже отступавшую по направлению к русской границе и преследуемую Наполеоном и 20 ноября участвовал в сражении под Аустерлицем, за что награжден орденом св. Анны 4-й степени с надписью "за храбрость". По возвращении в Россию, он продолжал прерванные научные занятия в Депо карт и, выдержав экзамен, 17 мая 1806 г. был произведен в чин поручика с назначением во 2-й Пионерный полк. С этого времени началась его служба в инженерных войсках.

В 1810 г. в чине поручика, он, в числе лучших инженерных офицеров, был назначен в крепость Бобруйск для производства работ по ее расширению.

Отечественная война застала Ш. в Бобруйске; крепость эта была почти закончена постройкой к тому времени, что имело большое значение ввиду предстоявшей ей блокады.

Во время осады Ш. поручено было исправлять обязанности артиллерийского офицера за недостатком последних.

Крепость не была взята; польские войска, осаждавшие ее, принуждены были отступить. 13 августа 1812 г. Ш. получил чин штабс-капитана и переведен в Саперный полк, который был назначен в корпус ген.-лейт. Эртеля, стоявший у Мозыря, для обороны берегов р. Припети.

Ш. прибыл туда в сентябре и ему было поручено формирование полуроты конно-казачьей артиллерии.

Выполнив это поручение, Ш. со своей полуротой присоединился к отряду полк. Луковкина, который 7 ноября участвовал в сражении при селении Уши. В 1813 г. Ш. получил чин капитана и был назначен в 1-й саперный батальон.

В компаниях 1813 и 1814 гг. Ш. участия не принимал, т. к. батальон его оставался в России.

В 1815 г. он женился на дочери доктора Штокмар, соседа по имению отца его. В феврале 1818 г. произведен в подполковники, а в начале 1819 г. оставил службу и поселился в с. Александрове, имении принадлежавшем жене его. Не прошло однако года, как Ш. снова стал думать о возвращении на военную службу.

Узнав об этом, адъютант генерал-инспектора инженеров А. К. Геруа доложил о желании Ш. вел. кн. Николаю Павловичу и, получив разрешение, предложил Ш. поступить в инженерные войска. 27 января 1820 г. Ш. был назначен командиром 2-го Пионерного батальона, а 2 сентября 1821 г. произведен в полковники.

Командуя батальоном, Ш. занялся вопросом об усовершенствовании способов переправ войск через реки и сделал свое первое изобретение - составил проект канатного моста новой конструкции.

За полезную деятельность, 11 марта 1826 г., Ш. был награжден переводом в л.-гв. Саперный батальон младшим штаб-офицером.

Ш. принял деятельное участие в компании 1828 г. 1 апреля этого года, командуя л.-гв. Саперным батальоном, Ш. выступил из Петербурга на юг; дойдя благополучно до Коварна, он заболел лихорадкой и принужден был передать командование полковнику Виттву; только 12 сентября он вновь присоединился к батальону, который получил приказание идти к войскам, осаждавшим Варну. Дело осады Варны шло крайне медленно; наступавшая осень обещала бури на Черном море, которые заставили бы Русский флот отступить от Варны для отыскания более удобной стоянки, а войска принуждены были бы срочно снять осаду и удалиться на левый берег Дуная, т. к. не было постоянных переправ через эту реку для подвоза припасов в действующую армию. Эти обстоятельства побудили графа Воронцова прибегнуть к взятию Варны штурмом.

Прибыв к крепости, Ш. быстро ознакомился с осадными работами и выработал план новых работ, которые, упраздняя необходимость кровопролитного штурма, дали бы возможность овладеть крепостью в непродолжительное время. По утверждении этого плана минных работ Государем, Ш. смело стал приводить его в исполнение, проявляя при этом большую находчивость в применении инженерного искусства и большую личную храбрость.

Главную заслугу Ш. в этом деле составляет быстрое взятие крепости без штурма ее, а лишь при помощи успешно применяемого инженерного искусства.

За взятие Варны Ш. был награжден орденом св. Георгия 4-й степени, чином генерал-майора и назначением командиром л.-гв. Саперного батальона.

По повелению Императора Николая Павловича художник Зацервейде изобразил один из моментов взрыва 2-го бастиона крепости Варны. Другим подвигом Ш. в эту войну была подготовка переправы через Дунай для осады Силистрии.

Плашкоута для моста были заготовлены близ м. Фундени и требовалось их сплавить по Дунаю к Кальрату в виду турецких укреплений и Дунайской флотилий.

Укрепив устья pp. Аржиса и Бота, Ш. пустился на плашкоутах, вооружив их, вниз по Дунаю. Первые два дня буря едва не разбила плашкоуты; в дальнейшем плавании пришлось выдержать несколько атак турок, которые были, однако, благополучно отбиты.

Плашкоуты были доставлены по назначению и остров против Силистрии занят. По прибытии к Силистрии главных сил русских с суши, а с моря? Черноморской флотилий, началась осада крепости.

Ш. была поручена часть работ по минному делу. В это время главная часть армии должна была отойти от Силистрии, где для осады оставлено было всего 8 тыс. человек.

Ш. применил здесь средства, испытанные им при осаде Варны, и за последовательным рядом подкопов и взрывов Русские войска вошли в крепость, которая принуждена была 17 июня сдаться.

За это Ш. был награжден орденом св. Георгия 3-й степени.

После взятия Силистрии, Ш. находился при корпусе ген.-лейт. Красовского и принимал участие в трех сражениях.

По заключении мира, Ш. вернулся в Петербург к своему батальону.

В мае 1830 г. он вступил во второй брак с Александрой Николаевной Дубенской.

В 1831 г. Ш. был назначен начальником инженеров гвардейского корпуса и прикомандирован к штабу корпуса, находившегося под командованием вел. кн. Михаила Павловича, двинутого в Польшу для усмирения вспыхнувшего восстания.

Тут Ш. принимал участие в нескольких сражениях; за дело при переправе у Тыкочина пожалован золотой шпагой с алмазными украшениями и надписью "за храбрость". В деле под Остроленкой близь дер. Срженди Ш. был ранен в ногу, после чего, пролечившись три месяца в Кенигсберге, имея в ноге пулю, еще ходя на костылях, вернулся в действующую армию, стоявшую под Варшавой, и принял деятельное участие в штурме последней.

Генерал-фельдмаршал князь Варшавский так доносил о деятельности Ш. "невзирая на рану, полученную при Остроленке, от которой еще не излечился, и двигаясь на костылях, он находился везде впереди с гвардейскими саперами, которые, как в укреплении Воля, так и на главном городском вале, в самом жестоком огне производили работы, чтобы врезаться амбразурами в оном". Вскоре однако, страдания, причиняемые неизлеченной раной, заставили Ш. покинуть действующую армию и уехать в С.-Петербург.

Наступивший период мира дал Ш. возможность заняться разработкой минного и саперного дела. В 1832 г. им был впервые применен гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Далее, им изобретена новая контрминная система, основанная на принципе закладки трубы в просверленных в грунте скважинах; для производства этих скважин им было изобретено особое сверло.

За эти изобретения Ш. в 1833 г. был награжден званием генерал-адъютанта.

В 1836 г. он был назначен начальником инженеров отдельного Гвардейского корпуса.

В 1838 г. Ш. изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха; он применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водой; он усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов; ему же принадлежит честь изобретения первой подводной лодки и притом бронированной.

Правда, первая лодка, сработанная на Александровском заводе, не оправдала, вследствие не совершенства технических устройств, возлагавшейся на нее надежды; но заслуга Ш. в том, что он первый в России построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела; одним словом, Ш. принадлежит идея постройки бронированных судов. В это же время, Ш. работал над устройством пароходного сообщения между Петербургом и Кронштадтом.

Предприятие это окончилось однако неудачей, т. к. сделанные в России пароходы были плохо построены, ходили медленно и вскоре, организованное общество прекратило свои действия.

Из этого краткого перечня главнейших изобретений Ш. легко представить себе насколько неутомим был их автор. Ш. пользовался большим доверием Государя Николая Павловича, в присутствии которого производились опыты над многими его изобретениями.

В 1849 г. Ш. было поручено произвести расследование действий ген.-лейт. Шварца и высшей комиссии в крепости Новые Закаталы по делу о краже частных и казенных сумм. Он отправился к месту назначения, но с началом Венгерской кампании ему было приказано возможно скорей окончить расследование дела, чтобы затем ехать в действующую армию. Несмотря на спешное окончание дела и быстроту переезда, Ш. прибыл в главную квартиру армии уже после подавления восстания.

В этом же году он был назначен начальником инженеров действующей армии. На его обязанности лежало наблюдение за состоянием крепостей в западном крае; при нем строили крепость Новогеоргиевск и в честь его одно из укреплений получило наименование "Шильдер". Остальные крепости края были приведены в полный порядок по его настояниям.

В 1853 г. возгорелась Восточная война. Командующим армией, долженствующей занять Придунайские княжества, был назначен князь M. Д. Горчаков, который вскоре же просил командировать к нему Ш., что и было исполнено.

Нерешительный образ действий кн. Горчакова был известен Ш., поэтому последний, по прибытии в армию, стал действовать самостоятельно.

Он стал укреплять берега Дуная, чтобы при помощи возводимых укреплений истребить турецкую флотилию, что и удалось ему 3 февраля близ Рущука.

Вслед за тем, он устроил успешную переправу русских войск через Дунай, за что был награжден орденом св. Александра Невского с алмазными украшениями.

Он стал подготовлять осаду Силистрии, для чего, по его приказанию, были заняты три острова на Дунае ниже этой крепости и на них возведены батареи.

Было уже приступлено к осадным работам и, порученные Ш. минные работы, шли успешно. 1 июля, при обычном обходе работ, он сел на туру, чтобы отдохнуть.

Разорвавшейся в это время гранатой ему раздробило ступню раненой ноги. Его отнесли в палатку, тотчас ампутировали ногу и перевезли для дальнейшего лечения в Кальрат.

Раненый не терял присутствия духа и относился к своему положению с шутками.

Состояние здоровья, однако, осложнилось; 10 июня он потребовал священника, причастился, а 11 скончался.

Погребен он на Кальратском кладбище церкви св. Николая Чудотворца.

Современники высоко ценили Ш.; сам же он горячо любил солдат, которые, в свою очередь, боготворили его. Один из современников так отозвался о Ш.: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкой в наше время нравственной храбростью, которая не отступает ни перед какой ответственностью". Маркович: "Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Шильдера" СПб. 1876 г. - "За много лет. Рус. Стар." 1894 - Н. К. Шильдер. "Император Николай I в 1828-29 г. Рус. Стар". 1894 г. Его же, "К. А. Шильдер.

Рус. Стар." 1875 г. - Его же, "Фельдмаршал Паскевич в Крымскую войну. Рус Стар." 1875 г. - Его же, "Заметки о событиях 1853-1854 гг. Рус. Стар." 1875. - Ушаков, "Записки очевидца о воине России против Турции и Западных держав 1853-1856 г." - П. Глебов, "К. А. Шильдер в Турецкую войну 1828 и 29 гг. Военный сборник" 1861 г. № 10 ? "Воспоминания о кампании на Дунае в 1854 г." генерала Клеменса, "Инж. журн." 1864 г. № 2. - Валькенштейн, "История Гл. Саперного батальона" СПб. 1851. - H. Епапчин, "Очерки похода. 1829 г. в Европейскую Турцию" СПб. 1905-1907 гг. Б. Савинков. {Половцов} Шильдер, Карл Андреевич (1785-1854) - выдающийся военный инженер.

Воспитание получил в школе колонновожатых.

В 1805 г. был в сражении при Аустерлице.

Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске.

Затем участвовал в обороне последней во время блокады ее польскими войсками в 1812 г. В 1813 г. переведен в 1-й саперный батальон, где и служил до 1818 г., когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 г., по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 г. Ш. назначен командующим лейб-гвардии саперным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 г. С прибытием гвардейских саперов под Варну, Ш. заболел.

Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно.

Немедленно по выздоровлении, Ш. составил свой план атаки и блестяще привел его в исполнение.

С началом компании 1829 г. Ш. под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости.

Польская война в 1831 г. застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса.

В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля. С 1831 по 1854 г. Ш., назначенный генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приемов инженерной атаки и обороны.

Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины; применение идей Шилинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби. Многие изобретения Ш. значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение.

Тайна подводной лодки его сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Ш. в семидесятых годах мог только узнать о ней кое-что со слов Н. П. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи.

Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения.

Замечательна также деятельность Ш. как инициатора и организатора крепостных маневров, опытов и др. способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Ш., заняли потом такое почетное место в истории обороны Севастополя.

Командировка 1854 г. в дунайскую армию дала Ш. новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии.

Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853-54 гг. ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям императора Николая, что и отразилось рядом неудач.

Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Ш. вел беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии.

Всегда впереди со своими саперами, обходя осадные работы, Ш. был ранен осколком гранаты в ногу, и умер в Калараше, не вынеся операции.

Император Николай I, в письме к князю Горчакову, почтил память своего любимца словами: "Потеря Ш. меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости". Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Ш. был вполне "рыцарь без страха и упрека" и заслужил название "Баярд русского инженерного корпуса". Ср. Мазюкевич, "Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Ш." (СПб., 1876); "Русская Старина" (1875 и 1876). {Брокгауз} Шильдер, Карл Андреевич ген.-инженер, ген.-адъютант, начальн. инженеров действовавшей армии, командир саперного батальона (1830 г.); р. 1786 (1787) г., † 11 июля 1854 г. от раны при осаде Силистрии. {Половцов}

Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области.

Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в школу колонновожатых при Депо свиты царя.

В 1805 году был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Оппермана, в 1811 году командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады её польскими войсками в 1812 году.

В 1813 году был переведён в 1-й сапёрный батальон, где и служил до 1818 года, когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 году, по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 году Шильдер назначен командующим лейб-гвардии сапёрным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 году.

С прибытием гвардейских сапёров под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привёл его в исполнение. С началом компании 1829 года Шильдер под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости.

Польская война в 1831 году застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля.

С 1831 по 1854 годы Шильдер, назначенный 31 октября 1831 года генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины; применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами и ракетами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби.

Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 г., сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей - парусных шаланд на якорях.

Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почётное место в истории обороны Севастополя.

Командировка 1854 году в дунайскую армию дала Шильдеру новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853-1854 годов ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям Николая I, что и отразилось рядом неудач.

Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вёл беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими сапёрами, обходя осадные работы, Шильдер был тяжело ранен осколком гранаты в ногу, и умер 11 июня (23 июня по новому стилю) 1854 года в госпитале в городе Калараш в Румынии (ныне Молдова).

Император Николай I в письме к князю Горчакову почтил память своего любимца словами:

Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Шильдер был вполне «рыцарь без страха и упрека» и заслужил название «Баярд русского инженерного корпуса».

Прохождение службы

  • Офицер (17.05.1806)
  • Штабс-капитан (13.08.1812)
  • Капитан (17.02.1813)
  • Подполковник (19.02.1818)
  • Полковник (20.09.1821)
  • Генерал-майор (29.09.1828)
  • Генерал-адъютант (11.10.1833)
  • Генерал-лейтенант (18.04.1837)
  • Генерал (26.11.1852)

Награды

Российской империи:

  • Орден Святой Анны 4-й степени (1811)
  • Орден Святого Георгия 3-й степени (1829)
  • Орден Святой Анны 1-й степени (1830)
  • Императорская корона к ордену Святой Анны 1-й степени (1831)
  • Золотая шпага за храбрость с алмазами (1831)
  • Орден Святого Владимира 2-й степени (1831)
  • Знак отличия за Военное достоинство 2-й степени (1831)
  • Табакерка с вензелем Его Имп. Величества (1833)
  • Знак отличия за XXX лет службы (1839)
  • Орден Белого Орла (1844)
  • Знак отличия за XXXL лет службы (1848)
  • Орден Святого Александра Невского (117.10.1851) с алмазными знаками (25.3.1854)

Иностранные:

  • Прусский Орден Красного орла 2-й степени со звездой и алмазами (1842)
  • Прусский Орден Красного орла 1-й степени (1851)

Разработки

  • К. А. Шильдер разработал новую более эффективную систему контрминной борьбы (вместо вертикальных колодцев горизонтальные и наклонные трубы), противопехотные мины, камнемётные и картечные фугасы и др.
  • Изобрёл оригинальные конструкции висячего канатного моста (1828) и переправочных средств («бурдючный мост», из быстро собираемых прорезиненных холщовых складных понтонов, 1836).
  • Совместно с П. Л. Шиллингом разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов (1832-1836), а вместе с Б. С. Якоби сконструировал гальванические и гальвано-ударные морские мины (1838-1848).
  • По проектам Шильдера были построены первые в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834), с которой под его командованием был выполнен первый в мире запуск ракет из подводного положения, и вооружённый артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1846), явившийся прообразом эсминца.

Родился 27 декабря 1785 г. в имении Симоново, Невельского у. Витебской губ., которое отец его Андрей Михайлович, богатый рижский купец, купил в 1785 г. после ликвидации торговых дел и куда переселился из Риги.

Детство Шильдер провел в деревне, а первоначальное образование получил под руководством гувернера Либихта и своей матери, которые воспитали в нем искренние религиозные убеждения, отличавшие его впоследствии, и развили в нем любовь к изящным искусствам.

Для продолжения образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру строителю, который поместил его, по всей вероятности, в Благородный университетский пансион.

По окончании курса, вследствие рано проявившейся склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. Шильдер был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон; через год он был записан в колонновожатые; в 1804 г. гр. Сухтелен назначил его помощником к Теннеру, вместе с коим он стал заниматься собиранием и подготовкой материалов для астрономической экспедиции, которая должна была сопровождать Головнина в Китай.

В состав экспедиции Шильдер однако, не вошел и остался в Петербурге для продолжения образования.

Здесь он стал, главным образом, изучать фортификацию.

В 1805 г. он получил назначение в штаб корпуса генерала , входившего в состав армии генерала Михельсона, отправленной для присоединения к союзным войскам против Наполеона. Когда корпус этот вступил в Силезию, Шильдер был отправлен в армию гр. М. И. Кутузова, уже отступавшую по направленно к русской границе и преследуемую Наполеоном и 20 ноября участвовал в сражении под Аустерлицем, за что награжден 4-й степени с надписью "за храбрость». По возвращении в Россию, он продолжал прерванные научные занятия в Депо карт и, выдержав экзамен, 17 мая 1806 г. был произведен в чин поручика с назначением во 2-й Пионерный .

С этого времени началась его служба в инженерных войсках.

В 1810 г. в чине поручика, он, в числе лучших инженерных офицеров, был назначен в крепость для производства работ по её расширению.

Отечественная война застала Шильдера в Бобруйске, крепость эта была почти закончена постройкою к тому времени, что имело большое значение в виду предстоявшей ей блокады. Во время осады Шильдеру поручено было исправлять обязанности артиллерийского офицера за недостатком последних.

Крепость не была взята, польские войска, осаждавшие ее, принуждены были отступить.

13 августа 1812 г. Шильдер получил чин штабс-капитана и переведен в Саперный , который был назначен в корпус генерал-лейтенанта Эртеля, стоявший у Мозыря, для обороны берегов р. Припяти. Шильдер прибыл туда в сентябре, и ему было поручено формирование полуроты конно-казачьей артиллерии. Выполнив это поручение, Шильдер со своею полуротою присоединился к Луковкина, который 7 ноября участвовал в сражении при селении Уши.

В 1813 г. Шильдер получил чин капитана и был назначен в 1-й саперный батальон.

В компаниях 1813 и 1814 г.г. Шильдер участия не принимал, т. к. батальон его оставался в России.

В 1815 г. он женился на дочери доктора Штокмар, соседа по имению отца его.

В феврале 1818 г. произведен в , а в начале 1819 г. оставил службу и поселился в с. Александрове, имении принадлежавшем жене его. Не прошло, однако года, как Шильдер снова стал думать о возвращении на военную службу. Узнав об этом, генерал-инспектора инженеров А. К. Геруа доложил о желании Шильдера Великому кн. Николаю Павловичу и, получив разрешение, предложил Шильдеру поступить в инженерные войска.

27 января 1820 г. Шильдер был назначен командиром 2-го Пионерного батальона, а 2 сентября 1821 г. произведен в полковники.

Командуя батальоном, Шильдер занялся вопросом об усовершенствовании способов переправ войск через реки и сделал свое первое изобретение - составил проект канатного моста новой конструкции.

За полезную деятельность, 11 марта 1826 г., Шильдер был награжден переводом в , которым командовал 10 лет.

Шильдер принял деятельное участие в компании 1828 г. 1 апреля этого года, командуя , Шильдер выступил из Петербурга на юг; дойдя благополучно до Коварна, он заболел лихорадкой и принужден был передать командование Виттву; только 12 сентября он вновь присоединился к батальону, который получил приказание идти к войскам, осаждавшим .

Дело осады Варны шло крайне медленно, наступавшая осень обещала бури на Черном море, который заставил бы Русский флот отступить от Варны для отыскания более удобной стоянки, а войска принуждены были бы срочно снять осаду и удалиться на левый берег Дуная, т. к. не было постоянных переправ через эту реку для подвоза припасов в действующую армию.

Эти обстоятельства побудили Воронцова прибегнуть к взятию Варны штурмом.

Прибыв к крепости, Шильдер быстро ознакомился с осадными работами и выработал план новых работ, которые, упраздняя необходимость кровопролитного штурма, дали бы возможность овладеть крепостью в непродолжительное время.

По утверждении этого плана минных работ Государем, Шильдер смело стал приводить его в исполнение, проявляя при этом большую находчивость в применении инженерного искусства и большую личную храбрость. После нескольких последовательных взрывов бастионов крепости, она сдалась 29 сентября.

Главную заслугу Шильдер в этом деле составляет быстрое взятие крепости без штурмование её, а лишь при помощи успешно применяемого инженерного искусства.

За взятие Варны Шильдер был награжден 4-й степени, чином и назначением командиром .

По повелению Императора Николая Павловича художник Заурвейде изобразил один из моментов взрыва 2-го бастиона крепости Варны.

Другим подвигом Шильдера в эту войну была подготовка переправы через Дунай для осады .

Плашкоуты для моста были заготовлены близь м. Фундени и требовалось их сплавить по Дунаю к Кальрату в виду турецких укреплений и Дунайской флотилии. Укрепив устья pp. Аржиса и Бота, Шильдер пустился на плашкоутах, вооружив их, вниз по Дунаю. Первые два дня буря едва не разбила плашкоуты; в дальнейшем плавании пришлось выдержать несколько атак турок, которые были, однако благополучно отбиты.

Плашкоуты были доставлены по назначению и остров против занят.

К.А. Шильдеру принадлежит честь изобретения и создания первой русской подводной лодки . Впервые в России было создано судно с цельнометаллическим корпусом. Для наблюдения из погруженной лодки впервые была применена «оптическая труба» - прототип перископа. Вооружение лодки состояло из подводной мины и шести ракет. Лодка передвигалась при помощи ручного привода, что очень ограничивало её возможности. Испытания в присутствии императора были проведены 29 августа 1834 г. на р. Неве в 40 верстах от города. К сожалению, лодка требовала дальнейшего усовершенствования, и, несмотря на то, что мысль изобретателя значительно опередила его время, практического применения она не получила.

В 1836 г. он был назначен инженеров отдельного Гвардейского корпуса.

В 1838 г. Шильдер изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество ; он применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водою; он усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов; ему же принадлежит честь изобретение первой подводной лодки и притом бронированной.

Правда, первая лодка, сработанная на Александровском заводе, не оправдала, вследствие не совершенства технических устройств, возлагавшейся на неё надежды; но заслуга Шильдера в том, что он первый в России построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела; одним словом, Шильдеру принадлежит идея постройки бронированных судов.

В это же время, Шильдер работал над устройством пароходного сообщения между Петербургом и Кронштадтом.

Предприятие это окончилось однако неудачей, т. к. сделанные в России пароходы были плохо построены, ходили медленно и вскоре, организованное общество прекратило свои действия.

Из этого краткого перечня главнейших изобретений Шильдера легко представить себе, насколько неутомим был их автор.

Шильдер пользовался большим доверием Государя Николая Павловича, в присутствии которого производились опыты над многими его изобретениями.

В 1849 г. Шильдеру было поручено произвести расследование действий генерал-лейтенанта Шварца и высшей комиссии в крепости Новые Закаталы по делу о краже частных и казенных сумм.

Он отправился к месту назначения, но с началом Венгерской кампании ему было приказано, возможно, скорей окончить расследование дела, чтобы затем ехать в действующую армию. Не смотря на спешное окончание дела и быстроту приезда, Шильдер прибыл в армии уже после подавление восстания. В этом же году он был назначен инженеров действующей армии. На его обязанности лежало наблюдение за состоянием крепостей в западном крае; при нем строили крепость Ново-Георгиевск и в честь его одно из укреплений получило наименование "Шильдер».

Остальные крепости края были приведены в полный порядок по его настоянием.

В 1853 г. возгорелась Восточная война.

Командующим армией, долженствующей занять Придунайские княжества, был назначен князь М. Д. Горчаков, который вскоре же просил командировать к нему Шильдера, что и было исполнено. Нерешительный образ действий кн. Горчакова был известен Шильдеру, поэтому последний, по прибытии в армию, стал действовать самостоятельно.

Он стал укреплять берега Дуная, чтобы при помощи возводимых укреплений истребить турецкую флотилию, что и удалось ему 3 февраля близь Рущука.

Вслед за тем, он устроил успешную переправу русских войск через Дунай, за что был награжден с алмазными украшениями.

Русским войскам удалось перейти на правый берег Дуная, после чего началась осада , над которой К.А. Шильдер одержал блестящую победу в 1829 году за 25 лет до этого.

Он стал подготовлять осаду Силистрии, для чего, по его приказанию, были заняты три острова на Дунае ниже этой крепости и на них возведены батареи. Было уже приступлено к осадным работам и, порученные Шильдером минные работы, шли успешно.

Несмотря на преклонные годы, генерал Шильдер лично наблюдал за ходом осадных работ , часто проводя ночи в траншеях. 1 июля 1854 г., при обычном обходе работ, он сел на туру, чтобы отдохнуть.

Разорвавшейся в это время гранатой ему раздробило ступню раненой ноги, где с 1831 г. уже находилась польская пуля, полученная в сражении под . Тогда пуля раздробила ему правую ступню, но такое тяжелое ранение не помешало Шильдеру возглавить свой батальон во время наступления на Варшаву.

Его отнесли в палатку, к сожалению, при повторном ранении ногу пришлось ампутировать и перевезли для дальнейшего лечение в Кальрат, а спустя десять дней, 11 июня 1854 г. Карл Андреевич скончался и был похоронен в г. Калараше (Молдавское княжество), на кладбище церкви святого Николая. Перед смертью он выразил желание быть погребённым в России, но вследствие скорого отступления русских войск от Калараша, сделать этого не удалось.

Раненый не терял присутствия духа и относился к своему положению с шутками. Состояние здоровья однако осложнилось; 10 июня он потребовал священника, причастился, а 11 скончался. Погребен он на Кальратском кладбище церкви Св. Николая Чудотворца.

Современники высоко ценили Шильдера, сам же он горячо любил солдат, которые, в свою очередь, боготворили его. Один из современников так отозвался о Шильдере: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкою в наше время нравственною храбростию, которая не отступает ни перед какою ответственностью».

Перевезение праха К.А. Шильдера в Россию состоялось только 1911 г., а 31 октября он был с почестями захоронен в батальонной церкви свв. Космы и Дамиана в Петербурге.


7 января 1785 года родился инженер Карл Андреевич Шильдер , известный своими инновационными изобретениями в области военной техники, в частности создавший первую в мире цельнометаллическую подводную лодку и прообраз современных эсминцев. Наш обзор посвящен его самым интересным работам.

Подводная лодка в XIX веке





Испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки конструкции К. А. Шильдера были проведены 29 августа 1834 года в верховьях Невы. Лодка оснащалась гарпуном с установленной на нем миной, который должен был пробивать броню вражеского судна. Затем мина подрывалась с безопасного расстояния. Кроме того, на машине были установлены подвижные ракетные блоки. Подводная лодка приводилась в движение четырьмя лопастями, которые крутились четырьмя членами экипажа. Она была также оборудована неким подобием перископа для наблюдения за объектами на поверхности воды. На испытаниях лодка достигла скорости около 0,7 км/ч. Николай I и его советники одобрили идею дальнейшего развития машины.

Вторая подлодка Шильдера



Вторая лодка конструкции Шильдера отличалась меньшими габаритами. Ее испытания были проведены 24 июля 1838 года. Она была оснащена тем же вооружением и немного измененными гребными лопастями. Несмотря на то, что лодка успешно прошла огневые испытания, в серийное производство она так и не попала из-за малой подвижности и максимальной скорости (экипаж не мог разогнать лодку быстрее 0,7 км/ч).

Позже был создан и третий прототип подлодки, оснащенный водометным двигателем, однако и он не смог развить достаточной скорости.

Пароход "Отважность"





Осознавая все недостатки подводной лодки, Шильдер предложил проект буксира, доставляющего лодку в зону боевых действий. Пароход "Отважный" - название ему дал сам император - представлял собой подвижную пристань для подлодки. Кроме того, он оснащался собственным вооружением, состоящим из трех ракетных станков: «С помощью сих ракет, как по­казали опыты, можно метать с большой точностью 2-х, 3-х и 5-и пудовые бомбы». Идея буксира не получила дальнейшего развития, однако пароход стал прообразом современных эсминцев.

Первые мины Шильдера и Якоби



Совместно с Б. С. Якоби, Шильдер разработал первые гальванические мины. Они широко применялись в годы Крымской войны. Мина активировалась после повреждения стеклянной ампулы с электролитом гальванического элемента, расположенной внутри корпуса.

С военной техникой другого выдающегося отечественного конструктора можно ознакомиться в нашем .