Клод Моне. Биография и картины. ThePerson: Клод Моне, биография, творчество, история жизни Короткая биография про клод моне

Оска́р Клод Моне́ (фр. Oscar-Claude Monet; 14 ноября 1840(18401114), Париж - 5 декабря 1926, Живерни) - французский живописец, один из основателей импрессионизма .

Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии, по существу, была юностью бродяги. Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой. Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и использовал их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства. В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист. Он настолько упрочил свою репутацию, что со всех сторон его осаждали просьбами сделать карикатурные портреты. Изобилие подобных заказов и недостаточная щедрость родителей внушили ему смелое решение, которое шокировало его семью: за свои портреты Моне брал по двадцать франков.

Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе. В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд, и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости». Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными». Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден , и, ещё не зная этого человека, возненавидел его. Он отказался познакомиться с ним через владельца лавки, но однажды, зайдя в неё, не заметил, что в задней половине находится Буден. Владелец лавки воспользовался случаем и представил ему Моне как молодого человека, у которого такой большой талант к карикатуре.

«Буден тотчас же подошел ко мне, - вспоминал Моне, - похвалил меня своим мягким голосом и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы - это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом».

Но, признавался сам Моне, призывы Будена не имели эффекта. В конечном счёте этот человек понравился Моне. Он был убеждённым, искренним, но Моне не мог переварить его живопись, и когда Буден приглашал его с собой поработать на открытом воздухе, Моне всегда находил повод вежливо отказаться. Настало лето; Моне, устав сопротивляться, наконец сдался, и Буден охотно взялся за его обучение. «Глаза мои наконец раскрылись, - вспоминал Моне, - я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её».

Семнадцатилетний Оскар Моне не мог найти лучшего учителя, потому что Буден не был ни доктринёром, ни теоретиком. Он обладал восприимчивым глазом, ясным умом и умел передать свои наблюдения и опыт простыми словами. «Все, что написано непосредственно на месте, - заявлял он, например, - всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которых потом не добьёшься в мастерской». Он считал также нужным «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно - самое правильное», и в то же время настаивал, что «в картине должна поражать не одна какая-либо часть, а все в целом».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Оскар Клод Моне - французский художник, основатель импрессионизма. Им написано более 25 картин. Наиболее известные: "Впечатление. Восходящее солнце", "Водяные лилии", "Руанский собор" и портрет Камиллы Донсье.

Дата рождения - 14 ноября 1840 год (Париж). Когда ему было пять лет родственники эмигрировали жить в Нормандию, в Гавр. Там он и обрел раннюю популярность... Отец надеялся, что сын станет торговцем, но его больше тянуло к искусству. Еще в школе он рисовал на обложках тетрадей своих преподавателей в сатирической форме и достиг в этом совершенства! Уже в 15 лет он стал известным в городе карикатуристом. К нему отовсюду приходили и просили нарисовать портреты. За это он брал с них по 20 франков.

В витрине единственной лавки художественных принадлежностей красовались его работы...Но они были не одни, рядом с ними находились еще и морские пейзажи художника Эжена Будена. Оскару Моне очень не нравились эти пейзажи, они казались ему омерзительными и тот, кто их нарисовал - тоже. Владелец лавки хотел познакомить их, но юный Оскар отказывался. Вскоре они все равно познакомились друг с другом и даже смогли подружиться. Так как Клод Моне только учился рисовать, Буден согласился стать его учителем. Он прививал ему любовь к природе и говорил, что настоящее искусство - это пейзажи. Все самое сложное объяснял доступным и понятным языком.

Таким образом молодой Оскар Моне задумал отправиться в Париж, чтоб советоваться с другими художниками, побыть на выставке, получать и оттачивать навыки в рисовании. Но так как родители не могли долго снабжать сына средствами, они отправили его в краткосрочную поездку на два месяца. Оскар же, побывав в столице, принял решение остаться насовсем. И тогда родители перестали перечислять ему деньги. К счастью, в дальнейшем тетя всячески помогала ему с финансами.

1860 года его призвали на службу в армию, он оказался в Алжире, а там подхватил инфекционное заболевание, и тетушка выручила его, откупив от воинской обязанности. Через год он возвратился на родину.

Зачислился в высшее учебное заведение на спецфакультет, но передумал обучаться и пошел в студию живописи, которую основал Шарль Глейр. Встретился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем и вместе они организовали сообщество импрессионистов.

В 1866 году написал портрет натурщицы Камиллы Донсье, который принес ему еще больший успех, а сама она 1870 года вышла за него замуж и родила двух сыновей.

В 1879 году, прожив немного лет, жена умирает от туберкулеза. Тогда он в 1892 году женится повторно, на Алисе Ошеде. 1911 года она тоже умирает, а чуть позже, через три года, и один из его сыновей. Сам же Клод Моне скончался 1926 года от рака легких.

Любопытный факт

В 1912 году у Моне обнаружили помутнение хрусталика обоих глаз, дважды прооперировали, и в результате он начал видеть цвета по-другому. Например, рисуя 1915 года "Водяные лилии", они казались ему голубыми, хотя на самом деле были белые.

Биография 2

Кратер на планете Меркурий назван именем этого художника импрессиониста, его картины оцениваются миллионами долларов и пользуются бешеной популярностью среди ценителей прекрасного в США, Великобритании, России. Речь идет о великом французском художнике, новаторе живописце - Клоде Моне.

Он родился в Париже в ноябре 1840 года, позже семья Моне переехала в Нормандию, где мальчик и провел свое детство. Отец Клода надеялся, что когда сын вырастет, то будет заведовать бакалейной лавкой, переданной по наследству, однако, маленького Моне увлекали занятия рисованием, особенно хорошо у него выходили карикатуры. Будучи юношей, Клод познакомился с живописцем Эженом Буденом, именно он открыл для будущего основоположника импрессионизма варианты написания картин на пленэре.

В 1861 году Моне призывают в армию в Алжир, но художник заболевает тифом, а его тетя выкупает племянника, чтобы он мог вернуться и продолжить обучение рисованию.

Начинающий художник скептически относится к популярной в то время манере живописи - эпизоды исторических событий, религиозные зарисовки. Моне посещает студию Шарля Глейра, где знакомится со своими единомышленниками и друзьями: Ренуаром, Сислеем, Базилем. Сезанном, Писсаро.
«Впечатление. Восход солнца» известная картина Моне была впервые представлена в Париже на суд публике в 1974 году и широко обсуждалась критиками, благодаря такому резонансу и появилось названия необычного для того времени течения живописи - импрессионизм. Запечатлеть момент здесь и сейчас - предлагали художники данного направления. Картины Моне выполнены в совершенно новой уникальной технике - рельефного мазка, он также придумал накладывать краску прямо на картину, без использования палитры. Особенное внимание художник уделяет свету, Моне мог писать один и тот же образ природы, здания в разные периоды времени, чтобы запечатлевать все нюансы светотеней.

Натурщица и будущая жена Клода Моне - Камилла Донсьё долгое время была его музой (картины «Камилла, или портрет дамы зелёном», «Камилла в японском кимоно»), подарила ему двух детей. В это время стиль живописи Моне становится все более уверенным и экспрессивным.
В 1871 году художник и его семья переезжают жить в Англию из-за начала войны во Франции.
Здесь в работах Моне начинает прослеживаться легкость, его увлекают туманы, пары, воздушность.

В 32 года муза Моне Камилла умирает от туберкулез. Художник долгое время живет и работает в родном городе. В 1892 году творец женится второй раз на Алисе Ошеде.

Живя в Живерни, Моне создает собственный неповторимый сад. Он выращивает красивейшие цветы, а затем, вооружившись красками и мольбертом, изображает сюжеты на холсте. Так появляется знаменитое полотно мастера - «Пруд с водяными лилиями».

Нелегким становится для художника 1912 год, кардинально меняется его восприятие цвета из-за найденного заболевания - катаракты. В декабре 1926 года в 86-летнем возрасте Моне ушел из жизни. Похороны выдающегося импрессиониста были весьма скромны, но наследие, которое он оставил после себя крайне высоко ценится современниками.

Людвиг ван Бетховен - выходец из музыкальной семьи. В детстве будущего композитора приобщали к игре на музыкальных инструментах, таких как орган, клавесин, скрипка, флейта.

  • Драгунский Виктор

    Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам». Истории Драгунского, в основном, направлены на детскую аудиторию

  • Оскар Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet, 1840─1926) - выдающийся французский живописец-новатор, один из основателей художественного направления импрессионизм. Он совершенно по-новому стал изображать цвета на своих картинах, полностью отказавшись от черной тени.

    Моне стремился отобразить сиюминутное впечатление от происходящего, желая остановить время хотя бы на мгновение. Его глубина понимания и отражения естественных тонов природы до сих пор остается никем не превзойденной. Сегодня картины маэстро стоят миллионы, подчеркивая гениальность их создателя.

    Детство и юность

    Клод Моне появился на свет 14 ноября 1840 года в Париже в семье бакалейщика. Но здесь он провел только самое раннее детство, так как в 1845 году семья переехала в нормандский город Гавр, где пройдут его оставшиеся детские годы. В школе будущий великий художник ничем особо не блистал, кроме уроков рисования. Особенно хорошо у него получались карикатуры, которые пользовались определенным успехом. Они продавались в местном художественном салоне по 20 франков.

    Однако отец Адольф не особо радовался этим успехам, так как рассчитывал увидеть Клода продолжателем своего дела. Но юноше удалось отстоять право самому выбирать свой жизненный путь и в этом ему помогла родная тетя, взявшая на себя опеку над сыном после смерти в 1857 году его матери. Тем более она сама неплохо рисовала на любительском уровне.

    В это время Моне знакомится с известным художником, страстным поклонником пленэра Эженом Буденом, который раскрыл ему некоторые секреты живописной работы с натуры. Работая вместе с наставником, юный Клод откроет свое истинное предназначение - писать картины на природе. «У меня словно пелена спала с глаз» , - сказал Моне.

    Позднее он напишет Будену: «Я не забыл о том, что именно вы первым меня научили видеть и понимать» . В 1859 году он вернулся на родину в богемный Париж, где работал в студии для бедных художников, не забывая посещать галереи и выставки.

    Дальнейшему развитию таланта художника помешала армия, куда Моне призвали в 1861 году. Правда, из положенных семи лет он пробудет на службе в Алжире в кавалерийских войсках только два года, и причиной этому была очень веская - болезнь тифом. Это обстоятельство вместе с помощью беспокойной тети, откупившей его от службы за 3 тысячи франков, помогли ему вскоре вернуться домой.

    На пути к славе

    Натура художника требовала продолжения учебы, и Клод поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в нем по причине не удовлетворявших его подходов к живописи. Вместо этого он направляется в мастерскую известного представителя академического искусства Ш. Глейра, где тоже особо ничему не научился, так как здесь предпочтение отдавалось полотнам на мифологические сюжеты. Подходы Моне к живописи Глейр не принял и довольно резко осудил. Зато здесь он познакомился с плеядой талантливых молодых художников. Среди них были О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль.

    В 1863 году они начали писать с натуры в лесу Фонтебло под Парижем. Именно здесь из-под его пера выходит картина «Дорога в Шайи». Это еще не шедевр, перевернувший мировое изобразительное искусство, но уже заявка на что-то большее, нежели просто академический пейзаж.

    Начало импрессионизма

    В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». Это была его версия одноименной картины Э.Мане, которую он решил переплюнуть, сделав полотно в 4 раза больше. Клод стремился написать картину до открытия салона, но из-за поврежденной ноги сделать это не успел, поэтому до нас дошли лишь два фрагмента. Художник попытался поместить фигуры на естественном фоне, сделав акцент на природные объекты. Вместо нее на салоне была представлен портрет «Женщина в зеленом», моделью для которого выступила будущая жена Моне К.Донсье. Эта картина пользовалась большой популярностью, позволив забыть о привычном голоде.

    Следующая картина «Женщина в саду» создавалась полностью на пленэре, для чего живописец вырыл специальную траншею, чтобы двухметровое полотно могло перемещаться вверх-вниз. Во время написания он долго ожидал нужного освещения, и только после этого приступал к работе. Моне был убежден, что картина должна быть выполнена на основе определенной световой схемы. Несмотря на все старания, жюри салона 1867 года отклонило эту работу.

    Рубеж 60─70 годов XIX века Моне проведет вновь в привычной бедности, часто переезжая в поисках лучшей доли. Живший неподалеку О. Ренуар даже воровал хлеб у собственной матери, чтобы накормить семью друга.

    Переворот в живописи

    Моне был абсолютно нестудийным художником. Его место было на природе, в окружении воды и деревьев. Это давало ему возможность почувствовать сиюминутность происходящего. Кроме того, он восхищался красотой естественного освещения и старался максимально естественно передать его на своих полотнах.

    Летом 1869 года вместе с Ренуаром Моне рисует в Бужевиле. Новые картины, написанные крупными мазками, выхватывают из потока времени мимолетное впечатление, преподнося зрителю важные детали происходящего. Художник находит новый подход к изображению цвета, отказавшись от использования смешанных оттенков и работая только с чистыми цветами. Это открытие повлекло за собой еще одну находку - эффект цвета во многом зависит от окружающих оттенков. Теперь Моне совершенно по-другому работает с тенью. Если раньше ее писали в основном темными цветами, то сейчас живописец стал рисовать ее в соответствии с окружающим цветом. В результате появилась совершенно новая живопись, основанная на убеждении, что тень не бывает черной.

    После начала франко-прусской войны Моне переезжает в Англию, чтобы избежать армейского призыва, ведь он был убежденным противником Наполеона III. Здесь он знакомится с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который станет одним из его лучших друзей. Он купил большую часть его картин, что позволило после возвращения на родину приобрести домик в Аржантее, где Моне проживет до 1878 года. Это один из счастливых периодов жизни живописца, нашедший воплощение в серии замечательных картин - «Паруса в Аржантее», «Впечатление. Восходящее солнце», «После ланча», «Красные лодки».

    Интересно, что в отличие от многих предшественников Моне в одинаковой манере изображает небо, воду и окружающий пейзаж, не разделяя их стилистически. Чтобы более точно изобразить реку, Моне создает плавающую мастерскую, которую помещал в нужном месте, ставя на якорь.

    В 1874 году в Париже прошла выставка работ импрессионистов, так называемого «Анонимного общества», где одним из критиков и было дано название этому направлению, тождественное наименованию картины «Впечатление».

    Жизнь в Живерни

    Поднакопив определенное состояние, Моне доверяет ведение своих финансовых дел бизнесмену Э. Гошеде, однако тот вскоре обанкротился. Это вынудило объединить оставшиеся капиталы двух семей и переехать в небольшую деревушку Ветей. К несчастью, умирает любимая жена Камилла, и Клод остается один с двумя сыновьями. Вскоре у него завязывается роман с Алисой Гошеде, косвенным признаком которого служит отъезд ее мужа из Ветей, однако официально они узаконят отношения только после смерти Эрнеста.

    В 1883 году семейство Моне перебирается в Живерни - деревню на берегу Сены. К этому времени Клод уже был преуспевающим художником, скопившем неплохое состояние. Часть его он направил на расширение своего любимого сада, который станет присутствовать на многих полотнах этого творческого периода. Клод начинает работать в интересной технике, занимаясь написанием нескольких полотен одновременно. Этим он пытался передать освещение и состояние вида в кратчайшее время, зачастую заканчивая писать картину всего за полчаса.

    Моне интересуют многообразные состояния природы, которые отличаются в зависимости от типа погоды и времени суток. В результате он создает серию полотен-вариаций на одну сюжетную тему, но с разным содержанием. Ярким примером этому служит серия картин о мысе Антиб, который художник успел изобразить утром, после полудня, осенью, летом и весной.

    Клод Моне прожил долгую жизнь, пережив обоих жен и старшего сына Жана. После перенесенной операции на глаза из-за развившейся катаракты он сумел вновь обрести зрение, но стал по-другому воспринимать цвета. Поэтому его поздние картины были написаны в новой манере. К примеру, «Водные лилии» изображены голубоватыми, хотя обычный человек воспринимает их белыми.

    Скончался великий художник-новатор 5 декабря 1926 года в Живерни, где провел последние 30 лет своей жизни и похоронен на местном церковном кладбище.

    Моне Клод. Это имя слышали даже те, кто весьма-весьма далек от живописи и мира богемы. Сегодня картины этого художника уходят с торгов просто-таки за баснословные суммы и растворяются у неизвестных покупателей в частных коллекциях, а через некоторое время вновь всплывают, чтобы быть проданными за еще большие деньги.

    Что это был за человек? Какие дорожки жизни привели его на путь живописи? И что помогло на этом пути добиться столь блистательного успеха?

    Юношеские годы

    Неизвестно, как бы сложилась жизнь будущего живописца, если бы не скупость его отца. Хотя их семью нельзя назвать очень богатой, но в нужде они тоже никогда не были. Однако Клод-Адольф Моне - отец мальчика - считал, что его юный отпрыск вполне способен обойтись без карманных денег. А вот мальчику эта ситуация представлялась совсем в другом свете.

    Моне Клод был в меру независимым, немного хулиганистым и очень свободолюбивым подростком. Он сбегал со школьных занятий при любом удобном случае и лазал по близлежащим скалам, наслаждаясь свободой. Когда же сбежать никак не удавалось, непоседливый мальчишка на уроках развлекался рисованием карикатур на учителей и одноклассников.

    Вскоре Моне Клод овладел мастерством карикатуриста практически в совершенстве. Его работы пользовались таким успехом, что соученики были согласны за них платить, чем молодой художник с радостью и воспользовался для пополнения своего скудного бюджета. Родители не были в восторге от этой затеи, но и препятствовать сыну не собирались.

    Встреча с художником

    Через некоторое время карикатуры Моне уже выставлялись в городском магазинчике вместе с работами некоего Эжена Будена - местного живописца. Эжен признал талант в штрихах незатейливых картинок молодого человека, посоветовал развивать его и предложил свою помощь.

    Моне Клод вежливо отказывался, сколько мог, потому что работы Будена его совсем не впечатляли. Однако в какой-то момент, ради соблюдения приличий, ему все-таки пришлось пойти на встречу с художником. И Клоду их общение по-настоящему понравилось.

    Моне действительно повезло с наставником. Он не давил на юношу, не навязывал свое мнение, да и вообще занятия с ним совсем не походили на школьную муштру. Буден бескорыстно делился своим опытом и учил Клода видеть красоту окружающего мира. Видеть ее по-своему и сразу же отображать на холсте.

    Дальнейшее обучение

    Прошло не так много времени, и Эжен Буден посоветовал юноше отправиться на обучение в Париж. Клод-Адольф Моне позволил сыну уехать, но не собирался тратить ни сантима на его образование. Он попробовал предложить кандидатуру сына на место стипендиата в художественной школе родного города, но, когда в прошении о стипендии было отказано, полностью умыл руки.

    Однако восемнадцатилетнего юношу это не остановило. Он собрал свои немногочисленные пожитки и сбережения и отправился покорять Париж. По приезде в столицу он познакомился со многими художниками, поинтересовался тем, как проходит обучение, и понял, что Школа изящных искусств, куда он намеревался поступать, ему не подходит.

    Он осознал, что, занимаясь самообразованием и усердно работая, можно добиться намного лучших результатов, чем просиживая на скучных лекциях. А может быть, не последнюю роль тут сыграла и его свободолюбивая натура, которая еще в школе не давала ему усидеть на месте. Из-за этого решения отец полностью отказался помогать ему, но Моне не отступил и остался в Париже.

    Служба в армии

    Биография Клода Моне будет не полной, если не упомянуть его службу в армии. Он был призван в двадцатилетнем возрасте и отправлен в Алжир. В то время это была очень неспокойная местность, и мир мог бы так никогда и не увидеть работы одного из основоположников импрессионизма, но, к счастью, молодой солдат подхватил и не попал в зону непосредственных военных действий.

    А благодаря протекции своей обеспокоенной тетушки и ее финансовой помощи, ему удалось откупиться от обязательной воинской повинности и вернуться на родину в 1862 году.

    Признание

    Молодой художник упорно продолжал оттачивать свое мастерство. Вскоре картины Клода Моне стали привлекать внимание общественности. Прорывом в этом отношении послужила работа под названием «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье». Вскоре девушка, изображенная на этом полотне, стала женой художника.

    По сути, Камилла была любимой моделью Моне, и ее образ можно увидеть чуть ли не на всех полотнах художника, на которых встречаются женщины. Они прожили счастливо до самой смерти Камиллы, которая скончалась от туберкулеза в 32 года.

    Сегодня всемирно известные галереи считают большой удачей возможность заполучить в свои коллекции картины Клода Моне. Фото его работ и их репродукции украшают многие гостиные в богатых домах. На аукционах полотна его кисти стоят десятки миллионов долларов. В России оригиналы картин Моне можно увидеть в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

    Самые известные картины Клода Моне

    Клод Моне отклонял традиционный подход к пейзажной живописи и отошел от четкого изображения форм и линейной перспективы, господствовавшей в изобразительном искусстве того времени.

    Вместо копирования признанных мастеров он учился у своих друзей и у самой природы, наблюдая изменения цвета и света, вызываемые сменой времени дня или года - стиль Моне находит своих последователей и среди художников XXI века . Однако и его техника исполнения не стояла на месте, а с годами претерпевала некоторые изменения, что можно заметить, сравнивая ранние и поздние картины Моне .

    «Женщины в саду» (1866)

    «Женщины в саду» были нарисованы Моне в предместье Парижа под названием Виль-д"Эвре. Единственной моделью для этой картины стала его жена Камилла: она-то и изобразила трех из представленных на картине женщин, которых мы можем видеть на картине. Целью написания этой масштабной и тщательно продуманной картины было показать эффекты настоящего дневного освещения, а не обращать внимание на модель или драпировку платья.

    С помощью вспышек света, которые пронзают листву деревьев, чтобы смягчить тени и сделать цвет кожи чуть более теплым, Моне делает акцент на естественном освещении пейзажа. В январе 1867 года его друг Базиль приобрел работу за 2,5 тысячи франков, чтобы помочь Моне выйти из больших долгов, которые заставили его перечеркнуть около двухсот его работ, чтобы они не достались кредиторам.

    «Терраса в Сент-Адресс» (1867)

    Данная картина совершенно отличается от более поздних полотен Моне. Она изображает сад в Сент-Адресс, с видом на морской порт Онфлер на горизонте. Моделями были родственники и друзья Моне: у забора стоит кузина Моне, Жанна-Маргарита Лекадр, рядом находится ее отец, а на переднем плане, спиной к зрителям, сидят отец Моне Адольф и, вероятно, вторая дочь Лекадра, Софи.

    Клод Моне называл эту работу «китайской живописью с флагами»; Ренуар ссылался на нее, как на «японскую живопись с маленькими флагами», потому что своими линиями и очень яркой цветовой палитрой она напоминала японские цветные гравюры. Интересна она также тем, что композиция картины не имеет центральной точки, а сам художник рисовал ее, словно бы глядя на пейзаж сверху вниз. Эта яркая и очень солнечная картина словно является гимном самому лету.

    «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)

    С помощью этой картины Моне показывает нам туманную столицу Англии в весенний день.

    Эта простая, асимметричная композиция уравновешена горизонтальным мостом, лодками, плавающими по волнам, а также вертикальной пристанью на переднем плане. Задний же план изображает окутанный туманом Дом Парламента, или Вестминстерский дворец. Во всем сюжете доминирует густой слой тумана, содержащий фиолетовый, зеленый, розовый и золотой оттенки, который создает особенную, плотную атмосферу, отображающую архитектуру в отдаленных, размытых формах.

    «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)

    Содержание картины демонстрирует зрителю утро в порту Гавр во Франции. Мы можем видеть, как солнце поднимается над портом, в то время как наше внимание пытаются обратить на себя еще и три корабля на переднем плане, а сзади тонут в дымке другие пришвартованные корабли в неизвестном количестве. Общее настроение картины довольно мрачное, что идет вразрез с ярким, оранжевым солнцем, которое своим восходом приносит новую жизнь в порт. Мелкие, короткие, почти точечные мазки позволили Моне быстро запечатлеть этот сюжет и само ощущение того, что момент не вечен.

    С этим полотном связана интересная история: именно благодаря ей импрессионизм получил свое название, когда спустя два года после написания этой картины Моне представил ее широкой публике. Это произошло на самой первой выставке импрессионистов, которые тогда не имели никакого названия, а просто были группой художников, которые стремились познакомить широкие массы со своим видением искусства и с новым направлением живописи.

    Однако картину разнес в пух и прах художественный критик Луи Леруа, назвав всю группу художников импрессионистами, подобно названию картины («впечатление» переводится на французский язык как «impression»). Художники приняли вызов и сохранили название, которое быстро потеряло свой негативный оттенок.

    «Поле маков у Аржантея» (1873)

    Вернувшись из Англии, Моне остановился в Аржантее и жил там до 1878 года, что стало для него временем совершенствования. В близлежащей местности Моне нашел яркие пейзажи, которые позволили ему исследовать потенциал пленэрной живописи. На этой картине художник изобразил яркое маковое поле в сельской местности, которое шевелит легкий ветерок. На передний план пейзажа вписаны мать и ребенок, предположительно, жена Моне, Камилла, и их сын Жан.

    Картина визуально делится на две части с помощью диагонали: одна наполнена яркими пятнами маков, а другая выглядит пустой, словно художник совсем забыл уделить ей внимание. Именно красный цвет задает структуру картины. Любопытно, что если ее перевести в черно-белый цвет, большинство маков на ней уже не будет видно.

    «Бульвар Капуцинок» (1873)

    «Бульвар Капуцинок» изображает сцену суматохи парижской жизни, которую Моне мог видеть из студии своего друга, фотографа Феликса Надара. Художник использует здесь короткие, быстрые мазки, чтобы «оживить» людей, передать их в движении. Вероятнее всего, на картине изображен утренний или дневной бульвар, в период ранней весны, когда на дорогах еще лежит снег.

    Тот самый критик Леруа, благодаря которому импрессионизм сейчас зовется именно так, а не иначе, вновь остался не в восторге от этой картины Моне: как и прежде, такая техника казалась ему незавершенной, будто набросок, а парижан на полотне он так и посчитал черными размытыми пятнами.

    «Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)

    На полотне изображены две молодые женщины в белых одеждах, которые прогуливаются по утесу в местечке под названием Пурвиль - морской курорт, который располагается на юге Франции.

    В этой работе Моне демонстрирует, как можно соединить пейзаж и человеческую фигуру, не нарушая единства его поверхности. Он интегрировал все эти элементы в картину с помощью текстуры и цвета. Трава написана короткими, изогнутыми, резкими мазками, благодаря чему она будто дрожит на ветру, а с помощью почти таких же, слегка видоизмененных мазков Моне изобразил раздувшиеся на ветру женские платья и платки, а также волны на поверхности моря.

    «Дама с зонтиком» (1886)

    На картине изображена первая жена Моне, Камилла Донсье, вместе с их старшим сыном Жаном. Женщина держит в руках зонт, и, кажется, будто она ловит на себе чей-то взгляд. Эта работа из раннего творчества - пример того периода, когда Моне больше сосредотачивался на передаче света и цвета, чем линий и объема.

    Картина также демонстрирует одну из тех тем художника, которые он использовал в своих картинах в течение многих лет. Зонтик как предмет довольно часто появлялся в его творчестве, преимущественно потому, что он писал свои картины сразу на улице, где большинство женщин пользовались зонтами, чтобы защитить свою кожу и глаза. Зонт, к тому же, создает контраст света и тени в лице и одежде портретируемого, показывая, с какого направления падает настоящий свет.

    «Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)

    Эта работа — одна из целой серии картин на тему Руанского собора. Клод Моне писал фасад собора в разное время суток, чтобы изучить различные световые эффекты в зимний период. На полотнах, в основном, доминируют яркий оранжевый и голубой цвета собора, и лишь наверху картины виднеется небольшой синий участок неба. Художник с помощью полупрозрачных мазков играет со светом и текстурой каменной поверхности собора.

    Чтобы работа продвигалась быстрее, Моне специально поселился прямо напротив своего главного объекта для живописи. В 1895 году он представил двенадцать «Соборов» на выставке в галерее Дюран-Рюэля, где они были и раскритикованы, и одарены похвалами тех зрителей, которые ратовали за художественные инновации Моне.

    «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

    «Водяные лилии» являются частью масштабной серии водяных пейзажей Моне, которая была задумана еще в 1909 году. Художник тайно работал над десятками полотен, создавая панораму из воды, лилий и неба в своей студии, вдохновленный своим садом в Живерни.

    Он писал эти картины в последние тридцать лет жизни, в основном, по памяти, поскольку был ограничен во времени цветения лилий и не мог рисовать слишком быстро в связи со стремительно ухудшающимся зрением. Цветовая палитра и мазки, в отличие от ранних работ, стали разнообразнее, приближаясь к экспрессионистическим.

    Узнайте еще больше о творчестве этого замечательного художника, посмотрев данное видео: