Краткий пересказ к рассказу городок в табакерке. «Городок в табакерке» главные герои. В чем смысл произведения

Русский князь Владимир Федорович Одоевский был не только основоположником музыкознания, но и великим писателем и мыслителем, изучал оккультизм. Им создано много произведений, в том числе, и сказки. Известная сказка Одоевского «Городок в табакерке», несет в себе скрытый смысл, главная мысль этого, на первый взгляд, детского рассказа, показать, как работает бюрократическая система управления государства. На поверхности этого глубокого по смыслу произведения, лежит его познавательная тема, в которой занимательно и доступно дается описание устройства музыкальной игрушки.

Характеристика героев «Городок в табакерке»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Папенька

Умный и заботливый отец Миши, ему хочется, чтобы сын вырос образованным и честным человеком. Папенька подарил мальчику музыкальную игрушку, открыл крышку, и оставил мальчика наедине с устройством, чтобы Миша проявил сообразительность, и сам разобрался, как работает этот механизм. Отец Миши - мудрый и талантливый воспитатель, посредством игры дающий сыну знания, которые пригодятся в жизни. Подарив ему табакерку и посоветовав Мише самому разобраться в ней, он приучает его к самостоятельности и интересу к учебе.

Мальчики-колокольчики

Маленькие жители табакерки, которые дали Мише характеристику механизма. Вместе с этим, они дают Мише параллельные знания, мальчики - колокольчики объясняют физические законы, законы перспективы в рисовании. Учат мальчика, что надо учиться и работать, праздная жизнь не дает результатов. Мальчики - колокольчики служат в табакерке для того, чтобы играла музыка. Мальчики-колокольчики целыми днями занимаются тем, что исполняют музыку, они сожалеют о том, что у них нет школьных занятий, и все время заниматься одним и тем же делом, вызывает скуку.

Дядьки-молоточки

Функция дядек-молоточков заключается в том, что они должны беспрестанно стучать по колокольчикам. Тощие господа на тонких ножках с длинными носами. Зависят от надзирателя Валика, который цепляет их своими крючочками. Колокольчики считают их злыми и нехорошими.

Валик

Надзиратель, который лежит на диване, и приводит в движение молоточки, а те, в свою очередь, ударяют по колокольчикам. Считает себя добрым надзирателем, который ни за кем не наблюдает.

Царевна Пружинка

Главная часть механизма музыкальной табакерки, которая приводит в движение все устройство, и музыкальная табакерка исполняет музыку. Она толкает валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки стучат по колокольчикам, и раздается музыка. Если испортить пружинку, табакерка придет в негодность. Миша решил испытать, так ли это на самом деле, и прижал пружинку. Пружинка вылетела, и Мишенька проснулся от страха, что испортил игрушку.

Художественно-познавательная сказка Одоевского не только объясняет устройство табакерки, но и показывает, как все взаимосвязано в реальном мире, как все зависит одно от другого. Его произведение является маленькой моделью мира.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Самые популярные материалы октября для 4 класса.

Сказка «Городок в табакерке» Одоевского была написана в 1834 году. Это одно из лучших произведений писателя, в котором он в оригинальной, сказочной форме воспроизвел принципы построения любого государства.

Главные герои

Миша – любознательный, воспитанный мальчик.

Другие персонажи

Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, господин Валик, царевна Пружинка – жители музыкальной табакерки.

Отец Миши – заботливый, терпеливый мужчина, уделявший много внимания развитию сына.

Однажды отец Миши подозвал к себе сына, и показал ему табакерку. Она была красивая, « пестренькая, из черепахи ». Крышка ее была настоящим произведением искусства: на ней располагались ворота, башенки, многочисленные домики и деревья, за которыми вставало солнце с длинными розовыми лучами.

От отца Миша узнал, что название этого удивительно прекрасного города – Динь-динь. Папенька тронул какую-то пружинку, и неожиданно по комнате полились звуки чарующей музыки, а солнышко стало двигаться по небосклону. Когда же оно полностью скрылось за пригорком, на небе появился « месяц рогатый » и звездочка.

Мише страстно захотелось попасть в этот город, чтобы « узнать, что там делается» . От отца он узнал, что там живут колокольчики. Когда же мальчик заглянул под крышку табакерки, он увидел « колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса ». Миша принялся расспрашивать папеньку, как устроена табакерка, как она работает. Тот предложил сыну внимательно ее осмотреть и самостоятельно отгадать принцип ее работы. Он только попросил не трогать одну пружинку – « иначе всё изломается ».

Миша долго сидел над табакеркой, пытаясь понять, как же играет музыка. Неожиданно в ней отворилась дверца, из которой выбежал « мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке ». Он поманил к себе Мишу, и тот с удивлением обнаружил, что стал таким же крошечным, как и мальчик из табакерки.

В городе жили и другие мальчики-колокольчики. Узнав о том, что Миша хотел побывать у них, они решили его пригласить и показать, как они живут. Новый знакомый повел Мишу через своды из пестрой тисненой бумаги. Мальчик был уверен, что он ни за что на свете не пролезет через маленькие и узкие своды, расположенные вдали, но колокольчик успокоил его. Он объяснил Мише, что « вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь - большое ».

Миша вспомнил, как недавно хотел нарисовать родителей: маменька возле него играла на рояле, а папенька сидел на другом конце комнаты и читал книжку. Однако у него ничего не вышло, поскольку тогда он еще не знал о законах перспективы.

Миша и его провожатый продолжили свой путь, и вскоре вышли на большую и просторную городскую улицу. Ее заполняли мальчики-колокольчики самых разных размеров: те, кто был потолще и покрупнее, издавали низкие звуки, а самые маленькие колокольчики были самыми звонкими в городе.

Увидев Мишу, мальчики-колокольчики окружили его и принялись жаловаться на свою жизнь. У них не было ни уроков, ни занятий, ни родителей, а играть целый день напролет им было очень скучно. К тому же их регулярно поколачивали злые « дядьки-молоточки », и самым звонким колокольчикам доставалось больше всех.

Мише стало жалко своих новых друзей. Он подошел к молоточкам и вежливо поинтересовался, зачем же они колотят мальчиков. Дядьки-молоточки ответили, что действуют так по указу надзирателя – господина Валика. Колокольчики же не могли на него пожаловаться – он целыми днями лежал на диване и никого не трогал.

Подойдя поближе к Валику, Миша заметил, что его халат был увешан множеством крючков. Переворачиваясь с боку на бок, он цеплял этими крючками молоточки, а те, в свою очередь, стучали по мальчикам-колокольчикам. Набравшись храбрости, Миша подошел к Валику и попросил его не цеплять крючками дядек-молоточков. Надзиратель ответил, что это его совершенно не касается, и над ним тоже есть власть.

Миша отправился дальше, и вскоре увидел золотой шатер, в котором располагалась царевна Пружинка. Она непрестанно сворачивалась и разворачивалась, толкая в бок надзирателя. В свою очередь, тот цеплял дядек-молоточков, которые стучали по мальчикам-колокольчикам. Благодаря всем этим действиям и звучала музыка из табакерки.

Желая проверить правдивость слов Пружинки, Миша прижал ее пальцем. В результате нежный механизм был сломан, музыка прекратилась. Миша « вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинки, испугался и… проснулся ». Он рассказал родителям свой необыкновенный сон. Отец похвалил сына за любознательность и добавил, что он узнает больше, когда станет изучать механику.

Заключение

Произведение учит тому, что не нужно делать скоропалительных выводов. Чтобы понять суть какого-то явления, нужно хорошенько разобраться в нем.

После ознакомления с кратким пересказом «Город в табакерке» рекомендуем прочесть рассказ В. Одоевского в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 300.

Детский рассказ «Городок в табакерке» был написан Владимиром Федоровичем Одоевским и покорил сердца и взрослых читателей. В начале рассказа отец с сыном Мишей, который всегда вел себя очень прилежно, рассматривают строение уникальной музыкальной шкатулки-табакерки, которая привела ребенка в настоящий восторг, ведь в ней скрывалась жизнь настоящего городка.

Процесс открытия пестрого изделия сопровождался мелодичным звоном. Казалось бы, музыкальная шкатулка истинно девичий предмет убранства комнаты, в ней часто хранят украшения

И заколки. Но поскольку отец видел, что сын растет очень смышлёным и послушным ребенком, он хотел способствовать развитию у ребенка логического мышления и желания прослеживать взаимосвязь действий, даже если предметом обсуждения станет такой объект как шкатулка. Долго и внимательно изучая врученную ему новинку, он выяснил, что в основе материала вещицы – из черепахи, а крышка шкатулки густо усеяна золотыми домиками и деревьями с серебристой листвой, мерцающей на солнечном свете.

Настолько понравилась ему строение вещицы, что желание Миши оказаться внутри городка в табакерке не знало границ. Краткость

Повествования плавным образом достигает самого интересного – того, как он достигнет пределов этого удивительного города. Присмотревшись к городу, он заметил, что его приглашают в гости в музыкальную шкатулку маленькие мальчики. Не испугавшись, мальчик следовал зову, удивительным образом уменьшаясь при этом.

Попав внутрь, Миша прогулялся по городу в компании нового друга, изумленно и увлеченно рассматривая все мельчайшие детали жизни города. Проводник оказался мальчиком-колокольчиком, таких там было много, со всеми Миша подружился и много общался, с целью узнать как можно больше о том, как обычно они проводят свои дни. Говор проводника (мальчика-колокольчика), также как и других жителей, был похож на звуки мелодии шкатулки. Вступление сменяется немного печальным моментом.

У Миши возникла зависть, из-за беззаботного образа жизни мальчиков городка. Ему тоже хотелось жить как они, и не быть обремененным никакими обязанностями. Они не учили ни один урок, им не давали домашнее задание. В ответ на это он услышал от детей жалобы на скуку и желание лучше трудиться, чем ничего не делать.

Жаловались они и на временами стучащих им по головам злых дядек-молоточков. Помимо них городок в табакерке также был оснащен валиком и пружиной. Когда Мише удалось узнать о причинах поведения молоточков, выяснилось, что это указания надзирателя – господина Валика. Он один совсем ничего не делал и был доволен этим, ему также не приходилось сносить обиды от других по причине чужого желания, на которые жаловались Мише колокольчики.

У постоянно ничем не занятого валика, все время проводившего в пределах дивана, был халат с многочисленными шпильками и крючками. Крючки валик использовал для того, чтобы поддевать молоточки, которые пробегали мимо него, перед тем как заставлять их стучать по колокольчикам. Миша и другие дети, в рамках своей привычной жизни, постоянно находились под присмотром воспитателей или учителей, которые, по сравнению с валиком, оказались, по мнению Миши, лояльней и снисходительней.

Продолжая познавать содержимое шкатулки, мальчику удалось найти царевну пружинку, которая располагалась в красивом золотом шатре. Он мог наблюдать, как она попеременно разворачивается и сворачивается, при этом толкая валик. Сказка позволяет понять устройство музыкальной шкатулки. Таким образом, основы функционирования музыкальной шкатулки можно донести подрастающему поколению благодаря произведению «Городок в табакерке». В конце повествования выясниться, что это был лишь сон.

Мальчик понял, что владельцу стоит оберегать табакерку, при желании иметь возможность слушать её звучание и созерцать филигранно выполненной оформление её внешнего вида. Герою произведения было радостно от того, что он бережно обращается со шкатулкой в жизни, а сломана она им была, во время освобождения колокольчиков от гнета валика, только во сне.

Тем не менее, Мишу ждала похвала отца за то, что он такой любознательный и внимательный к деталям механизмов.

Автору удалось воссоздать другое устройство быта и жизни, в отличии от иных писателей. Вопреки своим современникам (Пушкину, Крылову, Лермонтову, Жуковскому и Гоголю) и их работам, стилю подачи материала, Одоевского можно отнести к числу первопроходцев в сфере создания детской литературы.

В те времена работа в этой области была совсем редко встречающейся. Одоевскому превосходно удалось изобразить тонкости жизненного быта, близкого для понимания благовоспитанным мальчиком, жизнь которого сопровождается благополучием и достатком.





Владимир Федорович Одоевский


Сказка "ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ"

19 страниц

Сказка " Городок в табакерке " впервые была напечатана в 1834 году. Ее автор Владимир Федорович Одоевский - известный в XIX. веке литератор и общественный деятель. Одоевский стремился к тому, чтобы его сказка понравилась ребятам, заинтересовала их. Уже самый замысел ее можно объяснить этим желанием. Кто не хотел узнать, что внутри поразившей нас игрушки?! Жанр этого произведения я бы назвал познавательная сказка.

Главным героем сказки Одоевского "Городок в табакерке" является мальчик Миша, который собственно во время сна и попал в этот чудесный городок.


Второстепенные герои сказки Папа мальчика, который принес табакерку, то есть послужил инициатором развития сюжета, и жители городка - мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель Валик и царевна Пружинка.

План к сказке «Городок в табакерке»:

1.Мечта Миши.

2. Как выглядит шкатулочка с музыкой.

3. Сон Миши.

4. Миша с мальчиком-колокольчиком.

5. Нехорошие дядьки-молоточки.

6. Миша увидел надзирателя.

7.Царевна Пружинка.

8.Сломанный механизм.

9. Миша рассказывает сон маменьке и папеньке.




Мальчику Мише очень хотелось узнать, как получается музыка в табакерке, попасть внутрь маленькой табакерки, чтобы всё там рассмотреть. И вот чудеса! Миша попал в маленький городок табакерки, где познакомился с мальчиком-колокольчиком, который был его проводником по волшебному городку табакерки. В этом городке Миша познакомился с другими мальчиками-колокольчиками, с дядьками-молоточками, которые стучали по колокольчикам, с господином Валиком, который крутился и зацеплял молоточки, а те в свою очередь стучали по колокольчикам и, наконец познакомился с принцессой-пружиной, которая вертела господина Валика. Но все это волшебное путешествие в маленький городок в табакерке оказалось лишь сном - Мишу убаюкала музыка. Когда Миша проснулся, он понял, как работает музыкальная шкатулка. Миша - настойчивый, любознательный, послушный и вежливый мальчик. Главная мысль сказки заключается в том, что все в мире взаимосвязано. Когда ты думаешь о какой то проблеме или загадке, то решение рано или поздно придет к тебе, пусть даже во сне.
В этой сказке я узнал немного самого себя, мне тоже, как и Мише, всегда хотелось узнать, как сделаны игрушки, что у них внутри. Эта сказка помогает определить, что такое хорошо, что такое плохо, где свет и добро, а где тьма и зло. Советую прочитать эту замечательную сказку всем.

В 1834 вышел в свет рассказ Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке». Краткое содержание произведения, которое читатель найдет в данной статье, поможет быстро ознакомиться с интересной историей. Хоть свой рассказ Одоевский писал для детей, но он будет интересен и взрослым.

Папа и Миша

Рассказ начинается с того, что отец зовёт к себе сына Мишу. Мальчик был очень послушным, поэтому сразу же отложил свои игрушки и подошёл. Папа показал ему очень красивую музыкальную шкатулку-табакерку. Ребёнку понравилась вещичка. Он увидел настоящий городок в табакерке. Краткое содержание произведения можно продолжить описанием необычной вещи, которая была сделана из черепахи, а на крышке имелись башенки, домики, ворота. Деревья, как и дома, были золотыми и сверкали серебряными листиками. Было здесь и солнышко с розовыми лучиками. Мише очень захотелось попасть в этот городок в табакерке. Краткое повествование плавно подходит к самому интересному - тому, как окажется мальчик в этом удивительном городе.

Мальчики-колокольчики

Папа сказал, что табакерка маленькая, и Миша не сможет в неё попасть, но ребёнку это удалось. Он присмотрелся и увидел, как его из манит маленький мальчик. Миша не испугался, а пошёл на зов. Что удивительно, он будто бы уменьшался в размерах. Миша не только оказался в городке, но и смог прогуляться по нему с новым другом, преодолевая невысокие своды. Проводником был мальчик-колокольчик. Потом Миша увидел ещё несколько таких же детей, тоже мальчиков-колокольчиков. Они говорили и издавали звуки: «Динь-динь».

Таковы были жители и сам городок в табакерке. Краткое содержание переходит к несколько печальному моменту. Сначала Миша позавидовал новым друзьям, ведь им не нужно было учить уроки, делать домашние задания. На это дети возразили, сказав, что лучше бы они трудились, ведь без этого им так скучно. К тому же колокольчикам очень досаждают злые дядьки, которые периодически стучат им по голове. Это молоточки.

Молоточки, валик, пружина

Вот что из себя представлял городок в табакерке. Краткое содержание познакомит читателя и с другими

Миша спросил дяденек, зачем они так обращаются с колокольчиками? Молоточки ответили, что им так велит делать надзиратель - господин Валик. Смелый мальчик отправился к нему. Валик лежал на диване и ничего не делал, лишь переворачивался с боку на бок. На халате у него было прикреплено много крючочков и шпилек. Как только Валику попадался молоток, он его поддевает крючком, опускал и молоточек стучал по колокольчику. В то время за детьми в школе тоже присматривали надзиратели. Миша сравнил их с Валиком и подумал, что настоящие надзиратели гораздо добрее.

Вот таких героев придумал Владимир Одоевский. «Городок в табакерке» помогает детям понять принцип действия музыкальных шкатулок. Оказалось, что всё это Мише лишь приснилось. Об этом ему сказал отец и похвалил мальчика за любознательность, обрадовав, что ещё лучше тот будет разбираться в механизмах, когда начнет проходить механику.