Развитие крупной моторики. Десять активностей для развития крупной моторики у детей с рас. Крупная моторика у детей

  • Вы знаете, что крупная моторика развивается раньше мелкой?
  • Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика
  • Комплекс упражнений для развития крупной моторики

Все мамы знают о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни они начинают давать малышам в ручки мелкие предметы, шьют замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагают поиграть с крупой. На нашем сайте вы тоже можете найти множество полезных рекомендаций на этот счет, например, рассказ об использовании грецких орехов для развития мелкой моторики (что, кстати, гораздо практичнее, чем игры с крупой, которые заканчиваются генеральной уборкой).

Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда им надеждам суждено сбыться: занимались-занимались с ребенком, а он пишет, как курица лапой... Обидно!

А дело в том, что уделяя столько внимания мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Специалист по лечебной физкультуре Владимир АХУНОВ напоминает мамам, что важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Развитие мышц, рассказывает Владимир Ахунов (он работает с ребятами из частных детских садов «Золотой ключик» и «Мишутка»), начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика - без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.

Как развивать крупную моторику

Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.

  • Первое и самое простое - это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело . Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело.

Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.

Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика

- Наибольший интерес у детей, - говорит Владимир Ахунов, - вызывают игры на зеркальное отражение и метание, это и есть самые популярные способы развития крупной или как ее еще называют общей моторики.

Современных детей, продолжает наш специалист, непременно надо заставлять двигаться. По его наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

- Для девочек слишком мало подвижных игр, - говорит Владимир, - у мальчиков их гораздо больше.

Дети сейчас живут в таком комфорте, завершает нашу беседу эксперт:

” - Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все - познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.


Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  1. Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
  2. Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
  3. Движения головой по кругу.
  4. Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
  5. Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
  6. Соединение рук перед грудью и за спиной.
  7. Поднимание и опускание плеч.
  8. Выполнение движений плечами и руками по кругу.

Упражнения для туловища

  1. Повороты туловища в левую и правую стороны.
  2. Наклоны вперед.
  3. В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
  4. Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
  5. Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
  6. Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
  7. Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
  8. Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.
Прочтений: 37955

Татьяна Мазур

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников . Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног) . Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики .

Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию , они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.

Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие . Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей . У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным . В детстве дети развивают двигательные навыки , так же моторику : грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук ) . По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.

Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей , могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи . Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.

Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Схема развития крупной моторики у детей в возрасте от 1 года и до 6 лет.

Схема развития у ребенка крупной моторики (данные в годах) .

1. Передвигается в пространстве при помощи взрослых.

2. Наклоны вперед и вверх.

3. Ходит задом.

4. Попадает по мячу отбивая его.

5. Бросая мяч вверх может его поймать.

6. Свободно передвигается по ступенькам.

7. Стоит на одной ноге.

8. Прыгает на месте на двух ногах

9. Катается на велосипеде (крутит педали) .

10. Стоит поочередно на одной ноге более 10 секунд.

11. Подпрыгивает на одной ноге.

12. Кидает и ловит мяч.

13. Ходит на пятках.

Каждая из закрашенных полосок соответствует нормам возраста детей, в период которого появляется новая способность ребёнка, обозначенная 1 уровень соответствует 1 способности.

Когда у детей наблюдается отставание или опережение развития крупной моторики частичное по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики . В таких случаях необходима своевременная помощь по коррекции этих отклонений.

Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.

Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.

Игра «Зазеркалье»

Возраст детей : от 3 лет.

Можно проводить и в группе и на улице.

Цель игры : разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.

Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.

Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.

Игра «Мишка»

Цель игры : развитие координации , скорости реакции, а также устойчивости внимания.

Возраст детей : от 3 лет.

Мишка косолапый

По лесу идёт, (идем как мишки)

Шишки собирает, (наклоны вперед)

Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)

Оступился Мишка

И об землю – топ (топаем ногой)

Засвистел на ветке

Пересмешник дрозд :(ищем на верху взглядом)

Мишка косолапый

Наступил на хвост! (топаем ногой)

А за ним вдогонку

Пятеро зайчат : (прыгаем как зайчата)

Мишка косолапый! –

Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка» )

Подхватил дразнилку

Весь лесной народ.

Мишка косолапый

По лесу идет. (кричим, руки ко рту –«Мишка косолапый» )

Бросился к берлоге

Маленький медведь : (бежим по кругу)

Чем такие ноги –

Лучше умереть!

Спрятался за шкафом (приседаем на корточки)

И ревёт ревмя :

Мишкой косолапым

Дразнят все меня! (качаемся сидя)

Мама удивилась : (гладят друг друга по плечу)

Глупенький сынок,

Я всегда гордилась

Формой твоих ног.

Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя)

И папа косолап,

Косолапил славно

И дедушка Потап!

Мишка косолапый (идет по кругу расправив плечи и подняв голову)

Стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы, (потирают руки)

Съел медовый торт.

Вышел из берлоги

И как заорёт : (руки вверх, подпрыгивают и кричат : «Мишка косолапый по лесу

Мишка косолапый

По лесу идёт!

«Хомка»

Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)

Полосатенький бочок (потираем бока)

Хомка раненько встает (встаем)

Щечки моет, шейку трет. (руками двигаем не задевая лица)

Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)

И выходит на зарядку. (идем по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять –(руки сгибаем ладошками достаем до плечей)

Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)

Ручками похлопает (хлопают руками)

Ножками потопает (топают ногами)

Крепко свой бочок потрет (трут бока)

И опять гулять пойдет. (идем по кругу)

Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша , и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости , препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.

Здоровье детей и их будущие достижения в ваших руках, уважаемые педагоги!

Литература

Т. Е. Харченко «Гимнастика в детском саду»

Ж. М. Глозман, «Нейропсихология детского возраста» 2009.

Ч. Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология» , 2009.

И Соловей «Детская психология» , 2011

Н. А. Бернштейн «Очерки о физиологии движений и физиологии активности» . 1966.

Развитие крупной моторики

Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоение навыков письма и чтения, занятия спортом и играми. В результате двигательных расстройств у детей может нарушаться мотивация к играм и любой другой деятельности. Кроме того, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают пагубное влияние на последующее развитие речи (Детская поведенческая неврология, 2009).
Помимо этого, отмечается следующее:
двигательные упражнения помогают, во-первых, поднять уровень активности ребенка, обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, развивают умение управлять своим поведением, преодолевать стереотипии в поведении (Глозман Ж. М., 2009).
Двигательные упражнения формируют образ собственного тела ребенка, что помогает лучше осознавать себя, управлять своим телом и поведением, а также легче ориентироваться в пространстве.

Игры и упражнения для развития крупной моторики:
Игры с мячом (самые разные);
Игры с резинкой;
Зеркальное копирование поз и движений;
Попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.);
Весь спектр спортивных игр и физических упражнений;
Занятия танцами, аэробика.

1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается). При хорошем усвоении этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных сочетаниях.

6. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.

7. И п. - сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.

8. И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

9. И.п. - лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху "ползет" по другой руке), а ноги с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону.

10. И.п. - лежа на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется на пол. Возвращается в исходное положение. То же - с другой ногой. Затем работают две ноги одновременно.

11. И.п. - сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная "сарделька"). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.

12. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

13. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

14. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).

15. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").

16. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ре
бенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ошущение положения своего тела в пространстве.
17. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках.

18. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

19. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.

20. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

21. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.

22. И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

23. И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

24. И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

25. "Ласточка". И.П. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить ногу.

26. "Бревнышко" по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.

27. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево. То же приставным шагом - двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам). Затем разноименные рука и нога. То же скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога).
28. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
Взрослый (ведущий) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда взрослый (ведущий) подпрыгнет, то дети должны присесть).

ТОПОТУШКИ
Цель игры: расширение знаний ребенка о собственном теле, общее тонизирование организма.
Возраст детей: от 1,5 лет
Инструкция и ход игры: легкими, мягкими движениями ладоней или пальцев родитель или сам ребенок похлопывает себя, начиная с головы до ступней (макушка, затылок, лоб, щеки, шея, плечи, грудная клетка, руки, живот, спина, поясница, таз, ягодицы, бедра, икры, голени, ступни). В ходе игры можно приговаривать:
Три веселенькие хрюшки
Надели дружно топотушки
И пошли гулять, гулять,
Прыгать, топать и скакать.
Параллельно надо называть все части тела, где касается ладошка. После можно прятать «подарки» для хрюшек на теле ребенка и спрашивать его, куда пойти хрюшкам, чтобы отыскать подарок. Таким образом вы стимулируете ребенка лучше осознавать части своего тела.

ЗВЕРИНАЯ ГИМНАСТИКА
Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения.
Возраст детей: от 2 лет.
Инструкция и ход игры: ребенку предлагается следующее:
«Сейчас мы с тобой отправимся гулять в лес, где нас ждут удивительные зверюшки. Они ждут тебя, чтобы поздороваться. Мы тоже проявим вежливость и будем с ними здороваться особым способом».
Воробушек: стоя, ноги немного расставлены. Взмахиваем медленно руками вверх и вниз. Затем движения немного ускоряются.
Воробушек полетел: машем кистями рук и пробуем подняться на носочки.
Воробушек купается в луже: стряхиваем по очереди руки, затем ноги.
Сова: мудрая сова умеет вертеть головой. Ребенку предлагается повертеть головой вместе с ней. Сидя по-турецки, делаем медленные наклоны головы вперед-назад, вправо-влево.
Змейка: упражнение выполняется в положении сидя по-турецки. Здороваемся со змейкой, вытягивая шею вперед и втягивая назад.
Змейка поползла: лечь на живот и ползти по-пластунски, стараясь не отрывать таз от пола и не становясь на колени. Старайтесь показать ребенку, что руки и ноги работают вместе.
Гусеничка: упражнение выполняется в положении сидя на полу, ноги прямые. Подтягиваем ягодицы к ступням, затем опять выпрямляем ноги. Руки также помогают в передвижении. Гусеница ползет вперед и назад задом.

Бабочка: упражнение выполняется в положении стоя на полу, ноги слегка расставлены. Совершаем круговые движения руками вперед и назад. Начинаем медленно, постепенно увеличивая темп. Здесь нужно смотреть на индивидуальные возможности ребенка. Важна не скорость, а амплитуда. Бабочка села на корточки и закрылась крылышками: приседаем, обхватив голову руками.
Паучок: упражнение выполняется в положении стоя на руках и ногах животом вверх. «Паучок» старается построить себе паутину, передвигаясь по полу на четырех лапках. Здесь для большего интереса ребенка можно привязать к его поясу яркие нитки. Катушку оставить в исходной точке. Передвигаясь в разных направлениях, ребенок-паучок сможет оставить след на полу и посмотреть, какая получилась паутина.
Кошечка (по Т. Е. Харченко): упражнение включает несколько разных комплексов движений.
Кошечка греет голову на солнышке: выполняется в положении стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Даются следующие команды:

Повернуть голову направо;
вернуться в исходную позицию;
повернуть голову налево;
вернуться.
Все это проделывается по три раза в каждую сторону в медленном темпе.
Кошачьи прятки: выполняется в положении сидя на пятках, руки за спиной. Даются следующие команды:
встать на колени, потянуться, посмотреть вверх;
вернуться в исходное положение.
Все это проделывается медленно, 5 раз.
Кошечка дышит: выполняется в положении «ноги вместе, руки опущены». Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м-м-м-м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. Повторить 5 раз.
Кошечка сердится и волнуется: выполняется в положении стоя на коленях и на ладошках, голова приподнята. Даются

следующие команды:
выгнуть спинку;
опустить голову;
вернуться.
Повторить 5 раз в медленном темпе.
Кошечка отдыхает: выполняется в положении лежа на спине, руки вдоль туловища. Даются следующие команды:
повернуться на правый бок, прижать ноги к животу;
вернуться в исходное положение;
повернуться на левый бок, прижать ноги к животу.
Повторить 3 раза в каждую сторону (медленно).

ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА
Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.
Возраст детей: от 3 лет.
Инструкция и ход игры: ребенку объясняют суть игры:
«Сегодня мы с тобой будем волшебниками и сможем превращаться в 4 стихии. Мы сможем стать как огонь, вода, земля и воздух».
Взрослый и ребенок садятся на ковер. Взрослый катит мяч малышу и называет стихию. Когда мяч у малыша, взрослый показывает движение, характерное для названной стихии.
Огонь – тянем руки вверх и шевелим пальчиками, параллельно стараемся произнести звук «ааааааа» с придыханием.
Вода – движение руками, как будто плывем, произнося «буль-буль».
Воздух – махи руками, дуем, как ветер.
Земля – отбиваем мяч от пола.

ПАУТИНКА
(с ниткой или резинкой)
Цель игры: развитие координации, формирование образа собственного тела, развитие умения ориентироваться в пространстве
Возраст детей: от 2 лет.
Инструкция и ход игры: ребенку объясняют суть игры. Взрослый говорит:
«Знаешь, как паучки строят свой домик? Они натягивают паутину. Давай и мы попробуем построить домик для паучка».
Взрослый и ребенок натягивают нитки в пространстве на разном уровне, закрепляя их за предметы, находящиеся в комнате (ножка стола, стула, ручка шкафа и т. д.), так, чтобы получилось подобие паутины.
На данном этапе игры включается не только эмоциональное взаимодействие родителя и ребенка, но и происходит усвоение последовательности действий и инструкций, а также развивается точность тонкой моторики.
Когда дом построен, паучок может проверить свое жилище и осмотреть его со всех сторон. Для этого нужно, аккуратно перешагивая и проползая под нитками, перебраться из одного конца комнаты в другой так, чтобы постройка не рухнула.
Вариант с резинкой может быть аналогичным. Можно зацепить резинку только за ножки стульев так, чтобы получилось подобие паутины. В этом варианте (больше подходит старшему возрасту – от 4 лет) нужно точно поставить ногу в пространство между «паутинками» и не задеть их. Таким образом перебраться на другой конец.

БОЛЬШИЕ НОГИ
Цель игры: общая активизация организма, развитие координации, отработка навыков регуляции и переключения. Кроме этого, игра гарантирует заряд хорошего настроения, а также отрабатывает навыки падения.
Возраст детей: от 1,5 лет.

Большие ноги шли по дороге, большие ноги шли по дороге.
(Идем большими шагами по кругу.)
Маленькие ножки бежали по дорожке, маленькие ножки бежали по дорожке.
(Бежим маленькими шажками.)
Бежали, бежали, бежали. Бууух! Упали.
(Падаем на пол. Ребенок может упасть на родителя.)
ПОШЕЛ КОРОЛЬ ПО ЛЕСУ
Цель игры: общая активизация организма, развитие координации, зарядка хорошим настроением. Идеально подходит в качестве переменки между какой-либо деятельностью.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: взрослый, показывая движения, произносит потешку. Ребенок старается повторить все за родителем.
Пошел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
(Шагаем по кругу, высоко поднимая колени.)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
(Остановились и прыгаем.)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
(Остановились и трясем каждой ногой по очереди.)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
(Хлопаем в ладоши.)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
(Топаем ногами.)
Головкой покачаем, покачаем, покачаем.
(Качаем головой.)
И работать начинаем.

МЫ НА КАРУСЕЛИ СЕЛИ

Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: взрослый, показывая движения, произносит потешку. Ребенок старается повторить все за родителем.
Мы на карусели сели, завертелись карусели,
(Идем шагом по кругу.)
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
(Шаг переходит в бег.)
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
(Постепенно бег переходит в шаг.)
Раз, два, три, четыре, пять продолжаем мы играть.
(Можно повторить в другую сторону.)

НА КОВРЕ КОТЯТЯ СПЯТ
Цель игры: общая активизация организма, развитие координации, отработка навыков регуляции и переключения, поднятие настроения.
Возраст детей: от 1,5 лет.

«Давайте поиграем в котят.
Наши котята спят.
Ложитесь на коврик и закрывайте глазки, а я вам песенку спою:
На ковре котята спят мяу-мяу,
Просыпаться не хотят мяу-мяу.
(Дети ложатся на ковер.)
Вдруг бежит сюда лиса,
Разбегайтесь кто куда».
(Дети быстро поднимаются и разбегаются в разные стороны, стараются спрятаться от лисы.)
Здесь можно использовать куклу-лису. Кого лиса поймает, тот садится и отдыхает.

КОТЯТА
(вариант второй)

Вот котята все проснулись,
Сладко-сладко потянулись.
Правой лапкой потянулись,
Левой лапкой потянулись.
Ой, котята, вы грязнушки!
Умывайте свои ушки!
Все котята мыли ушки.
Вот так, вот так.
Все котята мыли щечки.
Вот так, вот так.
Все котята мыли брюшки.
Вот так, вот так.
Все котята мыли лапки.
Вот так, вот так.
У наших котиков чистые лапки,
А на чистых лапках острые царапки.
Кошка с котятами вместе играла,
Кошка котяток всему обучала:
Клубок покатать,
(Дети перекатываются на полу.)
Хвостом помахать
(На четвереньках виляем «хвостиком».)
Лапками царапать,
(имитируем царапанье.)
Молоко лакать.
(имитируем, как кошка лакает молоко.)
Котятки нагнулись и пьют молоко.
Подняли головки, прогнулись.
И сказали: «Мяу!»
(повторить несколько раз.)
Добрый котенок говорит: «Мур-р»,
(прогнуть спинку.)
Злой котенок говорит: «Фррр».
(выгнуть спинку.)
Как у нашей кошки подросли ребята,
Подросли ребята, пушистые котята.
Спинки выгибают, хвостиком играют.
А у них на лапках острые царапки,
Длинные усищи, зеленые глазищи.
Очень любят умываться, лапкой ушки почесать.
И животик полизать.
Улеглись на бочок и свернулись в клубок,
А потом прогнули спинки, убежали из корзинки.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОТЕНОК»
(вариант Ирины Шуваевой)
Инструкция и ход игры: взрослый говорит четверостишия, ребенок повторяет действия по тексту.
Если что-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок, цап-царап!
Не уйдешь от наших лап.
* * *

Несколько ниже перечисленных игр помогут вашему ребенку быть более скоординированным, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они подарят вам заряд хорошего настроения.


СОРОКОНОЖКА (вариант Ирины Шуваевой)
Инструкция и ход игры: групповая игра. Дети становятся друг за другом и повторяют действия по тексту.
Сороконожка хорошо бежит,
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день бегут,
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последним, тот бежит вперед
И самым первым в голове встает.
Сороконожка хорошо бежит...

МАРТЫШКИ (вариант Ирины Шуваевой)
Инструкция и ход игры: взрослый говорит четверостишия, дети повторяют действия по тексту.
Мы веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Шире рот откроем,
Все гримасы строим.
Как скажу я цифру «три» –
Все с гримасами замри!

ПТИЧКИ (вариант Ирины Шуваевой)
Инструкция и ход игры: взрослый говорит четверостишия, дети повторяют действия по тексту.
Прилетели птички, птички-невелички.
Все летали и летали, крыльями махали.
Перышки почистим, чтобы было чисто.
Вот так и вот так, чтобы было чисто.
На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю, клю-клю-клю,
Как я зернышки люблю!

КОЗЛЯТА
Инструкция и ход игры: выполнять вдвоем (можно со взрослым, можно ребенок с ребенком в паре). Руки подняты над головой – это рога. Упираться с партнером руками изо всех сил (напряжение), плюх – упасть на пол (расслабление).
Как-то раз к кому-то в гости
Шел козленок через мостик.
А навстречу шел другой,
Возвращался он домой.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами бух!
И с моста в водичку плюх!

ЗЕРНЫШКО
Инструкция и ход игры: взрослый рассказывает:
«Маленькое зернышко лежало в земле. Ему было холодно, оно замерзло и свернулось калачиком. Но вот наступила весна, солнышко стало припекать. Зернышко согрелось, и показался росток. Он выглянул из-под земли и сказал: «Ух, как здесь красиво!» Стал росток подниматься все выше и выше. На нем появились листочки, сначала один, потом второй. А затем показался бутон. Бутончик согрелся на солнышке, и распустился прекрасный цветок.
К солнцу потянулись высоко,
Стало нам приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечек качал.
Влево качнулись, низко пригнулись,
Вправо качнулись, низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочек не ломай!
Пусть цветы растут, растут, детям радость несут».

БОЖЬИ КОРОВКИ
Инструкция и ход игры: взрослый говорит четверостишия, дети повторяют действия по тексту.
Божьей коровки папа идет (на носочках высоко),
Следом за папой мама идет (обычно),
За мамой детишки идут (на корточках).
Вслед за ними малышки ползут,
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками черненькими.
На солнышко они похожи.
Встречают дружно новый день.
А если жарко будет им,
То спрячутся все дружно в тень.

ПЕТРУШКИ
Инструкция и ход игры: взрослый говорит четверостишия, дети повторяют действия по тексту.
В круг Петрушки дружно встали
Будут весело играть.
Погремушки в руки взяли,
Стали все маршировать.
На носочках идем высоко-высоко,
С погремушкой в руках нам идти легко.
Руки на бочок поставим
И головками киваем.
Вправо-влево,
Вверх и вниз,
Ты, Петрушка, не ленись!
А Петрушки, а Петрушки
Приседают и встают
И совсем не устают.
А устанут наши ножки –
Мы погладим их немножко.
Сядем дружно, отдохнем.
Посидим совсем немножко
И опять плясать начнем.
Поплясали, поплясали
И легонько побежали.

ХОМЯЧОК
Инструкция и ход игры: взрослый говорит четверостишия, дети повторяют действия по тексту.
Хомка, хомка, хомячок,
Хома – толстенький бочок,
Хома рано встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать.
Лапками похлопает,
Ножками потопает,
Крепко свой бочок потрет
И опять гулять пойдет.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БУСИНКИ»
Цель игры: выработка у ребенка умения двигаться медленно, повторяя движения за взрослым.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: взрослый говорит:
«Я буду ниточкой, а вы бусинками. Слушайте меня и будьте внимательны! Я на ниточку нанизываю бусинки».
Педагог берет первого ребенка за руку, остальные выстраиваются цепью, образуя бусы.
Как мы бусинки лепили,
Как мы бусинки лепили.
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Как мы с бусами играли,
Как на нитку собирали.
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Как мы бусы завивали,
Как мы бусы завивали.
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.

ИГРА С ПРЫЖКАМИ НА МЯЧЕ
Цель игры: общая активизация организма, отработка навыков регуляции и переключения, восприятие ритма. Кроме этого, она обеспечивает заряд хорошего настроения.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: взрослый предлагает ребенку попрыгать на гимнастическом мяче (с рожками) под музыку. Если ребенок хорошо скоординирован, можно предложить игру (к 4 годам это возможно). Взрослый говорит:
«Пока играет музыка, мы все прыгаем на своих скакунах, но как только музыка стихнет, нужно лечь на пол и замереть, не двигаться. Как будто наступила ночь и мы все спим.
Как только опять заиграет музыка, мы снова садимся на наших коней и скачем дальше».
Можно усложнять эту игру, расставляя кегли на ковре. Ребенок прыгает, но кегли задевать ему нельзя. Это ловушка.

ПУТЕШЕСТВЕННИК
(с полосой препятствий из стульев: пролезть, перелезть, перешагнуть)
Цель игры: развитие координации, обучение ориентированию в пространстве, формирование образа собственного тела.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: несколько стульев ставятся плотно друг за другом. Ребенку предлагается отправиться в путешествие на поиски клада или просто в гости к любимой игрушке. Для этого сначала нужно проползти под стульями до конца, как по тоннелю, затем залезть на стул и, перешагивая через спинки, вернуться обратно. Далее стулья можно расставить друг от друга так, чтобы ребенок мог пройти между ними (или в шахматном порядке). Пройти еще раз, как змейка, не задевая поверхности стула. Важно, чтобы взрослый проговаривал действия ребенка во время игры, его расположение в пространстве (под стулом, на стуле, через стул, вокруг стула и т. д.). В ходе игры формируются первые пространственные представления и усваиваются логико-грамматические конструкции.

УПРАЖНЕНИЯ С ОБРУЧЕМ
Цель: развить координацию, научиться ориентироваться в пространстве, способствовать формированию образа собственного тела.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: ребенку предлагается поиграть с озорным обручем. Сначала обруч лежит на полу и малыш старается на двух ногах прыгнуть в центр. Затем взрослый приподнимает обруч над полом на небольшое расстояние и предлагает выпрыгнуть из обруча. Еще немного приподнимает. Теперь малышу может быть сложно прыгнуть, но перешагнуть он способен. Так обруч поднимается все выше и выше (здесь родитель должен учитывать возможности ребенка). В конце обруч вырастает высоко-высоко так, что ребенок теперь старается дотянуться до него сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя вместе. Дальше может дотягиваться с прыжком.

ИГРА С ПРЫЖКАМИ НА МЯЧЕ
Цель: разогреть суставы, развить гибкость и пластичность у ребенка, научить его координировать движения.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: дети повторяют действия по тексту, который произносит взрослый. Здесь можно использовать игрушки или картинки, соответствующие описанным ниже животным. Взрослый говорит:
«Пойдем сегодня в гости к зверятам. И идти мы будем по-особому.
Как медведи.
(Косолапим, опираясь на внешнюю часть стопы.)
Как зайцы.
(Прыгаем на двух ногах.)
Как мышки.
(Передвигаемся маленькими шажками.)
Как аисты.
(Высоко поднимаем колени, как будто перешагиваем через препятствие.)
Как цапли.
(Стараемся стоять на одной ножке.)
Как лошадка.
(Цокая и высоко поднимая колени, передвигаемся вприпрыжку или шагом.)

МЫ МАТРЕШКИ
Цель игры: общая активизация организма, развитие координации, зарядка хорошим настроением.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: взрослый, показывая движения, произносит потешку. Ребенок старается повторить все за родителем.

КАЧАЛОЧКА
Цель игры: развитие координации, чувства равновесия, общая активизация организма.
Возраст детей: от 3 лет.
Инструкция и ход игры: выполняется в положении сидя на ковре, ноги согнуты в коленях, руки крепко держат ноги. Стараемся раскачаться на спине назад и вперед.

БРЕВНЫШКО
Эта игра во многом аналогична предыдущей, но влияет еще и на развитие межполушарного взаимодействия.
Возраст участников: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: выполняется в положении лежа, руки над головой на полу, ноги стараемся не сгибать. Перекатываемся с одного «берега» на другой.

РАКЕТА, САМОЛЕТ
Цель игры: укрепление мышечного корсета, формирование осанки.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: выполняется в положении сидя по-турецки, руки над головой, ладоши вместе, спина ровная.
Ракета на старте: тянем ладони вверх, удерживая спину прямой, смотрим вперед. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск (меняйте интервал счета в зависимости от возможностей ребенка), опускаем руки.
Самолет готовится к взлету: сидя по-турецки, руки в стороны параллельны полу, спина ровная, смотрим вперед. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск (меняйте интервал счета в зависимости от возможностей ребенка), опускаем руки.

РЫБКА
Цель игры: укрепление мышечного корсета, формирование осанки, активизация организма.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: выполняется в положении лежа на животе, стараемся оторвать руки и ноги от пола.
Рыбка показала хвостик (отрываем одни ноги).
Рыбка показала плавник (поднимаем одни руки).

МОСТИК

Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: нагибаемся вперед и касаемся ладонями пола. Предлагаем ребенку сделать несколько шагов и показываем как.

УДАВ
Цель игры: активизация организма, разогревание суставов, развитие гибкости и пластичности у ребенка, обучение координации движений.
Возраст детей: от 1,5 лет.
Инструкция и ход игры: выполняется в положении лежа на животе, руки согнуты в локтях вдоль туловища.
Удав поднимает голову – приподнимаемся на предплечьях и смотрим вперед так, чтобы живот касался пола, а локти не отрывались.

А теперь еще и о тех играх и упражнениях, которые направлены на регуляцию процессов расслабления и напряжения.

Человеку важно уметь не только вовремя мобилизовываться, но и расслабляться, давать организму отдых. Дети раннего возраста еще плохо управляют собственным телом и не всегда осознают, когда оно напряжено, а когда расслаблено. Играя с ними в такие игры, как «Кукла-солдат» или «Марионетки» (поочередно напрягая и расслабляя мышцы всего тела), вы учите своего малыша лучше чувствовать свой организм, осознавать собственное тело.
Особое внимание следует уделять развитию мелкой моторики. Ее интенсивное развитие начинается чуть ли не с пеленок и первые два года жизни является доминирующим. Мелкая моторика очень тесно связана с овладением речи – как устной, так и письменной. Ведь зоны этих функций в головном мозге соседствуют друг с другом и активное стимулирование зоны мелкой моторики помогает развиваться и речевой. Играя с ребенком в различные пальчиковые и артикуляционные игры, выполняя пальчиковую гимнастику, вы таким образом подготавливаете ручку малыша к более тонким и сложным движениям, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть письмом. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, устанавливая более тесный эмоциональный контакт, радовать их и вместе с тем развивать речь.
Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Эти игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Развитие общей моторики и координации движений у детей младшего дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей детских садов, физкультурных работников для занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Такие занятие можно проводить не только в группе, или спортивном зале, но и на свежем воздухе.

Цель: при помощи двигательных упражнений и заучивания стихов развивать координацию и моторику детей.

Задачи:
- продолжить обучать детей двигательным упражнениям;
- развивать речевые зоны мозга;
- заучить с детьми простые стишки и песенки;
- учить взаимодействовать друг с другом и воспитателем.

Общее развитие координации движений, моторики ребёнка влияет на развитие речевых зон мозга. Двигательные упражнения можно сочетать с произнесением несложных рифмованных текстов. Позанимайтесь с детьми в таком роде- им будет веселей и интересней усваивать новые слова и выражения во время ритмического движения
Упражнение «Лодочка».
Попросите малышей лечь на спину, вытянуть руки над головой. По команде пусть они одновременно поднимают прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

Упражнение «Снеговик».
Попросите детей представить, что они- только что слепленные снеговики. Тело должно быть сильно напряжено, как замёрзший снег. Вы можете попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. На вашу команду снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова (расслабляем ее), затем плечи, руки, спина, ноги. Можно так же предложить детям «растаять», начиная с ног.

Упражнение «Кулачки»
Попросите малышей согнуть руки в локтях и начать сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется упражнение до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

Упражнение «Песенка стрекозы».
Попросите детей повторять за вами стихотворение, сопровождая слова движениями. Показывайте эти движения сами. А потом попросите повторить.

Я летала, я летала,
Уставать я не желала.
(Пусть дети плавно взмахнут руками).

Села, посидела,
И опять полетела.
(Пусть дети опустятся на одно колено).

Я подруг себе нашла,
Весело нам было.
(Дети снова должны делать летательные движения руками).

Хоровод кругом вела,
Солнышко светило.
(Возьмитесь с детьми за руки и водите хоровод).

Упражнение «Жираф и мышонок».
Пусть малыши встанут, выпрямившись, затем встанут на колени, поднимут руки вверх, потянутся и посмотрят на руки и сделают вдох, произнося:
У жирафа рост большой.

(Приседают, обхватив руками колени и опустив голову, делают выдох, с произношением звука: ш-ш-ш-…).
У мышонка маленький.

(Затем дети идут и одновременно произносят):
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой
У мышонка- маленький.
(Повторять 6-8 раз).

Упражнение «Колобок».
Предложите детям лечь на спину, подтянуть колени к груди, обхватить их руками. Голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

Упражнение «Гусеница».
Из положения лёжа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки. Поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

Упражнение «Слоник».
Предложите детям изобразить слоника. Им нужно встать на четвереньки. Делая одновременные шаги правой стороной, затем левой.

Упражнение «Гусята».
Попросите детей показать гусят. Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же самое и с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

Упражнение «Лыжи».
Попросите детей встать стоя, расставив ноги на ширине плеч и сжать руки в кулачки. Это будут наши 2лыжи». Теперь двигаемся на «лыжах», и читаем стихотворение:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной зимы.

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.