Анализ поэмы русские женщины краткое. Некрасова «Русские женщины. Анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Образы и символы

  1. Княгиня Трубецкая . Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли
  2. Княгиня Волконская . В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.
  3. Темы, проблемы и настроение

    1. Основная тема – преданность жены , которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
    2. Бал . Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
    3. Дорога . Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
    4. Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России . В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.
    5. Основная идея

      Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

      В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.

      Средства художественной выразительности

      Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо - Енисей»).

      Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак?..»), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Русские женщины» Некрасов

«Русские женщины» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова имела первоначальное название «Декабристки» . Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» , в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком «Бабушкины записки» написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой — более задушевный, доверительный.

Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

Историческая основа поэмы «Русские женщины».

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Цель.

    Изучение поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины", построенной на принципах историзма.

Задачи.

    Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал;

    Развивать у учащихся интереса к истории своей Родины;

развитие и формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность

перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на помощь

ближнему;

развивать понятие об антитезе.

    Воспитывать чувство верности, способности на благородные человеческие чувства -дружбу, любовь.

Тип урока.

    Урок ознакомления с новым материалом

Оборудование.

    Презентация, учебники «Литература» 7 класс (ав. Коровина В.И.), распечатки диалога губернатора с Трубецкой.

План урока.

    Вступительное слово учителя.

    Историческая справка .

    Усвоение учебного материала .

    Обобщающая беседа.

    Итог урока.

    Домашнее задание.

Ход урока.

1. Объявление темы и целей урока.

    Ребята, сегодня на уроке литературы мы продолжим изучать творчество великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Тема урока звучит так: «Историческая основа поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины». Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Цель урока: «Изучение поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины", построенной на принципах историзма». (слайд 1)

Вы все будете помогать мне вести урок, т.к. почти у каждого из вас было определённое задание.

Поэму «Русские женщины» вы прочитали дома, текст вам знаком, думаю, что работать будете активно.

2. Вступительное слово учителя.

Есть такие даты в календаре, которые должен знать каждый русский человек.

К ним относится и день декабристского восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года. Декабристы. Лучшие люди России, дворяне, офицеры, богатые и знатные. Что заставило их выйти на Сенатскую площадь? Против чего они протестовали?

3. Историческая справка .

- Об этом нам расскажет …(ф.и. учащегося)

Сообщение ученика о восстании декабристов 1825 года (слайд 2)

14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю Павловичу (Николаю I). Для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиняться новому царю.

Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е., по определению того времени, опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Но они выступили за ограничение самодержавия и введение конституции, а также за ликвидацию крепостного права.

Морозный день 14 декабря 1825 года вошёл в историю России как дерзкая попытка покончить с царской властью.

Учитель. Восстание было подавлено через несколько часов. 250 человек были убиты . А всего в восстании участвовало около 3300 человек . Более 600 человек арестовано. Началось расследование и расправа. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. (слайд 3)

(слайд 4) Пятеро заговорщиков были казнены. Вот их имена: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский и Михаил Бестужев-Рюмин.

(слайд 5) 25 человек были отправлены на вечную каторгу, 91 декабрист приговорён к 20-летней каторге и ссылке, около 3000 солдат и матросов – к репрессиям.

Заключённых лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам. Их лишали права возвращаться в столицу, а также лишали всех званий и почестей.
В большинстве своём декабристы выросли в богатых дворянских семьях, получили прекрасное образование и никогда ни в чём не нуждались. Казалось бы, живи и радуйся, но они выбрали совсем иную судьбу, решив положить конец самодержавию, в котором видели главное зло России.

Рассказ ученика о судьбе жен декабристов.

Немало декабристов в наказание были сосланы на каторгу в Сибирь. С ними в добровольное изгнание отправились их ни в чём неповинные жёны – молодые, изнеженные, привыкшие к удобствам городской жизни, роскоши и дорогим развлечениям женщины.

(слайд 6) Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за мужем в Сибирь.

Она была дочерью знатного француза Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями.

Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино.

Сергей и Екатерина обвенчались в Париже и вскоре вернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым, спокойным характером, "имел просвещенный ум", был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.

Небольшая инсценировка разговора царя с Трубецкой. (слайд 7)

Трубецкая с трудом добилась аудиенции у царя. Николай I был зол.

Поймите, мадам, то, что вы задумали, - безрассудство! Зачем вам каторжник

Трубецкой?!

Простите, Ваше Величество, но Сергей Трубецкой - мой муж, и разлучить нас может лишь смерть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.

Как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями!

Ваше величество, я должна быть с мужем…

Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ...

Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

4. Усвоение учебного материала .

В своей поэме Некрасов рассказывает о двух женщинах-декабристках -княгине Трубецкой и княгине Волконской.

Первая часть поэмы “Русские женщины” «Княгиня Трубецкая» тоже состоит из двух (равных по объёму) частей.

- Давайте прослушаем начало поэмы в аудиозаписи.

Читают поэму актёры Л.Кулагин и А.Покровская. Это образец выразительного чтения.

(слайд 8 путь)

Слов. работа: возок, образок, полость (слова записаны на доске).

Итак, как вы поняли, часть 1 представляет описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени (2 МЕСЯЦА ), что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги.

За время путешествия княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом.

- Во второй части (слайд 9) представлен в лицах разговор губернатора Иркутска с княгиней, занявший 9 дней и закончившийся победой княгини. Эта сцена является кульминацией, решение генерала отправить княгиню в Нерчинск – развязка сюжета. Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить о их сопоставлении, то есть антитезе .

Таковы особенности сюжета и композиции поэмы.

Центральным эпизодом первой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора”.

(по напечатанным таблицам)

…хоть он вас отпустил по доброте своей,

но ваш отъезд его убил…

Вернитесь поскорей!

2. Мне вам рассказывать смешно, как я люблю отца…
Но долг другой,
И выше и святей,
Меня зовёт.

3. (Трудности быта в тюрьме)

Пускай ваш муж

он виноват… А вам терпеть…за что?

3. Ужасна будет, знаю я
Жизнь мужа моего
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

4. (Трудности природных условий_

а) Тот климат вас убьёт!

б) Окреп туземный человек

С природою в бою.

Ваше присутствие усилит страдания мужа.

а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя…
б) Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть!
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть.

5. Да, вы умрёте, но сперва

Измучите того, чья безвозвратно голова погибла (мужа)

В себе он будет сознавать причину ваших слёз.

5. …Я слёз не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!

6. Помочь мужу – минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого…

Закон позволяет.

6. Нет, нет я видеть не хочу
Продажных и тупых,
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.

7. …бежите вы за ним (мужем), как жалкая раба!

7. Нет, я не жалкая раба.
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба
Я буду ей верна!
…к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!...

Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

Вам наши кажутся права правами – не шутя?

Нет! Ими я не дорожу…

9. через 6 дней

Вас по этапу поведут

С конвоем…весной

В Нерчинск придёте, если вас

Дорога не убьёт

Неделя целая прошла…

Уж шла бы я давно…

10. Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

Выразительное чтение заключительных слов губернатора.

Беседа:

- Какое мнение сложилось у вас о Е.И.Трубецкой?

(Любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена, очень настойчивый и целеустремлённый человек, понимающий трагизм своего положения, умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя, у неё сильная воля, она смогла преодолеть сопротивление генерала).

- Каким показан генерал?

(Уважительный, почтительный к людям более высокого положения в обществе.

Честно выполняет свой долг по службе. Умён. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Видимо, за эти качества оказался на службе в каторжном краю. Осмелился не выполнить предписания о возвращении княгини в Санкт-Петербург.

- Можно ли утверждать, что сцена разговора построена на антитезе?

(Да, но в конце разговора герои объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам-декабристам, сознанием правоты своего поступка).

(Все противопоставлены царю и его двору).

- Как вы думаете, какова тема произведения?

(Личность княгини Е.И. Трубецкой.)

- Идея произведения?

(Восхищение подвигом жён декабристов во имя святого долга жены, несущей силу и поддержку своему мужу.)

5. Обобщающая беседа.

Русская история, литература, театр, кинематограф уберегли от забвения память о прекрасной женщине- княгине Трубецкой.

Подвигом любви бескорыстной назвал Н.А. Некрасов добровольное изгнание жен декабристов, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.

(чтение учащимися имён и фамилий жён декабристов под мелодию) (слайд 10-20)

1. Екатерина Ивановна Трубецкая ,

2. Мария Николаевна Волконская ,

3. Александра Григорьевна Муравьева ,

4. Елизавета Петровна Нарышкина ,

5. Александра Васильевна Ентальцева ,

6. Наталья Дмитриевна Фонвизина ,

7. Александра Ивановна Давыдова ,

8. Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль),

9. Анна Васильевна Розен ,

10. Мария Казимировна Юшневская ,

11. Камилла Петровна Ивашева ,

12. Варвара Михайловна Шаховская .

(слайд 21)- о фильме В.Мотыля «Звезда пленительного счастья».

6. Итог урока. -Подведём итог. Чему мы научились на уроке?

-(Мы увидели составные части произведения, их взаимосвязь, познакомились с последовательностью работы при анализе произведения).

Значение поэмы Н.Е. Некрасова “Русские женщины" в том, что поэт первым в печати прославил самоотверженных жен декабристов.

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.

За работу на уроке получают отметки: ………………………………………………….

7. Домашнее задание.

Напишите небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины» и знания, полученные на уроке.

Николая Некрасова можно назвать тонким ценителем чистой души настоящей русской женщины. В основе поэмы лежит историческое событие 1825 года. Это время обозначилось восстанием декабристов - прогрессивной части населения, которые боролись с властью за свои идеалы. Но не их подвиг стал центром произведения, а подвиг их верных жен. После приказа сослать декабристов в наказание в Сибирь, большинство жен последовало туда за своими любимыми. Среди женщин были как обычные крестьянки, так и родовитые дворянки. Николай Некрасов для поэмы создает два женских образа. Обе они были знатными княгинями, и обе променяли свои титулы на серую жизнь в Сибири. Почему они согласились на это? Ими управляли два чувства – любовь и долг.

Лиро-эпическое произведение «Русские женщины» состоит из двух частей. Первая посвящена княгине Трубецкой. Она изображена достойной женщиной, преданной супругой. И хоть этот образ собирательный, но очень живой. Княгиня имеет все: немалое материальное состояние, высокое положение в обществе. Однако когда перед нею становится выбор: сохранить свои привилегии или последовать за мужем, то она не колебалась и минуты, выбрав второе.

Часть поэмы под названием «Княгиня Трубецкая» построена на эмоциональных диалогах. Вначале женщина прощается с отцом. Она осознает, что ему больно отпускать ее. Но так же она верит, что отец позже будет гордиться поступком дочери. Потому что княгиня видит свой святой долг в том, чтобы находится возле мужа, поддерживать его в трудные времена.

Важным эпизодом в поэме является и диалог княгини с губернатором. Высший чиновник получил бумагу с прошением не отпускать княгиню в Сибирь. И поэтому она приводит массу аргументов против ее решения воссоединиться с мужем на каторге. Но княгиня с гордостью парирует все его доводы. Ей жаль оставлять отца, но долг жены ей сейчас кажется важнее. А потеря титула и с ним всех преимуществ ее и вовсе не тревожит. Губернатор поражен стойкостью этой русской женщины, и в результате соглашается отвезти ее к мужу. В диалоге с чиновником Трубецкая выглядит морально сильнее, и поэтому тот признает ее превосходство. В чем же сила княгини? Конечно в настоящей любви и верности. Ей не жаль отречься от материального богатства, потому что богатство ее души никогда не исчерпается.

Решение женщин поехать за мужьями на Сибирь можно приравнять к подвигу. Ведь даже знатные дворянки теряли свои привилегии, и даже их дети рождались уже без особых прав.

Возможно, Николай Некрасов выбирает своих героинь из знати именно потому, что тем было больше терять, чем обычным крестьянкам. Они, не привыкшие к холоду и голоду, учились жить в нужде.

Перед тем как приступить к написанию первой части поэмы с названием «Княгиня Трубецкая» автор изучал исторические источники, в том числе «Записки декабриста» Андрея Розена. Впервые эта часть появилась в 1872 году в издании «Отечественные записки».

Проводила юность в роскоши. Она бывала на балах, часто путешествовала. Особняк ее отца можно было бы сравнить с величественным замком. Но весь этот блеск вмиг для нее поблек после ссылки мужа. Она поняла, насколько фальшивым является ее мир, в котором большинство ценит лишь деньги и связи. Возможно поэтому она и не жалеет о том, что потеряет связь с таким миром. И хоть жизнь в Сибири намного сложнее, но зато она будет рядом с любимым человеком, которому когда-то поклялась в верности.

Княгиня Трубецкая – это образ искренней русской женщины, для которой долг перед мужем свят. Знатная особа отреклась от всего ради своей любви.

» (1872, № 4 и 1873, том 206).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Русские ЖЕНЩИНЫ. Николай Некрасов

    ✪ Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины»,«Княгиня Трубецкая»| Русская литература 7 класс #21 | Инфоурок

    Краткий пересказ Н. Некрасов Княгиня Трубецкая

    ✪ Русские женщины краткое содержание (Н.А. Некрасов). 7 класс

    ✪ "Русские женщины" Некрасов Николай Алексеевич

    Субтитры

    Друзья, если у вас нет возможности читать поэму Николая Некрасова «Русские женщины», смотрите это видео. Это история о двух жёнах декабристов, которые последовали в Сибирь за своими мужьями- заговорщиками. Поэма состоит из двух частей. Первая – о княгине Екатерине Трубецкой. Вторая – о княгине Марии Волконской. Написал поэму Некрасов в 1872 году. Сначала называлась «Декабристки». Итак… Зимней ночью 1826 года граф-отец помогал собирать вещи своей дочери Екатерине Трубецкой. Этой ночью она уезжала далеко-далеко – в Сибирь. Дочка понимала, что вряд ли ещё когда-нибудь увидит отца. Она прощалась даже со своим родным и любимым Петербургом. Ехала долго – около двух месяцев. В дороге княгине снились её юность, балы, знатные гости в их доме, муж, поездка с ним в Италию. В общем, снилась прежняя богатая беззаботная жизнь. А в действительности перед нею было царство нищих и рабов. Чем дальше на Восток, тем становилось холодней. Проезжали какой-то убогий городок, в котором все жители от мороза по домам попрятались. Снилось княгине декабрьское восстание. То, как государь помиловал его участников и сослал их в Сибирь. То, как она приходила на свидание к арестованному мужу. Проснулась. Слева – тёмный лес, справа – Енисей, а в лесу воет голодный волк. Через два месяца пути княгиня приехала в Иркутск. Её встретил губернатор города. Княгиня хотела сразу же ехать дальше, но губернатор попросил её остаться, передохнуть с дороги. - Там ещё ехать 800 вёрст, - сказал он. – И дорога ужасная. А я вот 7 лет у вашего отца служил. Готов вам помочь. - Супер. Мне нужны свежие лошади. - Понимаете, тут бумага пришла. Сверху. Вам нужно вернуться. К отцу. Он очень переживает. - Я еду к мужу. Это мой долг. Тогда губернатор начал описывать все ужасы жизни в Сибири: длинная зима, вокруг одни уголовники, жить будете в общей казарме, из еды – хлеб и квас. - Никто вас не будет жалеть. Если муж накосячил – пусть отвечает. А вам зачем мучиться? - Я готова к этому, - ответила княгиня. – Живут же там люди. Значит и я смогу. А если умру – так умру рядом с мужем. - Да это вы сейчас так говорите. Поймите же, что вашему мужу одному будет легче, чем когда он будет видеть вас в тех условиях. А в Петербурге балы, жизнь, встретите другого мужчину. Губернатор умолял её не ехать, но княгиня была непреклонной. - Ладно, - сказал губернатор. – Знайте, что если поедете к мужу, то лишитесь всего. Придётся отречься от своих прав: от дворянства, от наследства. - Где подписать отречение? – спросила княгиня. Через пять дней губернатор сказал, что лошадей ей не даст. И что если она хочет ехать к мужу, то её поведут по этапу вместе с конвоем. В Нерчинск придёт только весной. Ведь каторжники идут медленно. Наконец губернатор не выдержал. Сказал, что у него был приказ царя не пускать её к мужу. - Я сделал всё, что смог, чтобы вас отговорить. Я дам вам лошадей. Через три дня вы увидите своего мужа. Старая женщина княгиня Мария Николаевна Волконская (девичья фамилия Раевская) пишет историю своей жизни для внуков. Чтобы они, когда вырастут, смогли прочитать и всё понять. - Родилась я под Киевом в тихой деревне. Наш род был богатым и древним. Я была любимой дочерью. Мой отец был военным. Прославился в битве с Наполеоном. После военных походов он медленно угасал в нашей усадьбе. Моим обучением занималась гувернантка из Англии. Отец устраивал пиры, к нам приезжали его друзья-генералы. Я тогда была первой красавицей. Все парни желали моего расположения. Жениха мне нашёл отец – мужчину, который воевал, которому сам государь присвоил звание генерала. Его звали Сергей Волконский. Возражать отцу я не смела, и через две недели мы поженились. Мужа постоянно не было дома – в служебных разъездах. Поэтому мы почти не виделись. Я заболела и поехала в Одессу. Там провела целое лето, зимой приехал муж. Как-то ночью он меня разбудил и сказал растопить камин. В нём он жёг какие-то бумаги. А утром мы уехали. Сергей привёз меня к отцу в усадьбу, а сам снова куда-то уехал. Он был встревожен. Мне ни о чём не рассказывал. Отец меня успокаивал. Говорил, что муж скоро вернётся – работа у него такая. А я в это время уже беременной была. О муже ничего не знала. Он даже писем не писал. Чувствовала, что с ним что-то нехорошее произошло. Родные от меня что-то скрывали, даже газет не давали читать. И уже только из приговора я узнала, что Сергей был заговорщиком. Он готовил государственный переворот. Сначала я не могла понять, почему он мне ничего не сказал. А потом поняла. Я ведь тогда была беременной, и он не хотел, чтобы я волновалась. Уже тогда я решила, что поеду за ним в Сибирь. Поехала к мужу на свидание в тюрьму. Когда увидела его, то поняла, как сильно я его люблю. Родня Сергея умоляла императора наказать его помягче, но нет – Сергея отправили в Сибирь. Вся моя семья восстала, когда я сказала, что поеду вслед за мужем. Отец просил подумать о новорождённом сыне, о себе, о нём с мамой. - Это я виноват, - говорил отец. – Не нужно было тебя знакомить с ним. Ночью я задумалась о том, что всю мою жизнь решения принимали за меня. Я даже замуж выходила по решению отца. И так все 20 лет. Наутро я сказала, что сына оставлю родителям – они его воспитают. Я была уверена, что сын, когда вырастет, поймёт меня. А если бы я осталась, то он укорял бы меня за то, что я отца оставила самого. Я написала письмо государю, в котором сообщила о своём желании поехать к мужу. Он мне ответил. Написал, что восхищается моим поступком, хоть и не одобряет его. Я собралась за три дня. Родные до последнего не верили, что я поеду. Последнюю ночь я провела с сыном. Утром попросила сестру стать для него матерью. Я обняла маму, сестру, поцеловала братьев. А отец на прощанье сказал, чтобы я через год вернулась. Иначе он проклянёт меня. Вот на такой «позитивной ноте» я уехала из родного дома. Это было в конце декабря. Через 3 дня я приехала в Москву к Зинаиде (родственнице мужа). Она меня поддержала. Организовала вечеринку. Тогда в Москве следили за попыткой восстания. Даже такая шутка была, что в Европе восстание поднимают сапожники, чтобы стать баринами, а в России знать поднялась. Наверное, в сапожники захотела. В Москве я стала «героиней дня». Все поприезжали, чтобы на меня посмотреть. Все восхищались мной. Даже Пушкин приехал. Мы уже с ним ранее были знакомы. Когда-то в Крыму он жил в нашем доме. Мне тогда было лет 16. И он был в меня влюблён. Хотя, в кого Александр только не был влюблён. В этот вечер мы с ним много общались. Он переживал за меня. Утешал тем, что гнев царя не может быть вечным. Выехала я перед самым Новым годом. Мне было грустно, но это был мой выбор. И вот мы едем-едем, долго едем. Попали в метель – даже дороги не было не видно. Ямщик сказал, что нужно где-то переночевать, а уже утром ехать дальше. Ну вот мы и остановились у лесников в их хижине. На ночь они камнями двери привалили, чтобы медведи не зашли. Утром мы поехали дальше. И так ехали три недели. В одной харчевне какой-то солдат сказал, что видел заговорщиков в Благодатском руднике – живы-здоровы. Дальнейшая дорога была тяжёлой – холодно, голодно, страшно. Когда оказалась в Нерчинске, то встретилась с княгиней Трубецкой. Боже, как мы были рады друг другу. Ямщик, который вёз нас двоих, рассказывал, что он возил и мужей наших. Говорил, что они даже шутили. Значит, у них всё не так уж плохо. Мы приехали в деревню. Я увидела кирпичный дом с решётками. Мне сказали, что сейчас заключенных увели работать. Местные детишки провели меня к тому руднику. Я попросила часового, чтобы он разрешил мне попасть внутрь. Он пустил. Я пошла со свечкой в темноте, пока меня не окликнул дежурный. Тогда я загасила свечку и побежала вперёд. Увидела свет, где в шахте работали декабристы. Первым меня узнал Трубецкой. Были там и другие офицеры, которых я знала. При виде меня они плакали. Трубецкому я сказала, что его Катя тоже здесь. А другим передала письма от родных. И наконец появился мой Сергей. Он плакал, его руки дрожали. Я подошла к нему, опустилась на колени и поцеловала его оковы. Сразу все работы в руднике прекратились. Все глазели на нас. Подошёл смотритель и сказал, что мне нельзя здесь находиться. Муж на прощанье на французском сказал мне, что мы увидимся с ним в тюрьме. На этом всё, друзья!

«Княгиня Трубецкая»

Действие поэмы, посвящённой княгине Трубецкой, начинается в момент прощания Екатерины Ивановны с отцом. Граф Лаваль , расставаясь с дочерью, не может сдержать слёз. В пути княгиня вспоминает стоящий на берегу высокий дом, где прошло её детство, балы и праздники, встречу с избранником. Выйдя замуж за князя Трубецкого , она становится хозяйкой великосветских приёмов, на которых присутствуют послы и сановники. Затем Трубецкие уезжают за границу; то ли во сне, то ли в памяти Екатерины Ивановны всплывают картины прежней жизни, когда они с мужем посещали дворцы и музеи, вечерами слушали плеск моря.

Через два месяца Екатерина Ивановна добирается до Иркутска , где её встречает сам губернатор. Княгиня ждёт, когда ей приготовят свежий экипаж; губернатор настоятельно просит её задержаться. Во время разговора он сообщает, что знако́м с графом Лавалем, после чего предлагает Екатерине Ивановне вернуться домой. Губернатор напоминает, что в тех краях, куда направляется Трубецкая, её будут окружать пять тысяч озлобленных каторжников, непрекращающиеся драки и разбой, короткое удушливое лето и долгая, длящаяся восемь месяцев зима.

Видя, что княгиня, несмотря ни на что, готова разделить участь своего мужа, губернатор приводит последний довод: если она поедет дальше, то лишится и дворянского титула, и прав на наследство. В этом случае к нерчинским рудникам она пойдёт по этапу под присмотром казаков. Услышав, что женщина готова двигаться вперёд даже с партией каторжников, губернатор признаётся, что получил приказ напугать как можно сильнее. Когда он понял, что никакие преграды её не остановят, то велел заложить для Трубецкой экипаж и пообещал лично доставить её к месту ссылки Сергея Петровича.

«Княгиня М. Н. Волконская»

Поэма представляет собой записки княгини Волконской, адресованные внукам. Воспоминания начинаются с рассказа о киевском детстве героини. Мария Раевская с юных лет была окружена поклонниками, однако когда настало время выбора, она прислушалась к советам отца - генерала Раевского - и согласилась стать женой князя Волконского , с которым была едва знакома.

Однажды ночью княгиню разбудил муж, попросивший срочно разжечь камин. Не задавая лишних вопросов, Мария Николаевна принялась вместе с Сергеем Григорьевичем сжигать бумаги и документы, лежавшие в ящиках стола. Затем князь отвёз жену в отцовскую усадьбу и уехал. Родные успокаивали взволнованную женщину, объясняли, что в жизни генерала бывают и дальние походы, и тайные поручения; ей же, ожидающей первенца, надлежит думать о себе и будущем ребёнке.

Близкие, оберегая Марию Николаевну, долго не решались сообщить ей о том, что Сергей арестован и приговорён к каторжным работам. Когда княгиня узнала о приговоре и объявила о своём решении ехать к мужу в Сибирь, родители и братья пытались её остановить. Тяжелее всего было расставаться с маленьким сыном; ночь перед отъездом Мария Николаевна провела с ребёнком, у которого просила прощения за вынужденную разлуку. В пути Мария Николаевна навестила родственницу - Зинаиду Волконскую . Та поддержала Волконскую в её «роковой решимости». Вечером в московский дом Зинаиды Волконской съехались гости. Среди них был и Пушкин , которого Мария Николаевна знала с отроческих лет. Поэт пожелал княгине терпения, сил и здоровья. Затем была долгая дорога, завершившаяся встречей с мужем. Прежде чем обнять Сергея, княгиня опустилась на колени и приложила к губам его оковы.

История создания

Созданию поэмы предшествовало знакомство Некрасова с сыном Сергея и Марии Волконских - Михаилом Сергеевичем , родившимся на Петровском заводе . Во время совместной охоты поэт расспрашивал Михаила Сергеевича о жизни декабристов в Забайкалье ; тот, стараясь не касаться политической подоплёки, рассказывал о быте и нравах тех мест, где он вырос. Воспоминания Михаила Волконского, как и «Записки декабриста» Андрея Розена , были использованы в некрасовской поэме «Дедушка» (1870) .

Выход «Дедушки» не погасил интереса поэта к теме русских женщин, добровольно последовавших за мужьями в Сибирь. Зимой 1871 года он приступил к сбору и детальному изучению доступных исторических материалов; лето провёл в Карабихе , работая над первой частью поэмы , которая в черновиках имела название «Декабристки» . Основные проблемы, обозначенные поэтом уже после завершения «Княгини Трубецкой», были связаны, во-первых, с преодолением цензурных барьеров, «повелевающих касаться предмета только сторонкою»; во-вторых, «с крайней неподатливостью русских аристократов на сообщение фактов». Отсутствие фактов по делу Екатерины Трубецкой компенсировалось воображением автора, который «ясно представлял себе и отъезд Трубецкой, и бесконечно долгий зимний путь» .

Лето следующего, 1872 года, Некрасов посвятил работе над второй частью. Если образ Екатерины Трубецкой из-за скудности найденного материала получился, по мнению исследователей, «весьма далёким от реального» , то характер Марии Волконской создавался на основе тех записок княгини, что хранились в доме её сына Михаила Сергеевича. Об этих воспоминаниях поэт узнал случайно; после долгих уговоров Михаил Волконский согласился прочитать их вслух, поставив в качестве обязательного условия познакомить его с предварительным - допечатным - вариантом будущей поэмы . Воспоминания были написаны по-французски. Сын декабриста, читавший и переводивший их в течение нескольких вечеров, впоследствии рассказывал о реакции Некрасова на некоторые эпизоды :

Интерес поэта к теме декабристок был настолько сильным, что после публикации первых двух частей он планировал приступить к третьей: в черновиках Некрасова, датированных мартом 1873 года, был найден план нового произведения с главной героиней Александрой Григорьевной Муравьёвой , скончавшейся на Петровском Заводе в 1832 году. Этот замысел остался неосуществлённым .

Отзывы и рецензии

Поэма вызвала разноречивые отклики. Так, Михаил Сергеевич Волконский, познакомивший с «Княгиней Трубецкой» в корректорской версии, нашёл «характер героини сильно изменённым по сравнению с оригиналом». Внеся по его просьбе некоторые коррективы в текст, автор тем не менее отказался удалить из поэмы те эпизоды, которые ему казались важными . Отправляя произведение в «Отечественные записки», Некрасов сопроводил рукопись ремаркой, что слишком поздно узнал о присутствующих в поэме фактических неточностях, однако для него главное - чтобы «не было неверности существенной» .

Те же самые претензии - отсутствие достоверности - прозвучали после выхода второй части от сестры княгини Волконской - Софьи Николаевны Раевской , выразившей недовольство тем, что «рассказ, который он [автор] вкладывает в уста моей сестры, был бы вполне уместен в устах какой-нибудь мужички» . Достаточно резкие отзывы о «Русских женщинах» прозвучали со страниц «Санкт-Петербургских ведомостей » (1873, № 27) и «Русского мира » (1873, № 46) .

Однако общий настрой прессы и читателей был благожелательный. В одном из писем брату Некрасов сообщил, что «Княгиня Волконская» имеет невиданный успех, «какого не имело ни одно из моих прежних писаний» . Литературный критик Александр Скабичевский через несколько лет после выхода обеих частей поэмы признавался :

Художественные особенности

Первая часть

«Княгиня Трубецкая», написанная «быстрым, напряжённым ямбом » , состоит из двух частей. Первая повествует о прощании героини с отцом, а также представляет собой череду воспоминаний о детстве, юности, балах, замужестве, путешествиях. Во второй части героиня, добравшаяся до Иркутска, демонстрирует волю и характер в противостоянии с губернатором . «Княгиня Трубецкая» создана методом «смежного изображения снов и яви»: во время долгой дороги Екатерина Ивановна то грезит наяву, то вновь погружается в сон, неотличимый от яви . По словам литературоведа Николая Скатова , фрагментарное строение первой части, являющейся «сплавом чередующихся картин» (реалистические воспоминания о жизни в Италии или восстании на Сенатской площади внезапно обрываются, переходя в романтические видения), применено автором сознательно: подобный калейдоскоп должен показать, что «героиня охвачена одним всепоглощающим порывом» .

При создании образа Трубецкой Некрасов руководствовался теми сведениями, которые ему удалось почерпнуть из воспоминаний людей, знавших княгиню, а также из «Записок декабриста» Розена, рассказывавшего, что местное начальство получило специальное предписание использовать все возможности для «удержания жён государственных преступников от следования за мужьями» :

Он [губернатор] решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить её к мужу, как пешком с партией ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это; тогда губернатор заплакал и сказал: «Вы поедете».

Вторая часть

В «Княгине М. Н. Волконской» ямб сменяется «спокойным, разговорным амфибрахием »; темп и интонация тоже ломаются, переходя в лирическое повествование от первого лица. Здесь уже нет отрывочных впечатлений; всё действие представляет собой «семейные воспоминания» с точным соблюдением хронологии: детские годы, гордость за отца и фамилию, воспитание, выход в свет, замужество . В «Княгине М. Н. Волконской» автор неукоснительно следует композиции записок Марии Николаевны, сохранившихся в доме Михаила Сергеевича Волконского. Сами воспоминания достаточно подробно рассказывают о пребывании декабристов и их жён в Сибири, однако Некрасов взял из них лишь ту часть, в которой княгиня добирается до Нерчинска .

Тот факт, что в финале «Княгини Волконской» происходит встреча Волконской с Трубецкой и наконец свидание обеих с ссыльными, придаёт сюжетную завершённость обеим поэмам и произведению в целом .

Образ Пушкина в поэме

Пушкина автор включает в действие второй части «Русских женщин» дважды. Вначале его образ возникает в тех воспоминаниях княгини Волконской, что относятся к беспечному периоду «проказ и кокетства». В ту пору поэт жил в доме генерала Раевского в Юрзуфе , затем вместе с его семьёй перебрался в Крым , где много общался с пятнадцатилетней Марией. Второй раз Пушкин появляется в поэме при драматических обстоятельствах: он приходит в салон к Зинаиде Волконской, чтобы проститься с уезжающей в Сибирь княгиней и дать ей напутствие в дорогу .

Обращаясь к Марии Николаевне, поэт произносит монолог, в котором напрочь отказывается от знакомого многим «привычного насмешливого тона»; в разговоре с Волконской он выступает как гуманист и радетель свободы, восхищающийся поступком княгини: «Поверьте, душевной такой чистоты / Не стоит сей свет ненавистный! / Блажен, кто меняет его суеты / На подвиг любви бескорыстной!» По мнению автора монографии «Мастерство Некрасова » Корнея Чуковского , адресованные Марии Николаевне слова Александра Сергеевича перекликаются со строфой из шестой главы «Евгения Онегина », не вошедшей в итоговую редакцию: «Среди бездушных гордецов, / Среди блистательных глупцов…/ В сем омуте, где с вами я / Купаюсь, милые друзья» . Пушкинское напутствие в «Русских женщинах», согласно замыслу Некрасова, должно было завершиться словами :

Это четверостишие было изъято цензурой и не включалось в текст «Русских женщин» вплоть до 1949 года. Речь в нём идёт о юной Наталии Долгоруковой (Шереметевой), которая, став женой князя Ивана Долгорукова , через несколько дней после венчания отправилась вслед за мужем в ссылку в Берёзово . Отметив, что образ княгини Волконской близок характеру Наталии Долгоруковой, Чуковский уточнил, что в воспоминаниях Марии Николаевны рассказывается о Пушкине более сдержанно, чем в поэме; согласно её запискам, во время встречи в салоне Зинаиды Волконской поэт сообщил, что планирует завершить «Историю Пугачёва », а затем отправиться «в Нерчинские рудники просить пристанища» . Однако до Нерчинска он не добрался .