Электроосветительные приборы. Осветительные приборы. Характеристики Бытовые осветительные приборы

Эта группа имеет в своем составе большее количество приборов, чем все остальные. Абсолютно в каждом осветительном приборе есть электрическая лампа. Лампы бывают самыми разными: по принципу действия, по форме, по мощности, по размерам и т. д.

Лампа накаливания

Практически во всех светильниках, которые используются в домашних условиях, применяются лампы накаливания мощностью от 25 до 100 Вт, напряжением 215-225 В, 220-230 В, 230-240 В, 235-245 В. На рис. 57 показаны лампы накаливания.

Рис. 57. :
а - с шаровой колбой; б - криптоновая с грибообразной колбой; в - со свечеобразной колбой и уменьшенным цоколем

Принцип действия всех осветительных ламп основан на нагревании вольфрамовой нити накала проходящим электрическим током. Для того чтобы яркость свечения ламп была меньшей, колбы делают из матового стекла. Лампы, колбы которых содержат криптон, считаются самыми экономичными. Их мощность составляет 40-100 Вт. Обычно лампы накаливания служат примерно 1000 ч, но если напряжение в сети постоянно превышает номинальное значение, лампы перегорают.


Рис. 58. :
а - трубчатая; б - лампа типа ЛТБЦП; в - лампа типа ЛТБЦАО; г - дуговая ртутная люминесцентная лампа высокого давления (ДРЛ)

Таблица 33. Технические характеристики электрических ламп

Тип лампы Мощность, Вт Сила тока, А Световой поток, лм
Лампы накаливания общего назначения
В 215-225-25 25 0,1 220
Б 215-225-40 40 0,2 415
БК 215-225-40 40 0,2 460
Б 215-225-60 60 0,27 715
БК 215-225-60 60 0,27 790
Б 215-225-75 75 0,35 950
БК 215-225-75 75 0,35 1020
Б 215-225-100 100 0,45 1350
БК 215-225-100 100 0,45 1450
Люминисцентные лампы низкого давления
ЛБ 20-4 20 0,37 1180
ЛБ 30-4 30 0,36 2100
ЛБ 40-4 40 0,43 2400
ЛБ 65-4 65 0,67 4550
ЛТБЦП 7 7 0,18 340
ЛТБЦП 9 9 0,17 400
ЛТБЦП 11 11 0,155 800
ЛТБЦАО 9 9 0,093 425
ЛТБЦАО 13 13 0,125 600
ЛТБЦАО 18 18 0,18 900
ЛТБЦАО 25 25 0,27 1200
Газоразрядные лампы высокого давления
ДРЛ 80-2 80 0,8 3400
ДРЛ 125-2 125 1,15 6000
ДРЛ 250 250 2,13 13000

Для освещения как жилых, так и хозяйственных помещений довольно часто применяют люминесцентные лампы с трубчатой колбой (рис. 58). Такие лампы бывают мощностью 20 и 40 Вт. Срок службы люминесцентных ламп намного дольше ламп накаливания. Кроме этого, они еще и экономичнее. Самым распространенным недостатком люминесцентных ламп является то, что при температуре ниже 5°С они с трудом зажигаются. В табл. 33 даны технические характеристики осветительных ламп.

Светильник

Электрическая лампа в сочетании с осветительной аппаратурой называется светильником. Светильниками являются люстры, бра, торшеры, настольные лампы, плафоны и т. д. Для того чтобы направить световой поток от светильника в нужное место, а также защитить глаза человека от яркого свечения, применяются отражатели, рассеиватели и абажуры.


Рис. 59. :
1 - стенной патрон; 2 - корпус; 3 - колпак


Рис. 60. :
1 - шурупы или дюбеля; 2 - отверстие для проводов; 3 - розетка; 4 - винты; 5 - абажур; 6 - потолочный патрон

Настенный светильник (рис. 59). Он представляет собой корпус, к которому крепится стенной патрон. В корпусе имеется резьба, предназначенная для колпака из непрозрачного стекла. Светильники такого типа, как правило, навешивают во влажных и сырых помещениях (например, ванная комната или туалет).

Потолочный светильник (рис. 60). Из рисунка видно, что к потолку сначала крепится деревянная розетка (основание) при помощи шурупов или дюбелей. Затем к ней крепят корпус светильника. Через специальное отверстие протягивают провода. После этого к корпусу привинчивают потолочный патрон и закрепляют тремя винтами круглый абажур.


Рис. 61. :
1 - винты; 2 - корпус; 3 - скобы; 4 - отверстие; 5 - ниппели; 6 - абажур; 7 - основание светильника; 8 - отверстие; 9 - винт


Рис. 62. :
1 - абажур; 2 - ободок; 3 - патрон; 4 - корпус; 5 - выключатель; 6 - изолирующая втулка


Рис. 63. :
1 - провод; 2 - лапки для крепления абажура; 3 - абажур


Рис. 64. :
1 - винт; 2 -рассеиватель; 3 - основание; 4 - съемная крышка; 5 - отверстие; 6 - пружинный ламподержатель; 7 - отверстие; 8 - колодка; 9 - конденсатор; 10 - ПРА; 11 - стартер; 12 - патрон

Плафон (рис. 61). Этот тип светильника имеет два патрона, которые крепятся к скобам ниппелями. Скобы, в свою очередь, смонтированы на корпусе. Так же как и в предыдущем случае, провода подводят через специальное отверстие. Абажур крепится к корпусу тремя винтами. При монтаже светильника на стене используют отверстие, имеющееся на корпусе. В него вводят головку винта, предварительно вкрученного в стену, а плафон оттягивают вниз. Светильник будет висеть на винте.

Настольный светильник (рис. 62). Настольные лампы бывают различного вида, формы и назначения. Такой светильник состоит из основания, стойки, абажура и лампы. В основании лампы имеется выключатель. Патрон укреплен на корпусе, а абажур держится за счет ободка. При помощи изолирующей втулки шнур выведен из светильника и для лучшего закрепления подмотан изоляционной лентой.

Подвесной светильник (рис. 63). Такого рода светильники подвешиваются на проводе. Абажур крепится при помощи лапок, но если он имеет специальную форму и отверстия, его можно смонтировать прямо на патроне.

Люминесцентные светильники. Внешний вид настенного светильника с люминесцентной лампой показан на рис. 64. На отбортованном основании светильника установлен рассеиватель и закреплен при помощи винтов. Кроме этого, креплением служит и съемная крышка. Также на основании смонтирован патрон для лампы, в котором имеется стартер, ПРА, конденсатор для подавления радиопомех, колодка для присоединения светильника к сети и пружинный ламподержатель. Такого рода светильники используют во вспомогательных жилых и общественных зданиях.



Осветительные приборы

Фотовспышка
Фотовспы?шка (импульсный фотоосветитель, ИФО) - лампа, с помощью которой осуществляется мгновенное освещение объекта съемки при фотографировании.
Основным элементом современной фотовспышки является импульсная газоразрядная лампа. Импульсная газоразрядная лампа представляет собой запаянную стеклянную трубку, прямую, спиральную, дугообразную или кольцевую, наполненную ксеноном. В концы трубки впаяны электроды, а снаружи находится электрод зажигания, представляющий собой полоску токопроводящей мастики или кусок проволоки. Искровой разряд в лампе возникает при присоединении её электродов к относительно мощному источнику высокого напряжения (сотни вольт), обычно представляющему собой электрический конденсатор, накапливающий электрический заряд в промежутке между вспышками, и подаче на электрод зажигания высоковольтного (порядка тысяч вольт) импульса от импульсного трансформатора, что ионизирует газ в трубке, позволяя накопленному в рабочем конденсаторе заряду разрядиться. За время разряда, сопровождаемого интенсивной световой вспышкой с силой света в несколько сот тысяч свечей, напряжение на конденсаторе падает, и разряд прекращается. После этого конденсатор в обычных схемах питания импульсных ламп снова заряжается и при повторной подаче импульса на электрод зажигания лампа может дать следующую вспышку.
Существуют (и широко применялись ранее) химические фотовспышки. Наиболее распространённым типом были магниевые.
По признакам автоматизации фотовспышки делятся на:
неавтоматические, дающие заранее установленное количество света
автоматические, измеряющие освещенность собственным датчиком, либо датчиком, расположенным в фотоаппарате (англ. TTL, Through The Lens, - через объектив)
автоматические, измеряющие освещённость во время основного импульса или по предварительному, оценочному импульсу (E-TTL, англ. evaluative - оценочный).
По возможности работы с камерами различных производителей вспышки подразделяются следующим образом:
Системные, то есть подходящие только к фотоаппаратам одной определённой фирмы (системы). Такие вспышки как правило позволяют пользоваться TTL и/или E-TTL (P-TTL, S-TTL, i-TTL, D-TTL и т. д. в зависимости от системы.) замером освещённости, а также и другими расширенными функциями.
Универсальные вспышки с одним центральным контактом относительно системных недороги и широко распространены, однако необходимо крайне внимательно прочитать инструкцию к такой вспышке перед установкой её на камеру - многие из них построены по схемам с коммутацией высокого напряжения и такие вспышки нельзя ставить на современные камеры во избежание повреждения электроники аппарата высоким напряжением, а только на камеры с механическим затвором. Как правило мощность таких вспышек регулируется светочувствительным элементом в самой вспышке.
Существуют также универсальные вспышки со специальным разъёмом, подключить которые к камере определённого производителя можно через специальный системный переходник.
По расположению по отношению к фотоаппарату вспышки бывают:
Встроенные в фотоаппарат. Они обычно не очень мощные, за счёт близости к оси объектива дают «плоское» изображение, почти без теней, плохо выделяют структуру. Их основное преимущество - они всегда с фотоаппаратом и практически не увеличивают габариты и вес фотоаппарата. Их также очень хорошо использовать при съёмке в яркий солнечный день, для подсветки резких теней от солнечного света. Чем ближе к оптической оси, тем больше выражен эффект красных глаз. В данном случае он максимален.
Закреплённые на фотоаппарате. Они обычно мощнее встроенных. Дают тоже плоское изображение с резкими небольшими тенями. Многие, однако, имеют возможность поворота головки вверх (некоторые - и в сторону), благодаря чему можно направлять вспышку не непосредственно на снимаемый объект, а на белый потолок, или отражающий экран, и получить освещение, более напоминающее натуральное. Это также уменьшает эффект красных глаз.
Вспышки, не прикреплённые к фотоаппарату. Они дают возможность гибко менять условия освещения в зависимости от замыслов фотографа. Например, для получения мягкого освещения, можно направлять вспышку не непосредственно на снимаемый объект, а на белый потолок, или отражающий экран, и получить освещение, более напоминающее натуральное. Управляются такие вспышки либо посредством кабельного соединения с камерой, либо беспроводным способом (ИК, управляющей вспышкой, радио). Таким способом можно управлять одновременно несколькими вспышками, появляется возможность освещать объект с разных углов и создаются лучшие условия освещения по сравнению с другими вспышками.
Макровспышки. Для макросъёмки применяются фотовспышки в виде кольца либо парной системы вспышек на кронштейнах, которые устанавливаются на объективе. Закреплённые на фотоаппарате вспышки для макросъёмки малоэффективны: объектив загораживает вспышку.
По возможности беспроводного управления:
Способные работать в режиме как ведущей, так и ведомой. Встречаются как среди системных, так и среди универсальных. Первые позволяют управлять (и могут быть управляемы) различными расширенными возможностями - мощностью импульса, создавать группы вспышек с разными каналами управления, замерять освещённость объекта съёмки; вторые просто срабатывают по импульсу ведущей вспышки.
Способные работать только в режиме ведомой - как правило это системные вспышки среднего уровня. Тем не менее, в ручном режиме работы (без использования предвспышки) они могут использоваться в качестве ведущей для универсальных вспышек.
Способные работать только ведущей. Это либо специализированные системные управляющие вспышки, дающие управляющий ИК-импульс, но не дающие основной вспышки, либо самые простые вспышки, которые своим основным имульсом могут запускать ведомые (универсальные).
В некоторых случаях в качестве вспышки используется стробоскоп (некоторые вспышки могут работать в таком режиме с понижением мощности импульса) при длительно открытом затворе и низкой общей освещённости. Такой вид съёмки используют тогда, когда надо зафиксировать на снимке фазы движения объекта съёмки (например, как кошка падает на лапы).
Параметры
Основная характеристика - ведущее число, расстояние, на котором достигается нормальное освещение при чувствительности пленки 130 ед. ГОСТ (140 ISO; 22-23 DIN; 110 Вестон; 180 Дженерал Электрик) и числе диафрагмы 1.

При изменении чувствительности плёнки вдвое ведущее число меняется в 1,4 раза (корень квадратный из 2).
Пример расчёта
Исходные данные
Ведущее число: 24
Плёнка: 800 ед. ISO
Расстояние: 15 м
Пересчёт ведущего числа:
Ближайшее стандартное значение числа диафрагмы: 4
Обычно неавтоматические фотовспышки имеют на задней стенке либо таблицу для упрощения расчётов, либо простейший механический калькулятор диафрагмы, устроенный по принципу арифмометра. Более сложные вспышки могут иметь и автоматический калькулятор диафрагмы, результаты которого выводятся на встроенный ЖК экран.
Применение
Недостаточная освещённость - наиболее частое (хотя и наиболее неудачное) применение фотовспышки. В этом случае вспышка обычно освещает объект съёмки со стороны фотоаппарата, и поэтому изображение получается «плоское», структура и рельеф выделяются слабо. Перемещение вспышки на расстояние от фотоаппарата проблему не решает, потому что хоть и появляются рельеф и тени, но тени, как правило, очень резкие и глубокие, с плохой проработкой деталей. Такие снимки выглядят очень непрофессионально. Иногда спасает положение, если недалеко от предмета съемки находится светлая отражающая поверхность (иногда можно использовать потолок), и тогда свет от вспышки, отразившись от этой поверхности, может создать более мягкий рисующий свет.
Подсветка теней - если съёмка ведётся в яркий солнечный день, то получаются очень контрастные глубокие тени. Использование вспышки для подсветки теней позволяет смягчить их, и сделать изображение более мягким. В этом случает надо быть осторожным, если в фотоаппарате фокальный затвор, и при ярком солнечном свете длительность выдержки может оказаться такой, что затвор полностью не открывается (например, в шторно-щелевом затворе при коротких выдержках движется щель) - тогда снимать со вспышкой невозможно, так как свет вспышки попадёт только на часть снимка. Некоторые современные вспышки компенсируют это, производя большое число слабых импульсов.
При съёмке против яркого заднего освещения (например, человек в комнате против яркого окна) вспышка позволяет подсветить передний план.
Спортивная и репортажная съёмка. При съёмке быстро движущихся предметов, вспышка позволяет снимать с очень короткими выдержками (если тип затвора позволяет снимать такими выдержками со вспышкой). Это помогает бороться со «смазыванием» быстро движущихся предметов.
При съёмке в студии применяются комбинированные осветители, состоящие из мощной вспышки и источника постоянного « моделирующего» света, который позволяет фотографу оценить будущую картину освещения.

Экспонометры
Экспоно?метр (лат. expono) - прибор, приспособление или таблица для вычисления параметров экспозиции (времени выдержки и числа диафрагмы) в фотографии и кинематографе.
Экспонометры делятся по типу устройства на:
Табличные
Представляют из себя таблицу, в которой описаны условия съёмки и соответствующие им параметры. Практический смысл имеют только при условии достаточно большой фотографической широты применяемого фотоматериала. Применяются также в форме установки экспозиции по символам погоды на шкальных фотоаппаратах («Смена-Символ», «Агат-18»).
Оптические
Приборы, в которых основным сравнивающим элементом является глаз человека.

Считывание времени выдержки или числа диафрагмы производится визуальным сравнением яркости соответствующих цифр с яркостью оптического клина переменной плотности. Основной недостаток - зависимость чувствительности глаза от общей окружающей освещённости, что может приводить к большим погрешностям. Сейчас практически не используются («Оптэк»).
Уравнивание яркости двух полей сравнения, одно от измеряемой сцены или источника света, второе - от эталонной лампы. Находит применение в системах копирования изображений.
Фотоэлектронные
Поток света воспринимается электронным фотоэлементом, и необходимое значение считывается со шкалы по отклонению стрелки или с цифрового индикатора.
В свою очередь, их можно разделить на:
Селеновые
Приборы, использующие фотодиоды на основе селенового фотоэлемента, - не требуют батарей (необходимая ЭДС вырабатывается фотоэлементом), имеют наиболее простую электрическую схему, но обладают невысокой чувствительностью и необратимо деградируют при воздействии слишком яркого светового потока (увеличивается погрешность); (Экспонометры «Ленинград-1,2,4,7,8,10», экспонометры на фотоаппаратах «Киев-3,4», на некоторых Зенитах и ФЭДах).
Фоторезисторные
Приборы, использующие фоторезисторы в качестве датчика, а в некоторых случаях фотодиоды в режиме обратного тока. Простейшая схема такого экспонометра строится по мостовому принципу, и сопротивление датчика сравнивается с эталонными, переключаемыми калькулятором выдержки и диафрагмы. Индикатором служит гальванометр, показывающий направление вращения калькулятора выдержек. Большее распространение получили более сложные схемы с активными элементами (транзисторами), в качестве индикатора для повышения механической надёжности стали применяться светодиоды, а калькулятор связан обычно с переменным резистором. («Свердловск-2» и «Свердловск-4»). Имеют наилучшую чувствительность и линейность характеристики, низкое потребление.
Цифровые
Содержат обычно такой же датчик, как и фоторезисторные, однако сигнал с него оцифровывается и обрабатывается в дальнейшем микропроцессорным устройством. Отличаются большей гибкостью и диапазоном возможностей измерения, но существенно большим потреблением энергии от батарей.
Приборы, измеряющие освещённость (количество света, падающего на объект) или яркость (количество отражённого от объекта света), причём яркомеры делятся по углу замера на приборы, имеющие большой угол замера (около 45 градусов), и узконаправленные - спотметры (англ. spot - пятно) с углом около 1 градуса, и считаются наиболее профессиональными.
Схожие приборы.
Сходный с экспонометром прибор - флешметр используется для измерения освещённости при съёмке с использованием вспышки. Флэшметры могут измерять как падающий, так и отражённый свет. Так как выдержка при съёмке со вспышкой оказывает мало влияния на количество света, попадающего к светочувствительному материалу, по флешметру определяют только значение диафрагмы. Выдержка обычно устанавливается на значение выдержки синхронизации, которая определяется конструктивными особенностями затвора.
Более универсальный прибор - мультиметр - вобравший в себя возможности, а также способный их сочетать, от экспометра и флэшметра - работать, соответственно, при постоянном, импульсном, а также смешанном освещении.

Литература
1. Экспонометр // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. - М.: Советская энциклопедия, 1981.
2. Яштолд-Говорко В. А. Фотосъёмка и обработка. Съемка, формулы, термины, рецепты. Изд. 4-е, сокр. М., «Искусство», 1977.
3. Справочник фотолюбителя. - М.: Искусство, 1961.
и т.д.................

Электрические осветительные приборы состоят из:

  • источника света,
  • крепежной (электроконтактной) арматуры,
  • отражателя (рассеивателя) светового потока.

В качестве источника света могут использоваться электрические лампы различной конструкции, как альтернатива им последнее время все чаще начинает использоваться светодиодное освещение , где источником света являются полупроводниковые элементы - светодиоды.

Несмотря на разнообразие конструкций и принципов действия, источники света обладают рядом общих характеристик к которым, наряду с напряжением питания, можно отнести:

  • световой поток,
  • световую отдачу,
  • освещенность,
  • цветовую температуру,
  • цветовую передачу.

ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ

Здесь перечислены и будут рассмотрены параметры, представляющие практический интерес для выбора того или иного осветительного прибора или источника света.

Световой поток - это мощность светового (оптического) излучения, измеряемая в люменах (лм). Опуская теоретические выкладки и определения скажу на чисто бытовом уровне - это количество света, излучаемого источником, чем он больше, тем свет ярче. Сказанное весьма абстрактно, пока что никакой пользы для себя извлечь из этого мы не можем, поэтому пойдем дальше.

Световая отдача . Определяет способность источника света преобразовывать электрическую энергию в световую, измеряется люмен/ватт (лм/Вт), являясь по сути своей коэффициентом полезного действия.

Идеальный источник способен отдавать 683 лм/Вт, на практике эта величина, естественно меньше. Для ламп накаливания, например, световая отдача составляет 10-15, люминесцентных ламп до 75, мощных светодиодов более 100 лм/Вт.

Это уже нечто. Поскольку все хорошо представляют лампу накаливания мощностью 100 Вт, то теперь могут представить себе световой поток 1200 Лм, который она излучает. Кроме того, этот показатель позволяет оценить уровень энергосбережения. Очевидно, что при одинаковой светоотдаче люминесцентная лампа потребляет электрической энергии в 4-5 раз меньше, чем лампа накаливания.

Освещенность . Этот параметр характеризует величину светового потока, приходящегося не единицу площади. Измеряется в люксах (лк). 1лк=1лм/1м.кв. Освещенность зависит от конструкции отражателя, расстояния до источника света, их количества. Для оценки - нормальная освещенность для чтения составляет 500 лк. Освещенность в летний солнечный день на широте Москвы может достигать 100000 лк, а в полнолуние - до 0,5 лк.

Цветовая температура . Излучение определенного цвета характеризуется длиной волны. Видимое излучение красного цвета имеет наименьшую длину волны, синего - наибольшую. Если упростить до предела, то цветовая температура характеризует цвет излучения. Это очень примитивно, но нам достаточно. Измеряется в градусах Кельвина (0 К). Опять же, пример, как визуально воспринимается свет различной температуры:

  • тепло белый - порядка 3000-3300 0 К,
  • нейтральный белый - 3300-5000 0 К,
  • холодный белый - более 5000 0 К.

Индекс цветопередачи Ra . Является показателем естественности воспринимаемых цветов. Чем большее значение этого индекса имеет осветительный прибор (источник света), тем цветопередача лучше. Индекс цветопередачи 70-100 характеризует цветопередачу от хорошей (70) до отличной (90-100).

© 2012-2020 г. Все права защищены.

Представленные на сайте материалы имеют информационный характер и не могут быть использованы в качестве руководящих и нормативных документов

Светильником называется световой прибор, который перераспределяет свет лампы внутри помещений и делает угловую концентрацию светового потока. Он должен эффективно рассеивать свет и освещать здания, внутренние помещения и прилегающий ландшафт. Светильники в зависимости от их типа могут выполнять как осветительную, так и светосигнальную функцию. Внутри может быть лампа накаливания либо разрядная лампа, используются также лампы смешанного света и светодиодные лампы. Существуют стационарные и передвижные, переносные светильники. Питаться они могут от сети или от батарей. В последнее время все чаще промышленность выпускает светильники с возможностью регулировки световых характеристик.

Внутри помещений чаще всего используются люстры. Это подвесные потолочные светильники. Они состоят из нескольких ламп или подсвечников, и также включают в себя некоторые элементы для рассеивания света. В зависимости от способа коммутации могут загораться все лампы либо сочетания ламп. все чаще комплектуются пультами дистанционного управления. Это весьма удобно, поскольку можно переключать комбинации ламп, не вставая к переключателю. Часто используют и светорегуляторы, которые плавно переключают свет. Лампы не только освещают помещения, но и выполняют декоративные функции.

– это подвесной светильник, прикрепленный к стене. Подобные приборы заменяют люстры в помещениях небольшой площади. К примеру, если комната маленькая и с низкими потолками, то люстру вешать не имеет смысла, а бра спасает ситуацию. Вместе с тем бра способны подсветить отдельные участки стен и, следовательно, разделить помещение на сектора, что используется довольно часто в современном дизайне. Бра создают романтическую атмосферу и применяются просто как украшение комнат.

В современных помещениях все еще часто применяются торшеры - напольные или настольные светильники. Обычно они имеют высокую подставку с абажуром для защиты от прямого света. Получается, что неяркий, рассеянный свет не наносит вреда глазам. Торшеры используются и для создания уютной, дружелюбной атмосферы. Торшеры могут быть как переносные, так и стационарные. Бывают торшеры, длину подставки которых можно менять, как и интенсивность светового потока. Источник света не обязательно один – бывает и несколько. Существуют специальные торшеры для улицы.

В качестве непосредственного источника света применяются лампы накаливания. В зависимости от назначения лампы накала можно разделить на:
лампы накала общего назначения (предназначены для целей общего, местного и декоративного освещения);

  • декоративные лампы накала (выпускаются в специальных колбах);
  • лампы накала местного освещения (рассчитаны на безопасное напряжение, часто применяются в ручных светильниках);
  • иллюминационные лампы (обычно имеют небольшую мощность);
  • зеркальные лампы накала (имеют колбу специальной формы, покрытую специальным отражающим слоем);
  • сигнальные лампы накала (используются в светосигнальных приборах);
  • транспортные лампы накала (широкая группа ламп для работы в разных транспортных средствах);
  • коммутаторные лампы накаливания (служащие для работы в различных индикаторных панелях).
В настоящее время все чаще используются люминесцентные лампы. Они являются газоразрядным источником света, где видимый свет излучается люминофором, светящимся под воздействием ультрафиолета. Подобные лампы имеют световую отдачу, во много раз большую по сравнению с лампами накаливания, и именно в этом причина растущей популярности люминесцентных ламп.
В люстрах используются и – полупроводниковые элементы, способные изменять световые характеристики в зависимости от силы тока, проходящего через них. Существуют светодиоды, способные под воздействием тока изменять свет. Основная их функция в лампах – декоративная.

Над выбором осветительных приборов для дома нужно задуматься ещё на этапе планирования нового интерьера. Задача сложная, тем более что нужно учесть особенности каждой комнаты. Предлагаем пройтись по комнатам и определиться с самыми подходящими для них светильниками.

Прихожая




Освещение для прихожей необычайно важно, поскольку оно помогает создать в ней приветливую атмосферу. Самым подходящим выбором будет большая настольная или напольная лампа и люстра. Если на стенах есть картины, то стоит позаботиться об их подсветке.

Гостиная




Освещение в гостиной непременно должно быть правильно сбалансированным. Комната используется и для проведения различных увеселительных мероприятий, и для спокойного отдыха. Следовательно, нужно подумать не только о люстрах и подвесных лампах, но и о торшерах, и бра. И обязательно должен быть регулятор, уменьшающий интенсивность света.

Столовая




Столовая считается одной из самых простых комнат в плане её освещения, поскольку обеденный стол всегда находится в центре внимания. Подойдут люстры, подвесные светильники. Если есть желание сделать акцент на какой-то детали, можно подумать о настольной лампе или направленном освещении.

Кухня




Для кухни необходима сложная система освещения, так как в ней не один композиционный центр. Поэтому здесь должно быть общее освещение для выполнения определённых работ, но нужно ещё и дополнительное освещение над рабочей поверхностью, раковиной или баром. Универсальным выбором станут подвесные светильники, можно подумать и о точечном освещении.

Спальня




Для спальни идеально подойдёт мягкое освещение, способствующее расслаблению и отдыху. Обычно используются настольные лампы, но отлично с поставленной задачей справятся и бра. Обязательно нужно учесть необходимость направленного света, чтобы акцентировать внимание на картине или фотографии. Не стоит забывать и здесь о регуляторе интенсивности света.

Ванная


Практически все знают о необходимости светильников у зеркала, вот только главное задание ‒ найти им правильное место. Размещать их нужно на уровне лица. Точечные светильники в ванной только подчеркнут её уют. И непременно должно быть общее освещение.

Домашний офис




Безусловно, основной источник освещения в домашнем офисе ‒ настольная лампа, которая поможет уменьшить нагрузку на глаза. Впрочем, верхний свет будет невероятно полезен в пасмурную погоду. Направленный свет играет больше декоративную функцию, благодаря ему комната выглядит более привлекательной. Разобравшись с расположением светильников, можно приступать к их выбору, а , что иногда просто диву даёшься.