Эпоха самураев. Кто такие самураи? Воспитание, обучение, подготовка. Зарождение самураев как сословия

Самурайство зародилось еще в VII веке и просуществовало до конца XIX века, когда было упразднено как институт. Многие столетия самураи представляли собой военно-феодальное дворянское сословие Японии, из которого вышло большое количество военных и чиновников XX века. Самураями называли отважных воинов Императорской армии вплоть до ее расформирования в 1947 году.

Он являлся ронином, т. е. не имел хозяина и был свободным воином. Мусаси приобрел славу одного из величайших фехтовальщиков, описал тактику, стратегию и философию самураев в бою, а также разработал и применил на практике новый вид боя с двумя мечами. Современники называли Мусаси «Кэнсаем», что переводится как «Святой Меч» и подчеркивает его высочайшее мастерство владения оружием.

Талантливый военачальник, он сформировал сильнейшую армию самураев и сплотил вокруг себя наибольшее количество провинций. Кампанию по объединению Японии Ода Нобунага начал с захвата своей родной провинции Овари, после чего стал расширять границы владений. В 1582 году, когда Нобунага достиг максимального могущества, его враги из числа собственных подчиненных затеяли государственный переворот. Осознавая неизбежность конца, он совершил ритуальное убийство - сэппуку.

Самурайский кодекс восхвалял таких девушек, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин» В историю страны вошли несколько онна-бугэйся - в том числе Накано Такэко (1847−1868). Она родилась на территории современного Токио, получила образование в области литературы и обучилась боевым искусствам. Такэко принимала непосредственное участие в защите замка Айдзу-Вакамацу во время гражданской войны между сторонниками Сегуната Токугава и проимператорскими силами. В ходе битвы она командовала женским отрядом и получила пулевое ранение в грудь, после чего попросила свою сестру отрезать ей голову и похоронить её, чтобы она не досталась врагу. Ежегодно на месте могилы Такэко проходит акция ее памяти.

Он стал первым сегуном, чья династия управляла страной до возрождения династии Мейдзи в 1868 году. Это стало возможным после разгрома его самураями остатков армий Нобунаги и другого полководца - Тоётоми Хидэёси, который также претендовал на управление всей Японией. Политика Иэясу наложила отпечаток на все дальнейшее существование страны, которая долгое время жила по его указам.

Кто такие самураи? Они представляют собой феодальный класс Японии, который пользовался великим уважением и почтением среди всех остальных сословий. Самураев боялись и уважали, за их жестокость в боях и благородство в мирной жизни. Великие имена самураев Японии написаны историей, которая навсегда запомнит этих легендарных личностей.

Это своеобразный аналог европейских рыцарей, которые присягали служить верой и правдой своему господину и играли одну из главнейших ролей в японском сообществе. Их деятельность и образ жизни жестко был связан кодексом чести, который носил название «бусидо». Великие самураи Японии сражались за феодалов или даймё – наиболее могущественных правителей страны, которые подчинялись могущественному сёгуну.

Эпоха даймё продолжалась с X по середину XIX века. За это время самураи успели окружить себя своеобразным ореолом благородства, их боялись и уважали даже за пределами страны Восходящего Солнца. Простые смертные восхищались ими, преклоняясь перед их жестокостью, отвагой, хитростью и изворотливостью. Самураям причислялись многие подвиги, однако правда на самом деле была гораздо прозаичней – знаменитые самураи Японии были рядовыми убийцами, но каков был характер их преступлений!

Топ самых известных самураев Японии

О великих самураях можно говорить бесконечно. Их истории окутаны ореолом таинственности и благородства, очень часто им приписывали незаслуженные подвиги, однако эти личности по-прежнему оставались предметом поклонения и бескорыстного уважения.

  • Тайра-но Киёмори (1118 — 1181)

Был полководцем и воином, благодаря которому была создана первая самурайская административная система управления в истории японского государства. До начала его деятельности все самураи были просто-напросто наёмными воинами для аристократов. После этого он взял под свою защиту клан Тайра и достаточно быстро добился успехов в политической деятельности. В 1156 году, Киёмори вместе с Минамото-но Йошимото (глава клана Минамото) сумели подавить восстание и принялись управлять двумя высшими кланами воинов в Киото. В результате их союз превратил в непримиримых соперников, а в 1159 году Киёмори одержал победу над Йошимото. Таким образом, Киёмори стал главой самого могущественного воинского клана в Киото.

Киёмори смог серьезно продвинуться по карьерной лестнице. В 1171 году он выдал свою дочь замуж за императора Такакура. Чуть позже у них родился первенец, который частенько использовался в качестве рычага давления на императора. Однако планы самурая осуществить не удалось, он скончался от лихорадки в 1181 году.

  • Ии Наомаса (1561 – 1602)

Был известным генералом или даймё в период, когда у власти находился сегун Токугава Иэясу. Это был один из самых преданных самураев, которых знала история Японии. Он значительно продвинулся по служебной лестнице и получил большое признание после того, как 3000 солдат под его предводительством одержали победу в битве при Нагакутэ (1584).Он сражался с таким напором, что даже противники восхищались его поведением на поле боя. Наибольшую популярность принесла ему битва при Секигахаре. Во время сражения в него попала шальная пуля, после чего он так и не смог полностью поправится. Его отряд носил название «Красные Дьяволы» за соответствующий цвет доспехов, которые одевали воины во время боя для устрашения противников.

  • Датэ Масамунэ (1567 — 1636)

Список «Самые известные самураи» продолжает эта легендарная личность. Даймё был безжалостным и беспощадным, так говорили о нем практически все. Это был выдающийся воин и отличный стратег, а его личность стала еще более запоминающейся из-за потери одного глаза, за что Масамунэ и получил прозвище «Одноглазый Дракон». Он должен был занять главенствующее место в клане после своего отца, но потеря глаза вызвала раскол в семье и к власти пришел младший брат Датэ. Уже будучи генералом, самурай смог завоевать хорошую репутацию и стал по праву считаться лидером. Именно после этого он развязал кампанию для того, чтобы одержать победу над соседними кланами. Это породило значительное волнение. В результате соседний клан обратился к отцу с просьбой обуздать своего старшего сына. Терумунэ был похищен, но он успел предупредить своего сына о подобном исходе событий и попросил его убить всех членов соседних кланов. Датэ Масамунэ исполнил наставление отца.

Хоть это и противоречит некоторым представлениям о самураях, но Датэ Масамунэ был сторонником религии и культуры. Он даже лично был знаком с папой Римским.

  • Хонда Тадакацу (1548 — 1610)

Был генералом и одним из Четырех Небесных Королей Иэясу наряду с Ии Наомаса, Сакакибара Ясумаса, и Сакаи Тадацугу. Из этих четырех, Хонда Тадакацу имел репутацию самого опасного и беспощадного. Это был истинный воин, даже в глубине своей души. Так, например, Ода Нобунага, который, кстати, не очень радовался своим последователям, считал Тадакацу настоящим самураем среди всех остальных самураев. О нем часто говорили, что Хонда обошел саму смерть, так как ни разу не получал серьезных травм, несмотря на то, что количество его сражений перевалило за 100.

  • Хаттори Хандзо (1542 — 1596)

Он являлся самым известным самураем и ниндзя эпохи Сэнгоку. Благодаря ему император Токугава Иэясу остался в живых, а также чуть позже стал правителем объединенной Японии. Хаттори Хандзо показал блестящую военную тактику, за что и получил прозвище Дьявол Хандзо. Он выиграл свою первую битву еще в совсем юном возрасте – Хандзо тогда было всего 16 лет. После этого он смог освободить из заложников дочерей Токугава в замке Каминого в 1562 году. 1582 год стал для него решающим в карьере и завоевании лидирующего положения – он помог будущему Сёгуну бежать от преследователей в провинцию Микава. В этой операции ему помогли местные ниндзя.

Хаттори Хандзо был отличным фехтовальщиком и свои последние годы, как говорят исторические источники, он скрывался под видом монаха. Многие частенько приписывали этому самураю сверхъестественные способности. Говорили, что он мог мгновенно скрываться и появляться в самых неожиданных местах.

  • Бэнкэй (1155 — 1189)

Был воином-монахом, который находился на службе у Минамото-но Есицунэ. Бэнкэй, пожалуй, является самым популярным героем японского фольклора. Рассказы о его происхождении многолики: некоторые утверждают, что он родился у изнасилованной женщины, а другие склоняются к тому, что Бэнкэй являлся потомком бога. Ходят слухи, что этот самурай убивал, как минимум, 200 человек в каждом своем бою. Интересный факт – в возрасте 17 лет он был ростом больше 2-х метров. Он обучился мастерству владения нагинатой (длинное оружие, которое представляет собой смесь копья и топора) и ушел из буддистского монастыря, чтобы присоединиться к секте горных монахов.

По преданию, он отправился на мост Годзё что расположен в Киото, и смог обезоружить каждого проходящего фехтовальщика. Таким образом, он смог собрать 999 мечей. Во время 1000-ого сражения с Минамото-но Ёсицунэ Бэнкэй потерпел поражение и вынужден был стать его вассалом. Несколько лет спустя, находясь в осаде, Есицуне совершил ритуальное самоубийство, в то время, как Бэнкэй сражался за своего хозяина. Поговаривают, что остальные солдаты боялись выступить против этого гиганта. В том бою самурай положил около 300 солдат, которые своими глазами видели, как пронзенный стрелами гигант по-прежнему стоит. Так все смогли узнать о «стоячей смерти Бэнкэя».

  • Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)

Это был один из самых могущественных полководцев времен Сенгоку в Японии. Он верил в буддистского бога войны, а его последователи были убеждены в том, что Уэсуги Кэнсин был воплощением Бисямонтена. Он был самым юным правителем провинции Этиго – в возрасте 14 лет он занял место своего старшего брата.

Он согласился выйти против величайшего полководца Такеды Сингена. В 1561 году состоялась самая масштабная битва Сингена и Кэнсин. Результаты сражения были неоднозначны, так как обе стороны потеряли в этом бою около 3000 человек. Они были соперниками более 14 лет, но даже этот факт не мешал им обмениваться подарками. И когда Синген умер в 1573 году, Кэнсин не мог смириться с утратой такого достойного соперника.

Данные о смерти Уэсуги Кэнсин неоднозначны. Кто-то говорит, что он умер от последствий тяжелого пьянства, кто-то склоняется к версии о том, что он был серьезно болен.

  • Такеда Синген (1521 – 1573)

Это, пожалуй, самый знаменитый самурай в истории Японии. Известен он, по большому счету, своей уникальной военной тактикой. Часто упоминается как «тигр из Кай» за свои отличительные характеристики на поле боя. В 20-летнем возрасте он взял под свою опеку клан Такэда, затем объединился с кланом Имагава – в результате молодой военачальник получил власть над всеми близлежащими территориями.

Это был единственный самурай, который обладал достаточной силой и мастерством, чтобы победить могущественного Ода Нобунага, стремящегося к власти над всей Японией. Синген скончался во время подготовки к очередному бою. Некоторые говорят, что его ранил солдат, а другие склоняются к тому, что самурай умер от тяжелой болезни.

  • Токугава Иэясу (1543 — 1616)

Это первый сёгун и основатель сёгуната Токугава. Его семья практически управляла страной Восходящего Солнца с 1600 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Иэясу получил власть в 1600 году, через три года стал сёгунов, а еще через два отрекся от должности, но находился все остальное время у власти вплоть до своей смерти. Это был один из самых известных полководцев за всю историю Японии.

Этот самурай пережил многих известных правителей на своем веку: Ода Нобунага заложил основу для сёгуната, Тоётоми Хидэёси захватил власть, Сингэн и Кенсин, два сильнейших соперника, были мертвы. Сёгунат Токугавы, благодаря хитрому уму и тактическому мышлению Иэясу, будет править Японией еще в течение следующих 250 лет.

  • Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Это также самый известный самурай в своем роде. Он был генералом и великим политиком эпохи Сэнгоку, а также вторым объединителем Японии и человеком, который положил конец периоду Воюющих царств. Хидэёси приложил усилия к созданию некоторых культурных наследий. Так, например, он ввел ограничение, из которого следовало, что только члены класса самураев могли носить оружие. Кроме того, он финансировал строительство и восстановление многих храмов, а также сыграл значительную роль в истории христианства на территории Японии.

Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, смог стать великим генералом Нобунаги. Он не смог получить титул сёгуна, но сделал себя регентом и построил дворец. Когда его здоровье начало давать сбои, Хидэёси начал завоевывать династию Мин с помощью Кореи. Классовые реформы, которые проводил самурай, существенно изменили японскую социальную систему.

Самураи воплощали в себе образ идеального воина, почитавшего культуру и законы, серьезно относящегося к избранному им жизненному пути. Когда самурай подводил господина или самого себя, по местным обычаям он должен был быть подвергнут ритуалу «сэппуку» - ритуальному самоубийству т.е. харакири.

1. Ходзё Удзицуна (1487 — 1541)

Удзицуна разжег давнюю вражду с кланом Уэсуги - владельца замка Эдо, который в настоящее время разросся в гигантский мегаполис Токио, но тогда это был рядовой замок, прикрывающий рыбачью деревушку. Забрав себе замок Эдо, Удзицуна удалось распространить влияние своей семьи на весь регион Канто (самый густонаселенный остров Японии в нём находятся столица государства — Токио) и к моменту своей смерти в 1541 году, клан Ходзё был одной из самых могущественных и доминирующих семейств в Японии

2. Хаттори Ханзо (1542 — 1596)

Это имя может быть знакомо поклонникам творчества Квентина Тарантино, поскольку именно на основе реальной биографии Хаттори Ханзо, Квентин создал образ фехтовальщика для фильма «Убить Билла». Начиная с возраста 16 лет, он боролся за выживание, участвуя во множестве сражений. Ханзо был предан Токугава Иэясу, не раз спасая жизнь этому человеку, позже основавшему сегунат, стоявший во главе Японии более 250 лет (1603 - 1868). Во всей Японии он известен, как великий и преданный самурай, ставший легендой. Его имя можно найти высеченным у входа в императорский дворец.

3. Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)

Уэсуги Кэнсин был сильным военачальником и по совместительству лидером клана Нагао. Он отличался выдающимися способностями в качестве командира, в результате чего его войска одержали множество побед на поле боя. Его соперничество с Такэда Сингэном, еще одним военачальником, было одним из самых широко известных в истории за период Сэнгоку. Они враждовали на протяжении 14 лет, за это время участвуя в нескольких схватках один-на-один. Кэнсин умер в 1578 году, обстоятельства его смерти остались невыясненными. Современные историки полагают, что это было что-то похожее на рак желудка.

4. Симадзу Ёсихиса (1533 — 1611)

Это еще один японский полевой главарь, который жил на протяжении кровавого периода Сэнгоку. Еще будучи юношей, зарекомендовал себя в качестве талантливого командира, позднее эта черта позволила ему и его товарищам захватить большую часть региона Кюсю. Ёсихиса стал первым, кто объединил весь регион Кюсю, в последствии он был разбит Тоётоми Хидэёси(военный и политический деятель, объединитель Японии) и его 200-тысячной армией.

5. Мори Мотонари (1497 — 1571)

Мори Мотонари вырос в относительной безвестности, но это не помешало ему взять под контроль несколько крупнейших кланов в Японии и стать одним из самых устрашающих и сильных военачальников периода Сэнгоку. Его появление на общей сцене было внезапным, столь же неожиданным был ряд побед, которые он одержал над сильными и уважаемыми соперниками. В конечном счете он захватил 10 из 11 провинций региона Тюгоку. Многие его победы были одержаны над куда более многочисленными и более опытными соперниками, что сделало его подвиги еще более впечатляющими.

6. Миямото Мусаси (1584 — 1645)

Миямото Мусаси был самураем, чьи слова и мнения до сих пор несут отпечаток на современной Японии. На сегодняшний день он известен, как автор «Книги пяти колец», где описывается стратегия и философия самураев в бою. Он первым применил новый боевой стиль в технике владения мечом кендзюцу, назвав его нитен ичи, когда бой ведется двумя мечами. По легенде, он путешествовал по древней Японии, и за время путешествия успел одержать победу во множестве поединков. Его идеи, стратегии , тактики и философия являются предметом изучения по сегодняшний день.

7. Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Тоётоми Хидэёси считается одним из отцов-основателей Японии, одним из трех человек, чьи действия помогли объединить Японию и положить конец долгой и кровавой эпохе Сэнгоку. Хидэёси сменил своего бывшего господина Ода Нобунага, и начал проводить социальные и культурные реформы, которые определили дальнейшее направление развития Японии на промежуток в 250 лет. Он запретил владение мечом лицам, кто не является самураем, а так же начал общенациональные поиски всех мечей и прочего оружия, которое должно было отныне принадлежать лишь самураям. Несмотря на то, что это сосредоточило всю военную силу в руках самураев, такой шаг стал огромным прорывом на пути к общему миру со времен воцарения эпохи Сэнгоку.

8. Такэда Сингэн (1521 — 1573)

Такэда Сингэн был, пожалуй, самым опасным командиром за все время эпохи Сэнгоку. Когда выяснилось, что его отец собирался оставить все своему другому сыну, Сингэн союзничал с несколькими другими сильными самурайскими кланами, что подтолкнуло его к выходу за пределы родной провинции Кай. Сингэн стал одним из немногих, кто смог победить армию Ода Набунаги, который на тот момент успешно захватывал другие территории Японии. Он умер в 1573 году, страдая от болезни, но к этому моменту он был уже на пути к консолидации власти над всей Японией.

Воины наблюдают за харакири самурая в белом.

Самураи появились в период Хэйан около 710 года нашей эры с целью подчинения местных жителей в регионе Тохоку в северной части острова Хонсю. Со временем они становились все более могущественными и стали воинской элитой в Японии. Они были правящим классом с XII по XIX век.

Самурай делает себе харакири, или сэппуку, - ритуал самоубийства через выпускание кишок.

Самураи следовали кодексу, сформированному под влиянием конфуцианства, который известен как бусидо - дословно «путь воина». Неписаный и негласный кодекс прославлял скромность, верность, мастерское владение боевыми искусствами и честь до самой смерти. Правила также призывали самурая к героической отваге, яростной защите семейной гордости и беззаветной преданности господину.

Группа самураев в старинных доспехах и с оружием, около 1870 года.

В XV и XVI веках существовало множество враждующих группировок, но впоследствии их число уменьшилось. Бесстрашные воины носили пластинчатые доспехи и разнообразное оружие, включая лук со стрелами, копья, ружья и, конечно же, самурайский меч. Однако в периоде Эдо сохранялся мир, и многие самураи стали учителями, художниками или чиновниками, поскольку необходимость владения боевыми искусствами потеряла первостепенную важность.

Снимок, сделанный и раскрашенный Феличе Беато: женщины в традиционной японской лавке, конец XIX века.

Когда в 1868 году на трон взошел император Мэйдзи, он стал упразднять полномочия самураев. Сначала он лишил их права быть единственной армией в Японии и с 1873 года начал формировать армию по призыву в западном стиле.

Один из первых военных фотографов, венецианец Феличе Беато сделал этот снимок около 1862 года.

Самураи стали сидзоку, объединившись с другим общественным классом под влиянием реформ Мэйдзи, и право носить катану было утрачено, как и право казнить любого, кто публично проявил неуважение к самураю.

Группа самураев, около 1890 года. Иллюстрация к буклету «В Японии: типажи, костюмы и нравы».

Термин «сидзоку» (нетитулованная знать) оставался частью японской культуры до конца Второй мировой войны, но в 1947 году от него отказались. Несмотря на то что на пике расцвета самураи составляли не более 10% от населения Японии, их влияние до сих пор очень заметно в японской культуре, в особенности в современных боевых искусствах.

Самурай в традиционном наряде и обуви дует в морскую раковину.

Три японских самурая в полном обмундировании.

Яркие традиционные доспехи и старинное оружие на самураях, около 1890 года.

Самурай это...

Самурай - это японский воин. Даже до наших дней дошли истории о храбрости и силе духа самураев. Сословие самураев существовало вплоть до буржуазной революции, и даже после этого сохранились некоторые черты в обществе. Самурай - это не просто воин, изначально ими становились только феодалы. Образ жизни и добродетели средневековых самураев нашли широкое отражение в искусстве. Такая популяризация привела к искажению некоторых фактов о воинах феодальной Японии.

Зарождение

Значение слова самурай можно истолковать как "человек, который нёс службу". Первые самураи появились ещё в 7 веке. Во время правления Тайка был проведён ряд различных реформ. Таким образом, вырисовалось привилегированное сословие воинов. Изначально это были люди, которые и так занимали высокое положение в обществе и являлись землевладельцами. Широкое же распространение самурайство получило в 9 веке, когда японский император Камму вёл войну против айнов. На протяжении следующих столетий формируются чёткие догмы, которые определяют воина. Появляется свод правил "Бусидо", который гласит, что самурай - это человек, который ставит верность своему господину превыше всего. В этом и заключается практическое отличие от европейского рыцарства. "Бусидо" также указывал на доброту, порядочность, честность, однако в центре внимания всё же оставалась верность войне и господину.

Идеология

В среде самураев наиболее почитались такие добродетели как храбрость, верность, отсутствие страха перед смертью и страданиями. Такой нигилизм обусловлен не в последнюю очередь влиянием буддизма. Путь воина (дословный перевод "Бусидо") также предполагал моральное и психологическое развитие. Множество процедур, вроде медитации, были призваны поддерживать равновесие и духовное спокойствие человека. Основная задача "пути духа" состояла в очищение от душевных переживаний и становлению равнодушного отношения к мирской суете.

Отсутствие страха перед смертью стало своеобразным культом. Ярким примером такой идеологии является харакири. Это ритуальное самоубийство специальным ножом. Харакири считалось достойной смертью для любого самурая. Человек, решивший совершить его, становился на колени и затем вспарывал себе живот. Аналогичные способы самоубийства наблюдались ещё у воинов древнего Рима. Живот был выбран в качестве цели, поскольку японцы считали, что именно там находится душа человека. При харакири мог присутствовать друг самурая, который обезглавливал его после вспарывания. Такая казнь разрешалась только за мелкие преступление или отхождения от кодекса.

Кто такой самурай

Современное искусство несколько исказило образ самураев. В древней Японии самурай - это, прежде всего, феодал. Бедные сословия не могли принадлежать к этому движению. Помимо социальных предрассудков, это было обусловлено также и материальными проблемами. Амуниция и оружие самурая стоили очень дорого, а обучение длилось всю жизнь. Воина воспитывали с самого детства. Это были, прежде всего, тяжелые физические тренировки. Подросток должен был постоянно трудиться и тренироваться. Для этого у него был личный наставник, который являлся идеалом и духовным образом мужества для ученика. Тренировки в основном заключались в бесконечном повторении одних и тех же боевых ситуаций. Это делалось для того, чтобы боец запоминал действия в определённых условиях на рефлекторном уровне.

Духовное воспитание самурая

Помимо физических тренировок, существовали также и моральные. Отец с детства должен был учить своего сына не бояться боли и лишений. Для закалки духа подростка могли разбудить ночью и приказать отправиться в место, которое считалось проклятым. Также в юности будущих воинов водили смотреть казни преступников. На некоторых стадиях запрещалось спать или даже есть. Такие лишения должны были закалить тело и дух самурая. Дом, семья и дети никогда не были в приоритете у солдата согласно "Бусидо". Перед отправкой на войну он клялся забыть их и не вспоминать до возвращения.

Среди самураев существовала особая элита - Даймё. Считалось, что это самые опытные и смелые воины. Однако на деле это были просто крупные феодалы, которые фактически правили отдельными регионами. Самурай - это не обязательно мужчина. История сохранила множество воспоминаний о женщинах-воинах.

Вооружение самураев

Самурай - это, прежде всего, человек в дорогостоящих доспехах. На поле боя именно это отличало их от асигару - крестьянского ополчения. Доспехи самураев были сложны в изготовлении и могли стоить дороже целого поселения. В отличии от европейских доспехов, самурайские состояли в основном из металлических пластин. Между собой они соединялись шёлковыми нитями и покрывались кожей. В качестве оружия самураи использовали мечи - катаны, что-то среднее между саблей и европейским мечом рыцаря. Помимо катаны, самурай носил с собой небольшой кинжал. Также использовались яри - копья с длинным жалом. Некоторые самураи использовали луки. С появлением огнестрельного оружия доспехи потеряли свою практическую пользу и использовались лишь как атрибут высокого статуса. Некоторые элементы доспехов использовались как проявление воинского звания и в капиталистической Японии. В российском фильме "Иерей" самурай показан в современном обществе, что не является редкостью.

В продолжение темы японских имён, в этой части я заострю особое внимание на японских мужских именах и фамилиях. Постараюсь ответить на вопросы: какие имена и фамилии даются японским мальчикам? Что они означают и как влияют на их дальнейшую судьбу? Какие японские мужские имена считаются «крутыми» или «самурайскими» и почему? Также приведу неофициальную таблицу переводов русских мужских имен на японский язык.

Известно, что русские фамилии образовались в большинстве своём от родовых имён (Никанор -> Никаноров) и прозвищ (Безродный –> Безродов), в том числе и связанных с профессией (Кузнец -> Кузнецов). сформировались в строгой привязке к конкретной местности. Поэтому фамилии, распространенные в регионе Канто, например Танака (田中 — рисовое поле + середина), Ито (伊藤 — иероглиф, обозначавший Италию + глициния), Кобаяси (小林 — маленький + лес), Ватанабэ (渡辺 — переходить + сбоку), Ямамото (山本 — гора + источник) и т.д. встречаются реже в южных регионах Японии. Более распространены там необычные фамилии смотрите таблицу ниже (информация с сайта myoji-yurai.net )

Префектура Симанэ Обина – 帯名 — пояс + имя
Префектура Аити Оти -越智 – возрастать + мудрость
Префектура Миядзаки Кōхи -甲斐 – высокии амбиции
Префектура Сага Кōга — 吉賀 – старый + праздник
Префектура Окинава Хига — 比嘉 – сравнивать + хороший

Традиционные японские мужские имена

В древние времена нередко японским мальчикам давали имена в порядке их рождения:

  • первый сын – Итирō 一郎 (один + сын),
  • второй – Дзирō 二郎 — два + сын,
  • третий – Сабурō 三郎 - три + сын и так далее

Старинные японские мужские имена, как у самураев, бывают востребованы и в наши дни. Я с лёгкостью отыскала сайт, целиком посвященный таким именам: http://naming.nobody.jp/category/wafu-otoko.html

Самурайские имена отличает замысловатость: в них часто бывает по три иероглифа. Также им присущи типичные окончания. Приведу несколько примеров:

  1. Гэндзō - 源蔵 — источник богатства,
  2. Наотаро — 直太郎 — исправляющий ошибки, мужественный,
  3. Рюноске — 竜之介 - стремящийся быть сильным как дракон и многие другие.

Вот еще несколько древних традиций, касаемых мужских имён. Одна заключается в использовании одинакового последнего иероглифа имени для всех братьев. Например, если старшего сына зовут Юма — 悠馬 – спокойный + лошадь, то его младших братьев могут назвать: Кадзума — 和馬 – иероглиф, обозначающий все японское + лошадь, Сакума — 咲馬 – цвести + лошадь, Рёма — 亮馬 – яркий + лошадь. Этот заключительный иероглиф как бы объединяет всех братьев.

Вторая традиция – это задействовать в имени сына иероглифы из имени родителя, в основном, отца для преемственности в семье. Тут расскажу правдивую, но не вполне точно отражающую данную ситуацию историю из своей жизни. Когда мы с мужем ждали первенца, то подолгу думали о том, какое же имя ему дать. Поскольку сын родился в Японии, то и имя решили придумать ему японское. Но проблема была в том, что у мужа всего один иероглиф в имени: 学- Манабу – учить, изучать. В сочетаниях с другими иероглифами в качестве имени он не употребляется. Я – иностранка. Японцы придумали мне иероглифы: 織雅 – Орига – полотно + элегантный. Но поскольку у меня нет японского гражданства, то в документах этих иероглифов нет.

Тем не менее, это натолкнуло нас на мысль, что иероглиф «элегантный» 雅 будет хорош для имени сына. Так он стал Рюга – 龍雅 – дракон + элегантный. Вторым ребенком тоже оказался сын. Красивое имя Кōга – 皇雅 — величественный + элегантный уже было занято нашим недавно родившимся племянником. Поэтому второму сыну мы дали имя Тайга – 太雅 — мужественный + элегантный, следуя древней традиции. К тому же произношение имени близко к английскому tiger, то есть тигр. Можно было бы включить иероглиф «тигр» в имя, но это было бы уже чересчур «блестящее имя».

В наши дни вышеперечисленные традиции постепенно утрачиваются: братьям дают совершенно разные несвязанные имена. Такой подход считается более современным.

Современные японские мужские имена

В настоящее время современным и элегантным считается использование иностранных имён. При этом далеко не всем родителям хватает смелости дать ребенку иностранное имя. Тем не менее такой процент существует. Чаще всего такие имена дают детям, рожденным в международном браке. Также свой вклад в этот процесс сделала и глобализация. Ещё на иностранное имя могут натолкнуть желание сделать из ребёнка профессионала мирового класса или в зависимости от города проведения медового месяца супругов.

По правилам, иностранные слова, в том числе и имена, записываются при помощи азбуки катаканы. Но наряду с этим существует ещё и способ подбора иероглифов по звучанию, как в китайском языке. Возможно, это наследие реставрации Мейдзи, когда японцы как губки впитывали новую информацию, хлынувшую с Запада. Вот небольшой список таких заимствованных японско – английских имён (оригинал см. http://nisshin-geppo.com/international-name/ ).

Американские мужские имена на японском:

Кандзи (катакана) Японское / русское произношение Значение
敬 (ケイ) Кэй / Кей Уважительный
健 (ケン) Кэн / Кен Крепкий
丈 (ジョー) Дзō / Джо Крепкий
甚 (ジーン) Дзōн / Джон Самый-самый
暖 (ダン) Дан / Дэн Тёплый
弘 (ヒロ) Хиро / Хиро Большой
勉 (ベン) Бэн / Бэн Исследующий
類 (ルイ) Руй / Луи Сорт
黎 (レイ) Рэй / Рей Ранний
論 (ロン) Рон / Рон Логичный
愛作 (アイザック) Айсаку / Айзек Любовь + создавать
亜蘭 (アラン) Аран / Алан Иероглиф, обозначающий Азию + орхидея
安出 (アンデ) Андэ / Энди Спокойный + выход
英土 (エド) Эдо / Эд Героический + земля
季逸 (キーツ) Кицу / Кит Сезон + свободный
健人 (ケント) Кэнто / Кент Крепкий + человек
彩門 (サイモン) Саймон / Саймон Цвет + ворота
嵯夢 (サム) Саму / Сэм Возвышенный + мечта
譲二 (ジョージ) Дзōдзи Уступать + два
澄州 (スミス) Сумису / Смит Ясный + провинция
登夢 (トム) Тому / Том Восхождение + мечта
慕歩 (ボブ) Бобу / Боб Лелеять + шаг
編利(ヘンリー) Хэнри / Генри Редактировать + интерес
森洲 (モリス) Морису / Морис Лес + материк
悠仁 (ユージン) Дзин / Юджин Спокойный + благотворитель
玲旺 (レオ) Рэо / Лео Вереск + процветающий
礼音 (レオン) Рэон / Леон Вежливый + звук
路月 (ロッキー) Рокки/ Рокки Дорога + луна
路敏 (ロビン) Робин / Робин Дорога + минимальный

Имя, характер, судьба...

Придумывая ребёнку имя, японцы большое внимание уделяют подбору правильных иероглифов... Через значение этих иероглифов, они пытаются придать ребенку в будущем определённые качества: доброту, мужество, сострадание, силу и многое другое. Также в имя порой закладываются различные объекты природы: море, небо, животные и растения. Так, море передает широту взгляда, небо говорит о безмятежности и бесконечной жизни, животные наделяют своего носителя силой и выносливостью, ну а растения – крепостью и здоровьем. На примере известных японцев из разных эпох, давайте проследим связь их имени, характера и судьбы.

На мой взгляд, самой яркой иллюстрацией данного принципа является жизнь и судьба Тоётоми Хидэёси (豊臣 秀吉 – изобилие + слуга, превосходный + старинный) — одного из объединителей Японии и великих военных и политических деятелей. Выходец из простой крестьянской семьи, на протяжении всей своей жизни вместе с ростом личного статуса он изменял и свое имя, укрепляя свои позиции и возвеличивая себя.

Так, при рождении ему дали имя Хиёсимару (日吉丸 — день, солнце + старинный + круг, показатель мужского имени). А фамилий у бедных крестьян не было. В детстве у Хидэёси также было прозвище «обезьяна» — Сару 猿. Когда он подрос, то сбежал из родного дома, чтобы наняться в самураи. Причиной послужило плохое обращение отчима (мать Хидэёси повторно вышла замуж). С тех пор он стал называть себя Киносита Кōкитирō (木下 藤吉郎 — фамилия значит буквально «под деревом», а имя – глициния + старинный + показатель мужского имени).

Ttoyotomi Hideyoshi

О происхождении его фамилии есть две версии. По одной версии Хидэёси выбрал фамилию по аналогии с фамилией своего нового сюзерена Мацусита (松下 – дословно «под сосной»). По другой – из-за того, что он заключал контракт с другим знаменитым объединителем Японии Одой Нобунага стоя под огромным деревом. Так или иначе, но имя Хидэёси он присвоил себе лишь тогда, когда существенно продвинулся по служебной лестнице. Продвижение сына безвестного крестьянина на службе у Ода Нобунага стало возможным только благодаря исключительному военному таланту Хидэёси.

Дело в том, что Нобунага оценивал подчиненных только по их способностям, не обращая внимание на их происхождение. Этот факт сыграл основную роль в карьере будущего «великого министра». Когда Нобунага передал ему земли в подчинение, он снова сменил фамилию с Киноситы на Хасиба (羽柴 — крылья + кустарник) взяв иероглифы из фамилий двух людей, которых он уважал: Нива 丹羽и Сибата 柴田. Продолжая объединять разрозненные японские княжества, Хидэёси снова сменил фамилию на Фудзивара (藤原 — глициния + источник). Причина состояла в том, что иероглифы Тайра 平 – спокойный, неизменный, Гэн 原 – источник и Хаси 橋 – мост использовались только в именах королевских вассалов. То есть он хотел стать ближе к правящей элите.

Когда же объединение Японии было завершено, то ставший регентом-кампаку Хидэёси получил царскую фамилию Тоётоми от самого Императора. И хотя род Тоётоми прервется уже буквально через одно поколение, история Хидэёси – это история величия и имя здесь играет немаловажную роль. Информация взята со страницы http://www12.plala.or.jp/rekisi/hideyosi-namae.html

Приведу список выдающихся японцев разных талантов и профессий (фамилии позаимствованы из Википедии) и дословным переводом их имён:

Исторические деятели

  • Миямото Мусаси — 宮本 武蔵 – замок + корень, воин + богатство - японский ронин, считается одним из самых известных фехтовальщиков в истории Японии.
  • Сакамото Рёма – 坂本 龍馬 – склон + корень, дракон + лошадь - японский политический и общественный деятель периода Эдо. Один из национальных героев Японии.
  • Хирохито 裕仁 – изобилие + добродетель - Император Японии (Сёва 1926 - 1989). Время пребывания Хирохито у власти было самым долгим в истории Японии; во время его правления произошла коренная трансформация японского общества.

Деятели культуры

  • Кэн Ватанабэ — 渡辺 謙 - переходить + сбоку, кругозор - японский актёр. За рубежом наиболее известен ролями предводителя повстанцев даймё Кацумото в «Последнем самурае» (номинация на премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана), генерала Курибаяси в «Письмах с Иводзимы» и предпринимателя Сайто в «Начале».
  • Такэси Китано 北野 武 север + поле, воин - японский кинорежиссёр и актёр. Режиссерские работы: «Фейерверк», «Брат якудзы», «Затойчи».
  • Хаяо Миядзаки 宮崎 駿 замок + полуостров, быстроногий - японский режиссёр-аниматор. Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию - «Студию Гибли». Лауреат премии «Оскар» (2003) и почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе (2014).

  • Китаро 喜多郎 – радость + много + показатель мужского имени (настоящее имя Масанори Такахаси高橋 正則 – высокий мост, правильный + закон) - японский композитор, музыкант-мультиинструменталист, лауреат премии Грэмми (2000) за лучший альбом в жанре нью-эйдж.
  • Харуки Мураками — 村上 春樹 – деревня + вверх, весна + дерево - популярный современный японский писатель и переводчик.
  • Утагава Хиросигэ 歌川 広重 – песня + река, широкий + тяжелый (настоящее имя Андо Хиросигэ 安藤 広重 – спокойный + глициния, широкий + тяжелый) - один из самых известных и почитаемых мастеров японской живописи и гравюры, представитель направления укиё-э, мастер цветной ксилографии. Автор не менее чем 5400 гравюр. В лирических камерных пейзажах с жанровыми мотивами передавал зыбкие состояния природы, атмосферные эффекты снега и тумана.
  • Кэндзо Такада 高田 賢三 высокий + поле, ловкий + три - японский модельер и дизайнер, основатель бренда «Kenzo».

Спортсмены

  • Морихэй Уэсиба — 植芝 盛平- высаживать + трава, пылкий + неизменный (так же известен как Великий учитель) - основатель Айкидо.
  • Осаму Ватанабэ — 渡辺 長武 — переходить + сбоку, длинный + воин - японский борец вольного стиля, Олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, чемпион Азиатских игр. Один из величайших борцов в истории, вне зависимости от весовой категории. В своей карьере он ни разу не был побеждён. Со 189 победами в 189 официальных схватках был внесён в Книгу рекордов Гиннесса. Более того, за всю свою карьеру он не проиграл никому ни одного очка.
  • Кэйсукэ Хонда — 本田 圭佑 – корень + поле, результативный + помощник - японский футболист, полузащитник итальянского клуба «Милан» и сборной Японии. Участник чемпионата мира 2010, победитель и лучший игрок Кубка Азии 2011.
  • Ханю Юдзуру — 羽生 結弦 – крылья + жизнь, связанный + струна - японский фигурист-одиночник. Первый фигурист, преодолевший отметку в 100 баллов в короткой программе, 200 баллов в произвольной программе и 300 баллов по сумме программ.

Учёные

  • Хидэки Юкава — 湯川 秀樹 – тёплый + река, одарённый + дерево - японский физик-теоретик. Лауреат Нобелевской премии по физике (1949) «За предсказание существования мезонов на основе теоретической работы по ядерным силам» (Потенциал Юкавы).
  • Митио Каку — 加來 道雄 прибавлять + свежесть, путь + указатель мужского имени - американский учёный, специалист в области теоретической физики. Известен как активный популяризатор науки, автор научно-популярных книг.

Бизнесмены

  • Киитиро Тоёда — 豊田 喜一郎 – богатство + поле, радость + первый сын - японский бизнесмен. Основатель фирмы «Toyota».

  • Ивасаки Ятаро — 岩崎 弥太郎 – скала + полуостров, распространяться + мужественный+ указатель мужского имени - японский предприниматель, основатель промышленно-торговой корпорации «Mitsubishi».
  • Хироси Ямаути — 山内 溥 – гора + внутри, переплывать - японский бизнесмен. Экс-глава компании «Nintendo».
  • Соитиро Хонда — 本田宗一郎 – корень + поле, секта + первый сын - японский предприниматель, основатель компании «Honda».
  • Коносукэ Мацусита — 松下 幸之助 – сосна + снизу, мужчина приносящий счастье - японский бизнесмен. Основатель корпорации «Panasonic» (Matsushita Electric).

Перевод русских имён для мальчиков на японский язык

Говоря строго, переводов русских имён на японский язык не существует. Иностранные имена в Японии записываются с помощью азбуки катаканы. При этом произношение заметно изменяется в виду несоответствия букв русского алфавита и знаков катаканы. Например, в японской азбуке нет букв «л», «к», «м» или «т», но есть, например, «ру», «ку», «ма» или «то». То есть, говоря проще, у них слоги – это буквы. И не все слоги, возможные в русском языке существуют в японском. Чтобы не быть голословной, приведу примеры, как русских мужчин называли бы их японские друзья:

  • Олег станет «Орэ:ггу»
  • Александра и Алексея, скорее всего назовут просто «Арэкусу»
  • нынешнего президента России они назовут «Бурадмиру».

А кто такие «Пабэ:ру», «Консутанчи:н» и «Барэри» вы уж догадайтесь сами.

Повезло пожалуй только Антонам, Борисам, Денисам, Никитам, Романам, Семёнам, Сергеям, Юриям и Янам. Произношение их имён претерпит в Японии наименьшие изменения. При наличии некоторого опыта и сноровки можно научиться «японскому» произношению русских слов. Тем не менее, по просьбе трудящихся, приведу таблицу переводов русских мужских имён на японский язык. Эта таблица составлена по принципу сопоставления значения имён. Имена из одной и той же строки имеют примерно одинаковые значения и абсолютно разные произношения. Тем не менее, такое гипотетическое сопоставление имён стало для меня хорошим упражнением в японском. Японские имена подобраны с помощью сайта: https://b-name.jp/

Русское имя Значение Имя на японском Написание иероглифами
А
Абрам отец всех народов, небесный отец Аои 空男生
Адам первый человек Итирō 一郎
Александр защитник Мамору
Алексей защитник Морио 守男
Альберт благородный блеск Аки 明貴
Анатолий восточный Адзума
Андрей мужественный, храбрый Исао 勇夫
Антон вступающий в бой Сёри 将力
Аркадий блаженный Кэйсин 恵心
Арнольд парящий орел Сюноске 鷲之介
Арсений мужественный, сильный Цуёси 強史
Артем невредимый, здоровый Эйдзи 栄治
Артур медведь Кумао 熊雄
Архип начальник конницы Кадзума 主馬
Афанасий бессмертный Тоэй 時永
Б
Богдан данный Богом Синто 神人
Борис борец Рикиси 力士
Бронислав славный защитник Эйске 栄助
В
Вадим здоровый Кōга 康我
Валентин крепкий, сильный, здоровый, могучий Дайки 大気
Валерий сильный, богатый Кинпэй 金兵
Василий царственный Кōдзи 皇司
Виктор победитель Кацуто 勝人
Виталий жизненный Сёта 生太
Владимир властелин мира Цукаса
Владислав владеющий славой Хисаси
Вячеслав великий, славный Такахиро 栄大
Г
Гавриил моя мощь - Бог Кэнсин 健神
Геннадий благородный Юки 優貴
Георгий земледелец Минору
Герасим почтенный, уважаемый Йосихито 敬人
Герман кровный, родной Иэкадзу 家一
Глеб любимец богов Камию 神友
Григорий бодрствующий, бдительный Нао 成起
Д
Давид любимый, долгожданный Мотоёси 元好
Даниил мой судья Сатоси 賢士
Денис принадлежащий богу Дионису, вдохновенный Дзиюхиро 自由創
Дмитрий посвященный богине плодородия Деметре Ютака
Е
Евгений благородный, знатный Кōки 高貴
Ефим благочестивый Киёси 紀誉資
Иван благодатный Сигэёси 成良
Игорь воинствующий, сильный Масару
Илья крепость, неприступность Такео 丈夫
К
Кирилл господин, владыка, хозяин Кадзухиро 主丈
Константин стойкий, постоянный Нагахиса 永久
Л
Лев лев, царь зверей Тайси 大獅
Леонид подобный льву Симон 獅門
Леопольд смелый, как лев Юси 勇獅
М
Макар блаженный, счастливый Сатихито 幸仁
Максим величайший, самый большой Кайто 翔大
Матвей Божий человек, дар Бога Кимихито 神人
Михаил подобный Богу Кант 神頭
Н
Никита победитель Масахиро 勝大
Николай победитель народов Масао 勝雄
О
Олег святой, священный Иссэй 一聖
П
Павел маленький, мелкий Сёма 小真
Пётр камень, скала, твердыня Хōсэки 宝石
Платон широкоплечий Хироки 広樹
Прохор танцующий Йсэй 踊正
Р
Ренат возродившийся, воскресший Наоки 直生
Роман римский, римлянин Рōма* *В Японии нет римлян 郎真
Руслан лев, львиный Кадзуси 一獅
С
Семён услышанный, слушающий, слышный Гэнки 現聞
Сергей ясный, высокочтимый, родовитый Сэймэй 世明
Станислав самый славный Сумихару 住栄
Степан венок Сатору
Т
Тимофей почитающий Бога Такаси
Тимур железный Синтэцу 真鉄
Тихон удачный, приносящий счастье Юкинори 幸則
Ф
Фёдор подаренный Богом Синсэй 神成
Феликс счастливый, солнечный Харуюки 陽幸
Филипп любящий коней Айма 愛馬
Фома близнец Сōта 双大
Э
Эдгар страж города Итир 市郎
Эдуард заботится о достатке, жаждет богатства Тоётака 豊高
Эльдар божественный дар Камуи 神威
Эммануил с нами Бог Синноске 神乃哉
Эрик благородство, предводительство Иэтака 家貴
Эрнест серьезный, строгий, основательный Акио 阿基男
Ю
Юлий кудрявый, мягкий, пушистый Макихито 巻仁
Юрий землепашец Тамихико 農彦
Я
Ян Богом дан Дзинске 神佑
Ярослав сильный, славный Эйя 栄哉