Марийский богатырь самый популярный герой легенд. Кокша - богатырь. О том, что город есть на свете

ОНАР-БОГАТЫРЬ

Когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Опар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветка-радуги. Потому-то и называют марийцы радугу - Воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет - семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка, Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жи-лища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Не-идой, впадающих в светлую Биче, как по-марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок - с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

Чоткар-патыр

На зеленом берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар.

Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб.

Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар-патыр.

Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.

Это было давно. Русские еще не строили городов около нас по Волге, а воинствующие ханы жили в степях, где пасли свой скот, и часто нападали на марийские селения.

Узнал об этом Чоткар-патыр. Собрал людей своего лесного края и пошел на степняков войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь.

Ханские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские.

Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар-патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.

Дорогие мои! - сказал Чоткар. - Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.

Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со славным богатырем Чоткаром. Но Чоткар успокаивал их:

Не печальтесь, дети мои родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и крикните громко: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!» Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжелый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной.

Чоткар-патыр умер. Он лежал как живой среди лесных цветов. Его положили в дубовый гроб и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

С тех пор прошло много лет... Вокруг холма вырос густой лес. Каждую весну холм покрывался душистыми цветами, он был весь в узорах, как красивый дорогой ковер. Близко к холму никто не подходил. Все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что трудовые люди ведут себя непокорно. Поэтому богачи задумали черное дело. Они подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара из могилы.

Пошел Эшполдо к могиле Чоткара и встретился по пути со стариком. Узнав о намерении Эшполдо, седой старик сказал:

Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну его потревожишь, и во второй раз не поднимется помогать нам. Тогда враг покорит нашу землю.

Эшполдо, выслушав старика, засмеялся:

Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.

Он и не думал слушаться советов мудрого старика.

Украдкой пробрался к холму, взошел на него и крикнул:

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!

Не успел он крикнуть, как ударил гром, холм содрогнулся, и раскрылась могила. Вихрем пронесся ветер и погнул деревья в лесу. Крышка гроба треснула, из могилы вышел Чоткар-патыр.

Он был так же высок и могуч, как и раньше. Сер¬бром отливали его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке его блестел тяжелый меч.

Где враги, кого нужно бить? - прогремел он, сверкая очами.

Нет никого, - в ужасе проговорил коварный Эшполдо. - Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе...

Что ты наделал, несчастный мальчишка! - горестно сказал Чоткар и медленно опустился в свою могилу.

Через несколько лет о смерти Чоткара-патыра узнали ханские воеводы и снова напали на марийские земли.

Храбро дрались марийцы, защищаясь от пришлых кочевников. Но ханы наступали, их было больше. И начали они одолевать марийцев.

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, - вскричали марийцы, собравшись у холма.

Но во второй раз Чоткар-патыр не встал...

Кокша – богатырь

А расскажу-ка я вам, почему речку нашу Кокшагой зовут... Было это давно. Прабабка моей прабабки и ее прабабка не помнят, когда это было, но было это так.

На этой самой реке жил тогда злой-презлой владыка Вараш. Охотники промышляли для него белку, лису, горностая и всякую другую пушную добычу, бортники приносили ему мед и воск, а бедные земледельцы - рожь, ячмень и разную огородную снедь.

Тех же, кто его воле не подчинялся, нещадно пороли розгами (такое было уже не так давно - и прабабка моей прабабки, и моя прабабка рассказывали, что богачи да служки царские так наказывали нашего брата, крестьянина, за ослушание).

Долго ли, коротко ли жили так люди, но вот в одном лесном илеме (хуторе; прим. by admin) у бедных родителей появился на свет мальчик. Назвали его Кокша. Отец сплел ему лыковую колыбельку и подвесил в правом углу избушки, поближе к очагу.

В первую же ночь около колыбельки появился богатырь Кугурак. Он склонился над ребенком и сказал:

Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец.

На вторую ночь к зыбке склонился богатырь Чоткар:

Бери, Кокша, мою ловкость, а доброту ты получишь от своей матери.

На третью ночь к зыбке явился богатырь Акпатыр:

Я отдаю тебе мудрость, Кокша, а любить нашу землю тебя научит народ.

С этой поры Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня - в настоящего богатыря. Отец дал ему лук и стрелы, велел идти на охоту. Кокша натянул тетиву и пустил стрелу вверх. Со звоном лопнула тетива, а стрела улетела выше облаков и не вернулась на землю. Пошел Кокша в кузницу и отковал наконечник для стрелы весом в полтора пуда. На обратном пути он вырвал молодой дубок и сделал из него лук. А из жил убитого им лося свил тетиву. Приладив наконечник к стреле, Кокша решил испытать лук. Он натянул тетиву и выстрелил в вековое дерево. Стрела прошила дерево насквозь, и оно раскололось.

Не прошло и недели, как слуги донесли Варашу о чудо-богатыре.

Надо отнять у него силу богатырей, - сказал он слугам и научил их, как это сделать.

Часто Кокша уходил на охоту далеко, но возвращался домой одной самой короткой дорогой. Так вот, подручные Вараша в том месте, где Кокша переходил реку, сделали прорубь, а когда мороз затянул ее ледком, засыпали снегом. Возвращаясь с охоты, усталый, но с богатой добычей, Кокша провалился под лед и стал тонуть - плавать не успел научиться. Захлебнулся он водой и совсем было потерял сознание, но вдруг слышится ему голос:

Вспомни о силе Кугурака. Встань на дно и оттолкнись.

И тут же подручные Вараша увидели, как сперва вспучился лед, потом раскололся на несколько льдин и Кокша-богатырь вышел на берег. «Все равно ему конец, - злорадно ухмылялись они. - Кокше негде обсушиться, и сильный мороз доконает его».

Понял и Кокша, что конец приходит ему. Одежда сразу обледенела. Но тут он снова услышал голос:

Вспомни о ловкости Чоткара. Вставай на лыжи и беги.

Кокша надел лыжи и во весь дух помчался к дому. На бегу он вспомнил предание о том, как Чоткар, пока жена кипятила воду для ухи, успевал на лыжах сбегать на озеро в сорока верстах от дому, наловить рыбы и вернуться обратно. Кокша бежал так быстро, что домой он явился как ни в чем не бывало. Мороз так и не смог сковать его одежду.

Скоро Кокша узнал, что прорубь - дело рук подручных Вараша. Подошел он к крепости Вараша и крикнул:

Эй, Вараш! Если ты не трус - выходи, сразимся в честном бою!

Хорошо, я согласен биться с тобой, но если ты тоже не трус, то заходи, будем драться здесь, в крепости, на ристалище для кулачных боев, - ответил Вараш, и ворота крепости распахнулись. И тут снова Кокша услышал голос:

Вспомни о мудрости Акпатыра: не бейся с врагами один, а собери друзей, подними народ, недовольный врагами.

Как только закрылись ворота крепости, на Кокшу надвинулась стража. Схватка была долгой и яростной, но врагов было много, и Кокшу заковали в цепи, на ноги надели кандалы.

Бросьте его в сорокасаженный колодец! - приказал Вараш...

Долго ли, коротко ли просидел Кокша в колодце, но однажды на край сруба села Сорока-белобока. Обрадовался Кокша, просит Сороку:

Сорока-белобока! Передай моим родным, что я у Вараша в колодце. Пусть они выручат меня.

Глупых я не выручаю, - ответила легкомысленная Сорока. - Ты сам зашел в логово зверя.

И улетела.

Много ли, мало ли прошло дней, сел на край сруба Коршун.

Коршун! Коршун! Передай отцу-матери, что я брошен в колодец.

Не передам я это отцу-матери, - ответил Коршун. -Я дружу с Варашом и кормлюсь теми, кто брошен в колодец. Скоро придет и твой черед.

И тоже улетел.

А время идет и идет. Все больше и больше слабеет Кокша. И уж когда казалось, что нет надежды на спасение, сел на сруб Гусь.

Друг, выручи меня, - простонал Кокша. - Передай...

Знаю, чего ты хочешь, Кокша. Глупая тараторка Сорока всем болтает, что ты у Вараша в яме, но ты же знаешь, что ей никто и никогда не верил. Не поверили и твои родители. Ведь прошло больше пяти лет.

Тебе поверят...

Гусь спустился в колодец, вырвал из крыла перо и подал Кокше. Тот смочил перо в кровавой ране и напирал на белоснежном крыле птицы свое имя.

И тогда о страданиях богатыря узнали во всех лёсных илемах. Самые старые и самые мудрые собрались на совет и стали думать, как помочь Кокше-патыру...

Однажды у Вараша был какой-то праздник. Вдруг перед воротами появилось стадо быков.

Прими наш праздничный дар, владыка, - сказали старейшины. - Мы хотим заколоть этих быков и угостить твоих храбрых воинов.

Ладно, - сказал Вараш, - половину быков заколите и сварите на дворе, а остальных загоните в мои хлева.

Старейшины разожгли костры... Подручные Вараша до отвала наелись вареного мяса и завалились спать. Ночью, когда все в крепости спали, старейшины разрезали бычьи шкуры, связали их в один длинный прочный ремень и спустили в колодец. Кокша обвязался концом сыромятного ремня, и его вытащили.

Под покровом ночи старейшины вывели Кокшу из крепости. Пока богатырь поправлялся и набирался сил, кузнецы ковали мечи и наконечники для стрел. Собрались воины со всех илемов, а во главе ратного войска встал Кокша-богатырь.

Вскоре злой Вараш и его приспешники были изгнаны, народ объявил Кокшу своим вождем, и с тех пор, говорят, эту лесную реку в честь своего богатыря-освободителя люди назвали Кокшагой.

МАРИЙСКАЯ ЛЕГЕНДА ПРО ЧЕМБУЛАТА

Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени весёлых полевых цветов возвышается над тихой речкой утёс Живой камень.

Не всегда, однако, бывало пустынно вокруг него. В давно минувшие времена здесь были большие селения черемисского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбулат. Человек он был простой, трудолюбивый и тихий в обычное время, но, как только неприятель угрожал нападением на родную страну, богатырь поднимался на её защиту. Верхом на буром коне c косматой белой гривой, вооруженный с головы до ног, Чумбулат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.

Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину и народ, но пришла и ему пора умирать. Собрались вокруг него черемисы, плакали и скорбели о нём, а он утешал их:

Не бойтесь. Я никогда и мёртвый не дам вас в обиду. Когда плохо придётся, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: "Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!" Я встану тогда и обороню вас.

С этим и умер Чумбулат.

Торжественно похоронили черемисы своего богатыря в каменной круче в полном вооружении, какое надевал он на битву, похоронили вместе с бурым конем его, белохвостым, с косматой гривой. В каком виде выступал он, бывало, против врагов, в таком и похоронили его. Справили по нему богатые поминки и долго оплакивали тяжелую потерю:

Не стало среди нас великого Чумбулата! Нет с нами нашего богатыря!

Шло время. Всё было благополучно, и мало-помалу Чумбулата начали забывать. И забыли бы о нём, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать черемисов непролазным кольцом. Вспомнили они тогда о своём богатыре, побежали к скале, к могиле его, и стали громко звать на помощь:

Вставай, Чумбулат! Вставай, враги у ворот!

И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из тёмной расщелины Чумбулат на коне своём, в кольчуге и шлеме, со щитом на руке, с копьём у стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужих, колол, рубил, топтал обезумевших от страха врагов и быстро обратил в бегство неприятельское войско. А когда опасность миновала, Чумбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале; снова замкнулась она за ним и поглотила его вместе с конем.

Много времени прошло. Когда наступала беда, всякий раз Чумбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.

Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря:

Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!

Дрогнула скала. Выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. А неприятеля нет. Ни направо, ни налево - нет никого. Повернулся тогда богатырь и молча поехал обратно к горе и исчез в ней.

Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страху, и хохоту, и сколько потом всяких рассказов! Стали опять играть в войну и опять вызвали Чумбулата.

Выехал снова на их зов богатырь. Не видя опять врага, он нахмурился и сердито повернул коня обратно.

Мало и этого показалось мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря:

Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!

Затряслась земля. Со страшным грохотом развернулась гора, и выехал оттуда разгневанный Чумбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы - только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы в ужасе сбегались на грохот.

Увидел их Чумбулат и крикнул им:

Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!

Опустил Чумбулат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.

Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов. Молчалив стал и тих серый утёс над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.

Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время - забудет Чумбулат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее.

На Коркатовском повороте дороги в Горномарийском районе республики Марий Эл то и дело тормозят машины. Люди выходят наружу, направляясь к небольшому, бронзовому постаменту и прикладывают ладони к изображению двух человеческих фигур. Таким образом путешественники просят благословения и удачи у двух великих правителей - русского и марийского .

Русский князь на памятнике - Иван Грозный , великий государь Московский и Всея Руси, покоритель Западной Сибири и области Войска Донского, Башкирии, земли Ногайской Орды, Астраханского и Казанского ханств, и прочая, и прочая, и прочая. Прямо перед ним на памятнике изображен человек, благодаря которому, по преданию, и было завоевано Казанское ханство. Это великий марийский горный князь Изима , но в историю он вошел под другим именем - Акпарс .

Акпарс для марийцев - один из главных национальных героев. Личность окруженная легендами хоть и существовавшая в реальности. Он правил горными мари (тогда их называли черемисами) во времена Золотой Орды. Быть под гнетом жестоких татаро-монгол марийцам, прямо скажем, не нравилось. Изима, которого называли также Белым князем, стремился освободить свой народ от ига захватчиков, для чего и пошел на сделку с Иваном IV. Он помог русскому царю взять татарскую крепость ОролКырыкСалымхала , для чего пошел на веонную хитрость. Войска Ивана Грозного не могли подступиться к укреплениям противника. Изима же пообещал защитникам крепости, что поможет им с продовольствием. Татары поверили марийскому князю, а зря. В телегах вместо еды оказались русские солдаты с пищалями и саблями.

В следующий раз Изима предложил свою помощь во время Казанской осады. И здесь проявились не только выдающиеся воинские способности Изимы, но и его музыкальный талант. По одной из легенд, предводитель марийцев предложил сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые были поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Русские сделали еще один подкоп с другой стороны. Но свечи в подкопе Изимы горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв, запланированный Изимой, в обещанное время не прогремел.

Иван Грозный тут же заподозрил марийского воеводу в измене и, в лучших традициях того времени, тут же схватился за саблю, чтобы рубить тому голову. В этот, без сомнения, драматический момент свечи, наконец, догорели и стены Казани с грохотом пали.

Иван Грозный сменил гнев на милость: жаловал князя и его воинов подарками, а самого Изиму впредь велел звать Акпарсом. Что же касается марийского народа в целом, то царь вручил Акпарсу грамоту, в которой велел марийцев "не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст ". С уплатой, правда, исторически не сложилось - из рук предприимчивого Акпарса грамота об уплате налогов куда-то таинственно исчезла...

С тех пор прошло пять веков, но марийцы не забыли своего Белого князя. Каждый год 26 апреля в Марий-Эл празднуют день Национального марийского героя и имя Акпарса в этот день называют одним из первых. Он сделал очень многое для добровольного присоединения горных марийцев к государству российскому на условиях сохранения ими своей культурной самобытности.

В 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. Самому князю уже в 21 веке поставили памятник на правом берегу реки. Акпарс изображен на нем безоружным - в одной руке он держит гусли, а другой приветствует свой народ. Этим мудрый марийский князь напоминает людям, что великие дела делаются не только силой, но также с помощью ума и таланта.

Анна Окунь


Марийцы (самоназв. - марий, устар. назв. - черемисы) - народ, коренное население Марийской Республики (324 тыс. ч.) и соседних областей Поволжья и Урала. Всего в России по данным на 1995 г. проживает 644 тыс. ч. Марийский язык относятся к волжско–финской группе финско–угорских языков. Имеет два литературных языка: лугово–восточный марийский язык и горно–марийский язык. Письменность на основе русского алфавита.

Все произведения, представленные в данном разделе, печатаются по книге «Мифы древней Волги» - Саратов: Надежда, 1996.

ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ МАРИЙСКОГО НАРОДА

У Юлы–бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были одни только ангелы.

Юла–бог был работящий, а потому на небе работников не держал. Он делал все сам, а дочь свою посылал пасти скот.

На небе травы нет, а потому скоту надо было спускаться на землю. Бог и спускал его каждый день с неба, а вместе со скотиной спускал и свою дочь. Растворит небо, раскинет войлок, чтобы он доставал до самой земли, и спускает по нему дочь свою и стадо прямо на землю.

Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной. Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле–богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Это и был народ Мари Эл.

ОНАР–БОГАТЫРЬ

Когда–то в далекие незапамятные времена возле Волги–реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть–чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветка–радуги. Потому–то и называют марийцы радугу - Воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет - семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа–калужинка. Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища–кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Неидой, впадающих в светлую Виче, как по–марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок - с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому–то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

ЧАЧАВИЙ И ЭПАНАЙ

Жил когда–то в деревне отчаянный парень по имени Эпанай. Не было во всей округе человека озорнее его. Покуда он тайком забирался в чужие огороды и погреба, мужики еще терпели. Но вот его уличили в краже лошади, это уже было настоящим преступлением.

Вора судили всем селом. Мужики, разъярившись, кричали:

Побить его, на кол посадить, чтоб не повадно было красть!

Что и говорить, вина Эпаная велика: без лошади крестьянин что без рук: ни вспахать, ни посеять, даже дров из лесу не привезти. Нет лошади - бери суму и ступай по миру.

В ярости мужики насмерть забили бы конокрада, но, на его счастье, нашелся среди сельчан незлобивый старик Акрей, который пожалел парня за молодость. Хотя Эпанай и непутевый парень, но все же свой человек, деревенский, отец его всю жизнь честно трудился.

Земляки! - поднял руку Акрей. - Не порочьте добрую славу деревни злым делом! Накажите его крепко, но не доводите себя до душегубства. Все–таки он вам сосед.

Мужики то ли действительно пожалели парня, то ли отнеслись с уважением к сединам Акрея, но только перестали бить парня.

Однако решили твердо:

В деревне нашей ему не жить! Пусть убирается куда хочет.

Эпаная с позором изгнали из деревни, наказав, чтобы впредь он глаз не казал, иначе будет ему худо. Ни слова не сказал Эпанай, посмотрел, словно загнанный волк, повернулся спиной к односельчанам и зашагал прочь.

Вскоре народ узнал, что в лесах появилась разбойничья шайка, во главе которой стоял Эпанай. Грабил он всех прохожих, ни за что убивал людей. Не знал Эпанай жалости ни к старому, ни к малому. А разбогател он как! Ходил в зеленом шелковом кафтане, обшитом золотыми позументами, алые сафьяновые сапоги на его ногах сверкали серебряными узорами, подпоясывался атаман кушаком из парчи. Немало награбленного добра скопилось у него в лесных тайниках.

И вот задумал Эпанай бросить разбой, перевестись в купцы, а там - ищи его след! Золото и серебро все прикроют, из душегуба сделают человека именитого, почитаемого…

И быть бы Эпанаю купцом, да, на свою беду, он увидел как–то раз на базаре дочь Акрея - Чачавий. Полюбилась ему красавица Чачавий, и решил он увезти ее силком в свое лесное разбойничье логово.

Глубокой осенней ночью нагрянули лихие люди к старику Акрею. Не успел хозяин и глазом моргнуть, как его избу заполнила толпа разбойников. За поясом у каждого из незваных гостей - пистолеты и кистени.

Эпанай объявил старику, что он сегодня женится на его дочери. Перепуганную девушку отослали в амбар, чтобы она там принарядилась к свадьбе, хозяйке велели нести из погреба угощение, а сами разбойники достали с печи бочонок с медовщиной, выпили, загорланили песню:


Не свадьба пришла,
А само горе–беда,
Не торговцы мы,
А разбойники лесные, -
Поклонись, хозяин, атаману,
Угощай гостей лихих!..


Но Акрей ухитрился увести со двора тайком дочь и жену.

Когда Эпанай обнаружил, что хозяина нет в избе, сразу побежал в амбар, а там - пусто. Тут–то он смекнул, что провел его старик. В гневе взмахнул он саблей и закричал:

Догнать! Зарубить их всех!

И в этот миг дрогнула изба, закачались стены, затрещал потолок. Провалился дом вниз, под землю, хлынули струи холодной воды. Разбойники, воя от ужаса, копошатся кучей, давят друг друга, но ни одному не удалось выбраться.

Прибежал народ со всей деревни к избе Акрея, а на том месте, где только что стояли изба с сенями, амбар и сарай, теперь виднелась большая яма, и в яме зловеще плескалась невесть откуда прибывающая вода.

Так на месте былой усадьбы Акрея появилось большое озеро.

Долго еще старики, пугая легковерных, говорили, что иногда осенними ночами со дна озера слышатся топот ног и заунывный вой, - это, дескать, пляшут и поют люди Эпаная, злые дела которых земля не стерпела и расступилась, чтобы покарать их за все содеянное…

ДА БУДЕТ С ВАМИ ПЭРКЕ!

Загадывая об урожае, марийцы говорят: «Хорошо бы и нынче быть нам с пэрке…

Когда сосед заходит к соседу и застает его за едой, то приветствует хозяина словами: «Да будет с вами пэрке!»

Народ издавна считает, что пэрке посещает только хлебосольного, трудолюбивого хозяина.

Рассказывают, что в старину в одной деревне жил богатый мариец по имени Саран. Был он очень жаден и скуп. Амбары и погреба у него ломились от припасов, на гумне стояли скирды немолоченного хлеба. Так долго стояли, что на них успевали вырасти березки.

Но никто не помнил, чтобы Саран когда–нибудь с кем–нибудь поделился хлебом. Бывало, Саран обедает, а в это время заходит к нему сосед. Услышит богач скрип ворот и всю еду скорее прятать: одно в печь, другое в угол, и через минуту на столе хоть шаром покати. Сосед в избу, а Саран говорит ему, вздыхая:

Ох, не вовремя ты зашел, соседушка. Маленько опоздал, мы только что отобедали и котел вымыли… Уж прямо не знаю, чем бы тебя угостить…

Но соседу давно известна скупость Сарана, он только рукой махнет:

Не беспокойся, дядя Саран, я сыт по горло, так плотно пообедал, что, пожалуй, неделю есть не захочу.

Ну ладно, - говорит Саран, - а то я уж хотел было тебя угостить…

Уйдет сосед - Саран снова тащит на стол еду. Сам Саран в поле не работал. На него дни и ночи работали батраки… А кормил их Саран впроголодь: даст кусочек черствого хлеба и при этом еще оговорит:

Дармоеды все, только объедают меня… Как бы хорошо было, если б никого не надо было кормить…

Прослышал про Сарана бог достатка Пэрке.

И вот однажды в жаркий летний день в избу к Сарану постучался старик нищий.

Саран в это время как раз обедал.

Нищий был стар, слаб. Жена Сарана пожалела его и, когда муж отвернулся, тайком подала ему корку хлеба.

Но Саран все–таки углядел, коршуном набросился на старика, вырвал у него из рук эту корку:

Всем подавать - сами по миру пойдем! Чем бродяге, лучше своей свинье скормить!

Старик посмотрел на богача и спрашивает:

Хочешь, я сделаю так, что никто никогда не будет у тебя просить хлеба?

Обрадовался Саран:

Хочу! хочу! Небось свой–то хлеб всегда жалко давать людям.

Возьми лук со стрелой, выйди во двор и пусти стрелу в сторону своего гумна, - говорит старик. - Если сделаешь так, то тебе никого никогда не придется больше угощать.

Саран схватил лук со стрелой и, даже забыв надеть шапочку, выскочил во двор.

Натянул тетиву и пустил стрелу в сторону гумна, где, словно избы, возвышались скирды необмолоченного хлеба.

Упала стрела посреди гумна, и в тот же миг крытое гумно и все скирды вспыхнули жарким пламенем.

А старик нищий говорит:

Теперь исполнилось твое желание, жадная душа. Никто больше не придет к тебе просить хлеба. Это я, Пэрке, тебе говорю.

Так сказал старик и исчез, как будто сквозь землю провалился.

Понял тогда скупец Саран, что он обидел самого Парке, дающего людям достаток за труд и хлебосольство.

Дотла сгорели и гумно, и все скирды. Никто из односельчан не прибежал тушить пожар. Сгорел и дом Сарана, и двор.

Остался жадный Саран нищим, теперь он сам пошел по миру просить у людей хлеба.

Сейчас уже никто не верит в старика Пэрке; слово «пэрке» теперь обозначает просто «урожай, обилие».

НЕПОБЕЖДЕННАЯ ВЕТЛУГА

Нам не дорого злато–серебро,
Дорога нам наша родина.
Марийская народная песня


Это случилось в те далекие годы, когда в наши края вторглись дикие орды хана Батыя–Глухой, темной ночью враги налетели на одну спавшую мирным сном марийскую деревню.

Громкие воинственные крики и звон оружия наполняли улицы. Разбуженные люди выбегали из домов и в страхе смотрели на озаренное багровым пламенем небо. Яркие языки огня лизали небо и, извиваясь, стохвостой змеей ползли по деревне - это враги подожгли крайние избы…

С диким гиканьем врывались в избы воины–нукеры в пестрых шароварах и косматых шапках, жадно набивали грабленым добром свои большие мешки, недрогнувшей рукой убивали малых и седых стариков.

Рыдания и стоны, звон железа и гневные проклятия слышались по всей деревне.

Но никто не поднял против врагов ни меча, ни лука, не было в деревне людей, способных носить ратное оружие. Сильные мужчины, подобные дубам, и парни, смелые, как соколы, ушли на смертельную битву с врагами. Далеко–далеко, к голубым водам реки Волги, улетели могучие орлы. Среди приволжских холмов стали они заставой, ожидая вражеское войско, а в деревне остались лишь их седые отцы и матери, милые жены и невесты да дети, похожие на нежные лесные цветы.

Без крепкой защиты они были обречены на смерть или рабство.

Опьяненная кровью и легкой добычей, бесчинствовала и радовалась вражья орда. И вдруг в дверях одной избы вражеских воинов встретила блеснувшая, как молния, сабля. Нукеры отступили.

Ай, яман! Ай, беда!

Батыр! Богатырь!

Ханские нукеры настороженными взглядами следили за каждым движением молодого воина, преградившего им путь в избу, и оглядывались друг на друга: кто отважный, кто осмелится первым вступить в схватку со смельчаком?

Черные, горящие огнем ненависти глаза отважного воина в упор смотрели на чужеземцев. Ни один взмах его сабли не был напрасен: он сразил уже восемь нукеров.

Враги грозили ему издали, злобно ругались, но ни один из них не решался приблизиться.

Пухлолицый, с отвислым подбородком военачальник - менгечи мурза Церелен - с высокого белого аргамака следил за происходящим. Его косые щелки–глаза замутились от гнева, он до крови искусал свои губы.

Воины, вы забыли, что вы потомки волков? Вы забыли повеления великого джасака?

Менгече говорил еще что–то, но его слова потонули в криках нукеров и в многоголосом шуме хангулов.

Нукеры бросились на приступ и снова, словно опаленные огнем, отпрянули назад.

Молодой воин по–прежнему твердо стоял на своем месте, как будто он был вытесан из того же крепкого дуба, что и стены дома.

Тогда нукеры достали из налучей луки и осыпали воина стрелами. Менгечи наблюдал за неравным поединком, готовый в любую минуту соскочить с коня и наступить ногой в узорном сапоге на грудь поверженного врага.

Но вдруг мурза заметил, что два нукера с широкой холстиной забрались на крышу дома. Он довольно усмехнулся: догадались! Мурза громко крикнул:

Взять парня живым!

И в тот же миг юного воина покрыл брошенный сверху холщовый полог. Воин забился, как птица в силке, но на него уже насели двое дюжих нукеров.

Дружно бросились вперед остальные. Тучный мурза не утерпел, слез с коня и поспешил к месту схватки.

Подойдя, он, изумленный, остановился: перед ним стоял не воин, а девушка, подобная цветку шиповника.

Она тяжело дышала, а за руки ее держали восемь нукеров.

Блестящие черные глаза девушки горели гневом.

Седой, морщинистый мурза–менгечи оглядел ее с ног до головы и самодовольно сказал нукерам:

Женщина всегда есть женщина. Ее мы победили без сабли. Среди рабынь Церелена–богатура как раз недостает такого цветка.

Гордый своей властью и уменьем красиво говорить, мурза взобрался на коня и поехал со двора, приказав вести за собой пленницу.

Огонь пожара, вихрем пронесшийся по деревне, затихал. На месте изб дымился горячий пепел и, чадя, догорали последние головешки. В дорожной пыли, в подзаборных лопухах остывали тела убитых, а оставшиеся в живых с петлей на шее брели, подгоняемые нукерами, по дороге прочь от родных мест в проклятое рабство.

Через утихший лес полоняников привели на берег Ветлуги–реки.

Погрузив на плоты невольников и награбленное добро, нукеры начали переправляться через реку.

Церелен–богатур с двумя воинами в железных кольчугах сел в длинную остроносую лодку. Пленную девушку–воина посадили в ту же лодку.

Девушка сидела, глубоко задумавшись. Хоть бы заплакала, зарыдала, как другие женщины, уводимые на чужбину! Нет ни слезинки в ее глазах, только лицо бело, как первый снег, и печально, как осенняя ночь.

А вдали, за лесом, подымалась заря. Заалели свинцовые волны на Ветлуге, потом засверкали золотом и серебром. Легкий ветер пробежал по вершинам деревьев, словно тронул струны на гуслях, и послышалась тихая песня. Живительные лучи солнца озарили все вокруг, и все вспыхнуло несчетными красками. Запели птицы, как бы возвещая, что есть еще жизнь в лесном краю, что нельзя убить его красоту, что вечно будет стоять он, гордясь и красуясь.


Белых берез верхушки,
Кудрявясь, в лесах остаются.
Серебряные черемухи в цвету,
Листвою блестя, остаются.
Медные сосны в бору,
На ветру качаясь, остаются.
И Ветлуга - светлая река,
Плеща в берега, остается…


Неожиданно девушка поднялась, улыбнулась, как утреннее солнце, и запела.

Один нукер схватился за меч, но мурза Церелен лениво остановил его:

Пусть поет. Хотя эта марийская девка поет не так красиво, как наши девушки, но пусть поет. Я не люблю печальных людей…

А девушка пела старинную песню своего народа:


Ой, черная стерлядь,
Ой, черная стерлядь
Плывет по реке,
Нигде не стоит.
А в омуте темном,
В глубоком–глубоком,
В омуте тихом
Она отдохнет.
Никто не поможет мне -
Ни родня, ни соседи,
Только светлые волны Помогут мне.


Девушка поставила ногу на край лодки:

Знай, черный опкын, ты можешь заковать нас в цепи, но никогда не покорить тебе наши сердца, горящие ненавистью.

С этими словами девушка прыгнула в реку, а лодка, покачнувшись, перевернулась вверх днищем.

Белой рыбой мелькнула девушка под водой, чистая струя заиграла вокруг нее. А мурза и его телохранители в тяжелых доспехах камнем пошли ко дну и там, на дне чужой реки, нашли себе могилу.

С удивлением и страхом смотрели остальные нукеры.

Непонятный здесь живет народ. Непокорная у него душа. Трудно его одолеть, - говорили они между собой.

А пленники на плотах говорили о богатырях, которые придут с этих берегов и освободят их.

Как имя этой девушки? - спросил один нукер.

Ветлуга, - ответили ему пленники.

А как зовется эта река?

Тоже Ветлуга.

Побледнели нукеры и молча смотрели в воду. Текла река Ветлуга, сверкая, как стальная сабля, - вольная река непокорного народа.

Мифы и легенды народов мира. Народы России: Сборник. - М.: Литература; Мир книги, 2004. - 480 с.

5 .Марийский край – земля Онара. (глава из книги "История Ветлужского края") В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара. Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения. У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужина. Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка. Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы. Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли а горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро. Про многие холмы и озера в нашем крае народ говорит, что это следы древнего великана. Вот по этой причине, марийцы, и называем свой край землей богатыря Онара. В марийских легендах ОНАР предстает перед нами в двух ипостасях. Как молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, - и как зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Первые мифы – самые древние, относящиеся к эпохе последнего великого оледенения, отстоящего от нас почти на два десятка тысячелетий. Времени, когда земля к северу от Среднего Поволжья была скована ледовым панцирем, а в нынешней средней полосе была многолетняя мерзлота, и недолго длилось холодное лето. Вторые, явно более поздние по времени их возникновения, содержат знакомые мотивы из скандинавской мифологии, библейских сюжетов и т.д. За день ОНАР обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Про многие холмы и озера в нашем крае народ прежде говорил, что это следы древнего великана. Например, недалеко от деревни Абдаево (Моркинский район) Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер. Похожие легенды существуют и в других местностях: село Кузнецово (Горномарийский район), село Сердеж (Моркинский район), деревня Шукшиер (Сернурский район) … Был ОНАР охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. Есть и другой ОНАР. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть ОНАРУ этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы. Подобные легенды, записанные собирателями народного фольклора в XIX - начале XX веков, созвучны и схожи с преданиями о других марийских богатырях – ЧОТКАРЕ, ЧЕМБУЛАТЕ, КОКШЕ, ВАШПАТЫРЕ … В марийских легендах Онар предстает перед нами в сказаниях в двух ипостасях. Как титан – созидатель облика земли марийской и как богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Онар-великан был юн, но так огромен, что головой едва не доставал до радуги небесной, которую иносказательно так и называют воротами Онара, самые высокие дубы были ему, как трава, по колено, самые обширные и глубокие топи – как лужицы. Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет - семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка, Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Биче, как по-марийски называется река Вятка. Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок - с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы. Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро. Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара. Есть и другой Онар. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть Онару этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы. В представлении древних мари, ОНАРЫ - первые обитатели поднявшиеся из морских вод земли. ОНАРЫ – люди-великаны необычайного роста и силы. Леса были им по колено. Многие холмы и озера в Горномарийском крае народ называет следами древнего великана. И опять невольно на память приходят древнеиндийские легенды об асурах – древних людях (первых жителях планеты Земля) – асурах, которые тоже были гигантами – их рост был 38-50 метром, позднее они стали ниже – до 6 метров (как атланты). Сами марийцы называют свой народ именем мари. В кругу ученых вопрос об их происхождении является открытым. Согласно этимологии, мари – это народ, живущий под покровительством древней богини Мары. Мара - воплощенная судьба, “божество-пряха”, дарующая жизнь и смерть, божество в женском облике: она и марево (полдень, полдневный зной), и мрак (ночь, тьма, морок). Мара – это мера и смерть, мрак и туман, душа и мать-природа, - это то, что за пределами человеческого понимания, конец и источник бытия; существо, наделенное универсальной властью, особо влияющее на жизнь и судьбы людей. Мара - форма материализации потусторонней Силы, связанная с состоянием морока или марева в облике колеблющейся высокой белой фигуры. Влияние Мары на верование марийцев сильно. Марийцы считаются последним языческим народом Европы. Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. Храмы марийцев -Священные рощи. На территории республики Марий Эл – их около пятисот. В Священной роще возможен контакт человека с Богом. Фактически, сюжетов связанных с древними НАРАМИ-великанами известно два: в первом ОНАР вытряхивает землю из обуви, отчего образуются горы (холмы), во втором мари выкапывает из земли большой еловый пень. Налетает буря и несет пень по воздуху. Пень попадает в глаз ОНАРУ. Великан трет глаз, пень не выходит. Тогда он идет к своей матери. Та вытаскивает пень из глаза сына и бросает подальше. Пень перелетает через горы и падает возле жилища мари. Человек раскалывает его на дрова и пол зимы топит печку. Мать ОНАРА говорит сыну о том, что если ему попался в глаз выкорчеванный пень, значит, в тех краях живут люди. В поисках человека великан отправляется на берега Волги. Однажды ОНАР видит ползущую букашку о шести ногах, оставляющую за собой полосы взрытой земли. Приглядевшись, он видит мари на сивой лошадке пашущего свое поле. Великан поднимает человека вместе с сохой и лошадью и относит к матери. Та советует ОНАРУ вернуть человека на место, так как именно людям суждено прийти на смену великанам. В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы. Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Представить внешность ОНАРА сегодня невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал ОНАР. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора ОНАРА. СКАЗ О СОТВОРЕНИИ ОНАРОВ: Скучно стало Куго-Юмо на этом свете, и решил он создать человека. Замесил лучшей глины и вылепил из нее мужчину и женщину. Сделал их воинами. Потом вдохнул в них жизнь и отправил на землю. Но поскольку не было у него мерки, то люди получились огромными, как сами боги, выше гор. Когда они размножились, не стало покоя богам. Первосотворенные великаны, Паны, возомнили себя равными небожителям и повели против них борьбу. Тогда Куго-Юмо решил обратиться к Мэру, самому мудрому из богов, чтобы тот подсказал, как уничтожить Панов. Мэр дал Куго-Юмо чудодейственный молот. Взял Куго-Юмо этот молот и, сойдя вниз, сразился с великанами. Сокрушил их. После того он собрал тела своих врагов и сложил на правом берегу Волги. Со временем они поросли травою и лесом. Когда бурные потоки воды вымывают землю в горах, кости древних великанов проступают наружу. В легендах древнего народа адаби (предки современных езидов) тоже говорится, что первый человек был создан из глины. Такие же легенды есть у древних народов Древнего Египта и Шумера. Через некоторое время Куго-Юмо решил снова создать людей, но на этот раз сделал их много меньше. Однако Онары оказались столь же тщеславны, как и Паны, только они были хитрее и, когда терпение Куго-Юмо истощилось, скрылись от него в лесах. Снова пришлось Куго-Юмо просить помощи у Мэра. Тот дал ему золотую шапку. Накинул Куго-Юмо золотую шапку на землю, и от того на ней воцарился страшный зной. Все живое, что было на поверхности погибло. Так он расправился с Онарами. Только двое из них уцелели. Предчувствуя скорый конец мира, обратилась хитрейшая из хитрейших великанш с молитвой к Мэру, чтобы тот помог избежать кары Куго-Юмо. По внушению Мэра вырыл ее сын Онар глубокую яму. Когда небесный огонь охватил землю, опустились они на самое ее дно. Сидели они там до тех пор, пока не пролился первый дождь. Куго-Юмо, решив, что с великанами покончено, взял у Мэра мерку и по ней сотворил людей, а чтобы те не мнили себя равным богам, вылепил пахарями. Но, дождавшись когда Куго-Юмо отлучился, Керемет спрятал, еще не оживленные его божественным дыханием, тела в потаенном месте, в самой чаще леса, а мерку бросил в огонь. Куго-Юмо проклял Керемета, низвергнув его в глубочайшую пропасть. Узнав об этом, Мэр, в тайне от Куго-Юмо, призвал к себе Онара и велел найти людей. Чтобы Онар смог исполнить это приказание, мудрый бог дал ему волшебный лук и стрелы. Мэр сказал: - Иди и сразись с владыкой леса Пуэмбаром, он стережет то, что тебе нужно. Добрался Онар до густого леса, стал звать на бой Пуэмбара. Вышел ему навстречу хозяин дерев; огромный, как столетний дуб. Сошлись враги. Долго бились, но никто не мог одолеть. Тогда вложил Онар стрелы в лук и стал посыпать ими лес. Охватило деревья жаркое пламя. Стал Пуэмбар просить не разорять его владения и обещал не мешать Онару. Великан раскидал огонь, затоптал его, а потом пошел в самую чащу леса и отыскал там тела. Отнес он их сперва своей матери, а та Куго-Юмо. Вдохнул Куго-Юмо жизнь в людей. Так начался человеческий род. В награду за это, Куго-Юмо простил Онара и его мать. А потом, когда великаны умерли, забрал Куго-Юмо подарки Мэра. С тех пор, когда Куго-Юмо гневается, мечет он с неба огненные стрелы, те, что зовем мы молниями. Но проходит гроза, и волшебный лук мирно повисает над землею многоцветной радугой. Образ Онара и его готовность служить народу, что является высшим идеалом в представлении марийцев, воспевался не раз в марийских легендах и преданиях, в частности, с именем Онара связаны легенды и предания о происхождении озер, оврагов и курганов на Марийской земле: - с. Кузнецово (Кузнецовская с/а, Горномарийский р-н) – там более 200 лет тому назад около села обвалился берег реки Сундырки, и были обнаружены огромные кости, останки великанов - онаров. - починок Никольский (Коркатовская с/а, Моркинский р-н) – На поле у починка – курган Онара, который образовался на том месте, где Онар вытряхнул из своих лаптей набравшуюся туда землю. - с. Сердеж (Семисолинская с/а, Моркинский р-н) - Между селениями Сердеж и Лумари есть два кургана Онара, один из них называют горой старика Оная. Эти курганы также образовались там, где богатырь отряхнул свои ноги. - д. Абдаево (Коркатовская с/а, Моркинский р-н). - Недалеко от этой деревни Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер. - д. ШУКШИЕР (ШУКШЕР) (Сернурский р-н) Название в переводе с марийского языка означает "озеро реки Шук-ша". Рядом с деревней имеется священная роща - кусото. Часть жителей до сих пор придерживается языческой веры. В полукилометре к северо-востоку от деревни находится Шукшиерский курган - археологический памятник последней четверти II тысячелетия до нашей эры. Этот курган является свидетельством пребывания на Сернурской земле представителей Абашевской культуры. У местного населения он издавна известен под названием Онар чонта в честь мифического марийского богатыря Онара. По преданию, Онар, проходя через марийские земли стометровыми шагами, время от времени вытряхивал из лаптей землю, образуя курганы. Поблизости от кургана растет лес под названием Оно кожла. Местные знатоки говорили, что недалеко от кургана раньше были озера. - с. Шоруньжа (Моркинский р-н) - В селе Шоруньжа Моркинского района несколько дней назад был заложен первый камень марийскому богатырю, персонажу национальных легенд и преданий – Онару. По легендам и преданиям именно в этом районе Онаром были образованы горы и курганы. Там, где он садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день. Титан, созидатель земли марийской – именно так называют Онара. 8 национальных героев сегодня известны в республике. Но именно Онар до сих пор остается самым популярным, особенно среди детей. Как символ защиты и памяти в селе Шоруньжа Моркинского района и был возложен первый камень Онару. Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Восстановить внешность Онара сегодня уже точно невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал Онар. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора Онара. Место возложения камня было выбрано отнюдь не случайно. Именно через землю села Шоруньжа, по сказаниям, и проходил марийский герой. Сам же памятник находится недалеко и от той горы, которую по легенде образовал Онар. Наверно, не случайно множество мест связано с Онаром именно на Моркинской земле! Самое интересное, что уроженец этого края – легендарный Сергей Чавайн посвятил свою балладу этому герою: ПОСЛЕДНИЙ ОНАР Нам повествуют старые былины, Что в каждом уголке родной земли Отважные Онары-исполины Повыше вековых дубов росли. А ведь тогда, густой листвой играя, Деревья подпирали небосвод. Теперь таких в марийском нашем крае Никто и при желании не найдет. С годами люди ниже ростом стали, Да и леса постиг судьбы удар... Лишь не познал тогда беды-печали, Не изменился лишь один Онар. Он как-то поутру шагал полями, Алея, солнца круг над ними рос. Онар дубы повыдергал руками И к матери охапкою принес: - Смотри-ка, мама, коноплю какую Я в поле для тебя натеребил, Как роща частую, как тень густую, Вот только посконь отделить забыл. - Ой, сын мой! Ты вправду невезучий, Не коноплю ты вырвал, а леса! - И затуманились слезой горючей Ее большие ясные глаза. Онар ответу очень удивился. Он постоял и дальше пошагал. И вдруг заметил пахаря-марийца, Что землю для посева поднимал. - Какой жучок ползет передо мною! - Подумал вслух идущий великан. Он пахаря с лошадкой и сохою В свой необъятный положил карман. Потом Онар увидел на поляне, Как топором работал человек, И в этом Онаровом кармане Стал пахарю соседом дровосек. Онар весь день бродил в раздольях здешних, А к вечеру сказал, увидев мать: - Вот, мама, я жучков тебе потешных Принес нарочно, чтобы показать! Один копался, землю ворошил, Другой, наверно, дерево пилил. - Ой, сын, мой сын! Да это же ведь люди. Или уже о них ты позабыл... Они теперь всегда такими будут, Онарам только рост не изменил! Сынок, имея силу неземную, Ты не кичись, не наноси обид! …Сидит Онар последний и горюет, И на него с печалью мать глядит. А мир большой по-прежнему клокочет, Бурлит влнами, птицами поёт, И солнце, восходящее из ночи, Лучами заливает небосвод. ОТРЫВОК ПРО ОНАРОВ ИЗ КНИГИ Н.МОРОХИНА «КОМБО КОРНО»: Древний марийский эпос говорит - наши предки были богатырями онарами. Лес им был по пояс, одной рукой они могли захватить несколько деревьев и вырвать с корнем. Они были так тяжелы, что под ними прогибалась земля... Фантазия? А я верю, что ей нет места в фольклоре. Там только правда, но ключ к ней иной раз потерян. Пытаясь объяснить мифы об онарах, я изучал историю ландшафта тех мест, где жили предки марийцев. И понял - в мифе всё точно! Деревья по пояс, земля не держит... Это же тундра! В Заволжье до сих пор остались её следы - даже карликовая берёза встречается. В эпоху последнего оледенения тут была многовековая мерзлота. Становится понятно, если в легендах говорится, что под ногой Онара продавливалась земля и выступала вода, а если Онар ложился спать на землю, то в ямке под головой появлялось озерцо - так и происходит в тундре... Про оледенение в Поветлужье: Известно, что природными святынями обычно становится всё поражающее воображение людей, но не ими созданное. Было чему удивиться человеку, который открыл Светлояр. Удивительная чистота и прозрачность воды - до сих пор её здесь пьют некипячёной. Необычная для в общем-то небольшого озера глубина - до 36 метров. Непривычная растительность: вдоль северного берега Светлояра до сих пор можно найти виды, которые очень редки в лесном Заволжье или вообще встречаются только в тундре: рдест длиннейший, тростянка овсянничная, поражающая воображение росянка лапландская - растение, охотящееся на насекомых, орхидея лосняк Лезеля. Это след ледниковых времён, той отстоящей от нас почти на два десятка тысячелетий поры, когда земля к северу от Нижегородского Поволжья была скована ледовым панцирем, а в нынешней средней полосе была многолетняя мерзлота, и недолго длилось холодное лето. Первое письменное упоминание о черемисах (марийцах) встречается у готского историка Иордана (6 век). Упоминаются они и в «Повести временных лет». Примерно к этому времени относятся первые упоминания и о других племенах, родственных древним марийцам – мешера, мурома, меря, которые проживали в основном западнее Ветлужского края. Если черемисы в основном жили на территории между реками Ветлуга и Вятка, то меря (меряне) жили к западу от реки Ветлуги, включая всю Костромскую область. Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д.Е.Казанцев вслед за историком XIX в. Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов. Например, авторы учебника «История марийского народа» об археологических находках, относящихся к ираноязычным племенам пишут, что в приволжских поселений обнаружены ямы жертвенных кострищ с большим содержанием костей домашних животных. Обряды, свя¬занные с поклонением огню и принесением животных в жертву бо¬гам, стали впоследствии неотъемлемой частью языческого культа марийцев и других угро-финнов. Поклонение солнцу отразилось и в прикладном искусстве: солярные (солнечные) знаки в виде круга и креста заняли видное место в орнаменте финно-угорских наро¬дов. Конец первого тысячелетия до нашей эры для Марийского По¬волжья характерен началом использования железа, причем в основ¬ном из местного сырья - болотной руды. Этот материал использо¬вался не только для изготовления орудий труда, облегчавших расчи¬стку леса для земельных участков, обработку пашни и т.д., но и для изготовления более совершенного оружия. Войны стали происходить всё чаще. Среди археологических памятников того времени наибо¬лее характерны укрепленные городища, защищенные от неприятеля валами и рвами. С охотничьим образом жизни связан широко распространенный культ зверей (лося, медведя) и водоплавающей дичи. Таким образом, общие отдаленные предки угро-финнов пришли на Восточно-Европейскую равнину, на Среднюю Волгу, Ветлугу, Вят¬ку с востока и юга. Но древние предки марийцев, с присущими имен¬но им особенностями и чертами, стали формироваться в основном на ныне занимаемой марийцами территории. А. Г. Иванов и К. Н. Сануков рассказывают о переселении древних марийцев. Сложившаяся к началу первого тысячелетия древняя основа ма¬рийского народа подвергалась новым воздействиям, смешениям, пе¬редвижкам. Но преемственность основных черт материальной и ду¬ховной культуры сохранялась и закреплялась, о чём свидетельству¬ют, например, археологические находки: височные кольца, элементы нагрудных украшений и т.д., а также некоторые особенности погре¬бального обряда. Древние этнообразующие процессы происходили в условиях рас¬ширения связей и взаимодействия с родственными и неродственны¬ми племенами. Настоящие названия этих племен остались неизвест¬ными. Археологи дали им условные названия в соответствии с назва¬нием населенного пункта, около которого впервые был раскопан и изучен их памятник. В Волго-Уральской зоне сложились две истори¬ко-культурные общности, имевшие большое сходство: ананьинская в Волго-Камье, на базе которой затем развилась азелинская культура, и городецко-дьяковская на Верхней Волге и Оке. Марийское Повол-жье оказалось в контактной зоне между этими археологическими историко-культурными областями. В отношении социального развития племён это было время начала распада первобытнообщинного строя и формирования периода военной демократии. «Великое переселение народов» в начале первого тысячелетия задело и племена, обитавшие на границе лесной зоны и лесостепи. Племена городецкой культуры под напором степняков продвигались на север по Суре и Оке к Волге, и вышли на левобережье, в Поветлужье, а оттуда на Большую Кокшагу. Одновремен¬но с Вятки в район рек Большая и Малая Кокшага проникли и азелинцы. В результате их соприкосновения и длительных контактов, с участием более древнего местного населения, произошли большие изменения их изначальных культур. Археологи считают, что в результате «взаимоассимиляции» городецких и азелинских племен во второй половине I тысячелетия сформировались древнемарийские племена. Об этом процессе свидетельствуют такие археологические па-мятники, как Младший Ахмыловский могильник на левом берегу Волги напротив Козьмодемьянска, Шор-Уньжинский могильник в Моркинском районе, Кубашевское городище на юге Кировской области и другие, содержащие материалы городецкой и азелинской культур. Между прочим, формирование древних марийцев на основе двух археологических культур предопределило изначальные различия между горными и луговыми марийцами (у первых - преобладание черт городецкой культуры, у вторых - азелинской). Регион формирования и первоначального обитания древнемарийских племен (черемисов) на западе и юго-западе выходил далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Эти племена занимали не только все Поветлужье и центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, но и земли к западу от Ветлуги, гранича с мерянскими племенами в районе реки Унжи; по обоим берегам Волги район их обитания простирался от устья Казанки до устья Оки. На юге древние марийцы занимали не только земли современного Горномарийского района, но и северной Чувашии. На севере граница их расселе¬ния проходила где-то в районе города Котельнича. На рубеже I и II тысячелетий, когда древнемарийская народность в основном уже сложилась, тесные взаимосвязи с родственными финно-угорскими племенами (кроме ближайших соседей - мордвы и удмуртов) фактически прекратились и установились довольно близкие контакты с вторгшимися на Волгу ранними тюрками. Уже с того времени (середина I тысячелетия) марийский язык стал испытывать сильное тюркское влияние. Более монголоидным стал и антропологический тип народности. Древние марийцы, уже имея свои специфические особенности и сохраняя определенное сходство с родственными угро-финнами, стали испытывать серьёзное тюркское воздействие. На южных окраинах марийской территории население как ассимилировалось с булгарами, так и частично вытеснялось к северу. Следует заметить, что некоторые исследователи Китая, Монголии и Европы при освещении истории Империи Аттилы включают финноговорящие племена Среднего Поволжья в состав империи. Примерно в 750 году на территории низовий Камы и на средней Волге (это территория современного Татарстана) поселился новый тюркоязычный народ – булгары. На этой территории стало формироваться новое государство – Булгария Волжско-Камская со столицей в городе Булгар. В это же время у восточный славян (русичей) тоже появляются племенные княжества со своими центрами. Это происходило в верховьях Оки и Волги, а также на территориях, прилегающих к древним городам – Новгороду, Пскову, Ладоге, Смоленску, Полоцку, Киеву, Переяславлю, Турову, Волыни, Рязани, Ростову, Мурому. Ближе всех из славянских племен к Ветлужскому краю проживали кривичи – они жили около древнего города Ростова (современная Ярославская область), также славяне ильменские, которые проживали около города Белоозеро (это в современной Вологодской области). Именно со стороны города Ростова, а также со стороны города Мурома шло продвижение древних русичей на восток – в сторону Ветлужского края. Со стороны Белоозера русичи заселяли северные земли (Вологду, Великий Услюг, Архангельск). На рубеже 8-9 веков в Восточной Европе сложилось Древнерусское государство – Киевская Русь. В правлении князя Олега мерянские племена платили ему дань и участвовали в военных походах. Так дружина мерян была в известном рлходе Олега на Царьград (Константинополь) в 911 году. С IX века марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским и славяно-финским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль,Ростов, Муром, Владимир.

«Семь богатырей и мёртвая царевна» - Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5. Какие вы знаете истоки создания сказки? А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В 1812-1814 гг. Контрольные вопросы. А.С.Пушкин. Какие существуют гипотезы создания сказки? Какие художественные средства выражения применяются автором в сказке?

Институт становится известным не только в средневолжском регионе, но и в СССР, и за рубежом. В годы Великой Отечественной войны многие сотрудники института ушли на фронт. Отдел социологии. М. Шкетана. Большую помощь в сборе материалов оказывали студенты Марийского государственного университета. МарНИИ является координационным центром научно-исследовательской работы в республике.

«Богатыри земли русской» - Слава русской старине! Слава русской стороне! А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Еще одно интересное наблюдение – ни великие князья, кстати, весьма, почитаемые в народе, ни чудовища, обладающие недюжинной силой, не являются богатырями. Век стоит Русь – не шатается! Не скакать врагам по нашей Земле!

«Богатырь Илья Муромец» - Но как странные гости сумели исцелить, казалось бы, безнадежно больного? Жизнь после смерти. Возможно. Три богатыря. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Облик героя. Илья Муромец - чудотворная легенда. Но от Ильи осталась не только память. Память по церковному календарю - 19 декабря по старому стилю и 1 января по новому.

«Богатыри» - «Витязь на распутье» (1882 г.). Острый взгляд решительно устремлён во вражескую сторону. Кто такие богатыри? Напрягся, задрожал весь. Пахнет красками, скипидаром, холстом, деревом. «Царевна-лягушка». Алёша Попович. Какие картины В.М.Васнецова вам известны? Конь под стать богатырю, такой же мощный, сильный.

«Русские богатыри» - Коль тревожно время, нужны богатыри-войны. Богатыри. Народ-богатырь, одержавший победу в Отечественной войне 1812 года. Слава и в наши дни богатырям - защитникам Родины. С плеч своих могутных стряхнулась Русь косматую орду. И вот в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди. В лугах и по заводям пасли пастухи скот.