Этапы начальной истории человечества. Всемирная история. I. Происхождение искусства

Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет назад. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой ― с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ― 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. "палео" ― "древний" и "литос" ― "камень"). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30-20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Эпоха мезолита (от греч. "мезос" ― "средний" и "литос" ― "камень") охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ― убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ― частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. "неос" ― "новый" и "литос" ― "камень") знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ― такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями:

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация).

В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

  • каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),
  • бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),
  • железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.

Второй этап – примитивно присваивающее хозяйство приблизительно I млн. лет назад – XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях – и весь неолит.

Четвертый этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX-VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит – ранний неолит).

Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII-V тыс. до н.э.

Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.

Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища.

Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели – из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.

На территории СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

  • человек австралопитековый;
  • человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);
  • человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества. Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность – географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Колоссальный ледник (около 100 тыс. лет тому назад), закрывший половину планеты и создавший суровый климат, повлиявший на растительный и животный мир, неизбежно делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с теплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый – археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый – палеоантролы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите – неоантропы, современные люди.

  • Палеолит
  • Мезолит
  • Неолит
  • Энеолит

Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет назад. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой ― с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ― 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. "палео" ― "древний" и "литос" ― "камень"). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30-20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Эпоха мезолита (от греч. "мезос" ― "средний" и "литос" ― "камень") охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ― убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ― частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. "неос" ― "новый" и "литос" ― "камень") знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ― такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями:

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

Аграрно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи ― на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.

Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи.

С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи. Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой ― самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение лошадьми, волами и ослами). Наладилось также разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других ― на ткачестве, в третьих ― на изготовлении посуды и т. д. Между племенами происходил натуральный обмен. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату.

В период, когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25-30 лет.

В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений.

Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было еще немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее, время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV-III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.

ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Варианты периодизации древнейшей истории
Переход от присваивающего хозяйства к производящему
Разложение первобытнообщинного строя

1.1. Варианты периодизации древнейшей истории

Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:
каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),
бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),
железный век (с 1 тыс. до н.э.).
В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).
Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства1.
Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.
Второй этап – примитивно присваивающее хозяйство приблизительно I млн. лет назад – XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.
Третий этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях – и весь неолит.
Четвертый этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IXVIII тыс. до н.э. (поздний мезолит – ранний неолит).
Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIIIV тыс. до н.э.
Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.
Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели – из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.
На территории СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища.
Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социальноэкономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.
Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.
Общая схема эволюции человека следующая:
человек австралопитековый;
человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);
человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).
Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.
Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.
Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность – географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались попрежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.
Колоссальный ледник (около 100 тыс. лет тому назад), закрывший половину планеты и создавший суровый климат, повлиявший на растительный и животный мир, неизбежно делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с теплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый – археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый – палеоантролы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите – неоантропы, современные люди.
Палеолит. Выделяются ранняя, средняя и поздняя стадии палеолита. В раннем палеолите, в свою очередь, выделяют первичную, шелльскую1 и ашельскую эпохи.
Древнейшие памятники культуры обнаружены в пещерах Ле Лазаре (относящиеся ко времени около 150 тыс. лет назад), Лялко, Нио, ФондедеГом (Франция), Альтамира (Испания). Большое количество предметов шелльской культуры (орудий) найдено в Африке, особенно в долине Верхнего Нила, в Тернифине (Алжире) и др. К рубежу шелльской и ашельской эпох относятся самые древние остатки человеческой культуры на территории СССР (Кавказ, Украина). К ашельской эпохе человек расселился шире, проникая в Среднюю Азию, Поволжье.
Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В ашельскую эпоху появляется уже оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.
В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным было овладение огнем около 300200 тыс. лет тому назад. Недаром у многих южных народов (в тех местах, где расселялся тогда человек) сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь. Миф о Прометее, принесшем людям огонь – молнию, отражает самую крупную техническую победу наших очень отдаленных предков.
Одни исследователи относят к раннему палеолиту также мустьерскую эпоху, а другие выделяют ее в особый этап среднего палеолита. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах – чумах. В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией. Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремневыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений.
Полагают, что к этому же времени можно отнести и зарождение родовой организации общества. Только упорядочением отношений полов, появлением экзогамии2 можно объяснить то, что физический облик неандертальца стал совершенствоваться и спустя тысячи лет, к концу ледникового периода, он превратился в неоантропа, или кроманьонца – людей современного нам типа.
Верхний (поздний) палеолит известен нам лучше, чем предшествующие эпохи. Природа попрежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство становится комплексным: основу его составляла охота на крупных животных, но появились зачатки рыболовства, серьезным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зерен, кореньев.
Каменные изделия человека делились на две группы: оружие и орудия труда (наконечники копий, ножи, скребки для выделки шкур, кремневые инструменты для обработки кости и дерева). Широкое распространение получили различные метательные средства (дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки), позволяющие поражать зверя на расстоянии.
По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно были приспособлены для парной семьи.
Находки погребений с прекрасным оружием из мамонтовых бивней и большим количеством украшений свидетельствуют о появлении культа вождей, родовых или племенных старейшин.
В верхнем палеолите человек широко расселился не только в Европе, на Кавказе и Средней Азии, но и в Сибири. По мнению ученых, из Сибири в конце палеолита была заселена и Америка.
Искусство верхнего палеолита свидетельствует о высоком развитии интеллекта человека этой эпохи. В пещерах Франции и Испании сохранились красочные изображения, относящиеся к этому времени. Открыта такая пещера и российскими учеными на Урале (Калова пещера) с изображениями мамонта, носорога, лошади. Изображения, сделанные художниками ледникового периода красками на стенах пещер и резьбой на кости, дают представления о тех животных, на которых они охотились. Это было связано, вероятно, с различными магическими обрядами, заклинаниями и плясками охотников перед нарисованными животными, что должно было обеспечить успешную охоту.
Элементы подобных магических действий сохранились даже в современном христианстве: молебен о дожде с окроплением полей водою есть древний магический акт, восходящий к первобытности.
Особо следует отметить культ медведя, восходящий еще к мустьерской эпохе и позволяющий говорить о зарождении тотемизма. На палеолитических стоянках у очагов или у жилищ часто находят костяные фигурки женщин. Женщины представлены очень дородными, зрелыми. Очевидно, главная идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение человеческого рода, олицетворенные в женщине – хозяйке дома и очага.
Обилие женских изображений, найденных в верхнепалеолитических стоянках Евразии, позволили ученым сделать вывод, что культ женщиныпрародительницы порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей; женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана. Запрет кровосмешения дал свои положительные результаты – потомки прежних неандертальцев стали более здоровыми и постепенно превратились в людей современного типа.
Мезолит Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 10002000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином «мезолит», т.е. «среднекаменный» век, – промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около трехчетырех тысячелетий.
Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.
В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.
Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.
Вероятно, в это время люди ознакомились с перемещением по воде на бревнах и плотах и со свойствами гибких прутьев и волокнистой коры деревьев.
Началось приручение животных: охотниклучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.
Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя.
Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.

В настоящее время исторический путь, пройденный человечеством, поделен на следующие отрезки: первобытная эпоха, история Древнего мира, Средних веков, Стоит отметить, что на сегодняшний день среди ученых, которые исследуют этапы развития человечества, нет единого мнения о периодизации. Поэтому существует несколько специальных периодизаций, которые частично отражают характер дисциплин, и общая, т.е. историческая.

Из специальных периодизаций наибольшую значимость для науки представляет археологическая, которая основана на различиях орудий труда.

Этапы развития человечества первобытной эпохи определяются больше чем в 1.5 миллиона лет. Основой для ее изучения послужили останки древних орудий, наскальные рисунки и захоронения, которые были выявлены при Антропология - наука, которая занимается восстановлением облика первобытного человека. В данный временной промежуток происходит возникновение человека, заканчивается он появлением государственности.

На протяжении этого периода выделяют следующие этапы развития человека: антропогенез (эволюция, которая завершилась около 40 тыс. лет назад и привела к возникновению вида человека разумного) и социогенез (формирование общественных форм жизни).

История Древнего мира начинает свой отсчет в период возникновения первых государств. Периоды развития человечества, выраженные в этой эпохе, являются наиболее таинственными. Древние цивилизации оставили памятники и архитектурные ансамбли, образцы монументального искусства и живописи, которые дошли и до наших дней. Эта эпоха относится к IV-III тысячелетию до н.э. В это время произошел раскол общества на управляемых и управляющих, на неимущих и имущих, появилось рабство. Рабовладельческий строй достиг своего апогея в период античности, когда произошел подъем цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

Российская и западная наука относят к началу Средневековья распад Западной Римской империи, который произошел в конце пятого века. Вместе с тем, в энциклопедии «История человечества», выпущенной ЮНЕСКО, начало этого этапа считается моментом который появился уже в седьмом веке.

В Средневековье делятся на три временных отрезка: раннее (5 в. - середина 11 в.), высокое (середина 11 в. - конец 14 в.), позднее (14-16 века).

В некоторых источниках цивилизации Древнего мира и Средневековья не разграничиваются в рамках теоретического положения о «стадиях роста» и рассматриваются как в основе которого лежит

В период Нового времени произошло становление промышленной и капиталистической цивилизации. Этапы развития человечества на этой стадии разделяются на несколько отрезков.

Первый. Он берет свое начало, когда в мире происходят революции, направленные на свержение сословного строя. Первая из них произошла в Англии в 1640 - 1660 годах.

Второй период наступил после Великой Французской революции (1789-1794). В это время происходит быстрый рост колониальных империй, разделение труда на международном уровне.

Третий период наступает в конце 19 века и характеризуется бурным развитием которое происходит за счет освоения новых территорий.

Новейшая история и ее периодизация в настоящее время является спорной. Однако в ее рамках выделяются следующие этапы развития человечества. Таблица, имеющаяся в школьных учебниках, показывает, что эта эпоха состоит из двух основных периодов. Первый начался в конце 19 века и затрагивает всю первую половину 20 века - раннее Новейшее время.

Великий кризис, державное соперничество, разрушение колониальных систем европейских государств, условия Холодной войны. Качественные перемены произошли только во второй половине 20 века, когда с развитием промышленных роботов и распространением компьютеров поменялся характер трудовой деятельности. Изменения коснулись и международной сферы, когда на место соперничеству пришло сотрудничество.