Международное сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью

Транскрипт

1 правоохранительные организации Лекция: «правоохранительные организации: понятие и общая характеристика» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич План лекции 1. Понятие о международных правоохранительных организациях. 2. Классификация международных правоохранительных организаций. 3. Предмет и система курса «правоохранительные организации», его место в системе смежных юридических дисциплин. 2 Волеводз А.Г.,

2 Литература по теме Волеводз А.Г. правоохранительные организации: Учебное пособие М.: Проспект, Главы I и II 3 Литература по теме Бабаев С.Н. К вопросу о необходимости учебного курса «правоохранительные организации»//международно-правовые чтения. Вып. 1 / Отв. ред. П.Н. Бирюков. Воронеж: ВГУ, С Бирюков П.Н. Нормы международного уголовнопроцессуального права в правовой системе Российской Федерации. - Воронеж: ВГУ, Волеводз А.Г.,

3 Вопрос 1 Понятие о международных правоохранительных организациях Участники международного сотрудничества в борьбе с преступностью Государства основные субъекты международных отношений и международного права организации производные (специальные) субъекты международного права Субъекты внутригосударственных правоотношений национальные правоохранительные органы, суды, индивидуумы конференции специализированного характера 6 Волеводз А.Г.,

4 организации, участвующие в борьбе с преступностью организации, для которых борьба с преступностью не является целью создания и деятельности, участвующие в ней в связи со своей основной деятельностью (ООН,СЕ,СНГ,ОБСЕ, др.) 7 организации, участвующие в борьбе с преступностью организации, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления - цель создания и основной вид деятельности 8 Волеводз А.Г.,

5 правоохранительные организации (1) Совокупность международных организаций и их органов, наделенных специальной компетенцией в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью (2) Международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью их создания и основным видом деятельности 9 Термин «международные правоохранительные организации» в праве России - Федеральный закон от г ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» - Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ г. 10 Волеводз А.Г.,

6 Применение термина «международные правоохранительные организации» организации по сотрудничеству между правоохранительными органами International law enforcement cooperation bodies 11 Применение термина «международные правоохранительные организации» правоохранительные органы (international law enforcement community, international law enforcement authorities) Межправительственные организации по вопросам сотрудничества в правоохранительной области (intergovernmental organizations in the area of law enforcement cooperation) 12 Волеводз А.Г.,

7 Признаки международных правоохранительных организаций 13 Признаки международных правоохранительных организаций 14 Волеводз А.Г.,

8 Признаки международных правоохранительных организаций 15 правоохранительные организации Объединения суверенных государств межправительственного характера, учрежденные межгосударственными договорами, или органы таких объединений Созданные на основе межгосударственного соглашения (устава, статута, резолюции или иного учредительного документа) Имеющие постоянные органы, наделенные международной правосубъектностью, 16 Волеводз А.Г.,

9 правоохранительные организации С соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права Осуществляющие деятельность по обеспечению правовой защиты личности, общества, государств и мирового сообщества От международных преступлений, преступлений международного характера, транснациональных преступлений, посягающих исключительно на внутригосударственный правопорядок 17 Вопрос 2 Классификация международных правоохранительных организаций Волеводз А.Г.,

10 Классификация (по времени функционирования) Постоянно действующие международные правоохранительные организации правоохранительные организации ad hoc правоохранительные организации, осуществляющие свою деятельность в формате конференций (конгрессов) 19 Классификация (по компетенции) организации по сотрудничеству между правоохранительными органами (международные организации полицейского сотрудничества) Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) Организации по координации международного сотрудничества в борьбе с преступностью 20 Волеводз А.Г.,

11 организации по сотрудничеству между правоохранительными органами Международная организация уголовной полиции (Интерпол) Европейская полицейская организация (ЕВРОПОЛ) некоторые иные органы Европейского Союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью в рамках этого интеграционного образования (Евроюст, ОЛАФ) 21 Тенденции формирования организаций по сотрудничеству между правоохранительными органами РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ Comunidad de Policías de América «AMERIPOL» Американское полицейское сообщество «АМЕРИПОЛ» 22 Волеводз А.Г.,

12 Органы международного уголовного правосудия уголовные трибуналы ad hoc Смешанные (гибридные) суды Международный уголовный суд Интернационализированные суды 23 Международное уголовное судопроизводство Одно из направлений международного сотрудничества. Оно заключается в осуществлении судами, учрежденные международным сообществом при участии Организации Объединенных Наций на основании или во исполнение международных договоров, деятельности по рассмотрению и разрешению по существу дел о международных, а также об иных отнесенным к их юрисдикции преступлениях 24 Волеводз А.Г.,

13 Цели международного уголовного правосудия 1) привлечение к ответственности и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений 2) защита от таких преступлений международного сообщества в целом, каждого его члена и всех людей 3) предупреждение международных преступлений и на этой основе восстановление и поддержание мира и безопасности 25 Иные органы международного правосудия суды т.н. общей юрисдикции, учрежденные для разрешения международных споров между субъектами международного права: - Международный Суд ООН - Европейский суд по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ 26 Волеводз А.Г.,

14 Иные органы международного правосудия Специализированные международные суды для разрешения международных споров по отдельным направлениям международного сотрудничества или в рамках отдельных отраслей международного права или по отдельным международным договорам: - Международный трибунал по морскому праву - Европейский суд по правам человека 27 Иные органы международного правосудия трибуналы ограниченной юрисдикции для разрешения споров между международными организациями и их работниками: - Административный трибунал ООН - Административный трибунал МОТ 28 Волеводз А.Г.,

15 Иные органы международного правосудия неправительственные судебные организации - арбитражные, третейские и иные суды - осуществляющие рассмотрение споров в сфере регулирования международного частного права и отдельных отраслей международного права: - Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ 29 Организации по координации международного сотрудничества в борьбе с преступностью Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию Конференция государств-участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 30 Волеводз А.Г.,

16 Организации по координации международного сотрудничества в борьбе с преступностью Ассамблея государств-участников Римского статута Международного уголовного суда Конференция государств-участников Конвенции ООН против коррупции 31 Вопрос 3 Предмет и система курса «правоохранительные организации», его место в системе смежных юридических дисциплин Волеводз А.Г.,

17 Предмет курса «правоохранительные организации» a) Правовые основы и практика деятельности международных правоохранительных организаций в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью b) Международно-правовые документы о международных правоохранительных организациях c) Законодательство и международные договоры, регулирующие международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью 33 Структура курса «правоохранительные организации» Раздел I. Введение в курс: общетеоретические вопросы и понятийный аппарат. Раздел II. правоохранительные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами. Раздел III. Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции). 34 Волеводз А.Г.,

18 Место курса в системе юридических наук и знаний Правоохранительные органы и суды Прокурорский надзор Конституционное право Международное право Уголовное право Административное право Уголовнопроцессуальное право 35 Контрольные вопросы 1. Какие субъекты являются участниками международного сотрудничества в борьбе с преступностью? 2. Сформулируйте определение понятия «международные правоохранительные организации». 3. Каковы критерии отнесения к международным правоохранительным организациям? 4. Какова классификация международных правоохранительных организаций? 5. Назовите элементы системы международного правосудия. 6. Что является предметом курса «правоохранительные организации»? 7. Какое место в системе юридических дисциплин занимает курс «правоохранительные организации»? 36 Волеводз А.Г.,


Международное уголовное судопроизводство и права человека Лекция: «Международные правоохранительные организации: понятие и общая характеристика» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич

Международные правоохранительные организации Лекция: «Международные правоохранительные организации: понятие и общая характеристика» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич План

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Индекс: 1995 год = 100 1 Участие международных правоохранительных организаций в борьбе с как предмет обучения и объект научных исследований

Международные правоохранительные организации Лекция: «Понятие и сущность международной правоохранительной деятельности» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич «Международные

МЕЖДУНАРОДНОЕ 2 УГОЛОВНОЕ ПРАВО 2011 И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЮСТИЦИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВУЮ РУБРИКУ Уважаемые читатели, статьей доктора юридических наук, профессора А.Г. Волеводза мы открываем в нашем журнале новую

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

Международное уголовное судопроизводство и права человека Лекция: «Понятие и сущность международной правоохранительной деятельности» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич «Международное

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Сотрудничество государства в сфере уголовного права» Уровень высшего образования Магистратура

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ С. Н. Бабаев кандидат юридических наук, доцент Воронежский государственный университет ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО

Международные правоохранительные организации Лекция: «Современная система международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции)» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич

Международные правоохранительные организации Лекция: «Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ)» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич План лекции 1. Актуальность борьбы

Программа вступительного экзамена по специальности 12.00.11. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правоохранительная деятельность Формула специальности: Содержанием специальности 12.00.11

Правоохранительная деятельность Волеводз А.Г. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ В последние годы в законодательстве, научной

Примерная тематика вопросов для подготовки к кандидатскому экзамену по специальности 12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность СУДЕБНАЯ

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Лекция: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: сущность и место в системе международных и внутригосударственных

Международные правоохранительные организации Лекция: «Система международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции): история формирования» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

40.06.01 Юриспруденция Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по специальной дисциплине «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность» Судебная

Международные правоохранительные организации Лекция: «Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ)» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич Москва-2009 План лекции 1. Актуальность

Программа междисциплинарного экзамена по направлению подготовки «Юриспруденция», магистерской программы «Международное публичное право, европейское право» Программа междисциплинарного экзамена по направлению

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Проблемы становления системы международного правосудия» Капустин Анатолий Яковлевич Первый заместитель директора

Международные правоохранительные организации Лекция: «Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности ООН в качестве вспомогательных органов» Доктор юридических наук, профессор

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» Юридический факультет

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ По направлению подготовки 40.06.01. Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по специальности 12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» Кафедра организации судебной и правоохранительной деятельности Вопросы

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Правоохранительные органы Автор: профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, к.ю.н., профессор Глебов Василий Герасимович Код и наименование направления подготовки,

Паспорт специальности 12.00.11 Шифр специальности: 12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность Формула специальности: Содержанием специальности

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ Автор:к.ю.н., профессор Глебов Василий Герасимович Код и наименование специальности: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»,

Кафедра международного и европейского права. «Ответственность в международном праве» (зачет) Трудоемкость в академических кредитах 3 Трудоемкость в академических часах 108 ак. часов. Учебная программа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ По направлению подготовки

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. 37 (291). Право. Вып. 34. С. 68 72. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА Рассмотривается вопрос о понятии и классификации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» Юридический факультет

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экономического Суда Содружества Независимых Государств по запросу Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза 15 мая 1997 г. С-1/19-96 Исследовав представленные

Мирное урегулирование международных споров Принцип мирного разрешения международных споров Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом,

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплины «Прокурорский надзор» Семестр: 8 Количество зачетных единиц: 3 Количество часов: 108 надзора; 1. Цели: усвоение теоретических положений и принципов

Вопросы к государственному экзамену по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) на 2017-2018 учебный год (международно-правовой профиль) 1. Предмет теории государства и права.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Международное уголовное право» Уровень высшего образования Магистратура Направление подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» Юридический факультет

Международные правоохранительные организации Лекция: «Судебное и полицейское сотрудничество в Европейском союзе. ЕВРОПОЛ» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич План лекции 1.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Лекция: «Правовое регулирование взаимной правовой помощи по уголовным делам» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» (Б.3.В.ОД.5) Направление подготовки 030900 (40.03.01) «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. Цели и задачи дисциплины

«Организация работы районной (городской) прокуратуры» Билет 1 1. Цели и задачи деятельности прокуратуры. 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении

Темы магистерских диссертаций по магистерской программе «Судебная, прокурорская, адвокатская защита» 1. Государственная защита в Российской Федерации: теория и практика 2. Правовая защита в Российской

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА УЧЕБНИК Под редакцией доктора юридических наук, профессора Р.М. Валеева Рекомендовано Учебно методическим

УТВЕРЖДАЮ приемной комиссии)сит^^ имени О.Е. Кутафина (МГЮА) В.В. Блажеев 20/^г. Программа комплексного^кзамена по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») по

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Правоохранительные органы Автор: Орипов Дмитрий Валерьевич, к.ю.н., доцент. Направление подготовки: 030901.65 правовое обеспечение национальной безопасности Специализация:

ПРОФИЛЬ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО» Руководитель профиля Павликов Сергей Герасимович Заведующий кафедрой «Конституционное и международное право», доктор юридических наук, профессор, судья 4-го квалификационного

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2012-2013 ГОДЫ В целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря

СОДЕРЖАНИЕ Раздел I ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ Глава 1. Государство и право продукт общественно-политического развития... 3 Глава 2. Государство и государственная власть: устроение и функционирование...

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» (Б3.В.ОД.5) Направление подготовки 030900 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. Цели и задачи дисциплины Целью

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ От издательства Казанский (Приволжский) федеральный университет и издательство «Статут» представляют серию современных университетских учебников, охватывающую

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (Проверяемые компетенции - ОК-12 ОПК-1 ПК-3) 1. Суд в системе государственных органов в свете теории разделения властей. Порядок наделения судей

Утверждаю зав.кафедрой международного и европейского права Курдюков Г.И. ТЕМАТИКА МАГИСТЕРСКИХ РАБОТ ПО ПРОФИЛЮ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО» (2011-2012 уч.год) 1. Идеи мира в науке 2. Памятники

1 Программа экзамена кандидатского минимума по специальности 12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность Тема 1. Судебная власть Судебная

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Международные правоохранительные организации Лекция: «Смешанные (гибридные) международные уголовные суды (трибуналы)» Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич План лекции 1. Общее

Глава XXVI. Международное уголовное право доступ к оружию массового уничтожения негосударственными лицами (включая террористические группировки). Кроме того, на основе резолюций Совета Безопасности ООН

Международное уголовное право: Рабочая учебная программа дисциплины по направлению подготовки (030900.62) 40.03.01 «Юриспруденция», (уровень бакалавриата). Екатеринбург: АНОО ВО «Уральский Финансово-Юридический

Http://library.bntu.by/protivodeystvie-korrupcii-0 Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ 6 КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ 8 1.1. Понятие коррупции как антисоциального явления...8 1.2. Криминология коррупции

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Юридический факультет Кафедра административного, финансового и международного права Программа вступительного

22 См.: Багданова Н.А. Ответственность в структуре конституционно-правового статуса субъекта конституционного права // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Международные правоохранительные организации: понятие и классификация

1. Понятие о международных правоохранительных организациях

преступность экономический суд европейский

Борьба с преступностью внутри государства, как отраслевое направление правоохранительной деятельности, имеет своей целью, прежде всего, охрану и защиту от преступлений личности, общества и государства. Она осуществляется в рамках публичной властной деятельности государства, его правоохранительных органов и их должностных лиц на основе принципа публичности. Так, к примеру, М.С. Строгович писал: «Принцип публичности уголовного процесса заключается в том, что органы следствия и дознания, прокуратура и суд при возбуждении, расследовании и разрешении отнесенных к их компетенции уголовных дел, действуя в интересах советского государства и социалистического общества, обязаны принимать все законные меры и совершать законные действия для раскрытия преступлений, изобличения и наказания преступников, для выяснения всех существенных обстоятельств дела, для охраны прав и законных интересов участвующих в производстве по делу лиц (выделено автором), не ставя совершение этих действий в зависимость от усмотрения заинтересованных лиц и организаций» 1См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1968. - Т. 1. - С. 136. . Принцип публичности находит свое закрепление в различных отраслях внутригосударственного права, регулирующих правоохранительную деятельность.

На международном уровне базовым принципом борьбы с преступностью также является принцип публичности, поскольку она представляет собой одно из направлений международного сотрудничества.

В таком сотрудничестве участвуют:

Государства, как основные субъекты международных отношений и права;

Международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.

Они являются носителями властных [иными словами - публичных] полномочий и обладателями международной правосубъектности. Их отношения регулируются нормами международного права.

Кроме того, в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью участвуют и субъекты внутригосударственных правоотношений - национальные правоохранительные органы и суды, которые непосредственно реализуют международно-правовые обязательства государств в этой сфере. В частности, именно они на основании международных договоров участвуют:

В пресечении готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий;

В оказании правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства;

В сотрудничестве с международными организациями и их органами, отправляющими правосудие по делам о международных преступлениях;

В исполнении уголовных наказаний, назначенных лицам, виновным в совершении международных преступлений, а также иностранными судами;

В постпенитенциарном воздействии;

В оказании материальной, профессионально-технической и иной помощи в борьбе с преступностью на международном уровне.

Роль различных международных организаций в борьбе с преступностью на международном уровне неодинакова. Она зависит от компетенции организаций, определяемой их уставами. Государства, создавая международные организации, разрабатывая их уставы, наделяя их тем или иным объемом прав и обязанностей, исходят из целей и задач этих организаций, той роли, которая отводится им в системе международных отношений.

Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.

Так, к примеру, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 Устава ООН, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей» См.: Устав Организации Объединенных Наций. . Понятно, что разрешение таких проблем, зачастую, невозможно без международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, посягающими на права и основные свободы человека. Данное обстоятельство предопределило разработку и заключение под эгидой ООН целого ряда международных договоров, которые сформировали правовую основу международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

Таким образом, можно констатировать, что Организация Объединенных Наций в связи с осуществлением своей основной деятельности участвует в принятии согласованных мер по установлению на международно-правовом уровне преступности и наказуемости определенных общественно-опасных деяний, в разработке и заключении международных договоров, принятии других международно-правовых документов в качестве международно-правовой основы межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.

Не только ООН, но и другие международные организации в связи с осуществлением своей деятельности причастны к формированию правовых основ и к отдельным практическим аспектам международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которое не является для них основной деятельностью.

Наряду с этим, среди широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности.

Кроме того, известны случаи, когда компетенцией по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью наделяются органы международных организаций, которые являются их составной частью или структурным звеном.

Совокупность международных организаций и их органов, наделенных специальной компетенцией в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью, может быть определена понятием «международные правоохранительные организации».

В отечественном законодательстве и международном праве отсутствуют нормы, содержащие определение данного понятия. Однако само это словосочетание ныне используется как на внутригосударственном, так и на международном уровне.

Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.081995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» См.: Собрание законодательства РФ, 14.08.1995. - № 33. - Ст. 3349. , при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Статьей 7 этого же закона к основаниям для проведения оперативно-розыскных мероприятий отнесены запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000 г.

1, предусмотрено, что одном из основных направлений международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности является предотвращение несанкционированного доступа к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми. В таком контексте данное словосочетание используется и в ряде других нормативных правовых актов и официальных документов.

Данная терминология известна и международному праву. Например, в ряде Резолюций Совета Безопасности и других документов Организации Объединенных Наций применяются понятия: международные организации по сотрудничеству между право-охранительными органами (international law enforcement cooperation bodies), международные правоохранительные органы (international law enforcement community), международные правоохранительные органы (international law enforcement authorities), межправительственные организации по вопросам сотрудничества в правоохранительной области (intergovernmental organizations in the area of law enforcement cooperation).

Вместе с тем в этих документах отсутствует определение и исчерпывающий перечень международных организаций, основным предметом деятельности которых является международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

Восполнение данного пробела в настоящее время видится задачей юридической науки и практики1. Ныне мы можем говорить о некоторых критериях, наличие которых позволяет относить конкретную международную организацию или ее орган к международным правоохранительным организациям.

Во-первых, такие организации наделены компетенцией осуществлять международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Эта деятельность является для них основной.

Во-вторых, международные правоохранительные организации уполномочиваются осуществлять эту деятельность на основе соглашений между государствами, которые, как правило, находят свое выражение в их уставах, а реже - в иных международно-правовых документах (международных договорах, заключенных государствами с международными организациями, резолюциях и других актах). Этими соглашениями определяется объем международной правосубъектности международных правоохранительных организаций. В силу этого международными правоохранительными организациями могут являться только международные межправительственные организации, учрежденные межгосударственным договором, или органы таких организаций, выражающие совокупную волю объединения суверенных государств.

В-третьих, обладая серьезными позитивными потенциалами, международные правоохранительные организации не играют самодовлеющей роли и не могут определять развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Основными субъектами системы международных отношений в этой сфере являются государства, в то время как международные правоохранительные организации в целом являются элементами вторичного порядка. Их реальные возможности ограничены объемом компетенции, переданной им государствами.

В-четвертых, международные правоохранительные организации имеют постоянные органы, наделенные международной правосубьектностью, достаточной для участия в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью.

В-пятых, международные правоохранительные организации осуществляют свою деятельность не в произвольном порядке, а в определенных организационно-правовых формах, с соблюдением установленных международным правом правил и процедур и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В-шестых, международные правоохранительные организации наделены полномочиями в рамках международного сотрудничества по применению мер принуждения в борьбе с международными преступлениями, преступлениями международного характера и, при определенных обстоятельствах, с транснациональными преступлениями, посягающими на внутригосударственный правопорядок, или по координации применения такого принуждения.

В-седьмых, деятельность международных правоохранительных организаций в сфере борьбы с преступностью направлена на обеспечение соблюдения принципа индивидуальной уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления. Иными словами, они осуществляют свою деятельность в сфере уголовной юрисдикции.

В-восьмых, отказ отдельных государств-участников от сотрудничества с международными правоохранительными организациями или с другими государствами-участниками влечет за собой международно-правовую ответственность.

На основе изложенного можно определить, что международные правоохранительные организации - это объединения суверенных государств межправительственного характера, учрежденные межгосударственными договорами, или органы таких объединений, созданные на основе межгосударственного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа), имеющие постоянные органы, наделенные международной правосубьектностью, осуществляющие с соблюдением общепризнан-ных принципов и норм международного права деятельность по обеспечению правовой защиты личности, общества, государств и мирового сообщества от международных преступлений, преступлений международного характера, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок, и борьбу с такими преступлениями.

2. Классификация международных правоохранительных организаций и их общая характеристика

С учетом приведенных критериев и данного выше определения, в зависимости от их компетенции, международные правоохранительные организациям могут быть классифицированы на:

Международные организации и их органы, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а так же с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;

Международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении - органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).

К международным организациям по сотрудничеству между правоохранительными органами относятся:

Международная организация уголовной полиции (Интерпол);

Европейская полицейская организация (ЕВРОПОЛ) и некоторые иные органы Европейского Союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью в рамках этого интеграционного образования (Евроюст, ОЛАФ).

Базовым признаком этих организаций является то, что они призваны обеспечить широкое и всестороннее сотрудничество правоохранительных органов стран-участников в борьбе с преступностью.

Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) представляют собой суды, учрежденные на основании или во исполнение между-народных договоров международным сообществом при участии Организации Объединенных Наций, которые в составе международных судей, с участием международных обвинителей и защитников, в процессуальном порядке, предусмотренном международно-правовыми документами, осуществляют уголовное преследование, рассмотрение и разрешение по существу уголовных дел в отношении лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений, вызывающих озабоченность международного сообщества (между-народных преступлений), а также по делам об иных преступлениях, отнесенным к их юрисдикции при учреждении, осуществляют наказание таких лиц, а равно реализуют иные функции, необходимые для отправления правосудия.

Специфика деятельности органов международного уголовного правосудия определяется целями их создания и деятельности, к которым относятся:

(1) привлечение к ответственности и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений,

(2) защита от международных преступлений международного сообщества в целом, каждого его члена и всех людей,

(3) предупреждение международных преступлений, восстановление и поддержание на этой основе мира и безопасности.

На сегодняшний день известны следующие институциональные модели органов международного уголовного правосудия:

1. Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности ООН в качестве его вспомогательных органов.

2. Смешанные (гибридные) трибуналы (суды):

Создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН, и

Формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.

3. Национальные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства.

4. Международный уголовный суд.

Последний «является основным элементом формирующейся системы международного уголовного правосудия, которая включает национальные суды, международные суды и гибридные суды, в которых имеются как национальный, так и международный компоненты. Эти органы международного правосудия тесно связаны с усилиями по установлению и поддержанию международного мира и безопасности» См.: Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Между-народного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007. .

Органы международного уголовного правосудия наделены уголовной юрисдикцией, т.е. они рассматривают и разрешают по существу дела о международных преступлениях, осуществляют уголовное преследование и наказание лиц, их совершивших. Эта особенность отличает их от иных международных судебных органов (органов международной юстиции), учреждаемых и действующих в иной юрисдикционной сфере. Именно в силу отсутствия компетенции в сфере международной уголовной юрисдикции не относятся к органам международного уголовного правосудия:

Международные суды т.н. общей юрисдикции, учрежденные для разрешения международных споров между субъектами международного права, такие как Международный суд Организации Объединенных Наций и Европейский суд по примирению и арбитражу в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;

Специализированные международные суды для разрешения международных споров, связанных с отдельными направлениями международного сотрудничества или урегулированных нормами отдельных отраслей международного права или отдельными международными договорами, каковыми являются Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Экономический суд Содружества Независимых Государств, Суд БЕНИЛЮКС и другие;

Международные трибуналы ограниченной юрисдикции для разрешения споров между международными организациями и их работниками, такие как Международный административный трибунал ООН и Международный административный трибунал Международной организации труда;

Международные неправительственные организации - арбитражные, третейские и иные суды - осуществляющие рассмотрение споров в сфере регулирования международного частного права и отдельных отраслей международного права.

Несомненно, что названные судебные органы отправляют правосудие, выносят решения и дают консультативные заключения, которые являются обязательными для сторон. В силу этого они являются участниками международной правоохранительной деятельности по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, осуществляя ее в форме международного правосудия (юстиции). Однако, поскольку эти международные суды не наделены компетенцией в сфере уголовной юрисдикции и не участвуют в борьбе с преступлениями на международном уровне, постольку они не относятся к органам международной уголовной юстиции, как к одной из категорий международных правоохранительных организаций.

Международные правоохранительные организации играют различную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Вместе с тем, одной из особенностей их правового статуса является то, что они выступают как равноправные субъекты в конкретных международно-правовых отношениях, когда заключают договоры между собой или с отдельными государствами.

Международные правоохранительные организации не подчинены друг другу. Они не могут диктовать, навязывать волю друг другу. Отношения между международными правоохранительными организациями, а также между международными правоохранительными организациями и отдельными государствами-участниками, как правило, строятся на координационной, а не на субординационной основе. В этом смысле международные организации и государства-участники, как субъекты конкретных международно-правовых отношений, равноправны.

Однако равноправие международных правоохранительных организаций ввиду наличия у них разного объема полномочий носит ограниченный и относительный характер. Эта ограниченность и относительность означает, что такие организации не могут быть приравнены к государствам - основным суверенным участникам международных отношений и субъектам международного права, между которыми действует принцип суверенного равенства. Этот принцип не распространяется на международные правоохранительные организации, т.к. они суверенитетом не обладают.

Различные международные правоохранительные организации не наделены одинаковыми правами и обязанностями для осуществления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Именно в силу этого их роль в системе этого сотрудничества не характеризуется равноправием с иными его участниками - государствами и национальными правоохранительными органами, действующими от имени государств.

Последнее обстоятельство важно учитывать для сбалансированного подхода к правовому регулированию и организации взаимодействия национальных правоохранительных органов и международных правоохранительных организаций.

И, наконец, в своей совокупности международные правоохранительные организации не образует строгую систему, подобно тому, как организованы в систему национальные правоохранительные органы и суды. Международным сообществом не установлена иерархия международных правоохранительных организаций, отсутствует их организационное, административное и финансовое подчинение друг другу.

Список использованной литературы

1. Устав Организации Объединенных Наций.

2. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1968. - Т. 1.

3. Собрание законодательства РФ, 14.08.1995. - № 33.

4. Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Понятие и источники права международных организаций. Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство. Система органов ООН. Региональные международные организации: Содружество Независимых Государств, Совет Европы, ЕС.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2007

    Понятие, типология и история возникновения международных организаций, их значение в современном мире, характеристике этапов их развития. Юридическая природа международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности международных отношений.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2008

    Общая характеристика системы международных экономических организаций. Эволюция международных организаций. Современная Россия в системе и международных экономических организаций. Белоруссия как стратегический партнер России в рамках ООН и ОБСЕ.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2006

    Теоретические и методические основы международных экономических организаций, их классификация, функции и особенности функционирования. Анализ общемировых перспектив развития международных экономических организаций и их связей с Российской Федерацией.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2010

    Деятельность международных экономических организаций в системе международных экономических отношений, их сущность и порядок образования. Классификация международных экономических организаций по ряду признаков, особенности их взаимоотношений с Россией.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2010

    Причины возникновения международных экономических организаций, их классификация (входящие и не входящие в систему ООН, региональные). Регулирующая, контрольная и оперативная функции. Характеристика деятельности международных экономических организаций.

    презентация , добавлен 20.01.2012

    Анализ глобальных международных финансово-кредитных организаций: Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, группа организаций всемирного Банка. Характеристика проблем и путей реформирования международных финансово-кредитных организаций.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Международные организации и их роль в современных международных отношениях. Проблемы функциональной и дипломатической защиты и место Международного суда ООН в обеспечении защиты работников международных организаций и регулировании международных споров.

    реферат , добавлен 06.08.2012

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Особенности объединения государств, которые порождают новый субъект международного права, отличный по своему юридическому статусу от создавших их государств. Характеристика международных организаций и конфедераций (наднациональных организаций) государств.

С учетом приведенных критериев и данного выше определения, в зависимости от их компетенции, международные правоохранительные организациям могут быть классифицированы на:

  • - международные организации и их органы, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а так же с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;
  • - международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении - органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).

К международным организациям по сотрудничеству между правоохранительными органами относятся:

  • - Международная организация уголовной полиции (Интерпол);
  • - Европейская полицейская организация (ЕВРОПОЛ) и некоторые иные органы Европейского Союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью в рамках этого интеграционного образования (Евроюст, ОЛАФ).

Базовым признаком этих организаций является то, что они призваны обеспечить широкое и всестороннее сотрудничество правоохранительных органов стран-участников в борьбе с преступностью.

Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) представляют собой суды, учрежденные на основании или во исполнение между-народных договоров международным сообществом при участии Организации Объединенных Наций, которые в составе международных судей, с участием международных обвинителей и защитников, в процессуальном порядке, предусмотренном международно-правовыми документами, осуществляют уголовное преследование, рассмотрение и разрешение по существу уголовных дел в отношении лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений, вызывающих озабоченность международного сообщества (между-народных преступлений), а также по делам об иных преступлениях, отнесенным к их юрисдикции при учреждении, осуществляют наказание таких лиц, а равно реализуют иные функции, необходимые для отправления правосудия.

Специфика деятельности органов международного уголовного правосудия определяется целями их создания и деятельности, к которым относятся:

  • (1) привлечение к ответственности и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений,
  • (2) защита от международных преступлений международного сообщества в целом, каждого его члена и всех людей,
  • (3) предупреждение международных преступлений, восстановление и поддержание на этой основе мира и безопасности.

На сегодняшний день известны следующие институциональные модели органов международного уголовного правосудия:

  • 1. Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности ООН в качестве его вспомогательных органов.
  • 2. Смешанные (гибридные) трибуналы (суды):
    • - создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН, и
    • - формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.
  • 3. Национальные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства.
  • 4. Международный уголовный суд.

Последний «является основным элементом формирующейся системы международного уголовного правосудия, которая включает национальные суды, международные суды и гибридные суды, в которых имеются как национальный, так и международный компоненты. Эти органы международного правосудия тесно связаны с усилиями по установлению и поддержанию международного мира и безопасности» См.: Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Между-народного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007..

Органы международного уголовного правосудия наделены уголовной юрисдикцией, т.е. они рассматривают и разрешают по существу дела о международных преступлениях, осуществляют уголовное преследование и наказание лиц, их совершивших. Эта особенность отличает их от иных международных судебных органов (органов международной юстиции), учреждаемых и действующих в иной юрисдикционной сфере. Именно в силу отсутствия компетенции в сфере международной уголовной юрисдикции не относятся к органам международного уголовного правосудия:

  • - международные суды т.н. общей юрисдикции, учрежденные для разрешения международных споров между субъектами международного права, такие как Международный суд Организации Объединенных Наций и Европейский суд по примирению и арбитражу в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • - специализированные международные суды для разрешения международных споров, связанных с отдельными направлениями международного сотрудничества или урегулированных нормами отдельных отраслей международного права или отдельными международными договорами, каковыми являются Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Экономический суд Содружества Независимых Государств, Суд БЕНИЛЮКС и другие;
  • - международные трибуналы ограниченной юрисдикции для разрешения споров между международными организациями и их работниками, такие как Международный административный трибунал ООН и Международный административный трибунал Международной организации труда;
  • - международные неправительственные организации - арбитражные, третейские и иные суды - осуществляющие рассмотрение споров в сфере регулирования международного частного права и отдельных отраслей международного права.

Несомненно, что названные судебные органы отправляют правосудие, выносят решения и дают консультативные заключения, которые являются обязательными для сторон. В силу этого они являются участниками международной правоохранительной деятельности по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, осуществляя ее в форме международного правосудия (юстиции). Однако, поскольку эти международные суды не наделены компетенцией в сфере уголовной юрисдикции и не участвуют в борьбе с преступлениями на международном уровне, постольку они не относятся к органам международной уголовной юстиции, как к одной из категорий международных правоохранительных организаций.

Международные правоохранительные организации играют различную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Вместе с тем, одной из особенностей их правового статуса является то, что они выступают как равноправные субъекты в конкретных международно-правовых отношениях, когда заключают договоры между собой или с отдельными государствами.

Международные правоохранительные организации не подчинены друг другу. Они не могут диктовать, навязывать волю друг другу. Отношения между международными правоохранительными организациями, а также между международными правоохранительными организациями и отдельными государствами-участниками, как правило, строятся на координационной, а не на субординационной основе. В этом смысле международные организации и государства-участники, как субъекты конкретных международно-правовых отношений, равноправны.

Однако равноправие международных правоохранительных организаций ввиду наличия у них разного объема полномочий носит ограниченный и относительный характер. Эта ограниченность и относительность означает, что такие организации не могут быть приравнены к государствам - основным суверенным участникам международных отношений и субъектам международного права, между которыми действует принцип суверенного равенства. Этот принцип не распространяется на международные правоохранительные организации, т.к. они суверенитетом не обладают.

Различные международные правоохранительные организации не наделены одинаковыми правами и обязанностями для осуществления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Именно в силу этого их роль в системе этого сотрудничества не характеризуется равноправием с иными его участниками - государствами и национальными правоохранительными органами, действующими от имени государств.

Последнее обстоятельство важно учитывать для сбалансированного подхода к правовому регулированию и организации взаимодействия национальных правоохранительных органов и международных правоохранительных организаций.

И, наконец, в своей совокупности международные правоохранительные организации не образует строгую систему, подобно тому, как организованы в систему национальные правоохранительные органы и суды. Международным сообществом не установлена иерархия международных правоохранительных организаций, отсутствует их организационное, административное и финансовое подчинение друг другу.

Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью

Сегодня уже действуют многочисленные двусторон­ние и многосторонние международные конвенции, иные договоры о борьбе с общеуголовной преступностью и преступлениями меж­дународного характера. Еще в 1889 году Международный союз уголовного права впервые констатировал возникновение между­народной преступности и призвал полицейские службы разных стран предпринять совместные международные акции по пред­упреждению и пресечению преступности. С 1946 года Интерпол осуществляет деятельность по предупреждению и пресечению общеуголовной преступности на базе принципа суверенного ра­венства государств-участников, невмешательства в их внутренние дела, уважения прав и свобод человека при неукоснительном со­блюдении общих принципов международного права".

Уполномоченным органом по выполнению международных со­глашений об оказании правовой помощи по гражданским, семей­ным и уголовным делам, обеспечению законности в этой сфере является Прокуратура.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан является цен­тральным компетентным учреждением по исполнению обращений иностранных государств по вопросам оказания взаимной правовой помощи и обеспечения прав и законных интересов иностранных граждан и юридических лиц на территории республики.

В соответствии с пп. 8 п. 5 ст. 12 Закона ʼʼО Прокуратуреʼʼ Гене­ральная прокуратура Республики Казахстан представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества, что по­зволяет ей в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и между­народными организациями, сотрудничать с ними, заключать согла­шения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров. Прокуратура принимает решение о выдаче запрашиваемого лица, обращается в органы МВД РК с запросом о задержании и этапировании, сооб­щает запрашиваемой стороне необходимую информацию.

Данное направление деятельности органов прокуратуры приоб­рело особую актуальность и практическую значимость с момента приобретения республикой суверенитета.

Содействие в реализации этой практики и инкорпорация таких актов в национальное законодательство относится также к одной из базовых задач Координационного совета Генеральных про­куроров. Необходимость усиления борьбы с преступностью по­требовала дальнейшего совершенствования координационной деятельности органов прокуратур СНГ. В этой связи в ᴦ. Москве 25 января 2000 ᴦ. было принято Положение о Координационном совете Генеральных прокуроров Содружества Независимых Госу­дарств, утвержденное решением Совета глав государств СНГ.

Основными задачами Координационного совета являются: со­гласование и объединœение усилий, координация действий, расши­рение сотрудничества прокуратур государств-участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и право­порядка, борьбе с преступностью; выработка предложений по сближению национального законодательства; участие в развитии договорно-правовой базы СНГ. Решением Координационного со­вета Генеральных прокуроров государств-участников СНГ от 22 мая 2003 ᴦ. приняты Регламент работы, Положение о Секретариате и Положение о Научно-методическом центре Координационного совета Генеральных прокуроров.

В соответствии с нормами международных договоров, ратифи­цированных Республикой Казахстан, и главы 55 УПК РК органы прокуратуры наделœены исключительными полномочиями по во­просам экстрадиции, уголовного преследования, исполнения след­ственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора. Из года в год расширяется международное сотрудничество со странами дальнего зарубежья. Расширяя сферу своего сотрудничества, прокуратура Казахстана в 1998 ᴦ. вступила полноправным членом в Международную ассоциацию прокуро­ров (МАП) и приняла участие в ее конференциях (Пекин и Кейп­таун). Международная ассоциация прокуроров основана 6 июня 1995 ᴦ. и в ее состав входят 54 государства. Ассоциация содейству­ет созданию и реализации проектов правовых реформ, борьбе с транснациональной преступностью, а также направляет свои уси­лия на достижение эффективного и справедливого отправления правосудия, на оказание консультативной помощи и защите прав человека.

Также Генеральный Прокурор Республики Казахстан является членом Совета Генеральных Прокуроров стран-участниц Шанхай­ской Организации Сотрудничества (ШОС). Рабочие экспертные группы Генеральной прокуратуры во взаимодействии с коллегами из зарубежных стран принимают активное участие в выработке ре­шений по проблемам регионального взаимодействия правоохра­нительных органов. В рамках ШОС Республика Казахстан являет­ся участником Шанхайской Конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, активно работает над созданием регионального антитеррористического центра в ᴦ. Бишкеке.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основными направлениями прокурорского надзора в сфере международного сотрудничества являются:

1. оказание правовой помощи по уголовным делам, экстради­ция и транзит.

2. передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбыва­ния наказания в государстве, гражданином которого оно является;

3. выработка международных соглашений в уголовно-правовой сфере;

4. надзор за законностью заключения, исполнения и денонса­ции международных договоров государственными органами;

5. координация работы органов прокуратуры с зарубежными и международными организациями;

6. иные вопросы международного характера, входящие в ком­петенцию органов прокуратуры.

Рассмотрение запросов, поступающих из других государств и международных организаций, аккредитованных на территории Республики Казахстан, координируется и осуществляется Депар­таментом международного сотрудничества Генеральной прокура­туры Республики Казахстан.

Надзор в сфере международно-правового сотрудничества дол­жен обеспечивать:

1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина, охраняе­мых законом интересов общества и государства в процессе за­ключения, исполнения и денонсации государственными органами международных договоров;

2. обеспечение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан;

3. законность заключения, исполнения и денонсации междуна­родных договоров государственными органами и должностными лицами Республики Казахстан;

4. исполнение международных обязательств Республики Казах­стан по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции лиц, совершивших преступления, осуществления уголовного преследования, передачи лица, осужденного к лише­нию свободы, для отбывания наказания в государстве, граждани­ном которого оно является, транзит, а также рассмотрение иных документов международно-правового характера;

5. осуществление международного сотрудничества органов прокуратуры Республики Казахстан с компетентными органами стран ближнего и дальнего зарубежья, международными органи­зациями и сообществами.

Сотрудничество других правоохранительных органов со специ­альными службами и органами иностранных государств, между­народными правоохранительными организациями осуществляется на базе международных договоров Республики Казахстан.

Органы иных государств, которым предоставлено право осу­ществления оперативно-розыскной деятельности, взаимодейству­ют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан в порядке и пределах, установленных зако­ном и соответствующими договорами и соглашениями. Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территориях иных государств в порядке и преде­лах, устанавливаемых законом, а также законодательством этих го­сударств на базе соответствующих договоров и соглашений.

Основные положения о порядке взаимодействия органов, веду­щих уголовный процесс, с компетентными учреждениями и долж­ностными лицами иностранных государств по уголовным делам регламентированы главой 55 УПК РК. Образование суверенных государств на территории бывшего СССР, демократизация жизни общества значительно расширили международные контакты Ре­спублики Казахстан, упростили въезд и выезд граждан за рубеж. К сожалению, отдельные лица, совершившие преступления, умело пользуются различиями в правовых системах стран, скрываясь от правосудия за пределами своих государств, и нередко получают возможность избежать ответственности. В сложившейся ситуации требуется объединœение усилий правоохранительных органов мно­гих государств для изобличения преступников.

Преступность не знает границ, в связи с этим расширение междуна­родного сотрудничества в этой области стало неизбежным и ор­ганам прокуратур стран СНГ приходится совместно решать про­блемы, связанные с организацией борьбы с преступностью и на­рушениями установленного правопорядка. За годы становления суверенитета Казахстан уделял особое внимание вопросам взаи­модействия с другими государствами в борьбе с преступностью, особенно в рамках СНГ.

Первым крупным шагом на пути объединœения усилий государств участников СНГ в борьбе с криминалом стала Программа со­вместных мер по борьбе с организованной преступностью и ины­ми опасными видами преступлений (1993 ᴦ.), правовой базой для которой послужила подписанная главами государств Содружества в Минске Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В условиях про­зрачности границ, сложной социально-экономической ситуации во многих государствах СНГ шел поиск новых форм сотрудничества, направленных на улучшение информационного обеспечения, гар­монизации правовой базы, проведения конкретных согласованных мероприятий силовыми структурами в ходе расследования дел, на эффективное осуществление прокурорского надзора.

В этой связи в мае 1996 ᴦ., решением Совета глав государств была утверждена новая Межгосударственная программа совмест­ных мер по борьбе с организованной преступностью и иными ви­дами опасных преступлений на территории государств - участни­ков СНГ. Она сыграла заметную позитивную роль в налаживании и расширении взаимодействия правоохранительных органов Содру­жества. Во многом благодаря ей совместная работа в правоохрани­тельной сфере стала более динамичной, охватывающей широкий круг вопросов в отношениях между государствами.

25 января 2000 ᴦ. Совет глав государств Содружества утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с пре­ступностью, в соответствии с которой Правительство Республики Казахстан разработало национальный план действий по ее реали­зации. В организационном плане, в отличие от прошлой практики, за выполнение программы и многих намеченных конкретных ме­роприятий, наряду с государствами Содружества ответственны от­раслевые межгосударственные органы, в т. ч. и Координационный совет Генеральных прокуроров.

Важно отметить, что присоединившись к международным Кон­венциям, Казахстан принял на себя ряд важных обязательств. В частности, в соответствии с Венской Конвенцией о консульских отношениях (1963 ᴦ.), республика гарантировала своевременно извещать иностранные дипломатические представительства о за­держании иностранных граждан, совершивших правонарушения на территории Казахстана. В соответствии с Конституцией РК иностранцы и лица без гражданства в республике пользуются пра­вами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК, в случае если иное не предусмотрено Конституцией, законами, международными договорами. Иностранными гражданами в Ре­спублике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принад­лежности к гражданству иного государства.

По общему правилу иностранные граждане несут ответствен­ность за всœе правонарушения (преступления) наравне с граждана­ми страны пребывания и по законам этого государства. Некоторые категории иностранцев в силу своего должностного положения, международного статуса, пользуются иммунитетом (неприкосно­венностью). Перечень таких лиц предусмотрен Венской Конвенци­ей о дипломатических отношениях, закреплен в УПК РК. При этом на практике могут возникнуть сложности, связанные с толковани­ем отдельных положений законов применительно к конкретному иностранцу, задержанному по подозрению в совершении право­нарушения. В этом случае сведения о наличии иммунитета бывают получены через МИД РК.

Межгосударственные отношения по вопросам уголовного пре­следования граждан базируются на договорах о правовой помощи по уголовным делам. Преобладающее большинство договоров, за­ключенных и ратифицированных республикой, являются двухсто­ронними. Уголовное преследование, как правило, осуществляется по инициативе прокурора, следователя, дознавателя и является правом государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется посредством решения Генерального Прокурора Республики Казахстан. Международные договоры не содержат определœение понятия ʼʼуголовное преследо­ваниеʼʼ. Оно дается в национальных законодательствах государств. В Республике Казахстан оно определœено п. 13 ст. 7 УПК РК.

Учитывая зависимость отместа совершения преступления и граждан­ства лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении престу­пления, уголовное преследование осуществляется по поручению компетентного учреждения иностранного государства или по по­ручению Генерального Прокурора Республики Казахстан, или уполномоченного им прокурора в централизованном порядке пу­тем сношения через компетентные учреждения юстиции. В случае отсутствия Договора о правовой помощи Стороны могут ссылать­ся на принцип взаимности, когда одна из Сторон берет на себя обя­зательство осуществить уголовное преследование по поручению другой Стороны. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 521 УПК РК.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под уголовным преследованием в сфере между­народного сотрудничества следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на положениях международных договоров либо на принципе взаимности и нормах национального законодательства, при наличии поручения об осуществлении уго­ловного преследования в отношении определœенного лица, привле­каемого в качестве подозреваемого или обвиняемого для обеспече­ния неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Уголовное преследование гражданина Республики Казахстан, совершившего преступление на территории иностранного госу­дарства и находящегося на территории Казахстана, осуществля­ется путем обращения компетентного учреждения иностранного государства об осуществлении уголовного преследования гражда­нина Республики Казахстан.

Уголовное преследование иностранного гражданина, совер­шившего преступление на территории Республики Казахстан и выехавшего за ее пределы, осуществляется органом, ведущим уголовный процесс, в производстве которого находится дело. В частности, выносится мотивированное постановление о приоста­новлении производства по делу, а также постановление о передаче уголовного дела по подследственности или подсудности; заверяет­ся и скрепляется гербовой печатью каждый из находящихся в делœе документов; прилагается перевод документов и уголовного дела (материала), составленных на казахском либо русском языках, на государственный язык запрашиваемой Стороны либо на язык, установленный международным договором.

Одним из важных инструментов при осуществлении уголовно­го преследования является экстрадиция лиц, совершивших пре­ступления. Заметим, что широко применяемые в юридической литературе термины ʼʼэкстрадицияʼʼ и ʼʼвыдачаʼʼ являются словами - синонимами. Суть института экстрадиции (выдачи) выражает общепризнанный принцип - ʼʼaut dedre aut judi сагеʼʼ - лицо, со­вершившее преступление, должно понести суровое наказание в отране совершения преступления, либо в стране, где оно было за­держано, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления.

Экстрадиция (выдача) - это акт международной правовой по­мощи, заключающийся во взаимоотношениях между суверенными государствами в целях привлечения лица, совершившего престу­пление, к уголовной ответственности либо для приведения при­говора суда в исполнение. Субъектом экстрадиции должна быть физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления (обви­няемый) или же осужденное за совершение преступления (осуж­денный). Лицо подлежит экстрадиции при условии его наказуемо­сти по уголовному законодательству договаривающихся сторон. Во всœех случаях, согласно международным договорам, подлежат экстрадиции независимо от меры наказания лица, совершившие преступления, связанные с наркотиками, терроризмом и угоном самолетов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под экстрадицией (выдачей) следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на поло­жениях международных договоров и нормах национального зако­нодательства, при наличии требования о выдаче, заключающийся в процессе передачи обвиняемого или осужденного в целях при­влечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора суда, вступившего в силу.

Важную норму об экстрадиции содержит ст. 8 УК РК о том, что граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, мо­гут быть выданы только в соответствии с международным договором Республики Казахстан. Международная договорная практика Казах­стана идет по пути невыдачи собственных граждан, за совершенные ими ранее преступления вне пределов Казахстана. Более того, в Кон­ституции (ст. 11), в Законе ʼʼО гражданствеʼʼ (ст. 8), в Уголовном кодек­се (ч. 1 ст. 8) предусмотрено положение о том, что Республика Казах­стан придерживается принципа невыдачи собственных граждан. Причина невыдачи состоит в общепризнанном принципе ува­жения государственного суверенитета и во взаимной ответствен­ности личности и государства.

Вместе с тем отказ в выдаче лиц, совершивших преступление, не всœегда означает, что лицо, совершившее преступление на терри­тории другого государства, остается безнаказанным. В отношении него возможно осуществление уголовного преследования путем направления уголовного дела в компетентное учреждение запра­шиваемой Договаривающейся Стороны. Подобная практика харак­терна для тех случаев, когда отказы в выдаче следуют по причинœе принадлежности к гражданству того или иного государства.

Основополагающим документом для осуществления экстради­ции является требование об экстрадиции. Требование об экстра­диции является официальным межгосударственным документом, исходящим от Генерального Прокурора или уполномоченного им прокурора, адресованное компетентному должностному лицу ино­странного государства.

В течение семидесяти двух часов с момента задержания дол­жен быть решен вопрос о применении экстрадиционного ареста путем направления в суд соответствующего ходатайства прокуроpa. При решении вопроса о применении экстрадиционного ареста надлежит тщательно ознакомиться со "всœеми материалами, содер­жащими основания для применения ареста͵ узнать, в т.ч. путем опроса задержанного, цель его приезда в Республику Казах­стан, место, время проживания и регистрации, гражданство, об­стоятельства его уголовного преследования.

При обращении в прокуратуру области осужденного к лише­нию свободы лица, не являющегося гражданином Республики Ка­захстан, с заявлением о передаче его для дальнейшего отбывания наказания в иностранное государство прокуратура области пред­ставляет в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан всœе необходимые материалы в отношении осужденного, предусмо­тренные национальным законодательством и международными договорами.

Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью" 2017, 2018.

международный розыск уголовный преследование

Во многих ситуациях успех расследования без тесного взаимодействия следственных органов двух или более стран весьма сомнителен. Оно особенно необходимо: при выезде иностранного гражданина с территории РФ до окончания предварительного расследования; при совершении преступных действий в двух или более странах (например, контрабанды, хищений грузов на железнодорожном или морском транспорте, наркотрафика).

Розыск скрывшегося преступника, его выдача, пересылка похищенных вещей, решение ряда процессуальных вопросов, связанных с допросом иностранного гражданина, находящегося в стране своего постоянного жительства, - все это предполагает согласованные усилия, сотрудничество правоохранительных органов двух или более государств, что неосуществимо без взаимопомощи последних на основе норм международного права, предполагающих суверенное равенство сторон.

В соответствии с договорами о правовой помощи, заключенными между государствами, стороны - участники договоров оказывают правовую помощь при расследовании преступлений через свои центральные органы. В России таким центральным органом по вопросам расследования преступлений является Генеральная прокуратура РФ в лице ее Следственного комитета.

Органы прокуратуры, юстиции и МВД ряда стран (особенно членов СНГ) нередко выполняют по поручениям из России не отдельные следственные действия, а их комплексы. При этом весьма полезна специализация следователей. Такие следователи должны: быть сведущими не только в криминалистике, но и в уголовном процессе стран, с которыми имеются договоры о правовой помощи; знать основы дипломатического и консульского права; уметь хорошо ориентироваться в сложных ситуациях, учитывая, что многие вопросы, важные для расследования, не регламентированы либо отдельные нормы, регулирующие сходные отношения, в УПК разных стран не совпадают. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.174.

После вступления Российской Федерации в Международную организацию уголовной полиции проведена большая работа по укреплению организационно-правовой базы взаимодействия с другими государствами в рамках Интерпола. Тенденция к расширению транснациональной преступности, значительная активизация связей преступников с представителями уголовного мира за рубежом побуждает к этому как Россию, так и другие страны. Использование опыта и возможностей международного сообщества, активное взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств являются важными предпосылками эффективного расследования преступлений, совершенных в России иностранными гражданами.

Активное взаимодействие Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в России налажено с Генеральным секретариатом Интерпола, а также с соответствующими службами многих государств - членов этой международной организации. Согласно Положению о НЦБ Интерпола в России оно, наряду с другими функциями, решает задачи, важные для расследования преступлений иностранных граждан:

Направляет в Генеральный секретариат и НЦБ государств - членов Интерпола просьбы правоохранительных органов РФ о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, а также другой информации в целях раскрытия и предупреждения преступлений;

Принимает к исполнению аналогичные просьбы и извещения Генерального секретариата и НЦБ государств - членов Интерпола, обеспечивает перевод, организует мероприятия по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых по их просьбам, информирует об этом правоохранительные органы РФ;

При необходимости направляет в Генеральный секретариат и НЦБ заинтересованных государств сведения о преступлениях, совершенных в России иностранными гражданами, а также об иностранных гражданах, задержанных в РФ по подозрению в совершении преступлений, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных.

Кроме того, НЦБ Интерпола в России ведет и использует учеты: событий преступлений; лиц, проходящих по запросам и сообщениям; предметов преступного посягательства; похищенных произведений искусства и антиквариата; похищенных и обнаруженных автомобилей и др. Поэтому без тесного взаимодействия с отечественным НЦБ Интерпола раскрытие и расследование преступлений, связанных с иностранными гражданами, очень трудноосуществимо.

Поводами к возбуждению дел о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или против них, чаще всего бывают заявления граждан России либо самих иностранцев (обычно потерпевших от преступления), а также сообщения государственных учреждений и частных фирм: органов МИДа, внешнеторговых и туристических фирм, медицинских, учебных учреждений, совместных предприятий. Поводом к возбуждению уголовного дела нередко становится и непосредственное обнаружение преступления органом дознания (ДТП с участием транспортного средства под управлением иностранного гражданина; хулиганства; контрабанды).

Заявление или сообщение о преступлении может быть, как письменным, так и устным. Если заявление сделано на иностранном языке в письменном виде, должен быть срочно обеспечен перевод заявления на русский язык. Если иностранец обратился с устным заявлением, необходимо пригласить переводчика, чтобы получить более подробную информацию о случившемся и составить протокол. Безотлагательно надо выяснить, не пользуется ли заявитель дипломатическим иммунитетом, исключающим ответственность за ложный донос. При отсутствии такового его следует предупредить об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Наличие дипломатического иммунитета можно установить, выяснив должностное положение иностранного гражданина, изучив предъявленные им документы, побеседовав с представителями МИДа и его органов на местах, другого ведомства, куда прибыл иностранный гражданин, или иной принимающей его организации. Выяснение вопроса об иммунитете необходимо для принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также и на всех последующих стадиях следственного производства.

В ряде российских органов внутренних дел протоколирование устных заявлений иностранцев осуществляются на бланках заявлений, выполненных на наиболее распространенных иностранных языках. Их заполнение заявителем на языке, которым он хорошо владеет, обеспечивает точность и полноту ответов на поставленные в бланке вопросы, даже если в момент обращения с заявлением о случившемся нет переводчика.

Допрос иностранного гражданина должен проводиться в отдельном кабинете, оборудованном аппаратурой для видеозаписи хода и результатов допроса, с участием квалифицированного переводчика. Следователю необходимо точно определить предмет допроса, проанализировать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого, при необходимости перевести отдельные документы на понятный ему язык.

Сведения, характеризующие личность допрашиваемого, можно почерпнуть из его личных документов, материалов уголовного дела, из допросов переводчиков, гидов туристических групп (если проходящее по делу лицо - иностранный турист), преподавателей и соседей по общежитию (в отношении иностранных студентов). Иногда подготовка к допросу должна включать ознакомление следователя с правовыми принципами страны, историей, географическим положением, гражданином (подданным) которой является допрашиваемый. Незнание вещей, близких и понятных допрашиваемому, может затруднить установление психологического контакта, что и без того бывает не просто сделать.

Время и место допроса выбираются с учетом срока пребывания иностранного гражданина в РФ, его маршрута и других обстоятельств. Здесь часто возникает необходимость выезда следователя в командировку, направления срочных отдельных поручений о допросе, если подлежащий допросу иностранец уже находится в другом городе.

Согласие лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, на производство его допроса должно быть получено через МИД или его представителей на местах. Вызывать на допрос иностранного гражданина, не обладающего дипломатическим иммунитетом, лучше не повесткой, а через администраторов фирм, руководителей делегаций, капитанов иностранных судов (в отношении моряков и пассажиров). Учащихся и студентов целесообразно вызывать через администрацию учебных заведений или через руководство землячеств иностранных студентов. На практике нередко просят переводчика или представителя администрации проводить вызываемого в здание следственного органа, где будет проходить допрос. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.184.

Особенно сложно бывает установить психологический контакт и получить правдивые показания при допросе в качестве подозреваемого иностранного гражданина, выражающего подчеркнуто недоброжелательное отношение к российскому правопорядку. В таких случаях следователю нужно вести себя сугубо официально, проводить беседу с позиции: "Я расследую преступление, за которое по российским законам предусмотрена уголовная ответственность, поэтому вам следует отвечать на все вопросы".

Следственный осмотр чаще всего проводится по уголовным делам об автотранспортных происшествиях и кражах чужого имущества, а также по некоторым иным составам. Присутствуя при осмотре, иностранный гражданин может убедиться в объективности действий следователя, в его непредвзятости, что в дальнейшем облегчает установление с ним психологического контакта. На месте он лично воспринимает последствия происшествия, уличающие его обстоятельства, а также факты, опровергающие или подтверждающие его доводы.

Для правильного определения размера причиненного материального ущерба и обеспечения его возмещения целесообразно выяснить, сколько денег (и в какой валюте), других ценностей имел при въезде в Россию иностранный гражданин, какие средства есть на его банковских счетах в стране пребывания. В этих целях может быть произведен осмотр документов, в частности таможенных деклараций. Копии документов могут быть приобщены к уголовному делу. Стоимость иностранных товаров, вещей, ставших предметом преступного посягательства, нужно выяснить (путем допросов и назначения товароведческих экспертиз) как в иностранной валюте, так и в ценах, действующих в РФ на момент расследования.