Скандинавские герои: Беовульф, Валькирия Брунхильд, Вяйнямёйнен, Кримхильда, Нибелунги, Сигурд, Старкад, Хаддинг, Хёгни, Хельги. Беовульф становится королем

Ходячие мертвецы: драуг и аптганг в древнескандинавской литературе
(окончание статьи)

Часть V. Параллели между скандинавским драугом и Гренделем из «Беовульфа»

Между поединком Беовульфа с Гренделем в Хеороте и схваткой Греттира с Гламом («Сага о Греттире») обнаруживаются явственные параллели. Аналогии прослеживаются не только на сюжетном плане, но и в описаниях двух чудовищ: «Важно отметить связь между Гренделем и трупом-демоном (аптгангом) Гламом» (Nicholas K. Kiessling, "Grendel: A New Aspect," Modern Philology , 65 (1968), p. 201). Гренделю присущи многие отличительные черты «ходячих мертвецов».
Нора Чедвик в своем анализе эпитетов, использованных в «Беовульфе» для описания Гренделя, указывает, что англосаксонские глоссарии соотносят эти эпитеты с латинскими словами, «ассоциирующимися с подземным миром, некромантией и вредоносным влиянием духов умерших» (Chadwick, "The Monsters and Beowulf," p. 175). Подобно драугу, «раздувшемуся до размеров вола», Грендель «огромней любого мужа» (1353) и, обладая соответственной силой, может унести в свое логово пятнадцать человек за раз: «Затем он убил в постелях спящих родичей Хродгара - пятнадцать датских мужей, и сожрал их, а еще пятнадцать унес с собою» (1580-1583).
По-видимому, Грендель, как и драуги, способен превращаться в животных. Грендель вполне однозначно определяется как человек словами guma (973, 1682), haeleða (2072), rinc (720) и wer (105), но при этом обладает и характеристиками чудовища. Рука, которую отрывает ему Беовульф во время поединка в Хеороте, выглядит как звериная лапа с когтями, острыми, как сталь (984-987). Это вызывает ассоциации с кошачьим обличьем, которое принял в битве с Хромундом драуг Траин («Сага о Хромунде Грипссоне»).
Кроме того, Гренделю, как и драугам, присущи вампирские наклонности. Опираясь на данные древнеанглийских глоссариев, Кисслинг связывает слово maere (103, 762), используемое для описания Гренделя, с латинским lamia - «ламия, ведьма-кровопийца» (Kiessling, "Grendel: A New Aspect," pp. 195-196). И Грендель действительно пьет человеческую кровь («кровь живую впивало, глотая теплое мясо»).
Логово Гренделя соотносится с курганом драуга. Обиталища мертвых, по распространенным представлениям, находились под камнями и скалами, - и пещера Гренделя также расположена под «серыми утесами» (harne stan , букв. «серый камень», 1415). Выражение under harne stan встречается в «Беовульфе» еще трижды и все три раза - в связи с описанием логова дракона (887, 2553, 2744). В древнеанглийской литературе существует устойчивая ассоциация между драконами и курганами: «Для англосаксонских поэтов само собой разумелось, что могильный курган с сокровищами - это “драконий холм”» (Ellis-Davidson, "The Hill of the Dragon," p. 178). Пещера дракона в «Беовульфе» не однажды прямо называется «курганом» (beorh ); когда Беовульф велит Виглафу спуститься и поискать драконьи сокровища «под серыми скалами» (under harne stan , 2744), молодой воин повинуется и выносит золото «из-под крыши кургана» (under beorges hrof , 2755). Таким образом, выражение under harne stan служит кеннингом кургана, условным обозначением потустороннего мира и обиталища мертвеца.
И само болото, в котором обитает Грендаль, ассоциируется с жилищем покойника: «Там каждую ночь видят ужасное чудо: огонь над водою» (1365-1366). Болотные воды светятся зловещим огнем, напоминающим огни, что якобы светятся над могильными курганами. Воды этого болота и образовавший его «подземный поток» (1359, 2128) напоминают также о холме дракона: «…курган возвысился, свеженасыпанный, близ моря на мысе» (2411-2412) и «…увидел в скалах жерло, откуда поток изливался» (2545-2546). Курганы многих скандинавских драугов, подобно этому кургану из «Беовульфа», возвышаются на мысу над морем. Таким образом, и болото Гренделя приобретает дополнительную ассоциацию с обиталищем мертвеца.
Местность вокруг болота напоминает лощину-hvammr - обычное местообитание аптгангов. Болото окружено горами и заключено в узкое ущелье, куда редко проникают солнечные лучи:

и где их жилище -
люди не знают;
по волчьим скалам,
по обветренным кручам,
в тумане болотном
их путь неведом,
и там, где стремнина
гремит в утесах,
поток подземный,
и там, где, излившись,
он топь образует
на низких землях (1357-1360)

Этот ландшафт, как и лощина-hvammr , представляет собой пограничную местность, а Грендель именуется mearcstapa - «блуждающий у границ» (103).
Спустившись под воду, Беовульф попадает в niðsele - «вражеский зал» (1513), где обитает мать Гренделя. Подобно кургану, это жилище напоминает пиршественный зал - или, точнее, его противоположность. «Антизалы такого рода приобретают поэтический резонанс благодаря ассоциациям с могилой» (Hume, "The Concept of the Hall in Old English Poetry," p. 68). Niðsele освещен «светом огня»; в нем хранятся «доспехи» и «меч победный» (1557) - воистину ценные сокровища с точки зрения воина. Но завладеть этим богатством нелегко: ведь его охраняет мать Гренделя, вооруженная «свирепыми когтями» (1542), как ее сын или как ketta , встречавшаяся в скандинавских курганах.
Нападать на людей Гренделя побуждает то же чувство, которое движет драугами, - зависть к живым. Гренделю заказан путь в Хеорот, в этот «круг света и покоя, за пределами которого - только тьма, лишения и опасности» (Hume, "The Concept of the Hall in Old English Poetry," p. 11).

Тут разъярился
дух богомерзкий,
житель потемков,
который вседневно
слышал застольные
клики в чертогах:
там арфа пела
и голос ясный
песносказителя (86-90)

Этот отрывок, помещенный перед описанием первого нападения Гренделя, недвусмысленно объясняет слушателям мотивацию чудовища. Грендель лишен не только радости и уюта, царящих в зале Хродгара, но и не включен в социальную иерархию, традиционно закреплявшуюся раздачей даров, - не допущен к «трону кольцедарителя» (168).
Снедающая Гренделя жажда жизни находит выражение в его чудовищных пиршествах - пожирании дружинников Хродгара. Лишенный утех, которыми наслаждаются дружинники в зале, он в отместку лишает владыку его родичей, а тех - самой жизни. И убивает он точь-в-точь так же, как драуг из «Саги об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков»:

тут же воина
из сонных выхватив,
разъяло ярое,
хрустя костями,
плоть и остов
и кровь живую
впивало, глотая
теплое мясо (742-745)

Само имя Гренделя этимологически связано со значениями «дробитель» или «разрушитель» и вполне уместно для драугов, которые нередко раздавливали своих жертв насмерть.
Как и драуги, Грендель - ночное чудовище, «полночная нечисть», «напасть ночная», «исчадие ночи». Подобно нежити из скандинавских саг, он «скользит в тенях» (703), -

дождавшись часа,
когда помрачится
закатное солнце
и с неба сумерки
призрачным облаком
сползут на землю (650-651)

Как и драуги, Грендель скрывается в тумане:

Из топей сутемных
по утесам туманным
Господом проклятый
шел Грендель (710-711) -

и глаза его в зыбком лунном свете так же вспыхивают зловещим огнем:

во тьме полыхали
глаза, как факелы (726-727)

Явившись в Хеорот в последний раз перед смертью от руки Беовульфа, Грендель объявляет о себе одним ударом в дверь, - так же, как в скандинавских сагах поступают драуги, пытающиеся проникнуть в дом:

Едва он коснулся
рукой когтелапой
затворов кованых -
упали двери,
ворвался пагубный
в устье дома (721-724)

Этот эпизод и разрушения, которые Грендель учиняет в зале во время поединка с Беовульфом, напоминает нападения драугов на скандинавские дома:

грохот в доме;
на редкость крепок,
на диво прочен
был зал для трапез,
не развалившийся
во время боя (770-773)

Наконец, победить Гренделя можно лишь теми же способами, что и драуга. Беовульф чувствует, что от железных мечей проку не будет, пока он не поборет чудовище голыми руками (677-683, 798-805, 987-990). Когда противники сходятся в поединке, выясняется, что они почти равны друг другу по силе. Беовульф ранит врага, но добить его не удается: Грендель спасается бегством (967-970). Но в конечном счете одной медвежьей хватки Беовульфа недостаточно, чтобы избавиться от Гренделя и его матери: поборов чудовищ, герой должен отрубить им головы:

далеко отпрянула
мертвая туша,
когда от тулова
отъяло лезвие
огромную голову (1588-1590)

Такая же участь постигла и мать Гренделя:

сплеча ударил
и снес ей голову, -
шею рассекши,
разбив хребтину,
пронзило лезвие
плоть зломерзостную (1565-1568)

В целом, Грендель как оборотень-великан, жилище которого обладает приметами потустороннего мира, который нападает на людей по ночам, подкрадываясь к ним в тумане, и которым движут жажда жизни и зависть к живым, весьма близок образу ходячего мертвеца, фигурирующему в скандинавских сагах. Впрочем, как «порождение той эпохи, в которую скандинавская традиция вступила во взаимодействие с южной, идущей от античности» (Kiessling, "Grendel: A New Aspect," p. 201), Грендель - образ более сложный: элементы древнегерманской культуры англосаксов соединились в нем с новыми христианскими веяниями.

Перевод с англ. А. Блейз.
Стихотворные фрагменты из «Беовульфа» приведены в пер. В. Тихомирова.
Источник, библиография и ссылки там.

Beowulf & Grendel. По древнеанглийскому эпосу «Беовульф». Исландия – Канада – Великобритания, 2005. Автор сценария – Эндрю Рэй Берзинс. Режиссер – Стурла Гуннарсон. Композитор – Хильмар Ёрн Хильмарссон. В ролях: Джерард Батлер (Беовульф), Ингвар Эггерт Сигурдссон (Грендель), Стеллан Скарсгаард (король Хротгар), Стейнунн Олина Портсейнсдоттир (Вальхтеов, жена Хродгара), Сара Полли (Сельма), Эдди Марсан (Брендан Кельт), Рори МакКанн (Брека), Стейндор Андерсен (Снорри), Марк Льюис (король Хигелак), Спенсер Уилдинг (отец Гренделя), Хрингур Ингварссон (Грендель-ребенок), Бенедикт Клаусен (сын Сельмы), Эльва Оск Олафсдоттир (морская ведьма; мать Гренделя?). 103 мин.

Трудно не умилиться, когда на коробках имя Беовульф переводится как Биоволк (ну там Киберволк – еще понятно, а что за Биоволк?). Beowulf – это на древнеанглийском «пчелиный волк», то есть эвфемистическое называние медведя.

Исландский фильм по мотивам древнеанглийского эпоса замечателен. Хотя и по сюжету, и по концепции он уходит довольно далеко от первоисточника, отступления в нем направлены не в сторону фэнтези, экшена и всякой «творческой отсебятины» на темы темных веков, а как раз в сторону мягкой рационализации эпического сюжета. Никаких излишеств в дизайне. Викинги носят шлемы с закрытой переносицей, известные по раскопкам. Дворец короля – обыкновенный большой деревянный сруб. Суровый северный пейзаж, в котором зеленая трава и синева неба – самые сильные цветовые пятна.

Действие датировано в титре 500-м годом н. э. – примерно тогда и правил исторический прототип Хротгара. Креститель Брендан Кельт (ясен перец, ирландец) и викинг-сказитель Снорри забрели из более поздних веков, но для эпоса это, в общем, в порядке вещей.

Фильм начинается с пролога «Рождение ненависти». Датский король Хротгар и его воины загнали в ловушку тролля – существо, раза в полтора крупнее обычного человека. Траву перед ним обливают смолой и поджигают, а его самого расстреливают из луков. Но тролль успел спрятать в уступе под скалой маленького сына. Хротгар видит малыша, но почему-то не трогает его. Когда все уходят, мальчик, превратившийся в пугающего седого старичка, отрубает отцу голову и уносит ее с собой. Это и есть Грендель.

Когда он вырастает во взрослого тролля – лохматого темно-рыжего жлоба, мычащего, ориентирующегося по запаху (однако по-человечески одетого) – Грендель начинает страшную мстю. Напав на деревянный сруб, в котором находились 20 воинов Хротгара, он рвет их на части (в эпосе он был людоедом, но здесь без этого обходится).

Отважный Беовульф (его играет Джерард Батлер – Аттила, Призрак Оперы , Леонид в ожидаемом римейке «300 спартанцев») с дружиной из 200 воинов покидает двор своего дяди, геатского (юг Швеции) короля Хигелака, чтобы выручить короля-соседа от ужасной напасти.

В Данию тем временем явился чудаковатый проповедник Брендан. Он агитирует Хротгара уверовать в Христа. Тот отказывается:
– Мои боги еще со мной.
– И много ли они тебе помогли?

Ночью к палатам, где бодрствуют воины Беовульфа, бесшумно приходит Грендель. Он не трогает трясущегося во дворе проповедника, с закрытыми глазами бормочущего латинскую молитву, и не трогает вообще никого, а только звучно писает на сруб. Когда воины выскакивают во двор, они никого не находят, кроме проповедника.
– Почему он тебя не тронул?
– Вот что крест животворящий делает!
– Да, у безумия своя логика…
Но через некоторое время, поскольку геаты не добиваются никакого успеха в усилиях поймать тролля, датчане начинают из страха креститься, надеясь на защиту нового Бога. Со временем дает себя окунуть в море и сам Хротгар. Он и раньше проявлял религиозный скептицизм, вопрошая у тела своего погибшего подручного:
– Разве этот человек похож на тех, кто собирается на пир в Валгаллу? Или на того, кто скоро станет пищей для червей?
Окончательный аргумент Брендана отступник объясняет так:
– Он обещает, что я умру счастливым. Раньше никакие боги мне такого не говорили. Они обещали мне пиво, табак, женщин…

Глубинная же суть в том, что в короле вообще нет никакой веры и истребление троллей было частью разрыва с корнями и всеми уровнями родной мифологии. Во время охоты на чудовище Беовульф общается с живущей на отшибе молодой «ведьмой» Сельмой. Он удивляется, что Грендель не трогает не только детей, женщин, стариков, чудного проповедника, но даже его, Беовульфа и его воинов. Над угрозами самого Беовульфа он только поприкалывался (оказывается, Грендель не всегда мычит, а даже мастерски пересмешничает пришельца). – Ты не сделал ему ничего плохого, – объясняет Сельма. – Будь осторожен с тем, чего не понимаешь. На его стороне правда. – Потом еще более развернуто:
– Он близок к богам. А те любят мир, покой, женщин. Раньше было много троллей, но их всех поубивали. А они помогали людям, приносили семена. Ничто их того, что я тебе скажу, не поможет тебе убить его.

К пещере Гренделя геатов приводит убогий калека. Он показывает крестик на шее и объясняет, что смерть больше не пугает его, а при прежних богах он боялся. Чтобы вызвать Гренделя, воины повторяют его же жест – писают в пещеру. Через некоторое время, запасясь веревками и факелами, спускаются в нее, но Гренделя на месте нет. (Он не совсем-таки положительный герой и в свободное время развлекается тем, что на горном плато играет в «кегли» человеческими головами). В пещере груды костей. Геаты находят голову отца Гренделя и разрубают ее.

Вернувшись, Грендель в отчаянии оттого, что священный для него череп поруган. Он мажет морду кровью и отправляется к людям. Но убивает только одного Бреку – воина, осквернившего его дом, а больше никого не трогает. Его правая рука запуталась в петле, и на глазах Беовульфа он отрезает ее себе до предплечья. (В эпосе сам Беовульф вырывает в бою у Гренделя кисть с плечом и предплечьем).

На очередном пиру, где огромная рука тролля фигурирует как трофей, Хротгар пытается впарить Беовульфу, что Гренделя, наверно, приводит к людям ненависть и любовь к мясу, но потом раскалывается, как убил отца Гренделя и хотел убить его самого ребенком, но что-то остановило его меч.
– Но я же не самый худший их королей, – оправдывается датчанин и рассказывает анекдоты про своих соседей, типа такого: – Его прозвище Sheep, овца. Потому что из-за отсутствия баб он делал это с козами, овцами. Однажды попробовал с зайцем и застрял. А тот как дернул – чуть с его членом в заднице не убежал. Я думаю, он после этого и по белкам прошелся... (Вполне такой нормальный архаический юмор:)).

Сразу следом идет не лишенная своеобразного эротизма сцена, где тролль трахает Сельму, – она рассказывает Беовульфу о том, что было сколько-то лет назад.
– Больше он меня не брал.
– Почему же он к тебе возвращается?
– Отгоняет других – тех, кто хочет меня трахнуть, а потом убить.

А ночью, пока Беовульф спит с ведьмой, Грендель приходит в королевские палаты и устраивает там бойню, убив в том числе и священника-крестителя. Беовульф пускается в погоню и находит уже мертвое тело Гренделя. Тут на него нападает ужасная старуха – мать Гренделя (в эпосе месть матери – огромный эпизод; здесь вся ее фигура улеглась в полторы минуты). Герой ее убивает – и следует еще один сюрприз: на Беовульфа нападает ребенок с мечом, сын Гренделя (я сначала подумал, что это девочка). Беовульф щадит его:
– Отец гордился бы тобой.

Прощаясь с датчанами, Беовульф говорит Сельме:
– Ты ведь знаешь, что они убьют твоего сына, если найдут его.
– Ты не смог.
– Я – не они.
– Нет. Ты просто убил его отца… Значит, Хротбар тебя ничему не научил.

Тем временем Хротбар уже усвоил христианскую мораль:
– Кельтский священник сказал, что я буду прощен. Самое главное – сделать правильный выбор.

Беовульф хоронит своего врага – брата по духу (!) Гренделя и уплывает с оставшимися в живых воинами на корабле. С берега за ним наблюдают красавчик сын тролля и Сельма.

Пафос эпоса о борьбе героя с хтоническими чудовищами вывернут наизнанку. Но такое осовременивание сюжета, проповедующее толерантность к самим хтоническим существам, как бы еще более архаизирует сюжет, утверждая до-героические, пантеистские ценности, когда все живые существа жили в природном единении.

Тем более плачевно, когда этот фильм перекрещивают в «Биоволка» или – ничем не лучше – в «Беовульфа 2», как будто он имеет какое-то отношение к слабенькой поделке-фэнтези с Кристофером Ламбертом.

Наверняка в планируемом на 2007 год «Беовульфе» Роберта Земекиса (один из сценаристов – Роджер Эвери, соавтор «Криминального чтива») отлет от первоисточника будет гораздо большим. Судя по

Грендель (др.-англ. Grendel) — страшное чудовище из англосаксонской эпической поэмы «Беовульф». Является одним из трёх антагонистов главного героя Беовульфа, вместе со своей матерью и драконом. Грендель, как правило, изображается в виде антропоморфного чудовища огромного роста (великана-людоеда), хотя в тексте его описание лишено определённости.

Беовульф посетил Гёталанд, чтобы найти и уничтожить Гренделя, который нападал на медовый зал Хеорот конунга данов Хродгара. Монстр в течение 12 лет (зим) убивал и съедал всех, кого там находил, а также воинов на своих болотах. О жизни чудовища и о мотивах его нападений ничего неизвестно, кроме того, что пиры в зале приводили его в ярость:

"Тут разъярился дух богомерзкий,

житель потёмков, который вседневно,

слышал застольные клики в чертогах…"

В эпосе Грендель не просто тролль - великан,— в его образе совместились (хотя, может быть, и не слились воедино) разные ипостаси зла. Чудовище германской мифологии, Грендель вместе с тем и существо, поставленное вне общения с людьми, отверженный, изгой, «враг», а по германским верованиям человек, запятнавший себя преступлениями, которые влекли изгнание из общества,— как бы терял человеческий облик, становился оборотнем, ненавистником людей. Пение поэта и звуки арфы, доносящиеся из Хеорота, где пирует король с дружиной, пробуждают в Гренделе ярость.

После долгой борьбы, Беовульф смертельно ранит Гренделя, разрывая ему руку. Грендель убегает и затем умирает в своей пещере под болотом. Беовульф позже участвует в ожесточенном бою с матерью Гренделя, которую он тоже убивает. После её смерти он находит труп чудовища и отрубает ему голову, которую использует как трофей. Беовульф возвращается в Хеорот, где получает множество подарков от благодарного короля Хродгара.

Но этого мало,— в поэме Грендель назван «потомком Каина». На старые языческие верования напластовываются христианские представления. В стихах поэмы № 105—114 и 1260—1267 Грендель и его мать, как и все другие чудовища и великаны, называются потомками ветхозаветного Каина, родоначальника всякого зла в Библии. Это обстоятельство указывает также на то, что они неизвестным образом пережили библейский всемирный потоп — скорее всего, неудачная попытка приспособить эпос к новому христианскому мировоззрению.

На этот раз статейка вышла скромная. Но довольно информативная. Уж кто бы думал, что одно из известных сказаний на поверку окажется своего рода христианской пропагандой. Ну, это немного отводит нас от темы.

На этом драконы из скандинавских мифов заканчиваются. Но сами драконы не заканчиваются. Так что в следующий раз мы продолжим свое знакомство с ними. До новых встреч в новых статьях!

С нятый в оригинальном компьютерном жанре на основе моделей реальных актеров, "Беовульф" рассказывает нам старинную историю о могучем датском воине, ставшем легендой, о королях, ведьмах и мерзких отродьях. И тут есть голая Анжелина Джоли. В компьютерной модели.

Действие фильма разворачивается в 507 году в Дании, где король Хротгар решает отпраздновать завершение строительства своего медового зала — Хеорота. Но звуки музыки и веселья пробуждают и злят монстра Гренделя, который нападает на праздновавших, убив многих из них. Но когда Хротгар вызывает его на битву, чудовище возвращается к своей матери — демону воды. Король закрывает свой зал и предлагает половину своего золота тому, кто убьёт Гренделя.

Беовульф и его группа гётских воинов прибывает на корабле в земли Хротгара, соглашаясь уничтожить зверя. Но им не доверяет советник короля Унферт, с которым у Беовульфа возникает конфликт. Ночью гёты устраивают пир в зале, чем привлекают Гренделя. Беовульф сражается с ним голым, ведь тогда у обоих не будет оружия, и это будет честно. В итоге ему удаётся оторвать чудовищу левую лапу, после чего тот сбегает в пещеру к своей матери, где позже умирает. Но несколько гётов были убиты, поэтому Беовульф сжигает их тела, и со своим отрядом ночует в зале, отправив Виглафа сторожить корабли.

Мать Гренделя ночью является к Беовульфу под видом супруги Хротгара — королевы Вальхтеов, прося его дать ей сына. Беовульф подозревает что-то неладное, и обнаруживает, что ночевавшие вместе с ним люди убиты. Герой решает убить мать Гренделя, которая, по словам Хротгара, последняя в своём роде. Отец Гренделя, по его словам, не опасен для людей.

Беовульф и Виглаф отправляются к пещере, где живёт мать Гренделя, но внутрь идёт только Беовульф, вооружённый мечом Хрунтингом (полученным в дар от Унферта) и золотым кубком в форме дракона (подарок Хротгара). Мать Гренделя в облике обнажённой облитой золотом женщины соблазняет Беовульфа, который даёт ей сына, взамен чего она обещает, что его имя станет легендой. В залог собственной славы, Беовульф отдаёт ей золотой рог, а она обязуется не нападать на людей. Герой возвращается назад с головой Гренделя и рассказом об убийстве чудовищ. Наедине Хротгар более подробно расспрашивает Беовульфа, и обнаружив ложь в его словах, признается в том, что Грендель является его сыном. Таким образом проклятье перешло от короля к Беовульфу. После этого Хротгар объявляет, что после его смерти Беовульф станет королём, завещает герою своё королевство, богатства и молодую жену. Затем он прыгает из окна зала на морской берег, где и погибает.

Годы спустя Беовульф, ослабевший и подавленный из-за своего обмана, который испортил его отношения с Вальхтеов. Из-за этого он делит своё ложе с молодой служанкой Урсулой. Внезапно слуга Унферта находит на болоте золотой кубок, который Беовульф отдал матери Гренделя. Герой понимает, что залог возвращен, а значит, договор с демоном воды не имеет больше силы. На следующую ночь дракон сжигает соседнюю деревню, оставив Унферта в живых, чтобы тот передал Беовульфу послание о «грехах отцов». Поняв, что дракон является его сыном, герой решает убить его вместе с матерью. Дракон пытается убить Урсулу и королеву, но Беовульф вырывает тому сердце. Вместе они падают на песчаный берег. Тело дракона превращается в золотого, физически развитого молодого человека, который напоминает Беовульфа в молодости. Перед смертью герой пытается сказать Виглафу правду о том, что мать Гренделя до сих пор жива. Но друг говорит ему о том, что его народу нужен герой, несмотря ни на что.

Беовульфа хоронят по обычаям викингов в горящем корабле. Виглаф, ставший королём, в одиночестве наблюдает за его уходом. Он видит, что на горящий корабль проникла мать Гренделя, которая забирает тело Беовульфа в морскую пучину. После этого она выныривает, смотря на Виглафа и призывая его к себе. Тот спокойно смотрит на неё, но зрителю не показано, какое решение принял Виглаф.