Стрит мапс. Как вносить изменения на Open Street Map (OSM). Неудобства топографических карт генштаба

В этой статье я поделюсь простыми и удобными инструментами (картами и программами), которыми пользуюсь сам, для планирования своих несложных пеших маршрутов и навигации по ним в процессе.


Неудобства топографических карт генштаба

Топографические карты генштаба (как правило бумажные или уже отсканированые) хороши, так как предоставляют качественную стардартизированную информацию о местности. Но не всегда возможно достаточно детальные карты. И ими невозможно пользоваться «по-быстрому», открыв карты на компьютере или в смартфоне. Они не представлены целиком и каждый район приходиться искать индивидуально и заранее.

Исполнив определенный танец с бубном, можно самому привязать скан карты к координатам в специальных программах и загрузить в навигатор. Но опять же, это нужно делать заранее, нужен навигатор, умение и время. А если вы решили просто прогуляться на отдыхе по огромному парку или вдруг заблудились где то на природе (особенно в горной местности) и хотите найти тропу? В такой ситуации установленное один раз приложение на смартфон вас наверняка выручит.

Кроме того, есть и другие плюшки отсутствующие в топографических картах, о которых я расскажу дальше.

Тем не менее, стоит упомянут хороший сервис соединивший карты генштаба в объединенную онлайн карту - Маршруты.ру . Но пока так и не нашел таких карт в приложениях на смартфонах.


- современные топографические карты

Для себя я давно нашел замену покрывающую большинство моих целей (несложный трекинг). Это карты построенные на основе данных OpenStreetMap (OSM).

Это открытые некоммерческие онлайн карты всего мира созданные совместно участниками данного проекта.
Для создания карт используются данные с персональных GPS-трекеров, аэрофотографии, видеозаписи, спутниковые снимки и панорамы улиц, предоставленные некоторыми компаниями, а также участниками проекта.

Фактически - это данные об объектах, создаваемые огромным сообществом людей различными способами. А карты на основе этих данных может свободно строить кто угодно.

Так чем OSM лучше топографических картгенштаба?

  1. Полнотой охвата. Они представляют весь мир .
  2. Детальностью и точностью предоставленной информации о местности и расположению объектов.
  3. Пешеходные тропы . Большое количество точной информации о пешеходных тропах на основе GPS-трекеров. Причем именно это позволяет использовать карту для непосредственной навигации по тропам. А если вы попали в условия неожиданно выпавшего снега и заметенной тропы, плохой видимости, такая информация поможет найти потерянную тропу. Меня это спасало не раз.
  4. Множество простых в использовании программ и сервисов для всевозможных устройств и операционных систем использующих эти карты. Все благодаря открытой лицензии. Большинство из них предоставляют возможность сохранения карт в офф-лайне на вашем устройстве для навигации на местности без использования интернета.
  5. Возможность экспорта карт во всевозможные форматы. Будь то PNG, JPEG, SVG, PDF, PostScript или даже Garmin и польский формат для других программ навигации.
  6. Некоторые программы и сервисы накладывают на эти карты данные из других карт и источников дополняя информацию и функционал . Например, данные из Wikimapia
  7. При наличии интернета вы можете погрузить нужный район на месте.

Кроме того, там есть все что есть в топокартах:

  1. Тип местности . Скалы, леса, поля, реки, водоемы и все остальные.
  2. Наличием информации о высотах (OpenCycleMap, Landscape, OpenTopoMap).
  3. Источники воды

Перечень плюсов далеко не полный и представляет лишь то, что наиболее явно отражает преимущества с моей точки зрения и для моих целей (трекинга).


Карты на основе OSM

Основная и первая карта построенная на этих данных имеет одноименное название OpenStreetMap и находится по адресу самого проекта. Часто представляет больше полезной информации о местности чем последующие две, но не отображает высоты.

Эти карты в онлайне есть как на самом сайте osm , так и на своем домене .
Наиболее интересные слои для трекинга с высотами это собственно OpenCycleMap и Landscape (есть только на http://www.opencyclemap.org).

Карта (слой) Landscape, на мой взгляд, представляет больше информаци о местности.


Недавно обнаружил эти карты. Несмотря на свое название они построены так же на базе данных OpenStreetMap, но больше напоминают топографические карты и многим похожи на упомянутый выше слой Landscape.

Wikimapia
Лозунг проекта: «Опишем весь мир!». Международный проект, географическая онлайновая энциклопедия, цель которой заключается в том, чтобы отметить и описать все географические объекты на Земле. И они с этим очень успешно справляются. В Викимапии зарегистрировано более 2,4 млн пользователей и добавлено на карту более 26 млн объектов (на 2016 год). На своем вебсайте проект использует разные карты, в том числе и OSM. На них и отображает эти объекты. Данные Викимапии часто используют и другие сервисы для наложения на свои карты.

Программы для компьютера с картами OSM

Для планирования маршрута на компьютере можно использовать онлайн карты в браузере. Но это не совсем удобно.

Я пользуюсь программой SAS.Планета для Windows. Программа аккумулирует в себе все вышеперечисленные карты , кроме Landscape. А так же и многие другие карты включая карты Генштаба с сервиса Маршруты.ру, GooglMaps, YandexMaps и многие другие.

Можно накладывать на одну карты данные других карт и баз данных, создавая таким образом персональную информативность. Позволяет прокладывать маршруты, замерять расстояния, сохранять метки, экспортировать карты и данные в другие форматы. Позволяет подключать навигатор и много чего еще.


2) Векторые, доступные в редакторах и для скачивания в виде файлов

Для ориентирования на местности карты нужно загрузить в устройство, с которым вы выйдете на эту местность, - способное принимать GPS-сигнал, рисовать карту и ваше положение на ней. Если устройство сможет ещё маршрут прокладывать - вообще хорошо.

Сегодня речь пойдёт о конвертации OpenStreetMap карт для отображения их в программах Russa или Navitel Navigator. Соответственно, эти карты можно будет загрузить в устройства, где работает одна из этих программ.

Вообще говоря, можно скачать уже готовые карты некоторых областей России и некоторых других стран , однако эти карты не покрывают весь мир и не всегда сделаны так, как хотелось бы. Конвертируя карту самостоятельно можно добиться гораздо большего, если не жаль времени, конечно.

Кратко и для знающих конвертация выглядит так: .osm -> .mp -> .rus / .nm2

Disclaimer - я описываю способ, который использую сам. Если вы знаете способ проще - милости прошу написать в комментарии.

Ну а теперь - подробно:

1) Скачать.osm
.osm - это формат векторных карт для OpenStreetMap. От основан на XML, т.е. фактически текстовый.
Получить.osm-файл можно следующими способами:
1. Скачать редакторами: JOSM или Merkaartor . Просто загружаете с сервере нужный вам прямоугольник карты и сохраняете его в файл. Я лично предпочитаю использовать JOSM, но для него нужно поставить Java.
2. Скачать готовую карту некоторого региона с одного из хостингов, например:
- geofabrik.de - континенты целиком и в нарезке по странам, некоторые страны порублены на провинции/штаты/области
- cloudmade.com - весь мир по странам, некоторые страны порублены на провинции/штаты/области
Просто скачайте файл и распакуйте bz2.
3. Скачать вручную, через XAPI
Для работы с XAPI нужно составлять HTTP-запрос к серверу, ничего сложного, по ссылке всё написано.

2) Порезать.osm на части (если требуется)
.osm-файлы, особенно готовые по странами, бывают довольно объёмными и не проходят последующую конвертацию (см. ниже). Поэтому их приходится резать.
Для резки я использую splitter , он по умолчанию делает.osm файлы где-то около 120 МБ, которые потом почти всегда проходят последующую конвертацию. При необходимости splitter можно сконфигурировать параметрами командной строки.
Для работы splitter нужна Java.
Имейте также ввиду, что в Russa прокладка маршрутов работает только при одной загруженной карте. Т.е. если карту одной страны порезать на части и загружать в Russa как атлас - прокладка маршрутов работать не будет.

3) Преобразовать.osm в.mp
.mp - это древний польский формат хранения карт. Хорош он тем, что он текстовый и вполне человеко-читаемый, ну и очень много программ его понимают.
Для конвертации я использую программу osm2mp . К сожалению, программа требует установки Perl и пользоваться ей не очень просто.
Так или иначе, после установки и настройки Perl (описано по ссылке) и скачивания osm2mp, программой можно пользоваться.
Произвольный.osm файл нужно ещё предварительно упорядочить - обработать прилагаемым скриптом osmsort.pl
Затем нужно вызывать osm2mp.pl с указанием параметров конвертации.
Путём длительных экспериментов, я для себя написал набор.bat-файлов, например, стандартная конвертация с прицелом для Russa:
echo Start %date% %time% >> std_err.log echo %1 >> std_err.log perl.exe osmsort.pl %1 > temp_del.osm 2>> std_err.log perl.exe osm2mp.pl --header header_russa.tpl temp_del.osm > %1.mp 2>> std_err.log echo Finish %date% %time% >> std_err.log
Вызывать такой.bat-файл надо с 1 параметром - именем (и полным путём) .osm-файла
1я строка записывает в файл std_err.log дату и время начала преобразования
2я строка записывает в файл std_err.log имя.osm-файла
3я строка выполняет osmsort, информация о ходе процесса (и ошибках) идёт в файл std_err.log
4я строка выполняет osm2mp, информация о ходе процесса (и ошибках) идёт в файл std_err.log
5я строка записывает в файл std_err.log дату и время окончания преобразования
(Путь до perl.exe должен быть прописано либо в системе, либо в вашем.bat-файле)

Для конвертации карт зарубежных стран, желательно включить транслит - а то названия. Например, добавив следующие параметры "--nametaglist int_name,name:en,name,name:ru,ref,int_re f,addr:housenumber,operator --translit" сразу после "osm2mp.pl"

Для конвертации с прицелом для Navitel, необходимо скачать комплект файлов конфигураций osm2navitel , переименовать тамошние файлы соответственно в header_navitel.tpl, poly_navitel.cfg и poi_navitel.cfg; и добавить к вызову osm2mp.pl параметры "--osmbbox --navitel --disableuturns --header header_navitel.tpl --cfgpoly poly_navitel.cfg --cfgpoi poi_navitel.cfg"

Для других конвертаций тоже можно заготовить poly*.cfg, poi*.cfg и header*.tpl

Большая карта может не преобразоваться - например, 32-битный Perl ограничен 2ГБ оперативной памяти, в итоге osm2mp не может справиться с.osm-файлами объёмом где-то от 700МБ, а иногда падает с ошибкой памяти и на существенно меньших картах. В этом случае карту надо резать (см. шаг 2).

4) Преобразовать.mp в.rus (или.nm2)
Для этой цели есть отличная программа GPSMapEdit , которая, как следует из названия, ещё и редактор. Достаточно в GPSMapEdit загрузить.mp файл и сделать Export в нужный формат.
Но есть несколько подводных камней:
- Файлы.rus (и.nm2), сохраняемые из GPSMapEdit, имеют ограничение на объём в 16МБ. По моим оценкам, это соответствует около 120 МБ.mp-файла или около 600 МБ.osm-файла.
- Файлы.nm2 для версий Navitel 3.2.* очень требовательны к отсутствию ошибок на карте, так что если происходит "Export failed" - вам придётся исправлять ошибке на отображаемой карте, либо выбирать другой формат, либо конвертировать карту с другими настройками (см. шаг 3).

P.S. , а потом уже преобразовать в.rus или.nm2.

Знания большинства людей о OSM обычно ограничиваются: «Это карта которую рисуют обычные люди, как википедию». Далее часто приходится слышать, что карты OSM для туризма не пригодны, что там нет рельефа, перевалов и т.д. Это не так, и я убедился в необходимости написании ликбеза.

  • Что такое на самом деле OSM;
  • Зачем он туристам;
  • Как получать информацию из OSM при планировании похода;
  • Как им пользоваться уже на маршруте;
  • Немного о рисовании (дополнении) OSM.

Что такое OSM?

Это не карта, которую вы видите на openstreetmap.org !

95% народонаселения, слышавших об OSM, залазят на этот сайт, видят такое и резонно не испытывают особого всплеска эмоций.

OSM — это база данных. Для простоты понимания представьте себе некий файл с табличкой, где записаны в первой колонке координаты точек или линий, во второй колонке, что эти точки и линии обозначают. Вот такая табличка — это и есть OSM. Я конечно упростил сейчас табличку, но главное, чтобы вы понимали, что OSM в исходном варианте — это именно такая скучная табличка, а не красивая разноцветная карта и не картинка даже.

Данные из этой таблички используются, чтобы сделать…. что угодно!

От электронных карт для туристов до схем электросетей или плаката на стену со схемой маршрутов автобусов в родном городе.


Одна из карт OSM для просмотра с экрана стационарного компьютера или телефона. (Open Topo Map) Одна из карт OSM для портативного навигатора Garmin
объёмная карта для слепых распечатанная на 3D принтере на основе данных OSM. Делают . Карта электросетей Германии
морская карта на http://map.openseamap.org/
карта OSM в популярном мобильном приложении Maps.me

Каждый, кто создаёт графическое представление OSM, выбирает сам на свой вкус и цвет то, как будут там представляться те или иные объекты. И будут ли представляться ли вообще. Как видно на картинках выше, те, кому потребовалась карта электросетей проигнорировали все объекты в базе OSM, кроме тех, что относились к электросетям. А создатели Maps.me, делая карту для навигации в населенке и рядом, линии ЛЭП, горные перевалы и броды в свою карту не вставляли. Cоздатели морской карты выуживают из базы данных совсем третье.

То есть, если я очень захочу, то я смогу сделать карту, где будут отображаться только моря, скамейки и колодцы. И моря будут красными, скамейки будут на карте выглядеть в виде флага ООН, колодцы будут отображаться на самом крупном масштабе (когда, что на каком масштабе показывается, тоже естественно может быть разным) и будут рисоваться крестиками. Обновляться (подтягивать актуальную информацию с серверов OSM) моя психоделичная карта будет каждое полнолуние (Кто как ставит, а я люблю полнолуние!). Такая карта будет никому не нужна, но в теории это можно 🙂

Поэтому и нет никакого списка «Условные обозначения на картах OSM». У каждого графического представления (видаOSM/растеризатора — вы сможете встретить разные названия) он будет разный. Как получать информацию из OSM я расскажу ниже. Это будет интересно даже тем, кому обозначения на картах интуитивно понятны, ибо, как вы наверное поняли, нет ни одной карты OSM, которая отображала бы сразу всё, что есть в базе.

Зачем нам это надо?

Подробнее о картах, используемых для подготовки к походу можно прочитать у меня .

Яндекс и Гугл карты для лесов и гор не применимы — это и так надеюсь понятно. Ни тропинок, ни нужных объектов, ни рельефа. Корпорациям не интересно отвлекаться и прорисовывать тропинку, по которой за год пройдет человек 100. Не интересно отображать родник в лесу, а перевалы нужны такому ничтожному количеству их клиентов, что они там скорее всего никогда не появятся.

Но в OSM много информации, которая а) не помещается на карту б) не картографическая в принципе. Если по району до вас прошелся грамотный ОСМщик, то вы получите очень много информации, которую обычно привыкли получать из отчетов спортивных туристов. (Кстати в отчетах бывает врут и приукрашивают действительность из-за мотива , корочек и разрядов, а редактору OSM мотива врать нет.) И тут эта информация сразу привязана к местности, а не в виде текста. Если район прорисован плохо — значит вам не повезло и в ваших руках это исправить.

Я вам покажу самый простой, не требующий установки никаких программ способ выуживания интересной дополнительной информации из OSM.

Теги, это конечно классно, но OSM еще представляет возможность прокладывать маршрут (готовить трек к походу) по тропам/дорогам автоматически, а не вручную прокликивая по карте. Это можно сделать в приложении на Android (к нему еще пакет карт отсюда) или на сайте gpsies.com (главное при сохранении трека ставьте галочку о том,что это именно ваш план, а не пройденный реально трек), или в программе SAS Planet (здесь это убого).

OSM на маршруте

OSM — векторные карты, поэтому их удобно использовать в навигаторах (автоматическая прокладка маршрута по дорожкам, изменения масштаба без потери качества, поиск объектов). Как обычно у нас выбор между Garmin и смартфоном .

Карты OSM для навигатора Garmin

Удобные сборки OSM, которые подойдут для туристов под рюкзаком, ежедневным обновлением:

  • https://maptourist.org/osm-garmin - весь бывший СССР+Монголия. По ссылке есть файл gmapsupp.zip, распаковав который и положив на карту памяти в приборе в папку Garmin, вы получите карту всего бывшего СССР. Также есть отдельные файлы по Федеральным округам РФ и Монголии. В этой сборке отображаются перевалы с категориями;
  • http://garmin.openstreetmap.ru/federal/ - Россия файлами по федеральным округам (архив надо распаковать с помощью например 7zip и просто кинуть на карточку памяти в приборе в папку Garmin);
  • http://gis-lab.info/data/mp/# - регионы РФ и некоторые страны отдельными файлами. Там же и инструкция по заливке, в том числе и через Base Camp.

В OSM пользователи постоянно вносят изменения, и указанные выше сборки постоянно обновляются, поэтому, залив карту прямо перед походом, вы получите самую свежую версию.

Во многих картах горизонтали отсутствуют. Их можно поставить отдельно.

Файлы рельефа постоянны, поэтому и я их собрал здесь: https://yadi.sk/d/olnB_ueyxHJW0g Заливаются они также легко. После установки вы увидите в списке карт прибора файлы рельефа отдельными пунктами, что позволяет отключать их, когда они не нужны и мешают просмотру карты.
По ссылке файл readme, горизонтали всей России и отдельно всего остального мира от 60*СШ до 56* ЮШ. Можно скачать как сразу файлы, так и торрент-файлы. Горизонтали представляют собой склейку данных космического сканирования Земли SRTM и ASTER GDEM.

с Garminом вроде разобрались.

OSM в смартфоне

Тут вариантов масса. Самый простой из них:

Приложение OSMAnd меня не впечатлило тем, что я так и не смог скачать карту не ОСМ в офлайн. Так как в походе я использую смартфон в том числе и как резервное хранилище карт и спутниковых снимков.

Немного о рисовании (дополнении) OSM

В идеале дорисовывать карту надо до и после похода.

  • До похода — чтобы подготовить максимально карту для себя любимого. Можно разметить леса, реки, хребты, просеки, дороги, видимые на спутниковых снимках.
  • После похода — потому, что это интересно и, чтобы поделится информацией, которую вы собрали в ходе похода. Многое можно нанести на карту только после того, как вы увидели это сами. Качество тропы, количество площадок под палатки, родники, колодцы в деревнях, глубину брода и т.д. и т.п

Самый простой редактор — прямо в браузере. Он называется iD. Идем в https://www.openstreetmap.org

Если вы это делаете в первый раз, то придется зарегистрироваться (логин и пароль пригодятся для других редакторов).

Он очень простой, но там мало возможностей, многие вещи в нем делать долго и не удобно и можно что-то легко сломать.

Оптимальней всего будет освоить редактор JOSM . Это уже отдельная программа на компьютере. Там много всяких наворотов, возможность подкладывать тучу всяких спутниковых снимков, закачивать ваши треки и точки, смотреть всю историю изменения объекта и т.д. и т.п. Главное, что процесс редактирования происходит в офлайне, любое действие спокойно отменяется обычным Ctrl+Z. Когда вы закончите, то жмете кнопочку «отправить данные на сервер», программа проверит ваши правки, предложит поставить галочку «Хочу чтобы мои правки проверил кто-то другой» (по началу ставьте её), попросит указать источник данных о новом пакете изменений. И только после этого изменения улетят на сервер, где хранится база данных. На карте сайта openstreetmap.org изменения отобразятся тут же, в тех, сборках для Гармин, что я выше кинул — через день, а, например, тот же maps.me, обновляет карту раз в месяц.

Инструкция по использованию JOSM: https://josm.openstreetmap.de/wiki/Ru%3AIntroduction

Видео инструкция, в которой все начинается с настройки программы: https://www.youtube.com/watch?v=t7UdJrX8nGM

Эти две инструкции (при желании вы найдете больше, в том числе на ютубе) научат вас технической части. Чтобы узнать какими именно тегами обозначаются те или иные объекты, пользуйтесь поиском в OSMWiki (окно поиска вверху справа). Обретя немного опыта, вы запомните употребляемые теги и будете реже лазить в Вики.

Частые ошибки начинающих:

  • рисовать под растеризатор. Предположим, что вы используете для навигации maps.me. Он не рисует перевалов (mountain_pass =yes) , этот растеризатор создавался не для горных походов. Но вы хотите видеть перевалы в maps.me на смартфоне. И вы начинаете отмечать перевалы как например tourism=viewpoint (этим тегом предполагается отмечать места с хорошим видом) , который в maps.me отображается. Это не правильно, так как по смыслу это разные объекты, в Wiki четко описанные. И это ваши проблемы, что ваш растеризатор что-то не показывает. У другого человека все возможно хорошо, и ему надо отличать перевал от видового места. Даже если ни один растеризатор не отображает то, что вам надо, если база данных ведется как следует, то существует возможность создать подходящий растеризатор под ваши цели или внести изменения в уже существующий. Например мне не хватало в сборке для Гармина https://maptourist.org/osm-garmin rtsa_scale =*. Если всё записать сплошным текстом в одну строку, то электронный мозг не справится. Если у вас есть информация, которую вы не знаете как отметить тегом, но полезная конечному пользователю, запишите её в значение тега description =*. Например, я пишу к точке shop=hardware (хозяйственный магазин) информацию о том, встретил ли я там очищенный бензин для горелок.
  • перерисовывать с других карт. Вообще этот пункт придумали на Западе из-за всяких юридических и денежных заморочек. Да, Гугл и Яндекс будут очень против, если вы начнете использовать их карты, на которые они потратили деньги, ради карты, распространяемой бесплатно. Но это правило, как говорится: «не баг, а фича». Оно позволяет гарантировать, что тропинка, которую я вижу на OSM, нарисовали с GPS трека люди, которые там реально прошли, а просека видна на фотографии со спутника, а не скопирована с карты Генштаба, которая не обновлялись десятилетия. Конечно тропа на ОSM тоже могла зарасти, но, готовясь к походу, мы смотрим все имеющиеся карты, и, если на всех картах тропа будет нарисована, то мы будем уверены в её наличии, а если на какой-то карте её не будет, мы уже не так будем на неё рассчитывать и спланируем наши действия соответствующим образом. И если карты начнут перерисовывать одну с другой не сверяясь с реальностью, то будет ерунда. К тому же вы уже умеете смотреть дату создания тропы в OSM, чтобы прикинуть её наличие в настоящий момент, и знаете как удалить объект, если на местности её всё-таки нет.

Часто приходится слышать, что, раз OSM может редактировать любой человек, то туда может прийти некто, кто будет все стирать или рисовать шизофренический бред. Если такое изредка случается, то опытные пользователи успешно выявляют это и устраняют. Да и слишком сложно это и не чешит ЧСВ вандалов — региться где-то и портить карту. Обилие пользователей конечно увеличивает количество людей, не знакомых с технической частью мэпинга, но и опытных пользователей, которые поправят за новичками, становится все больше.

Это был вводный курс в ОSM. Для начала хватит:)

Присоединяйтесь к походам через мою группу.

(дословно «открытая карта улиц »), сокращённо OSM — некоммерческий веб-картографический проект по созданию силами сообщества участников-пользователей Интернета подробной свободной и бесплатной географической карты мира.

Для создания карт используются данные с персональных GPS-трекеров, аэрофотографии, видеозаписи, спутниковые снимки и панорамы улиц, предоставленные некоторыми компаниями, а также знания человека, рисующего карту. Использование для создания карт сервисов, подобных Google Maps, без разрешения правообладателя невозможно.

В OpenStreetMap при создании карты используется принцип вики. Каждый зарегистрированный пользователь может вносить изменения в карту.

Сейчас мы и начнем наше повествование о том, как же вносить измения и дополнения на эту довольно подробную, развивающуюся и удобную в использовании карту.

Для начала необходимо зайти на официальный сайт OSM http://www.openstreetmap.org/ . Вход на сайт можно, как с использованием своего личного почтового ящика, так и путем привязки существующего аккаунта в различных сообществах, пиктограммы которых приведены на рисунке:

После входа на сайт у нас будет такая же картина, как и на заглавной фотографии блога. В шапке страницы размещено главное меню со всеми поддерживаемыми командами и предоставляемыми возможностями.

Теперь возникает вполне закономерный вопрос: как же все-таки редактировать карту?

Карту можно редактировать как онлайн, с помощью двух онлайн редакторов: iD и Potlatch 2 - так и офлайн, с помощью установленного на компьютере редактора. Второй способ удобен тем, у кого очень низкая скорость интернета или существуют ограничения по использованному трафику, где все изменения можно делать у себя на компьютере, а затем отправлять их на сервер OSM. Правки отправляются ввиде XML файла, поэтому существенного влияния на трафик они не окажут.

В этой статье будем править карту онлайн с помощью редактора iD, т.к. принцип работы редакторов iD и Potlatch 2 одинаковый, только Potlatch 2 позволяет наносить на карту большее количество различных классов объектов и из-за этого он более тормознутый. Для нанесения и редактирования на карте дорог вполне достаточно быстрого редактора iD.

В верхнем левом углу у нас ходитятся выделенные три пункта "Правка", "История" и "Экспорт". Причем пункт "Правка" неактивен. При наведении на него курсора мышки появляется подсказка, о том, что нужно увеличить масштаб для редактирования

После увеличения карты до нужного масштаба кнопка "Правка" станет активной, при нажатии на нее появится всплывающее меню, где можно выбрать необходимый редактор карты.

Выбираем iD редактор и начинаем работать с картой. Вносить изменения на карту можно как в ручную, используя спутниковые снимки, предоставляемые сервисом OSM, так и путем нанесения путей, полученных с сохраненных в навигаторе пройденных треков. На следующем изображении показано окно редактирования карты редактором iD. Редактирование станет доступным только после увеличения масштаба, причем масштаб должен быть очень большим. На рисунке указан предельно малый масштаб, который доступен для редактирования. Как видно, такой масштаб не очень подходит для нанесения объектов по космоснимкам, но зато может использоваться для нанесения дорог по GPS трекам.

Как можно заметить редактор очень простой и позволяет наносить на карту только три типа объектов: точку, линию и полигон. Как не трудно догадаться, точка - это название определенного места или точечный объект, линия - это дороги, полигон - это различные площади (леса, населенные пункты, дома и т.д.).

На панели инструментов, расположенной справа, интерес представляют только две кнопки:

настройка подложки. Т.е. того, что будет отображаться на карте (Google снимок, OSM карта и т.д.)

данные карты. Вот при помощи этой кнопки из загружаются GPS треки в редактор, а также выбирать те классы объектов, которые должны отображаться или быть спрятаны на карте при редактировании.

А теперь разберемся, как же все-таки наносить объекты на карту. Я посмотрел, что в покатушке маршрут проходил местами по лесным дорогам, которых нет на карте OSM. Нужно исправить этот недостаток. Для этого скачиваем реальный GPS трек от Rafael и начинаем наносить дороги на карту по реальному GPS треку. В этом примере я хочу нанести красивую лесную дорожку, которая была у нас перед привалом на озере. Вот фото этой дорожки:

Трек загружен, теперь нужно прорисовать эту дорогу.

На рисунке розовым цветом отображен загруженный реальный трек, белая линия по треку - это нанесенная на карту дорога. Любой нанесенный объект можно редактировать. Для этого достаточно просто выбрать его при помощи курсора мышки. Объект не обязательно должен быть вашим. Для завершения нанесения линии на карту необходимо кликнуть по последней точке. Точка начала и конца линии важны, т.к. они определяют направление движения. Это особенно важно при нанесенинии дорог с односторонним движением, а также рек. Но в любой момент направление движения можно изменить, путем выбора соответствущей пиктограммы, появляющейся после активации объекта. На существующем объекте можно изменять положение существующих точек, добавлять свои (перетаскивать стрелку, расположенную между точками), а также удалять точки. Т.е. здесь ничего сложного нет.

При выборе только что нанесенного объекта с левой стороны экрана появляется меню типа объекта

У нас дорога, поэтому ее и выбираем. После этого появится список возможных дорог. У нас лесная дорога, поэтому ее и выбираем

После этого вводим необходимые атрибуты лесной дороги. Данные атрибуты важны для карты OSM, потому что по ним в дальнейшем делается автоматическая навигация в зависимости от выбранного транспортного средства, а также возможность отображения объекта на карте, при отбрасывании ненужных объектов (допустим Ferrari по лесно дороге не поедет, поэтому водитель такого автомобиля не захочет, чтобы полевые и лесные дорожки засоряли карту и участвовали в автоматической прокладке маршрута).

Для созданной дороги я ввел следующие аттрибуты:

Покрытие: unpaved (без покрытия)

Ширина: 3 м

Легальный доступ: велосипед, автомототранспорт, наездникам, пешеходам

Тип проселочных дорог: Скорее мягкая: укатанный грунт с примесями твёрдых материалов

Проходимость: Крепкие колёса: гибридные велосипеды, машины, рикши

Сложность трассы для горного велосипеда: 0: ровный гравий/утоптанная земля, без препятствий, широкие повороты

Сложность подъема на маунтинбайке: 0: Средний подъём <10%, гравий/утоптанная земля, без препятствий

Любое действие можно отменить до того, как данные будут отправлены на сервер. Если вы забыли определить тип объекта или присвоить ему атрибуты, но при этом дошли до шага ввода комментария, последний шаг можно отменить (нажатие "Сохранить"), путем закрытия окна ввода комментария, при этом несохраненный объект никуда не пропадет.