Третья топика. Топологическая точка зрения Трудности на пути осознания бессознательного

Интересно, что данное понятие топики, или топологии, имеет различные исторические корни. Это, во- первых, все работы по нейрофизиологии второй половины XIX века, касающиеся церебральной локализации. Заметим по этому поводу, что первая книга, опубликованная Фрейдом в 1891 году, носит название «Афазия», в ней он весьма активно критикует узость топологического подхода, пытаясь обогатить функциональные интерпретации.

С другой стороны, сосуществование у одного и того же индивида различных и более или менее независимых друг от друга психических областей, отчетливо демонстрируемое в таких феноменах, как раздвоение личности или постгипнотическое внушение.

Идя еще дальше, Брейер, изучавший вместе с Фрейдом истерические неврозы, высказал весьма важную мысль о том, что различные психические функции опираются на столь же различные психические аппараты. «Зеркало телескопа,- говорит он,- не может служить в это же время фотографической пластиной», т.е. функция восприятия и мнестическая функция нуждаются в двух различных системах. Наконец, в порядке идеи несколько другого плана сновидение представлялось очевидной демонстрацией того, что в нормальных условиях некоторая область психического может функционировать по своим собственным законам независимо от сознания, в смысле поля сознания. Это напоминает нам о том, что истоки проблемы топики были тесно связаны с существованием бессознательного.

Первая топика

Развитие топологической концепции психического аппарата происходило постепенно, начиная с первых работ Фрейда по истерии, работ, для которых он заимствовал (мы намекали на это) некоторые идеи у Брейера. Эти самые первоначальные идеи можно обнаружить главным образом в эссе «Проект научной психологии» (1895), при его жизни не опубликованном.

Эта первая теория, явно отмеченная стремлением достичь понимания соответствия психических феноменов гистологическим и нейрофизиологическим данным, практически не оставила следов в дальнейших построениях. Впоследствии Фрейд более не занимался проблемой нейрофизиологического или анатомического соответствия, и его теоретизирование, чисто психологическое, предполагало лишь внутреннюю связность и действенность в понимании клинических фактов. В этой перспективе первая топологическая схема психического аппарата (кратко называемая «первой топикой») описана им в 7-й главе «Науки о сновидениях» и в эссе 1915 года «Бессознательное».

Основная идея этой топики состоит в том, что различия в сознательном и бессознательном характере психических феноменов концептуально недостаточно. Чтобы продвинуться дальше в объяснении психического функционирования, он предлагает психический аппарат, состоящий из трех систем, называемых:

Бессознательное (сокращенно Без);

Предсознательное (сокращенно Псз);

Сознательное (сокращенно Сз).

Последняя система чаще называется Восприятие-Сознание (Вп-Сз).

■ Отрекшись от желания установить параллели с анатомической реальностью, Фрейд тем не менее расположил систему Вп-Сз на периферии психического аппарата между внешним миром и мнестическими системами (см. рис. 1). В результате она стала ответственной за регистрацию информации, приходящей извне, и восприятие внутренних ощущений диапазона удовольствие-неудовольствие.

Напомним, что эта функция восприятия противопоставляется функции запечатления: система Вп-Сз не сохраняет никаких прочных следов возбуждений, которые она регистрирует. Наряду с этим эта система функционирует в количественном регистре, в противоположность остальному психическому аппарату, функционирующему соответственно качественным признакам.

Система Сз не только воспринимает внешнюю сенсорную информацию и эндогенные ощущения, но и является местом локализации процессов мышления, причем как суждений, так и оживления воспоминаний. Мы вернемся к этому при обсуждении предсознательного. Следует также в качестве существенного момента отметить локомоторный контроль.

■ Предсознательное отделено как от бессознательного (Без), так и от системы восприятие-сознание. Во втором случае установить различие более затруднительно. К тому же Фрейд их часто объединял, чтобы противопоставлять бессознательному (Без). Тогда он называл их совокупность предсознательным, отодвигая, таким образом, на второй план тот факт, что часть этой совокупности может присутствовать в данный момент в ноле сознания. Это предсознательное есть то, что он называл нашим «Я- представительским», тем, что мы хотим принять на себя. Его можно соответствующим образом определить по особенностям содержания и функционирования.

О его содержании можно сказать прежде всего то, что, не присутствуя в поле сознания, оно тем не менее доступно осознанию. Оно принадлежит системе следов памяти и создано «словесными представлениями». Под представлениями (репрезентациями) подразумевается то, что представляется, содержание мышления, а также элемент, представляющий психический феномен, то, что находится на его месте. В теории психического функционирования представление отличается от аффекта, являющегося квантифицированной энергией, которая связана с каждым представлением и источник которой находится во влечении. В сущности, представление есть более или менее аффективно нагруженный мнес-тический след. Представление слов есть вербальное представление, имеющее, по Фрейду, скорее акустический характер. Оно противопоставляется представлению вещей, относящемуся, как и сновидения, к визуальному порядку. Заметим уже здесь, что представление вещей может до

стичь сознания (бодрствующего) лишь будучи ассоциированным с каким-нибудь вербальным следом. Мы обсудим это более детально, изучая первичные и вторичные процессы.

Именно вторичные процессы характеризуют функционирование систем сознательного и нредсознательного. Скажем уже здесь, что основное свойство вторичного процесса - это то, что энергия в нем не циркулирует свободно, что она с самого начала связана и, таким образом, контролируется. Вторичный процесс характеризуется преобладанием принципа реальности над принципом удовольствия, что мы также объясним далее.

■ Хотя мы вернемся более детально к проблеме бессознательного при обсуждении динамической и экономической точек зрения, рассмотрим его в рамках первой топики.

Это наиболее древняя часть психического аппарата, наиболее близкая к источнику влечения и преимущественно состоящая из репрезентантов" этих влечений. Почему репрезентанты, а не влечения? Потому, что для Фрейда влечение есть концепт «в пределах биологии и психологии», а на уровне психических процессов выступают именно репрезентанты. Последние на уровне Без суть «репрезентации вещей» (в противоположность репрезентации слов в Псз) и репрезентации вещей, подвергшихся первичному вытеснению.

Отметим, однако, что Фрейд всегда допускал существование врожденного филогенетического ядра. Но в основном бессознательное в перспективе этой первой топики есть всегда бессознательное, исторически сформированное в течение жизни индивида, а точнее в течение его детства.

Что же касается функционирования, бессознательное прежде всего характеризуется первичными процессами, т.е. на его уровне энергия свободна, а тенденция к разрядке проявляется без всяких преград. Таким образом эта энергия свободно перемещается от одной репрезентации к другой, что иллюстрируется феноменами сгущения и перемещения. Косвенно бессознательное управляется принципом удовольствия.

■ Осталось сделать важное замечание по поводу границ между этими различными системами. Реально энергия, репрезентации не циркулируют бесконтрольно от одной к другой. При каждом переходе работает цензура. Эта цензура особенно сурова между бессознательным и пред-сознательным. Мы увидим, что она осуществляется активным образом: это не инертный барьер, а неусыпная сила, запрещающая тем или иным представлениям допуск на определенную территорию.

1 Термин «репрезентант» означает совокупность представления (репрезентации) и связанной с ним аффективной нагрузки.

Равным образом цензура осуществляется между предсознательным и сознательным. Но все же она осуществляется здесь с меньшей строгостью: она больше отбирает, чем подавляет. Таким образом, в аналитической работе необходимо переломить сопротивление, чтобы одержать верх над цензурой между бессознательным и предсознательным, тогда как при переходе между Псз и Сз можно столкнуться только с недоговариванием.

Для обсуждения остается третья пограничная зона, та, что расположена между внешним миром и «поверхностью» психического аппарата, т.е. система Вп-Сз. Ее функция сходна с функцией фильтра: не дать прорваться внутрь психики слишком сильным стимулам, которыми невозможно овладеть; отсюда название этой системы: противовозбуждающая.

Можно отметить, что в первой топике каждая система проявляется главным образом как некое вместилище и работа происходит в определенном смысле на границах. Вскоре мы увидим, что следующая концептуализация центрирует психическую работу в самих системах, называемых также «инстанциями». Вторая топика

Первые наметки второй топики появляются в работе «По ту сторону принципа удовольствия». Они будут существенно развиты в 1923 году в работе «Я и Оно».

Этот переход - следствие довольно общего пересмотра психоаналитической теории, и причины, его вызвавшие, не являются независимыми от процессов, которые произошли, например, при переработке теории влечений.

Хотя эти мотивы образуют единое целое, все-таки можно индивидуализировать некоторые аспекты с целью иллюстрации. Так, практика лечения привела к необходимости учитывать бессознательные защиты (а не только предсознательные). Но тогда конфликт между бессознательными влечениями и такими же защитами с точки зрения первой топики мало понятен.

С другой стороны, концепция нарциссизма приводит, например, к новому способу рассмотрения связей между инстанциями - с учетом ли-бидинальной загрузки друг друга.

Можно, впрочем, сразу заметить, что дух этих двух тоник совершенно неодинаков, и это отражается в терминологии. Так, системам первой топики наследуют инстанции второй, т.е. акцент в меньшей степени делается на топографическом, чем на квазиюридическом и в общем-то антропоморфном аспекте: аппарат или психическое поле в определенной степени задумано по модели межличностных отношений. Эта теория,

таким образом, ближе к фантастическому модусу, в соответствии с которым каждый воспринимает свой внутренний мир.

В сочинениях этого периода акцент ставится не на понятиях репрезентаций, мнестических следов, а преимущественно на понятии конфликтов между инстанциями, заботе о внутреннем мире инстанции (в данном случае Я).

■ Так же как и первая, вторая топика состоит из трех частей и включает в себя: Оно, Я и Сверх-Я. Из этих трех инстанций только Оно имеет почти точное соответствие с бессознательным первой топики, за этим важным исключением «почти»: определенная часть старого Без не обнаруживается в Оно. Более ясно, чем в первой топике, Оно определяется как полюс влечений психического аппарата. Фрейд говорит, что оно есть «темная, непроницаемая часть нашей личности; мы себе представляем его прорывающимся со стороны соматики, воспринимающим оттуда по-требностные влечения, находящие в нем свое физическое выражение» {«Новые лекции по психоанализу»). По этому поводу следует отметить, что в первой топике двойственность влечений, инстинкты Я были связаны с системой предсознание-сознание. Во второй двойственность влечений, инстинкты жизни и смерти равным образом принадлежат Оно. Очевидно, что управляющие им законы те же, что уже приписывались бессознательному, а именно первичные процессы, принцип удовольствия. Уточняется также, что процессы, которые в нем разворачиваются, не подчиняются логическим законам мышления. «Принципа непротиворечивости не существует. В Оно не обнаруживается ничего, что можно было бы сравнить с отрицанием. Постулат, следуя которому пространство и время суть обязательные формы наших психических актов, обнаруживает в нем свою несостоятельность. Более того, Оно игнорирует ценностные суждения, добро, зло, мораль» {ibid).

Но то, что особенно интересно во второй топике,- это генетический аспект1. Последовательная проработка психического аппарата в ней значительно подробнее, чем в первой. В «Кратком курсе психоанализа»

Фрейд ясно говорит: «Вначале все было Оно. Я развивается из Оно под настоятельным воздействием внешнего мира».

■ Так же как Оно есть полюс влечений индивида, Я есть его оборонительный полюс. Между требованиями влечений Оно, принуждениями внешней реальности и требованиями Сверх-Я, которые мы вскоре обсудим, Я представляет собой медиатор, в определенном смысле ответственный за интересы целостного субъекта. По поводу генеза инстанций см. также гл. 1, там, где идет речь об Эдиповом комплексе.

Хотя речь идет об очень важной проблеме, не так уж просто понять, в особенности однозначным образом, генез Я. С одной стороны, как мы только что видели, его можно рассматривать как последовательную дифференциацию Оно; эта дифференциация осуществляется вокруг некоторого исходного ядра, представленного системой восприятие-сознание. Начиная с этого ядра Я поступательно расширяет свой контроль над остальным психическим аппаратом, т.е. над Оно. Но с другой точки зрения представляется, что Я формирует себя, моделирует с помощью последовательных идентификаций с внешними объектами, которые таким образом становятся интериоризированными, инкорпорированными Я".

Эти две точки зрения на генез Я нелегко согласовать и примирить. Вероятно, Я определенным образом присваивает все большие и большие порции либидинальной энергии, содержащейся в Оно, и эти порции энергии передаются и моделируются с помощью процесса идентификации. Можно заметить, что в любом случае Я не является инстанцией, которая существует изначально, она образуется постепенно. С другой стороны, в противоположность Оно, раздираемому независимыми друг от друга тенденциями, Я появляется как некая единая инстанция, обеспечивающая стабильность и идентичность личности.

Кроме того, Я второй топики перегруппировывает некоторое количество функций, которые были менее прочно связаны в первой. Естественно, в первую очередь оно обеспечивает функцию сознания. Огрубленно ему приписываются все функции, ранее возлагавшиеся на предсозна-тельное. Я обеспечивает также самосохранение в той мере, в какой оно лучше совмещает различные требования Оно и внешнего мира, используя свои возможности воздействия на одно и другое, усиленные от приобретенных знаний: «Оно без Я, слепо стремящееся к удовлетворению инстинктов, будет неосмотрительно разрушено более могущественными внешними силами» («Новые лекции»).

Но следует подчеркнуть факт, имеющий первостепенное значение, что в этой топике Я в своей значительной части является бессознательным. Это более отчетливо, как мы уже говорили, проявляется в некоторых механизмах защиты. Например, при обсессивном поведении субъект, как правило, на самом деле игнорирует мотив и механизмы своего поведения. К тому же эти механизмы в их компульсивном, повторяющемся аспекте, в их игнорировании реальности должны рассматриваться как подчиненные первичному процессу. Сходное происхождение имеют и некоторые особенности остроумия.

После всего сказанного может создасться впечатление, что эти две инстанции - Я и Оно - реально покрывают поле, ранее распределение этому поводу см. гл. 3, статьи об идентификации и интроекции.

ное между тремя системами первой топики. Фактически, начиная с 19171 года («Введение в психоанализ») или даже с 1914 («Представление о нарциссизме») и до 1923 года, Фрейд стремился уточнить генез и функции Я в противопоставлении Без (поскольку термин Оно появился лишь в 1923 году), и это привело его к рассмотрению внутренних частей этого Я. Таким образом обнаружилась изолированная субструктура, выполнявшая в некотором смысле функцию идеала, и отсюда название, которое ей было дано вначале: Идеал-Я или Я-Идеал.

■ Термин Сверх-Я был также введен лишь в 1923 году. Генез этой инстанции и ее отличительные свойства резюмируются в знаменитой фразе: Сверх-Я - это наследник Эдипова комплекса. По происхождению Сверх-Я близко к Я. Сверх-Я также берет свое начало в Оно. Как и Оно, Сверх-Я структурировано с помощью процессов идентификации как с одним, так и с другим из обоих родителей. Схематизируя, возьмем случай ребенка мужского пола: он должен отказаться от своей матери как объекта любви, чтобы выйти из Эдипова конфликта. В это время могут реализоваться две возможности: или идентификация с матерью, или усиление и интериоризация отцовского запрета, т.е. идентификация с отцом. В реальности все несколько сложнее из-за факта двойного Эдипова комплекса, который сам связан с бисексуальными тенденциями нашей натуры1.

Как бы там ни было, эта идентификация имеет целью привести Оно к отказу от своего объекта любви: этот объект, будучи интроецирован-ным в Сверх-Я, восстанавливает благодаря этому энергию, которую Оно ранее инвестировало в данную репрезентацию.

Особые условия его генеза формируют у Сверх-Я особые свойства. Фактически речь идет не об идентификации Я с родителями. Хорошо известно, что строгое Сверх-Я может быть сформировано при наличии снисходительного отца. Идентификация происходит скорее с родительским Сверх-Я, проявляющимся в воспитательной установке родителей; и так от поколения к поколению. Это заставило Фрейда заметить, «что, несмотря на их глубочайшее различие, Оно и Сверх-Я имеют один общий момент: оба, в сущности, исполняют роль прошлого, Оно - по праву наследования, Сверх-Я - поскольку в нем запечатлены другие, тогда как Я детерминировано прежде всего тем, что оно поживает само, т.е. случайностью, актуальностью» («Краткий курс психоанализа»).

В формулировке, которую можно рассматривать в качестве последней2, Сверх-Я выполняет три функции. С одной стороны, функцию самонаблюдения. С другой стороны, функцию морального сознания, цен-

По поводу динамики отношений в Эдиповом комплексе см. гл. I. Представленной в «Новых лекциях по психоанализу» (1932).

зуры. Именно ее обычно имеют в виду, употребляя термин Сверх-Я в смысле ограничения. И, наконец, функцию идеала, к которой сейчас применяется термин «Идеал-Я». Различие между последними функциями проявляется в различии между чувствами вины и несостоятельности: чувство вины связано с моральным сознанием, а чувство несостоятельности - с функцией идеала.

Если в терминологическом плане Идеал-Я и Сверх-Я связаны с одной и той же инстанцией, то в плане применения, как кажется, Я-Идеал приобретает несколько иной смысл. Он означает очень архаическое образование, соответствующее идеалу всемогущества первичного нарциссизма или в любом случае инфантильного нарциссизма. Некоторые авторы (Лагаш) считают, что он включает в себя определенную часть идентификации с существом, которое ранее представляло собой всемогущество,- с матерью. Здесь можно в некотором смысле усмотреть предвестника Сверх-Я.

Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Первая топика

Первая топика

Психоанализ трактует психический аппарат как организацию различных систем, взаимодействующих и взаимообеспечивающих разнообразные функции. Эти системы или инстанции условно расположены одна за другой и образуют совокупность, сравнимую с нервной дугой рефлекса или соединением оптической и записывающей аппаратуры.

Топика описывает не только местоположение этих систем, но и процессы, протекающие в них. Каждая система отделена цензурой, которая обеспечивает контроль над протеканием психических процессов. Бессознательные процессы могут проникать в сферу предсознательного, чтобы затем проникнуть в сознание. Сознательные и предсознательные представления, в свою очередь, могут утрачивать осознанность и удаляться в сферу бессознательного.

Сознательное представляет собой систему восприятия и осознавания. Функция сознательного – регистрация информации извне и восприятие внутренних ощущений диапазона удовольствие – неудовольствие. Эта система не запечатлевает, не сохраняет прочных следов. Кроме функций восприятия, сознательное является местом локализации процессов мышления, суждений, оживлений воспоминаний. Все, что находится в поле сознания, может быть названо. Вещи, объекты, явления, чувства, абстрактные понятия прочно связаны в сознании со словесными обозначениями. Осознавание и происходит путем соединения содержания внутреннего и внешнего мира со словесными эквивалентами. Сознательное и восприятие принадлежат реальности.

Предсознательное отделено от сознания. Не присутствуя в поле сознания, оно сознанию доступно. Приложив некоторые усилия, мы можем вспомнить и назвать номер телефона приятеля, день рождения бабушки или имя и отчество первой учительницы. То есть ту информацию, которая еще секунду назад не была представлена в нашем сознании. Конечно, если эта информация не связана для нас с тяжелыми переживаниями. В этом случае воспоминание может быть затруднено.

Предсознательное принадлежит системе следов памяти и создано словесными представлениями. Слова имеют скорее акустический характер, противопоставляются представлению вещей, относящемуся к визуальному порядку. Предметные представления могут достичь сознания, будучи ассоциированными с вербальным следом. В большей степени предсознательное подчинено принципу реальности.

Бессознательное – часть психического аппарата, близкая к источнику влечений, состоящая из представлений (репрезентантов, представителей) влечений. Влечения выступают на границе психологии и биологии, сомы и психики, в психическом аппарате они лишь представлены. Бессознательное утрачивает связь с речью и с сознанием. Бессознательному нет дела до реальности. В нем господствует первичный принцип удовольствия, психическая реальность.

То, что представляется сознанию абсурдным, имеет потаенный смысл. В бессознательном нет логики, противоречий, нет времени, нет объективной реальности. Мы не можем иметь дело с бессознательным, но постоянно сталкиваемся со следами, последствиями, продуктами его работы. Всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и лишь затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание не обязательный процесс, поскольку далеко не все психические акты непременно становятся сознательными. Многие из них не находят путей доступа к сознанию, и для их осознания требуется особая работа.

Для объяснения работы психического аппарата З. Фрейд использует метафору большой прихожей, в которой толпятся посетители – душевные движения. На пороге между прихожей и комнатой стоит страж, который не только пристально разглядывает каждого, но и решает, кого стоит пригласить. Но не все приглашенные обязательно привлекают к себе внимание хозяина сознания. Большая гостиная – сфера предсознательного. Здесь у посетителей есть шанс вступить в контакт с хозяином, то есть добраться до области сознания, расположенной в самом конце огромного зала. Таким образом осуществляется цензура – сила, запрещающая тем или иным представлениям допуск на определенную территорию. Особенно сильна цензура между бессознательным и предсознательным. Отбор информации из предсознательного осуществляется уже с меньшей строгостью – идет скорее выбор нужной информации, чем подавление. Цензура сознания призвана сберечь психику от слишком сильных стимулов.

Необходимость цензуры связана с существованием неких сил, активно продвигающих представления из одной области в другую. В психике осуществляется своеобразная борьба за территории. Наличие разных сил и конфликтов между ними требует учета динамики происходящего в сфере психического. Динамическая точка зрения приводит к пониманию психических феноменов как результата сложения, сочетания, взаимодействия антагонистических сил. При таком подходе важно учитывать количество сил, их мощь, величину.

Будучи ученым-патофизиологом, З. Фрейд навсегда сохранил стремление ввести в психологию измерение. Психические силы он рассматривал и с количественной точки зрения. Исход конфликта зависит от того, что окажется сильнее. Сила же зависит от количества энергии. Энергия инвестируется, загружает представление. Понятия «инвестирование», «вкладывание энергии» привлекают экономический подход к исследованию психических феноменов.

Любое психическое явление, таким образом, рассматривается с трех точек зрения – топологической, динамической и экономической.

Первая топика рассматривала пространственное расположение трех систем психического аппарата, дополненных динамическим подходом к исследованию психических процессов и экономической точкой зрения, учитывающей количественный фактор психической энергии.

Что же такое психическая энергия? Как она распределяется? Кто управляет этим распределением? Еще в ранних работах Фрейд вводит понятие психической энергии по аналогии с энергией физической. В процессе развития психоанализа было выдвинуто предположение о существовании особого рода энергии, являющейся основой деятельности психического аппарата. В первой топике, прежде всего, рассматривался вопрос о накоплении и распределении энергии. Область бессознательного характеризуется свободной, подвижной энергией, а область предсознательного – связанной. Разные принципы распределения энергии получили названия соответственно первичного и вторичного процесса – принципа удовольствия и принципа реальности. Для первичного процесса характерно перенесение, сгущение, смещение энергии с одних репрезентаций на другие.

По аналогии с теорией влечений Фрейд изначально выделяет две различные энергии – психическую и сексуальную – либидо. Так же как в раннем возрасте не дифференцированно влечение, так и энергия изначально едина. И лишь с развитием человека происходит разделение на влечение к самосохранению, поддерживаемое психической энергией, и сексуальное влечение, поддерживаемое либидо. Однако дальнейшее развитие психоаналитической концепции приводит к выделению единой либидинозной энергии, способной обеспечивать все жизненные процессы человека. Эта жизненная любовная энергия позволяет не только обеспечивать связи и взаимодействия с внешними объектами, но и поддерживать собственное существование за счет восприятия себя самого в качестве любовного объекта. Подобное рассмотрение работы психики приводит к созданию второй топики, акцент в которой делается на модели межличностных отношений (рис. 9).

Рис. 9 . Соотношение сознательного и бессознательного

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Элементарный психоанализ автора Решетников Михаил Михайлович

Психические инстанции, или топика Система психологической защиты, по Фрейду, имеет топику, то есть соответствующие инстанции сохранения и функционирования интрапси-хических образований и содержаний, и специфические «барьеры», разделяющие реальность, бессознательное и

Из книги Травма и душа. Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию автора Калшед Дональд

Первая встреча Появление Майка в моем кабинете было подобно вихрю – его бьющая через край энергия вызвала у меня образ дикого жеребца. Прекрасно сложенный и ощущающий себя в своем теле как «в своей тарелке», он устроился, как Адонис, в кресле напротив меня и стал

Из книги Наблюдай как мужчина, выгляди как женщина автора Лифшиц Галина Марковна

Встреча первая I. Почему мы не всегда понимаем, что пришла пора менять что-то в своей жизни?И действительно - почему?Вроде смотримся по несколько раз на дню в зеркало. Из года в год. Поправляем прическу, подкрашиваем реснички и губы. Вполне нравимся себе. Чаще всего.Во

Из книги 3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава первая ПРИВЫЧКА (или первая натура) Незабвенный Иван ПетровичИван Петрович Павлов – великий русский ученый, академик и лауреат Нобелевской премии – личность выдающаяся! Дотошный до безобразия, мучавший не только подопытных собак, но и всех своих коллег и

Из книги ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ автора Наранхо Клаудио

КНИГА ПЕРВАЯ ОТНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ Глава первая. Главенство Отношения Различные школы психоанализа и, более того, терапии поведения, основаны на определенных идеях и теориях, то есть на признании закономерности психологического

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

2.6. Первая любовь Первая любовь - одно из самых ярких событий в жизни и новый этап человеческих отношений. Вопросы любви волнуют юных людей задолго до того, как к ним приходит сама любовь. Из книг и песен, из кинофильмов и рассказов старших товарищей они уже знают, что

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Вторая топика Вторая топика состоит также из трех частей: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» почти полностью совпадает с бессознательным первой топики. Но не исчерпывает все бессознательное. В значительной мере бессознательные процессы характерны и для «Я» и особенно для

Из книги Success [успех] автора Хакамада Ирина Мицуовна

ГЛАВА ПЕРВАЯ LIVE JOURNAL КАК ХОРОШО БЫТЬ МЕРТВЫМ Name: KhakamadaData: 12.01.07; 00.56 a. m.У каждого ребенка есть своя беззаветная мечта. Да-да, она чаще всего беззаветная, безоглядная и наотмашь великая. Яне была исключением и, конечно, как любой некрасивый, робкий заморыш, мечтала о прямо

Из книги Введение в Лакана автора Мазин Виктор Аронович

ТРЕТЬЯ ТОПИКА Топика – модель психического аппарата. В 1899 году в 7 главе «Толкования сновидений» Зигмунд Фрейд описывает свою первую топику, которая включает три системы– бессознательное, предсознательное, сознательное. В 1923 году в книге «Я и оно» он конструирует

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

ПЕРВАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА - ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА - У своего сына я недавно нашел портрет обнаженной женщины. - Во весь рост? - Какой портрет во весь рост? Только лицо. - А как вы узнали, что она обнаженная? - По лицу. - Портрета? - Нет, сына. Анекдот Воображаемые образы могут быть

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Гора первая. Признание природных различий между мужчиной и женщиной и уважение свойств партнера Чтобы подняться на эту гору, нужно научиться уважать и беречь индивидуальность друг друга и понимать, что мужчины и женщины совершенно разные существа. Говорят,

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Аутята. Родителям об аутизме автора Коган Виктор

Из книги Мамамания. Простые истины, или Воспитание с любовью автора Попова-Яковлева Евгения

Первая любовь Вы помните свою первую любовь? Многие из нас, конечно, помнят. Особенно девочки. Ту самую, которая случилась с нами в пятилетку от семнадцати до двадцати трех. Она самая незабываемая, как правило, она заканчивается печально и оставляет на сердце

Из книги За пределами одиночества автора Маркова Надежда Дмитриевна

Первая любовь Катя и Стас прожили вместе 22 года. Они поженились по юношеской, чистой любви и прожили в любви всю жизнь. Их роднила еще и общая беда. Кроме дочки, Оксанки, у них было два мальчика-близнеца. Но через неделю после возвращения Кати из роддома утром родители нашли

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Глава сорок первая ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ЗА ЧТО ЕЕ, ПО СОВЕРШЕНИИ «ПОДВИГА», БИЛИ РУССКИЕ, И ПОЧЕМУ ЕЕ «ПОДВИГ» ТАК ПОНРАВИЛСЯ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ? Справедливости ради надо отметить, что на первом этапе войны действовали не только партизаны-неугодники, но

Топика – модель психического аппарата. В 1899 году в 7 главе «Толкования сновидений» Зигмунд Фрейд описывает свою первую топику, которая включает три системы

– бессознательное, предсознательное, сознательное. В 1923 году в книге «Я и оно» он конструирует вторую топику, дополняющую первую: я, оно, сверх-я. 8 июля 1953 года Жак Лакан говорит о трех порядках психического

– символическом, воображаемом и реальном. Так он вводит в психоанализ третью топику. Эта модель психического аппарата человека дополняет топики Фрейда. Как обычно, Лакан утверждает, что свою модель он находит у Фрейда.

Было бы неправильно говорить о хронологической последовательности развития трех инстанций у субъекта. Появление одной инстанции возможно только вместе с появлением другой и за ее счет. И все же, обсуждение топики обычно начинается с воображаемого, поскольку оно связано со стадией зеркала. Воображаемое как производное этой стадии оказывается местом собственного я, заблуждения, очарования, соблазнения, иллюзии. Однако воображаемое не сводится к иллюзорному. Если воображаемое необходимо, то иллюзорное воспринимается как нечто излишнее. В то же время воображаемое создает фундаментальные иллюзии целостности, синтеза, автономии.

Парадокс состоит в том, что воображаемое не возникает вне символического. Стадия зеркала предполагает приписывание воображаемого собственного образа символическому порядку дискурса. Этот процесс происходит, например, следующим образом: мать с ребенком говорит перед зеркалом: «Какой ты красавец, Федя! Глазки у тебя дедушкины, ушки – папины, а носик – мамин». Ребенок привязывается к собственному образу именем собственным, а части тела заимствуются в языке у других.

В течение многих лет, с начала 1950-х до середины 1960-х годов Лакан описывает на своих семинарах взаимоотношения символического и воображаемого. Он показывает: воображаемое всегда уже структурировано символическим; поэтому Лакан иногда говорит о «воображаемой матрице». Если воображаемое характеризуется дуальными отношениями, основанными на связях собственного я с образом, отражением, другим, то символическое описывается тройственными отношениями: я – другой – Другой. Кроме того, если воображаемое в этих отношениях отмечено зримым отчуждением, символическое вводит отчуждение от себя в означающем.

Говоря о символическом, следует подчеркнуть противоположность «символа» у Юнга и Лакана. Символ Лакана – означающее, не связанное постоянными узами с означаемым, в то время как в традиции Юнга символ – трансцендентный устойчивый знак. Символическое Лакана не совпадает с языком вообще. Символическое соотносится с пространством означающих, в то время как область означаемых и означения принадлежит, по крайней мере отчасти, порядку воображаемого. Лакан приходит к символическому, исходя из «символической функции», структурирующей отношения родства, Клода Леви-Строса и теории обмена даров Марселя Мосса. Поскольку основная форма обмена в человеческом сообществе – обмен словами, использование дара речи, поскольку закон и структура немыслимы вне языка, то символическое обладает лингвистическим измерением.

Символическое предшествует появлению на свет субъекта. Субъект рождается в символическое. Несмотря на то, что символическое как порядок языка предшествует появлению воображаемого, несмотря на то, что оно появляется на стадии зеркала вместе с воображаемым, в строгом смысле слова субъект входит в символическое в эдипову стадию. Вхождение в собственно человеческий регистр связано с Эдипом, Законом, Другим, Кастрацией, Отцом, Именем Отца. Открытие символического порядка, по Лакану, как раз и составляет главное открытие Фрейда.

Функция отца, как показал Фрейд в книге «Человек Моисей и монотеистическая религия», заключается в том, чтобы разорвать симбиотические, биологические, аффективные узы и ввести ребенка в область социального, законного, в царство представлений, суждений, памяти. Чтобы подчеркнуть абстрактный характер происходящего, чтобы исключить путаницу между функцией отца и биологическим отцом, Лакан говорит об Имени-Отца. Имя не реально.

В 1930-е годы Жорж Батай открывает Лакану новые перспективы прочтения Ницше и де Сада. По сути дела.

Лакан выводит понятие «реальное» из гетерологии Батая, в которой речь идет неассимилируемом, отбросах, остатках, о том, что всегда оказывается за пределом человеческого знания. Лакан осмысляет реальное как остаток, а потом и как невозможное. Реальное – своего рода несимволизируемый остаток, то, что остается невысказываемым. Реальное невозможно. Его невозможно вообразить. Его невозможно символизировать. Реальное травматично.

Реальное отнюдь не предшествует символическому, а появляется вместе с ним. Процесс символизации предполагает и появление, и исчезновение реального. Символ создает объект и затмевает его. Символическое это царство отсутствия, нехватки, смерти. Лакан говорит: влечение смерти – лишь маска символического порядка. Реальное не описывается каким-либо оппозициями. В реальном нет отсутствия, – говорит Лакан. Реальное всегда на своем месте. Реальное – по ту сторону символического. Реальное упорно возвращается на то-же-самое место, то место, в которое субъекта ведут его мысли, но при этом встречи с чем-то не происходит.