Уравнения третьей и четвертой степени. Кто первым решил уравнение высшей степени. Решение уравнений с параметром

В 1505 году Сципион Феррео впервые решил один частный случай кубического уравнения. Это решение однако не было им опубликовано, но было сообщено одному ученику - Флориде. Последний, находясь в 1535 году в Венеции, вызвал на состязание уже известного в то время математика Тарталью из Брешии и предложил ему несколько вопросов, для разрешения которых нужно было уметь решать уравнения третьей степени. Но Тарталья уже нашел раньше сам решение таких уравнений и, мало того, не только одного того частного случая, который был решен Феррео, но и двух других частных случаев. Тарталья принял вызов и сам предложил Флориде также свои задачи. Результатом состязания было полное поражение Флориде. Тарталья решил предложенные ему задачи в продолжение двух часов, между тем как Флориде не мог решить ни одной задачи, предложенной ему его противником (число предложенных с обеих сторон задач было 30). Тарталья продолжал, подобно Феррео, скрывать свое открытие, которое очень интересовало Кардано, профессора математики и физики в Милане. Последний готовил к печати обширное сочинение об арифметике, алгебре и геометрии, в котором он хотел дать также решение уравнений 3-ей степени. Но Тарталья отказывался сообщить ему о своем способе. Только когда Кардано поклялся над Евангелием и дал честное слово дворянина, что он не откроет способа Тартальи для решения уравнений и запишет его в виде непонятной анаграммы, Тарталья согласился, после долгих колебаний, раскрыть свою тайну любопытному математику и показал ему правила решений кубических уравнений, изложенные в стихах, довольно туманно. Остроумный Кардано не только понял эти правила в туманном изложении Тартальи, но и нашел доказательства для них. Не взирая, однако, на данное им обещание, он опубликовал способ Тартальи, и способ этот известен до сих пор под именем "формулы Кардано".

Вскоре было открыто и решение уравнений четвертой степени. Один итальянский математик предложил задачу, для решения которой известные до той поры правила были недостаточны, а требовалось умение решать биквадратные уравнения. Большинство математиков считало эту задачу неразрешимою. Но Кардано предложил ее своему ученику Луиджи Феррари, который не только решил задачу, но и нашел способ решать уравнения четвертой степени вообще, сводя их к уравнениям третьей степени. В сочинении Тартальи, напечатанном в 1546 году, мы также находим изложение способа решать не только уравнения первой и второй степени, но и кубические уравнения, причем рассказывается инцидент между автором и Кардано, описанный выше. Сочинение Бомбелли, вышедшее в 1572 г., интересно в том отношении, что рассматривает так называемый неприводимый случай кубического уравнения, который приводил в смущение Кардано, не сумевшего решить его посредством своего правила, а также указывает на связь этого случая с классическою задачей о трисекции угла. алгебра уравнение математический

Цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: Решения уравнений третьей и четвертой степени.
  2. Углубить знания, выполнив ряд заданий, часть из которых не знакома или по своему типу, или способу решения.
  3. Формирование интереса к математике через изучение новых глав математики, воспитание графической культуры через построение графиков уравнений.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: графопроектор.

Наглядность: таблица «Теорема Виета».

Ход урока

1. Устный счет

а) Чему равен остаток от деления многочлена р n (х) = а n х n + а n-1 х n-1 + ... + а 1 х 1 + a 0 на двучлен х-а?

б) Сколько корней может иметь кубическое уравнение?

в) С помощью чего мы решаем уравнение третьей и четвертой степени?

г) Если b четное число в квадратном уравнение, то чему равен Д и х 1 ;х 2

2. Самостоятельная работа (в группах)

Составить уравнение, если известны корни (ответы к заданиям закодированы) Используется «Теорема Виета»

1 группа

Корни: х 1 = 1; х 2 = -2; х 3 = -3; х 4 = 6

Составить уравнение:

B=1 -2-3+6=2; b=-2

с=-2-3+6+6-12-18= -23; с= -23

d=6-12+36-18=12; d= -12

е=1(-2)(-3)6=36

х 4 - 2 х 3 - 23х 2 - 12 х + 36 = 0 (это уравнение решает потом 2 группа на доске)

Решение . Целые корни ищем среди делителей числа 36.

р = ±1;±2;±3;±4;±6…

р 4 (1)=1-2-23-12+36=0 Число 1 удовлетворяет уравнению, следовательно, =1 корень уравнения. По схеме Горнера

р 3 (x) = х 3 -х 2 -24x -36

р 3 (-2) = -8 -4 +48 -36=0, х 2 =-2

р 2 (x) = х 2 -3х -18=0

х 3 =-3, х 4 =6

Ответ: 1;-2;-3;6 сумма корней 2 (П)

2 группа

Корни: х 1 = -1; х 2 = х 3 =2; х 4 =5

Составить уравнение:

B=-1+2+2+5-8; b= -8

с=2(-1)+4+10-2-5+10=15; с=15

D=-4-10+20-10= -4; d=4

е=2(-1)2*5=-20;е=-20

8+15+4х-20=0 (это уравнение решает на доске 3 группа)

р = ±1;±2;±4;±5;±10;±20.

р 4 (1)=1-8+15+4-20=-8

р 4 (-1)=1+8+15-4-20=0

р 3 (x) = х 3 -9х 2 +24x -20

р 3 (2) = 8 -36+48 -20=0

р 2 (x) = х 2 -7х +10=0 х 1 =2; х 2 =5

Ответ: -1;2;2;5 сумма корней 8(Р)

3 группа

Корни: х 1 = -1; х 2 =1; х 3 =-2; х 4 =3

Составить уравнение:

В=-1+1-2+3=1;в=-1

с=-1+2-3-2+3-6=-7;с=-7

D=2+6-3-6=-1; d=1

е=-1*1*(-2)*3=6

х 4 - х 3 - 7х 2 + х + 6 = 0 (это уравнение решает потом на доске 4 группа)

Решение. Целые корни ищем среди делителей числа 6.

р = ±1;±2;±3;±6

р 4 (1)=1-1-7+1+6=0

р 3 (x) = х 3 - 7x -6

р 3 (-1) = -1+7-6=0

р 2 (x) = х 2 -х -6=0; х 1 =-2; х 2 =3

Ответ:-1;1;-2;3 Сумма корней 1(О)

4 группа

Корни: х 1 = -2; х 2 =-2; х 3 =-3; х 4 =-3

Составить уравнение:

B=-2-2-3+3=-4; b=4

с=4+6-6+6-6-9=-5; с=-5

D=-12+12+18+18=36; d=-36

е=-2*(-2)*(-3)*3=-36;е=-36

х 4 + 4х 3 – 5х 2 – 36х -36 = 0 (это уравнение решает потом 5 группа на доске)

Решение. Целые корни ищем среди делителей числа -36

р = ±1;±2;±3…

р(1)= 1 + 4-5-36-36 = -72

р 4 (-2) = 16 -32 -20 + 72 -36 = 0

р 3 (х) = х 3 +2х 2 -9х-18 = 0

р 3 (-2)= -8 + 8 + 18-18 = 0

р 2 (х) = х 2 -9 = 0; x=±3

Ответ: -2; -2; -3; 3 Сумма корней-4 (Ф)

5 группа

Корни: х 1 = -1; х 2 =-2; х 3 =-3; х 4 =-4

Составить уравнение

х 4 + 10х 3 + 35х 2 + 50х + 24 = 0 (это уравнение решает потом 6группа на доске)

Решение . Целые корни ищем среди делителей числа 24.

р = ±1;±2;±3

р 4 (-1) = 1 -10 + 35 -50 + 24 = 0

р 3 (х) = x- 3 + 9х 2 + 26x+ 24 = 0

p 3 (-2) = -8 + 36-52 + 24 = О

р 2 (х) = x 2 + 7x+ 12 = 0

Ответ:-1;-2;-3;-4 сумма-10 (И)

6 группа

Корни: х 1 = 1; х 2 = 1; х 3 = -3; х 4 = 8

Составить уравнение

B=1+1-3+8=7;b=-7

с=1 -3+8-3+8-24= -13

D=-3-24+8-24= -43; d=43

х 4 - 7х 3 - 13х 2 + 43 x - 24 = 0 (это уравнение решает потом 1 группа на доске)

Решение . Целые корни ищем среди делителей числа -24.

р 4 (1)=1-7-13+43-24=0

р 3 (1)=1-6-19+24=0

р 2 (x)= х 2 -5x - 24 = 0

х 3 =-3, х 4 =8

Ответ: 1;1;-3;8 сумма 7 (Л)

3. Решение уравнений с параметром

1. Решить уравнение х 3 + 3х 2 + mх - 15 = 0; если один из корней равен (-1)

Ответ записать в порядке возрастания

R=Р 3 (-1)=-1+3-m-15=0

х 3 + 3х 2 -13х - 15 = 0; -1+3+13-15=0

По условию х 1 = - 1; Д=1+15=16

Р 2 (х) = х 2 +2х-15 = 0

х 2 =-1-4 = -5;

х 3 =-1 + 4 = 3;

Ответ:- 1;-5; 3

В порядке возрастания: -5;-1;3. (Ь Н Ы)

2. Найти все корни многочлена х 3 - 3х 2 + ах - 2а + 6, если остатки от его деления на двучлены х-1 и х +2 равны.

Решение: R=Р 3 (1) = Р 3 (-2)

Р 3 (1) = 1-3 + а- 2а + 6 = 4-а

Р 3 (-2) = -8-12-2а-2а + 6 = -14-4а

x 3 -Зх 2 -6х + 12 + 6 = х 3 -Зх 2 -6х + 18

x 2 (x-3)-6(x-3) = 0

(х-3)(х 2 -6) = 0

3) а=0, х 2 -0*х 2 +0 = 0; х 2 =0; х 4 =0

а=0; х=0; х=1

а>0; х=1; х=а ± √а

2. Составить уравнение

1 группа . Корни: -4; -2; 1; 7;

2 группа . Корни: -3; -2; 1; 2;

3 группа . Корни: -1; 2; 6; 10;

4 группа . Корни: -3; 2; 2; 5;

5 группа . Корни: -5; -2; 2; 4;

6 группа . Корни: -8; -2; 6; 7.

Заадача№1

Решить уравнение третьей степени по формуле Кардано:

x 3 -3x 2 -3x-1=0.

Решение:Приведём уравнение к виду, не содержащему второй степени неизвестного. Для этого воспользуемся формулой

x = y – , где а коэффициент при x 2 .

Имеем: x=y+1.

(y+1) 3 -3(y+1) 2 -3(y+1)-1=0.

Раскрыв скобки и приведя подобные члены,получим:

Для корней кубического уравнения y 3 +py+q=0 имеется формула Кардано:

yi= (i=1,2,3,),где значение радикала

, = .

Пусть α1 –одно /любое/ значение радикала α. Тогда два других значения находятся следующим образом:

α 2 = α 1 ε 1 , α 3 = α 1 ε 2, где ε 1 = + i , ε 2 = – i - корень третьей степени из единицы.

Если положить β 1 = – , то получим β 2 = β 1 ε 2, β 3 = β 1 ε 1

Подставляя полученные значение в формулу yi = αi+βi,найдём корни уравнения

y 1 = α 1 +β 1 ,

y 2 = -1/2(α 1 +β 1) + i (α 1 -β 1),

y 3 = -1/2(α 1 +β 1) – i (α 1 -β 1),

В нашем случае p = -6, q= - 6.

α= =

Одно из значений этого радикала равно . Поэтому положим α 1 = . Тогда β 1 = – = – = ,

y 2 = ) – i ).

Наконец, находим значение x по формуле x = y+1.

x 2 = ) + i ) + 1,

x 3 = ) – i ) + 1.

Задача №2

Решить способом Феррари уравнение четвёртой степени:

x 4 -4x 3 +2x 2 -4x+1=0.

Решение: Перенесём три последних члена в правую часть и оставшиеся два члена дополним до полного квадрата.

x 4 -4x 3 =-2x 2 +4x-1,

x 4 -4x 3 +4x 2 =4x 2 -2x 2 +4x-1,

(x 2 -2x) 2 =2x 2 +4x-1.

Введём новое неизвестное следующим образом:

(x 2 -2x+ ) 2 =2x 2 +4x-1+(x 2 -2x)y+ ,

(x 2 -2x+ ) 2 =(2+y)x 2 +(4-2y)x+() /1/.

Подберём y так, чтобы и правая часть равенства была полным квадратом.Это будет тогда,когда B 2 -4AC=0, где A=2+y, B=4-2y, C= -1.

Имеем:B 2 -4AC=16-16y+4y 2 -y 3 -2y 2 +4y+8=0

Или y 3 -2y 2 +12y-24=0.

Мы получили кубическую резольвенту,одним из корней которой является y=2. Подставим полученное значение y=2 в /1/,

Получим (x 2 -2x+1) 2 =4x 2 .Откуда (x 2 -2x+1) 2 -(2x) 2 =0 или (x 2 -2x+1-2x) (x 2 -2x+1+2x)=0.

Мы получим два квадратных уравнения:

x 2 -4x+1=0 и x 2 +1=0.

Решая их, находим корни первоначального уравнения:

x 1 =2- , x 2 =2+ , x 3 =-I, x 4 =i.

6.Рациональные корни многочлена

Задача№1

Найти рациональные корни многочлена

f(x)=8x 5 -14x 4 -77x 3 +128x2+45x-18.

Решение :Для того, чтобы найти рациональные корни многочлена,пользуемся следующими теоремами.

Теорема 1. Если несократимая дробь является корнем многочлена f(x) с целыми коэффициентами,то p есть делитель свободного члена, а q- делитель старшего коэффициента многочлена f(x).

Замечание: Теорема 1 даёт необходимое условие для того, чтобы рациональное число . Было корнем многочлена,но этого условия недостаточно, т.е. условие теоремы 1 может выполняться и для такой дроби , которая не является корнем многочлена.

Теорема 2: Если несократимая дробь является корнем многочлена f(x) с целыми коэффициентами, то при любом целом m ,отличном от , число f(m) делится на число p-qm, т.е целое число.

В частности полагая m=1, а затем m=-1, получим:

если корень многочлена, не равный ±1,то f(x) (p-q) и f(-x):.(p+q) , т.е. - целые числа.

Замечание: Теорема 2 даёт ещё одно необходимое условие для рациональных корней многочлена. Это условие удобно тем, что оно легко проверяется практически. Находим сначала f(1) и f(-1), а затем для каждой испытываемой дроби проверяем указанное условие. Если хотя бы одно из чисел дробное, то корнем многочлена f(x) не является.

Решение: По теореме 1 корни данного многочлена следует искать среди несократимых дробей, числители которых являются делителями 18, а знаменателями 8. Следовательно, если несократимая дробь есть корень f(x), то p равно одному из чисел: ±1, ±2, ±3, ±6, ±9, ±18; q равно одному из чисел

±1, ±2,±4, ±8.

Учитывая, что = , = , знаменатели дробей будем брать лишь положительными.

Итак, рациональными корнями данного многочлена могут быть следующие числа: ±1, ±2, ±3, ±6, ±9, ±18, ± , ± , ± , ± , ± , ± , ± , ± , ± .

Воспользуемся вторым необходимым.

Так как f(1)=72, f(-1)=120,отсюда в частности следует, что 1 и -1 не являются корнями f(x). Теперь для каждой возможной дроби будем проверять условия теоремы 2 при m=1 и m=-1, т. е. будем устанавливать, целыми или дробными являются числа: = и =

Результаты сведём в таблицу, где буквы”ц” и “д” означают соответственно, целым или дробным является число или

Из полученной таблицы видно, что и являются целыми лишь в тех случаях, когда равно одному из чисел: 2, -2, 3, -3, , , , .

По следствию из теоремы Безу число α- корень f(x) тогда и только тогда, когда f(x) (x-α). Следовательно, для проверки оставшихся девяти целых чисел можно применить схему Горнера деление многочлена на двучлен.

2 – корень.

Отсюда имеем: x=2 – простой корень f(x). Остальные корни данного многочлена совпадают с корнями многочлена.

F 1 (x) = 8x 4 +2x 3 -73x 2 -18x+9.

Аналогично проверим остальные числа.

2 – не корень, 3 – корень, -3 –корень, 9 – не корень, ½ - не корень, -1/2 –корень, 3/2 – не корень, ¼ - корень.

Итак, многочлен f(x)= 8x 5 -14x 4 -77x 3 +128x 2 +45x-18 имеет пять рациональных корней:{2, 3, -3, -1/2, ¼}.

2x 4 + 5x 3 - 11x 2 - 20x + 12 = 0

Для начала нужно методом подбора найти один корень. Обычно он является делителем свободного члена. В данном случае делителями числа 12 являются ±1, ±2, ±3, ±4, ±6, ±12. Начнем их подставлять по-очереди:

1: 2 + 5 - 11 - 20 + 12 = -12 ⇒ число 1

-1: 2 - 5 - 11 + 20 + 12 = 18 ⇒ число -1 не является корнем многочлена

2: 2 ∙ 16 + 5 ∙ 8 - 11 ∙ 4 - 20 ∙ 2 + 12 = 0 ⇒ число 2 является корнем многочлена

Мы нашли 1 из корней многочлена. Корнем многочлена является 2, а значит исходный многочлен должен делиться на x - 2 . Для того, чтобы выполнить деление многочленов, воспользуемся схемой Горнера:

2 5 -11 -20 12
2

В верхней строке выставляются коэффициенты исходного многочлена. В первой ячейке второй строки ставится найденный нами корень 2. Во второй строке пишутся коэффициенты многочлена, который получится в результате деления. Они считаются так:

2 5 -11 -20 12
2 2
Во вторую ячейку второй строки запишем число 2, просто перенеся его из соответствующей ячейки первой строки.
2 5 -11 -20 12
2 2 9
2 ∙ 2 + 5 = 9
2 5 -11 -20 12
2 2 9 7
2 ∙ 9 - 11 = 7
2 5 -11 -20 12
2 2 9 7 -6
2 ∙ 7 - 20 = -6
2 5 -11 -20 12
2 2 9 7 -6 0
2 ∙ (-6) + 12 = 0

Последнее число - это остаток от деления. Если он равен 0, значит мы все верно посчитали.

2x 4 + 5x 3 - 11x 2 - 20x + 12 = (x - 2)(2x 3 + 9x 2 + 7x - 6)

Но это еще не конец. Можно попробовать разложить таким же способом многочлен 2x 3 + 9x 2 + 7x - 6.

Опять ищем корень среди делителей свободного члена. Делителями числа -6 являются ±1, ±2, ±3, ±6.

1: 2 + 9 + 7 - 6 = 12 ⇒ число 1 не является корнем многочлена

-1: -2 + 9 - 7 - 6 = -6 ⇒ число -1 не является корнем многочлена

2: 2 ∙ 8 + 9 ∙ 4 + 7 ∙ 2 - 6 = 60 ⇒ число 2 не является корнем многочлена

-2: 2 ∙ (-8) + 9 ∙ 4 + 7 ∙ (-2) - 6 = 0 ⇒ число -2 является корнем многочлена

Напишем найденный корень в нашу схему Горнера и начнем заполнять пустые ячейки:

2 5 -11 -20 12
2 2 9 7 -6 0
-2 2
Во вторую ячейку третьей строки запишем число 2, просто перенеся его из соответствующей ячейки второй строки.
2 5 -11 -20 12
2 2 9 7 -6 0
-2 2 5
-2 ∙ 2 + 9 = 5
2 5 -11 -20 12
2 2 9 7 -6 0
-2 2 5 -3
-2 ∙ 5 + 7 = -3
2 5 -11 -20 12
2 2 9 7 -6 0
-2 2 5 -3 0
-2 ∙ (-3) - 6 = 0

Таким образом мы исходный многочлен разложили на множители:

2x 4 + 5x 3 - 11x 2 - 20x + 12 = (x - 2)(x + 2)(2x 2 + 5x - 3)

Многочлен 2x 2 + 5x - 3 тоже можно разложить на множители. Для этого можно решить квадратное уравнение через дискриминант , а можно поискать корень среди делителей числа -3. Так или иначе, мы придем к выводу, что корнем этого многочлена является число -3

2 5 -11 -20 12
2 2 9 7 -6 0
-2 2 5 -3 0
-3 2
Во вторую ячейку четвертой строки запишем число 2, просто перенеся его из соответствующей ячейки третьей строки.
2 5 -11 -20 12
2 2 9 7 -6 0
-2 2 5 -3 0
-3 2 -1
-3 ∙ 2 + 5 = -1
2 5 -11 -20 12
2 2 9 7 -6 0
-2 2 5 -3 0
-3 2 -1 0
-3 ∙ (-1) - 3 = 0

Таким образом мы исходный многочлен разложили на линейные множители.

ИСТОРИИ ^ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЁРТОЙ СТЕПЕН

Конец XV - начало XVI вв. были периодом бурного развития в Италии математики и особенно алгебры. Было найдено общее решение квадратного уравнения, а также многие частные решения уравнений третьей и четвёртой степеней. Стало обычным явлением проведение турниров по решению уравнений различных степеней. В начале XVI века в Болонье профессором математики Сципионом дель Ферро было найдено решение следующего кубического уравнения:

Ю. С. Антонов,

кандидат физико-математических наук

Откуда 3АВ(А + В) + р(А + В) = 0. Сокращая на

(А + В), получим: АВ = -Р или Я + г ■ 3-Я - г = -Р. Откуда -{РТ = ^ - г2.

Из этого выражения находим, что г = ±Л[Р + Р.

z3 + az2 + Ьх + с = 0.

Заменой х = г - это уравнение сводится к виду: 3

х3 + рх = q = 0 .

Ферро решил искать решение этого уравнения в виде х = А + В,

где а=3 - 2+г, в=3 - 2 - г.

Подставляя это выражение в уравнение (1), получим:

1 + г + 3А2В + 3АВ2 г + р(А + В) + я = 0 .

Сципион дель Ферро (1465 - 1526 гг.) -итальянский математик, открывший общий

метод решения неполного кубического уравнения

На фото вверху - математики XVI века (средневековая миниатюра)

Таким образом, исходное уравнение имеет решение х = А + В, где:

*=Иг? ■ в=■ ®

Ферро передал секрет решения уравнения (1) своему ученику Марио Фиоре. Последний, пользуясь этим секретом, стал победителем в одном из математических турниров. В этом турнире не участвовал победитель многих турниров Никколо Тарталья. Естественно, возник вопрос поединка между Тартальей и Марио Фиоре. Тарталья верил словам авторитетного математика Пич-чоли, который утверждал, что кубическое уравнение в радикалах решить невозможно, поэтому он был уверен в своей победе. Однако за две недели до начала поединка он узнал, что Ферро нашёл решение кубического уравнения и передал свой секрет Марио Фиоре. Приложив, буквально, титанические усилия, он за несколько дней до открытия турнира получил своё решение кубического уравнения (1). 12 февраля 1535 г турнир состоялся. Каждый участник предложил своему противнику 30 задач. Проигравший должен был угостить победителя и его друзей торжественным обедом, причём количество приглашённых друзей должно было совпадать с количеством решённых победителем задач. Тарталья за два часа решил все задачи. Его противник - ни одной. Историки науки объясняют это следующим образом. Рассмотрим уравнение:

х3 + 3 х - 4 = 0 .

Это уравнение имеет единственный вещественный корень х = 1. Тогда по формуле Ферро мы получим:

х = 3/2+/5 + -л/5 .

Выражение, стоящее слева от знака равенства, должно равняться 1. Тарталья, как опытный турнирный боец, запутал своего противника такого рода иррацио-нальностями. Следует заметить, что Тарталья рассматривал только такие кубические уравнения, у которых А и В были вещественными.

Формулой Тартальи заинтересовался известный учёный Джероламо Кардано. Тартальи передал ему своё решение с условием, что Кардано может его опубликовать только после публикации Тартальи. Кардано в своих исследованиях пошёл дальше Тартальи. Он заинтересовался случаем, когда А и В являются комплексными числами. Рассмотрим уравнение:

х3 - 15х-4 = 0 . (3)

По формуле (2) получим:

А = + 7 4 -125 = ^2 + 11л/-1 = ^2 +111 ,

Последователь Кардано, Рафаель Бомбелли, догадался, как из таких выражений получать решения кубических уравнений. Он увидел, что для данного кубического уравнения А = 2 +1, В = 2 -1. Тогда х = А + В = 4 ,

Никколо Фонтана

Тарталья (1499 - 1557 гг.) -итальянский математик

т.е. будет корнем уравнения (3). Считается, что Кардано тоже получил такого рода решения некоторых кубических уравнений.

Через некоторое время после получения формулы Тартальи, Кардано узнал решение Ферро. Он был удивлён полным совпадением решений Тартальи и Ферро. То ли потому, что Кардано узнал решение Ферро, то ли по какой-то другой причине, но в своей книге «Великое искусство» он опубликовал формулу Тартальи, правда, указав авторство Тартальи и Ферро. Узнав о выходе книги Кардано, Тарталья был смертельно обижен. И, может быть, недаром. Даже сегодня формулу (2) чаще называют формулой Кардано. Тарталья вызвал Кардано на математический поединок, но последний отказался. Вместо него вызов принял ученик Кардано, Феррари, который не только умел решать кубические уравнения, но и уравнения четвёртой степени. В современных обозначениях решение уравнений четвёртой степени имеет следующий вид:

Пусть имеем уравнение z4 + pzi + qz2 + sz + г = 0 .

Сделаем замену т = х + р. Тогда уравнение примет вид х4 + ах2 + Ьх + с = 0. Введём вспомогательную переменную t и будем искать решение в виде:

Джероламо Кардано (1501 - 1576 гг.) -итальянский математик, инженер, философ, медик и астролог

Лодовико (Луиджи) Феррари (1522 - 1565 гг.) -итальянский математик, нашедший общее решение уравнения четвёртой степени

x2 + ti = 2tx2 - bx + 1 t2 + at + c

Переменной t присвоим такое значение, чтобы дискриминант квадратного уравнения в правой части равнялся нулю:

Ь2 - 2t (2 + 4at + а2 - 4с) = 0.

Приведём это выражение к виду:

8t3 + 8at2 + 2(а2 - 4су - Ь = 0 . (5)

Чтобы указанный дискриминант равнялся нулю, надо найти решение кубического уравнения (5). Пусть ^ - корень уравнения (5), найденный методом Тарта-льи-Кардано. Подставляя его в уравнение (4), получим:

(х2 + 2 +)" = * (X + ±

Перепишем это уравнение в виде:

a+t0\=±^2T0\x+-ь

Таким образом, решение уравнения четвёртой степени методом Феррари свелось к решению двух квадратных уравнений (6) и кубического уравнения (5).

Поединок Тарталья - Феррари состоялся 10 августа 1548 г. в Милане. Рассматривались уравнения третьей и четвёртой степеней. Удивительно, но Тарталья несколько задач всё-таки решил (у Феррари, наверняка, все задачи были на решение кубических уравнений с комплексными А, В и на решение уравнений четвёртой степени). Феррари решил большинство из предложенных ему задач. В итоге Тарталья потерпел сокрушительное поражение.

Практическое применение полученных решений весьма невелико. Численными методами эти уравнения решаются со сколь угодно большой точностью. Однако эти формулы внесли большой вклад в развитие алгебры и, в частности, в развитие способов решения уравнений высоких степеней. Достаточно сказать, что следующий шаг в решении уравнений был сделан только в XIX в. Абель установил, что уравнение п-ой степени при п > 5 , в общем случае, невозможно выразить в радикалах. В частности, он показал, что уравнение х5 + х4 + х3 + х2 + х +1 = 0 разрешимо в радикалах, а более простое, на первый взгляд, уравнение х5 + 2х = 2 = 0 в радикалах неразрешимо. Галуа полностью исчерпал вопрос о разрешимости уравнений в радикалах. В качестве примера уравнения, всегда разрешимого в радикалах, можно привести следующее уравнение:

Всё это стало возможным в связи с появлением новой глубокой теории, а именно теории групп.

Список литературы

1. Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики / Н. Я. Виленкин, Л. П. Шибасов, Э. Ф. Шибасо-ва. - М. : Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. - 320 с.

2. Гиндикин, С. Г. Рассказы о физиках и математиках / С. Г. Гиндикин. - 2-е изд. - М.: Наука, 1985. - 182 с.

ЛФХШ му&ръис мыслей

Наука только тогда благотворна, когда мы её принимаем не только разумом, но и сердцем.

Д. И. Менделеев

Вселенную нельзя низводить до уровня человеческого разумения, но следует расширять и развивать человеческое разумение, дабы воспринимать образ Вселенной по мере её открытия.

Френсис Бэкон

Примечание. В статье использованы иллюстрации с сайта http://lesequations.net