Аят про муравья. Муравей

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.

И Он видит ползущего чёрного муравья

в тёмную ночь ‒ ничто не останется тайною для Нег о…

Читая Священный Коран, человек, лёгким касанием руки, бережно открывает таинственную дверь, ведущую в прекрасный мир, где знание тёплым светом озаряет его душу. Сколько чудесных историй скрываются за узорной вязью аятов Священной Книги! Твой разум, твоё сердце, твоя душа наполняются тем истинным спокойствием, которое может подарить лишь Вера.

Размышляя над аятами, ты осознаешь, что этот мир, по Милости Всевышнего, устроен в полной согласованности, с великой и безмерной Мудростью, которая охватывает абсолютно все, что способен уловить человеческий взор и то, что сокрыто от него.

Господь миров даровал пророку Сулейману (мир ему) необычайные блага, а также огромную власть и могущество. Некогда пророк Сулейман обратился к Всевышнему с молитвой и сказал:

Имел ли кто из людей власть над джиннами? Да, пророк Сулейман, сын Дауда (Соломон, сын Давида).] Сказал он (Сулейман): «Господи, прости меня и даруй мне такую власть [способность], которая не будет доступна кому-либо после меня [в будущем]. Воистину [и нет сомнений], Ты ‒ безмерно Дарующий [Твоя милость и щедрость ничем не ограничены]».

И Мы [говорит Господь миров] подчинили ему (Сулейману) ветер, который мягко [комфортно перенося Сулеймана] двигался по приказу его, куда тот пожелает. И [подчинили ему] джиннов-дьяволят, искусных строителей [возводивших прекрасные здания, архитектурные шедевры, возведение которых непосильно человеку] и ныряльщиков (джиннов-ныряльщиков) [которые, ныряя на недоступные для людей глубины, доставали драгоценные дары моря]. И [передали под его руководство] других (джиннов), закованных попарно в цепи (оковы) [в качестве наказания].*

Священный Коран, 38:35-38

Как видно из вышеприведённых аятов, Всевышний внял его мольбе, подчинив пророку Сулейману (мир ему) джиннов, птиц, и даже - ветер! Сулейман (мир ему) был наделён великой мудростью и имел способность понимать язык других творений Всемогущего Аллаха.

Войско пророка Сулеймана было огромным и ужасающим. В него входили не только люди и джинны, но даже и птицы! Войско было распределено по группам, в нём царствовала строгая дисциплина. Ровные ряды его войска никогда не нарушались.

Однажды его огромное войско отправилась в военных поход и прибыло в долину муравьев.

Шли они] пока не достигли муравьиной долины. [Завидев огромное войско, главная] муравьиха воззвала: «Муравьи! Укройтесь в своих жилищах, чтобы не затоптал вас Сулейман (Соломон) со своим войском, не заметив того!*

Священный Коран, 27:18

Когда муравьиха увидела эту несметную рать, она забеспокоилась за других муравьёв и велела им спрятаться! Ведь воины пророка могли в один миг растоптать крошечных творений Всевышнего, даже не подозревая об этом.

В ответ на это он (Сулейман) улыбнулся, [а затем] засмеялся [радуясь происходящему и удивляясь столь необычным, предоставленным Богом возможностям]. [В воодушевлении] он взмолился: «Господи, побуди меня (помоги мне, внуши, вдохнови) быть [и всегда оставаться] благодарным Тебе за то, что Ты даровал мне и моим родителям. Побуди меня [вдохнови на мудрое управление собою, своими желаниями, действиями, дабы] совершать добрые, правильные дела, поступки, которыми Ты будешь доволен. Введи меня милостью Твоей в число рабов благочестивых (удостоенных райской обители в вечности) [тех, от кого нет вреда; в число праведных, добрых; не стоящих на месте, а изменяющихся и изменяющих в лучшую сторону].*

Священный Коран, 27:19

Пророк удивился тому, как муравьиха заботилась о своих сородичах, и, осознав тревогу маленького Божьего создания, не потревожил своим огромным войском их крохотный мир.

Прекрасная история из жизни пророка ‒ это не только ещё один пример высокого нрава, эти аяты - бесценная кладезь для и тех, кто стремится к знанию, руководствуясь знамениями Господа Миров и его Книгой, которая является чудесным источником великой мудрости.

В приведённых выше аятах мы видим упоминание о системе сообщения в колонии муравьев. На протяжении всего ХХ века энтомологи, проводили опыты и наблюдения за муравьями.

Справочно:

Энтомология (от древнегреч. ἔντομον ‒ насекомое и λόγος ‒ слово, учение) ‒ раздел зоологии, изучающий насекомых. Поскольку разнообразие насекомых очень велико (более 3 миллионов видов), то и их значение и число специалистов, их изучающих, также огромно.

Оказалось, что муравьи обладают более высокой, нежели люди, социальной организацией жизни, а также сложнейшей комплексной сетью передачи информации. Вот отрывок статьи, опубликованной в журнале «National Geographic » (165, №6, 777):

Каждый муравей, независимо от того, большой он или маленький, посредством сложных органов восприятия, расположенных на его голове, принимает миллионы и даже больше различных химических и зрительных сигналов. Мозг муравья содержит 500.000 нервных клеток, глаза соединены, усики-антенны действуют, как нос и кончики пальцев человека. «Прожекторы», расположенные под ротовым отверстием, выполняют функцию вкусовых рецепторов, а волоски реагируют на любое прикосновение.

Муравьи постоянно общаются между собой. Нередко можно увидеть двух муравьёв касающихся друг друга усикам. Но это не праздное время препровождение за болтовнёй, все их разговоры ‒ по делу. Язык муравьёв это язык запахов и жестов. Благодаря 500.000 нервных клеток, размещённым в 2-х миллиметровом тельце, у муравьев существует поражающая человеческое воображение совершенная и сложнейшая система сообщений!

Сообщения, передаваемые этими насекомыми, делятся на несколько основных категорий: сигнал тревоги, сигнал всеобщего сбора, сигнал о месте нахождения пищи, призыв к началу уборки в муравейнике, сигнал к группировке, сигнал узнавания, определения групповой принадлежности.

Социальная система, созданная этими насекомыми совершенна, она намного превосходит систему речевой передачи данных, присущую человеческому социуму. Для подобной передачи сигналов, которую производят муравьи, им требуются огромные познания в химии и анатомии.

Известно около 8000 видов муравьёв, живущих на земле, причём у каждого вида есть свои особенные черты, присущие только ему.

Например, есть муравьи - листорезы, они перетаскивают срезанные кусочки листьев в муравейник. Но сначала они тщательно расчищают дорогу. Перемещаются они, спрятавшись под кусочками листьев, в этот момент они очень беззащитны, так как их челюсть занята, поэтому на листьях, которые носят муравьи-листорезы, всегда сидит муравей поменьше, который наблюдает за окрестностями и в случае опасности сразу же бросается на защиту своего сородича! Всевышний наделил эти создания небывалыми качествами и способностями, которые не в полной мере изучены человеком.

Их жизнь удивительно упорядочена и дисциплинированна. В муравьиных семьях есть представители различных «профессий» ‒ портные, фермеры и даже пастухи. Среди муравьёв есть также искусные ткачи. Они аккуратно прикрепляют лепестки растений один к другому, и в результате получаются очень уютные домики. Муравьи живут большой дружной семьей, где все упорядочено, каждый трудится на благо своей семьи и выполняет возложенные на него обязанности. Это прекрасное творение Всевышнего сначала думает о своих близких, о нуждах своей общины, а потом о себе ‒ и в этом скрыта великая Мудрость Аллаха. Для наглядности предлагаю посмотреть видеоролик ниже:

Конечно же, знание об этих мудрых творениях Аллаха, об их системе сообщения и социальном устройстве не было известно людям в VII веке нашей эры, когда был ниспослан Священный Коран. За 14 веков (!!!) до открытия учёными столь удивительных фактов, в Коране находит отражение то, что является знамением для верующих. Именем этих маленьких насекомых названа целая сура Священного Писания!

Несомненно, Священный Коран является неисчерпаемым источником знаний для всего человечества. И в заключении хотелось бы привести следующие аяты:

Поистине, в творении небес и Земли [которые волею Аллаха (Бога) появились из ничего и без изначального образца и примера], в том, что ночь сменяется днем [кстати, изучая этот сложнейший процесс, только глупец может не удивиться совершенству механизма смены дня и ночи], есть знамения [указывающие на существование Творца всего этого, но заметны и очевидны они только] для обладающих разумом.

[К обладателям разума относятся] те, кто упоминает Всевышнего [не забывает о Нем] в положении стоя, сидя или лежа на боку. Кто размышляет, задумывается над сотворением небес и Земли [молвя]: «Господи, сотворённое Тобою не ложно [не является чем-то пустым и никчемным]. Ты совершенен [беспредельно далек от того, что не соответствует Тебе]. Защити нас от мучений в Аду.*

Священный Коран, 3:190-191

Мира вам, братья и сестры. Стремитесь к знанию, поистине, в нем кроется великое благо!

Гульнара,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

  1. Та, син. Это - аяты Корана, ясного Писания,
  2. руководство [к прямому пути] и добрая весть для уверовавших,
  3. которые совершают обрядовую молитву, вносят закат и веруют в будущую жизнь.
  4. Воистину, тем, которые не веруют в будущую жизнь, Мы представили их деяния в прекрасном свете, так что они блуждают в растерянности.
  5. Они - те, которым уготовано наихудшее наказание, а в будущей жизни они - потерпевшие наибольший урон.
  6. Воистину, ты [, Мухаммад,] обретаешь Коран от Мудрого, Знающего.
  7. [Вспомни, Мухаммад,] как Муса сказал своему семейству: «Воистину, я вижу огонь. Я принесу вам весть о нем или горящую головню. Может быть, вы обогреетесь».
  8. Когда он подошел к огню, раздался глас: «Благословен тот, кто в огне и кто вблизи него. Пречист Аллах, Господь [обитателей] миров!
  9. О Муса»! Воистину, Я - Аллах, великий, Мудрый.
  10. А ты брось свой посох!» Когда Муса [бросил и] увидел, что посох извивается, словно змея, он бросился назад без оглядки. [Аллах сказал]: «О Муса! Не бойся, ибо предо Мною не следует бояться посланникам.
  11. [Бояться надлежит лишь тем], кто совершил беззаконие. А если после злодеяния он совершит взамен доброе деяние, то Я ведь - прощающий, милосердный.
  12. Сунь свою руку за пазуху, и она станет [совершенно] белой, безо всякого пятна, - [это одно] из девяти знамений для Фир’ауна и его народа, ибо они - грешный народ».
  13. Когда же Наши явные знамения были представлены перед ними, они заявили: «Это - очевидное колдовство».
  14. Они отвергли их неправедно и кичась, хотя в душе они убедились в [истинности] их. Посмотри же, чем кончили творящие беззаконие!
  15. Мы даровали знание Давуду и Сулайману, и они сказали: «Хвала Аллаху, который возвысил нас над многими из Своих уверовавших рабов».
  16. Сулайман наследовал Давуду и сказал: «О люди! Мы были обучены языку птиц, и нам были дарованы все блага. Воистину, это и есть явное благоволение [Аллаха]».
  17. К Сулайману были призваны его войска из джиннов, людей и птиц, и они были разделены [на дружины], и им [был дан приказ] двинуться в поход.
  18. Когда они прибыли в долину муравьев, одна муравьиха сказала: «О муравьи! Спрячьтесь в ваших муравейниках, чтобы Сулайман и его воины не растоптали вас ненароком».
  19. Сулайман улыбнулся, засмеялся от ее слов и сказал: «Господи! Внуши мне благодарность за милость Твою, оказанную мне и моим родителям. [Внуши мне] вершить добро, которым Ты будешь доволен. Прими меня Твоей милостью в число Твоих праведных рабов».
  20. [Однажды Сулайман] разглядывал птиц и спросил: «Что со мной? Почему я не вижу удода? Может быть, его нет?
  21. Я непременно накажу его сурово или отрежу ему голову, если он не приведет убедительного оправдания».
  22. [Сулайман] прождал недолго, [и прилетел удод] и сказал: «Я узнал о том, чего ты не ведаешь. Я прибыл к тебе из Сабы с достоверными сведениями.
  23. Воистину, я обнаружил там женщину, которая владычествует над ними, ей даровано все, и ей принадлежит великий трон.
  24. Я узнал, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха. Шайтан представил им их деяния в прекрасном свете, сбил их с правого пути - так что они не идут прямым путем,
  25. чтобы они не поклонялись Аллаху, который выводит [на свет] все, что сокрыто на небесах и на земле, который знает то, что вы скрываете, и то, что вы говорите открыто.
  26. [Он] - Господь, кроме которого нет бога, Господь великого трона».
  27. [Сулайман] сказал: «Мы посмотрим, говоришь ли ты правду или лжешь.
  28. Ступай с этим моим посланием и брось его им. Потом отвернись [от них] и погляди, что они ответят».
  29. [Удод доставил царице письмо от Сулаймана. Прочитав,] она сказала: «О знатные мужи! Воистину, мне доставлено письмо достохвальное.
  30. Оно ведь от Сулаймана, и в нем [говорится]: «.
  31. Не превозноситесь передо мною и предстаньте передо мною покорными»».
  32. [Царица] сказала: «О знатные мужи! Подскажите мне решение в моем деле. Я никогда не принимала окончательного решения без вашего [совета] «.
  33. [Вельможи] ответили: «У нас есть сила и великая мощь. А решать - тебе. Поразмысли и прими решение».
  34. [Царица] сказала: «Воистину, цари, когда вторгаются в какую-либо страну, разоряют ее и превращают знатных мужей в униженных. Так поступают они.
  35. Но я пошлю им дары и буду ждать, с чем вернутся послы».
  36. Когда [посланец царицы] прибыл к Сулайману, царь сказал: «Неужели вы хотите ублаготворить меня богатством? То, что Даровал мне Аллах, лучше того, что даровал вам. Да, вы гордитесь своими дарами.
  37. Воротись к ним, [посланец], а мы нагрянем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их из страны униженными и презренными».
  38. [Потом Сулайман] сказал: «О знатные мужи! Кто из вас принесет ее (царицы) трон, до того как они предстанут передо мной покорными?»
  39. Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия».
  40. А тот, у которого было знание из Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Когда [Сулайман] увидел установленный перед ним [трон царицы], он подумал: «Это - милость Господа моего, ниспосланная, чтобы испытать меня: благодарен ли я [по природе] или же неблагодарен. Кто благодарен, тому пойдет на пользу его благодарность. А кто неблагодарен, то ведь Аллах - всевластный, великодушный».
  41. [Потом Сулайман] сказал: «Переделайте для нее этот трон, и мы посмотрим, следует ли она прямым путем или же она из тех, кто не идет по прямому пути».
  42. Когда [царица Сабы] прибыла, ее спросили: «Таков ли твой трон, как этот?» Она ответила: «Да, будто он самый и есть «, [И сказал Сулайман:] «Нам дано было знание до этого испытания, и мы были предавшимися [Аллаху]».
  43. Ее удерживало [от поклонения Аллаху] то, чему она поклонялась вместо Аллаха, ибо она принадлежала к народу неверному.
  44. Ей сказали: «Войди во дворец». Когда она взглянула, ей показалось, что [перед ней] водная пучина, и она обнажила ноги до колен, [приподняв платье]. [Сулайман] сказал: «Это высокий дворец, вымощенный стеклом». [Царица Сабы] воскликнула: «Господи! Воистину, я нанесла урон самой себе, [ныне] же вместе с Сулайманом предаюсь Аллаху, Господу [обитателей] миров».
  45. Мы послали к племени Самуд их брата Салиха с наказом: «Поклоняйтесь Аллаху», но они распались на два препирающихся толка.
  46. [Салих] сказал: «О мой народ! Почему вы стремитесь больше ко злу, нежели к добру? Почему вы не просите прощения у Аллаха? Быть может, вас бы помиловали».
  47. [Самудиты] ответили: «Мы видим дурное предзнаменование в тебе и в тех, кто с тобою». [Салих] сказал: «Ваше дурное предзнаменование [зависит] от Аллаха. Да, вас подвергают испытанию».
  48. В городе было девять человек, которые творили на земле нечестие и не вершили добра.
  49. Они сказали: «Поклянитесь друг другу Аллахом, что, мол, мы ночью нападем на Салиха и его семью, а потом объявим его ближайшему родственнику: «Мы не присутствовали при убиении его семьи, и мы говорим правду»».
  50. Они замыслили коварство, и Мы замыслили [в отместку], но они не ведали [об этом].
  51. И посмотри же, каков был исход их коварства! Мы искоренили их вместе со всем народом.
  52. Вот [перед вами] их дома, разрушенные за чинимые ими насилия. Воистину, в этом - знамения для людей знающих.
  53. А тех, которые уверовали и были богобоязненными, Мы спасли.
  54. [Вспомни, Мухаммад], как Лут сказал своему народу: «Неужели же вы будете вершить мерзости в здравом уме?
  55. Неужели вы будете вожделеть мужчин вместо женщин? Да, вы люди безрассудные!»
  56. Эти люди не нашли другого ответа, кроме призыва: «Изгоните семью Лута из вашего города, ибо он и семейство его - праведники, [не нам чета] «.
  57. Мы спасли его вместе с семьей, кроме жены его, которой Мы предопределили остаться в числе нечестивцев.
  58. Мы низвергли на них [каменный] дождь. Ужасен дождь сей для тех, кого увещевают!
  59. Скажи, [Мухаммад]: «Хвала Аллаху и мир Его рабам, которых Он избрал. Аллах лучше или те, кому вы поклоняетесь наряду с Ним?
  60. [Идолы лучше] или Тот, кто создал небеса и землю, низвёл для вас с неба дождь, при помощи которого Мы вырастили прекрасные сады, [в то время как] вы не могли вырастить ни одного дерева? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом?» Но они - люди, которые уклоняются[от правого пути].
  61. [Скажи: «Они лучше] или Тот, кто сделал землю жилищем, провёл по ней реки, воздвиг неколебимые горы и установил преграду между водами пресными и солёными? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом?» Но большая часть их не ведает об этом.
  62. [Скажи: «Они лучше] или Тот, кто удовлетворяет мольбу страждущего, когда он взывает к Нему, устраняет зло и назначает вас на земле наследниками? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом? Мало вы призадумываетесь!»
  63. [Скажи: «Они лучше] или Тот, кто ведёт вас прямым путём во тьме суши и моря? Кто направляет ветры доброй вестью перед Своей милостью? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом?» Превыше Аллах тех, кому [неверные] поклоняются [наряду с Ним]!
  64. [Скажи: «Они лучше] или Тот, кто порождает начало творения и потом повторяет его, кто даёт нам пропитание с неба и земли? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом?» Скажи: «Приведите ваши доводы, если вы говорите правду».
  65. Скажи: «Из тех, кто на небесах и на земле, только Аллах ведает сокровенное, а [люди] не знают даже, когда их воскресят.
  66. Более того, [люди] не познали [сути] будущей жизни, они терзаются сомнениями относительно нее, они слепы перед ней».
  67. Неверные говорят: «Неужели мы и наши отцы, после того как превратимся в прах, поднимемся [живыми] из могил?
  68. Это было обещано нам и нашим отцам уже давно. Но это - всего лишь сказки древних людей».
  69. Отвечай [, Мухаммад]: «Побродите по земле - и вы увидите, чем кончили грешники».
  70. Не скорби ты о них и не тревожься из-за козней, которые они замышляют.
  71. Они спрашивают: «Когда же настанет обещанное, если вы говорите правду?»
  72. Отвечай [, Мухаммад]: «Быть может, уже приближается к вам то, что вы хотите ускорить».
  73. Воистину, твой Господь оказывает милость людям, но большинство их неблагодарно.
  74. Воистину, твой Господь доподлинно знает то, что таят они в сердце своем, и то, чего они не скрывают.
  75. И нет ни на небесах, ни на земле ничего сокровенного, чего бы не было в ясной книге [небесной].
  76. Воистину, этот Коран разъясняет сынам Исраила большую часть того, о чем они препираются друг с другом.
  77. Воистину, Коран - руководство к прямому пути и милость для верующих.
  78. Воистину, твой Господь рассудит между ними Своим [правым] судом. Он - великий, знающий.
  79. Уповай же на Аллаха, ибо ты придерживаешься явной истины.
  80. Воистину, ты не заставишь услышать [твой] призыв ни мертвеца, ни глухого, [тем более] когда они поворачивают назад.
  81. Ты не выведешь слепых из [тьмы] заблуждения на прямой путь. Ты можешь заставить слушать только тех, кто верует в Наши знамения и кто предался [Аллаху].
  82. Когда же настигнет их [Наш] приговор, Мы выведем к ним из земли некое животное, которое провозгласит, что они (т. е. не обратившиеся) не верили в Наши знамения.
  83. [Подумай, Мухаммад,] о том дне, когда Мы соберем из каждой общины толпу из тех, кто отвергал Наши знамения, и распределим их по группам.
  84. Когда они предстанут [перед Аллахом], Он спросит: «Неужели вы отвергли Мои знамения, не постигнув [их смысла] ? Так что же вы делали?»
  85. Падет на них приговор за их бесчинства, и они слова не вымолвят [в оправдание].
  86. Разве они не удостоверились в том, что Мы создали ночь временем отдохновения для них и день - временем освещения [их деяний]? Во всем этом - знамения для верующих.
  87. [Помни, Мухаммад], о том дне, когда прозвучит трубный глас. И тогда устрашатся те, кто на небесах и на земле, кроме тех, к кому благоволит Аллах. И все предстанут перед Ним покорно.
  88. И ты увидишь, что горы, которые ты считал неколебимыми, движутся, словно [легкие] облака, сотворенные Аллахом, который исполнил все в совершенстве. Воистину, Он ведает о том, что вы вершите.
  89. Те, кто предстанет в тот день с добрыми деяниями, будут вознаграждены большим, [чем эти деяния], и не изведают никакого страха.
  90. А те, кто предстанет с дурными деяниями, будут повергнуты в огонь [со словами]: «Так воздается вам по делам вашим!»
  91. [Скажи, Мухаммад]: «Мне велено только поклоняться Господу этого города (т. е. Мекки), который он провозгласил запретным. Все сущее принадлежит Ему, мне же велено предаться [Аллаху]
  92. и возвещать Коран». Тот, кто идет прямой дорогой, идет на пользу себе. А тому, кто сошел [с прямого пути], скажи: «Я - только увещеватель».
  93. [Скажи]: «Хвала Аллаху. Он явит вам Свои знамения, и вы узнаете их. А Господь осведомлен о том, что вы творите».

Перевод смыслов М. – Н. О. Османова

رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَىٰ وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحًا تَرْضَاهُ وَأَدْخِلْنِي بِرَحْمَتِكَ فِي عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ

Rabbi "Awzi`nī "An "Ashkura Ni`mataka Allatī "An`amta `Alayya Wa `Alá Wa A-Dayya Wa "An "A`mala Şāliĥāan Tarđāhu Wa "Adkhilnī Biraĥmatika Fī `Ibādika Aş-Şāliĥīna

«Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов»

Контекст употребления

17. И собраны были к Сулейману (Соломону) его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки.

18. Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман (Соломон) и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого».

19. Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов. Он сказал: «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов».

Дуа царицы из Сабы (Савы)

رَبِّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي وَأَسْلَمْتُ مَعَ سُلَيْمَانَ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

Rabbi "Innī Žalamtu Nafsī Wa "Aslamtu Ma`a Sulaymāna Lillahi Rabbi Al-`Ālamīna

«Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом (Соломоном) Аллаху, Господу миров»

Контекст употребления

42. Когда она прибыла, ей сказали: «Таков ли твой трон?». Она сказала: «Будто это он и есть». Сулейман (Соломон) сказал: «Знание было даровано нам раньше, чем ей, и мы являемся мусульманами».

43. Ей мешало то, чему она поклонялась вместо Аллаха, ведь она принадлежала к неверующему народу.

44. Ей сказали: «Войди во дворец». Увидев его, она приняла его за водную пучину и обнажила свои голени. Он сказал: «Это - отшлифованный дворец из хрусталя». Она сказала: «Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом (Соломоном) Аллаху, Господу миров».

    Смысл этого и подобных аятов, стоящих в самом начале некоторых сур Корана, никому не известен, кроме Всевышнего. Были высказаны некоторые предположения об их значении, но эти суждения не имеют прочной научно-богословской основы.

    Творец трансцендентен и нематериален, но заботится об ограниченных земными законами и пределами людях, низводя на их уровень Свою милость и мудрость, обращаясь к ним и информируя их через Своих избранников из числа самих же людей.

    См. также следующие аяты Св. Корана: 7:108, 20:22, 26:33.

    «Мусе (Моисею) Мы [говорит Господь миров] дали девять очевидных [основных] знамений» (см. Св. Коран, 17:101).

    Другой вариант перевода данной части аята: «[Отправляйся] с девятью [очевидными] знамениями [которые Мы тебе даровали] к фараону и его народу…»

    О тех, кто все-таки преклонил колени перед явными Божьими знамениями, см., например, следующие аяты Св. Корана: 7:119–122, 20:70, 26:46–48.

    Фараон, свита и «непобедимое» войско были потоплены здесь, на земле, и окажутся навечно там, в Аду. Горькая участь и справедливая расплата.

    См. об этом следующие аяты Св. Корана: 7:136, 137.

    Насколько бы это ни было странно, но огромное количество «образованных» и «современных», далеких от «средневековой» религиозности людей не знают, как жить и зачем , а потому в мире невероятно много наркоманов, алкоголиков, казнокрадов, самоубийц, людей, преднамеренно совершающих тяжкие преступления да и просто потерянных, пытающихся пристать то к одному, то к другому берегу в поисках смысла жизни, но каждый раз разочаровывающихся. Божьи пророки и посланники бескорыстно учили других, как жить и зачем, ожидая щедрого воздаяния лишь от Господа. Учили, дабы как можно большее число людей имели возможность стать счастливыми в обоих мирах без ущерба и излишних мучений, страданий, истязаний. Часто можно встретить тех, кто впадает в крайность, кому не хватает знаний и мудрости понять, что Творец не нуждается в их «жертвах», а направляет человека по пути минимальных трений и потерь, к счастью и благополучию, где нет тесноты, тщетной суеты и переполняющих душу ненависти, зависти, где хватит места всем, кто думает не только о себе, но и о других. Таковым, кстати сказать, значительно легче преодолевать лень и неповоротливость, неуклюжесть «толстой жабы» внутри себя, которая мешает всем нам двигаться вперед, преодолевать трудности и достигать высокого, преобразуясь в благородную, позитивную Личность. А ведь каждому из нас следовало бы ее (эту толстую и неуклюжую жабу) растормошить, привести в чувство, в соответствующую «спортивную» форму, дабы со знанием дела и переполняющим нас в каждом прожитом не впустую дне чувством счастья идти не останавливаясь, словами и делами благодаря Того, Кто даровал нам бессчестное количество благ, возможностей, напомню, имеющих ограниченный срок реализации.

    Взглянув сквозь призму сказанного на свою жизнь, которую мы зачастую мало когда ценим (сильно при этом переоценивая временные земные блага), вернемся к двум великим пророкам - Дауду (Давиду) и Сулейману (Соломону), прожившим насыщенную жизнь мирскую и удостоенным бесконечного счастья и благополучия в жизни вечной.

    Смысл именно таков, с нотой скромности.

    Постарайтесь услышать отклик этой молитвы в своем сердце: благодарность , как полноводная река, выходящая из берегов от обильного дождя Божественной щедрости…

    Сулейман (Соломон) был одним из девятнадцати детей Дауда (Давида). Наследование, о котором говорится в аяте, не подразумевает материальные блага. Последние, если имели место, то были распределены поровну, справедливо между всеми детьми.

    Сулейман (Соломон) также, с Божьей на то помощью, имел возможность управлять ветрами и могущественными джиннами. В Коране сказано: «И Мы [говорит Господь миров] подчинили ему (Сулейману) ветер, смирно и спокойно (мягко) движущийся туда, куда он пожелает. И [подчинили ему] джиннов-дьяволят, искусных строителей [возводивших прекрасные здания, архитектурные шедевры, непосильные для человека] и ныряльщиков (джиннов-ныряльщиков) [которые, ныряя на недоступные для людей глубины, доставали драгоценные дары моря]. И [передали под его руководство] других (джиннов), закованных попарно в цепи. Это [предоставленная ему мудрость, знания, а также власть над джиннами, ветром, как и многое другое] - Наш дар. Делись [о Сулейман] с кем пожелаешь [пользуйся этим без ограничений по своему усмотрению], и не будет с тебя спрошено [за то, кому, что и сколько дал, а кому - отказал].

    Воистину, у него (Сулеймана) пред Нами [говорит Творец] особое положение в мирской обители, и прекрасно то, куда он вернется [чего будет удостоен в вечности. Иными словами: сколь бы предоставленные ему возможности в виде власти и богатств ни были безграничны и величественны, они отрицательно никак не повлияли на положение Сулеймана пред Господом миров, ни в мирской обители, ни в вечной]» (см. Св. Коран, 38:36–40).

    Слова «все есть » говорят не столько о том, что у них было абсолютно все, что присутствует на земле, а раскрывают наличие искреннего чувства довольства имеющимся, приумножающего мирские блага и подводящего к вечным. В Коране сказано: «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то нет сомнений, дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и усидчивости], знайте - Мое наказание сурово» (Св. Коран, 14:7).

    Возможности человека огромны, если он не прячет голову в песок.

    Совершение благого является одной из форм благодарности Всевышнему за предоставленные возможности, дары и некоей гарантией сохранения их и приумножения. В Коране сказано: «Зачем Господу наказывать вас, если вы стали благодарны Ему и уверовали. [В ответ на вашу благодарность] Он воздает щедро и обо всем знает» (Св. Коран, 4:147).

    Благочестие - это набожность в сердце и одновременное следование предписаниям Бога. Благочестивый человек всегда добрый, справедливый.

    Замечу, что религиозность человека не подразумевает обязательного наличия в нем благочестия. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие - от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего». См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих».

    Значение слова «салих», примененного в аяте и подразумевающего качество пророков и праведников, по отношению к обычному человеку следующее: он настолько добродетелен, что всегда готов совершать благое, сколь бы «несвоевременным» это для него ни оказалось; не стоящий на месте, а изменяющийся и изменяющий в лучшую сторону. См., например: Аль-Му’джам аль-’араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 744.

    Доволен - значит благодарен , ведь удовлетворенность при неверном подходе тормозит развитие личности, ее рост и в итоге останавливает, включая процесс деградации.

    См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 381, хадис № 2305, «хасан» (часть хадиса); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 36, хадис № 85 (часть хадиса); ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 118 (часть хадиса); Заглюль М. Мавсу’а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 89.

    «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то - нет сомнений - дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность - это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и постоянны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и постоянству], знайте - Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

    Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу’а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».

    Удод - птица с пестрым оперением, веерообразным хохолком и длинным, слегка изогнутым клювом. Уничтожает вредителей-насекомых.

    Во всех тафсирах упоминается, что царицу звали Билькыс.

    Считается легендарной правительницей государства Сабы (Савы), возникшего в X в. до н. э., она также известна как царица Савская. Государство Саба располагалось примерно на территории нынешнего Йемена. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 712.

    См.: Св. Коран, 7:54 и комментарии.

    Ее государственный совет состоял из 312 мужчин, каждый из которых представлял 10 тысяч граждан. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 2. С. 669.

    Тем самым он, Сулейман, без малейших потерь решил убедительно продемонстрировать свое полное превосходство.

    Упоминается, что расстояние меж двух государств превышало 2000 километров, а ее трон находился за семью замками и строго охранялся.

    Бо льшая часть комментаторов склоняется к тому, что это был один из министров и приближенных к Соломону людей.

    В Коране сказано: «Одежда набожности [когда сторонишься явно запретного и делаешь в меру сил и возможностей обязательное пред Богом и людьми] - наилучшее» (см. Св. Коран, 7:26). Это та одежда, которая сокроет изъяны и недостатки, закроет «наготу», «согреет» и обережет.

    Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 114, хадис № 17/111; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1039, хадис № 55–(2577).

    Имеется в виду не духовное родство, а кровное, он был одним из этого народа, местным.

    Они сравнили пророка Салиха и уверовавших вместе с ним с птицей, предвещающей дурное. В их народе существовала примета, что увидеть в полете птицу с определенным образом сложенными крыльями или движущуюся по некой определенной траектории - не к добру...

    Салих же на их реплику ответил: «Ваша птица у Бога», то есть какие-либо происходящие явления, «предзнаменования» не имеют значения в предсказании будущего, все в распоряжении Всевышнего: что определяемо Им, утверждено в качестве наказания, поощрения, испытания, то человек и получает. А потому необходимо иметь верный и позитивный настрой, сопровождаемый правильностью поступков.

    См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 1. Ч. 2. С. 194, хадис № 248 (157).

    Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 77, хадис № 118 (2941); ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 136, хадис № 2251, «сахих».

    См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 384.

Сура 27. Муравьи 1.

(1). Та син. Это - знамения Корана и ясной книги.

2.

(2). руководительство и радостная весть для верующих,

3.

(3). которые выстаивают молитву, и приносят милостыню, и в последнюю жизнь веруют.

4.

(4). Тем, которые не веруют в последнюю жизнь, Мы разукрасили их деяния, и они скитаются слепо.

5.

(5). Они - те, для которых - злое наказание, и в последней жизни они несут больший убыток.

6.

(6). А ты ведь получаешь Коран от мудрого, ведающего.

7.

(7). Вот сказал Муса своей семье: "Я заметил огонь; я приду к вам оттуда с вестью или приду к вам с горящей головней, - может быть, вы обогреетесь".

8.

(8). Когда он подошел к нему, было возглашено: "Благословен тот, кто в огне и кто около него, и хвала Аллаху, Господу миров!

9.

(9). О Муса, поистине, Я - Аллах, великий, мудрый.

10.

(10). И брось свою палку!" Когда же он увидел, что она извивается, как змея, обратился вспять и не возвратился. "О Муса, не бойся, ведь не боятся у Меня посланные, -

11.

(11). а если кто совершит несправедливость, а потом заменит добром после зла, - то ведь Я - прощающий, милосердный!

12.

(12). И вложи руку свою за пазуху, она выйдет белой без всякого вреда, среди девяти знамений к Фирауну и его народу. Ведь они были народом распутным".

13.

(13). Когда же пришли к ним Наши знамения уясняющими, они сказали: "Это - явное волшебство!"

14.

(14). И отрицали их, хотя души их убедились в истинности, по неправедности и превознесению. Посмотри же, каков был конец вносящих порчу!

15.

(15). Мы даровали Дауду и Сулайману знание. И сказали они: "Хвала Аллаху, который дал нам преимущество пред многими из Его рабов верующих!"

16.

(16). И унаследовал Сулайман Дауду и сказал: "О люди, научены мы языку птиц, и даровано нам все! Поистине, это - явное преимущество!"

17.

(17). И собраны были к Сулайману его войска джиннов, людей и птиц, и они распределялись.

18.

(18). А когда они дошли до муравьиной долины, одна муравьиха сказала: "О муравьи, войдите в ваше жилье, пусть не растопчет вас Сулайман и его войска, не замечая этого".

19.

(19). Он улыбнулся, засмеявшись от ее слов, и сказал: "Господи, внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты ниспослал мне и моим родителям, и чтобы я делал благо, которое Тебе угодно, и введи меня Твоей милостью в число рабов Твоих праведных!"

20.

(20). И он стал разыскивать птиц и сказал: "Почему это я не вижу удода? Или он отсутствует?

21.

(21). Я накажу его наказанием сильным, или убью его, или он придет ко мне с явной властью".

22.

(22). Тот пробыл недолго и сказал: "Я узнал то, чего ты не знаешь, и пришел к тебе от Сабы с верным известием.

23.

(23). Я нашел женщину, которая ими правит, и даровано ей все, и у нее великий трон.

24.

(24). Я нашел, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха, и сатана разукрасил им их деяния и отвратил их с пути, и они не идут прямо, -

25.

(25). чтобы они не поклонялись Аллаху, который выводит скрытое в небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что обнаруживаете.

26.

(26). Аллах - нет божества, кроме Него, Господь трона великого!"

27.

(27). Он сказал: "Мы посмотрим, сказал ли ты правду, или ты лжец.

28.

(28). Ступай с моим письмом этим и брось его им, а потом отвернись от них и посмотри, что они возразят".

29.

(29). Она сказала: "О знать, брошено мне письмо почтенное.

30.

(30). Ведь оно от Сулаймана, и ведь оно во имя Аллаха милостивого, милосердного.

31.

(31). "Чтобы вы не превозносились предо мною, и приходите предавшимися".

32.

(32). Она сказала: "О знать, дайте мне решение в моем деле, я не могу решить дело, пока вы не будете при мне".

33.

(33). Они сказали: "Мы обладаем силой и обладаем великой мощью, а власть у тебя. Смотри же, что ты прикажешь".

34.

(34). Она сказала: "Цари, когда входят в селение, губят его и делают славных из его жителей униженными - и так они поступают.

35.

(35). и я пошлю им подарок и посмотрю, с чем вернутся посланные".

36.

(36). Когда же он пришел к Сулайману, он сказал: "Разве вы мне помогаете богатством? Ведь то, что даровал мне Аллах, лучше того, что даровал вам. Только вы своим дарам радуетесь.

37.

(37). Вернись к ним, а мы придем к ним с войсками, против которых им не устоять, и выведем их оттуда униженными, и будут они ничтожны".

38.

(38). Он сказал: "О знать, кто из вас придет ко мне с ее троном, прежде чем они придут ко мне покорными?"

39.

(39). Сказал Ифрит из джиннов: "Я приду к тебе с ним, прежде чем ты встанешь со своего места; я ведь для этого силен и верен".

40.

(40). Сказал тот, у которого было знание из книги: "Я приду к тебе с ним, прежде чем вернется к тебе твой взор". Когда же он увидел его утвердившимся у себя, то сказал: "Это - из милости Господа моего, чтобы испытать меня - буду ли я благодарен или неверен. Кто благодарен, тот благодарен для самого себя, а кто неверен - Господь мой богат, милостив".

41.

(41). Он сказал;"Измените для нее ее трон; посмотрим, найдет ли она прямой путь или будет из тех, кто не идет прямым путем".

42.

(42). А когда она пришла, ей сказали: "Таков ли твой трон?" Она сказала: "Как будто бы это он. Нам было даровано знание до этого, и мы стали покорными".

43.

(43). Ее отвратило то, чему она поклонялась вместо Аллаха; поистине, она была из народа неверного!

44.

(44). Ей сказали: "Войди во дворец!" Когда же она увидела его, приняла за водяную пучину и открыла свои голени. Он сказал: "Ведь это дворец гладкий из хрусталя".

45.

Она сказала: "Господи, я обидела сама себя и предалась вместе с Сулайманом Аллаху, Господу миров!"

46.

(45). Мы послали к самудянам брата их, Салиха: "Поклоняйтесь Аллаху!" Но вот - их две партии, которые враждуют.

47.

(46). Он сказал: "О народ мой! Почему вы ускоряете злое раньше доброго? Отчего вам не попросить у Аллаха прощения? Может быть, вы оказались бы помилованными!"

48.

(47). Они сказали: "Мы по птицам судили о тебе и о том, кто с тобой". Он сказал: "Птица ваша у Аллаха. Да, вы народ испытываемый!"

49.

(48). А было в городе девять человек, которые на земле распространяли нечестие, а не благо.

50.

(49). Они сказали: "Поклянитесь Аллахом друг другу, мы ночью нападем на него и его семью, а потом мы скажем его заступнику: "Мы не были при гибели его семьи, и мы говорим правду".

51.

(50). Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали.

52.

(51). Посмотри же, каков был конец их хитрости! Мы погубили их и их народ - всех.

53.

(52). И вот - это дома их, разрушенные за то, что они были несправедливы. Поистине, в этом - знамение для людей, которые знают!

54.

(53). И спасли Мы тех, которые уверовали и были богобоязненными.

55.

(54). И Лута... вот сказал он своему народу: "Неужели вы будете совершать мерзость, когда вы видите?

56.

(55). Неужели вы будете приходить к мужчинам по страсти вместо женщин? Да, вы народ невежественный!"

57.

(56). И ответом народа его было то, что они сказали: "Выведите род Лута из вашего селения: ведь они - люди которые хотят быть чистыми".

58.

(57). Мы спасли его и его семью, кроме его жены, которую мы сделали оставшейся.

59.

(58). И пролили Мы на них дождь; и плох дождь тех, кого увещали!

60.

(59). Скажи: "Хвала Аллаху, и мир над Его рабами, которых Он избрал! Аллах лучше ли или то, что вы делаете Его сотоварищами?

61.

(60). Тот ли, кто создал небеса и землю и низвел вам с неба воду, и Мы вырастили ею сады, обладающие блеском, - вы не в состоянии были вырастить их деревья? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, они люди уклоняющиеся!

62.

(61). Тот ли, кто сделал землю твердой, и устроил в расщелинах ее каналы, и устроил для нее прочно стоящие, и устроил между двумя морями преграду? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, большинство их не знает!

63.

(62). Тот ли, кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас наместниками на земле? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Мало вы вспоминаете.

64.

(63). Тот ли, кто сведет вас во мраке суши и моря и кто посылает ветры радостной вестью пред Своим милосердием? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Превыше Аллах того, что Ему присоединяют!

65.

(64). Тот ли, кто впервые начал творение, а потом возобновляет его, и кто питает вас с неба и земли? Или какой-то бог вместе с Аллахом?" Скажи: "Дайте ваше доказательство, если вы говорите правду!"

66.

(65). Скажи: "Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха, и не знают они,

67.

Когда будут воскрешены!"

68.

(66). Да, распространилось их знание на будущую жизнь - да, они в колебании относительно нее, да, они слепы!

69.

(67). И говорят те, которые не веруют: "Разве когда мы станем прахом и отцы наши, разве мы будем изведены?

70.

(68). Было уже обещано это нам и нашим отцам раньше. Это только сказки первых!"

71.

(69). Скажи: "Ступайте по земле и посмотрите, каков был конец грешников!"

72.

(70). И не тоскуй по ним и не будь в стеснении от того, что они замышляют.

73.

(71). Они говорят: "Когда это обещание, если вы говорите правду?"

74.

(72). Скажи: "Может быть, идет уже вслед за вами кое-что из того, с чем вы торопите".

75.

(73). И поистине, твой Господь - обладатель милости к людям, но большинство их неблагодарны!

76.

(74). И поистине, твой Господь знает, что скрывают их груди и что обнаруживают!

77.

(75). Нет ничего скрытого ни на небесах, ни на земле, чего бы не было в ясной книге.

78.

(76). Поистине, этот Коран повествует сынам Исраила большую часть того, в чем они расходятся.

79.

(77). И поистине, он - руководительство и милость для правоверных.

80.

(78). Поистине, твой Господь решит между ними Своим судом. Он - великий, ведущий!

81.

(79). Полагайся же на Аллаха, ведь ты у явной истины!

82.

(80). Поистине, ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь слышать глухих зов, когда они обратятся вспять.

83.

(81). И ты не выведешь на прямой путь слепых от их заблуждения. Ты заставишь слышать только тех, кто верует в Наши знамения, а они - предавшиеся.

84.

(82). А когда падет на них слово, Мы выведем им животное из земли, которое заговорит с ними - люди, которые не были убеждены в Наших знамениях.

85.

(83). В тот день, когда Мы соберем из каждого народа толпу из тех, кто считал ложью Наши знамения, - и вот они распределены.

86.

(84). А когда они пришли, сказал Он: "Разве вы считали ложью Мои знамения, не обнимая их знанием, или что вы делали?"

87.

(85). И пало на них слово за то, что они были несправедливы, и они не говорят.

88.

(86). Разве они не видели, что Мы сделали ночь, чтобы они отдыхали во время нее, а день - освещающим. Поистине, в этом - знамения для людей верующих!

89.

(87). И в тот день, когда затрубят в трубу и устрашатся те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах, и все придут к Нему с унижением.

90.

(88). И ты увидишь, что горы, которые ты считал неподвижными, - вот они идут, как идет облако по деянию Аллаха, который выполнил в совершенстве все. Поистине, Он сведущ о том, что вы творите!

91.

(89). Кто приходит с хорошим, тому - еще лучшее и они в тот день от всякого страха в безопасности.

92.

(90). А кто приходит с дурным, - лики тех повергнуты в огонь. Разве вам не воздается только за то, что вы делали?