Мозг не запоминает информацию. Как работают основные механизмы памяти. Мы лучше запоминаем то, что видим

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. Давайте попробуем разобраться, как человек запоминает.

В мы разобрались, что память активный процесс, при котором отбираются наиболее важные данные и сохраняются в кодированной форме. Хотя есть мнение, что мы запоминаем всю информацию, поступающую на наши органы чувств, но, к сожалению не все можем вспомнить или не знаем, как это сделать. Но давайте к этому вопросу вернемся позже, а чтобы не пропустить, кому это будет интересно, подписывайтесь на RSS . А пока продолжим.

Итак, что же происходит во время запоминания? А происходит следующее: наш мозг получает информацию, кодирует и складирует ее, а затем при необходимости восстанавливает. И самое интересное то, что основные проблемы с памятью возникают на этапе восстановления информации, которые в большинстве случаев связаны с проблемами в кодировании, что в свою очередь может проистекать от сбоев в восприятии информации или неправильном складировании.

Наша память в каком-то смысле похожа на библиотеку, хранящая всю поступающую в мозг информацию. Для того чтобы наше представление о памяти было максимально близко к естественному положению вещей нужно, помимо материального воплощения библиотеки учитывать и принципы ее функционирования.

Для этого рассмотрим с вами следующий пример. В библиотеке любой пользователь, в случае если затрудняется найти нужную ему книгу, может обратиться к библиотекарю и получить необходимые указания. Поскольку библиотечные работники поддерживают там определенный порядок, они могут дать совет, где можно найти интересующую вас информацию. Продолжая сравнивать память с библиотекой, для долговременной памяти мы отведем шкафы и стеллажи. В роли библиотекаря у нас выступают активные механизмы памяти. Столом, за которым библиотекарь знакомится с новыми книгами, будет кратковременная память. Здесь происходит ее классификация и определение места на стеллаже долговременной памяти. Активные механизмы памяти, также как и библиотекарь, никогда не размещает информацию на стеллажах долговременной памяти , если она не прошла обработку за столом. Но рабочий стол имеет ограниченные размеры, а кратковременная память ограниченные возможности. Чтобы освободить место для новой информации библиотекарь должен регулярно очищать стол, упорядочивая поступающую информацию и освобождаясь от ненужных компонентов. После проведения таких работ часть материалов систематизируется и размещается на стеллажах, а часть материала неизбежно попадает в корзину. То есть библиотекарь – это тот механизм, который отбирает и кодифицирует полезную и необходимую информацию, облегчая ее дальнейший поиск. И секрет функционирования нашей памяти скрыт именно в работе библиотекаря: он знает какую информацию оставить и куда ее деть.

В один прекрасный день в библиотеку прибывает серия книг, которые нужно определить на хранение. Подготовив для работы необходимые материалы: инвентарь книг, правила каталогизации, этикетки библиотекарь приступит к работе с новыми книгами. Проведя классификацию, он расклеит все необходимые этикетки и расставит их на стеллажи. По этим этикеткам в дальнейшем библиотекарь может легко и быстро найти необходимую книгу.

Но есть и обратная сторона этого процесса, если на рабочем столе беспорядок или книг очень много, то какие-то книги могут просто упасть со стола и затеряться. У библиотекаря может не хватить времени на анализ информации и наклейку этикеток и он, чтобы освободить рабочий стол, поместит книги на стеллаж без квалификации, что затруднит их поиск. Ну и в худшем случае библиотекарь просто выбросит некоторые книги, посчитав их не интересными.

Как и в случае с библиотекой, для хорошей памяти мало только составления каталога поступающей информации, необходим еще и полноценный доступ к ней. То есть, нужен библиотекарь, способный анализировать информацию, снабжать ее этикетками и быстро находить ее на огромном складе информации нашей памяти . Таким образом, мы с вами приходим к выводу, что не размер библиотеки, не количество информации не влияет на эффективность библиотеки нашей памяти . А влияет на нее именно библиотекарь умеющий квалифицировать и складировать информацию. И чем качественнее и эффективнее работает библиотекарь, тем легче в дальнейшем найти книги. И по аналогии: хорошая память кроется в хорошей квалификации, кодификации и складировании.

А что вы думаете о такой аналогии? Насколько она адекватна?

Задумывались ли вы когда-нибудь, как важна память? Она, как ни удивительно, работает довольно хорошо без каких-либо усилий с нашей стороны. Но чтобы понять, как мы запоминаем одно и забываем другое, нужно разобраться в работе мозга. В книге «Как запоминать (почти) все и всегда» издательства МИФ есть достаточное простое описание процессов, происходящих в нашей голове.

Автор поясняет, что человеческий мозг размером и формой похож на два кулака взрослого человека, поставленных вместе. Он разделен на два полушария, которые соединяются так называемым мозолистым телом. Обе половинки мозга выполняют разные функции. И вот странный факт: ЛЕВАЯ половина нашего мозга контролирует ПРАВУЮ половину тела, а ПРАВАЯ половина мозга контролирует ЛЕВУЮ часть тела. Это известно, так как у людей, пострадавших от травмы или инсульта (кровоизлияния) в одном из полушарий мозга, всегда страдает противоположная сторона тела. Особая часть мозга носит название гиппокамп. Он жизненно важен для краткосрочной памяти. За долговременную память отвечает кора головного мозга.

Слова и значения обычно хранятся в левом полушарии мозга, а мелодии и изображения по большей части - в правом. Это известно благодаря изучению людей, мозг которых был поврежден. Один человек, перенесший инсульт в левом полушарии, был неспособен говорить, но по-прежнему мог петь!

Большинство людей помнят очень мало из происходившего с ними до пяти лет. Крайне необычно припоминать события из возраста меньше трех. Это вовсе не означает, что двухлетние дети не помнят ничего. Например, большинство двухлеток, если им обещали подарок, запомнят это и будут часто напоминать об этом родителям; но их воспоминания не сохранятся надолго. Даже когда дети подрастают, их воспоминания очень короткие. Некоторые длятся лишь 10 секунд - ровно столько, сколько надо, если вы не стремитесь запомнить что-то навсегда.

Почему люди забывают? Ученые провели множество исследований на эту тему, ведь известно, что с возрастом люди начинают забывать все чаще и чаще. Забывание кажется очень плохой вещью, но это не так. На самом деле, отсутствие способности забывать некоторые вещи стало бы настоящей проблемой. Если бы вы ничего не забывали, то легко могли бы запутаться в воспоминаниях. Предположим, вы ходите в магазин каждую неделю. Через какое-то время в вашей голове оказалось бы слишком много списков покупок, и мозг переполнился бы. Забывать полезно, это помогает удалить все лишнее и сконцентрироваться на действительно важном. Иногда вы сознательно можете желать избавления от воспоминаний, болезненных или вызывающих печаль.

Люди забывают информацию, если хранят ее, но никогда не используют. Возможно, вам известно, что морская свинка по-французски - cobaye. Не исключено также, что вы узнали это только сейчас. Существует также вероятность, что эта информация никогда больше вам не понадобится. Естественно, что скоро это слово исчезнет из вашей памяти. Чтобы память сохранялась, вам нужно упражнять ее очень часто.

Тревога или печаль способствуют забывчивости. Чем больше вы волнуетесь о своей плохой памяти, тем хуже она становится. Один из секретов запоминания - научиться расслабляться и не думать слишком усердно!

Иногда желание заставить мозг работать может завести слишком далеко. Американец Уильям Джеймс Сайдис был сыном психолога из Гарвардского университета. С раннего возраста его тренировали запоминать и учиться. К семи годам Вильям окончил восемь лет школьного обучения за шесть месяцев и изучил пять языков! Он поступил в Гарвардский университет, окончил его с высшими оценками и стал университетским лектором в возрасте 14 лет. Однако в 25 лет он работал обычным бухгалтером. Когда его спросили, почему так, он ответил: «Я счастлив. Эта работа позволяет мне забывать».

В любом случае помните, что у вас в голове - удивительная машина для запоминания, которая только и ждет возможности попрактиковаться. Кстати, в книге «Как запоминать (почти) все и всегда» огромное количество упражнений и хитростей для быстрого запоминания.

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

Память - область парадоксов

Принципиально память устроена очень просто. Непонимание её механизмов часто связано с недопониманием того, что является информацией для мозга.

В свое время я изучил большое количество литературы по психологии и нейрофизиологии памяти, и вот что удивительно: никому не удается найти место локализации информации в мозге. Никто не может коротко и ясно ответить на вопрос: "Как и где хранится информация в голове?"

Следуя простой логике, я пришел к выводу: если никто не может найти информацию в мозге, значит, её там нет!

Это и есть главный секрет памяти. Мозг вообще не запоминает то, что вы привыкли называть словом "информация". Мозг запоминает что-то совершенно другое, на что мы обычно не обращаем своего внимания.

Давайте разберемся, какая вообще бывает информация?

Продукт деятельности мозга

Есть информация, как продукт деятельности мозга человека. Такая информация создается мозгом и не существует в природе. Ее нет без человека. Что это за информация? Прежде всего, это слова. Мозг способен создавать слова, и вы можете записать эти слова на бумаге, сохранить в виде книг, файлов, магнитофонных записей.

Мозг способен создавать образы. Вы можете зафиксировать созданные мозгом образы на бумаге карандашом или красками. Ваши потомки смогут увидеть продукт деятельности вашего мозга.

Мозги некоторых представителей человечества способны создавать музыку. Музыку можно сохранить, записав ее на бумаге нотами или сразу на магнитофон или даже на лазерный компакт диск.

К этому виду информации следует отнести и то, что вы обычно и называете информацией для запоминания: это всё что содержится в учебниках и в ваших записных книжках. Все эти тексты, даты, формулы кто-то придумал, следовательно, вся эта информация является продуктом деятельности большого количества мозгов.

Вся эта информация никак не фиксируется мозгом. Ее нет в мозге. Ни в каком виде. Ее нет в мозге не только в виде слов и образов. Ее нет в мозге вообще, даже в виде электрических импульсов.

Объекты окружающего мира

Другой вид информации - это объекты окружающего мира. Объекты окружающего мира излучают в пространство физические и химические СИГНАЛЫ, которые, воздействуя на ваш мозг через разные каналы восприятия (глаза, уши и прочее), отражаются в вашем мозге (НО СОВСЕМ НЕ ТАК, КАК В ФОТОАППАРАТЕ НА ПЛЕНКЕ).

Этот вид информации мозгом также не запоминается. Когда вы смотрите на объект, вы видите (отражаете) его, но он (сам объект) вашим мозгом не запоминается.

Я понимаю, что это звучит парадоксально и вызывает внутреннее сопротивление, и даже негодование. Ведь вы можете закрыть глаза и вспомнить огромное количество образов! Мои высказывания противоречат вашему опыту. Это и есть так называемая область парадокса. Явление памяти действительно очень парадоксально, то есть противоречит тому, что вы ощущаете и тому, чему вас учили в школе, и, может быть, даже на психологическом факультете. Но чтобы разобраться в памяти и в мнемотехнике, вам придется сломать этот барьер непонимания.

Связи, связи и только связи...

Существует третий вид информации , о котором почему-то часто забывают. Когда философы древности говорили, что информация существует всегда, везде и обо всем, они не имели в виду слова и образы, телефоны и даты; они не имели в виду объекты, которые отражает наш мозг. Они подразумевали под информацией СВЯЗИ.

Третий вид информации - это связи. Связи между объектами, явлениями и событиями окружающего мира. Действительно, такая информация объективно существует всегда, везде и обо всем.

Листья растут на ветках. Солнце светит на небе. Рыба плавает в воде. Когда сверкает молния, скоро прогремит гром. Если идет дождь, то одежда промокнет. Если у человека насморк, то он болен. Речевая конструкция "Если..., то..." как раз и отражает анализируемый сейчас вид информации - СВЯЗИ. "Если ветка, то листья". "Если сахар, то сладкий". "Если огонь, то ожог".

Этот вид информации очень важен для нас, потому что мозг запоминает именно этот вид информации. Мозг запоминает связи. Когда вы видите на столе вазу с розой , ваш мозг запоминает связь между образами "ваза", "роза" и "стол". Сами образы мозг НЕ ЗАПОМИНАЕТ.

Откуда же берутся воспоминания?
Мы ведь помним образы и слова?

С иллюстрацией простых принципов памяти вы сталкиваетесь на кухне каждый день. Скажите, откуда берется отдергивание руки, когда вы дотрагиваетесь до горячего чайника? Что за глупый вопрос? Отдергивание ниоткуда не берется. Просто тепло воздействует на рецепторы кожи, срабатывает СВЯЗЬ и рука автоматически отдергивается. Аналогично работает и воспроизведение образов. Когда вы видите вазу, она воздействует на ваши глаза, срабатывают СВЯЗИ и в мозге появляются образы "роза" и "стол". Когда вы слышите слово "кошка", оно воздействует на ваши уши, срабатывают СВЯЗИ и в мозге появляется образ кошки.

Мозг не является хранителем информации в привычном смысле этого слова. Мозг способен сохранять только СВЯЗИ. В отношении любой другой информации (слова, образы, музыка, телефонные номера и т.д.) мозг является ГЕНЕРАТОРОМ ИНФОРМАЦИИ. Словосочетание "генератор информации" звучит непривычно. Но именно такое устройство находится в вашей черепной коробке.

Для того чтобы электрический генератор начал создавать электрическую энергию, его необходимо вращать. Для того чтобы мозг начал создавать образы и слова, в мозг должны поступать сигналы (стимулы). Самые разнообразные стимулы, попадающие в мозг, заставляют срабатывать ранее образованные связи, по которым мозг создает (генерирует) информацию: образы, слова, движение.

Простейший вид связи - рефлекс - всем хорошо знаком со школьной скамьи. Чтобы рефлекс сработал - обязателен стимул на входе системы. Память человека работает по принципу "Стимул - реакция" (S-R).

Из этого простого анализа видно, что попытка запоминать телефонные номера и исторические даты в их обычном виде - совершенно бессмысленное занятие. Мозг в принципе не способен на такое. Необходимо научиться запоминать связи, существующие в телефонных номерах и исторических датах. По этим связям мозг будет генерировать необходимые нам сведения.

Рассмотренные виды информации - объекты окружающего мира и продукты деятельности мозга - содержат в себе связи. Связи есть в яблоке. Связи есть в телефонном номере и исторической дате. Что является первичным - объект или связи, находящиеся в нем? Это сложный философский вопрос. Поэтому пропустим его. Для нас главное то, что мозг фиксирует только связи. Остальное - не имеет значения для запоминания.

Из того, что мозг способен фиксировать только связи, следует логический вывод о том, что если в мозг не будут поступать стимулирующие сигналы, то мозг не будет генерировать информацию, то есть процесс припоминания становится невозможным. Рефлекс отдергивания руки не сработает, пока вы не дотронетесь до горячего предмета. Вы не будет чихать, пока в нос не попадет пылинка. Вы можете даже не подозревать о заложенных в вас (генетически) программах реагирования, пока не столкнетесь с определенной стимулирующей ситуацией.

Чуть позже вы познакомитесь с двумя способами фиксации связи мозгом. Однако уже сейчас следует заметить, что на связи, образуемые вашим мозгом, накладывает сильный отпечаток стимуляция, поступающая в мозг от тела и внутренних органов. Эти стимулы являются фоновой частотой, с которой смешиваются любые другие поступающие в мозг стимулирующие сигналы. Теоретически из этого следует, что изменение чувствительности тела сделает невозможным генерацию информации по связям, которые образовались при нормальной чувствительности тела. И практически так оно и есть. Если человеку резко изменить чувствительность тела, то наступит амнезия - провал в памяти.

Когда кто-то здорово переберет со спиртным на вечеринке, ощущение собственного тела и работа анализаторных систем меняется. И когда к человеку вернется его нормальное состояние, он не сможет вспомнить того, что происходило с ним, когда чувствительность тела была изменена под воздействием алкоголя. Связи запускаются стимулами. Но таких стимулов, какие были в состоянии опьянения, в трезвом состоянии человек получить не может. Связи не могут срабатывать без стимулов. Эти связи оказываются как бы изолированными, заблокированными. Наступает амнезия - провал в памяти. Как в таком случае вспомнить то, что было. Нужно ввести свое тело в то же состояние, в котором происходило запоминание (образование связей).

Интересно в амнезиях то, что практически каждый человек регулярно подвержен незначительным потерям памяти. Но мы не в состоянии их заметить, потому что трудно вспомнить сам факт забывания. Механизмы амнезий - предмет пристального внимания психологов. Многие работы психологов по теме "память" посвящены этому сложному вопросу.

На связи памяти с ощущениями от тела построена система подготовки актеров Станиславского. Он называет это "Метод физических действий". Чтобы избавиться от ненужного поведения, выработать новое поведение, изменить свою личность, Станиславский рекомендует проделывать соответствующие физические действия. Физические действия ведут к быстрому изменению чувствительности тела. Тело начинает "подавать" в мозг другие сигналы. Под воздействием измененной стимуляции срабатывают другие связи, то есть активизируется ранее заблокированные "пласты" памяти. И блокируются ранее активные (в данный момент - ненужные).

Так, чтобы изменить свой характер, привычки и отношение к другим людям, достаточно буквально три-четыре дня заниматься бегом, физкультурой и силовой тренировкой. Изменения будут настолько заметными, что люди, которые вас знают, почувствуют это и скажут вам об этом. Изменение вашего поведения автоматически повлечет к изменению отношения к вам со стороны других людей.

Понимание того, что истинной информацией являются СВЯЗИ, и что мозг ничего кроме связей запоминать не может, дает ключ не только к правильной технике запоминания, но и объясняет временные и постоянные потери памяти, постгипнотические внушения, резкие изменения личностей у одного человека, плавное изменение характера, а также механизмы заболевания памяти.

Понятие "память" - является центральным в психологии. Осознание механизмов фиксации связей мозгом и механизмов генерации информации под воздействием стимулов, дает возможность понять и другие процессы, происходящие в мозге, например, механизмы мышления и понимания речи.

Что запоминает мозг

  • Мозг способен запоминать только связи.
  • Процесс образования связи в мозге называется процессом "Память".
  • Мозг является генератором информации. Генерация (припоминание) осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов.
  • Без стимуляции мозг не может создавать информацию. Изоляция органов чувств (сенсорная депривация) ведет к "зависанию" памяти и к расстройству деятельности всего мозга.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».