Белые и черные евнухи. Белые и черные евнухи Множество евнухов молодых толстых заблудился

Е внухи являлись идеальными служителями гарема, используемыми из простой предосторожности: чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего хозяина. Но была и еще одна причина.

Главным преимуществом евнухов являлось отсутствие женских и мужских признаков пола и полная нейтральность в сексуальном отношении. Гарем по существу своему был огромной женской армией, ведущей непрерывные тайные войны, и руководить ею не могли ни мужчина, ни женщина, которых лишали беспристрастности присущие обоим полам эмоции. И те и другие неминуемо погибли бы, а евнухи выживали. Они идеально подходили к руководству сложной системой гарема и по положению своему становились самыми могущественными лицами государства.

Османская империя: от гарема до профсоюза

Кастрированных стражей, евнухов (от греч. Eunuchos - «блюстители ложа»), у владыки османов имелась целая армия, численность которой в разные времена колебалась от 600 до 800 человек…

Для кастрации использовалось несколько способов, сам же метод превращения мужчины в бесполое существо держался в глубокой тайне, но известно, что после принудительной кастрации, многие погибали, теряя жизнь от потери крови и антисанитарных условий, в которых осуществлялась «операция». Случалось, что некоторые мужчины не выдерживали ужаса превращения их в бесполые существа и сходили с ума.

Известны три способа кастрации: полное отрезание яичек и пениса; отрезание пениса; удаление только яичек. Первый тип евнуха считался самым надежным, другие два нет, поскольку у них еще могло пробуждаться сексуальное желание.

Внешний облик евнухов, подвергнутых самому радикальному способу кастрации, был жалок. Их тело с годами становилось дряблым и толстым, голос - писклявым, исчезал волосяной покров, по характеру они приближались к женщинам. Старели евнухи очень рано и в 40 лет уже казались шестидесятилетними… Мучительным последствием кастрации было недержание мочи, и, как утверждали очевидцы, приближение евнуха всегда можно было узнать издалека по сильному аммиачному запаху, исходящему от него. Для того чтобы помочиться, употреблялась серебряная трубочка, которую евнухи носили в своих тюрбанах.

Утрату любовных наслаждений стражи гарема восполняли другими радостями жизни. Они были тонкими гурманами, получали удовольствие от музыки и танцев, любили слушать сказки и пение соловьев, считаясь наиболее тонкими ценителями этого любимца гарема. Чтобы заглушить тоску и восполнить «пустоты тела», евнухи иногда использовали легкие дурманящие средства - кальяны с примесью опия…

Считалось, что отрезанные пенисы вырастали снова, поэтому обычно все евнухи периодически обследовались врачом. В стражи гарема предпочитали брать кастратов с отталкивающей внешностью, и это было объяснимо. Те, у кого был оставлен пенис, могли испытывать половое влечение и заниматься любовью, достигая в этом искусстве необыкновенных высот, особенно в оральном сексе. Прелесть же любовных отношений с евнухами состояла еще и в их полной безопасности, ведь от кастратов невозможно забеременеть…

В Турцию обычай держать в услужении евнухов проник из Византии. А в оттоманском гареме евнухи появились во времена султана Мехмеда Завоевателя. Сперва гарем охранялся белыми евнухами, поставляемыми с Северного Кавказа, из Армении и Грузии, но никогда ими не могли быть турки, так как мусульманам кастрация запрещена Кораном. С 1582 года, когда султан Мурад III (1574-1595) назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу, в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы). Оказалось, что белые мальчики тяжелее переносят кастрацию, черных же выживало значительно больше … Чернокожие евнухи были предпочтительнее белых и по другой причине. Бытовало мнение, что евнухи все же способны к зачатию, а рождение черного ребенка у одалиски сразу же укажет на его незаконное происхождение.

При поступлении в гарем евнухи получали новые имена - названия цветов. И огромные, уродливые стражи звались нежными гвоздиками, розами, нарциссами и гиацинтами. Считалось, что это наиболее приличествует тем, кто охраняет «чистых и благоуханных» жен султана.

У евнухов, как у всех служителей гарема, была своя иерархия и обязанности. Белым евнухам с капу-ага во главе вменялась наружная охрана гарема и покоев султана, в женские помещения им входить запрещалось. Покои черных евнухов, которые занимались воспитанием и обучением наследных принцев, отличались своим убранством и роскошью от жилых помещений иных черных евнухов…

Евнухи были неплохо обеспечены, получая жалованье в размере от 60 до 100 акче в день и отдельное годовое содержание. Существенной добавкой к этому были дары от других дворцовых служб. Имелись у них и свои негласные статьи дохода. Евнухи составляли особое торговое товарищество, устанавливая цены на нужные гарему товары и драгоценности, закупали их у купцов и перепродавали женщинам гарема.

Евнухи были самыми большими взяточниками в Османской империи, где царила поистине чудовищная коррупция. Получали подарки не только от своего повелителя, но и от просителей. Фаворитки султана могли повлиять на решение того или иного вопроса в пользу просителя. Но «выйти» на них можно было за хорошую мзду, врученную евнухам, которые создали сложную систему отношений с внешним миром.

Комичный случай произошел с Михаилом Илларионовичем Кутузовым, будущим фельдмаршалом и победителем Наполеона в кампании 1812 года. Прибыв в качестве главы дипломатической миссии в Стамбул, он собрал информацию о приметах и пристрастиях фавориток султана и, наладив отношения с евнухами, проник в Великий сераль. Знаменитый полководец был человеком мужественным и рискнул один войти в сад гарема. Там, владевший турецким языком, Кутузов красноречием и драгоценными украшениями, точно рассчитанными на вкус каждой высокопоставленной дамы, покорил их. О продолжительной беседе с «розами султана» стало известно, Стамбул был потрясен, и испуганный главный евнух, оправдываясь перед султаном Селимом III, был вынужден назвать бравого военного и отца семейства Кутузова главным евнухом императрицы Екатерины II! Это вызвало бурю веселья в русской миссии, но главное было сделано: все вопросы улажены за неделю, а полученные условия мира чрезвычайно выгодны для России.

Мечта и вершина карьеры евнуха - должность кизлярагасы. В его руках была сосредоточена огромная власть, а официальное положение могло быть приравнено к положению премьер-министра европейского двора. Он являлся главнокомандующим дворцовой стражи, круг его обязанностей был чрезвычайно широк, а влияние огромно. Кизлярагасы выступал главным свидетелем на свадьбе султана и его детей, проводил церемонии обряда обрезания и помолвки, объявлял принцу о смерти отца или о его отречении. Он же отвечал за продвижение по иерархической лестнице гарема женщин и евнухов, и их карьера во многом зависела от его расположения. В обязанности кизлярагасы входила также защита женщин гарема и поставка туда новых одалисок.

Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сделать это через главного евнуха, что, учитывая обычай даров, обогащало его безмерно, а право личного доклада султану и частые встречи с ним давали возможность приумножить состояние за счет других придворных, и кизлярагасы являлся одним из самых богатых людей империи османов. Он был и одним из самых доверенных людей султана. Именно кизлярагасы провожал одалиску в спальню султана. Если же ночью в гареме происходило что-либо чрезвычайное, то только главный черный евнух мог войти туда. Фигура черного евнуха была не только могущественной, но и грозной и зловещей. Он объявлял приговоры женщинам гарема и отводил осужденных к палачу, а когда несчастных топили в море, сам надевал на них кожаные мешки.

«Однажды вечером я покидал дом одного богатого мусульманина, одна из четырех жен которого страдала болезнью сердца. Это был уже мой третий визит, и, как обычно, мой уход, так же как и приход в дом, происходил в присутствии рослого евнуха, шедшего впереди меня и громко повторявшего "Женщины, удалитесь!”, чтобы дамы гарема и невольницы-женщины знали о присутствии постороннего и могли скрыться.

Выйдя во двор, евнух оставил меня одного, предоставив покинуть дом самостоятельно. Едва я собрался отворить входную дверь, как почувствовал прикосновение чьей-то руки: я обернулся и увидел стоящего рядом евнуха миловидной внешности лет восемнадцати или двадцати. Он стоял и молча смотрел на меня глазами, полными слез.

Он продолжал молчать, и я спросил, чем могу ему помочь. Он еще помолчал в нерешительности, потом с жаром схватил мою руку и заговорил сдавленным от волнения голосом, в котором звучало отчаяние: "Доктор, вы знаете лекарства от всех недугов.

Скажите, есть средство, чтобы помочь моей беде?” Мне не передать словами, как подействовала на меня его горячая мольба. Мне хотелось что-то сказать ему, но слова застревали в горле. Не зная, что сказать и как поступить, я просто открыл дверь и вышел вон. Но всю ночь и много ночей потом в ушах звучал его печальный голос и, признаюсь, не раз это воспоминание вызывало у меня слезы. Эдмондо де Амичис, "Константинополь” (1896).

А вот что пишет Алев Литлэ Крутье, французская писательница выросшая в Турции:

«В конце сороковых годов еще маленькой девочкой я жила в Измире в большом пятиэтажном доме, где когда-то размещался гарем одного паши, и знала там евнуха. Звали его Сулейман-ага. Это был человек с кожей цвета шоколада и без единого волоска на лице, так что выглядел он моложе своих лет.

У него всегда для меня находился какой-нибудь подарок. Я не помню, что это были за подарки, но один запомнила очень хороши. Я сидела у него на коленях, он своими темными и толстыми пальцами взял мой мизинец и надел на него колечко с ярким красным камешком. Потом еще одно великолепное колечко с прозрачным камешком надел на безымянный пальчик. Следом и средний палец получил колечко с зеленым камешком. Затем указательный палец - колечко с голубым камнем и большой палец - с розовым. Каждое колечко он очень медленно доставал из своего кармана, внимательно следя за моим выражением лица и явно наслаждаясь зрелищем. С тех пор ни один человек больше так меня не баловал.

В пятидесятые годы мы жили в Анкаре, и он продолжал время от времени нас навещать, каждый раз принося мне большую коробку шоколадных конфет с моей любимой начинкой из бананового крема. Приходил он всегда без уведомления, часто когда наша семья садилась обедать, но его посещения всегда были мне в радость. Сердце радостно билось, когда я открывала дверь и видела перед собой его рыхлую обвислую фигуру. Я сразу глядела ему в руки, высматривая соблазнительную коробку сладостей.

Сезам, откройся, - говорил он непонятные мне слова высоким голосом, сверкая золотом передних зубов. казался он мне больше женщиной, чем мужчиной. Ходил сгорбившись, у него был ввалившийся живот и мягкое выражение лица. Фигура его напоминала песочные часы, и он больше походил на старую тетю. За глаза родители называли его хадим, что значит "евнух". Как объясняла мне мама, это слово означает "безбородый".

Однажды я слышала, как мой отец говорил, что "их" осталось совсем немного, и когда они все умрут, этот вид совсем исчезнет из жизни, а с ними закончится и та своеобразная эпоха. Известие о его кончине пришло, когда мне исполнилось девять лет.

Примерно в то же время я узнала, что евнух - это кастрированный мужчина. Не будучи знакомой с мужской анатомией, я решила, что это мужчина, у которого отрезан пенис. Ужасная картина! Я уже вышла из того возраста, когда с подобного рода вопросами обращаются к родителям, а близкие подруги знали не больше меня.

На уроках истории нам рассказывали о роли евнухов в пору султанов, какое положение они занимали при дворе и как вмешивались в большую политику. Сулейман-ага был одним из последних.

Прошло много лет, и я не раз видела евнухов в кино, в танцах и в опере.

Их роли исполняли атлетического сложения полуодетые темнокожие мужчины в роскошных тюрбанах и с опереточными кинжалами. Они так были не похожи на Сулеймана-ага, что было трудно всех их называть одним словом "евнух".

Происхождение

Евнухи вызывают к себе непреходящий интерес, какое-то болезненное любопытство. И мне самой трудно пройти мимо этой темы.

Откуда взялись евнухи? Кто их придумал и для чего? Ответы я нашла в книгах, но и в них не все ясно. Первые следы евнухов обнаружились в Месопотамии, в колыбели земной цивилизации, где реки Тигр и Евфрат сливаются и впадают в Персидский залив. В плодородной дельте проживало немало разных племен, у некоторых был матриархат.

Еще в девятом веке до нашей эры ассирийская царица Семирамида кастрировала рабов-мужчин. Эту практику переняли и другие владычицы. Жерар де Нерваль в книге "Путешествие на Восток” описывает свиту из евнухов, сопровождавшую царицу Савскую.

Типы евнухов

Известно несколько видов евнухов (кастратов), или скопцов: рожденные такими, насильственно кастрированные и евнухи, подвергшиеся кастрации по доброй воле ради сохранения чистоты и непорочности. "Ибо, - говорится в Евангелии от Матфея, - есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (19:12).

Традиция использовать евнухов распространилась по всему Востоку от Персии до Китая. Воинственные племена, такие как персы, кастрировали своих пленников ионийцев и как военные трофеи вместе с самыми красивыми захваченными девственницами преподносили своим царям. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, сказал, что евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами. Это его высказывание мы находим у античного историка и биографа Ксенофонта (четвертый век до нашей эры):

"По наблюдениям над другими животными он заключал, например, что строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны; что быки от холощения также теряют свой прежний норов и упрямство, но не лишаются силы и способности к труду; что, наконец, псы после холощения перестают убегать от своих хозяев, но ничуть не становятся менее пригодными для того, чтобы сторожить, или для охоты. Равным образом и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений". Ксенофонт. Киропедия

Кастрации мужчин у иудеев и христиан способствовало убеждение, что женщина служит препятствием к достижению святости и непорочности. Христианский теолог и писатель второго века Тертуллиан утверждал, что Царство Небесное открыто для скопцов, и воодушевил многих на добровольную кастрацию. Многие из пошедших на это потом сожалели о принятом решении.

У Геродота есть рассказ о работорговце по имени Панион с острова Хиос, который покупал самых красивых мальчиков, кастрировал их, а потом снова продавал на невольничьих рынках. Среди этих мальчиков был Гермотим, который обрел большое богатство и могущество в Сардах (Сарды - древняя столица Лидии), став там дворцовым евнухом. Много лет спустя пути Гермотима и Паниона вновь пересеклись.

Гермотим решил отомстить. Он уговорил Паниона поехать с ним в Сарды, посулив большую власть и богатство. Панион, не догадываясь о планах Гермотима, соблазнился обещаниями, попал в ловушку, коварно подставленную евнухом, и жестоко поплатился. Евнух заставил своего бывшего мучителя кастрировать четверых своих сыновей, а потом тех - кастрировать отца.

Католическая церковь проводила кастрацию мальчиков ради сохранения у них высокого певческого голоса сопрано для папского хора в Сикстинской капелле, и эта практика существовала со времен Ренессанса вплоть до 1878 года. Пели кастраты и в итальянской опере, где некоторые из них, как, например, Гримальди, Фаринелли и Николини, заслужили громкую славу.

Несколько сот евнухов состояли при мечетях в Мекке и Медине. Они вступали в контакт с приходящими на молебны женщинами, что обычным мужчинам в святых местах по законам ислама делать не разрешается.

Во второй половине восемнадцатого столетия в России существовала секта скопцов. Они верили в необычную легенду о Садах Эдема, где жили Адам и Ева, сотворенные бесполыми. После грехопадения остатки запретного плода были врощены в их тела в виде грудей и гениталий. Дабы вернуть себе былую непорочную чистоту, многие сами совершали над собой обряд кастрации, уродуя себя ножами, заостренными камнями и даже осколками стекла.

Скопцы существуют и до сих пор в Малой Азии в пятом веке до нашей эры жрецы храма Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света) и храма Сивиллы в римском Капитолии были евнухами.

Позднее священные функции евнухов преобразовались в выгодную службу аристократам Греции и патрициям Рима. Гиббон писал: "Строгие эдикты Домициана и Нервы препятствовали их размножению, гордость Диоклетиана благоприятствовала им, а благоразумие Константина низвело их до очень скромного положения; но во дворцах недостойных сыновей Константина они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство с тайными помыслами Констанция, а потом и управление ими” . Гиббон Э. История упадка и крушения Римской Империи

Этот обычай существовал у жителей Византии и перешел к туркам. Что касается мусульманских стран, то Коран запрещает кастрацию мужчин-мусульман – следовательно, евнухов приходилось «импортировать» из тех мест, где исповедовали иную веру.

В четырнадцатом веке османы начали изолировать своих женщин, и Византия поставляла им евнухов. Но скоро турки сами наладили торговлю ими. Рекрутирование в евнухи других иностранцев, в том числе европейцев, осуществлялось с помощью набегов, которыми так изобилует вся история арабов и которые были для них привычным делом.

В Китае кастрация получила широкое распространение и существовала вплоть до разрушения Большого дворца в Пекине. Однако если евнухами в Китае были исключительно китайцы, то в Турции ими были кто угодно, кроме самих турок.

Сначала в Турцию поставлялись белые евнухи с Северного Кавказа, из Грузии и Армении, но люди этих народов тяжело переносили операцию и часто погибали.

Крепче оказались черные (чернокожие) евнухи, они были выносливее и сильнее. Считалось, что лучше всего для этой цели подходят чернокожие, и потому арабские торговцы этим весьма специфическим товаром зачастили в Нубию и Абиссинию. И самыми доходными охотничьими угодьями в этом отношении стали также Египет и Судан.

После операции евнухов публично обращали в ислам и лишь затем допускали к исполнению обязанностей в гареме. Спросом пользовались как мальчики, так и взрослые мужчины.

Первым доверяли менее ответственные поручения, для выполнения которых они имели право свободного передвижения между гаремом и остальной частью дома, а также могли выходить на улицу.

Они были на побегушках, выполняли простейшие ремонтные работы, помогали на кухне, носили дрова и воду, а также сопровождали женщин и старших евнухов, когда те отправлялись в город. Муж в таких прогулках, как правило, участия не принимал.

Торговля евнухами

Согласно исламу, военнопленный становится собственностью захватившего его и, как всякая собственность, может отчуждаться. Мусульманские работорговцы стали завязывать связи с вождями африканских племен, уговаривая их продавать сначала пленных рабов, а потом и своих соплеменников. Выгодная торговля быстро развивалась.

Большинство невольников поступали из районов в верховье Нила, из Кордофана, Дарфура, Донголы и окрестностей озера Чад. Ими набивали трюмы больших лодок и везли по реке в Александрию и Каир. Из Дарфура и Сеннара в Судане, где пешком, где на верблюдах, их доставляли через Сахару. Других гнали из Абиссинии в порты на Красном море и оттуда на самые большие невольничьи рынки в Мекке, Медине, Бейруте, Измире и Константинополе.

Операция кастрирования

Операцию кастрации выполняли опять-таки не богобоязненные мусульмане, а египтяне- христиане и евреи. Из массы невольников отбирали мальчиков и оперировали их прямо во время остановок на отдых. Это была тяжелая и опасная операция, часто кончавшаяся смертельным исходом, а сухой и жаркий климат не способствовал быстрому заживлению ран.

Горячий песок пустыни считался лучшим бальзамом, так что кастрированного просто зарывали по шею в песок и держали в таком положении, пока рана не затягивалась. Перенесшие ужасную боль, кровотечение и последующее пребывание в горячем песке и выжившие становились очень дорогим товаром, приносившим купцам огромные барыши.

Покупателями были богатые люди, и евнух имел реальную возможность занять в доме могущественного человека высокое положение и получить немалую власть.

Темное ремесло превращения нормального человека в кастрата было окружено глубокой тайной, и некоторый свет проливает лишь сравнительная этимология отдельных терминов этого дела: "давление”, "разбивание”, "отрезание" и "вытягивание". Согласно сведениям историка Н.М. Пенцера, в античную пору евнухи подразделялись на несколько четких групп:

Кастраты - с напрочь отрезанными пенисом и яичками;
Спадо - удалены яички методом вытягивания;
Филиби - яички разбиты и деформированы, семенные железы повреждены. Это делалось в самом раннем возрасте.

Известный путешественник и арабист Ричард Бертон приводит такую принятую на Востоке классификацию кастратов и методов проведения кастрации:

Сандали - без гениталий. Гениталии отсекаются одним взмахом бритвы, после чего в мочеточник сразу вставляется трубка. Рана прижигается кипящим маслом, и пациента помещают в кучу свежего навоза. Кормят пациента молоком, операция производится до наступления половой зрелости; выживаемость высокая. Евнухи с удаленным пенисом, но теоретически способные к копуляции и воспроизведению детей.

Евнухи типа филиби. Яички удалены с помощью каменного ножа, а также путем их разбивания, выкручивания или прижигания.

Способы кастрации, очевидно, были одинаковыми во всем мире и различались лишь методами останавливать кровотечение. Вот как описывает кастрацию в Китае Картер Стент (1877):

Операция осуществлялась так: чтобы ослабить кровотечение, живот и бедра туго бинтуются или перевязываются жгутами. Удаляемые части тела трижды смачиваются настойкой жгучего перца, в то время как оперируемый полулежит, откинувшись на спину. После промывания гениталии - яички и пенис - отсекаются у самого основания изогнутым в виде серпа ножом.

Кастрация завершается тем, что в отверстие у основания пениса вставляется оловянная трубка с краником или пробкой. Все это закрывается смоченной в холодной воде бумагой и осторожно перевязывается. После этого два человека, что орудовали ножами, берут прооперированного под руки и два или три часа водят по комнате, после чего его укладывают.

Следующие три дня пациенту совсем не дают пить, что заставляет его страдать не только от жажды и от страшной боли, но более всего от невозможности справить естественную нужду. Через три дня повязку снимают, пробку извлекают, и несчастный получает возможность слить мочу, которая бьет струёй, как из фонтана. Если испускание мочи проходит благополучно, с пациентом все в порядке, и его поздравляют с успешной операцией. Если несчастному освободить мочевой пузырь не удается, это означает, что мочеточник распух, помочь ему нельзя и он обречен на гибель.

Историк Пол Райко упоминает серебряную трубку, которую евнухи прячут в своем тюрбане. Чтобы помочиться, они вставляют ее в мочеточник.

Легче всего кастрацию переносили мальчики, не достигшие половой зрелости. Кастрация в более позднем возрасте порождала у людей чувство большой безвозвратной потери и отчаяние, на почве которого происходил моральный срыв и вызревало стремление к мести.

Китайские евнухи

Запретный город в Пекине был закрыт для женщин, и большинство населения резиденции китайских императоров составляли евнухи. В царствование династии Мин (1368-1644) в стенах Запретного города проживали более тысячи скопцов. Это число постепенно сокращалось, и ко временам последнего китайского императора Пу и в начале двадцатого столетия их оставалось две сотни.

Большинство евнухов внутри городских стен исполняли функции прислуги, однако у них были немалые возможности для продвижения по службе, и это привлекало в их ряды бедноту. Сама кастрации была делом недорогим, со смертельным исходом на уровне 4-5 процентов, и риск считался оправданным. Поскольку пополнением занимались сами евнухи, желающие попасть в эту касту стремились завести с ними полезное знакомство.

Многие из евнухов получали хорошее образование и под конец становились правительственными чиновниками.

Обладавшие хорошими голосами пели в театре, другие занимали секретарские должности при сановных вельможах. По учению Конфуция, чтобы попасть на небо, человек должен быть захоронен весь целиком, поэтому китайские кастраты свои отсеченные органы всю жизнь носили при себе в особых сосудах с рассолом. Не всем удавалось сохранить их в целости, поэтому существовал черный рынок этих сувениров.

Последствия кастрации
В результате кастрации тело теряет волосяной покров, делается дряблым, голос становится писклявым, человек сильно толстеет. Кроме того, скопцы страдают недержанием мочи, ослаблением памяти, бессонницей и близорукостью. Кастратам нельзя потреблять спиртное, потому что алкоголь лишает их сил и вызывает боли в мочеточнике.

Есть многочисленные свидетельства, что евнухи гарема любили деньги и все то, что на деньги можно приобрести. Они любили вкусно поесть, обожали сладости, особенно шоколад и пирожные. Им нравились рассказы и легенды, они могли часами слушать страшные мифы и сказки, особенно из "Тысячи и одной ночи". Большое удовольствие получали от музыки и танцев, навевавших воспоминания о родной Африке. "Едва видимые в клубах ароматного дыма от благовоний, разгоняемого легким бризом с Черного моря по всему Сералю, евнухи и невольницы качались в ритме танца, следуя за мелодией воинственной музыки дикарей". Так описывает это Эдмондо де Амичис в "Константинополе" (1896).

Половое влечение у кастратов

Утрата половых органов, особенно в детском возрасте, необязательно освобождает человека от сексуальных влечений. У евнуха, лишенного только яичек, возможна эрекция члена, и он может заниматься сексом. Ричард Бертон в многотомном переводе "Тысячи и одной ночи” утверждает, что эрекция может длиться, пока сердце способно гнать кровь и страсть не остынет. В одной из сказок рассказывается о чернокожем юноше, который овладел девушкой и за это был наказан кастрацией. Став евнухом, он продолжал заниматься с ней любовью до самой ее смерти.

И действительно, некоторые евнухи крутили любовь с женщинами гарема. Монтескье в "Персидских письмах" приводит рассказ такого евнуха:

«Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате: ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались предо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние.

Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился и я осмелился коснуться рукой некоего срамного места. Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания. Но красавица, ставшая свидетельницей моей слабости, очень дорого продала мне свое молчание: я совершенно утратил власть над нею, и она стала вынуждать меня к таким поблажкам, которые тысячи раз подвергали жизнь мою опасности. Цит. по: Монтескье Ш. Л. Персидские письма

Евнух с пенисом был способен продлить наслаждение партнера и потому был особо ценным любовником для женщин гарема. К тому же с ним не было никакой опасности забеременеть. Один из стражей дворца в своих воспоминаниях утверждает, что некоторые евнухи имели своих одалисок, а другие предпочитали юных мальчиков:

Эти злодеи влюблялись в красивых мальчиков и держали их возле себя; грешные телеса этих негодяев были переполнены страстью. Каждый из них покупал себе пару рабов и держал взаперти в своей комнате, ревнуя их к своим коллегам. Часто из-за этих мальчиков у них вспыхивали ссоры и драки. Разве не похоть толкала этого вероломного человека на такие поступки?

Евнухи также использовали препараты, усиливающие половое влечение, и всякие эротические атрибуты. Они имели сношение с внешним миром и покупали там разные эротические игрушки вроде искусственных членов. Они также были большими мастерами орального секса; женщины, выходившие замуж после связи с евнухами, по словам того же стражника, часто были недовольны своими мужьями в этом отношении:

Спрашиваете, какой сексуальный аппетит разгорался у одалисок, вступавших в половую связь с евнухами? Об этом весь Стамбул говорил. Те две одалиски получили свободу и вышли замуж. Через неделю мужья подали на развод с ними. Причиной послужили жалобы одалисок на то, что мужья оказались мужчинами хуже евнухов. Вот мужья и решили развестись с ними. Это случилось при мне, я это знаю.

Свидетельств самих евнухов о том, как они достигали собственного удовлетворения, не имеется. Эрогенными зонами у евнухов являются область вблизи мочеточника и анальное углубление. Бертон приводит свидетельства жены одного евнуха, утверждавшей, что ее муж занимался мастурбацией, фелляцией и анальным сексом и добивался сладострастного оргазма секреции простаты. При приближении к оргазму она подставляла ему подушку, иначе он мог искусать ей лицо и грудь.

Похоже, что сами евнухи едва ли когда-либо становились объектами подозрений со стороны турецких мужей. Последние были гораздо больше озабочены, и не без причины, проблемой лесбийской любви, которая в гаремах была не таким уж редким явлением. Поэт Фазиль Без, творчество которого относится к периоду царствования султана Махмуда II (1808-1839), в своей «Книге о женщинах» писал:

«Они влюбляются друг в друга. Многие выполняют роль мужчины. Более того, те, кто предается этой противоестественной любви, обычно очень очаровательны и привлекательны. Многие из них принадлежат к самым высшим слоям нашего современного общества. Это вопрос привычки, которая на первый взгляд довольно постыдна. Однако если ее сравнить с другими пороками, она не покажется такой уж пагубной. Мужчины не испытывают никакого влечения к этим женщинам, которые интересуются лишь себе подобными и получают все удовольствия от общения друг с другом.

Никто больше не вызывает их интереса. Они ласкают друг друга и при этом употребляют самые нежные слова, и так продолжается некоторое время, пока они не начинают заниматься своей бесплодной любовью. Неужели мужчины в самом деле не представляют для них никакого интереса? Неужели имитация может сравниться с действительностью? Пусть они творят все, что угодно, однако стоит им увидеть молодого мужчину, как их сразу же пробирает дрожь от затылка до самых пяток. Ибо для нормальных человеческих существ дорога, которую они избрали, ведет в никуда. Да просветит их Аллах!»

От этого по-турецки напыщенного, высокопарного разглагольствования веет скорее презрением, чем истинной заботой или тревогой. Если бы турку случилось застать свою жену с любовницей в момент их интимной близости, его реакция была бы как минимум бурной.

Лесбийские связи неизбежно должны были появиться в среде страстных восточных женщин, скученных вместе и проживающих в роскошных условиях. Совершенно очевидно, что половое общение с единственным легально доступным мужчиной в силу своей эпизодичности никак не могло удовлетворять их, и они часто чувствовали себя обделенными и разочарованными.

Гомосексуальные отношения приходилось сохранять в глубокой тайне, в противном случае любовниц ждало суровое наказание, которому их подвергал разгневанный муж. Следует, однако, сделать оговорку, что наказание, безусловно, оказалось бы еще более суровым, если бы муж застиг жену наедине с любовником. Так или иначе, лесбийская любовь служила еще одной причиной ревности и интриг среди обитательниц гарема...

Гарем до и после Хюррем Непомнящий Николай Николаевич

Евнух - услада мужей

Евнух - услада мужей

«Вот, по обычаю персов, еще недозрелых годами мальчиков режут ножом и тело насильно меняют для сладострастных забав, чтоб назло годам торопливым истинный возраст их скрыть искусственной этой задержкой.

Ищет природа себя, но не в силах найти, и эфебы нравятся всем изощренной походкою мягкого тела, нравятся кудри до плеч и одежд небывалые виды, - все, чем прельщают мужчин» (пер. Б. Ярхо).

Герой романа римского писателя Петрония с томительной мечтательностью описывает укоренившийся обычай, что доставлял наслаждение многим вельможам-сибаритам. Рабов в Древнем Риме кастрировали даже чаще, чем в Арабском халифате или Китае. Евнухов любили использовать для сладострастных забав. «Эти бедные создания, - писал историк Анри Валлон, - становились жертвами чувственности даже раньше того возраста, когда пробуждаются страсти».

Оскопленные с детства, они долго хранили обаяние и свежесть юношей, хотя и старились потом сразу. Их гладкие, безбородые лица, их мягкая, женственная кожа прельщали многих богатых развратников. Да и кто, кроме богачей, мог позволить себе купить этих бесполых отроков, постельных забавников, если каждая эта кукла из плоти и крови стоила примерно в двести пятьдесят раз дороже, чем обычный раб - «одушевленное орудие труда»?

Евнух, как выясняется, не равен евнуху. Есть кастрация белая и есть черная. Римляне четко различали два способа расправы с человеческой плотью. При черной кастрации удаляются и семенники, и пенис - так жрецы Кибелы избавлялись от постылых членов, обещая себя лишь матери богов. При белой кастрации у мальчика или мужчины вырезаются семенники. Увечье это отнимает способность плодить детей, но не мешает заниматься сексом. Сие достоинство немало ценилось женщинами в ту пору, когда на берегах Альбиона не жил еще «сэр Кондом».

В зависимости от «употребления» римляне делили кастрированных рабов на несколько категорий: semivir (полумужчина), eviratus (выхолощенный мужчина), mollis (обабившийся мужчина), malakos (танцор по образу и подобию женщин).

Современная медицина подтверждает, что кастрация может оказывать самое разнообразное действие на организм человека, ей подвергшегося.

После подобной операции не просто прекращается выработка мужского полового гормона - тестостерона. Нарушается сложный баланс, в поддержании которого участвовали половые гормоны, активизирующие эндорфины и регулирующие ферменты. Нож врача (или палача) грубо вмешивается в эту систему, разрушая ее, и его вмешательство подобно появлению слона в посудной лавке.

Судьба кастратов часто бывала трагична. «Деградируя под влиянием гибельного для них благоволения или от дурного обращения, потеряв человеческий облик от ранних пороков, - подводил грустный итог А. Валлон, - они жили в полной зависимости от человека, абсолютного владыки всего их существа… они оставались тем, чем их называли в жизни - «телами».

Самым знаменитым римским кастратом был, наверное, Спор, раб императора Нерона. После смерти своей жены император оскопил этого мальчика и «даже пытался сделать женщиной». Его историю сохранил для нас рассказ Светония. Нерон справил со Спором «свадьбу со всеми обрядами, с приданым и факелом, с великой пышностью ввел его в свой дом и жил с ним как с женой… Этого Спора он одел как императрицу и в носилках возил его с собою» (пер. М. Гаспарова). Кто-то из современников сказал по этому поводу: «Счастливы были бы люди, будь у Неронова отца такая жена!» После самоубийства Нерона юного евнуха приблизил к себе вначале Нимфидий Сабин, а затем Отон. В конце концов, не вынеся бесконечного позора и унижений, «красивый жена» покончил с собой.

Кто-то возразит, что подобные «ужасы любви» были свойственны лишь развращенному Риму и многому научившейся у него Европе последующих веков (христианство вовсе не повлияло на эти половые безобразия: среди католических священнослужителей отыскивались наиболее извращенные умельцы по части устройства постельных игрищ). Однако в огромной Османской империи тоже цвели «цветы порока».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Канарец, или Книга о завоевании Канарских островов и обращении их жителей в христианскую веру Жаном де Бетанкуром, дворянином из Ко, составленная мона автора Бонтье Пьер

Глава восемьдесят вторая О ТОМ, КАК БЕТАНКУР НАБРАЛ МНОГИХ ЗНАТНЫХ МУЖЕЙ И МАСТЕРОВЫХ, ЧТОБЫ ОТВЕЗТИ ИХ НА КАНАРЫ Монсеньор де Бетанкур не нашел госпожи де Бетанкур в Гренвиле, так как она находилась в Бетанкуре510. Он послал за ней, и, когда та прибыла, не стоит и говорить, с

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Женщина, у которой много мужей Хотя, как известно, во многих обществах допускается многоженство, существуют, однако, и такие, в которых женщинам разрешается иметь больше одного мужа. Так, у шерпов, буддистской народности Непала, девушка обычно выходит замуж за своих двух

Из книги Дальневосточные соседи автора Овчинников Всеволод Владимирович

Баня – услада для японца В нашем лексиконе появляется все больше японских слов. К таким понятиям, как «самурай» и «харакири», «гейша» и «кимоно», добавились «дзюдо», «татами», «икебана». И данный список, пожалуй, пора расширить еще на пару терминов. Это «фуро» – тесный

Сенезино в опере Генделя «Флавио», Лондон, ок. 1723 г. Приписывается Уильяму Хогарту.

Примерно 25 столетий назад на далеком Эгейском острове Аристотель пришел к заключению, что «все животные, если они прооперированы в молодом возрасте, становятся крупнее и привлекательнее своих непокалеченных собратьев; если же их прооперировать, когда они уже полностью выросли, то никакого увеличения в размерах не последует... Можно вывести общее правило: изувеченные животные вырастают до большей величины, чем неизувеченные».

Под «увечьем» Аристотель подразумевал кастрацию. О том, как она влияет на самцов, было хорошо известно греческому фермеру в IV веке до н.э., равно как и его современному потомку. Но греческий философ имел в виду не только домашний скот. Он имел в виду и человека.

В зависимости от дальнейшего предназначения римляне делили кастрированных рабов на несколько категорий: semivir (полумужчина), eviratus (выхолощенный мужчина), mollis («обабившийся мужчина»), malakos (танцор по образу и подобию женщин).

Строго говоря, евнух и кастрат не одно и то же, поскольку существуют два вида кастрации: белая и черная. При черной кастрации удаляются и семенники, и пенис, таким образом, мужчина становится кастратом. При белой кастрации у мальчика или у мужчины вырезаются только семенники, превращая его в евнуха. Увечье это отнимает способность к оплодотворению, но не мешает заниматься сексом.

Это достоинство немало ценилось женщинами в гаремах, а также поклонницами певцов-евнухов (которых все-таки называли кастратами) в XVIII веке. Известен также случай из истории Китая, когда один из евнухов даже стал отцом детей вдовствующей императрицы и матери правителя. Вероятно, кастрированному в детстве евнуху яички до конца не удалили, а искусственных приспособлений для занятия любовью и в средние века было предостаточно... В Древнем Риме рабов кастрировали даже чаще, чем в Арабском халифате или Китае и использовали мальчиков-кастратов как наложников.

А вот в Древнем Китае операцию делали либо взрослому человеку по доброй воле, либо ребенку в раннем детстве с согласия отца. Пациента укладывали на подогретую кушетку, в положении полусидя, обвязывали материей живот и бедра, а гениталии несколько раз промывали горячей водой с перцем. После операции мочеиспускательный канал затыкали пробкой, а рану закрывали бумагой, пропитанной холодной водой, и крепко перевязывали. Прооперированным не разрешалось пить в течение 3 дней, пока не удаляли пробку. Операция постоянно совершенствовалась, и в Китае достигли наивысших успехов в производстве евнухов.

Но там, где кастрация являлась отголоском древнейших обрядов жертвенного поклонения жестокой – и вместе с тем милосердной – Богине-Матери, например, в Египте, процедура была варварски жестокой. Жрец крепко-накрепко затягивал половые органы шерстяной нитью и вырывал их. Хлынувшую из раны кровь останавливали с помощью пепла и горячего растительного масла, после чего евнуха зарывали по пояс в раскаленный песок, где он должен был провести 5-6 дней. В результате подавляющее большинство кастратов умирали. В Древней Индии будущему кастрату перед процедурой давали изрядную дозу опиума. Его гениталии зажимали бамбуковыми щепками и отрезали острым лезвием. Рану промывали горячим растительным маслом и закрывали тряпкой, пропитанной маслом. Пациент лежал на спине и пил только молоко - до того дня, он пока не придет в себя. Смертельных исходов у индусов было гораздо меньше, чем у египтян.

Со временем на Востоке возникли настоящие центры кастрации, где готовили будущих стражей брачных покоев и идеальных слуг. Вначале «учеников» аккуратно оскопляли, затем обучали надлежащему поведению. Такие «университеты кастратов» находились, например, в Самарканде и Дербенте. Восточных повелителей отчего-то не смущали слова пророка Мухаммеда, запретившего оскоплять зверей и людей.

Есть одна любопытная закономерность: мальчики, которых кастрировали до наступления полового созревания, вырастали необычайно высокими. На гравюре, приписываемой Хогарту, показан кастрат, исполняющий одну из партий в опере Генделя. Он башней высится над другими артистами.

Почему кастраты были такими высокими? Последний ватиканский кастрат Алессандро Морески умер в 1922 году. Но в других странах сотни, если не тысячи мужчин, кастрированных в детстве, жили на протяжении почти всего XX века. Это были придворные евнухи, и их встречалось немало. К моменту отречения у китайской императорской семьи, последних отпрысков династии Кинг, в Запретном городе в Пекине находилось в услужении до 2 тысяч евнухов. Последнего придворного китайского евнуха Сунь Яотина похоронили только в 1996 году. Вместе с его яичками, которые тщательно сохранялись в специальном сосуде. Около двухсот евнухов жило во дворце Топкапи в Стамбуле вплоть до 1924 года, то есть до изгнания султана, которому они служили. Вообще же на обширных территориях, которые некогда контролировала Блистательная Порта, должно быть, насчитывалось намного больше евнухов. В 1920-х годах часть стамбульских евнухов была тщательно обследована группой немецких врачей. То, что они обнаружили, казалось действительно странным. Эти пожилые люди, последние в ряду евнухов, непрерывно служивших своим римским, византийским и османским хозяевам, имели кости подростков.

По мере приближения поздней фазы подросткового периода у детей постепенно закрываются ростовые пластинки – источник клеток, стимулирующих рост кости. Именно по этой причине рост в конце концов прекращается. На рентгенограммах видно, как далеко зашел этот процесс; по ним можно даже определить «костный возраст» ребенка. Если у восьмилетних детей на каждом конце длинных костей имеются широкие ростовые пластинки, то у четырнадцатилетних они сужаются, а у восемнадцатилетних почти или полностью зарастают. У стамбульских евнухов ростовые пластинки так и не закрылись. Напрашивается ясный, хотя и слегка неожиданный вывод: из-за отсутствия тестикулов эти люди никогда не переставали расти.

В 1994 году к врачу из Цинциннати обратился пациент с типично евнухоидными чертами – диспропорционально длинными конечностями, несмотря на наличие у мужчины двух неповрежденных и с виду здоровых яичек. Ему было 28 лет, и рост его составлял 204 сантиметра. Необычным было то, что, судя по его водительским правам, его рост в шестнадцать лет составлял всего лишь 178 сантиметров. Иными словами, за прошедшие двенадцать лет он каким-то образом вырос практически на 22 сантиметра. При обследовании пациента была выявлена мутация рецепторов эстрогена.

Эстрогены – эстрадиол и эстрон – являются типично женскими гормонами. Это гормоны молочных желез, менструаций, беременности и менопаузы. Однако у мужчин эстрогены также продуцируются, притом в больших количествах: именно из них вырабатывается тестостерон. Далеко не все имеющиеся у мужчин эстрогены подвергаются трансформации, часть из них остается и играет важную роль в прекращении роста костей. В последние годы были обнаружены еще двое мужчин, один в Японии, другой в Нью-Йорке, не способных продуцировать эстроген из-за отсутствия одного фермента. Оба они также перешагнули за двадцать и продолжали расти. С другой стороны, у детей с избыточной продукцией эстрогена пубертат начинается и заканчивается очень рано. Они растут быстро, но недолго, в результате чего на всю жизнь остаются низкорослыми.

У кастратов (евнухов) также наблюдаются перемены в психике: они становятся флегматичными, малоподвижными, упрямыми, скупыми, скрытными, с оттенком черствости в характере, исчезают бодрость и живость мысли, замечается склонность к депрессивным состояниям и меланхолии. Наряду с вялостью, кастраты отличаются полнейшим равнодушием к людям.

Но все эти болезненные (или не болезненные) последствия кастрации не мешали многим евнухам достичь величия. Причем в самых разных сферах...

Легендарный халиф Харун аль-Рашид, правивший Багдадским халифатом в 786-809 годах, держал при себе две сотни женщин. Его ближайшим наперсником и оруженосцем был евнух Мазрур. Халиф даровал ему весьма сомнительную привилегию отсекать головы своим врагам. Кастраты порой имели огромное влияние на своих господ и даже правили на подобии «серых кардиналов» целыми странами. Например, в течение десятков лет, пока у власти в Византии находился император Констанций II, страной управлял глава его опочивальни Евсебий.

Среди первых отцов церкви известны кастраты, например, философ Ориген (185-254 гг.), Леонтий, епископ Иерусалима, или Валерий (ок. 250 г.), который учредил даже секту кастратов, позднее запрещенную. Но самый известный христианский кастрат – богослов и философ Пьер Абеляр (XII век). Его оскопили после соблазнения знатной девицы Элоизы и рождения у нее ребенка, после чего оба они приняли монашество, и пара прожила долгие годы, ведя романтическую и философскую переписку.

Другим примером власти кастратов является Китай, где эта процедура известна более 5 тысяч лет. Причем многие из них служили не только при дворе, но и в армии. И добивались заметных успехов на сугубо мужском поприще! Некоторые современные историки даже убеждены, что Америку открыл не Колумб, а один из китайских кастратов - Чжен Хе, известный в XV веке под прозвищем Адмирал-евнух, когда отправился во главе морской экспедиции искать сокровища для царствующей династии Мин. Он совершал в XV веке морские путешествия в Индию, Шри Ланку, Аравию, плавал вдоль берегов Восточной Африки и командовал огромным флотом, насчитывавшим 300 с лишним кораблей и 30 тысяч матросов. Известны даже случаи, когда кастраты практически заменяли императоров во всех сферах жизни.

Многие из знаменитых кастратов были также известны победами на любовном фронте. Еще в Древнем Китае евнухи имели свои семьи - усыновляли детей, брали себе жен и наложниц. С помощью искусственных органов они ловко имитировали любовь. А в XVIII веке, по свидетельству исторических источников, романтическая связь с кастратом считалась заманчивым приключением. Ценилось и то, что сексуальные отношения с ними не могли привести к беременности. У кастратов-гомосексуалистов было еще одно преимущество: они с легкостью могли замаскироваться под женщину – в одного из них влюбился даже Казанова. Циничная эпоха барокко ничего не осуждала!

Более других в Европе прославился певец-кастрат Фаринелли (1705-1782).


Карло Броски – настоящее имя певца, получил широкую популярность в первой половине XVIII века. Он родился в Неаполе в 1705 году, дебютировал в Риме, затем блистал в Вене, Венеции, Неаполе, Милане, Лондоне и Париже.

Карло Броски был кастрирован в детстве с разрешения своего старшего брата, композитора, боявшегося, что с возрастом тот потеряет свой чудесный голос. Его сопрано покорило самого Генделя, а зрители и особенно зрительницы приходили в экстаз от его голоса, называя певца «божественным Фаринелли».

В великих оперных театрах, таких, как «Ла Скала», царили не теноры, как это происходит сейчас, а, скорее, кастраты. Прославляемые за диапазон, силу и неземные свойства своих голосов, некоторые кастраты становились богатыми, знаменитыми и влиятельными людьми. Фаринелли пел для испанского короля Филиппа V и был награжден титулом кабальеро; Кафарелли стал герцогом и отстроил себе дворец в Неаполе; Доменико Мустафа стал папским рыцарем и штатным директором хора понтифика. Россини, Монтеверди, Гендель, Глюк, Моцарт и Мейербер - все писали музыку специально для кастратов. Когда они пели, зрители в ложах кричали: «Eviva il coltello!» («Да здравствует скальпель!») и сходили с ума от восторга.

Главными особенностями кастратов-певцов были форма и положение гортани. У мальчиков гортань после мутации опускается, и даже у девочек при созревании в какой-то степени происходит то же самое, что отражается на тембре голоса. У кастратов опущения гортани не происходит, то есть связки у них не удаляются от резонирующей полости, что и придает их голосам столь необычную чистоту и звонкость и способствует гармоничности звучания. По своей костной структуре такая гортань больше похожа на женскую как по размеру, так и по отсутствию создаваемой адамовым яблоком кривизны. Тембр тоже был женский, так что некоторые партии сопранисты и певицы могли исполнять с равным успехом: например, партию Ринальдо у Генделя одинаково исполняли и кастраты Николино и Бернакки, и певицы-сопрано Барбье и Вико. Но при всем том гортань кастрата сохраняла положение, форму и пластичность детской гортани, и к удвоенным преимуществам такой «гибридной глотки» добавлялась присущая только кастратам замечательная сила голосовых связок, развивавшаяся благодаря усердным - от 4 до 6 часов ежедневно! - многолетним упражнениям.

В Италии XVIII века около 4 тысяч мальчиков в год теряли свое мужское достоинство ради сохранения ангельских голосов. Но лишь для некоторых эта жертва становилась тропой к славе. Объяснение большого количества кастратов в Европе лежит в запрете на пение женщин в церкви, а затем и в оперных театрах Рима, находящихся под неусыпным контролем папы. Католическая церковь многократно осуждала практику кастрации, но на деле продолжала привлекать таких певцов в капеллы. Именно они пели в хоре Сикстинской капеллы до 1903 года и получали сказочные гонорары и подарки.

К счастью, итальянские кастраты вышли из моды, а сама операция была запрещена папой Пием X в 1920 году. Век кастратов канул в Лету - последний из них, Алессандро Морески, умер в 1922 году. Его голос сохранился на записи с концерта 1902 года в Риме. В современных постановках барочных опер при всей моде на винтаж и аутентизм (историческую достоверность) партии кастратов отдают иногда женщинам меццо-сопрано и мужчинам контра-тенорам. Но их фальцет редко производит то неповторимое чарующее впечатление: сила и мелодичность голоса кастрата намного превосходила женское пение. И некоторые труднейшие оперы Вивальди, Глюка и Генделя оказались вытеснены с театральных афиш.