Библия о проклятиях. Что говорит писание о родовом проклятии. Что такое проклятие Божье

Здесь описаны факты соединения Учения Иисуса из Назарета с древними культами и религиями. Описано то, как в это учение проникали языческие праздники, ритуалы, церемониал, обрядность и т.д., то есть все то, что сегодня составлянт современное христианство, которое так далеко от обычаев и устоев первых христиан, которые еще видели и слышали чистое учение Иисуса, и их последователей. О противоречиях в священой книге христиан - Библии, о противоречиях между Ветхим и Новым Заветами, о том, что это две, Абсолютно разные книги, не способные к соединению и дополнению друг друга. О полном противоречии учения Иисуса и Ветхого Завета, и многом другом.
"Относительно вообще всех отступлений в моем понимании Евангелий от принятого церквами текста читатель должен не забывать того, что столь привычное нам представление о том, что Евангелия, все четыре, со всеми своими стихами и буквами суть священные книги, есть, с одной стороны, самое грубое заблуждение, с другой - самый грубый и вредный обман. Читатель должен помнить, что Иисус никогда сам не писал никакой книги, как Платон, Филон или Марк Аврелий, даже никогда, как Сократ, не передавал свое учение грамотным и образованным людям, а говорил тем безграмотным людям, которых он встречал в жизни, и что только гораздо после его смерти хватились люди, что то, что он говорил, было очень важно и что не худо бы записать кое-что из того, что он говорил и делал, и почти через 100 лет начали записывать то, что слышали о нем. Читатель должен помнить, что таких записок было очень, очень много, что многие пропали, многие были очень плохи и что христиане пользовались всеми ими и понемногу отбирали то, что им казалось лучше и толковее, что, выбирая эти наилучшие Евангелия, церкви, по пословице: «не выберешь дубинки без кривинки», должны были захватить в том, что они вырезали из всей огромной литературы о Христе, и много кривинки; что много есть мест в канонических Евангелиях столь же плохих, как и в отвергнутых апокрифических, и что в апокрифических есть кое-что хорошее. Читатель должен помнить, что священно может быть учение Христа, но никак не может быть священно известное количество стихов и букв, и не могут сделаться священными именно такие-то книги от первой до последней строчки только потому, что люди скажут, что они священны. Только наш русский читатель из образованных людей, благодаря русской цензуре, может игнорировать 100-летний труд исторической критики и наивно говорить о том, что Евангелия Матвея, Марка и Луки, так, как они есть, написаны евангелистами каждое отдельно и вполне. Читатель должен помнить, что говорить это в 1880 году, игнорируя все, что выработано по этому предмету наукой,- все равно, что в прошлом столетии было говорить о солнце, вертящемся вокруг земли. Читатель должен помнить, что Евангелия синоптические, как они дошли до нас, есть плод медленного нарастания посредством списывания и приписывания и соображений тысяч разных умов и рук человеческих, а никак не произведения вдохновения святого духа евангелистам. Что приписывание Евангелий апостолам есть басня, не только не выдерживающая критики, но не имеющая даже никакого основания, кроме желания благочестивых людей, чтобы это так было. Евангелия отбирались, прибавлялись и толковались веками, все дошедшие до нас Евангелия IV века писаны слитным письмом, без знаков, и потому и после IV и V веков подлежали самым разнообразным чтениям, и что таких разночтений евангельских книг насчитывают до пятидесяти тысяч. Все это должен помнить читатель, чтобы не сбиться на тот привычный нам взгляд, что Евангелия, как они понимаются теперь, так точно и пришли к нам от святого духа. Читатель должен помнить, что не только не предосудительно откидывать из Евангелий ненужные места, освещать одни другими, но, напротив того, предосудительно и безбожно не делать этого, а считать известное число стихов и букв священными. Только люди, не ищущие истины и не любящие учение Христа, могли установить такой взгляд на Евангелия"

(Лев Толстой, предисловие к работе «Краткое изложение Евангелия»)

Вот одни из моих самых любимых цитат ---

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Исаии.1:11=

Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Современный перевод 6-го стиха: Не жертвы Я хочу, а преданной любви. Хочу, чтобы познали люди Бога, а не приносили всесожжений). Осия 6:6=

Лицемеры! Вот уже действительно о вас пророчествовал Исайя: люди эти устами чтут Меня, сердца же их далеко отстоят от Меня; но тщетно они поклоняются Мне, уча учениям и заповедям человеческим. Матфея 15:7-9=

И сказал: место пророков и истинных учителей добра заняли православные церковники; поэтому все, что бы ни велели они соблюдать вам, не исполняйте и не соблюдайте, и делам их не подражайте, ибо они говорят одно, а делают - другое. Они навязывают и возлагают на плечи людям бремя невыносимых обязанностей и обрядов, а сами и пальцем не хотят шевельнуть, чтобы исполнить их. Любые благодеяния они совершают перед людьми, напоказ; они расширяют свои налобные повязки со священными письменами и удлиняют кисточки на одеждах своих; они любят занимать первые места на пиршествах и первые сиденья в соборах, любят, чтобы люди приветствовали их на улицах и обращались к ним: учитель! святой отец! батюшка! пастырь! Матфея 23:2-7=

Горе вам, православные церковники, лицемеры! Вы запираете (врата познания) Царства Небесного для людей, ибо сами не входите, и тех, кто хочет войти, не впускаете. Горе вам, православные церковники, лицемеры! Вы разоряете дома вдов и напоказ долго молитесь. Матфея 23:13-14=

Горе вам, православные церковники, лицемеры! Горе вам, поводыри слепые! Глупые и слепые! Матфея 23:15-16=

Горе вам, православные церковники, лицемеры! Вы отдаете десятину с мяты, аниса и тмина, но упускаете самое важное в законе: любовь, милосердие и прощение, тогда как это надо исполнять. Поводыри слепые, комара выплевывающие, а верблюда проглатывающие! Матфея 23:23-24=

Горе вам, православные церковники, лицемеры! Вы очищаете снаружи чашу и блюдо, тогда как внутри они полны добытым неправедно. Фарисей слепой! Очисти прежде с внутренней стороны чашу и блюдо, тогда и с внешней стороны они станут чистыми. Матфея 23:25-26=

Горе вам, православные церковники, лицемеры! Вы подобны гробницам украшенным, которые снаружи кажутся красивыми, но внутри полны костей мертвецов и всяких нечистот. Так и вы: по наружности кажетесь людям праведными, но внутри преисполнены лицемерия и беззакония. Матфея 23:27-28=

Змеи, отродье змеиное! Да разве избежите вы осуждения в геенну? Вот, Бог посылает к вам пророков, мудрецов, учителей и книжников; одних вы замучите и распнете, других будете бичевать в церквях ваших и гнать из города в город. Да падет же на вас (вина) за всю кровь праведную, пролитую на земле. Уверяю вас: падет все это на род сей. Матфея 23:33-37=

Оставив закон Божий, вы держитесь обычаев человеческих: омовения кружек, чаш, и совершаете еще многое другое, подобное этому. И сказал им: вы совершенно извратили закон Божий, чтобы соблюсти обычаи свои. И еще многое, подобное этому, совершаете вы, подменяя слово Божье нелепым обычаями вашими, которые вы сами же и установили. Марка 7:8-9,13=

Он же ответил им: вот уж действительно о вас, лицемерах, пророчествовал Исайя, как написано: эти люди устами чтут Меня, сердца же их далеко отстоят от Меня; но тщетно они поклоняются Мне, уча учениям и заповедям человеческим. (Ис. 29.13) Оставив закон Божий, вы держитесь обычаев человеческих: омовения кружек, чаш, и совершаете еще многое другое, подобное этому. И сказал им: вы совершенно извратили закон Божий, чтобы соблюсти обычаи свои. Марка 7, 6-9=

И во время проповеди Своей Он так говорил им: остерегайтесь православных церковников, которые любят прохаживаться в пышных одеяниях, слышать приветствия на улицах, занимать первые сиденья в соборах и первые места на пиршествах. Этих разорителей домов вдов и сирот, напоказ долго молящихся, постигнет суровая кара. Марка 12:38-40=

Что же вы обращаетесь ко Мне: Господи! Господи!, а сами не исполняете того, что Я говорю вам? Луки 6:46=

Горе вам, православные церковники! Вы завладели ключами от врат познания, однако и сами не вошли, и тем, кто хочет войти, воспрепятствовали. Луки 11:52=

Все это слышали и православные церковники, жадные до денег, и стали насмехаться над Ним. Он же сказал им: перед людьми вы выдаете себя за праведников, но Бог знает ваши сердца, и то, что люди почитают как великое, - мерзость пред Богом. Луки 16:14-15=

Однако настанет время, и оно совсем близко уже, когда истинно верующие будут молиться Отцу духовно и истинно, ибо и Отец хочет, чтобы так молились Ему. Бог есть дух, и верующие в Него должны молиться духовно и истинно. Иоанна 4:23-24=

Сначала следует определить само понятие проклятия. Под проклятием я понимаю злую, разрушительную силу, которая может воздействовать короткое, или длительное время на определенные сферы жизни человека. Инициатором проклятий в Библии всегда является Бог.

Ветхий Завет часто и много говорит о проклятиях. Пожалуй наиболее известное место находится во Второзаконии: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле. Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои. Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем» (Втор.28:15-19).

Далее до конца этой главы идут перечисления проклятий в самых различных сферах жизни: здоровье, финансах, семье, обществе и пр. Отметим, что главное условие, через которое верующие люди могли подпасть под проклятие такое: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его». Отказ быть послушным открытой человеку воле Божьей приносит проклятия. Верно и обратное – при условии смирения и послушания в жизнь верующего приходят разнообразные и щедрые благословения.

Это было откровение Моисея. Имеют ли проклятия отношения к нам, верующим Нового Завета? Сначала хочу посмотреть на позицию тех уважаемых толкователей Писания, которые утверждают что ни к одному верующему проклятия в принципе относиться не могут.

Чаще всего приводится текст из послания к Галатам: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3:13,14).

Позиция такая – кто во Христе, тот свободен, поэтому никакого проклятия быть не может – такой человек благословлен и точка. На множество примеров явных проклятий в жизнях верующих обычно отвечают, что у таких людей слабая вера или «неправильные» отношения с Богом.

Иногда приводится текст из пророка Иезекииля: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет… Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:1-4, 20).

Я даже слышал такое толкование: якобы через Иезекииля Господь вообще отменил проклятия, о которых Он сказал ранее через Моисея.

Якобы со времен Иезекииля Израиль, а потом уже и Церковь жили вне проклятий. Очень странное толкование хотя бы потому, что вся история как Израиля, так и Церкви полна свидетельств обратного и находится в явном и очевидном противоречии.

Позвольте теперь выразить мою точку зрения. Прежде всего, нигде Господь не отменяет Своего Слова. Пророки дополняли откровение Моисея и смотрели вдаль в эпоху Нового Завета, но не отменяли ничего из Закона. Даже Христос этого не делал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:17,18).

О чем же говорил Иезекииль? Во-первых, речь идет не столько о проклятиях и благословениях, сколько об одном из принципов Божьего суда. Принцип этот можно выразить так: Божий суд индивидуален. Господь судит каждого из нас в отдельности, а не коллективно. В Новом Завете этот принцип утверждается во многих местах. Например: «Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:6), «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10) и др.

Во вторых, толковать текст пророка Иезекииля нельзя без рассмотрения параллельного ему текста другого великого пророка: «В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:29-33).

Пророк очень ясно говорит о том, что освобождение от наследственного проклятия будет возможно только в будущем, а именно во времена Нового Завета, когда Господь обещал даровать людям новое сердце и новый дух.

Кроме греха индивидуального есть еще и грех общества – корпоративный. Наказание за этот грех, как и за любой другой, не приходит сразу, а по мере его созревания. Например, все мы, живущие в современной России, испытываем определенное негативное влияние со стороны давно почивших людей, которые огнем и мечем насаждали идеологию коммунизма. Можно отметить также и грехи «блестящего общества» во времена самодержавия, без которых конечно и речи не было бы о революции.

Итак, Иеремия вместе с Иезекиилем предвидели, что настанет совершенно другая духовная эпоха, когда у верующих, любящих Бога, появится возможность выйти из зоны проклятия. Слава нашему Господу, что эта эпоха настала!

Однако, проклятия не исчезли автоматически после смерти и воскресения Христа. Так послания Нового Завета продолжают их упоминать, хотя и значительно реже, чем это было в ВЗ. Так, в первой главе знаменитого и самого моего любимого послания, апостол Павел трижды говорит о проклятиях: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.. предал их Бог постыдным страстям:.. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим.1:21-28).

Потом он же пишет свое решение о тяжко согрешившем верующем коринфской общины: «предать сатане во измождение плоти , чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5).

Вот что сказано о тех, кто распространяет ереси: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема . Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема » (Гал.1:8,9). Анафема – это самое сильное провозглашение проклятия в Новом Завете. Кстати, апостолу Павлу принадлежит и такой текст: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема , маранафа» (1Кор.16:22).

А вот, что говорит апостол о людях, которые во времена пришествия Антихриста не примут любви истины для своего спасения: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фесс.2:11,12).

Итак, можно сделать определенный вывод: принцип Божьего проклятия за нарушение открытой человеку воли Божьей работает как в Ветхом, так и Новом Заветах. Фактически же проклятие – это благо, поскольку является мощным сигналом человеку: ты идешь в неправильном направлении! Развернись и исполняй волю Божью!

Представьте себе ситуацию, что человеку дана хорошая машина, поставлена цель движения, но он съехал с шоссе и поехал по дороге, конец которой – пропасть. Если в этом случае включаются механизмы, препятствующие человеку ехать дальше, например, машина постоянно ломается, человеку физически плохо, то является ли все это злом или благом?

Конечно, проклятия могут действовать только в душевной, а точнее в плотской сфере жизни верующего человека. К возрожденному духу проклятия не имеют никакого отношения, поскольку «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан.5:18).

Если принцип благословения и проклятия не отменен в Новом Завете, тогда как нам толковать вышеприведенный текст: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3:13,14).

Здесь дано чудесное обетование для тех христиан, которые осознали, что определенное проклятие действует в их жизни, нашли его корень, покаялись и теперь хотят жить в свободе Духа и в благословении.

Христос навсегда сделал совершенными освящаемых. Он совершил абсолютно все для нашего полного спасения, но наша ответственность – верой войти в свое спасение. Этот принцип распространяется на все аспекты великого обмена, совершенного на Кресте. Например, мы верим, что ранами Иисуса мы исцелились (1Пет. 2:24), но разве болезни больше не касаются нашего тела? Разве исцеление происходит без борьбы веры? Причем часто борьба эта бывает ожесточенной, а иногда и проигранной…

Так было еще во времена Моисея и Иисуса Навина. Земля была дана им Богом, но войти в обладание ею пришлось через тяжелую и упорную борьбу.

Сказанное в полной мере справедливо и в отношении проклятий. Они, конечно, побеждены Христом на Голгофе и когда мы исполняем волю Божью, никакому проклятию не должно быть места в жизни верующего. Но само собой, автоматически это происходит далеко не всегда. Болезни, бесы и проклятия обычно не уходят без борьбы.

Слава Богу, что Христос уже все совершил для нашей полной победы! Будем же бороться и побеждать!

Библия, как известно, является сводом священных текстов, которые - по преданию - были записаны в точности со слов Бога. Однако же автор этого свода текстов был наделен всеми человеческими пороками - гордыней, яростью, гневом, пристрастностью в суждениях и скоростью на расправу. И в проклятиях, запечатленных на страницах Библии, недостатка нет.

Как известно, вначале Бог Отец структурировал хаос и создал неживые материальные объекты - небо и землю, воду и свет. При этом особых мук творчества Он, так сказать, не испытывал и свои творения в ярости не ломал. Свет, как и предвидел Бог, замечательно отделился от тьмы, без всяких проблем сформировались воды и суша, где нужно - поднялись горы и заструились реки. Заселение суши и вод тоже прошло без больших эксцессов. Но вот создание мыслящей субстанции вызвало бурю эмоций.

Бог Отец и его творения

Если к Адаму, туповатому и послушному малому, Бог претензий не имел, то первая жена его Лилит, согласно преданию, оказалась такой опасной штучкой, что тут же была помещена среди зловредных духов. После этого Адама на всякий случай наделили «плотью от плоти» - Евой, сработанной из его же ребра. Но удовольствие Бога от его творений было недолгим. Скоро Еву соблазнил змей, парочка вкусила от плода познания, и прозвучало первое библейское проклятие. Точнее - целая тирада проклятий.

Загляните в Книгу Бытие, и вы найдете там всех адресатов библейских пророчеств - змея, Еву, Адама, и даже землю, на которой стояли Ева и Адам! Змея Бог проклял «пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми», усугубив проклятие следующей формулировкой: «Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей, и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Прокляв Еву, Бог пообещал, что, умножая, умножит скорби в беременности ее, и что в болезни она будет рожать детей, а за тягу к мужу она заплатит вечным ему подчинением. Адам был проклят за то, что соблазнился диковинным плодом: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Свою долю проклятий получила и сама земля, причем в том, что землю тоже пришлось проклясть, Бог обвинил все того же ослушавшегося Адама!

Вообще в Библии тема проклятий - чуть ли не одна из самых распространенных. Патриарх Ной тоже посылает проклятие в адрес своего внука Ханаана: раб рабов он будет у братьев своих. Ханаан по воле Божьей получил то, что заказывал Ной. Практика проклятий среди иудеев была, очевидно, повсеместной. Иначе как объяснить, что иудейские священники обещали нерадивым женам сделать лоно их опавшим, а живот - опухшим... Бог проклинал потомков Адама и Евы до третьего или четвертого колена, насылал смертельные болезни, преследовал не верящих в Него с яростью маньяка. Но особенно, конечно, знаменита тема библейских проклятий в период бегства иудеев из Египта, о чем нам достоверно известно из Книги Исход.

Ярость времен Исхода и Второзакония

Целый массив проклятий связан с именем Моисея и относится ко времени гиксосов, когда иудейское население стремилось вырваться из Египта. Проклятия Исхода обращены на египтян и известны как 10 казней египетских. Проклятия Второзакония обращены против маловеров из числа своих.

Первые 10 проклятий как бы поэтапно нагнетают обстановку в Египте накануне исхода иудеев. Всякий раз, когда египетский фараон отказывается отпустить их на историческую родину, Бог насылает новое проклятие. Первым египтяне получили проклятие крови, когда Нил стал красен и засмердел, и по всему Египту люди не могли пить воду из рек. Вторым проклятием стало нашествие жаб, которые заполонили весь Египет. Третьим - нашествие мошек, которые вызывали появление глубоких язв на скоте и людях. Следом за мошками Египет был поражен песьими мухами (так в те времена называли кровососущих оводов). Пятым по счету проклятием был мор сельскохозяйственных животных. Причем мор коснулся только египетского скота и не затронул животных иудеев. Шестым проклятием было появление у египтян язв и нарывов. Седьмым - опустошение Египта грозами с молниями и огненным градом, что удивительно похоже на вхождение этой территории в зону падения большого количества метеоритов (или на распад в атмосфере крупного небесного гостя). Восьмым проклятием стало нашествие саранчи, то есть грядущий в Египте голод. Девятым - падение на страну тьмы «только для египтян». И десятым - проклятие и смерть всех первенцев в Египте, как среди животных, так и среди людей. Лишь последнее проклятие, как известно из Библии, заставило фараона выпустить иудеев из страны со всем добром, которым они разжились, и со всем скотом, который они сохранили.

«Казни египетские» были обращены на египтян-язычников. Но оказавшись на свободе и блуждая по безлюдным пустыням, иудеи сумели прогневить своего Бога Отца так, что тот разразился множеством проклятий, обращенных теперь уже не на иноверцев, а на маловеров.

Итак, Бог Отец пообещал не верящим в Него и не соблюдающим заповедей, что будут они прокляты и в городах, и на поле - то есть нигде не смогут укрыться от гнева Божьего. Причем проклял Он не только людей, но и саму землю, и скот, и зерно. Бог пообещал «наградить» отступников моровой язвой, чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца, проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, а также сделать землю железом, а небеса медью, чтобы вместо дождя с них падали только пыль и прах. Более того, выжившие в этом кошмаре получат нашествия врагов, с которыми не смогут справиться, и рассеяние по всем царствам земли. Целая глава книги Второзаконие посвящена проклятиям, которые Бог нашлет на иудеев, если они не будут покорны Его воле. Расписаны все случаи «поражения в правах» - от простого «будут тебя теснить и обижать», до изощренного «придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе: они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек».

Обязательно сбудется

В Ветхом Завете все проклятия увязаны с пророчествами и обязательно сбываются. Это своего рода инструмент управления сознанием соплеменников: гнев Божий в виде проклятия заставлял твердо следовать установлениям религии. И уж если на страницах Библии появляются «хорошие» маги и чародеи, насылающие жаб и прочих тварей на дом фараона, то можно сделать один лишь вывод - в те времена в магию, колдовство и Божий промысел верили безоговорочно.

В древнем Израиле были известны две горы: Гаризим и Гевал. С первой горы священники благословляли иудеев, со второй - проклинали. Благословения, в отличие от пророчеств, могли Богом исполниться, а могли и не исполниться. Все зависело от того, как в будущем будет благословленный служить своему Богу - ретиво или не очень. С проклятиями проще. Они исполнялись практически всегда. Саул, не поверивший словам Бога, был тут же проклят. И скоро его место занял верный Богу царь Давид. Проклятиями умело пользовались праведники и пророки. Бог исполнял проклятия Иисуса Навина и обращал гнев против мальчишек, смеющихся над пророком Елисеем. Библейские проклятия сразу же показывают отношение Бога Отца к тому или иному персонажу. Вместе с проклятием, которое нельзя отменить, «неправедные» цари сходят с исторической сцены, нарушившие договор с Богом народы оказываются в плену.

Впрочем, ничего не изменилось и спустя тысячелетие. Иисус Христос проклинал не хуже своего Отца Небесного. Демонов, имя которым легион, он отправил в тела свиней и утопил тех в водах озера. Смоковницу, которая не давала ни тени, ни плодов, он проклял - она тут же и засохла. Практика проклятий использовалась точно так же, как в иудаизме, и в ранней христианской церкви, и позже, и используется до сего дня - в виде анафемы, которую провозглашают священники с амвона против конкретного лица или же какого-то явления. Например, анафеме в отечественном православии были преданы Лев Толстой, монах Филарет, священник Глеб Якунин, а также те, кого считают в православии сектантами, язычниками, астрологами и колдунами...

Прокля́тие – 1) осуждение кого-либо или чего-либо со стороны ; 2) следствие осуждения Божьего, наказание Божье; 3) крайняя степень осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека; 4) последствия осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека.

Что такое проклятие Божье?

На том же основании результативными могли становиться и проклятия, провозглашаемые ветхозаветными священниками, действовавшими строго в рамках Божественных установлений, например: «тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим» ().

Если же человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, этим он сам преступает закон. В этом случае проклятие может обратиться на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тó же» ().

Так, Бог, зная о праведности Авраама, пообещал ему, что всякий злословящий его будет проклят: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ().

В чем состоит смысл Божественных проклятий?

В отличие от человека Бог никогда не проклинает незаслуженно или напрасно. Именно эти аспекты необходимо учитывать в первую очередь, чтобы понять смысл и значение Божьих проклятий.

Одна из первейших причин низведения Богом проклятия - необходимость справедливого воздаяния грешнику (). В свою очередь возмездие, или наказание, в зависимости от обстоятельств может иметь различные цели.

Помимо ближайшей цели - восстановления справедливости, как это было, к примеру, в случае с наказанием насмехавшихся над Елисеем детей (), наказание может накладываться в качестве воспитательной меры, побуждающей грешника одуматься, остановиться ().

Иногда наказание может проявляться в ниспослании на грешника тяжелейшей болезни или смерти. Таким образом Бог может остановить зарвавшегося злодея, положить предел его бесчинствам и злодеяниям.

Бывает, что проклятие (справедливо) накладывается на беззаконника с тем, чтобы побудить к покаянию и послушанию прочих людей. Причем, по усмотрению Божию такое воздействие может предназначаться и распространяться на целое общество. Именно так можно объяснить некоторые случаи наказаний грешников Богом перед лицом огромной толпы ().

В конце времен проклятие будет низведено на лицо всей земли (). Так Господь даст людям очередной шанс одуматься. К сожалению, многие им не воспользуются ().

Был ли проклят Богом человек в результате грехопадения?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно учитывать, что понятие «проклятие Божие» может осмысливаться двояко: в узком и широком значении.

В узком смысле под проклятием подразумевается особый приговор Божьего суда, озвученный либо Самим , либо через Его вестников, в отношении твари, в связи с нарушением Божественной . О такого рода проклятиях мы, к примеру, читаем в : «И сказал Господь змею: …проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми» (). Так это отражено в третьей главе Книге Бытия. Но о проклятии самого Адама в данной главе не говорится. Бытописатель подчеркивает: несмотря на то, что Адам и Ева согрешили, преступив заповедь и пойдя на поводу у сатаны, Бог проявил к ним особую милость.

Тем не менее ряд церковных писателей, и среди них составитель Полного церковно-славянского словаря, довольно авторитетного, протоиерей , считают уместным утверждать, что первые люди подпали под Божье проклятие.

Логика их рассуждений ясна: если Божье проклятие противопоставляется Божьему () и выражается в лишении тех или иных Божьих даров, то что мешает сказать, что и Адам, вынужденно столкнувшийся после грехопадения с такими последствиями как изгнание из , и смертность, утрата первоначальной радости общения с Господом, утрата царственной власти над животными, необходимость добывать пищу «в поте лица», подпал под Божье проклятье?


В Священном Писании слово «проклятие» упоминается более сотни раз. Однако это не имеет никакого отношения к придуманным «порчам» или «сглазам». Ведь главная причина всех бед кроется в нежелании самого человека отказаться от рабства греха.


От падшего ангела до падших людей

Сегодня можно встретить людей, которые сильно боятся подпасть под проклятие, считая его каким-то злым роком. На самом же деле наличие данного страха вызвано отсутствием веры в Божью любовь.

С библейской точки зрения, проклятие - это противоположность благословения, самый большой грех против заповеди любви к Богу и ближнему.

Следует отметить, что само понятие «проклятие» появилось еще в далекие ветхозаветные времена. Его активное использование в человеческой жизни произошло в результате печально известного грехопадения наших прародителей в раю.

После того, как Адам и Ева вкусили запретный плод по наущению падшего ангела, прозвучал первый в библейской истории приговор: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 14).

Эта фраза касается не только наказания неразумного животного. Речь идет в первую очередь о состоянии самоуниженного сатаны (к тому моменту уже низринутого с неба): он был обречен пресмыкаться по земле, питаясь человеческими пороками и злодеяниями, которые являются следствием его коварных козней.

После того, как Каин убил младшего брата Авеля, Бог вынес суровый приговор и самому убийце: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4, 11-12).

Здесь проклятие направлено непосредственно на человека: оно заключается в бесплодии почвы и бездомном скитании. До того момента, как старший сын Адама совершил столь тяжкое злодеяние, земля служила ему источником пищи и местом жилища. Впоследствии, будучи обагренной кровью невинного страдальца, она превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров.

Приговоры после потопа

Пережив всемирный потоп, человеческий род подвергся проклятию в лице младшего сына Ноя - Хама. Увидев наготу отца (опьяневшего от вина и уснувшего в шатре), он с издевательством и насмешкой рассказал об этом своим братьям Иафету и Симу.

Когда же Ной проснулся и узнал об этом, то сразу же вынес приговор семени Хама: «И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9, 25) . История показала исполнение этого грозного пророчества: потомки Хама были умерщвлены либо обращены в рабство сначала сыновьями Сима (при завоевании Земли обетованной), а потом и племенами Иафета - персами, греками и римлянами.

В дальнейшем отношение к проклятию было не только связано со многими жизненными ситуациями, но и базировалось на иудейском законодательстве. Характерный пример - договорные отношения с Богом: в случае соблюдения Его заповедей израильтянам было обещано благословение, а в случае нарушения - проклятие.

Так, прежде чем войти в Землю обетованную, все 12 колен израильских вступили в Завет (Ветхий) с Богом. С этой целью одна часть народа (представители шести колен) стала на горе Гаризим для благословления народа, а вторая (представители других шести колен) - на горе Гевал, чтобы произносить проклятие.

Проклятию подвергались за тяжкие грехи: идолопоклонники, скотоложники, прелюбодеи, убийцы, злословящие родителей, неправедные судьи и прочие нарушители Закона Божьего.

После того как израильтяне полностью разрушили Иерихон, их военачальник Иисус Навин произнес такие слова: «… проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его».

Весьма интересный случай произошел с пророком Елисеем, которого маленькие дети обзывали плешивым. Его реакция на эти издевательства была весьма жестокой: «Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар. 2, 24).

Многострадальный Иов, оказавшись в тяжелейших жизненных ситуациях, проклял день своего рождения. А другой пророк проклял не только свой день рождения, но и человека, принесшего его отцу радостную весть о рождении сына - будущего пророка Иеремию.

Однако уже в те далекие времена правоверные иудеи не придавали значения всяческим «порчам» и «сглазам». Об этом говорится в Притчах царя Соломона: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Прит. 26, 2).

Отлучение от Церкви

В новозаветное время отношение к проклятию меняется: Христос искупил нас от клятвы Закона, взяв на Себя все наши грехи. И, разумеется, кто не принял Спасителя, тот автоматически подпадает под осуждение Закона Божьего. Именно поэтому в апостольском послании (на церковнославянском языке) сказано: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран-афа» (1 Кор. 16, 22).

В русском переводе вместо фразы «да будет проклят» написано слово «анафема», что означает «отлучение» или «проклятие». Однако в данном стихе речь идет о самоосуждении грешника, а не о желании христиан кого-либо проклясть, поскольку главная цель Церкви - благословлять и спасать, а не проклинать и отвергать.

«Кто не любит Бога, тот сам себя отлучает от Него еще до Страшного Суда»

Что же касается выражения «маран-афа», то оно (с языка сирского) переводится как «приди, Господь наш!». Таким образом, упомянутую апостольскую фразу нужно понимать так: кто не любит Бога, тот сам себя отлучает от Него еще до Второго Пришествия Христа, т.е. задолго до Страшного Суда.

Вот как об этом говорит святитель Феофан Затворник:

«Существо христианства в сочетании с Господом - существенном. Но кто состоит в сочетании, может ли не любить Господа? Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит в Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина, - анафема и значит, отлучен от тела Церкви…».

Если человек находится вне Церкви, являющейся Телом Христа, то он сам себя лишает и Божественной благодати, и спасения для Жизни вечной. Поэтому нужно обращать внимание не на угрозы чьих-то внешних оккультных действий («порчу», «сглаз» и т.д.), а на свое внутреннее состояние.

Если человек находится в мире с Богом, то ему в этой жизни ничего не страшно: «Господь мне свет и спасение, так кого мне бояться? Господь – оплот жизни моей, так кого мне страшиться?» (Пс. 26, 1).

Случай из жизни

В житии старца Паисия Святогорца описан случай об удивительном параличе молодого человека: на протяжении многих лет его туловище было как деревянное и вообще не сгибалось…

Вот как об этом свидетельствовал сам старец: «Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и стали возле него. “Встань, - сказал ему кто-то, - уступи место старшим”. А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: “Вот таким вытянутым и останешься навсегда - не сможешь сидеть”. И это проклятие подействовало. Видишь как: юноша-то был с наглецой. “А чего я, - говорит, - буду вставать? Я за свое место заплатил”. Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты - подросток - расселся. “Вот от этого-то всё и произошло, - сказал я ему. - Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние”. И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров».

По словам Паисия Святогорца, проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если человек проклинает своего обидчика, то слова, сказанные в страшном гневе, могут иметь реальную силу. Тот, на кого направлено проклятие, мучится только в этой жизни. А тот, от кого исходит проклятие, рискует подвергнуть себя мучениям не только на земле, но и в вечности (если не покается и не исповедается в церкви).

«Проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик - убивать его ты не имеешь права. Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла» , - говорил афонский подвижник.

По мнению старца, освободиться от проклятия можно только исповедью и покаянием. В своем рассказе он ссылается на тех, которые пережили подобные случаи: «Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, исповедались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: “Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня!” - и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Господь простит кающегося, ведь Он - Бог».

Вконтакте