Как написать репортаж: пример и рекомендации. Территория смыслов. Репортаж с места событий Репортаж с мероприятия пример

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от , тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод . То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны ), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

  1. Заголовок
  2. Лид (введение )
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование )
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж )
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным )

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий . То есть вы делаете это от первого лица (я, мы ). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие . То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво ».

Подмечайте яркие детали . Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности .

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты . Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора ). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу ). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения ), то это уже будет реконструкция события , а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму . Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.


Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый ».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики ). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или . Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия ). Вот ссылка на полный текст .


Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид ), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.


Пример текста репортажа

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.


Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото ). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось ). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

На этом все!

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

Дорогие мои друзья, всем доброго времени суток и, замечательно спланированных, выходных!

Ну, а мы всей семьёй, как по чёткому расписанию, отправляемся на дачу. Пришла пора сбора клубники. Ну, а, как следствие, начинаю варить варенье и закрывать компоты.


Так что, времени заходить в сеть катастрофически мало, к великому сожалению. Но я всё же стараюсь не забывать наш любимый сайт и рано утром изыскиваю резервы во времени, чтобы хоть немного информировать вас о новостях в моей большой стае.

Вот и сегодня поделюсь с вами о том, о сём... Ну, а в основном, речь пойдёт, конечно же о членах нашей стаи, например, о том, как Рассел с Эрангой встречаются на дачном участке. Рассел ведь с тех самых пор, как мы его, как бы, временно забрали в цивилизацию, так и не желает оставаться на дачном участке, не смотря на то, что Эранга очень уж тоскует по нём в его отсутствие. Когда собираемся домой и грузим багажник, он бежит к машине впереди паровоза, чтобы, не приведи, Господи, не забыли взять его с собой. Ну, что поделаешь с этим предателем? Приходится каждый день возить его с собой. Дома у нас он ведёт пассивный образ жизни, а потому, сразу по приезду на участок, Рассел запрягается в свою тачанку и вперёд разминаться.

И разминается он так в течение всего нашего рабочего дня до изнеможения, пока не падает без задних лап. А кому сейчас легко?



Эранга не отходит от своего любимого друга ни на минуту. Это нужно видеть: она, как хвостик ходит за ним следом, куда бы тот не направлялся.


Когда силы Рассела иссякают и он устаёт носиться в своём кабриолете по прерии, то на отдых эти друзья отправляются тоже вместе.




Девочки, сейчас такая красота в нашем райском уголке! Конечно, собакам там раздолье. Река полноводная, тихая...




Эранга носится по всему участку. Иной раз просто невозможно разглядеть её в высокой траве.


Попугай рано утром сидит в клетке на свежем воздухе, а когда солнышко пригреет, отправляем его тоже в живую природу. Эти минуты ожидания вольной жизни переносятся им, чего уж там, с большим трудом. Так и хочется, глядя на эту картину, сказать: СВОБОДУ ПОПУГАЮ!

Но зато потом всё отлично! Настроение бодрое!

Немного упомяну и о пчёлках. Сейчас у этих тружеников самая активная пора. Пока цветёт акация,
они стараются во всю не упустить этот момент. такой гул стоит на акациях... А потом возле каждого улика очередь пчёл, принесших нектар.




Ну, вот и пришла пора прощаться. мы собираемся в обратный путь. Эранга провожает тоскливым взглядом предателя-друга... Ну, ничего, завтра снова эти неразлучники будут вместе.

Девочки, о Моняше ни слова не написала и не выложила ни одной её фотки, если вы заметили. Объясню. Вчера Моняша была не гожа для фото сессии: что-то глазик у неё заплыл. наверное ерунда какая-то попала, или куснула какая гадость мелкая. Так что, промывала ей глаз крепким чаем и закапывала в течение дня глазные капельки. Ну, одним словом, не фотогенична была наша Моняша. О ней в следующий раз.


На этом разрешите откланяться и пожелать всем вам, дорогие мои друзья, хорошего настроения на предстоящие выходные! Природа распростёрла всем вам широкие объятия! Пользуйтесь каждым мгновением счастья, проведённого в условиях матери-природы.

Если вы хотите стать журналистом и мечтаете рассказать о нашумевшем событии, вам поможет обращение к известному и любимому многими жанру. Как написать хороший репортаж правильно и быстро? Стоит ли составлять примерный план? На эти и многие другие вопросы отвечает данная статья.

Текст такого рода сложен для новичков, однако серьёзная подготовка и грамотный подбор материала помогут вам в создании успешного и информативного сообщения о произошедшем. Специфика жанра проявляется в особенностях изложения: рассказ не может быть сухим и отстраненным. В нём всегда присутствует мнение журналиста, его отношение к проблеме или событию. Хорошему репортеру важно побывать на месте происшествия и проанализировать ситуацию.

    Отличительные особенности жанра:
  • хронологический порядок освещения действий;
  • описательность и наглядность;
  • своевременность сообщения;
  • соответствие фактам и предельная точность;
  • отсутствие вымысла;
  • отражение активной позиции журналиста

Почему репортаж остается таким популярным

  • возможность полного и всестороннего анализа, которого нет на телевидении и в радиовещании;
  • сравнительная независимость печатных изданий и блогов, которая позволяет освещать любые темы и высказывать разнообразные мнения.

Текст должен быть достоверным и вызывать интерес и переживание у читателей. Для того чтобы создать яркое и запоминающееся сообщение, следует придерживаться нескольких принципов:

  • Настоящий профессионал сделает все, чтобы оказаться на месте события;
  • Погрузившись в ситуацию, не забывайте о внимании к деталям и любопытным мелочам;
  • Опрос присутствующих поможет вам сравнить мнения людей, которые вы можете использовать при написании текста;
  • Важно не только то, что произошло, но и то, что предшествовало событию. Соберите факты и проанализируйте их, восстановив причинно-следственную связь;
  • Делайте записи и пометки, фотографируйте очевидцев и участников происшествия
    Выделяют несколько видов репортажа
  • тематический – такой текст может готовиться долго из-за объёма информации, используемой в качестве источника;
  • событийный – пишется в короткие сроки и рассказывает о криминальных, светских, производственных и спортивных новостях;
  • проблемный – подчинен определённой ситуации, которая тщательно анализируется журналистом.

Существует несколько правил, которые помогут вам добиться успеха в нелёгком деле создания репортажа.

Подготовка к написанию

Примеры, которые помогут вам понять, как написать репортаж, можно брать из статей или газет, тематических блогов. Попробуйте конспектировать журналистов центральных телеканалов, составьте список шаблонных фраз и отредактируйте услышанное. Участвуйте в конкурсах и мастер-классах, учитесь и совершенствуйтесь каждый день;
Найдите тему, которая будет вам интересна. Не думайте, что успеха может добиться лишь тот, кто освещает популярные события, известных людей или злободневные проблемы. Большинство интересных историй окружает нас каждый день, и только тот, кто готов прислушиваться к посторонним людям и внимательно следить за происходящим, может найти материал для увлекательной статьи, которая будет прочитана миллионами.

    Часто начинающие журналисты останавливают свой выбор на
  • каком-либо драматическом событии, которое затрагивает сразу несколько актуальных для общества проблем;
  • истории о медийных личностях;
  • новостях из политики и экономики, которые интересуют каждого;
  • неожиданностях и занимательных эпизодах из повседневной жизни.

Выбирая персонажа репортажа, проведите тщательный отбор. Своеобразный кастинг поможет вам определиться с особенностями повествования и даст идеи, которые облегчат дальнейшую работу. Ваш герой должен вдохновлять и вызывать симпатию. Не стоит выбирать личность, окруженную дурной славой. История о ней будет однобокой и предсказуемой, а ваше отношение помешает создать объективное описание.

Человек, которого вы опрашиваете, должен свободно и ясно излагать свои мысли. Репортеру нужно тактично побудить его рассказать о причинах освещаемого события. Мнение автора не должно смешиваться с высказываниями героя. Вы рассказываете историю, сила воздействия которой зависит от подхода к материалу и начальной отстранённости автора. Свое отношение можно высказать в финале: так читатель получит не только яркое описание ситуации, но и эмоциональный отклик журналист.

Структура текста

Если вы не знаете, как написать репортаж и боитесь отойти от привычного канона, создайте план, который будет напоминать вам о порядке действий:
Не забывайте об интриге, содержащейся в метком и броском заголовке;
После напишите вступление, которое подготовит читателей к основному блоку информации;
Далее приступайте к описанию событий;
В финале дайте оценку действиям персонажей и расскажите о собственном отношении к возникшей ситуации;
Как оформить репортаж? Если вы хотите, чтобы текст был разбавлен изображениями, добавьте фотографии очевидцев или места происшествия.

Помните о важных приёмах, отсутствие которых в статье нежелательно:
Не делайте свой текст нагромождением подробностей. Используйте детали, которые помогут вам оживить сюжет;
Умело подобранные диалоги превращают сухое изложение фактов в захватывающую историю;
Не бойтесь добавить действия: статика вызывает скуку и не способна привлечь читателя.

Репортаж как жанр отличается определённой стилистикой

Используйте глаголы, которые точно передадут ваше видение ситуации;
Постарайтесь избегать резких оценок, если вы не можете их аргументировать. Будьте осторожны с прилагательными, при помощи которых вы описываете событие и персонажей;
Вставляйте меньше цитат. Старайтесь пересказывать реплики очевидцев. Диалог, появившийся в тексте, должен точно и выразительно характеризовать ситуацию;
Используйте оригинальные сравнения;
Создайте статью, которая будет держать читателя в напряжении от начала и до конца.

Ошибки, возникающие при написании репортажа

Подмена понятий и работа со смежным жанром. Молодой журналист может написать короткую зарисовку с места событий или взять небольшое интервью, однако этого материала будет недостаточно;
Рассказ о собственном отношении к проблеме вместо описания ситуации;
Интерес к негативным сюжетам и грязному реализму

Эта простая инструкция поможет вам написать хороший репортаж!

РЕПОРТАЖ (газета)

Репортаж - это сообщение факта, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора. Репортаж должен быть динамичным.

Журналист:

Привлекает внимание к событию,

Пробуждает интерес или сочувствие.

Подтверждает реальность происходящего: вводит прямую речь, выражает собственное отношение к сообщаемому, подробно описывает какие-то моменты, рассуждает вместе с читателями газеты.

Разновидности репортажа

Информационный репортаж - репортер сообщает о факте, событии и не пытается обобщать то, о чем рассказывает. Может дать сжатую оценку, высказать свое отношение к тому, что увидел или узнал.

Исторический репортаж - сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

Криминальный репортаж подходит под определение информационный.

Как работать над репортажем

Автор должен быть свидетелем, непосредственным участником события - подбирает материал на месте, записывая детали, которые затем помогут восстановить последовательность события, отмечая собственные впечатления от увиденного и услышанного, собирая сведения у лиц, участвующих в нем.

Тема репортажа - любое событие из любой области жизни: политической, культурной, спортивной. Это может быть событие, происходящее в отдельном коллективе, и событие, известное во всем мире. При выборе темы автор ориентируется на то, является ли она общественно-значимой, способна ли заинтересовать широкий круг читателей своей занимательностью, необычностью, своеобразием.



Раскрытие темы репортажа.

Обстоятельство.

- указание места , где происходит событие. Место может быть названо под заголовком репортажа, как главное уточнение документального факта, в виде суммирующего лида, а затем в тексте дается описание этого места, иногда несколько раз и с разных позиций. Если автор в своем репортаже ведет рассказ не из одного места, а из нескольких, то все они указываются в тексте.

- указание времени , когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится. Прямое указание времени встречается тогда, когда это принципиально важно для раскрытия темы. В других же случаях время можно узнать из каких-либо побочных деталей, но оно, тем не менее, указывается.

- условия , в которых разворачивается действие или которые привели к данным событиям.

Целое – часть.

Например, схематично деление темы можно представить: Крым – Севастополь – уникальные памятники, секретные объекты – войсковая часть и т.д.

Последующее всегда идет за предыдущим.

В тексте могут быть использованы лирические отступления, рассуждения, автор разворачивает тему вокруг чего-то.

Свойства.

Описание свойств – способ наиболее подробного, тщательного показа предмета речи, в том числе события.

Заголовок помогает объединить весь текст репортажа.

Композиция репортажа - три части: лид (введение), основная часть, концовка.

Введение (зачин) - небольшой по объему элемент текста, который выполняет одну из следующих задач:

1) введение в тему;

2) название темы;

3) описание места действия;

4) описание характера или свойств действия;

6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие.

В основной части обязательно должен быть свой сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части идет последовательное изложение события, для этого чаще всего используется повествование. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Концовка занимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы.

Пример аналитического репортажа.

ДИГГЕРЫ НА ДНЕ МОСКВЫ

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами и полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид.

Вот эта керамическая труба – скорее всего «неучтенный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик – напоят, гирькой по голове, оберут до нитки, а труп в Неглинку...

Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне, когда худо наверху – быстрее в колодец». Зачем? Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голове. У себя под ногами мы закладываем страшную экологическую мину. А уникальные памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземелья столицы беспрепятственно проникают бомжи – любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, – горячится Михайлов, – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не поддержанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» – со своим. А между тем подземный мир Москвы – единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

– Рыбы-мутанты: это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры. – Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...

Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискателей. В историческом слое, по которому мы бредем, современные старатели добывают монеты и украшения. Кто такие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться – встречаться тут с незнакомцами неохота...

Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диггеры Вадима наталкивались на замурованные штольни – по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секретный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраняемые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не следует знать. Но уж во всяком случае представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москвичи имеют право. Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

телевизионный репортаж тематический постановочный

Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Проблема информационного повода

Проблема, на какую тему можно сделать событийный репортаж, совсем не так проста, как кажется. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Как определить, какое событие достойно того, чтобы попасть в выпуск новостей, а какое - нет. Проблема отбора самых важных и самых интересных - тех, о которых расскажут в теленовостях, - и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: «Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная». А значит и материал для событийного репортажа должен быть свеж, необычен и должен представлять интерес для зрителя. Выбрать такой информационный повод для будущего репортажа из сотен и тысяч других - самое важное. В книге Эверетта Дэнниса «Беседы о масс-медиа» приведен список информационных поводов, наиболее интересных телезрителю:

  • 1. Конфликт, столкновение интересов людей, стран, организаций (здесь же теракты, митинги, военные действия)
  • 2. Катастрофа, авария, стихийное бедствие, другие чрезвычайные происшествия
  • 3. Последствия какого-то значимого события, новые факты какого-то громкого происшествия
  • 4. Новости политики и экономики (о принятии новых законов, встречах на высшем уровне, заключении политических договоров, итогах выборов)
  • 5. Новости культуры, спорта (открытие выставки, кинофестиваля, чемпионата)
  • 6. Значимые события из жизни известных людей (юбилей какого-либо артиста)

На все эти темы часто создаются событийные репортажи, потому что все они, независимо от свое важности привязаны к какому-то конкретному событию, информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа. Поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Конечно же приведенный список не исчерпывает все возможные информационные поводы. Событийные репортажи могут быть и на другие темы, главное - чтобы они были непосредственно о событии, представляющем большой интерес для зрителя.

Это другой важный принцип выбора информационного повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами новость - это не только то, что людям необходимо знать, но и то, что им интересно знать.

Поэтому выбирая информационный повод для репортажа, нужно прежде всего учитывать эти критерии. Для примера такой информационный повод, как забастовка сантехников, недовольных заработной платой. Да, этот повод отвечает первому критерию - новость привязана к событию. Но интересна ли она зрителю? Должны ли зрители знать об этом? Необходимо ли им это знать, испытывают ли они в этом потребность? Многие из них и так никогда сантехников в своем доме не видели. Хотят ли люди об этом знать? Большинству зрителей (если они не сантехники) эта тема просто интересна. А некоторые сюжеты, наоборот, могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы. Например, репортаж о принятии нового закона, повышающего зарплату бюджетникам привлечет намного больше зрителей.

В зависимости от информационного повода событийный репортаж может быть:

Ситуативным (незапланированным). Обычно такие репортажи готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или отставка президента накануне Нового года.

Твердым (запланированным). О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, т.к. заранее известно о самом событии, оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция президента.

Предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический.

Комплект - репортаж. Такие репортажи каким-то образом дополняют материал, идущий в выпуске до них. Такого типа репортажи позволяют зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон. Например, если ситуативный репортаж о предпринятых сейчас военных действиях против Ясира Арафата в Рамалле раскроет некоторые их подробности, то идущий следом репортаж-предыстория укажет также на причины (противостояние Палестины и Израиля и т.д.).

Независимо от информационного повода работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Его задача - прежде всего точно и достаточно подробно проинформировать о событии. При этом подготовка к репортажу сводится всего лишь к предварительному сбору данных о предстоящем событии и написанию каких-то заготовок, а выуживать всю информацию приходится уже на месте. Это в том случае, когда событие запланировано. Но чаще всего репортеру приходится делать репортаж о событиях случайных, экстренных. Иногда делать это нужно в прямом эфире, и тогда телерепортер не имеет возможности, как газетчик, размышлять над каждым словом, каждой фразой, а потом перечитать свой материал, отредактировать его, исправить. Ведя репортаж, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями и нередко находится при этом в том же положении, что и зритель, который впервые видит материал. Такие репортажи являются одними из сложнейших жанров новостей и называются экстренными новостями. В выпуске новостей они, как правило, идут первыми.

Экстренные новости

Говоря об экстренных новостях, журналисты обычно подразумевают информацию, которая появляется неожиданно и требует скорейшего распространения. В репортажах об экстренных новостях никогда не употребляют слово «вчера». Экстренные новости - это репортажи о военных действиях, терактах, стихийных бедствиях, Яркий пример - репортажи о гибели подлодки «Курск», о наводнениях в Ленске, или о терактах в США в сентябре прошлого года.

Особенности работы над экстренным репортажем

Для телерепортера освещение экстренных новостей - это, во-первых, оперативность. Телевизионным журналистам необходимо присутствовать на месте события в то время, когда это самое событие происходит, а не уже произошло. Поэтому по возможности репортеру надо приезжать к самому интересному моменту и за то короткое время, пока развиваются события, успеть сделать очень многое. Успеть собрать информацию о событии, составить из нее связный текст, начитать его на камеру, заснять самые захватывающие кадры. При съемке экстренных репортажей все это делается одновременно, и репортер должен решить, когда оператору снимать планы места события и происходящего действия, а когда идти записывать интервью с очевидцами. Поэтому журналист должен уметь быстро распланировать свою работу и работу оператора на месте съемок. Хотя эти планы очень часто приходится менять уже по ходу съемок, и вот почему:

При съемке экстренных репортажей практически всегда невозможно снять все так, как предполагалось в начале, и репортер должен предвидеть, может ли конкретное событие приобрести неожиданный поворот. Там, где делают новости, вообще ничего нельзя с абсолютной точностью просчитать заранее. Поэтому журналист должен уметь быстро реагировать на все происходящее вокруг и так же быстро менять «тактику съемок». Он должен всегда помнить, что бывают ситуации, когда неожиданный поворот событий ломает все составленные планы. Например, репортерская команда выезжает на съемку сюжета о первом весеннем дожде. Выпускающий редактор считает, что этот репортаж входит в число «необязательных новостей», на работу отводится немного времени, а режиссер говорит о том, что материал должен быть как можно меньшим по хронометражу. Корреспондент и оператор договариваются о подготовке художественного репортажа. Оператор думает, что неплохо бы снять несколько планов людей под зонтиками, крупный план капельки на только что появившемся зеленом листике. Но дождь перерастает в стихийное бедствие. Вместо кадра с капелькой на листике репортерская команда снимает потоки грязной воды. Корреспондент собирает информацию о нанесенном ущербе и жертвах. Материал готовится в жанре репортажа - катастрофы. Выпускающий редактор и режиссер также меняют планы: сюжет о ливне выйдет в эфир в начале программы новостей и станет главным событийным репортажем выпуска.

Журналисты, работающие над событийным репортажем, сталкиваются с трудностями даже при сборе информации о событии. Например, репортеру требуется узнать о подробностях и причинах произошедшего в городе ЧП: внезапно рухнувший мост через реку унес несколько человеческих жизней.

Кого можно спросить о том, как это произошло? В первую очередь, очевидцев. Но очевидцы не всегда способны объективно говорить о происшедшем, их мнение подвержено влиянию пережитых эмоций. Люди, принимавшие участие в событии, не могут оценить его «сторонним взглядом». То, что человек или участвовал в событии, вовсе не означает, что он может говорить о его причинах и последствиях.

Люди же, несущие ответственность за состояние моста, едва ли расскажут о настоящих причинах аварии. Всегда надо принимать в расчет личную заинтересованность такого источника информации. Представитель строительной фирмы вряд ли скажет, что мост рухнул из-за халатности монтажников.

Способы трансляции событийного репортажа

Могут быть несколько вариантов подачи событийного репортажа:

  • 1. Фиксированный репортаж, снятый за несколько часов до выхода в эфир и смонтированный перед ним. В таком случае репортер имеет возможность следить за ходом событий из студии и при необходимости вносить в закадровый текст необходимые изменения и новые факты.
  • 2. Прямой репортаж с места события. В основном используется для передачи экстренной новости. Журналисты замечают, что событие достигнет своего апогея незадолго или во время выхода новостей в эфир. В таком случае на место съемок выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС). В эфир выдается прямое включение, в котором репортер может не только говорить о новых фактах, но и показывать то, что происходит «прямо сейчас». В последнее время такие прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей некоторых телекомпаний. Сейчас можно даже говорить о развитии так называемого интерактивного телевидения, которое будет основано только на рассказе о том, что происходит в данный момент. Для этого телекомпания должна владеть оборудованием, позволяющим выходить в прямой эфир из любого места (достаточным количеством ПТС). Также интерактивное телевидение подразумевает высокую степень информированности репортеров, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко, понятно и просто.
  • 3. Также для подачи событийного репортажа зрителю может быть использована форма некомментированного прямого репортажа, или трансляции. Но она используется только тогда, когда происходящее на экране не требует комментария, например, при показе важнейших общественных или культурных событий: это заседания законодательных органов, пресс-конференции государственных деятелей, спортивные соревнования. Та же трансляция открытия зимних Олимпийских игр, например, почти не требовала комментариев. Наконец, трансляции некоторых концертов или спектаклей тоже в какой-то мере соответствуют жанру некомментированного телерепортажа. Трансляция - это простейшая форма подачи событийного репортажа. В тематическом репортаже она не используется, потому что видеоряд тематического репортажа в любом случае требует комментария.

Особенности событийного репортажа. Отличия от тематического и постановочного репортажей.

Тематический репортаж

Иногда говорят, что журналист готовит «свой» материал. В течение некоторого промежутка времени репортер собирает факты о каком-то явлении, выстраивает причинно - следственную цепочку. Именно интересная цепочка фактов, из которой следует неожиданный вывод об интересующем зрителя явлении, является поводом для создания тематического репортажа.

Он чаще связан с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия, а не единичного события, как репортаж событийный. Это может быть репортаж о работе городского транспорта, об экологическом состоянии какого-то региона, репортаж с автозавода или со съемочной площадки.

Создание тематического репортажа существенно отличается от подготовки экстренного репортажа. Тематический репортаж, в отличие от событийного, можно контролировать. Если при оперативной работе тележурналист вынужден следовать за событиями, то в ходе работы над «своим» материалом репортер может планировать заранее, что будет сказано и показано. Упор в таком репортаже делается на подготовку материала заранее, на подробный сбор информации, на кропотливую и продолжительную работу над материалом, а не на умение быстро сориентироваться в ситуации и оперативно изложить основные факты, как в событийном репортаже. Работу над событийным репортажем можно сравнить со спринтерским забегом, работу над тематическим - с бегом на длинную дистанцию.

И между тем эти два типа репортажа тесно взаимосвязаны. Хотя в основе тематического репортажа лежит не один факт, а цепочка фактов, объединенных общей темой, часто тематический репортаж рождается из событийного. Так иногда тематический репортаж - это несколько более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, с целью придания материалу глубины и перспективы. Это так называемый репортаж - последствие, связующее звено между жанрами событийного и тематического репортажа. В нем упоминается о последствиях события, основной рассказ о которых мог появиться в эфире за день, неделю, месяц и даже год до этого.

Постановочный репортаж

Когда журналист самостоятельно организует или провоцирует какое-то событие (какую-нибудь уличную демонстрацию, например), а потом следит за реакцией людей на него, чтобы описать в своем репортаже, это называется постановочным репортажем, или «спровоцированной ситуацией». Основное отличие постановочного репортажа от событийного - в том, что событие полностью под контролем репортера, он может влиять на него, вести за собой действие, а не следовать за ним.