Когда бывает красная горка. Истинный смысл празднования красной горки прихожанам объясняют православные священники. Когда наступает весенний мясоед

В 2020 году Красная горка попадает на 26 апреля. Красная горка - это первое воскресенье после Пасхи, а так же последний день пасхальной недели.

Красная горка - это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. С распространением христианства он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи - так называемому Фомину дню. Красная горка справлялась в первое воскресенье после Пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!


О празднике Красная горка

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от черного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.


По народному календарю на Красную горку все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.



Красная горка - это есть торжество любви, зарождения чувств и надежд. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. По традиции на Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.

Обряды на Красную горку

В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженам”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.


Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.

В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест.

Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.



В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.

Свадьба на Красную горку

На Красную горку традиционно приходился пик свадеб, так как это первые дни, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.

Антипасха

«Антипасха» - греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» - праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его.

«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим».

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа.


Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.

Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом.


Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестие Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12-ти апостолов. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.

Красная горка — веселое народное торжество, в котором наблюдается удивительно гармоничный симбиоз христианских традиций и отголосков языческих сатурналий.

Красная горка – это доброе, светлое празднество, символизирующее пробуждение, в котором хранится многовековая мудрость и память наших предков. К сожалению, многие традиции безвозвратно забыты, однако те, что еще остались, стоит сберечь, возродить и передать следующим поколениям.

Православный праздник Красная горка

Красная горка — первое воскресенье после Пасхи, завершающее пасхальную неделю. Возникший еще в дохристианской Руси в эпоху язычества с приходом христианства праздник практически не изменил ни формы, ни содержания.

Кликушное воскресенье, Фомино воскресенье, Антипасха — так еще называют Красную горку. Название Антипасха зачастую вводит в заблуждение, придавая негативный оттенок противопоставления, отрицания. Здесь необходимо обратиться к этимологии слова, в старославянским языке приставка «анти» означала «вместо», т.е. праздник, приходящий следом за Пасхой.

Впервые Антипасха упоминается в антиохийских Постановлениях святых Апостолов, датируемых 380г. Согласно Евангелию, не поверившему в чудесное воскрешение Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмые сутки явился сам спаситель, дабы развеять его сомнения. Отсюда и выражение «Фома неверующий».

Уверение Фомы, Караваджо

В церкви в Фомино воскресенье служат литургию, чтят апостола Фому, вспоминают удивительное воскрешение Христа, обязательно проходит крестный ход, в храмах прихожанам раздают артос (кусочки хлеба, дающие силу, здоровье).

Красная горка — дата праздника 2020

До принятия христианства у этого праздника не было определенной даты, отмечали его и на Юрьев день или в его канун, и в Радоницу, называли его «неделей обновления». В 2020г. Красная горка приходится на 26 апреля, первый день значимого периода православного календаря — Радоницкой недели.

Запрещена любая работа по дому: хозяйственные дела, рукоделие лучше отложить, садово-огородные работы также не принесут пользы — посаженное в этот день не приживется.

Накануне Фомина воскресенья верующими было принято омывать иконы. Оставшуюся после обряда воду оставляли до праздника, чтобы поутру, помолившись, умыться ею. Старики и немощные заговаривали воду от болезней, молодухи нашептывали заговор на красоту. Достаток и везение сопровождали верующего, совершившего этот ритуал и сохранившего это в тайне.

Подаждь Боже

Также притянуть удачу можно, накормив семь бродячих животных.

Что означает праздник Красная горка?

В древнеславянском языке «красный» означает «красивый, светлый, цветущий». По весне снег в первую очередь сходит на возвышенности, открывая место для увеселительных мероприятий. Именно на таких прогретых солнцем пригорках проводились народные гуляния с хороводами, песнями, игрищами, потехами, дабы с ликованием приветствовать весну, отметить пробуждение природы, отправить восвояси зимнюю глухую стужу. Безоблачное небо и жаркое солнце в этот день предвещали щедрый урожай, дождь обещал прохладное лето.

До принятия христианства крестьяне в этот день прославляли песнями-веснянками древнеязыческих божеств — Ярило, бога солнца, плодородия и богиню первых весенних всходов Лелю. Из собравшихся на празднество девушек выбирали красавицу Лелю, наряжали в льняной сарафан, на голову надевали венок, сплетенный из только начинающих распускаться цветов, вставали в хоровод и затягивали песню в ожидании своих суженых.

В одежде старались использовать красный цвет как символ огня, солнца, любви.

Сценарий праздника Красная горка

Народные празднества начинались затемно и длились до заката. Главная роль в них отводилась женской половине общины. В глухую полночь замужние женщины выходили на край селения, брались за соху и, читая молитву, пропахивали борозду вокруг села. Считалось, что этот обряд обеспечит надежную защиту поселения от скудного урожая, капризов природы, тяжелых хворей. Мужская половина населения в обряде участия не принимала.

Опахивание села

Поутру народ поднимался на просторные возвышенности, выбиралась запевала, «хороводница», которая с первыми лучами солнца, обратившись на восток, произносила закличку, после чего хором распевались кликушные песни-веснянки. Для мороза, порядком поднадоевшего за долгую зиму, был свой ритуал: пеклись шарики-колобки, которые выкидывали на улицу с прибаутками.

В Калужской области ритуал закликания весны проходил иначе: на холм выставляли шест с соломенной куклой, которую вечером после гуляний сжигали.

Сезон народных застолий открывался совместной трапезой. Особое внимание уделялось оформлению праздничного стола. Приготовлением угощений занимались люди старшего возраста. На яркую вышитую скатерть выставляли блины, оладьи, пироги, яичница, любые блюда, напоминающие форму солнца.

Обязательно пекли хлеб в виде грачей и жаворонков, который потом скармливали слетавшимся птицам, символизировавшим души усопших предков.

Выпекали крестообразное печенье, с которым связан интересный способ гадания. В печенья закладывались зерна, монеты, плоды хмеля, иногда могли запечь таракана. Обнаруженное в печенье зерно обещало богатство, хмель сулил веселье, а таракан означал сплетни.

Жаворонки

Ребятишки с печеньем бегали по домам в деревне и кричали заклички, желая соседям мира и благоденствия.

Обычаи и обряды на Красную горку

Красная горка — во многом праздник молодежный, день смотрин, сватовства, выбора пары.

Одев праздничные собственноручно вышитые наряды, с вплетенными в волосы яркими лентами, будущие невестушки, распевая песни, обходили деревню, чтобы потенциальные женихи могли их рассмотреть.

После этого девичьи завлекалки продолжались на возвышенном месте народных гуляний, где уже были подготовлены площадки для танцев, установлены качели, сооружены подкидки. Кататься на качелях было позволено только тем девушкам, которых пригласили молодые люди. Поначалу процесс заигрывания был скромный и целомудренный, но позже осмелевшие молодцы могли позволить себе некоторые вольности, например, остановить качели можно было, только подарив поцелуй.

Праздничные катания на качелях

Кавалеры же соревновались на подкидках. Стараясь привлечь внимание понравившейся девицы, парни демонстрировали удаль молодецкую, ловкость, смелость.

Понравившуюся девушку было позволено облить водой, после чего парень должен был к ней посвататься. Отказ от сватовства в этом случае позорил девушку, за это можно было получить батогами по спине от ее родственников.

Участие в празднествах незамужних девушек и холостых молодых людей считалось обязательным. Провести Фомино воскресенье дома было дурной приметой. Отказавшимся от гуляний на селе давали прозвища, кликали «непутешными».


Тем, кто давно был в ссоре, предоставлялась возможность помириться: достаточно было разделить и съесть Пасхальное яйцо голубого или зеленого цвета.

Интересным и простым для выполнения является денежное гадание: на рассвете надо забраться на любой пригорок, прихватив три ложки. Обернувшись три раза вокруг оси, надо подкинуть ложки с вопросом: «Ждет ли меня богатство?» Три ложки, упавшие рядом, сулят беспроблемный в денежном плане год, одна ложка, отлетевшая в сторону, обещает устойчивое финансовое положение. А разлетевшиеся в разные стороны ложки пророчат трудности и предстоящие лишения.

Свадьбы на Красную горку

В Фомино воскресенье после внушительного перерыва в храмах начинали венчать браки, новобрачных благословляли на долгое, счастливое супружество.

На Красную горку проходил обряд «окликания» молодых, называемый еще вьюнством, вьюнинами. К домам молодоженов, вступивших в брак в период с прошлой Пасхи, приходили окликальщики. Разодетые в нарядные рубахи, шаровары они пели песню про удаль, силу богатырскую, счастливую жизнь молодой пары, про хоромы их, полные достатка. В благодарность супруги выносили окликальщикам яйцо и чарку вина. Отсюда пошло название «Кликушное воскресенье».

Фомино воскресенье чаще всего выбирали в качестве дня для проведения свадебного торжества. Считалось, что совместная жизнь новобрачных, повенчавшихся в этот день, будет долгой, крепкой, счастливой. Эта традиция популярна и сейчас: молодожены играют тематические свадьбы в деревенском стиле, надевая русские народные костюмы, соблюдая старинные обычаи.

В процессе церемонии венчания молодым запрещалось смотреть друг на друга, иначе в доме будут ссоры, склочная жизнь обеспечена.
Повенчавшиеся в этот день переплетали ленты из косы невесты незамужним подругам, передавая свадебную эстафету и благословляя на скорое замужество.

В некоторых селах был распространен обряд «на счастье». Молодые скатывали крашеные яйца с пригорка и наблюдали, как они катятся — вместе или порознь, какое яйцо укатится дальше. Исходя из этого заключали, как будет проходить совместная жизнь у молодоженов. Если яйца оставались целыми, докатившись до подножия, счастье, удача будут сопутствовать весь год.

Для брачной ночи готовили отдельную комнату, украшенную весенними травами, чей запах отпугивал нечисть.

Народные гуляния на Красную горку

Празднование Кликушного воскресенья знаменовало начало периода полевых работ. От того как Красную горку отметят на селе, зависело, будет ли урожайным, изобильным весь год. Поэтому в народных гуляниях участвовали все жители деревни от ребятишек до стариков.

Повсеместно организовывались ярмарки, на которых торговали сластями, напитками, устраивались многочисленные балаганные представления, пекли караваи, на холмах зажигали огромных размеров костры. Неотъемлемым элементом гуляний были задорные пляски, ряжение, игра на гармошках, соревнования по перетягиванию каната, хороводы (карагоды), олицетворяющие солнечный круг, целью которых было выбрать себе пару.

Услышать колокольный звон — к удаче

Среди подвижных игр наиболее распространены «горелки», «ручеек», «плетень».

В Фомино воскресенье в былые времена любой желающий мог подняться в звонницу и позвонить в колокола. Услышать колокольный звон на Красную горку - верный признак непременных счастливых перемен, великой радости и благоденствия.

Родительская суббота на Красную горку

Родительская суббота — это день поминовения усопших. В году восемь родительских суббот, и только две из них, называемые Вселенскими, имеют постоянную дату.

Остальные зависят от даты Великого поста:

  • Вселенская Суббота Мясопустная – за неделю до Великого поста;
  • Субботы на 2-й, 3-й и 4-й неделях Великого поста;
  • Радоница – 9-й день после Пасхи;
  • 9 мая;
  • Вселенская Троицкая суббота — за день до Троицы;
  • Димитриевская суббота — за накануне дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

Радоница, или Родительский день приходится на вторник после Красной горки. В этот день следует воздержаться от горестных переживаний и слез по поводу потери близких, это время молитвенного общения с ушедшими членами своего рода. Предшествующая Светлая пасхальная неделя настраивает верующих на добрые воспоминания и радость от того, что родные возродились в другой жизни.

Перед посещением кладбища желательно отстоять службу в храме, подать заупокойную записку, поставить свечу, после чего приходит время привести в порядок могилки усопших, помолиться за их души, совершить поминальную трапезу.

И поныне широко распространена традиция приносить на кладбище крашеные яйца, пасхальные куличи и раздавать их нищим. Считается, что так происходит общение, «христосование» с усопшими родными. В древности Тризной и Радоницей именовали божеств-хранителей душ усопших.

В язычестве Родительской субботе соответствовал Навий день (день Мертвых), когда близким умершим приносили к воде требы. У славян требы — еда и сделанные своими руками предметы быта. В воду запускали скорлупу красного крашеного яйца. Считалось, что она доплывет до мира забытых душ, про помин которых давно позабыли.

Отмечать или нет Красную горку, каждый решает сам. Но независимо от принятого решения этот день не время для грусти, уныния, правильный эмоциональный настрой даст заряд на весь год. Это отличный повод собраться всей семьей на застолье и провести вместе время, которого в будни нам так не хватает.

Православный мир продолжает праздновать главный праздникСветлую пасху Христову . Самая радостная – первая неделя после Пасхи, которая называется Сплошная светлая пасхальная седмица .

Когда наступает весенний мясоед

Весенний мясоед – это период в весенне-летнее время между и Великим и Петровом постом. С наступлением Пасхи, как известно, пост прекращается, и верующим не только разрешено, но даже предписано питаться полноценно и разнообразно, чтобы восстановить силы. В этот период разрешается употребление мяса, а по средам и пятницам (которые остаются постными днями) – разрешена рыба.

Церковь рекомендует в это время включать в рацион больше пищи, содержащей полноценный белок: молочные продукты, яйца, белое куриное мясо, по возможности уменьшив количество жирного, сдобного и сладкого и не забывая про витамины. Также церковь решительно выступает против обжорства и чревоугодия в это время.

Антипасха и Красная горка

Эти два праздника справляются практически одновременно – на исходе Сплошной светлой пасхальной седмицы. Православная Антипасха – это последний день Светлой седмицы, а Красная горка – это народно-православный праздник, с которого начинается время свадеб. По православному обычаю венчание под запретом, начиная с Масленицы, и до окончания Сплошной светлой пасхальной седмицы.

В 2018 году Антипасха и Красная горка приходятся на воскресенье, 15 апреля. А во вторник, 17 апреля – Родительский день, или Радоница, которая является «узаконенным» Днем поминовения усопших. Радоницу всегда отмечают во вторник второй недели после Пасхи.

Что такое Антипасха

Антипасха, или неделя обновления, это праздник, который приходит на место Пасхи. Название «Антипасха» не означает противопоставление Пасхе – это как бы новое обращение к светлому празднику, во время которого обновляется память о воскресении Христа. Антипасха всегда отмечается на восьмой день после Светлого Христова воскресения.

В честь какого события празднуется Антипасха

Этот праздник еще называется Фомино воскресенье (а следом наступает Радоницкая, или Фомина неделя), поскольку в это время вспоминают об апостоле Фоме, которого называют Фома-неверующий, или Фома-неверный. Согласно Евангелию, Фома, который опоздал к первому появлению воскресшего Христа перед апостолами, отказывался поверить в чудо Воскресения. «Неверующий» апостол хотел до всего докопаться сам и лично прикоснуться к ранам Христа. «Если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, не поверю», – говорил Фома.

И Спаситель исполнил желание своего ученика. «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», – говорится об этом в Евангелии.

После этого Фома не только уверовал, но и стал нести христову проповедь на всей земле – он проповедовал в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, там он и принял мученическую смерть по разным источникам либо в 68 году, либо в 72 году нашей эры. Его мощи находились в Индии до IV века.

Фомина неделя и Радоница – 2018

Вся неделя, следующая за Антипасхой, называется Фомина неделя, или Радоницкая неделя. На Фоминой неделе во вторник, то есть на девятый день после Пасхи, православная церковь отмечает Радоницу - первый после Пасхи день особого поминовения усопших. В 2017 году Радоница приходится на 25 апреля.

Откуда взялось название «Радоница»

Название содержит слова «род» и «радость»: то есть, христианам, грустя об умерших близких, следует радоваться их рождению для вечной жизни. В праздник Радоницы верующие разделяют с усопшими близкими радость Светлой пасхи – Воскресения Христова.

Что следует делать на Радоницу

В некоторых российских регионах, а также на Украине этот день принято делать нерабочим, чтобы люди могли посетить могилы близких. Власти стараются обеспечить дополнительные автобусы и поезда для доставки людей на кладбища.

В этот день в храмах вновь начинают служить панихиды по усопшим, поэтому с утра многие идут в церковь, чтобы подать поминальные записки. Потом верующие идут на кладбища, где также молятся об усопших, зажигая свечи и иногда приглашая священников. Затем принято убрать и обустроить могилу, украсить ее живыми или искусственными цветами и немного помолчать, вспомнив близкого человека.

Чего не следует делать на кладбище

Церковь не одобряет народную традицию выпивать и закусывать на кладбище, это лучше делать дома во время поминальной трапезы. Особенно отрицательно священники относятся к неистребимому языческому обычаю оставлять на могиле усопшего рюмку с водкой, накрытую хлебом, яйца, конфеты и другие продукты.

Гораздо лучше в этот день накормить голодных, а для усопших «хлеб» – это молитва и память близких.

15 апреля христиане восточного обряда отмечают праздник Антипасхи, который также называют Фоминой неделей и Красной Горкой.

Слово «Антипасха» означает «противоположный Пасхе», или «вместо Пасхи», то есть повторное обращение к празднику Воскресения Христового.

Главное событие, связанное с этим днем, описано в Евангелии от Иоанна. Спустя неделю после воскресения Иисуса апостолы собрались вместе, но, поскольку боялись преследований, закрыли дверь комнаты изнутри. И вдруг в закрытом помещении появился Христос! Он «стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, он показал им руки и ноги и ребра свои». Ученики пришли в восторг от того, что снова могут видеть учителя.

В тот момент с ними не было апостола Фомы. Когда тот вернулся, апостолы стали наперебой пересказывать ему радостную весть: учитель был здесь! На что Фома резонно ответил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю».

Через несколько дней апостолы снова собрались вместе. На этот раз был с ними и Фома. История повторилась: в запертом изнутри помещении как бы из ниоткуда возник Иисус. В этот раз он снова сказал: «Мир вам!» и сразу обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим».

И только тогда неверующий апостол поверил. Он сказал: «Господь мой и Бог мой!»

Но Христос горько заметил: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Название «Красная горка» имеет дохристианские корни. В данном случае слово «красный» является синонимом слова «красивый», а слово «горка» означает место гуляний. Речь идет о празднике, в большей степени приуроченном началу весны – с традиционными кострами, хороводами и «ярмарками невест», чем евангельским событиям.

Иногда праздник называют Антипасхой, что не совсем верно раскрывает его суть. Красная горка скорее не противоположность, а своего рода продолжение Пасхи, праздничное завершение пасхальной недели. В православном календаре это воскресенье называется Фоминым, поскольку по Библии в это день Иисус явился Фоме, после чего недоверчивый апостол окончательно уверовал в чудо воскрешения Христа.

Издавна этот праздник ассоциировался с обновлением, возрождением и расцветом природы, вступлением весны в свои полные права. Холмы и пригорки первыми освобождались и высыхали от снега, покрывались зеленой травой. В народе их называли красными, что означало «красивые». Именно на таких горках отмечали начало настоящей весны, устраивали гулянья, которые сопровождались веселыми игрищами, плясками, пением. Люди жгли костры и водили вокруг них хороводы. В этот день наряжались в лучшие одежды, девушки надевали свои украшения и вплетали в косы праздничные ленты.

Во время празднования Красной горки традиционно устраивали шутливую ярмарку невест и сватовство. Наши предки верили, что именно в этот день можно найти себе наиболее удачную пару. Существовала примета, что те девушки и юноши, которые не пришли на празднование, могут надолго остаться без женихов или невест.

Впоследствии православная церковь стала проводить венчания на день Красной горки. Закончился пост и пасхальные обряды, поэтому влюбленные пары могли заключать освещенные церковью семейные союзы. Считались, что такие браки будут счастливыми, особо прочными и долговечными, благословленные небесными и природными силами.

  • Посещать церковь. Не просто можно, а желательно. Службы, конечно, пасхальным будут по размаху уступать, но это не повод их игнорировать. Да и любой нормальный христианин должен начинать воскресенье с посещения храма.
  • Гадать. Особенно девушкам на суженного. Всеми доступными универсальными способами. Официальная церковь, конечно, любые гадания не одобряет, но в этот день смотрит на нарушение своего запрета сквозь пальцы.
  • Назначать свадьбу. Фактически, именно с Красной горки можно проводить абсолютно все христианские обряды. А свадьбы в этот день вообще обещают долгую и счастливую семейную жизнь.
  • Проводить обряды на благополучие и привлечение любви. Опять же, церковь против, но особо не зверствует. Всё же весна на дворе, у людей мысли о любви, так почему бы всё это в конструктивное русло не направить?
  • Устраивать гулянья. Или даже ярмарки, тут уж от региона зависит. В любом случае, можно веселиться, знакомиться и всячески развлекаться. Ведь скоро настанут более суровые времена, когда основное внимание придётся уделять работе в поле.
  • Всячески отдыхать. Работу по дому, конечно, делать можно, но вроде бы и не обязательно, ведь всё основное уже было переделано перед Пасхой. А с готовкой теперь особых проблем нет – пост закончился, можно расслабиться. Команда Joinfo.ua и журналист Артём Костин, кстати, тоже советуют вам научиться нормально расслабляться – всё же это полезное искусство.

Что самое интересное, на Красную горку почти нет запретов. Вообще. Кроме стандартных, касающихся ссор, ругани. Даже алкоголь употреблять можно, в разумных, правда, дозах. Всё же неделя после Пасхи – наиболее лояльное время для всех христиан.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно вспомнить, что именно можно делать на Пасху, а что – нельзя. Во многом это совпадает с тем, что можно делать 15 апреля, но есть и некоторые различия.

Праздник имеет языческие корни и традиции - многие из них утеряны со временем, но некоторые - сохранились до наших дней.

На Красную горку знакомились девушки и юноши, так как праздник считали днем любви, зарождения чувств и надежд.

Молодые в этот день, по традиции, в игровой и шутливой форме оглашали суженных, которых выбирали и открыто выказывали им свою симпатию.

На Красную горку, по традиции, наряжались в самые красивые наряды, посему к празднику готовились заранее.

Красная горка считалась девичьим праздником, поэтому девушки старались всячески привлечь к себе внимание – вплетали яркие ленты в косы и надевали красочные платки.

На Красную горку проводились массовые гуляния, хороводы, песнопения, игры и, конечно же, сватовство. Кстати, для молодых людей считалось плохой приметой в праздник сидеть дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, найти себе пару не сможет.

Обряды, призванные защитить село от невзгод и привлечь хороший урожай, проводились также в этот день.

Обряд, по традиции, проводили только женщины – для этого они собирались затемно на краю села, впрягались в плуг и, читая молитвы, делали вокруг всего селения борозду.

Хорошей приметой считалось, если при замыкании круга образовывался крест, а глубокая борозда указывала на защиту поселения от неурожая, засухи, болезней и других напастей.

Гуляния начинались после проведения обряда - активное участие в них принимала молодежь со всего села.

Девушки и юноши старалась показать свои умения и таланты с наилучшей стороны - девицы пели и танцевали, а юноши - демонстрировали в состязаниях свою ловкость и силу.

Обряд на счастье также проводили на Красную горку – крашенные яйца люди скатывали с небольших пригорков. Если яйцо ровно скатывалось и не разбивалось – владельца ожидало счастье.

Красная горка в 2018-м, как и в прошлом году, благоприятствует свадьбам, так как выпадает на апрель, в отличие от тех лет, когда праздник выпадает на май.

Народное поверье гласит, что худший месяц для брака - май. Подтверждала предание и поговорка: «В мае жениться – всю жизнь маяться».

Антипасха связана с различными приметами, как и многие другие праздники.

Наиболее распространенные приметы связаны с привораживанием счастья, богатства и здоровья – многие люди верят в них по сей день.

Для привлечения счастья люди на Антипасху загадывали желание на монетку и бросали ее в водоем или колодец. В старину верили, что данный обряд принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.

Для того чтобы водились деньги в праздник, по приметам, необходимо умыться перед иконой, вдобавок самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.

На Антипасху, по приметам, чтобы получить крепкое здоровье и долголетие, принято было молиться Господу. Люди верили, что в праздник не только Бог слышит их молитвы, но и усопшие родственники, которые будут также помогать молящимся.

Материальное благополучие и счастливое супружество год сулит тем, кто на Красную горку приметы соблюдает. Но не забывайте, что эти суеверия, как и любые другие, Церковь не одобряет.

Новости СМИ

Новости партнеров

Публикации раздела Традиции

Кто на Красной горке женится...

В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен Древней Руси был праздником начала весны – с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Красная горка (Фомино воскресенье) – первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя; также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гулянья и хороводы Фоминого воскресенья.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.

На этом, восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число «8» имеет большое значение. Предшествующее ему число «7» завершает земное время, а «8» (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божие, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха – «вместо Пасхи».

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд – «полюдье». В XIX веке Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи ярмарок невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением (окликанием) молодоженов. Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье – первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания.

Красная горка считалась девичьим праздником

В Рязанской губернии Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.

Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

В Пензенской губернии во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возвращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гулянье. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а затем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку. В завершение игры девушки пели:

В завершение игры девушки пели:
У нас в полку убыло. (2 р.)
Ой, диди-ладу, убыло! (2 р.)
А женщины отвечали им:
У нас в полку прибыло (2 р.)
Ой диди-ладу, прибыло! (2 р.)

Во многих местах в Фомино воскресенье устраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губернии девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли…», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

Закличка весны

Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего, возможно, и произошло название праздника – Красная горка.

В Тульской губернии девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы.

Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имярек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»
(Коринфский А.А. 1995. С. 193).

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...» Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня.

Гулянья на Красную горку

В той же губернии, чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с Казанской иконой Божией Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.