Значение удмуртского орнамента в выжигании. Доклад на тему "геометрический орнамент в удмуртском национальном костюме". Геометрия в узорах. Цветовая гамма

Для историков орнамент удмуртский представляет собой неиссякаемый источник изучения этого необыкновенного и самобытного народа. Ведь мастерицы вкладывали в свои узоры душу, они отображали все, что их окружало: традиции, культуру, предметы быта. Орнамент тесно переплетается с особенностями удмуртов как нации, их замкнутой лесной жизнью и творчеством.

Особенности

Удмуртский орнамент возник еще задолго до появления отдельной нации. Но изучать его начали только с конца 18 - начала 19 веков. Экземпляры более раннего периода практически не сохранились. Первым исследователям особенностей удмуртской культуры было непривычно видеть на тканях яркие сочные цвета. Практически все удмуртские узоры и орнаменты выполнены красными или черными нитками, коричневыми или золотыми.

Преобладание пестрых оттенков объясняется очень просто. Удмурты жили замкнутой жизнью в лесной глуши. Недостаток света они воплощали в своих рисунках. Ритм цвета придает движение узорам, наполняет их жизнью и радостью.

Мотивы орнаментов

На вышитых полотенцах чаще всего встречаются простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты. Более поздний орнамент удмуртский уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния украинской культуры.

Наиболее распространен в вышивке силуэт Этот элемент присутствует у многих народов Урала. С ним связан один древний миф. В нем говорится, что птица может нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад возникла суша.

Мотив водоплавающей птицы обязательно присутствовал на рукаве свадебной рубахи девушки. Позднее он начал выглядеть как крылья утки.

Символика цветов

Как и многие народы, удмурты представляли себе мир трехчастным. Согласно их верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю - красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир - черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага

Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир. Например, женский нагрудник чаще всего вышивался так: посередине был большой под ним находился черный или темно-синий. Сверху вышивались различные орнаменты светлыми цветами.

Мировое дерево

Образ мирового дерева характеризует удмуртский национальный орнамент. Поскольку жители населяли в основном лесную местность, неудивительно, что с деревьями связано многое. Так, удмурты верили, что после смерти человек может обратиться в дерево. Каждый ствол с кроной имел свою душу, с ним можно было поговорить или помолиться ему. Больше всего удмурты поклонялись сосне, ели, рябине и березе.

Позднее мировое дерево перевоплотилось в образ богини плодородия, которая изображалась с поднятыми вверх руками. По бокам обязательно изображались ветки с листиками. Мать Солнце называлась у удмуртов Шунды-Мумы и не только являлась покровительницей небесного светила, но и отвечала за плодородие земель.

Звериные орнаменты

Удмуртский народный орнамент содержит много изображений зверей. Традиционно вышивались кабаны, бараны, рыси, орлы и соколы. Начиная уже с самых ранних этапов развития культуры, удмурты изображали коня. Если он был вышит на полотенце, то этот предмет обязательно нужно было взять с собой в путешествие, а на головном уборе невесты вышивали лошадь, желая счастливого семейного пути.

Другим популярным образом является медведь. Его чаще всего изображали без одного пальца. Такая традиция берет начало с ритуалов погребения шаманов. Когда умирал уважаемый человек, у него отрезали большой палец, который хранили в семье для благословения богов.

Солярные мотивы и свастика

Удмурты тесно ассимилировали с пермяками. Начиная с этого периода, орнамент удмуртский начинает приобретать солярные мотивы. Сначала различные изображения солнца используются в резьбе по дереву, изготовлении украшений, а позже переходят в вышивку.

Самым важным солярным мотивом является свастика. Этот элемент встречается у разных народов, в том числе и у удмуртов. Свастику вышивали на рушниках, одежде. Она выполняла защитную роль - отгоняла злых духов - и означала возрождение, рождение новой жизни, семьи.

Исследователи выделяют мотивы «питыри» (кружок с дыркой в середине) и «питырес» (кружок с орнаментом). Первый был обязательным элементом узора свадебного платка невесты, а второй всегда присутствовал на головных уборах женщин.

Еще некоторые узоры

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, - ястреб, след кошки, голова лягушки.

Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.

Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ - луна. Ее изображали в виде вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна - покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Наталья Суворова
Конспект НОД по декоративной аппликации «Украсим полотенце» с использованием ИКТ (удмуртский народный орнамент)

Конспект НОД по ОО «Художественно - эстетическое развитие»

в средней группе

Тема : Аппликация декоративная «Украсим полотенце » с использованием ИКТ

(удмуртский народный орнамент )

Цель : Формировать интерес к удмуртскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество .

Задачи :

Обучающие :

Совершенствовать умения создавать из квадратов разного размера и

цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке;

Закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры.

Развивающие :

Развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к составлению элементов удмуртских орнаментов .

Интегрируемые образовательные области :

Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности :

Игровая

Познавательная

Продуктивная

Материалы к занятию :

Изделия народа Удмуртии ;

Образцы полотенец ;

Мультимедийный аппарат, ноутбук;

Презентация;

Три полоски бумаги разного цвета;

Прямоугольный, белый лист бумаги;

Кисточки для клея;

Салфетки;

Ножницы.

Формы работы : беседа, вопросы, ответы детей, показ способов работы с использованием ИКТ .

Ход занятия:

Занятие проходит в группе, которая украшена полотенцами с удмуртскими национальными узорами. Звучит удмуртская музыка . Дети входят в группу, их встречает Апай Наталля в удмуртском костюме .

Апай Наталля : Зечбуресь, пиналъёс? Здравствуйте, дети!

Дети (пиналъес) : Зечбуресь!Здравствуйте.

Апай Наталля : Доброе утро, я всем говорю,

Доброе утро, я людям дарю,

И улыбаются добрые люди

Видно слова они добрые любят.

Какие добрые, волшебные слова вы знаете?

Я думаю, мы будем чаще говорить такие слова друг другу. Сегодня мы будем

продолжать учить ушки внимательно слушать, язычок работать и верно

говорить, а мудрые головушки думать и еще много нового узнаем.

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

Дети : В Удмуртии . (слайд2)

Апай Наталля : Люди, какой национальности проживают в Удмуртии ?

Дети : Удмурты , русские, татары, бесермяне. (показ на слайде3)

Апай Наталля : В нашей республике проживают люди разных национальностей, каждый народ носит свою национальную одежду, у каждого народа есть народные умельцы . (слайд 4)

Апай Наталля : Сегодня мы с вами посетим наш музей удмуртских народных умельцев . Красивые вещи создавали народные мастера- удмурты . Удмуртские народные мастера вышивали и ткали полотенца . Концы таких полотенец украшались орнаментами . Посмотрите, из каких элементов составлен орнамент ? (слайд 5)

Дети : Из квадратов.

Апай Наталля : Какого цвета квадраты,треугольники.

Дети : Красные, синие, черные.

Воспитатель : Элементы в орнаменте могут повторяться или чередуются друг с другом по форме или по цвету. Где расположен узор на полотенцах ? (показ полотенец из группы )

Дети : По краю полотенца .

Апай Наталля : Как расположен узор на полотенце ?

Дети : Квадраты наложены друг на друга.

Апай Наталля : На полотенцах обычно украшаются только концы . Вы хотите, поближе познакомится с народными умельцами народа Удмуртии ?

Дети : Да

Апай Наталля : Давайте все вместе попробуем украсить полотенца удмуртским народным орнаментом и отправим им посылку с сюрпризом - наши полотенца .

Апай Наталля : Давайте пройдем в нашу мастерскую (к столам) . Подготовим наши пальчики к работе, разбудим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись

И встряхнулись.

Апай Наталля : Молодцы, а сейчас давайте вспомним, из каких элементов состоит узор удмуртского народа ?

Дети : Из квадратов.

Апай Наталля : Что у вас лежит в тарелочках?

Дети : Полоски разного цвета .

Апай Наталля : Как из полосок получить четыре квадрата?

Дети : Надо сложить полоску на четыре части и разрезать.

Апай Наталля : Давайте возьмем полоску бумаги и сложим ее пополам, еще раз пополам и разрежем на месте сгиба и так все полоски . Какого цвета квадраты самые большие по размеру? (слайд 6)

Дети : Квадраты большие красного цвета.

Апай Наталля : Какие квадраты больше по размеру зеленые или черные?

Дети : Квадраты зеленые больше по размеру, чем черные.

Апай Наталля : Какой квадрат самый маленький?

Дети : Самый маленький черный квадрат.

Апай Наталля : Накладываем узор на полотенца в следующем порядке : на самый большой красный квадрат накладываем зеленый квадрат углами к сторонам к первой фигуры, затем наложим самый маленький черный квадрат. Где расположен узор на полотенце ? (слайд 7)

Дети : По краю полотенца .

Апай Наталля : Начинаем работать с клеем, клеить можно по-разному : два из них наклеивают по бокам нижней части силуэта, а третий – между ними выше, соприкасаясь нижними углами с двумя другими. (слайд 8)

Апай Наталля : Чья работа готова выставляем на мольберт. Итак, наши работы готовы. Ребята, чье полотенце вам больше понравилось и почему?

Дети : Мне понравилось полотенце Ани , Вани, потому что они выполняли аккуратно.

Апай Наталля : Давайте сложим свои работы в посылку. (Слайд 9 – посылка с почтальоном Печкиным)

Апай Наталля : А еще наш народ любит играть в веселые игры. Какие удмуртские народные игры вы знаете ?

Дети : «Водяной» (Ву-мурт, «Игра с платочком» (Шляпаен шудон) и др.

Апай Наталля : Давайте и мы поиграем.

Проводится игра с полотенцем .

Берется удмуртское полотенце , как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя, разворачиваясь вокруг своей оси, начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце , где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается . Выигрывает тот, у кого длин края больше.

Рефлексия :

Что нового узнали?

Какие новые слова?

Что вам было трудно при выполнении вашей работы?

Что бы хотели смастерить или сделать своими руками на следующем занятии?

Апай Наталля : Сегодня мы сделали еще несколько шагов в изучении истории родного края, культуры и традиций удмуртского народа .

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию «Полотенце и платочки» Цель: научиться рисовать полотенце и платочки Задачи: 1. Образование: o Изучить ритм o Подбирать точки разными кисточками o Гармоничные.

Добрый день,уважаемые коллеги!сегодня с детьми своей группы мы сделали групповую поделку -Лес словно терем расписной!дерево наше состояло.

Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Цель: формирование у детей элементарных.

Национальные костюмы удмуртов удивительно многообразны. Удмуртский орнамент на национальном костюме северных удмуртов отличается от костюмов южных удмуртов не только по цвету, но и по рисунку. Кроме того сами костюмы разные по качеству ткани и по головным уборам.

Удмуртские узоры на национальной одежде говорят о принадлежности человека к определенному роду или племени. Символика орнамента удмуртов включает в себя символ «человеко-птицы» – этот главный элемент республики, так же, как и восьмиконечный солярный знак- «толэзе», уходит корнями в далекое прошлое. Кроме того удмуртская символика включает в себя звезду, попавшую на герб республики. Этот орнамент - «тол эзье» или «шудо кизили» - «счастливая звезда», является у удмуртов оберегом от бед и несчастий. Ещё один символ – символ Солнца распространён в орнаментах удмуртских деревень (на одежде, на воротах и наличниках). Одним из самых лирических образов является италмас, удмуртское название цветка купальницы – это образ девушки, матери, родины. Второе название цветка у удмуртов, чаще северных. — гудырисяська, переводится как «громовой цветок», поскольку во многих фольклорных произведениях повествуется о том, как погубивший его оказывается пораженным громом. Так образ девушки, матери, родины как бы находится под охраной мощных природных сил. Есть в символике удмуртов и зеленое кольцо, как образ удмуртского луга, поскольку, по мнению некоторых исследователей, слово «удмурт» означает «луговой человек».

Юнусов Никита

в данном докладе описаны виды орнаментов, а также вы найдете описание удмуртского национального орнамента

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Балезинская школа-интернат»

Школьная практическая конференция

Доклад на тему:

Подготовил:

обучающийся 9 класса Юнусов Никита

Руководитель:

учитель математики Яковлева М.В

село Балезино - 2016

Орнамент – важнейший раздел прикладного искусства. Это художественное украшение, узор, характеризующийся ритмическим повторением и симметричным расположением изображаемых элементов. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, художественные традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Элементы, образующие орнамент, могут более или менее близко воспроизводить окружающую действительность – растительный и животный мир данной местности, различные предметы и т. д. Но обычно мотивы и образы реального мира подвергаются декоративному обобщению, переработке, стилизации.

В течение сотен и тысяч лет вместе с историей и культурой народов складывались и развивались характерные черты национальных орнаментов, их основные комплексы, по которым можно сразу отличить орнамент одного народа от орнамента другого народа. Вместе с тем племена, народности и нации жили в далеком прошлом и живут сейчас не изолированно друг от друга. Экономические и культурные контакты между народами накладывают определенный отпечаток на культуру каждого народа, обогащают ее. Заимствование культурных ценностей, в том числе орнаментных мотивов и комплексов, делается не случайно. Народ отбирает те элементы, которые больше всего отвечают его эстетическим вкусам, дополняют и расширяют его собственные национальные мотивы.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте.

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. Цель орнамента определилась - украшать. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Существуют четыре вида орнаментов:

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Геометрический орнамент.


К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

У многих этнографов сложилось убеждение, что всякий геометрический орнамент произошел путем последовательного и постепенного упрощении зооморфных, реалистических или стилизованных изображений. Что процесс обязателен и составляет одну из закономерностей развития народного орнамента.

Рассматривая удмуртский национальный костюм отчетливо прослеживается геометрический орнамент.

Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, почти вся была домашнего производства. Можно выделить несколько вариантов – северный, южный. Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник без грудки. На северных удмуртов значительное влияние оказал русский север. Праздничная одежда северных удмуртов изготовлялась из отбеленной домотканины, украшалась вышивкой.

Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы – платки, шапочки, повязки и др. - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п.

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе. Головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев.

Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором.

Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники.Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой, тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток.

На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус (кивесь). Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага, бусы (чыртывесь).

Женщины-удмуртки носили чулки (чуглэс), сшитые из толстого белого или цветного холста, а также связанные из шерсти и портяных ниток. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками.

К одним из древних видов удмуртского народного искусства относится орнамент. Наиболее самобытен удмуртский традиционный орнамент в народном костюме.

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов.

Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.
Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели своё название: крылья утки, след курицы... Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и его устройстве, мечты о гармонии с природой.

Узорное ткачество южных удмуртов отличается значительно большей многоцветностью и разнообразием орнаментальных мотивов по сравнению с северным. Их узоры во многом схожи. Однако в южных геометрический орнамент крупнее, силуэты отдельных фигур проще в контуре, ослабевает графическая четкость. Узоры выглядят живописнее и шире. Для южных удмуртов характерны синие, желтые, красные, оранжевые цвета.

4 ноября в Удмуртии отмечается не только всероссийский День народного единства, но и День Государственности республики. 94 года назад Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли Декрет об образовании Вотской автономной области и положили начало формированию государственности Удмуртии.

В 1937 году у республики появился собственный флаг и герб. Этим временем датируется первое описание флага в Конституции УАССР в статье 110: "Государственным флагом Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг Р.С.Ф.С.Р., состоящий из красного полотнища, в левом углу которого у древка наверху, помещены золотые буквы "Р.С.Ф.С.Р." на русском и удмуртском языках, с дополнительной надписью под буквами "Р.С.Ф.С.Р." букв меньшего размера "Удмуртская А.С.С.Р." на русском и удмуртском языках".

Нужно сказать, что флаг менялся не единожды. С 1978 года вместо аббревиатуры стали золотом писать полные названия автономии на двух языках: "Удмуртская АССР. Удмурт АССР". В левом верхнем углу размещались золотые серп и молот, над ними красная пятиконечная звезда, полотно само было красного цвета со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага.

Им было предложено два проект герба. На первом макете в центре изображались ели, которые, по мнению автора, являются центральным образом удмуртской мифологии Мудор Кыз - Мировая Ель (вид Мирового Древа).

На втором макете по середине флага располагалось изображение утки. Галиханов опирался на удмуртский миф о сотворении мира. Он полагал, что именно утка была тем существом, которое Бог послал принести землю со дна мирового океана для создания суши.

Проект флага, предложенный Галихановым, представлял собой полотнище из трёх вертикальных полос: черной, белой и красной; на белой широкой полосе изображался стилизованный национальный орнамент.

В другом проекте флага Галиханова на белом полотнище были размещены черные и красные солярные знаки.

В итоге, предложения Галиханова Комиссия отклонила - в финал вышли другие 2 проекта.

Они предоставили четыре проекта. В основу своих макетов ими был положен известный с 1989 года красно-черно-белый флаг, который неофициально некоторое время считался удмуртским национальным флагом.

При создании своих работ авторы опирались на правила немецкой геральдики, согласно которой цвета герба должны присутствовать и на флаге. Так же тандем предложил изменить порядок чередования полос, изображая их в последовательности сверху вниз - белая, черная и алая.

В первом варианте флага авторы поместили италмас в сплошном зеленом круге. Кольцо в их трактовке означают луг и указывают на то, что этноним "удмурт" иногда переводят как "луговой человек". Во всю длину флага проходили верхняя белая и нижняя алая полосы. Средняя полоса от древка до зеленого кольца была черной, от кольца до свободной кромки флага - лазоревой. Таким образом, авторы хотели соединить в одном полотнище удмуртский национальный и Государственный флаг Российской Федерации. В середине зеленого кольца был помещен золотой круг с черным контурным рисунком цветка италмас.

Второй проект предусматривал такое же решение в отношении композиции цветных полос, но вместо зеленого кольца с золотым кругом и италмасом предусматривалось изображать в центре флага золотой круг с небольшим красным кружочком в центре, которые бы повторяли удмуртский национальный узор "питыри".

Третьим вариантом было изображение золотого цветка италмаса в зеленом кольце на бело-черно-алом полотнище, при этом внутри кольца полосы по ширине совпадали с полосами на флаге, но повторяли цвета российского флага, белый, лазоревый, алый.

Четвертый проект этих авторов под девизом "Кольцо флагов - 2003" предусматривал, что на бело-черно-красное полотнище удмуртского национального флага будет вшит у древка треугольник в бело-лазорево-алых цветах российского флага, отделенный тонкой золотой каймой от остальной части полотнища.

Если говорить о гербе, то он напоминал собой «финский» щит, на фоне которого был изображен цветок италмаса. По словам авторов, «финский» щит был призван подчеркнуть этнические связи удмуртского народа. Италмас же является одним из неофициальных символов Удмуртии. Кроме того, италмас в фольклоре часто связан с женским образом матери. И по легенде человек, погубивший цветок оказывался пораженным громом. Так, материнский женский образ находится под защитой природных сил.

Предложенный художником макет флага состоял из горизонтальных белой, красной и чёрной полос, в центре помещался белый солярный знак. Полосы символизировали три зоны мироздания: небо, землю и загробный мир.

Свое видение герба республики художник воплотил с помощью изображения пермского идола на красном круге.

По словам Ю. Лобанова, борьба была упорной.

Конкуренты утверждали, что соседство чёрного и красного цветов, которые присутствуют на моём гербе и флаге - это цвета траура. Но эксперты отметили, что удмурты в декоративно-прикладном искусстве активнее всех народов Урала и Поволжья использовали и используют чёрный цвет. Это цвет основы, базовый цвет, цвет земли. Так же были высказаны сомнения насчет опущенных крыльев у птицы на гербе, потому я изменил изображение.

Отметим, проекты В. Ковальчукова и Е. Шумилова вызвали возражение тем, что в них использовался чуждый для финно-угорской палитры желтый цвет. Высказывались сомнения и насчет центрального символа - италмаса - слова тюркского происхождения, в котором второй компонент - алмас - соответствует русскому "алмаз" и происходит из арабского языка, куда оно пришло из греческого. Это слово стало популярным после выхода в свет поэмы "Италмас" удмуртского писателя М.Петрова. Так же, поскольку лютик растет на огромных просторах от Сибири до Западной Европы, многие оппоненты сочли, что этот цветок не может олицетворять лишь удмуртскую государственность.

После долгого обсуждения проектов члены комиссии все-таки приняли окончательное решение. Автором флага и герба Удмуртской Республики стал Юрий Николаевич Лобанов.